Жюль Дуанель
Валентинианский гнозис
Моим братьям и сестрампо Гностической церкви, рассеяным по этому гилетическому миру
I
Я затрону тему ГнозисаВалентина.
Это целостный Гнозис. Яприближаюсь к нему с верой, энтузиазмом и волнением, потому что чувствую, чтопришел час, когда долгое время замалчиваемое, долгое время скрытое, долгоевремя сохранявшееся Учение должно быть открыто людям конца этого столетия вовсей своей целительной и освобождающей чистоте.
Я благодарю Папюса заИнициацию для получения этого гностического послания. Недалек тот день, когда ясмогу при помощи Святых Эонов публично явитьвсем людям доброй воли в великом и славном городе Париже евангелие, закоторое мученики, Апостолы, доктора и инициаты жили, сражались, страдали имучались. Евангелие, за которое проливалась их кровь со времен Симона Мага дославных альбигойцев.
Наше время и впрямьисключительное. Мы свидетели возрождения Каббалы, теософии, инициации,астрологии и оккультных наук. Все это вклад в экстраординарное пробуждение. Созвездиевлиятельных духов сияет на психическом небосклоне. Через газеты, журналы икниги сияет свет Востока над западной землей. Появляется абсолют. Развенеправильно, что Гнозис, распространявшийся столетиями и почти исчезнувший,вновь появляется на небосклоне душ? Я лишь голос, возвещающий о нем, голос, нераздающийся в пустыне. Да удалятся все профаны. Мы не будем метать жемчужиныОфира перед невежественными Гиликами.
II
Принцип Гнозиса таков:
Абсолют эманируетбожественные силы, которые являются его ипостасями. Эти эманации проецируютсяпарами (сизигиями) в иерархически убывающих множествах, которые есть эоны.
В начале было Безмолвие,вечный Эон, источник всех Эонов, невидимое Безмолвие, безымянное, невыразимое,бездна; вульгарный язык называет его Богом.
Принцип и причина,бесконечные, замкнутые на самих себя, бездействующие. Но в ненарушимомбезмолвии было два «производителя», мужской принцип и женский принцип, один,мужской, освещающий с Высей, другой, женский, освещающий Снизу. Эти двапринципа содержали корень, источник Бытия или, скорее, сами были корнем иисточником.
Бездна (Батор),замкнутая в себе, созерцала себя при помощи своей вечной супруги Мысли (Эннойя).Безмолвная, подобно Ему, Эннойя получила в этом невыразимом объятииплодотворный, божественный зародыш Эманаций. Это посредством Эннойи безднапроизводит. Потому что это была любовь, любовь к росту. И нет такой любви,которая не жаждет предмета любви.
III
Бездна, таким образом,желала расширяться и Мыслью она эманировала Разум, эон Нус, перворожденного(Моноген), единственно способного понять пределы ее Мечтаний. Это первый изЭонов, и он мужской, и именно посредством его был явлен Бог. Действие, котороеэманировало его, в то же время эманировало его спутника, его наставника,абсолютную Истину (Алетейю), женский Эон, следующий за мужский Эоном,субъективность вслед за объективностью. Так устроена первая Тетрада.
1-2. Сиге — Эннойя(Безмолвие и Мысль)
3-4. Нус — Алетейя(Разум и Истина).
Эта первая тетрада -внутренняя манифестация абсолюта.
Эоны, изошедшие от Бога,в свою очередь, эманировали, как и Бог. Нус и Алетейя породили Речь и Жизнь(Логос и Зоя). Логос и Зоя эманировали Человеческую Сущность (Антропоса) и Собрание(Экклезия). Следует знать, что Антропос — это Человек, отдаленной копией которогоявляется человечество, а Экклезиа есть весь Космос. Антропос, мужской иЭкклезия, женская — это два архетипа мира разума и материи. Это вторая тетрада.
5-6. Логос — Зоя.
7-8. Антропос — Экклезия
Вторая тетрада с первойсоставляют Огдоаду, которая содержит невыразимую красоту Единого, Абсолюта.
IV
Как и их Отец, Эоныэманируют, всегда в сизигии, парами, мужскими и женскими принципами. Такимобразом, Логос и Зоя эманировали и проецировали:
1-2. Битиос и Миксис.
3-4. Агератор и Кенозис.
5-6. Аутофий и Гедона
7-8. Акинетос иСинкразис.
9-10. Меноген и Макана.
Эти десять эоновсоставляют Декаду.
Антропос и Экклезияэманировали
1-2. Параклет и Пистис.
3-4. Патрик и Элпис.
5-6. Метрик и Агапе.
7-8. Эйну и Сунезис
9-10. Экклезиастик иМакариды.
11-12. Телетос и София.
Эти двенадцать эоновсоставляют Додекад.
Единство Огдоады, Декадыи Додекады, проявляющееся в последовательной степени и нисходящее из Абсолюта,составляет Полноту или, языком Валентина, Плерому.
Каждый из Эонов естьипостась жизни Божественной Бездны, нечто, что воспроизводит ее, загадочноезвено, поднимающее на ее уровень. Огдоада на высшем уровне, а Додекада нанизшем. Валентин соглашался с Павлом (Кол. 1:19): «в нем живет Плеромабожественности» (в синод. перев.: «в нем обитала всякая полнота» — прим. перев.).
Эти идеи составляютсущность теологии великого Валентина. С той же ясной простотой и безпомпезности мы покажем космогонию этого доктора Гнозиса.
V
Ни один Эон,эманированный из бездны, не знал ее сущности, ее природы. Только Нус (разум)знал ее, будучи мужским принципом, исходящим прямо от нее и от Эннойи. «Никто»,- говорят Матфей и Лука, — «не знает Отца, кроме Сына» (Мф. 11:27 и Лк. 10:22).
Эта совершенная наукабыла целью всех Эонов. Они изошли от Бога, они жаждали Его, они любили Его, онибыли одержимы невыразимым желанием знать Его. Нус сообщил бы им эту совершеннуюнауку, если бы вечное Безмолвие позволило. Но это не было разрешено.
В последующих эманациях,по мере того, как Эоны удалялись от источника, от места Бесконечного, ихнезнание этой невыразимой тайны росло и их отдаленность увеличивалась. Ихненасытное желание стало настоящим страданием. София ощущала это страдание вневероятной степени. Она была последним Эоном Додекады, удаленнейшим от Отца ипо этой же причине наиболее невежественной относительно тайны своей Природы.Она не могла поддерживать свой мужской принцип, Телетос (Волю), хотя и быласоединена с ним. Она жаждала Бездны, желала быть единой с Ней. Она любилаисточник всех эманаций, отца Эонов, первый Эон. Она стремилась к невозможному.И в ярости и жестокости этой борьбы она бы потерялась в пустоте, если быПредел, Эон Хорос, не был бы послан Сиге (Отцом). Хорос вернул Софию в рамки ееприроды. Изошедший, чтобы восстановить гармонию Плеромы, которой угрожало бессилиеСофии, Хорос чувствовал, что не может исполнить свою миссию, потому что в своейнесказанной любви София уже поднялась к высочайшим звеньям Полноты.
Хоросу нужно былопомочь. Потому Нус эманировал новую пару: Христа и Пневму (Дух). Эти два эонадолжны были восстановить порядок в божественном мире Плеромы.
Христос, появившись предЭонами, объяснил им расширение абсолюта, его законы, его правила, еготребования, его нормы. Благодаря ему Эоны поняли, что абсолютное, непостижимоесамо по себе, может быть обнаружено и понято только в его манифестациях, егоэманациях, его последовательном становлении и что эта непередаваемая сущностьпребывала в вечном Сиге (Безмолвии).
Вслед за Христом Плеромаучила Эоны о святом смирении и святом мире и согласии.
VI
Однако бессилие Софии небыло преодолено. Без помощи своего супруга Воли она родила сама в своейнеудовлетворенной страсти. Женский Эон изошел от ее желания объединиться с Бездной.
Этот Эон, Ахамот, или ЗемнаяСофия, после рождения был исключен из Плеромы, изгнан в хаос, странствуя внепределов божественного Мира, который безжалостно отделил ее от Хороса.
Падая из Плеромы, Ахамотимела краткое видение невыразимого Света, которое возрадовало ее. Это чувствопадения, мучительная мысль об отделенности преследовала ее в изгнании. Этипрекрасные стихи поэта-эзотерика Ламартина вполне можно применить к ней:
И вся земная жизнь былакак будто изгнана из рая,
Когда Господь изгнал ееиз небесных садов;
Смертельные Пределыокинув взором,
Она села в слезах узапретных врат.
Она услышала зов вечнойлюбви,
Изошедший из мест, гденет смерти.
Много раз это несчастноетворение бросалось в пределы Полноты, и каждый раз Хорос преграждал ей путь,как архангел с пламенеющим мечом в Библии преграждал Адаму и Еве дорогу всверкающие двери Рая.
Затем Ахамот, корчась впустоте, рыдала:
Ограниченный природой,свободный в желаниях,
Человек вспоминаетНебеса, как бог, павший на землю.
Из ее священных слезродился влажный элемент. Материя вышла из этой высочайшей печали.
Тогда эон Хорос смилостивилсянад Ахамот. Он эманировал эон Иисус, чтобы успокоить ее, так что она стала егоспутником, а он принес ей отражение сияния Плеромы.
Так искупленная ивосстановленная Ахамот эманировала три элемента, Пневматический, Психический иГилетический. Из этих трех элементов она создала Демиурга, бессознательноготворца нижележащих миров.
VII
Демиург, содержавшийотражение Плеромы и природный элемент, отделил гилетический принцип отпсихического, ранее они были смешаны в хаосе, и создал шесть миров, управляемыхшестью Эонами. Эти шесть миров — небесные сферы, шестислойное пространствоНебесного Свода.
При помощи гилетическогопринципа Демиург организовал материальный мир: «Этот мир существует в Боге», -сказал Валентин, — «как пятно на белой тунике». Эон этого материального мира -Сатана, также называемый св. Павлом Архонтом этого мира. Сатана рожден изматерии, так же как и окружающие его извращенные духи.
Вскоре Демиург захотелсразиться с враждебностью Сатаны. Он противопоставил ему противника, Человека.
Душа Человека создана излуча психического принципа, его тело из гилетической части материи. ЗатемАхамот посадила в человека пневматическое семя. Отсюда тройственнаячеловеческая природа.
Демиург позавидовалсобственному созданию, когда увидел, что Человек удостоился пневматическогосемени, искры Плеромы. Чтобы отомстить, он наложил на Человека обязательствовоздерживаться от сладкого плода древа познания Добра и Зла.
Человек нарушил этотзакон, восстал против Демиурга и был изгнан из рая. Тройная гилетическаяоболочка отравила его душу. Демиург обрек его на жажду чувственного и дал емупристрастие к наслаждениям, чтобы задушить в нем семя света, пневматическуючистоту, которая была дана ему Ахамот.
Ахамот, милосердная имягкая, жалостливая и материнская Ахамот, «соль земли» и «свет мира», далаЧеловеку Благодать, невидимую поддержку, которая позволяет защититься отосновных сексуальных желаний.
Люди разделены на трикласса:
–- Пневматики илиГностики, высшие духи и инициированные, следующие свету Ахамот;
–- Психики, плавающиемежду светом и тьмой, между Ахамот и Демиургом;
–- Гилики, принадлежащиеСатане, чья душа материальна и будет уничтожена;
Сет, Авель и Каин представляютэти три категории.
VIII
Осталось рассказать обискуплении по Валентину.
Наш, человеческий мирбыл искуплен эоном Иисусом. Он пришел через чистый канал Эона, который мыназываем Марией. Эон Иисус не материален. Он создан из психического принципа,недоступного Демиургу, и астрального тела. Иисус оживлен Христом, которыйпокинул Плерому, сошел на него и сообщил ему абсолютную власть над миромСатаны.
Его учение освобождало ивсе еще освобождает Пневматиков. Во время Страстей Христос, непреодолимый Эон,поддерживал и укреплял его. Крест (Ставрос), который стал линией, отделяющейПневматиков от остальных людей — священных символ Гнозиса.
Это учение Валентина вовсей его полноте. Оно разрешает все вопросы. Абсолют никогда еще не являлсястоль ярко, как в этой восхитительной эпопее, произошедшей последовательно втрех мирах. Это основа гностических нравов. Достаточно только сказать, что онообъявляет неповинность Бога во зле, горе и несправедливости.
Происхождение Зла станеттемой другого обзора.
Перевод Sedric
Пусть же Эон, нассопровождающий, просветит, осветит и очистит нас.