Шон Мартин
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ 2
Базовые идеи и темы
В нашем западном представлении алхимия — это в первую очередь человек, напоминающий современного химика, в заполненной дымом лаборатории, одинокая фигура, бесконечно работающая среди пузырящихся колб и изучающая древние таинственные тексты в тщетном стремлении превратить свинец в золото. Он, возможно, спонсируется богатым человеком, желающим приумножить свое состояние, однако на самом деле тот всего лишь впустую тратит его деньги. Когда люди прознали, что алхимия якобы может сделать ее практикующего невероятно богатым, к Искусству начали липнуть мошенники, как мухи. Их стали называть «надувальщиками» — из-за кузнечных мехов, которые они использовали для поддержания огня в лаборатории.
Искренний алхимик мог непреднамеренно сделать полезное открытие, но не то, на которое надеялся сам алхимик или его покровитель. Например, в алхимической лаборатории была открыта спиртовая дистилляция и фосфор. Неискренний же алхимик истратит все деньги своего покровителя и продолжит переезжать из города в город, производя впечатление на богатых и наивных своими лабораторными представлениями, надеясь, что власти его не поймают.
Именно мошенники обычно попадают в литературу и живопись. Пьеса Бена Джонсона, вполне возможно, самый известный пример, затмевающий более ранний «Пролог и рассказ слуги Каноника» Чосера. Обе работы посвящены ложной алхимии. Джонсон и Чосер, похоже, знали о ней не понаслышке. Предполагается, что именно потеря ими денег из-за алхимиков-мошенников могла стать причиной для написания обоих произведений.
Об истинных алхимиках, тружениках, не стремящихся к сказочным богатствам, известно гораздо меньше. Мы могли бы предположить, что они были образованны, скрытны и трудолюбивы. Их лаборатории могли бы выглядеть так же (во всяком случае, для непосвященных), но без неожиданных вспышек дыма или яркого света, которые бы впечатляли потенциальных инвесторов. Здесь бы работа шла тихо и осторожно, словно в траппистском монастыре, а алхимик бы брал с лаборантов клятву о сохранении строгой секретности. Оборудование должно было бы специально изготовляться так, чтобы не вызвать подозрений у стеклодува или гончара. Сложно даже предсказать те беды, которые бы обрушились на уличенного алхимика. Если здесь и создавалось богатство, то им нельзя было бы щеголять перед другими, нельзя было бы использовать для накопления поражающих соседей материальных благ. Считается, что для Делания требовались лишь простейшие материалы. Его также загадочно сравнивали с «женской работой и детскими играми».
Делание по большей части представляло бы собой наблюдение за изменениями в колбе по мере ее медленного нагревания. В традиционном представлении оно было одним из самых секретных, страшных и почитаемых занятий. Поэтому нам сложно сравнить его с чем-то напрямую. Этот процесс чем-то схож с работой художника в студии, который сам готовит краски, а затем создает ими произведение искусства, что-то светлое и прекрасное, что вдохновляло бы других и, переживая художника, обретало бы своего рода бессмертие. Мы также могли бы сравнить алхимика с врачом или аптекарем. Он изучает природу, отбирает растения и травы, чтобы сделать из них лекарство. Похожее положение занимал кузнец, которого часто считают возможным предком алхимика. Кующего метал, его боялись и уважали как одинокого художника, находящегося на пороге миров. Или монах, изучающий и тщательно украшающий тексты разъяснительными картинками или заметками на полях, намекающими на скрытое сокровище там, где, прочитав, иначе его можно не увидеть.
Мы также можем заметить схожесть с квантовым физиком, который в своем исследовании свойств материи ушел так далеко за пределы экспериментальной проверки, что теперь работает в областях, ранее отведенных только метафизикам и мистикам.
Альберт Великий (1193-1280) перечислил качества настоящего алхимика:
Первое: он должен быть осмотрителен и молчалив, никому не раскрывая результатов своей работы.
Второе: он должен проживать в отдельном доме в уединенном месте.
Третье: он должен осмотрительно выбирать дни и часы для своей работы.
Четвертое: он должен обладать терпением, усердием и настойчивостью.
Пятое: он должен действовать в соответствии с твердо установленными правилами.
Шестое: он должен использовать только сосуды из стекла или глазированную глиняную посуду.
Седьмое: он должен быть достаточно богат, чтобы покрывать расходы на свое искусство.
Восьмое: он должен избегать каких-либо дел с принцами и дворянством.
Как мы вскоре увидим, потенциальные алхимики игнорировали восьмое наставление на свой страх и риск.
Цель Алхимии
Целью западной алхимии было получение Философского камня, позволяющего алхимику превращать неблагородные металлы, такие как свинец, в серебро и золото. Однако это был всего лишь тест, который проверял подлинность Камня. Его настоящее назначение — даровать духовное богатство и продлевать жизнь. Алхимию называли Королевским Искусством, Божественным Искусством, а иногда просто Искусством. Золото традиционно отождествлялось с божественными силами благодаря своей непроницаемости. Оно устойчиво и к огню, и к воде. С древнейших времен существовало поверие, что золото и прочие, менее ценные блестящие металлы (к примеру — серебро), обладают божественным происхождением и способны победить смерть. Таким образом, обладать золотом или пытаться воссоздать его свойства означало приобщиться к божественности и бессмертию. Золотой также был цветом солнца, а серебристый — луны, двух великих небесных сил, питавших жизнь днем и сны — жизнь души — ночью.
Алхимики считали, что золото растет в чреве Матери-Земли. Целью Искусства было ускорить естественные процессы в лаборатории. В их представлении золото и другие металлы росли подобно растениям в течение очень длительного временного периода. Это говорит нам о том, что они интуитивно понимали концепцию геологического времени. Они считали, что в природе у алхимиков (человечества) есть своя роль — они должны работать с природой, чтобы совершенствовать ее. Так как они видели внутри себя весь мир[1], они также улучшали себя и осознавали свою истинную, божественную природу.
Алхимия и герметизм
Идея о том, что алхимик может усовершенствовать природу, является герметической. Алхимия описывается как герметическая наука par excellence. Считалось, что герметические искусства — алхимия, астрология и магия — были открыты человечеству богом Гермесом в мифические времена, предшествовавшие записанной истории. Все три разделяют веру в то, что с их помощью люди способны влиять на окружающую среду. Среду, в которой можно услышать божественное эхо. Астрология и магия влияли на алхимию. Алхимики никогда не приступали к работе, если звезды не были благоприятны.
Мировоззрение алхимии, как и других герметических искусств, восходило к античности. В основе эллинистической (а впоследствии и алхимической) мысли лежит классическая теория четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды. Видимо, впервые она была сформулирована в V веке до нашей эры греческим философом Эмпедоклом. Он утверждал, что все элементы управляются двумя принципами — любовью и враждой. Эта теория получила дальнейшее развитие у Аристотеля (384-322 до н. э.), а после этого стала общепринятой вплоть до появления современной эмпирической науки в конце XVII века. Аристотель полагал, что эти четыре элемента имеют два качества: тепло или холод и влажность или сухость. Следовательно, земля холодная и сухая; воздух горячий и влажный; огонь горячий и сухой; а вода холодная и влажная. В каждом элементе одно из качеств преобладает над другими: в земле — сухость; в воздухе — влажность; в огне — тепло; а в воде — холод. Элементы могут изменяться в соответствии с общими свойствами. Огонь может стать воздухом через тепло или, высохнув, стать землей. Это подразумевает возможность преобразования: через манипулирование свойствами металла свинец можно превратить в золото (современная физика показала, что эта теория, по сути, верна, ведь одни элементы можно преобразовать в другие посредством изменения их атомной структуры).
Дополняя теорию четырех элементов, алхимия утверждала, что металлы произрастают в земле и являются результатом брака серы и ртути. Они рассматривались как противоборствующие силы, мужское и женское, или изменчивое и постоянное. Как в лабораторной, так и во внутренней алхимии[2] идея соединения противоположных сил лежит в основе Делания. В XVI веке Парацельс добавил третий принцип — соль. Три принципа серы, ртути и соли можно понимать как душу, дух и тело соответственно. Именно соль, или же тело, объединяет душу и дух и является элементом, в котором происходит алхимическая работа.
[1] Здесь имеется в виду герметический принцип: «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху».
[2] Внутренняя алхимия — это эзотерическая практика, направленная на преобразование любых обычных состояний или энергий в высшие энергии или состояния сознания.