Павел Дементьев
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
Наверняка вы в общих чертах знаете, что такое экстраверт или интроверт. Возможно, вы даже слышали о психологических типах и функциях Карла Юнга. Но сегодня эти методы либо забыты, либо применяются очень поверхностно. В этой работе я поставил себе цель не просто возродить метод функций Карла Юнга, но также показать его высокую эффективность и полезность на практике, в повседневной жизни, которой мы живем здесь и сейчас: в отношениях, в бизнесе, в темах здоровья и так далее. Поэтому в каждой главе вы найдете много живых примеров из моей практики. В том числе большое внимание мы уделим и конкретным способам работы над слабыми местами.
Введение
Едва попав в область моего внимания, тема функций Карла Густава Юнга сразу же меня захватила. Я сразу интуитивно почувствовал что-то живое, важное и значимое. Но почти сразу же меня удивило, что сегодня это знание оказалось практически забытым. В мире психологии принято жаловаться, что Юнг и его ученики оставили ничтожно мало практических техник и методов. Но по иронии судьбы одно из самых уместных для применения на практике течений юнгианства осталось за кадром.
Сегодня о терминах «экстраверт» и «интроверт» знает, наверное, каждый. Но не каждый знает, что именно Юнг ввел такие понятия как экстраверсия и интроверсия. К сожалению, эти понятия оказались настолько затертыми стереотипным мышлением из серии: «экстраверты любят людей и жизнь, а интроверты вечно депрессивны и погружены в себя», что в конце концов они потеряли свой изначальный смысл.
После того, как была опубликована теория функций сознания, мир стали сотрясать всевозможные типологии и классификации — например, соционика. Но многие из этих классификаций так и не уловили главную суть и превратились в набор безжизненных штампов. Прелесть функций Юнга заключается именно в том, что это не статичная и устоявшаяся система, а в первую очередь динамика, процесс взаимодействия разных функций.
В этой книге я часто пишу названия функций с большой буквы, чтобы вернуть им их значимость и самостоятельность. Через теорию функций Юнг возрождает или заново открывает врата к старым мировоззрениям. Например, экстраверсию и интроверсию можно сравнить с китайскими принципами Ян и Инь, с дневным и ночным восприятием, Солнцем и Луной в алхимии. В нашей западной культуре четыре функции являются выражением четырех стихий: Огня, Воды, Воздуха и Земли.
В этой работе я хочу вернуть эти стихии к жизни, очистить их от безжизненного налета рациональности и показать их как самостоятельные силы. В моём понимании некорректно говорить, что человек относится к чувствующему или интуитивному типу, хотя я буду использовать такие выражения. Правильнее сказать, что через человека проявляется Чувство или Интуиция, стихия Воды или Огня. Я намереваюсь вернуть функциям их воображение, как бы магическую силу. Это те силы, которые проявляются в человеке и которыми нужно учиться пользоваться. Учиться направлять их и понимать их. Поэтому я рассмотрю функции со всех сторон, заканчивая эту книгу проявлением функций на уровне целых стран и известных личностей.
Но кроме возвышенных идей, функции являются просто незаменимой практикой, очень точечной и полезной. Я искренне считаю, что психологу просто необходимо владеть теорией функций, порой это является тотально необходимым инструментом для понимания человека и его жизни. Например, если человек Ощущения начинает планировать на годы вперед, мы уже знаем, что он очень рискует провалиться совсем не туда, куда нужно. А человеку Интуиции не обойтись без долгосрочных планов и дальних горизонтов!
Кроме психологов эта книга будет очень полезна людям, далеким от психологии. Ведь все мы ежедневно сталкиваемся с вопросами человеческой жизни, проблемными характерами и странным, как нам кажется, поведением других людей.
- Подходит ли человек для этой работы?
- Почему мой партнер поступает так и что мне делать?
- Как лучше воспитывать детей, на что сделать акцент в их образовании?
Но главное, пока человек не познает свой личный миф, свою историю, он словно слепой котенок, который мечется и не понимает, а точнее не видит куда ему идти и зачем. Четыре функции связаны с идеей мандалы в юнгианстве. Проще говоря, это прочный фундамент, каркас, через который закладывается основание личности сознания и бессознательного человека. Поэтому я рискнул зайти еще дальше, показав, что функции относятся не только к некому восприятию мира, но они также формируют и создают реальность, ситуации и события, определенные обстоятельства.
Есть и другая причина для создания этой книги. Мы живем в век дезинтеграции. Вокруг столько техник, методов, учений, каждое из которых учит своему. Как понять, что подходит имен- но вам? Как я сказал выше, сегодняшний человек похож на слепого котенка, он наощупь пытается найти способы разрешения своих жизненных вопросов. Но одновременно с этим, сегодняшний человек полностью оторван от своей природы, Души, и он не знает, даже уже не понимает, что это такое — прислушиваться к своей природе. Функции сознания способны дать столь ценный ориентир, компас, понимание, ответить на вопросы «Что в этой многоликой и разнообразной реальности будет подходить именно мне? А с чем мне нужно быть осторожнее и аккуратнее, где, на какой территории я рискую заблудиться в дебрях?»
Но вернемся к нашему разговору о том, что современные психологи часто задвигают функции Юнга в дальний угол, мотивируя свои действия тем, что теория функций устарела. Я же могу уверенно и решительно заявить: это полная чушь. Функции не могли устареть, это то же самое, что говорить, что концепция Инь-Ян или четырех стихий устарела. Проблема не в этом. Она в том, что современные психологи, к большому моему сожалению, не утруждают себя взглядом, который хоть сколько-нибудь бы касался глубин. Например, в одной из современных типологий появился новый типаж — наполовину интроверт, наполовину экстраверт.
Но друзья, Юнг никогда так не делал, он никогда не считал кого-либо стопроцентным экстравертом или интровертом. Если мы называем кого-то экстравертом, это значит, что его ведущая функция экстравертна, что сознание руководствуется, делает вывод через объекты, за которыми стоит последнее слово. Но это не значит, что у такого человека нет интроверсии и что он не может погружаться в себя, рефлексировать. Но, повторюсь, последнее слово останется за экстраверсией.
Человек может быть с ведущим интровертным Мышлением и со второй функцией экстравертного Ощущения. По интровертному Мышлению его, в первую очередь, волнуют теории и размышления. По второй функции экстравертного Ощущения он может видеть, что его теории не совпадают с физической реальностью. Он это замечает, но его это не останавливает. Помните, Гегель сказал: «Если мои теории не совпадают с реальностью, тем хуже для реальности!» В случае, если у человека ведущим будет экстравертное Ощущение — решающим будет то, что происходит в физической реальности. Если какая бы то ни было теория не будет совпадать с действительностью, она незамедлительно отправится в утиль.
Как видите, ничто не устарело. А даже напротив, становится актуальным как никогда. Но, к моему великому неудовольствию, я вынужден констатировать факт, что вместо того, чтобы углубиться и попытаться понять теорию Юнга, современные психологи ознакомились с ней мельком, спешно повесив на нее ярлык «устарела». А затем ринулись изобретать велосипед новых типажей и теорий.
Написание книги «Психологические типы» было непростой задачей для Юнга. Колоссальный объем самого разнообразного материала, который он хотел подать в виде холодного, научного и размеренного текста. Но книга не шла, текст не писался, пока однажды ему не приснился сон, где белая лошадь тащит груз. Внезапно появляется рыжий великан, убивает лошадь и одним движением руки передвигает груз в нужное место. Юнг понял, что надо писать потоком, что он и сделал. Книга была готова в довольно быстрые сроки.
Я столкнулся с похожим явлением, когда сам сел писать свою работу: огромное количество материала, опыта, случаев из практики, жизненных историй. Как уместить все это на бумаге? Я решил последовать по стопам Юнга, и писал все, что только мог объять мой разум. Потому что тема функций охватывает самые разнообразные сферы жизни и раскрывает ее глубину. Даже написание этой книги само по себе стало для меня построением моей Мандалы! Я выражаю огромную благодарность моим близким, клиентам, которые поделились со мной материалом, а также всем тем, кто терпеливо поддерживал меня на этом интереснейшем Пути!
А теперь, дорогой читатель, предлагаю начать наше путешествие. Приключения не любят, когда их заставляют ждать.
Экстраверсия и интроверсия
Экстраверт или интроверт — сегодня эти понятия знакомы каждому, даже самому далекому от мира психологии человеку. За последние десятилетия эти термины обросли огромным количеством самых невероятных описаний, толкований и, конечно же, стереотипов. Например, считается, что экстраверт активный и веселый, а интроверт пассивный и грустный. В реальности у такого упрощения мало общего с действительностью, и оно скорее мешает, чем помогает пониманию себя и окружающих. В мире психологии все еще царствует госпожа редукция — упрощение и заколачивание догматических гвоздей.
Предположим, человек утверждает, что он экстраверт. Это как будто должно объяснить, оправдать все его поступки и проявления его характера, как само собой разумеющееся. Термин «экстраверт» здесь становится ярлыком, этикеткой, фантиком, но мы забываем, что кроме фантика есть еще и конфета. Термин становится закостенелой ролью, маской. И сразу же пропадает всякое движение, динамика жизни. В действительности, в каждом человеке есть экстраверсия и интроверсия, их взаимодействие создает динамику, трение и искру жизни. Поэтому нам надо очистить экстраверсию и интроверсию от наносных стереотипных представлений, чтобы эти термины снова обрели свою целительную силу. Чтобы они снова ожили.
Экстраверсия и интроверсия содержат в своем корне слово «версия». То есть это две версии, два способа восприятия мира.
Как две руки, правая и левая. Экстраверсия происходит от латинского “extra” — «вне, снаружи; кроме». Экстраверсия — это версия, которая работает с внешним, видит то, что снаружи.
Интро — это сокращенный вариант слова “Introduction”, которое в переводе на русский язык обозначает «вступление». В музыке словом интро часто обозначается первая песня в альбоме или первые аккорды в композиции. Также латинское “intro” — это приставка, означающая «действие, движение, направленное внутрь». Получается, что интроверсия — это версия восприятия, которая работает с внутренним и рассматривает то, что предшествовало, служило предпосылкой ко внешнему.
Получается, что экстраверсия и интроверсия — это два базовых измерителя, два способа выражения и проявления энергии.
Экстра Ян и Интро Инь
Корни открытых Карлом Юнгом экстраверсии и интроверсии, которые в том или ином виде встречаются во всех культурах, уходят в далекую древность. Самое яркое их выражение мы находим в Китае, в концепции Ян и Инь, двух базовых качеств течения энергии, которые есть во всем и везде. Ян и Инь могут проявляться только в балансе. Как только чего-то становится слишком много, начинается дисбаланс. Ян должен уравновешиваться принципом Инь. Самая наглядная аналогия — день и ночь. Ночь увлажняет природу, день дает ей новые силы, ночь перерабатывает эту энергию.
Ян — это день, свет, Солнце, мужское, сухое, внешнее. Распыление энергии. Принцип разделения. Логос. Солнечный свет делает все ярким, контрастным (чем больше света, тем темнее тень). Солнце отдает, излучает энергию. Ян поджигает, возбуждает, ускоряет. В русском языке это часто звучит как: мне нужны сухие факты, мне надо зажечься. Если Ян выходит из баланса, то превращается в жгучее, палящее Солнце, которое иссушает все на своем пути. Появляется радикальность, бескомпромиссность, принципиальность, жестокость. Это огонь, который превратился в пожар и оставляет после себя только выжженную землю.
Инь — это ночь, тьма, Луна, женское, влажное, внутреннее. Аккумуляция энергии. Принцип слияния. Эрос. Ночь стирает границы между объектами, пробуждает страхи и фантомы (когда ветка дерева ночью кажется злым животным). Луна впитывает в себя энергию, убаюкивает. Принцип взращивания, накопления. Если Инь теряет баланс, она превращается в болото. Влага состояний, эмоций и проживаний начинает топить и растворять, тянуть на глубину или дно. Энергия аккумулируется и накапливается без отдачи, в итоге начинается процесс разложения и гниения. Искаженный принцип Инь забирает энергию, вампирит, высасывает ее.
Ян разжигает и отдаёт. Инь успокаивает, сохраняет и аккумулирует. Ян зачинает, Инь беременеет. Инь абстрагирует, Ян конкретизирует. Инь представляет, воображает, созерцает, размышляет. Ян экспериментирует, говорит, делает. Ян — движение от внутреннего к внешнему, от субъекта к объекту. Инь — движение от внешнего ко внутреннему, от объекта к субъекту. Ян — экстраверсия. Инь — интроверсия.
Интересно, что китайский император, олицетворение принципа Ян, не мог много времени проводить с императрицей, так как она олицетворяла Инь, способную притушить огонь его Ян, что могло сказаться на всей стране. В западной философии алхимически и астрологически эти принципы выражаются Солнцем и Луной. Агриппа пишет: «Солнце дает свет, духовность, оно делает что-либо сухим. Но Солнцу нужна влага ночи, Луны, чтобы восстановить свои силы». Можно сравнить Ян с днем, ночь с Инь.
На мой взгляд, китайские Ян и Инь наиболее близки к истинному пониманию экстраверсии и интроверсии. Ян и Инь выражают качества энергии, то есть то, как может выражаться и проявляться энергия. В психоанализе экстраверсия и интроверсия обозначают то, как течет либидо (Юнга, в отличие от Фрейда, под термином «либидо» понимает вообще всю жизненную энергию, тогда как Фрейд обозначает этим словом сексуальность).
Экстраверсия — ориентация энергии на объект, выход наружу. Принцип отдачи либидо.
Интроверсия — ориентация энергии на субъект, внутренний мир, аккумуляция. Принцип поглощения энергии.
Например, когда я пишу статью, я отдаю, проявляю энергию, — это экстраверсия. Когда я читаю статью — я впитываю смыслы, значения; я впитываю энергию. Поэтому в каждом человеке есть как Ян, так и Инь, как экстраверсия, так и интроверсия.