21.03.2025
0

Поделиться

О теологии и психологии: переписка К. Г. Юнга и А. Келлера

К. Г. Юнг, А. Келлер

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ

*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально


Книга впервые собирает под одной обложкой переписку К. Г. Юнга с А. Келлером, видным протестантским теологом, одним из первопроходцем современного экуменического движения и одним из первых религиозных лидеров, заинтересовавшимся аналитической психологией. Их отношения длились на протяжении половины столетия, и много лет Келлер был единственным крупным религиозным лидером, стоявшим на стороне Юнга и его идей. Они оба разделяли неизменный интерес к вопросам веры, и каждый понимал Бога по-своему.

Растянувшаяся на пятьдесят лет переписка поднимает обширные интеллектуальные и духовные темы: природа Бога, совместимость юнгианской психологии и христианства, толкование Библии и таких фигур, как Иисус и Иов, а также феномен национал-социализма.


Предисловие

Теолога Адольфа Келлера (1872–1963) и психиатра Карла Густава Юнга (1875–1961) связывали долгие отношения, растянувшиеся на добрые пятьдесят лет. Они начались в 1907 году и продлились до апреля 1958 года, когда Юнг написал последнее письмо Келлеру, который недавно пережил инсульт. Несмотря на разницу в расставляемых акцентах, Юнга и Келлера связывала общая область интересов. Они то сближались, то расходились. Хотя у них было много общих убеждений, в чем-то они не соглашались, сохраняя при этом взаимное уважение. В своей области оба были первопроходцами: Юнг как психиатр, Келлер как экуменист.

Они разделяли неизменное увлечение вопросами религии, в которых каждый сталкивался с Богом по-своему. (Карл Барт сыграл в этом свою роль на заднем плане.) По мнению Юнга, религия была крайне значима почти для всех его пациентов, по крайней мере для пациентов старше тридцати пяти лет. Его диалог о Боге с теологом Келлером уникален и потому представляет огромный интерес для современности. Даже сегодня не только теологи сталкиваются с религиозными вопросами, но и психиатры и психологи, а теологам, наоборот, приходится справляться с психическими проблемами. И для Юнга, и для Келлера важен был прожитый опыт — здесь, в этом смертном мире. Человек, тело, душа и дух, весь человек целиком — вот что имело важнейшее значение, но в конечном счете важнее всего было благополучие человечества в целом. Для Келлера главной, неизменной заботой и главной составляющей его служения была этика. Хотя и в менее явной степени это было верно и для Юнга, который некогда писал, что его задача в том, чтобы объяснить представления о Боге, «которые определяют наше этическое поведение и оказывают такое важное влияние на нашу практическую жизнь»[1].

Юнг был исследователем-теоретиком, но его работа была укоренена в практическом опыте психиатра; Келлер был практикующим, деятельным священником, остро интересующимся академической теологией. Оба были почетными профессорами: Келлер в Цюрихском университете, а Юнг в ETH [Федеральный политехнический университет Цюриха]. Юнг оставил громадный корпус сочинений, как и Келлер. Их можно назвать современными примерами всесторонних эрудитов. Их интересы были разнообразными и простирались далеко за пределы их профессиональных дисциплин. Они оба хорошо знали Коран, Келлер даже читал на классическом арабском. Им обоим требовались периоды уединения, но они в то же время были общительными, открытыми и равно увлеченными миром. «Благодаря знакомству со многими американцами и путешествиям по Америке я обрел глубокое понимание характера европейца»[2]. Хотя это слова Юнга, Келлер мог бы написать то же самое. Они разделяли любовь ко всему английскому[3]. Оба были активными, обладали огромными запасами творческой энергии и отличались поразительной плодовитостью. Без сомнения, эти два старых друга были одними из величайших швейцарцев двадцатого столетия. Занятые активной деятельностью по всей Европе, они пользовались признанием публики и по ту сторону Атлантики.

Впервые опубликованная недавно «Liber Novus», «Красная книга» — это текст, которому Юнг посвящал себя с 1914 по 1930 гг.[4]после разрыва с Фрейдом. Этот значительный том вызвал сенсацию и содержит, как сказал сам Юнг, «ядро его последующих работ»[5]. Публикации Юнга сейчас переиздаются, и постоянно появляются новые исследования его жизни и работы. «Юнг — это крупная фигура в современной западной мысли. … Он играл критически важную роль в формировании современной психологии». Книги Келлера, с другой стороны, собирают пыль на библиотечных полках несмотря на то, что многое из того, что он ввел, сохранилось и продолжает служить ролевыми моделями. Среди этого наследия — посредничество Келлера между американскими и европейскими церквями после Первой мировой войны, всемирные социальные и гуманитарные встречи, которые частично сохранились во Всемирном совете церквей в Женеве, а его экуменическая образовательная работа продолжается в Экуменическом институте Боссэ. Швейцарскую организацию помощи церквям HEKS можно косвенно связать с ним, а Федерация швейцарских протестантских церквей восходит прямо к Келлеру, который направлял ее многие годы. Кроме того, несравненны его усилия по помощи еврейским беженцам в нацистский период.

В центре этой книги — диалог Келлера с К. Г. Юнгом и аналитическая психология. Юнг, со своей стороны, всю жизнь глубоко интересовался религией и, хоть и в меньшей степени, теологией. Он был лично знаком с несколькими теологами, но эти отношения до 1945 года были были довольно непостоянными, во всяком случае, по сравнению с его отношениями с Келлером[6]. Он стоял за сотрудничество между психологами и теологами в терапии людей с психическими проблемами. Келлер, в свою очередь, интересовался психологией со студенческих дней и рано начал диалог с К. Г. Юнгом, в отличие от всех других теологов его поколения. Он и его студенческий друг Оскар Пфистер были первопроходцами в так называемой пасторской психологии, сильнее заинтересовавшей теологов после Второй мировой войны и еще больше около 1970 г. [7]

Это введение состоит из двух частей. В первой части после краткого обзора юности Юнга и Келлера и начала их профессиональной жизни представлены их отношения с 1907 г. до 1943 г. С этого периода сохранилось всего несколько писем, самое раннее — письмо Юнга в 1915 г. Однако есть разные другие документы, связанные с их отношениями и сотрудничеством, такие как записи бесед и лекций. Потому мы слышим подлинные голоса Юнга и Келлера не только в письмах, но и в первой части этой книги. Часть вторая состоит из переписки (аннотированной редактором), которая по большей части начинается в 1943 г., на поздней стадии их отношений. Добавлена статья Келлера по случаю шестидесятилетия Юнга.


[1] Jung, «Answer to Job», в C. G. Jung, «Psychology and Religion: West and East», CW 11, pars. 553–758, Routledge 1970, par. 738. (Перевод Р. Ф. К. Халла).

[2] Jung, «Memories, Dreams, Reflections», p. 275.

[3] Оба бегло говорили по-английски и по-французски.

[4] C. G. Jung, «The Red Book. Liber Novus», Norton, New York, 2009.

[5] Ibid., «Introduction» (Sonu Shamdasani), p. 193. 6 Ibid., p. 193.

[6] Наряду с Оскаром Пфистером (1873–1956) положительным исключением был Ганс Вегманн (1889–1973), с которым Юнг обменялся несколькими письмами между 1937 и 1945 гг. и однажды пригласил на лекцию. Известный профессор теологии Пауль Тиллих, разработавший теорию религиозных символов, находился под влиянием юнговской концепции «коллективного бессознательного». См. Werner Schussler and Erdmann Sturm, «Paul Tillich. Leben –– Werk –– Wirkung», Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2007, p. 47f.

[7] Примеры протестантских теологов послевоенного периода: Отто Хендлер, Вальтер Усадель, Эдуард Турнейсен, Ханс Шер, Поль Фреди де Кервен и Вальтер Бернет, а также, в первую очередь, английский доминиканец Виктор Уайт. В последнее время в их число вошли Вольфганг Шильдман и Сусанна Хейне.