05.05.2024
0

Поделиться

 Практическое руководство по работе со сновидениями

*При использовании смартфона, рекомендуем читать книгу в альбомной (горизонтальной) ориентации

Стрефон Каплан-Уильямс

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ


Представьте себе, что каждый день вы сможете входить в особое пространство, созданное специально для вас. В нём вы бессмертны и неуязвимы; за час снаружи может пройти месяц внутри. Там вы встретитесь с наставником, который предложит вам именно те испытания и задачи, которые необходимы для вашего пути; там, в гениальных пьесах, поставленных для единственного зрителя, вам откроются глубокие тайны бытия — и вы получите конкретные жизненные советы, там вы найдёте решение вопросов, которые вас мучали годами — и обретете ясность, здоровье и целостность. Подумайте, чего бы вы смогли достичь, обладая таким преимуществом? Итак, хотите ли вы войти в это пространство?

«Так ложитесь спать», — говорит Стрефон Каплан-Уильямс, руководитель Международного Института по Работе со Сновидениями. Ну, а если вы желаете узнать о том, какие методы разработали за десятилетия исследований и практики сотни людей, на своём опыте научившихся извлекать из сновидений силу, смысл и знание — прочтите эту книгу.


Глава 1. Призыв к решимости

Работа со сновидениями — эволюционный инструмент Новой Эпохи.

Нет, не психология, не изучение ясновидения и человеческого потенциала, не записи сублиминального, не медитация, не опыт выхода из тела, не ченнелинг — или что там ещё происходит в наши дни, но работа со сновидениями: новая практика работы со сновидениями, фантастический прорыв, который мы свидетельствуем в конце двадцатого века. Не психология, что использует работу со сновидениями, но практика как важный подход и творческое силовое поле само по себе.

Обсуждение сновидений и работа с ними были важным аспектом развития человечества при переходе из животного доисторического состояния. Сейчас, когда цивилизации снова подталкивают человеческую расу к зверствам современных войн и экологическому изнасилованию земли, работа со сновидениями может снова стать инструментом индивидуальной и культурной эволюции.

В этой книге мы постараемся подтвердить то, о чем пишем во вступительном слове.

Мудрые книги мира могут нас многому научить, но разве это сравнимо с духовными и психологическими возможностями, которые открываются людям и сообществам практикующих, стремящимся постичь загадки сновидений?

Это не умаляет огромной ценности великих религий и мировой литературы со всей их мудростью. Это лишь значит, что в постоянной работе со сновидениями вы найдете источник мудрости, важный для вашей жизни и для тех, кто вас окружает, если только вы последуете за своими сновидениями. Ни одна религиозная традиция не предлагает этот процесс.

Целительный источник, способный восстановить баланс в каждом из нас, подсказывающий, как действовать в жизни, говорит с нами ночь за ночью. Где еще вы встречали такое внимание к себе от источника, что мудрее вас? Разумеется, ни один гуру, ни один священник, религиозный проводник, терапевт, учитель, родитель не смогут также хорошо направить вас, как ваш внутренний центр, способный провести вас дорогой сновидений к истинному смыслу вашей жизни. Но, несмотря на то что каждую ночь этот источник предстает перед вашими глазами, чтобы вступить во взаимодействие с ним необходимы определенные настойчивость и постоянство — в том, чтобы научиться работе со сновидениями.


Каждый афоризм – это высказывание, стремящееся отобразить мудрость Бога.


Вы учились водить машину, писать письма, читать книги, петь песни, работать в торговле, готовить еду, воспитывать детей, — почему же вы не научились работе со сновидениями? Тому, что уведёт вас за пределы традиционных форм обучения — книг, школ и телевизора?

Почему мы, как человечество, не научились работе со сновидениями

Большинство из нас не учились работе со сновидениями, потому что в современном виде она начала развиваться лишь в начале века — с 1900 года, — когда впервые была опубликована книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». И сейчас, в том же веке, у нас появилась гораздо более эффективная методика работы, описанная в этой книге.

Мы не умеем следовать за своими сновидениями из-за страхов и защитных механизмов, усвоенных в детстве. Нас всех учили держать себя в руках, чтобы устоять во встрече с ужасами жизни; и всё же реалистичный взгляд на мир противоположен этому. На самом деле, через наше сновидческое эго — образ себя в сновидении — мы каждую ночь встречаем вызовы в виде различных ситуаций, меняем отношение к великим энергиям жизни, взаимодействуя с ними, а не контролируя.

Каждое сновидение обучает наше сновидческое эго, сталкивая его лицом к лицу с необходимостью узнать о жизни что-то важное, не просто размышляя, но действуя по-новому, — вот, что я действительно усвоил, наблюдая и проживая свой опыт.

Большинство из нас еще не стали Воинами Снов, чья приверженность активному участию и обучению в сновидениях постоянно растет. Мы все еще пугаемся, когда в сновидении грабитель пытается взломать нашу дверь, вместо того, чтобы пойти и встретиться с потенциальным врагом лицом к лицу.


  • Только исполнимые обещания – настоящие обещания.

Техники из этой книги и видение, которое она передает, научат вас справляться с враждебными силами из сновидений, не избавляясь от них, но взаимодействуя так, чтобы ваше сновидческое эго оставило попытки контролировать и вместо этого стало сотрудничать с силами, что приходят к вам в сновидениях через символы.

Диктаторское и контролирующее поведение не работает ни в личных отношениях, ни в рабочих, так почему же вы настойчиво продолжаете пытаться контролировать что-то во сне?

Источник Снов учит

Источник Снов каждую ночь старается научить нас справляться со страхами, болезнями, препятствиями, гневом, с энергией любви и отношениями всех типов, со всем великим разнообразием явлений жизни. Насколько он хорошо справляется со своей задачей? Не очень-то — для тех, кто не следует своим снам искренне.

Точно так же Источник Снов не любит, когда его обкрадывают, лишают сил и не дают научить наши эгоистичные личности чему-то новому. Это происходит, когда люди пытаются практиковать управление осознанными сновидениями, просыпаясь внутри сна и стараясь превратить пугающие ситуации в приятные и безопасные.

Вы здесь, на земле, не для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, а для того, чтобы справляться со всеми проявлениями жизни — разрушительными и созидательными, жизнеутверждающими и несущими смерть.

Сновидения — самая честная часть нас. В них можно обнаружить себя занимающимся сексом с женой соседа или даже с собственным родителем. Мы можем увидеть, как мы испражняемся на пол в гостиной, убиваем кого-то, ищем кого-то, падаем со скал, находим сокровища, становимся жестокими, целуем друзей, которых никогда раньше не целовали, — всё богатство возможностей существования. И так и должно быть!


  • Если тебе дали меч – овладевай мастерством, а не отбрасывай его!

За исключением нескольких периодов, я работаю со своими сновидениями с двадцати лет, а сейчас мне 56. Когда я просыпаюсь, я записываю хотя бы одно сновидение, кроме тех дней, когда я переутомлен или перегружен. С каждым сновидением я провожу какую-то работу. За 15 лет анализа с четырьмя разными аналитиками и благодаря самостоятельной работе я потрясающе изменился. В этой книге я описываю что-то из истории собственной практики работы со сновидениями. Могу сказать, что у меня все еще бывают кошмары, необъяснимые сны, сложные столкновения — все виды сновидений, которые можно помыслить. Я отличаюсь от себя прежнего в основном тем, что действую гораздо активнее и в работе со сновидениями, не завися от аналитика, и в самих снах — вместо того, чтобы убегать в ужасе или прятаться и наблюдать, как обычно поступают начинающие практики. Сейчас я могу переживать сильный страх во сне, даже испытывать ужас, но мне это нравится, потому что я знаю, как приветствовать любое интенсивное чувство, позитивное или негативное. Еще я гораздо эффективнее действую и ориентируюсь в своей повседневной жизни. Я в прекрасной форме для своего возраста — физически и ментально. Думаю, это последствия постоянной практики. Время от времени я подробно прорабатываю значимые сновидения и, тем не менее, чувствую, что мог бы уделять больше внимания личной проработке сновидений.

Прелесть и сила тёмных сновидений

Долой так называемых гуру, заявляющих, что вы не просветлены, покуда ваши сновидения бывают хаотичными, страшными или жестокими, если во снах вы, бывает, чувствуете, что теряете рассудок. Эти люди ума, медитирующие, пытаются контролировать свои ментальные состояния вместо того, чтобы полноценно с ними разбираться. Нет никакого вечного белого света пробуждения вроде состояний тибетских йогов. Жизнь не может развестись сама с собой. Жизнь — это жизнь, со всем её великим несовершенством и поразительными точками равновесия. В сновидении мы можем соприкоснуться со всем спектром бытия, не закрываясь от того, что считаем плохим. На мой взгляд, по-настоящему просветленные существа совершенно реалистичны: с ними происходят самые разные события и в сновидениях, и в жизни.


  • Ты не сможешь понять, куда идти, если не знаешь, кто ты такой.

Правда о сновидениях и работе с ними, скорее, звучит так: если спектр вашего сновидческого опыта широк — вы пробуждены. Но если во снах вы переживаете лишь белый свет осознанности или такой же тип осознания, как во время бодрствования, — возможно, вы истощили свой творческий источник суровыми попытками контролировать естественный поток сознания из центральной психе с помощью медитации. Медитирующие, пожалуйста, отнеситесь к этим словам серьезно, используйте эту возможность свериться со своим опытом. Регулярная практика таких медитаций, как ТМ (трансцендентная медитация), может напрочь отделить вас от той части вас, что ответственна за чувства.

Вечный вопрос

Пытаетесь ли вы держать все под контролем или сотрудничаете со внутренним источником, превосходящим ваше эго? Вот вечный вопрос.

Хотя оно пугает, но все же реально. Пускай интенсивно, но в перспективе приносит результат. Пусть сексуально, зато раскрывает энергию витальности. Да, иметь как темные, так и светлые насыщенные чувственные опыты и в сновидениях, и в жизни, — вот знак истинной целостности на этой земле, а не весь этот духовный мусор, которым нас кормят сейчас, — информация из СМИ, ясновидческого ченнелинга, новых культов и религий, новых наук, борющихся за умы мужчин и сердца женщин, а может, и за сердца мужчин и умы женщин.

Работа со сновидениями — истинный инструмент Новой Эпохи, а не все эти техники прошлого, что нам пытаются скормить в годы упования на величие древности, до поры, пока новая эра на самом деле не начнется. Зачем смотреть назад, когда наши глаза созданы для будущего?

Новая Эпоха

Нью Эйдж — это либо Новая Эпоха, либо ничто. Новая Эпоха означает, что дух созидания живёт сейчас: обновленный, полный сил, свежий, едва испытанный, но созревший. Зачем мы так усердно обращаемся к тому, что возникло в прошлом, великолепном прошлом, что покоится на костях ушедших людей? Реальность сейчас совсем иная, и все же так много людей опираются в своей жизни на убеждения и предположения столетней давности. Да, многолетняя мудрость может быть порой полезна, но когда знание становится догмой, которой можно лишь верить, а не применять и проверять в действии, то от мудрости ничего не остается — лишь догма. Догму же приходится принимать на веру, потому что иначе на нее невозможно положиться.


  • Обещания – это вехи на нашем пути через жизнь.

Медитируйте, конечно, если это помогает вам сосредоточиться и делает вас более восприимчивыми к источнику. Поучитесь на этом курсе и на том, этим чудесам и тем, через этот канал и вон тот, но когда вы вернетесь домой, когда удосужитесь замедлиться и отдохнуть минутку, — вот тогда вы придете к себе. Куда вас приведет лихорадочное движение за всеми этими техниками, подходами, религиями, духовными сообществами, гуру, экстрасенсами, догмами, материальными успехами?

Духовные развлечения

Практикуете ли вы что-то серьёзно или просто занимаетесь духовным развлечением? Без твердого и стойкого намерения учиться и полноценно осваивать практику развития, все ваши мастер-классы, конференции и прочие опыты духовного роста бесполезны — это лишь духовные развлечения. И в чем смысл этих отвлечений, кроме как в усыплении души, что не в ладах с собой из-за своей же фальшивости?

Связь между тем, какими мы представляем себя, и тем, кто мы есть на самом деле, взращивается и становится настоящей только через твердое намерение выдержать любые трудности, чтобы пережить личностную трансформацию. Я не знаю лучшего способа решать эту важнейшую задачу, чем работа со сновидениями, потому что она основывается на следовании источнику, отличному от эго, который раскрывается в сновидениях. Но вы не постигнете этого без самоотдачи, подразумевающей личный опыт и столкновение с трудностями. Пока нет настоящей самоотдачи, эта и другие книги будут отягощать вас, теснить сердце слишком поверхностным пониманием.


  • Храбрость рождается, когда цель важнее страха.

Почему бы не перестать убегать от себя в безумной попытке попасть туда, куда вы не направляетесь? Замедлитесь и остановитесь, остановитесь и найдите себя. Каждую ночь во сне ваше истинное я ожидает вас, просит вас быть в настоящем, взаимодействовать, активно участвовать, творить свою жизнь согласно тому, что открывается вам в сновидениях.

Вам некуда торопиться — только домой, к самому себе. Сердце не живет в чужих краях. Вам не нужно больше быть незнакомцем для самих себя. Ваша самость ждет вас каждую ночь, и сейчас вам доступны техники, помогающие оставаться присутствующими и активными в сновидении, так, чтобы следовать источнику сновидений в преобразовании и обретении направления в жизни.

Нет более эффективного способа полноценно реализоваться в контакте с собой и другими, чем настройка на то, кто вы есть на самом деле: вы не достигнете этого, выполняя какой-то тест на типологию личности. Нет. Сейчас. Прямо сейчас и всю жизнь вы можете посвящать себя работе со сновидениями, и ваша любовь к практике следования снам будет расти по мере того, как вы будете чувствовать её непосредственное влияние на ваши сердце, душу, жизнь.

Бросьте искать гуру — реализованную личность Бога — вовне, в самопровозглашенных мастерах. Внутри вас есть тот же источник, что и в их душе, и ваша трансформация могла бы быть не менее глубокой, если бы вы вознамерились со всей энергией и сосредоточенностью следовать своим сновидениям.

В этой книге вы увидите, как работают методы, их результаты. Здесь есть примеры из моей личной практики, так как я, очевидно, привержен процессу. Но также есть и множество примеров того, как процесс работает для других людей. Кто-то из них может казаться менее посвященным практике, чем, возможно, я, но их работа на доступном им уровне — необыкновенная и настоящая. Никакой фантастики, никаких утопий о том, какой могла бы быть жизнь; здесь есть лишь нечто настоящее, не постановочное, подлинное, готовое к вашим личным оценкам и пониманию.


  • Не открывай дверь, если не готов войти.

Как поступать с тем, что эта книга в вас пробуждает

Если вы замечаете, как раздражаетесь и начинаете критиковать что-то в книге, попробуйте следующие действия, чтобы это проработать. Сначала осознайте, что вы спорите с темой или концепцией из книги, а не с автором. Автора не существует. Эта книга живёт теперь сама по себе, как средство для передачи идей и вызовов. Автор может учиться у нее, как любой другой. Если что-то вас взволновало, пожалуйста, возьмите на себя стопроцентную ответственность за свои реакции.

  • Что за чувство возникло у вас и почему?
  • Какие идеи и высказывания конфликтуют с вашими убеждениями и взглядами?
  • Какой вопрос стоит за высказыванием, которое вам не нравится?
  • Какова ваша позиция по этому вопросу?
  • В каком случае сказанное может быть истинным, отражать жизнь такой, как она есть — отличной от того, какой вы хотели бы ее видеть?
  • Каким образом и написанное, и ваши убеждения могут быть правдой?
  • Для тех же, кто скорее вдохновлен, чем раздражен неким высказыванием, вызов звучит так: как я могу полноценно привнести то, что меня больше всего вдохновляет, в свою жизнь?
  • Или как я могу донести эту истину до других — тех, кто, насколько я знаю, озадачен теми же вопросами?

Не стоит читать и соглашаться просто потому, что написанное созвучно с тем, что вы открыли для себя ранее. Почему бы также не пойти и не передать другим то, что вы считаете важным в жизни, не просто рассказывая и обучая, но проживая истинность этого самостоятельно?


  • Сны – это не ответы, а вопросы, приглашающие к размышлению.

Иногда я выражаю свои идеи достаточно категорично с целью обострить вопросы и то, что из них следует. Вы читаете, чтобы пережить приключение, а не чтобы покоиться в самодовольной безмятежности. Я хорошо помню, как злился на некоторые утверждения в настоящих книгах, и как после мне приходилось сталкиваться с этими утверждениями и с этой злостью как с вопросами, которые требовали разрешения в моей жизни. Для меня ключом в проработке злости всегда было обнаружить то, что стоит за ней. Если мне что-то сильно не нравится, значит, во мне есть то, к чему я питаю неприязнь, и я пытаюсь это подавить. Мне нужно творчески прожить то, что отталкивает меня в других. Но, разумеется, закостенелому эго не хочется ничего об этом слышать. Ведь тогда ему наверняка придется меняться!

Я бы добавил, что проблемы злости и отрицания, которые возникают в ответ на утверждения, бросающие вам вызов, — это проблемы целостного восприятия. Вы не можете по-настоящему отвергнуть что-то из этой книги; так или иначе, вы не сможете от этого убежать. Сожгите эту книгу — и оно продолжит жить где-то ещё. Но убегать от того, что волнует вас, означает бежать от самого себя. Так что можете отказаться от этой книги, перестав читать, но, отвергая то, что поднимается в вас, вы отвергаете себя, а это преступление для души хуже смерти. Сейчас мы живы — здесь, на этой земле. Почему бы не практиковать открытость всему, что есть, меняясь, чтобы объять все то, что встречается на вашем пути? Мне пришлось начать открываться, чтобы воплотить свое основное стремление — действительно следовать за сновидениями.

Ведь ночью я не контролирую то, что принесут мне сновидения, с чем они предложат мне иметь дело, что реализовать в жизни. Я стремлюсь следовать энергии источника везде и всегда. Так что, если кто-то огорчает или вдохновляет меня, я намерен получать подсказки и направление от источника и что-то менять, опираясь на новый опыт.

Лучше жить, взращивая целостность, а не защитное отрицание. Вот, что я хочу передать здесь. Я принимаю, что работа с этой книгой и со сновидениями будет предельно трудной — труднее, чем попытки похудеть или — для зависимых — бросить пить, или курить. Так что просто оставайтесь открытыми. Нет необходимости разбираться со всем сразу. Работайте на своем уровне. Сделайте хотя бы еще один шаг, если вы пока не готовы пройти весь путь.


  • Каждая истина – это брак между ложью и реальностью.

Но что вы можете вынести из этой книги? Вероятно, новые воззрения. Да, книги всегда меняли жизни людей, трансформируя их способ воспринимать проживаемое. Эта книга — не просто отражение некой точки зрения. Это еще и методика, путь работы, усердного стремления — если вы выберете это — работать со сновидениями для необходимых изменений в вашей жизни.

Сравнение этого подхода с другими практиками сновидений

Я мало что могу сказать о других способах работать со сновидениями. Там, где того требуют важные вопросы, я обращаюсь к концепциям и примерам из других подходов. Но здесь я в первую очередь хочу передать полноценный метод, который будет служить каждому, кто глубоко его практикует. Откровенно говоря, многие известные мне подходы и те, кто в них работает, и близко не осознают истинного потенциала работы со сновидениями. Я бы не написал эту книгу, если бы совместно с близкими мне практикующими не ощутил, что мы нашли нечто уникальное по глубине. Иначе ради чего мне было брать на себя одинокий труд писателя, внимая тому, что можно назвать Богом, в том абсолютном уединении, которым является писательство?

То, что описано в этой книге, больше всего отличается от других встречавшихся мне методов тем, что это комплексный подход к проживанию жизни. Здесь работа со сновидениями — не просто инструмент для понимания снов, получения ответов на какие-то вопросы или определения степени вашей физической или ментальной разбалансированности. Это полноценный процесс, путь трансформации, сновидческое путешествие, в которое отправляются лишь те, кто посвящает себя следованию снам и трансформации своей жизни.

Кроме того, мы не просто даем интересную информацию и несколько упражнений, как если бы вы вернулись в школу, но предлагаем вам трудиться. И почему необходимость упорно работать должна кого-то отталкивать? Жизнь — это труд. Вы получаете то, что вкладываете в жизнь, а не то, что берете из нее. Так вот, здесь есть нечто настоящее, труд любви и стойкости, сновидческое путешествие. Вы можете с самоотдачей посвятить себя этому процессу на какой-то период времени или на всю свою оставшуюся жизнь. Вы получите отдачу лишь в соответствии с тем, чему вы посвятили жизненную энергию и концентрацию.


  • Ищите вопросы в своих ответах, а не ответы на свои вопросы.

Мы сделали всё, что могли, стараясь передать методы и то, к чему ведет практика. И у нас есть свои обучающие программы. Работа со сновидениями и то, как она позволяет творить удивительное сновидческое путешествие, — наш основной интерес.

Для многих работа со сновидениями должна стать не единственным подходом к жизни и развитию, но центральным ингредиентом в их личном пути. Вы можете быть преподавателем психодрамы, юнгианским аналитиком, консультантом, психотерапевтом, глубоко религиозным и посвященным человеком, хорошим бизнесменом, домохозяйкой или кем-то еще — и все равно практиковать работу со сновидениями как неотъемлемый ингредиент своей жизни. Об этом я предлагаю задуматься своим ученикам и читателям. Работа со сновидениями — самый эффективный инструмент для связи с основным источником и жизни через него. Вот что я имею в виду. Это ещё не всё. Многие другие инструменты и подходы также могут привносить ценные взгляды и обогащать жизнь, устремленную к развитию духовности. Но, работая со сновидениями, вы будете активно советоваться со своими снами, получать направление и узнавать новые способы действовать, чем бы вы ни занимались в жизни. Какие бы вы ни использовали инструменты и подходы для полноценного проживания жизни, каждую ночь ваши сновидения будут включать их в естественный механизм обратной связи для вашего эго — сознательной части вашей личности.


  • Если не удалось победить, учись проигрывать.

Я не говорю, что вы должны слепо следовать снам. Источник Сновидений слишком мудр для такого. И хотя другие авторы и учителя заявляют подобное, я ни разу не встречал сновидение, которое давало бы ответы. Все равно необходимо самостоятельно работать и совершать свои выборы. В этой книге вы будете учиться объективизировать сны, распознавать, что за вопросы и темы проявляются в них и потенциальные возможности их разрешения. Но сновидения не похожи на доброго отца или мать, что, казалось бы, точно знают, в чем нуждается ребенок и что он должен делать. Они не похожи и на религию, обладающую целым списком правил, по которым нужно жить — этикой. Сновидения символичны, они более открыты и свободны. Я думаю, сновидения хотят расширить наше восприятие и научить нас встречаться с реальностью более правдиво и осмысленно. Они оставляют нам особые возможности для выбора, бросают глубокий вызов нашему эго — в перспективе. На страницах книги вы встретите множество таких примеров.

Чему вы посвятите себя?

Так какой же приверженности мы просим от вас как от читателя сейчас, пока вы работаете с этой книгой? Читатели рассказывали мне, как покупали книгу на сиюминутном вдохновении, но потом откладывали на полку — чтобы когда-то вернуться к работе над ней. Они не собирались бросать эту книгу совсем или выкидывать ее, но говорили себе, что пока не готовы или что у них нет времени, материал слишком сложный, чтобы просто и легко пробежаться по ней. Ирония заключается в том, что книга про сновидения не очень-то подходит для чтения перед сном.

Перед вами не бестселлер в духе нью-эйдж, не рецепты духовного детского питания для лучшего пищеварения, но при этом лишенное вкуса. В этой книге нет ничего о том, как открыть в себе бога или богиню или применить какую-то быструю формулу вроде «ваш отец обидел вас в детстве, и поэтому сейчас у вас проблемы с мужчинами». Как же омерзительно движение нью-эйдж, со всеми этими простыми формулами, популярными книгами, унижающими величие человеческого существа своими упрощенными понятиями и взглядами, что едва ли работают в реальной жизни.

Пожалуйста, осознайте, что приверженность чтению и работе с этой книгой означает, что чем-то придется пожертвовать. Вы не можете просто продолжать читать все эти популярные книги про сны, психологию или духовность, работая в этом подходе. Ваша целостность не позволит этого.

Я не хочу, чтобы люди призывали меня дать им ответ или читали мои книги, чтобы получить какую-то простую правду, которую они напялят на себя и будут хорошо выглядеть, при этом не справляясь ни с чем самостоятельно. Намерение читать эту книгу — это намерение работать со своими сновидениями и встречаться с реальными вопросами в вашей жизни. Как я уже говорил, вы научитесь гораздо большему через работу со своими снами и снами других людей, чем на всех этих когда-либо придуманных курсах по чудесам и пробуждению.


  • Всё приходит не тогда, когда ты хочешь, а тогда, когда ты готов.

Вы спросите, озадачите меня: почему же были написаны великие книги всех времен, для чего пишутся популярные книги по психологии и духовности? Видимо, у кого-то есть в них потребность.

Да, я прочел свою долю популярных книг, воспринял свою долю упрощенных идей. Думаю, это стадия, через которую мы проходим — как в сексе. Когда мы впервые проявляем сексуальную активность, этот опыт кажется нам сильно проще, чем потом, с годами; также и с отношениями. Зрелые люди смотрят на юную целующуюся пару и думают: «О, как мало вы знаете о том, к чему это может привести!».

То же самое с популярными идеями. По крайней мере, в подобных книгах и речах гуру мы получаем контекст, открываемся чему-то большему, чем то, что может дать нам современная цивилизация с её культурой. Но кроме вдохновения и хороших идей для жизни, кроме всех этих методик, в них замешано еще много мусора, да и просто того, что на самом деле в реальности не работает — вроде советов любить всех или слишком много (или мало) заниматься сексом, быть гетеро или гомо, того или этого. Жизнь проживается не в этих категориях, нов реальном опыте. Нам нужны наши сновидения, потому что они — эволюционное средство той части нас, нашего внутреннего источника, что было развито как механизм для восстановления равновесия и производства сознания.

Книга вашей жизни

Многие из тех, кто отправляется в это сновидческое путешествие, в ярком и важном сновидении получили особую книгу, которая должна стать их собственной книгой — книгой их жизни. Прямо в этом великом сне они нашли свой ответ популярной психологии и популярной духовности, называйте как хотите. Они нашли свою книгу индивидуации. В великом сновидении вам не дается книга по поп-психологии, а если дается, то, быть может, стоит задуматься о том, на какой глубине вы выбираете проживать свою жизнь. Скорее всего, здесь для вас есть призыв не застревать в поверхностном отношении и перестать думать, что вы можете решить свои проблемы, быстро прочитав книгу вместо полноценного усилия в создании реальной книги своей жизни через самоотверженную работу со сновидениями и с собой. В великом сне источник обостряет ваш жизненный вызов, указывает на выборы, которые вам необходимо совершить для своего развития и обретения новых смыслов.


  • Главный вопрос: с чем ты больше всего не готов столкнуться?

Не лучше ли начать работать со своими сновидениями, чем вернуться в книжный магазин снова, ещё разок, за последней конфеткой, которой кормят массы? Конечно, сделайте это, если оно вам так нужно. Навязчивые действия глубоко вшиты в нас, как пристрастие к курению. Проживите их полноценно, но потом начните работу над собой — настоящую работу, о которой никто вам ничего не сможет сказать, — её вы должны определить для себя сами.

Определение приверженности

Если вы ещё не готовы использовать эту книгу, хотя бы подумайте, к какому конкретному дню вы взрастите эту готовность. Приверженность — это устойчивый выбор двигаться в определенном направлении определенное количество времени, чтобы реализовать важную ценность или достичь цели. Какую значимую дату вы выберете, чтобы посвятить себя этому? Прямо сейчас, в это же мгновение, пока энергия свежа? В следующем месяце, когда вы поучаствуете в создании сновидческой группы или присоединитесь к существующей? Приметесь ли вы за работу в свой следующий день рождения и посвятите этому целый год, работая со всей книгой и хотя бы с одним сновидением в неделю? Ну же, как это помягче сказать — в чем ваше намерение?

Есть знание, которое приходит лишь с твердым намерением; им нельзя просто безболезненно напиться.

Вам не нужно быть успешным, чтобы создать твердое намерение, но для чего-то настоящего просто необходимо. И для большинства из нас это усилие должно задействовать других. Вы можете присоединиться к группе, где участники обоюдно поддерживают друг друга. Если рядом с вами нет человека, профессионально ведущего такие группы, вы можете вместе использовать эту книгу: в ней есть все необходимые рекомендации. Также вы можете включить в процесс практику с Картой Снов.

А теперь нам пора приступить к работе. Эта книга, даже если вы просто читаете её, бережно поможет вам открыть новый мир. Даже если в конце концов вы чему-то скажете нет, не лучше ли сначала узнать, от чего вы отказываетесь?


  • Жизнь — это то, что сделало тебя, а не то, что сделал ты.

Немного истории:

«Юнгианско-сенойское руководство по работе со сновидениями»

Это «Руководство», предшественник этой книги, опубликовали в 1980 году. За последние десять лет было продано около 80000 её экземпляров по всему миру. За это время она стала классикой как глубокий справочник по работе со снами. Для чего сейчас нужно расширенное переиздание? В 1980 году моя позиция по работе со сновидениями состояла в том, что сновидения нужно не интерпретировать, а актуализировать. Поэтому я опубликовал только методику с примерами. Теперь, спустя десять лет, я накопил достаточно опыта в том, как она работает на примере сотен людей. Сейчас я могу представить обновленный метод и рассказать о том, каковы эффекты работы со сновидениями.

В 1977 году я начал объединять множество техник, некоторые из которых были совершенно новыми (я создал их сам), а другие — доработанными вариантами уже известных методов из этой области. До 1980 года не было опубликовано ни одного полноценного руководства по работе со сновидениями. Я увидел, как ценны руководства по определенным темам, например, в сфере массажа или о том, как самостоятельно чинить свой Фольксваген. Эта замечательная, полезная книга непосредственно повлияла на меня. Однажды я даже приобрел себе Фольксваген.

Работа со сновидениями как направление, отдельное от психологии

Итак, поискав, я обнаружил, что, хотя книги о сновидениях существовали, полного руководства со специальной методикой для работы со снами написано не было. Патриция Гарфилд опубликовала «Творческое сновидение», в котором было несколько техник в определенном подходе. Энн Фарадайхад опубликовала «Игру Снов» и «Силу Снов» — популярные книги о ее опыте практики групповой работы со сновидениями, тоже слабые по части методик. Её подход — это всё ещё психология, гештальт-психология, озаренная юнгианскими идеями, а не работа со сновидениями сама по себе.

В этом существенная разница. Работа со сновидениями до этого момента была частью психологии. Фрейдистская, юнгианская, гештальт психология — все они использовали работу со сновидениями в качестве поддержки своего подхода. Работа со сновидениями была одним из их методов, но не основным. Им была интересна терапия и использование сновидений в этом ключе. Такой взгляд сильно ограничил их работу со снами. Юнгианцы и фрейдисты применяли один метод — интерпретацию сновидений, хотя из-за того, что их символические системы отличались, сновидения интерпретировались по-разному. Да, у юнгианцев также существует метод активного воображения, но сам Юнг не оставил точных записей о работе со своими сновидениями или сновидениями других людей. В своем методе он поощрял работу с фантазиями, изначально вдохновленными сновидением или каким-то другим состоянием бессознательного, при этом мало общего имеющими с самим сновидением.


  • Жизнь полна сюрпризов, так что будь наготове.

За мои 15 лет юнгианского анализа с аналитиком — учеником Юнга и с его студентами у меня ни разу не было сессии активного воображения внутри психоаналитического часа. Были лишь толкования аналитика из его авторитетной роли. Вот иллюстрация этой крайности: один юнгианский аналитик написал подробную книгу по юнгианской работе со сновидениями, в которой вовсе не упоминает активное воображение. В опубликованных рисунках Юнга мы не встречаем ничего, что напоминало бы его сновидения, даже значимые, которые он красочно описывает в своей книге «Мемуары, сновидения, размышления». Поэтому здесь я чувствую себя выскочкой, осознающим, что юнгианцы, по большому счету, не используют активное воображение как технику работы со сновидениями.

Метод Юнга я называю «Продление сновидения». Это не «Возвращение в сновидение», метод активного воображения, который я открыл: в нем вы возвращаетесь в сцену сновидения и перепроживаете её, в этот раз до развязки. Я знаю, что до 1980 года никто не писал о «Возвращении в сновидение» как о технике. Я открыл его еще в 1978 году. Но важнее не то, кто был первым, но то, кто раскрыл потенциал метода во всей глубине. Сейчас многие начинают применять «Возвращение в сновидение». В главе, посвященной этой технике, я выделяю её как важный инструмент для исцеления психе. Ничему из этого я не научился на расширенном курсе юнгианской психологии, так что эти два метода отличаются друг от друга. И сам Юнг, по всей видимости, впервые узнал об активном воображении от Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, который применял особые визуализации для религиозного обновления в католической церкви двести лет назад.


  • Куда бы мы не отправились, мы обнаружим, что были там всегда.

Я назвал «Юнгианско-сенойское руководство по работе со сновидениями» первым опубликованным полным руководством по сновидческой работе, чтобы отделить этот подход от психологии. Этой книгой я заявил нечто, обозначив поле работы со сновидениями как отдельный полноправный метод, а не ответвление психологии. Это имеет смысл. Во всех культурах большинство людей запоминают хотя бы несколько за жизнь, это неоспоримо. Сновидение — это уникальный опыт, потому что он происходит во время сна, а сон сам по себе — это состояние, в котором мы оставляем сознательный контроль эго, идем за тем, что происходит. В этом расслабленном, непроизвольном состоянии приходят яркие образно-чувственные переживания — их мы называем сновидениями. Мы совершенно не знаем, почему они появляются, что их рождает. Мы, бесспорно, знаем, что сновидения приходят, что сами по себе они реальны, и, работая с ними, мы можем использовать их, чтобы жить осмысленно.