Ключ, необходимый для понимания
Юнгианской психологии
Иоланда Якоби
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
В этой книге излагается вся суть юнгианской психологии. Она особенно ценна тем, что написана вскоре после смерти К.Г. Юнга одной из его самых ближайших сотрудниц. Книга посвящена
процессу индивидуации, имеющему ключевое значение для идей Юнга. Кроме рассмотрения
самого понятия индивидуации, Якоби также объясняет все основы юнгианской психологии. Книга послужит прекрасным введением к работам Карла Юнга.
Глава 1
Предшественники
Настоящее научное знание состоит не только из ответа на вопрос Что? Оно достигает полноты только тогда, когда можно обнаружить Откуда? и объединить это с Куда?. Знание становится пониманием только тогда, когда охватывает начало, продолжение и конец.
Эти слова И.Я.Бахофена (1815 – 1887), выдающегося соотечественника К.Г.Юнга, взятые из введения к его книге Mutterrecht (1861), могут служить девизом для того холистического, телеологического взгляда на психику, из которого также проистекает юнгианская концепция «процесса индивидуации». Они на восемьдесят лет опережают подход, который пришел на смену атомистическим и механистическим взглядам конца девятнадцатого века, сформировав видение гомогенности психических событий. В основании данного подхода лежало представление о том, что психическая жизнь может рассматриваться как осмысленно упорядоченный процесс, содержащий свою цель в себе самом. Такие воззрения не были полностью утеряны даже после масштабного изгнания романтического взгляда на мир, с его чувством целостности жизни. Мы встречаем их уже у К.Г.Каруса (1789 – 1869), в его работе можно найти сходство с идеями Юнга. Так Р.Маркс в предисловии к книге Каруса «Душа» пишет: «Поистине, пристальнее вглядываясь в жизнь, мы видим, что в ее непрерывных устремлениях должно оставаться чувство, неосознаваемое воспоминание того, что присутствовало ранее, иначе будет необъяснимо, как, на пике развития, после прохождения многих стадий, нечто может вернуться снова сформированным точно таким же образом, как и зародыш, из которого началось развитие (например, яйцо или семя); и снова, мы ощущаем, что внутри должно обитать определенное, пускай даже неосознаваемое предвидение того, куда направляется это развитие и чего оно ищет, иначе явный прогресс, регулярное возникновение многочисленных явлений, которые сами по себе могут быть только промежуточными стадиями, которые подчиняют самих себя высшим целям, будут абсолютно необъяснимыми».1 В этих предложениях мы не можем не слышать звучания духовных нот, отдающихся эхом в сочинениях Юнга.
С попыткой понять личностное развитие как разворачивающееся в соответствии с целью и организованное присущими ему стремлениями и склонностями, в девятнадцатом веке возник ряд психологических теорий, рассматривавших предмет со всевозможных сторон; это были, например, детерминистские, виталистские, персоналистические теории, теории, ставившие во главу угла развитие, генетические, и, в частности, гештальт-психология. Они в основном ассоциируются с именами В.Вундта, Ф.Крюгера, К.Коффки, У.Штерна, Шарлотты и К.Бюлера, Е.Шпрангера и многих других помимо этого. Будет, однако, ошибкой считать, что взгляд на жизнь как на целостность, пусть даже в разных вариациях, является открытием научной психологии.
Человеческая жизнь рассматриваемая как гомогенный процесс, как развитие состоящее из стадий, у каждой из которых свои особенности и отличительные черты, – это давний взгляд, снова и снова возникающий в западной литературе. В соответствующем случае, это могут быть две, три, четыре или даже десять сегментов или стадий, на которые поделена наша жизнь от колыбели до могилы.
Простейшая форма, разделение на две стадии, включают в себя молодость и старость. Разделение на три стадии следует ходу солнца: утро, день, вечер, параллелью которого является молодость, зрелость и старость, как изображены, например, на картинах три Волхва: Гаспар – это молодость, Бальтазар – зрелый мужчина, Мельхиор – седобородый.2 Знаменитая картина «Пруденция», приписываемая Тициану, отражает ту же ситуацию, но здесь три человеческих головы соотносятся с тремя животными – волком, львом и собакой.3 Разделение на четыре основано на четырех временах года. Оно соотносится з древнеримской последовательностью: puer, juvenis, vir, senex. К ним при делении на пять прибавляется virilitas, достойное совершеннолетие, или, как у Варро, infantia. При пятичастном делении стадии длятся четырнадцать лет; они соответственно проходят в два цикла по семь лет. Наиболее распространено подразделение на семь или десять стадий. Последнее соотносится с планетами, утверждается, что первые десять лет проходят под влиянием Меркурия, следующие десять – под влиянием Венеры, последние десять под влиянием Сатурна.4 После семидесяти одного будет проходить под влиянием Урана.
Здесь можно процитировать забавное народное стихотворение:
Ограда служит три года,
Собака переживает три ограды,
Конь переживает трех собак,
Человек переживает трех коней,
Осел переживает трех человек,
Дикий гусь переживает трех ослов,
Ворона переживает трех диких гусей,
Олень переживает трех ворон,
Ворон переживает трех оленей,
Так человеку отпущен 81 год,
Но фенкису 177147.
«Лет нашей жизни шестьдесят и десять, а при большей крепости восемдесят», – говорит Псалмопевец.5 В десятистадийном цикле жизнь продолжается до ста и свидетельствует в пользу неугасающей человеческой надежды как можно дольше существовать на земле.6 Другое народное стихотворение говорит:
Тот, кто в двадцать лет не был худым,
И в тридцать лет не заболел,
И в тридцать пять не набрался сил,
И в сорок не разозлился,
И в шестьдесят пять не разбогател,
И в семьдесят пять не помудрел,
И в восемьдесят пять не поседел,
И в девяносто пять не попался,
И в сто не был повешен,
И пережил весь этот срок,
Боже! Он был счастливым человеком.
Человеческая судьба разворачивается стадия за стадией, как бутон, скрывающий в себе цветок. Эта идея глубоко проникла в человеческую душу, оставляя свой вклад в неисчислимых памятниках народной литературы и часто также в поэзии и искусстве. Она породила огромное количество полных символизма высказываний, историй и картин. Эта восточная сказка представляет собой восхитительный пример:
«Бог, захотев определить срок жизни своих творений, дал ослу, собаке, обезьяне и, наконец, еще и человеку по тридцать лет. Но это было слишком много для животных, Бог, пожалев их, дал ослу только восемнадцать лет, собаке – только двенадцать и обезьяне только десять. Но для человека тридцати лет было слишком мало, и Бог, сжалившись над ним, дал ему вдобавок восемнадцать, двенадцать и десять лет от животных. Вот почему первые тридцать лет человек живет людскую жизнь, затем по порядку он бывает захвачен обременительными годами осла, потом рычит, как собака, а дальше становится глупым, как обезьяна и предметом детских насмешек. За тридцатью человеческими годами идут сорок лет животных, стало быть жить человеку семьдесят лет.»7
Жизнь как колесо фортуны, спицы которого символизируют отдельные фазы, или как дерево с широко раскинутыми ветвями – это все время повторяющиеся образы. Часто она описывается как «странствие» или «блуждание», или как говорит Ларошфуко: «Наша жизнь – прогулка в горах с неожиданными панорамами, поворотами, привалами и целью, которая нам неизвестна»8. Являясь оптимистом, он не упоминает опасности и пропасти. Все эти образы, будучи уместными и правдоподобными, остаются в сфере биологического и повседневного и не проливают свет на глубинный смысл жизненного пути.
С устойчивым ростом продолжительности человеческой жизни на протяжении последнего столетия и необычайным возрастанием в результате этого количества пожилых людей фокус данной проблемы радикально сместился. Очевидно, что необходимо выработать совершенно новое отношение к жизненному пути, прежде всего к проблеме старения, которой необходимо придать новое значение. Если древние римляне называли первые тридцать лет жизни aetas, то есть поколение, то это значило, что на передний план выходили репродуктивная способность и семья, или биологические и социальные задачи. Но когда средняя продолжительность жизни составляет семьдесят лет, духовные и психические задачи также предъявляют свои требования человеку, который хочет обрести удовлетворяющий его смысл и найти назначение своей жизни.
Шарлотта Бюлер заслуживает признательности за свои попытки научного исследования проблем, связанных с рассмотрением человеческой жизни как целого. На тщательном анализе ответов на опросники и массе биографических данных она описывает в своей книге9 ряд типичных жизненных путей или структур жизни, которые проявляются с определенной регулярностью. Ее вывод о том, что творческим заданием человека, специфически человеческим мерилом полноценного существования, является «быть для чего-либо, будь то человек, вещь, дело, идея»10 попадает точно в цель. Она выдвигает биологический план (А) жизненного пути, дополняя его духовно-психическим планом (пунктирная линия), ход которой в зависимости от личных усилий, таланта и судьбы, может принять отличное от биологического направление.
В рамках биологического плана Шарлотта Бюлер выделяет два основных направления: период роста примерно до сорока пяти лет и период ограничения от сорока пяти лет до конца жизни. Жизнь разделена на три главные фазы: от рождения до двадцать пятого года (фаза I), от двадцать пятого до сорок пятого года (фаза III), от сорок пятого до семидесятого года (фаза V) и на две переходные фазы, в которых происходит изменение направления и смена поколений: от пятнадцатого до двадцать пятого года (фаза II) и от сорок пятого до пятидесятого или шестидесятого (фаза IV).
В первой переходной фазе появляется репродуктивная способность, а во второй она затухает. В так называемой «нормальной структуре» (В) духовно-психическая кульминация совпадает с биологической: она имеет место в третьей, средней фазе, между
А. Биологический план.
B. «Нормальная структура» течения духовной жизни. Здесь духовная кульминация совпадает с биологической в фазе III, возрастая и падая с той же скоростью.
С. Здесь духовная кульминация возникает уже в фазе II, первой переходной фазе.
D. Здесь ранняя кульминация продолжается до конца жизни.
E. Здесь духовная кульминация возникает только в фазе IV, второй переходной фазе, и продолжается до смерти.
двадцать пятым и сорок пятым годами.11 В особых случаях кульминация может быть достигнута ранее, еще во второй фазе (С) и потом интенсивность духовно-психической жизни может резко пойти на спад, или в более редких случаях продолжаться очень длительное время, прямо до фазы V (D). Но духовная кульминация может также иметь место относительно поздно, в середине фазы IV, и потом продолжаться до самой смерти (Е). Диаграммы на страницах 13–14 могут служить иллюстрациями.
А представляет жизнь полностью основанную на витальном, D – жизнь, полностью основанную на духовном.12 Очевидно, что в сравнении с биологическим планом, течение духовной жизни может быть или опережающим, или запаздывающим и может вести к кульминации в относительно ранние годы (С) или в позднем возрасте (Е). В духовной жизни возможность роста заканчивается только к смерти. В целом, Шарлотта Бюлер сумела показать, что есть характерные различия, как в течении жизни, так и во времени и продолжительности ее кульминации, и что осмысленное существование возможно независимо от того коротка жизнь или длинна.
С помощью этих тезисов Шарлотта Бюлер сделала важный шаг в направлении целостного подхода, который приближается к собственно юнгианскому. Однако, ее исследования, не взирая на искреннюю попытку проникнуть глубже, все еще остаются основанными на психологии сознания и ее специфических методах.
Альфред Адлер, бывший в свое время учеником Фрейда, подобным образом в рамках своей индивидуальной психологии говорил о «руководящей фикции», которая ставит отпечаток на всю человеческую жизнь финалистическим устремлением и имеет своей целью удовлетворение потребности во внутреннем состоянии превосходства. «Превосходство», с точки зрения Адлера, – это цель, направляющая все человеческие желания и действия, и ей подчинено, сознательно или бессознательно, все, что человек делает и чувствует. Нельзя отрицать, что это мнение имеет определенные основания и все же оно слишком односторонне и дает только фрагментарное представление о человеческом существовании. Это упрощение путем сведения к одному инстинкту или стимулу.
Таким образом, было зарезервировано место для глубинной психологии,13 новой науки, возникшей на рубеже веков, чтобы нарисовать совершенно новый портрет человека и эмпирически исследовать психэ в ее тотальности и целостности. Здесь охвачено не только содержание и процессы сознания, но также принимается в расчет то, что находится в безграничной области бессознательной психики. Это означало революционные изменения в нашем понимании и анализе форм поведения, поскольку необходимо было признать, что в человеке, кроме его произвольных и известных действий, также существуют импульсы, которым он не хозяин и над которыми он не властен. Можно легко понять, что глубинной психологии было в прошлом, а зачастую и сейчас, сложно продвинуться в решении поставленных вопросов.
С развитием глубинной психологии генетико-аналитический подход Фрейда и телеолого-синтетический подход Юнга, развившиеся на основе смелых новаторских работ, приобрели особое значение. Безусловно, взгляд Фрейда был направлен исключительно на «либидо как судьбу», на «сексуальную энергию», от которой, как он утверждал, зависит и которой формируется здоровье и болезнь и, по сути, вся человеческая жизнь. Он прослеживает зависимость успеха или неудачи в жизни индивидуума от его инстинктивной сферы и уровня ее развития. Фрейд игнорирует первоочередную важность и независимую роль духовных, творческих импульсов и потребностей, реализация которых не связана с каким-либо конкретным возрастом. Они и все течение жизни, на его взгляд, можно сказать, практически предопределено впечатлениями и опытом детства. Таким образом, последующая жизнь стала, если можно так выразиться, эпифеноменом событий детства, не имеющим своей собственной настоящей задачи. Юнг, со своей стороны, направил свое внимание на все человеческое существование как таковое, от начала до конца, стремясь раскрыть его изнутри в его целостности. Можно найти у него идеи осмысленного, скрытого «жизненного плана» с его «фазами», которые, как мы видели, всегда присутствовали в зачаточном состоянии в народной мудрости и также частично были рассмотрены в научной психологии, но освещены с новой точки зрения и помещены в новый контекст. Результаты исследований Шарлоттой Бюлер жизненного пути как психологической проблемы указывают то же направление, однако она, в отличие от Юнга, не отслеживает пути и смысл внутреннего развития и пытается последовательно понять их де-факто.
Если кто-то хочет ясно понять позицию Юнга и услышать его ответы на вопросы поднятые по данной проблеме, то наилучшим образом это можно сделать, разобравшись в том, что он назвал «процессом индивидуации» и его феноменологии. Природа, содержание, законы и проявления этого процесса, найденные им благодаря систематическим сравнительным исследованиям, составляющие основания его учения, и выводы, которые могут быть из них сделаны, являются отличительной чертой его позиции в целом.
Примечания
- C. G. Carus, Psyche, p. x. В своей Psychologie (1808) Карус уже обращается к проблеме жизненного пути человека и его разных фаз, предвосхищая многие современные теории.
- Например, изображение трех королей, приписываемое Oberrheinischer Meister, ca. 1400, Kunsthalle, Hamburg. Подобные произведения средневековых мастеров можно найти практически в любом большом музее.
- Коллекция Фрэнсиса Ховарда, Лондон.
- Hesiod, according to Agricola, maxim 661. (Transl.: Evelyn-White, Loeb Classics, London, New York, 1920.).
- Psalm 90: 10 (RSV).
- Эта тема часто отображалась на гравюрах прошлых веков. Одним из примеров может служить красивая гравюра Йорга Бройя 1530 г. (см. фронтиспис).
- W. Grimm, Tierfabeln bei den Meistersingern, p. 248.
- La Rochefoucauld, Reflections ou sentences et maximes morales. Paris, 1838. The Moral Maxims and Reflections of the Duke de la Rochefoucauld, by G. H. Powell, London.
- Charlotte Bühler, Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem.
- Ibid., p. 68.
- В конце этой фазы обычно происходит «изменение жизни».
- Cf. также A. L. Vischer, Das Alter als Schicksal und Erfüllung, esp. p. 52.
Под «глубинной психологией» подразумеваются все направления психологии и психотерапии, принимающие во внимание, в своих теоретических концепциях и практической, терапевтической работе, «бессознательное», то есть неизвестную и неподконтрольную сознанию область психики.