08.10.2024
0

Поделиться

Семинары по детским сновидениям. 2 части

Карл Густав Юнг

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ

*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально


Семинары Юнга по детским сновидениям — это одна из самых важных работ Юнга, читая которую вы можете научиться действенному методу и структуре разбора, анализа и исследования своих сновидений, как детских, так и актуальных.


Семинар 2

ДЕТСКИЕ СНОВИДЕНИЯ
Зимний семестр 1936/37[1]

Записи снов двоих детей и комментарии к ним
Часть А. сны девятилетнего мальчика

[1] Первая сессия состоялась 27 октября 1936 г. Точные даты последующих занятий неизвестны.

1. Сон о трёх девушках

Представляет доктор Маркус Фирц

Содержание: Мне приснился странный магазин. Ричард и я спустились в него с улицы. За маленьким столиком позади стойки сидели три девушки. Они дали нам красные палочки, вроде сургуча, только их можно было курить. Нам не нужно было платить за них. Мы засунули палочки в рот и закурили. Затем я, шатаясь, выбрался из магазина: мне стало нехорошо, мутило и кружилась голова.

Доктор Фирц: Я разделил сон следующим образом:

  1. Начало, место действия: сон до появления трёх девушек.
  2. Развитие сюжета: мальчикам вручают красные палочки.
  3. Перипетия: курение.
  4. Лизис: выход из магазина, головокружение, тошнота.

Место действия: улица — это мир коллективного сознания. То, что происходит здесь, нормально и обычно. С улицы мы спускаемся вниз, в странный магазин. Эпитет «странный» означает, что нам следует обратить на него особое внимание. Магазин — место, где мы за деньги приобретаем что-то, чем не обладали раньше. Обычно сам товар производится где-то ещё, а магазин выступает в качестве посредника между производителем и покупателем. Поскольку магазин во сне располагается ниже уровня улицы, в подвале, можно предположить, что товары, которыми в нём торгуют, — это содержимое бессознательного. Но я не стал бы отождествлять этот магазинчик с самим бессознательным. За прилавком или, как сказал сам ребёнок, за стойкой, сидят девушки. Стойка скорее ассоциируется с таверной или баром, то есть местом, где едят и пьют. Взрослые в таких местах наслаждаются опьяняющими напитками — и иногда их действие напоминает эффект, который палочка «сургуча» вызвала у нашего сновидца. Для ребёнка аналог бара — кондитерская, где можно сколько угодно объедаться сладостями.

Действующие лица: Ричард, друг мальчика. Я полагаю, его можно рассматривать как двойника, тень. Также отмечу, что в этом сне его присутствие означает общую, коллективную природу опыта. Он как бы снимает с мальчика ответственность по принципу «он тоже это делал» (я был не один, он был там со мной).

В магазине сидят три юные девушки — явная аналогия с тремя богинями судьбы (парками или мойрами). Это новое обличье «железной женщины» из предыдущего сна[2]. Особенно важной мне кажется параллель с трехликой Гекатой.

[2] См. сон № 4 из этой серии (в приложении).

Профессор Юнг: То, что «железная женщина» означает судьбу, позволяет нам предположить, что и девушки имеют то же значение — именно потому, что их три. Само число три нуминозно. Ножницы из предыдущего сна, вместе с мотивом «судьбы», также указывают, что перед нами именно три парки. В этой связи действительно представляет интерес фигура тройственной Гекаты.

Доктор Фирц: Геката владеет ключами от преисподней: этот момент также хорошо ложится в сюжет сна, поскольку магазин предоставляет доступ к бессознательному. Её животное — собака; вспомните сон мальчика о собаке[3]. Гекате приносили в жертву рыбу; как мы помним, в предыдущем сне главную роль играли великаны-рыбаки[4].

[3] См. сон 5 из этой серии в приложении.
[4] См. сон 6.

В древности существовало три храма Гекаты; одновременно они служили святилищами Приапа — бога с огромным фаллосом.

Профессор Юнг: Даже в наши дни в Египте на полях ставят пугала, изображающие Приапа. Этот символ можно увидеть и на арке[5] Св. Альбана в Базеле. В Нюрнберге, в стене дома-музея Дюрера, также находится камень с изображением Приапа.

[5] В оригинале — Schwibbogen — подвесная арка между двумя стенами.

Доктор Фирц: Диана = Луна = Геката — древнее уравнение. Посему обратим внимание и на Диану (Артемиду). Богиня-девственница, но при этом помощница при родах. Как сказал Гораций,

«Страж окрестных гор и лесов, о Дева,
Ты, что, внемля зов троекратный юных
Жен-родильниц, их бережешь от смерти,
Ликом тройная!»[6].

[6] В оригинале — «Montium custos nemorumque, virgo! Quae laborantes utero paellas ter vocata adimisque leto, diva triformis!» Ода 22. К Диане при посвящении ей сосны. Перевод — Церетели Г. Ф.

В Спарте ей были посвящены самые непристойные фаллические культы. Памятуя об этом, можно истолковать палочки сургуча как фаллические символы, а их курение — как метафору полового акта.

Профессор Юнг: Даже если изначально мы не воспринимали эти палочки как сексуальный символ, мифологический контекст подводит нас к такому предположению.

Доктор Фирц: Нечто схожее мы видим и в случае с числом три[7]. Здесь стоит вспомнить о трёх Грайях, имевших на троих один глаз и один зуб (женские и мужские гениталии)[8]. Далее, можем вспомнить трёх женщин из «Волшебной флейты» Моцарта:

[7] C. G. Jung, «Symbols of Transformation», CW 5, part 1 (e.g., § 182).
[8] J. W. Goethe, «Faust» 2, act 3, «Classical Walpurgis Night». Cf. Roscher, «Lexikon der Griechischen und Romischen Mythologie».

О принц, волшебный дар возьми,
с тобой пусть будет каждый миг.
Безмерна мощь ее созвучий,
спасет от бед и злополучий.
Ты флейтой будешь в состояньи
людей избавить от страданий,
И грустных дам развеселить,
холостяков к любви склонить.
О! Такая флейта ценнее всех других даров.
Счастье всем она дарит, узы дружбы защитит —
она надежный щит, она надежный щит![9]

[9] Перевод на русский язык — Михаил Улицкий.

Три дамы в этой пьесе принадлежат к свите Королевы Ночи; они появляются в образе охотниц и, следовательно, их можно отождествить с Дианой. В «Волшебной флейте» мы обнаруживаем и другие интересные параллели с нашей серией снов: спасающийся бегством от змея; птицелов; три женщины; огонь и крещение водой — вот образы, встречающиеся в либретто. В нашей серии снов мы видим: убегающего от собаки; рыбака; трёх женщин; огонь в больнице и воду[10].

[10] См. сны 5 и 6 серии (в приложении), а также следующий сон про горящую больницу.

Что же до курения, вспомните известный рекламный слоган: «Будь мужчиной, кури черуты [бирманские сигары из тамариндовых листьев. — Прим. пер.] и сигары!» Курение — специфически мужское занятие, или, по крайней мере, долгое время считалось таковым: «Немецкая женщина не курит!»[11] Тот факт, что для курения используются палочки сургуча, а точнее, нечто, их напоминающее, говорит о том, что речь идёт не о курении как таковом, а о специфически мужском занятии — оплодотворении, произведении потомства. Это занятие связано с сильными эмоциями, на волю вырываются мощные бессознательные инстинкты. Приступ головокружения, тошнота, нетвёрдая походка — последствия атаки бессознательного.

[11] Пропагандистский лозунг времён Третьего Рейха.

Вывод: В данном сне богиня (анима) знакомит мальчика с пока чуждой ему сексуальностью.

Профессор Юнг: Мальчик впервые проходит сексуальное посвящение при помощи мифологических женщин, пришедших на замену матери. Однако пока вместо зачатия детей наш сновидец грызёт леденец, что соответствует оральной фазе либидо. Сексуальность ещё не осознана и проявляется лишь опосредованно, типичным для бессознательного образом — через тошноту и головокружение.

Параллель с Гекатой вполне убедительна. Но почему именно три девушки? Если во сне появляется троица, значит, достигнута некая судьбоносная точка, грядёт нечто неизбежное.

Итак, перед нами три норны, мойры или Грайи — три богини судьбы. Триады богов играют важную роль, где бы они ни появились: вспомним Брахму-Вишну-Шиву; Осириса с сёстрами Исидой и Нефтидой; братьев Джаганнатху и Балараму и их сестру Субхадру. Идея триады так глубоко уходит корнями в античность, что трудно сказать о ней что-то более определённое. Одна из наиболее подходящих структур — «отец-мать-сын». Христианская троица, по всей вероятности, основана на этом же символизме. Святой Дух изначально был женского пола; его символ — голубь, птица богини любви. Другой возможный источник этого образа — примитивное, но вполне наглядное изображение детородного органа, состоящее из трёх частей. Версия о его последующем превращении в божественную триаду подтверждается, например, культом лингама.

В пользу данной гипотезы говорит и то, что мифологические Грайи имели на троих один глаз и один зуб. Этот мотив обнаруживается и в немецких сказках: например, в сказке о трёх пряхах у первой пряхи был огромный большой палец, у второй — толстая нижняя губа, у третьей — большая ступня[12]. Грайи — богини подземного мира из темнейших закоулков мифологии. Здесь мы можем допустить присутствие столь древних символов, и единственный зуб следует рассматривать как символ фаллоса, а глаз — как символ соответствующего женского органа[13].

[12] Одна из сказок братьев Гримм.
[13] Cf. C. G. Jung, CW 5, §§ 306–7: лингам как мотив непрерывного соединения мужского и женского половых органов (ed.).

В описании сна говорится, что мальчики взяли палочки «сургуча» в рот. Это, без сомнения, намёк на сексуальное действие, причём рот символизирует влагалище. Одновременное появление мужского и женского органов — это архетип непрерывного соития. Другой его аспект — гермафродит, то есть двуполое существо [Zweigeschlechterwesen].

        Что касается книги Das Zweigeschlechterwesen (J. Winthuis), я хотел бы отметить, что не во всём согласен с её автором. Он слишком раздувает этот мотив, однако основная мысль верна: в огромном множестве древних изображений присутствует базовая идея существа, соединяющего в себе мужское и женское, оплодотворяющего себя самого, несущего в себе идею вечной жизни. Каждый человек изначально чувствует свою идентичность с этим древним созданием и надеется стать с ним одним целым. Многие примитивные орнаменты и символы восходят к этому мотиву.

Любопытно, что эти же образы появляются там, где я не ожидал их увидеть — в алхимии. Возьмём основной символ: змей, пожирающий собственный хвост, — уроборос.

Алхимикам было известно, что уроборос — сексуальный символ: «пожирая свой хвост», он оплодотворяет себя. Пта[14], например, создаёт яйцо, из которого сам затем и вылупляется. То есть создаёт себя сам. Феникс[15] восстаёт из собственного пепла (как вариант, из пепла своего отца). Всё это образы существа, вновь и вновь возрождающего себя. Змей-уроборос оплодотворяет себя через рот фаллическим хвостом, «se ipsum impregnat». Египетский бог солнца Ра также оплодотворил себя собственным семенем через рот, а затем изрыгнул наш мир. Таким образом, его чрево символизирует оплодотворяемую матку.

[14] Один из главных египетских богов наряду с Амоном и Гором, бог-творец (прим. ред).
[15] Мифологическая птица, символ воскрешения, трансформации и бессмертия (прим. ред).

Вообще большинство космогонических древних существ были гермафродитами. Это связано с тем, что человек с начала времён имел понятие о своей двуполости. На самом деле, мы все двуполы, поскольку мужской пол ребёнка определяется лишь превосходящим количеством мужских генов[16]. Женские гены, таким образом, остаются в мужчине и продолжают функционировать соответственно своей природе. Это объясняет, почему у некоторых мужчин встречаются типично женские черты (и, напротив, мужские качества у женщин). Некоторые даже гордятся своей бисексуальностью как архетипом: «Я несу в себе Еву, следовательно, я бог». Бог содержит свою жену в самом себе. Индийские богини — те же самые боги в женской форме. Пример тому — Шива (точка или фаллос), окружённый Шакти:

[16] Сегодня мнение научного сообщества несколько иное (прим. ред).

Активность этих и подобных архетипов в бессознательном ребёнка может, при определённых обстоятельствах, стать причиной его «извращённости». Ребёнок может совершать странные и даже отвратительные поступки, которые, тем не менее, несут символическое значение. Он демонстрирует, с одной стороны, излишне правильное поведение, с другой — слишком отвратительное. Например, девятилетний мальчик запихивает в рот жабу, именно потому, что это противно; или четырёхлетний городской ребёнок находит на лугу экскременты и съедает их. Деревенский малыш так никогда бы не поступил. Только хорошо воспитанные городские дети совершают подобные поступки. И мотивация этих действий — бессознательное стремление к изначальному единству. Их следует считать не извращениями, а ошибками в процессе обучения; позднее этот процесс обычно приходит в норму. Однако этот древний образ не только заставляет искать странные, болезненные и мерзкие формы удовлетворения, но и работает как защита: например, когда ребёнок ковыряется в носу или «орально сношается» с авторучкой. Это всего лишь способ защиты: таким образом он формирует замкнутый круг. «Оплодотворяя» себя, он показывает, что он сферичен, изображает древнее существо в форме идеального шара (сфайрос Эмпедокла)[17]. В такой форме ничто не может ему повредить. Древний андрогин был разделён на две части Демиургом. Однако две его части остались одним и тем же существом (Платон, диалог Тимей).

[17] Или древний сферический андрогин у Платона.

В конце сновидения мальчик впадает в странное состояние, схожее с опьянением. Оно означает, что бессознательное выходит из-под контроля и прорывается наружу. Симптомы напоминают морскую болезнь. Приступ тошноты сочетается с отвращением. В патологических случаях для восстановления баланса требуются именно отвратительные, тошнотворные действия. Отвращение, неприятие вызвано именно «иным», бессознательным. Приняв его, включив его в себя, ребёнок станет недосягаем для него, обретя таким образом «божественную» независимость. Душевнобольные иногда также ведут себя как дети, и это даёт им ощущение независимости, эмоциональной отстранённости. Они становятся неуязвимыми, принимая в себя объект, который внушает отвращение. А самая отвратительная вещь — это магические бальзамы и зелья, которыми их пичкает врач. Приняв эти средства, больной поглощает неприятный объект и тем самым обретает защиту от него.

Первый инфантильный аутоэротизм не следует считать чем-то аморальным, напротив, нужно отнестись к нему с пониманием. Он проявляется в попытках самооплодотворения, цель которых — трансформация; затем им на смену приходит желание оплодотворять других. В определённом возрасте мастурбация и подобные действия нормальны — напротив, неправильно, когда сознательная сексуальность пробуждается в ребёнке только под воздействием взрослых.

Вышеописанный сон — это предчувствие пубертатного периода. Число три относится к юному возрасту и к раннему периоду развития человечества. Будучи нечётным числом, оно с древних времён считалось мужским (например, в Китае, Греции, средневековой Европе) и указывало на мужские качества и функции. В средневековых теориях о символизме чисел немало внимания уделялось числу три, божественной троице. Тем не менее, здесь чётко прослеживается связь с примитивным сексуальным изображением. Как и любой архетип, триада может быть представлена как примитивными сексуальными образами, так и философскими абстрактными понятиями. Архетип не может быть только лишь абстрактным или, наоборот, сугубо материальным. Он может выразить себя как примитивным «инстинктивным языком» (то есть сексуально), так и «духовно». Один способ можно заменить другим, как сексуальную терминологию можно заменить «пищевой». Свидетельство тому — знаменитая Песнь Песней. Данный архетип сам по себе — простая «тройственность», которую можно наполнить любым содержанием.