20.02.2024
0

Поделиться

Бхайрава-Кали-Дхарма 2

Адинатх М. Джайадхар 

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ

ОСНОВА

Если бы мы поинтересовались у религиозных людей, хотят ли они встретиться с Богом, скорее всего большинство из них ответило бы утвердительно. Это нетрудно понять – Бог для верующих является источником света, любви, красоты, справедливости и райского блаженства. Бога называют абсолютной истиной. Все это так, но… Какие выводы можно сделать из обычного описания Бога, является ли вышеперечисленное описание божественных качеств достаточно исчерпывающим? Да, Бог есть истина, но действительно ли мы хотим знать истину, как она есть, а не так, как нам хочется ее видеть?

Почему мы так уверены, что обрадуемся истине, когда найдем ее? Не побежим ли мы, столкнувшись с голой и абсолютной истиной, от нее без оглядки, содрогаясь от ужаса, не ранит ли она нас в самое сердце? Да, Бог есть свет, Бог есть источник всего света во вселенной, яркость и ясность Его не знает границ, но… Если среднему человеку посветить в глаза мощнейшим прожектором, не ослепнет ли он от света, превышающего возможности человеческого восприятия, не охватит ли ослепленного кромешная тьма? Что уже говорить о божественном свете, который при прямом контакте с ним может восприняться как полный и абсолютный мрак. Энергия этого света есть энергия высшей любви, она, не зная преград, пронизывает все на своем пути. Но будут ли нам приятны объятия Бога, сможем ли мы выдержать без вопля боли такой накал любви? Сумеем ли мы выжить в пепле ее негасимого пламени? Да, Бог может протянуть нам чашу с нектаром райского блаженства, но не будет ли напиток высшего слишком крепким для нас, не разъест ли он, подобно серной кислоте, все наши внутренности, как физические, так и духовные? Не будет ли амброзия Бога ядом для человека?

Да, Бог красив абсолютно, но не будет ли эта запредельная красота восприниматься средним человеком как страшное уродство? Уверены ли мы, что у нас достаточно хороший и тонкий вкус, чтобы насладиться этой высшей красотой, такой абсолютной и совершенной, что, возможно, она переходит в собственную противоположность? Вот и получается, что вместо белого, прекрасного образа, излучающего в пространство мягкий свет и держащего в руках чашу с лимонадом райского блаженства, мы можем столкнуться с ужасной черной фигурой, стоящей в ореоле ярого пламени вечной божественной любви и протягивающей нам сосуд с прожигающей до мозга костей амритой-амброзией. Такой образ Бога вряд ли будет приятен профану, обывателю сансары, не обладающему тонким вкусом и отвагой. Но кто даст гарантию, что Он/Она придет не таким? И это еще не все!

Давайте коснемся природы Бога, а также божественной справедливости. Мы видим мир, в котором мы живем, созданный Богом по его образу и подобию. И видим мы в этом мире как цветы и поющих птичек, так и плесень, и кровожадных хищников, как ласковое солнышко и нежный ветерок, так и извергающиеся вулканы, шторма и землетрясения, уносящие с собой тысячи жизней, как светлый день, так и темную ночь, как здоровье и молодость, так старость и болезни. Можем ли мы сказать, что все красивое и хорошее в мире создано Богом, а все уродливое и смертоносное создано кем-то другим, неким конкурентом благого творца? Вряд ли, поскольку, если существо, даже очень могучее, имеет конкурента и не объемлет собой другой половины мира, мы не можем назвать это существо Богом, ибо Бог – это Абсолют, безбрежность и полнота. Так что, не стоит валить все ужасы и беды на некого дьявола, ибо если бы дьявол существовал, то и он был бы творением Бога, существующим с божественного согласия. Бог есть все.

Именно поэтому зоркому человеку трудно также принять и теорию, говорящую, что весь мир – это иллюзия, нереальность, которая не имеет никакого отношения к Божественности. Если бы это было так, то Брахман был бы ограничен существованием другой реальности, не имеющей к нему отношения.

Далее, мы видим, что в нашем мире побеждает не только добро, но порою и зло. Множество добрых и хороших людей, включая новорожденных младенцев, мучаются от голода и болезней, нищеты и несправедливости в то время, как многие злодеи и негодяи процветают в роскоши, получают от жизни многочисленные удовольствия и имеют все средства для осуществления своих гнусных замыслов. Где же божественная справедливость? Можно сказать, что страдания хороших людей и благоденствие плохих людей есть результат кармы в их прошлых перерождениях, так что все справедливо. Пусть так, но сама возможность таких страданий и такого положения дел не отрицается вселенной. Кто уверен в том, что знает, в чем выражается высшая справедливость Бога и насколько отличается она от человеческих понятий о справедливости? Не понимается ли высшая справедливость на человеческом уровне как отсутствие справедливости вообще?

Большинство людей, населяющих нашу планету, имеют средний уровень развития – средний уровень интеллекта, средние способности, среднее чувство вкуса и красоты. Не так много людей могут понять классическую музыку и получить удовольствие от утонченных фильмов, зато миллионы наслаждаются примитивной поп-музыкой и обожают смотреть «мыльные оперы». Является ли то, чему поклоняется большинство верующих людей, настоящей Божественностью?

Бог – вечен, бессмертен, стало быть, Он/Она за пределами потока времени и Его/Ее нельзя заключить в прошлое, настоящее и будущее. Бог бесконечен, Он/Она неограничен, будучи заключенным в некое пространство. Что значит «вне времени»? Это значит, что Бог не в прошлом, не в настоящем и не в будущем, т. е. Он/Она существует никогда. Что значит «за пределами пространства»? Это значит, что Бога нет впереди, позади, слева и справа, нет ни вверху, ни внизу, т. е. Его/Ее нет нигде. Если Бога нигде и никогда не было, о чем вообще речь? Если же Бог есть везде и всегда, значит, в мире есть Его/Ее манифестации. Если Бог первичен, и Он/Она сотворил мир, то надо признать, что мир был создан из Бога, ибо ничего другого, даже пустоты, тогда не было. (Если бы вместе с Ним/Ней было что-либо иное, помимо Его/Ее, оно бы ограничивало Бога, а Бог по определению полон и ничем не ограничен). Если же все порождено творцом из самого себя, то все в мире «слеплено» из божественного теста. Природа человека и червя, злодея или добродетельного, есть Бог. Бог же есть источник, поддержка и конец всему, что происходит в мире. Куда же исчезла фигура благообразного доброго старца, полного понятной нам любви, правящего миром согласно понятной нам справедливости, выраженной для нас в священных заповедях? Обнаруживающий себя Бог, являющийся и светом, и тьмой, источником как зла, так и добра, и в то же время, находящийся за пределами того и другого. Правящий миром согласно принципам, не имеющим много общего с человеческими представлениями о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом – не вызывает бурного восторга у миллионов людей, населяющих нашу планету. Особенно, если про кумира нельзя даже сказать, находится ли Он/Она в пределах или за пределами существования или не существования. Как любить такого Бога, как в Него/Нее верить, как ожидать справедливости и защиты? Подобный Бог страшит и многие не захотят стремиться достичь Его/Ее, чтобы броситься в объятья или хотя бы насладиться божественным присутствием. Однако, адепты радикальных троп самообожествления не боятся реальности. Они смотрят в глаза Божественности, именуя Ее Махагахвара (Великая Бездна), обнаруживая Ее в себе, а себя в Ней.

Большинство людей боятся, имеют желания и пристрастия, а потому не хотят увидеть Реальность, не хотят принять ее такой, какая она есть, поэтому Божественности приписываются приемлемые для большинства людей атрибуты, образы и характеристики. Устройство мира и принципы жизни, дарованные людям религиями, просты (в теории, а не на практике), достаточно однозначны и укладываются в сознание легко. Однако, когда в угоду нам сложное упрощается, простое усложняется и желаемое выдается за действительное, мы еще более утрачиваем понимание себя, мира и Божественности, еще более уходим от реальности в мир иллюзий. Когда же реальность разбивает наши иллюзии, мы страдаем.

В данном труде я не ставлю перед собой цели раскрыть перед читателем природу Бога в словах и описаниях (попробуй опиши то, что не вписывается в рамки никаких описаний!). Моя задача – показать то, что истина есть, но она значительно отличается от представлений о ней, от имитаций, призванных удовлетворить массы неглубоких и недалеких верующих людей и сделать их жизнь менее страшной, более понятной и наполненной неким смыслом.

Основа есть Реальность, находящаяся за пределами мыслей и описаний, но в то же время являющаяся природой, сутью и основой для всего универсума, для всех его бесчисленных миров. Куларнава тантра открывает нам это: «Существует Высший Абсолют – неделимый, благой (Шива), всеведущий, Творец всей вселенной, Владыка всего мира, чистейший, лишенный двойственности (адвайта), сияющий Своим собственным светом (свапракаша), не имеющий ни конца, ни начала, неизменный, запредельный, свободный от качеств (ниргуна), полный вечности-знания-блаженства, частицами которого являются все живые существа». 

Маханирвана тантра объясняет это таким образом: «Неизменный, не имеющий основания, лишенный внутренних различий, необеспокоенный, пребывающий вне гун, Всевидящий, Душа всего, Наблюдатель всего, Владыка. Тайно сокрытый во всех существах, Всепроникающий, Вечный, освещающий все гуны и объекты чувств, пребывающий за пределами всех органов чувств. Тот, который находится за пределами вселенной. Который является изначальной причиной вселенной. Который непостижим умом и невыразим словами. Он знает все…».

Эту изначальную и бесконечную Реальность святые Учителя и священные писания условно называют Божественностью, Абсолютом, Истиной, Великой Бездной. Ее именуют также Махакалабхайравой и Махакали. Ее природа объединяет в себе ничто, все и нечто. Она включает в себя пустоту, полноту и каждый из феноменов, входящих в полноту. Она есть Махапара, поскольку включает в себя три великих модуса – Пара (недуальность, «абхеда»), Парапара (дуально-недуальность, «бхедабхеда») и Апара (дуальность, «бхеда»). Божественность есть абсолютное совершенство, безграничная полнота, красота, сила, знание, гармония и блаженство. Ее называют высшей драгоценностью и самой великой целью. 

Говорится, что Божественность вечна и бесконечна. При этом, Она не ограничена пространством и временем, пространство и время находятся в Ней. Все в мире является спонтанной манифестацией неограниченной Реальности. Все, что существует в мире, порождается этой изначальной Реальностью, исходя из Нее, пребывает в Ней и разрушается Ей, уходя в Нее же. Все в мире – неодушевленные предметы и живые существа,

Боги, люди и демоны – имеет природу этой Реальности. Что же является природой самой этой Реальности? Ее природой является Она сама. Истина, Реальность, Великая Бездна – неописуема. Невозможно определить это как сущее или как не сущее. Все, что может быть объектом наблюдения – есть лишь ограниченная модификация Великой Бездны, но не она сама как таковая. 

Условно можно сказать, что Божественность включает в себя как бытие, так и небытие, а также находится за пределами того и другого. Любые определения, даже такие как Анакхйа, неназываемое – являются условными образными описаниями. Это находится за пределами мыслей, слов и концепций и постигается через опыт прямого мистического переживания.

Это отлично от постижения и отлично от непостижения. 

Чтобы облегчить для адептов процесс постижения, используются разнообразные образы, термины и рассуждения, дающие некоторую ориентацию начинающим практикам Бхайрава-Кали-Дхармы.

«Наш Бог бескраен и велик,
В Нем с вечностью сравнился миг, 
В Нем с тишиной сроднился крик, Он здесь, со всех сторон.
Он в шуме волн, Он в пенье птиц, В огне шмашанов и зарниц,
Он — тьма имен, Он бездна лиц, Но нет Ему имен».

Махагахвара – Великая Бездна – есть Реальность. Ее аспекты – суть-природа мироздания, энергия мироздания во всех Ее проявлениях, тело мироздания, вечно меняющееся, метаморфирующее и пульсирующее. 

Великая Бездна трансперсональна. Она за пределами форм, и в тоже время Она – все формы мироздания, вместе и по-отдельности. Великая Бездна проявляется как Махакалабхайрава и Махакали. 

Их иногда называют Калайамалой («Черной парой») по той причине, что эти манифестации Бездны полностью неосвещаемы светом заурядного, ограниченного разума. Их называют Шива и Шакти, Вишванатха и Сарвешвари. Они есть прародители и покровители нашей святой нации. Посредством любви пара образует триаду, а триада – узор Махакалагни Мандалы. 

Великая Бездна может быть выражена через триединство Ее основных аспектов. Эту трехгранную природу можно описать в виде триад: Пара (Агхора), Парапара (Гхора), Апара (Гхоратари); Субъект, Процесс Постижения, Объект; Пустота, Энергия, Форма; Шива, Шакти, Нара; Абсурд, Хаос и их Детища; Мир глубины, Средний мир, Поверхность; Тьма (трансцендентность), Свет (тотальная имманентность), Огненная кровь (феномены, существующие во вселенной). «Тьма» – это запредельное, трансцендентное, неуловимое как пустота. Это природа Бездны. При этом, эта «пустота» имеет свойство проявлять себя энергией – «тьма содержит в себе весь свет». Тьма проявляется как энергия. Энергия едина, универсальна и всемогуща. Она все в мире образует, поддерживает и уничтожает, Она же накладывает на живые существа иллюзии, и Она же от иллюзий освобождает. Универсальная в глубине энергия на более поверхностных уровнях проявляется в виде разных энергий. Это выглядит как множество потоков различных энергий, которые вместе образуют видоизменяющийся, пульсирующий, переливающийся узор. Конфигурация этого узора настолько сложна, переменчива и метаморфична, что может быть воспринята живыми существами как хаос. Отдельные элементы «хаоса», ограниченные в пространстве и времени, образуют «космосы» – различные измерения. 

Бездна из своей природы, неопределяемой умом «тьмы трансцендентности», посредством энергии трансцендентности, что есть «свет, проявляющийся как множество потоков разных энергий», создает, поддерживает и разрушает различные энерго-формы, поэтически именуемые «Огненная кровь Махакали», скрывает и обнаруживает их. Таким образом, Огненная кровь – это все энерго-формы, включая живые существа – плод творческой силы, полноты и любви Махакали. Образно говоря, они являются и детьми, и жертвами тьмы и света, пустоты и энергии, трансцендентности и имманентности. Огненная кровь выглядит плотью мироздания. 

Подлинная природа мира – вне времени и пространства, хоть из Нее рождается время и пространство. Глубинная природа невоспринимаема и неуловима, и сама по себе вроде бы есть ничто. В то же время именно Она, а не чтолибо другое, является источником всего мира. 

Поскольку это звучит парадоксально, мы можем назвать этого Бога «абсурдом». Энергия абсурда не злая и не добрая сама по себе. Ее добро или зло относительны конкретным существам, конкретным ситуациям. Она порождает, поддерживает, и Она же уничтожает все в мире. Она погружает живые существа в иллюзии, и Она же пробуждает живые существа от иллюзий. Во всей этой деятельности нет смысла и плана, есть лишь процесс игры самозабвения-самопознания, потому мы можем назвать эту Богиню «хаотическая сила». 

Абсурд и Его хаотическая сила, Махабхайрава и Махакали – Родители, кормильцы и убийцы всего в мире. Они – источник, жизнь и смерть всего. Божественность – полна в себе и не имеет какой-либо нужды или нехватки. Все возникло без идеологического смысла, без плана. Божественность имеет безграничный потенциал, многообразно выражает себя и познает себя как Великую Полноту и Беспредельную Завершенность. 

В этом нет наличия искусственной программы и того, что люди называют «мудрым планом». Все существует без некоего универсального идеологического смысла, и все так же, без идеологического смысла, будет уничтожено, исчезнет. Вся эта активность – лишь игра, забава, наслаждение, шутка Великой Бездны, проявляющейся как узор мироздания – Джагадананда Мандала. Все в мире есть лишь кипение, мерцание, сложная пульсация энергетического узора. 

Для скотоподобных профанов реальная природа мироздания есть великий ужас. Многие люди не готовы принять правду о Божественности и мироздании. Потому они погружаются в такие иллюзорные представления о Ней, которые успокаивают их и даруют им утешение. Думая, что они смотрят в сторону истины, глупые и трусливые люди стоят, повернувшись к ней задом. Это в определенной степени успокаивает их, однако такое успокоение шатко, непрочно и ненадежно. Как бы глубоко страус ни закапывал голову в песок – он не обезопасит этим свой зад. При всем при этом, если взглянуть на ситуацию по-другому, к истине трудно повернуться только лицом или только задом. Ведь истина находится повсюду вокруг нас и внутри нас. Чхандогйа Упанишада провозглашает: «В действительности, вся эта вселенная есть Брахман. Он есть начало, конец и жизнь всего. Следует считать, что во внутреннем мире Брахман – это сознание; и следует считать, что во внешнем мире Брахман – это пространство. Эти два являются объектом созерцания». В Шактисангама тантре сказано: «Все, что есть в этой вселенной, как подвижное, так и неподвижное – является Брахманом». Все эти описания – условны, они лишь намекают на истину, которая превосходит возможности описания.


Читать дальше…