Томас Проуэр
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
Все люди умирают, от всех умерших остаются тела, и эти тела требуют от живых особого, ритуального обращения. Томас Проуэр, историк, антрополог и практикующий маг, собрал в этой книге погребальные обряды, религиозные и магические воззрения многочисленных культур от древности до наших дней, снабдив их рассказами людей из соответствующих традиций об их встрече со смертью. Каждая система верований, каждый рассказ не просто представляет интерес для любопытствующего читателя; они также содержат драгоценные уроки о том, как встретиться с тем, что предстоит каждому из нас.
ПОСАДКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
Не то чтобы я боялся умереть.
Просто не хочу при этом присутствовать.
Вуди Аллен
Что делать с мертвым телом? Нужно же что-то с ним сделать, верно? Бросить его в большой костер, чтобы остались только едва узнаваемые осколки костей? Вытащить мозг и внутренние органы, и умастить тело маслами и травами в надежде, что оно сохранится навсегда? Может, отрезать кусочки плоти и употребить их в пищу, чтобы его дух остался в каждом из нас? Или зарыть его в яме, выкопанной в земле?
Но опять же, если поступать так, как нынче принято, нужно делать то, что все остальные зовут «традиционным». Я имею в виду «традиционное» в представлении современного населения США: платить незнакомцам тысячи долларов, чтобы они увезли тело, подержали его в холодильнике вместе с другими телами, заменили всю кровь на весьма токсичные канцерогенные химикаты, зашили рот, заклеили веки и нанесли на лицо сценический грим, чтобы нас не смущала зримая реальность смерти; положили тело в металлический ящик, чтобы оно не испачкалось в процессе захоронения, затем положили этот ящик в другой, чтобы испортить газон на кладбище, а затем поместили сверху маленькую металлическую табличку с выразительной надписью, подводящей итог всей жизни человека в строчке, которую можно прочесть за три секунды. Ах, традиции…
Я понимаю, что это может шокировать, но соберитесь с духом, потому что я собираюсь поведать вам небольшой секрет… Наши современные западные похороны на самом деле не являются традиционными. Тогда почему мы организуем их именно так? Как мы — человечество — пришли от возвращения наших покойных близких в лоно земли к той помпезности, способной довести до банкротства, которую демонстрируют современные похороны? Именно этот вопрос подтолкнул меня к тому, чтобы совершить глобальное путешествие по миру и исследовать погребальные традиции, верования и магию, связанную с загробной жизнью человечества за многие тысячелетия.
Будучи специалистом, работающим в похоронной индустрии США, я видел множество семей, которые приходят и пытаются ответить на первый вопрос, озвученный мной в этой книге: «Что делать с мертвым телом?» Я всегда старался помогать людям сделать тот выбор, который больше всего устроит их самих и пришелся бы по вкусу покойному, но, в конечном счете, отбросив все зрелищные составляющие персонализированных похорон и поминальной службы, у семьи есть лишь две опции: заплатить круглую сумму за то, чтобы их близкого положили в матрешку из ящиков, которые опустят в землю, или же заплатить круглую сумму за то, чтобы кремировать останки, которые затем отправятся в промышленный измельчитель, дабы они приобрели вид песка или «пепла». Разумеется, ничего приятного нет и в том, что все эти решения нужно принимать очень быстро, в ужасающем эмоциональном состоянии, не имея заранее подготовленного плана.
Но так было не всегда. До успехов современной медицины, до того, как капитализм превратил похороны в конвейер, о теле покойного заботились семья и местное сообщество. И не только о теле. Существовали довольно творческие обряды, требовавшие участия других людей, призванные позаботиться о душе покойного и обеспечить ей безопасный переход в загробную жизнь. Существовали божества, чья сфера влияния включала в себя подземный мир, разрушение, разложение и тайну того, что происходит, когда мы покидаем этот бренный мир. Были созданы даже магические заклинания, чтобы отнять жизнь врага, защититься от сверхъестественных воздействий или от мести мертвеца.
Когда-то мы, люди, имели дело со смертью каждый день — физически, эмоционально, духовно и магически. Теперь мы настолько отделились от нее, что она кажется чем-то противоестественным. И когда она приходит, мы пребываем в глубоком шоке, что довольно занятно, поскольку смерть — это самая естественная вещь; это единственное, что в этой жизни гарантировано.
Как бы то ни было, чем дольше я работал в похоронном бюро, чем больше пытался помочь семьям пережить скорбь и подготовить тело близкого к путешествию на тот свет, тем больше думал о всевозможных существовавших на протяжении человеческой истории традициях, связанных с этим самым грустным и трагическим временем нашей жизни. Люди умирали на протяжение всего своего существования — независимо от их религии, цвета кожи или места проживания. Я решил, что если узнаю о погребальных традициях, духовности и магии, связанных со смертью, у представителей нашей человеческой семьи со всего света, возможно, я смогу лучше помогать семьям, которые обращаются ко мне в несомненно худшие времена своей жизни.
Перед вами сумма моих исследований. На этих страницах собраны верования и духовные практики представителей религий и культур со всего света, начиная с доисторических времен, и заканчивая годом издания этой книги. Вам предстоит познакомиться с магией и мудростью всех тех методов, которые применялись людьми при контакте со смертью, как на физическом, так и на духовном уровне.
Хотя эту книгу нельзя назвать практическим руководством по созданию магических заклинаний, на пути мы повстречаем современных представителей различных культур, которые поделятся некоторыми историями личных отношений со смертью и темными ритуалами из своих мрачных магических практик. Я даже поделюсь с вами уроками различных культур, которые вы можете ввести в свою жизнь и практику: ведь для чего еще нужно знание, как не для применения? Но предупреждаю — это не такие практики, которые можно запросто начать осуществлять. Темные ритуалы очень могущественны и очень тяжелы, а временами превосходят то, что вы можете вынести, даже находясь на духовном пике.
Чтобы подчеркнуть серьезность своих слов, прежде чем мы начнем наше путешествие, я приведу в пример трагическую историю своего друга. В 2016 году, примерно через год после публикации моей книги La Santa Muerte: Unearthing the Magic & Mysticism of Death, на книгу были куплены международные права для публикации на польском языке и последующей продажи. Одним из тех, кто принимал в этом процессе непосредственное участие, был поляк средних лет, которого я буду называть Доминик. В процессе работы над польским изданием мы подружились, нас связала общая любовь к мрачному и зловещему.
Как и у всех нас в тот или иной момент, у Доминика начался особенно трудный жизненный период, и чтобы улучшить обстоятельства своей жизни, он обратился к магии. Он считал свои проблемы настолько серьезными, что обратился за помощью к Санта-Муэрте (Святой Смерти, народной мексиканской богине смерти и покровительнице отчаявшихся, о которой мы подробнее поговорим, дойдя в повествовании до Мексики), чтобы изменить ситуацию. Разумеется, он читал мою книгу и имел кое-какой опыт в магии, но он никогда не работал с магией смерти, особенно с Санта-Муэрте, которая является воплощением самой смерти, и к тому же не понимал культурного контекста, в котором укоренена эта мрачная магия.
Что ж, можно сказать, что Санта-Муэрте действительно помогла моему другу, полностью разбив драгоценные иллюзии, через призму которых он смотрел на жизнь. В течение одной недели он узнал, что жена, с которой они были вместе больше двадцати лет, никогда его не любила, вышла за него только ради денег, и регулярно изменяла ему. Он осознал, что застрял на работе, не приносившей ему удовлетворения, на которую он, несмотря на успехи в карьере, впустую потратил уже половину жизни, поскольку не следовал своим настоящим интересам. И многое другое.
Лишившись ослеплявших его иллюзий, теперь мой друг мог преодолеть сложности в своей жизни. Однако он настолько мучался от таких неприятных результатов, которые продемонстрировал ему резкий свет реальности, что стал воспринимать мир как уродливое, несправедливое и безразличное место. Он получил то, что хотел, но теперь хотел лишь одного — снова увидеть мир через розовые очки. Он скучал по иллюзиям и утешающей лжи; но если ты увидел реальность, полностью поверить в иллюзии уже невозможно.
Через несколько месяцев, примерно в период рождественских праздников, мой друг свел счеты с жизнью. Понятно, что в итоге его работа с богиней смерти и подземного мира принесла ему больше вреда, чем пользы. Да, Доминик получил помощь, чтобы изменить свою жизнь, но в своем отчаянии он позабыл о том, что смерть — это сила разрушения. Разрушение определенно ведет к созиданию, но человек должен быть способен вынести разрушение своего нынешнего мира, прежде чем сможет создать новый. Это кажется осуществимым, но лишь до того момента, как стены вашего мира рухнут и вы осознаете, каким трудным и болезненным процессом может быть мрачная магия.
Поэтому относитесь к экспериментам с ней с особой осторожностью, особенно когда речь о традициях других культур. Энергия и магия смерти довольно тяжелы сами по себе, не говоря уже о том, что из-за недостатка знаний при работе с магией и богами из других культур велика вероятность что-то неправильно. Я стану вашим проводником в этом путешествии в мрачную преисподнюю человеческой духовности, ведя вас через безопасные обзорные площадки , но если вы действительно хотите стать мастером темной магии в традиции, которая вас притягивает и кажется родственной, тщательно все выясните, прежде чем бросаться туда с головой. Вы обязаны знать, что делаете — это ваш долг перед культурой, ее божествами и самим собой, дабы не стать жертвой своей же спешки и недостатка почтения. А теперь в путь; нас ждет настоящее приключение!
ЧАСТЬ I
БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК
О друг, быть может, что на рынок
Уж завезли отрез той ткани
Что станет саваном твоим.
А ты о том и знать не знаешь.
Абу Хамид аль-Газали
Из песков Ближнего Востока к нам пришло подавляющее большинство самых влиятельных и могущественных религий современного мира. Они по-прежнему весьма активны и влиятельны на нынешнем Западе. Речь о большой тройке монотеистических религий человечества: иудаизме, исламе и христианстве.
В том, что касается темных ритуалов и мрачных традиций, у этих трех религий очень схожие практики и верования. Например, вечный рай — это конечное место назначения у всех трех, и во всех из них считается, что жизнь нужно прожить так, чтобы улучшить свои шансы туда попасть. Разумеется, консервативные законы и традиции общества могут быть ограничивающими и отягощающими для отдельного человека, но восемьдесят с чем-то лет отказа от каких-то вещей — это малая цена за вечность неограниченного наслаждения и счастья. Повседневная жизнь подчиняется формуле: «Страдай в этой жизни, живи в следующей».
Пока что мы сосредоточимся только на двух представителях большой тройки, которые являются самыми распространенными в этом регионе: иудаизме и исламе. Христианством займемся, когда прибудем на Север, в Европу, где оно закрепилось по-настоящему и стало весьма ритуализованным центром влияния.
Тем не менее, на Большом Ближнем Востоке куда больше верований, чем монотеистические религии. Здешние обожженные Солнцем пески видели расцвет и падение множества культур и религий. Эти земли полны останков первых в истории человечества горожан и представителей первых цивилизаций, чьи погребальные обряды прошли проверку временем, как своего рода чудеса света. Поэтому мы начнем отсюда, с начала. Я где-то слышал, что начинать с начала удобнее всего.
1
КОЛЫБЕЛИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ
Месопотамия
Когда наши древние предки начали постигать премудрости сельского хозяйства, наш способ взаимодействия со всем, включая смерть, изменился навсегда. Ушли времена охотников-собирателей, которые путешествовали в поисках зрелых зерен и плодов и пользовались миграционными маршрутами животных как источника мяса. Сельскохозяйственная революция обеспечила стабильное и надежное получение пищи (если на то была воля богов) и положила конец кочевничеству, поскольку теперь нужна была оседлость, чтобы заниматься сельским хозяйством — сажать, выращивать и собирать плоды с полей и пасти одомашненных животных на пастбищах.
Теперь, когда мы стали меньше передвигаться, появилась культура, города и систематизированные законы, чтобы этими городами управлять; кузнечное дело, архитектура и организованная религия. Однако, несмотря на эти новые аграрные, социальные и технологические свершения, люди продолжали умирать, и уровень смертности новых горожан неизменно составлял 100% (таковым остается и по сей день, несмотря на тысячелетия прогресса).
Чтобы смириться с неизбежностью смерти в городе, люди Месопотамии разработали свою уникальную систему верований относительно этого предмета. Разумеется, Месопотамия была не единственной местной культурой — на берегах Тигра и Евфрата возникали и умирали цивилизации, как и вдоль всего Плодородного полумесяца. Все эти цивилизации имели культурные сходства. Лучше всего из этих цивилизаций нам известны шумерская, финикийская, аккадская, вавилонская и ассирийская.
Важность места
Что касается того, как поступать с мертвыми телами, региональным стандартом являлось захоронение. С практической точки зрения кремация оказалась не оптимальным выбором, поскольку для того, чтобы полностью кремировать тело человека, требовалось много древесины и длительное поддержание пламени, а в пустыне почти нет деревьев. Иными словами, если древесина и была, она была слишком ценным и редким ресурсом, чтобы тратить ее на сжигание трупов. Жители Месопотамии верили, что в процессе разложения тела освобождается душа, которая в конце концов переходит в загробную жизнь. В их космологии загробная жизнь помещалась в мире, расположенном глубоко под землей, и поэтому захоронение в землю имело смысл: душе облегчался путь к нужному месту, поскольку ее уже поместили в самые верхние слои этого царства.
Растущие урбанизация и оседлость приводили к тому, что тел становилось все больше, а места для их захоронения все меньше. Предкам-кочевникам просто не приходилось сталкиваться с подобными проблемами. Поэтому цивилизации в Месопотамии первыми стали использовать особые общественные места, в которых можно было по отдельности хоронить покойных. Так появились кладбища. Однако технически званием «старейшего в мире кладбища» обладает Тафоральт — пещера в современном Марокко, где были обнаружены останки, которым 14 000 и 15 000 лет (для охотников-собирателей тех времен это большая редкость).
Что же до Месопотамии, первыми стали хоронить своих покойников на кладбищах шумеры около 5 000 г. до н. э. Однако, как и в наши дни, могильные участки стоили дорого, и ухаживать за каждым в отдельности было сложно (а нанимать для этого отдельного человека было еще и накладно). Неудивительно, что именно покойные аристократы стали основными обитателями месопотамских кладбищ. Что же касалось простолюдинов, их тела хоронили рядом с домом (или под домом, в особенно урбанизированных районах), поскольку эта земля им уже принадлежала, а ухаживать за могилой было гораздо дешевле и проще.
Нужно понимать, что уход за могилами был важным вопросом для жителей Месопотамии, потому что, если постоянно не взаимодействовать с местом последнего пристанища покойного, его призрак будет неустанно преследовать близких. Считалось, что, несмотря на смерть, души покойных продолжали страдать от голода и жажды, но теперь уже не могли сами добывать еду и воду (просто потому что умерли). Это означало, что их живые родственники должны регулярно приносить еду и воду на могилу. А если они были способны на такую глупость, как не обеспечивать покойнику пропитание, он мог проголодаться настолько, что начинал целенаправленно терроризировать свою семью как полтергейст, напускал на них одержимость или необъяснимые неудачи, или даже болезнь, ведущую к смерти.
Эпичный подземный мир
Вероятно, сама суть подземного мира повлияла на враждебность мертвых к живым. Одно из самых детальных описаний загробной жизни в этом регионе, дошедшее до наших дней, изложено в «Эпосе о Гильгамеше», старейшем в мире памятнике эпической литературы. У каждой месопотамской культуры есть собственный перевод этой истории со своими правками, но в целом подземный мир описывается как печальное место. Не существовало ни рая, ни ада — только одно подземное царство, окутанное тенью, где не было никакой пищи, способной удовлетворить голод и жажду покойника.
В шумерской (оригинальной) версии эпоса наш герой Гильгамеш в конце концов отправляется на поиски ключа к загадке вечной жизни после глубокой травмы, нанесенной ему экзистенциальным ужасом от смерти его лучшего друга Энкиду. Услышав о том, что боги однажды даровали бессмертие человеку по имени Утнапиштим, Гильгамеш отправляется на его поиски, чтобы выяснить, как и ему обрести бессмертие.
В конце концов, поиски приводят его в подземный мир, где он узнает о паромщике, который подбирает душу возле могилы и доставляет в подземный мир, где делать совершенно нечего: окруженные тьмой люди попросту проводят время в голоде и жажде, в праздной скуке. Кроме того, если у покойного не было живых детей, его душе оставалось только стенать и плакать в печали целую вечность. Если тело, принадлежавшее душе, не было упокоено и захоронено, она не будет знать покоя и никогда не сможет расслабиться. Однако наихудшая судьба ожидала погибших в огне. Шумеры не считали душу неуязвимой, и огонь был единственной силой, способной ее уничтожить. Поэтому если тело обгорело до смерти, или было кремировано, душа распадалась на части в пламени и попросту прекращала существование.
Единственная посмертная судьба, не внушающая ужас, отводилась мертворожденным детям. Объяснение этого состояло в том, что поскольку им было отказано в шансе прожить счастливую жизнь, будет несправедливым, чтобы они целую вечность были лишены радости. Чтобы уравновесить эту космическую несправедливость, считалось, что мертворожденных детей ждет богиня Эрешкигаль (правительница подземного мира) и отведенное специально для них место, где можно все время играть, и где всегда будет в достатке еды и питья.
Некромантические куклы
В конце одноименного эпоса (внимание, спойлеры) Гильгамешу не удается достичь бессмертия, и он погибает, а мораль истории заключается в том, что поиски вечной жизни по сути тщетны. Однако в качестве своего рода утешительного приза Гильгамеш добился вечной жизни окольным путем, оставшись в памяти людей благодаря своим легендарным подвигам и достижениям в эпосе. Более того, люди считали, что он постоянно взаимодействует с живыми благодаря месопотамской некромагии.
Популярной формой месопотамской некромагии было использование кукол. При создании куклы, напоминавшей покойного, появлялась связь, благодаря которой душа могла путешествовать обратно на землю и временно находиться в кукле (этот способ был контролируемым, он не делал из души демонического призрака, и она оставалась безопасной для живых). Однако эти некромантические куклы требовали к себе такого же отношения, как к живому человеку. Им полагалось собственное пространство и место в доме, а не место на полке или в углу комнаты, как игрушке.
Если смерть была неминуема, процесс кукольной некромантии следовало начинать еще при жизни будущего покойника. В частности, кукла делалась заранее, и в момент, когда родной человек испускал свой последний вздох, кукле отводилось особое место за столом, ей в изобилии предлагали еду и питье, тем самым сразу же предотвращая голод и жажду души, а также давая членам семьи чуть больше времени, чтобы проститься (этот процесс был полностью сосредоточен на кукле, а не еще теплом теле в соседней комнате).
Самому Гильгамешу предстояло стать популярным объектом некромантических кукол из-за его легендарной силы и подвигов. Поскольку считалось, что правильное взаимодействие с куклами умерших может даровать потустороннюю помощь от покойника, ни от кого жители Месопотамии не ждали такой помощи больше, чем от Гильгамеша. Посмертные куклы по его образу были настолько популярны, что в местах его почитания возвели гигантские общественные статуи (то есть стационарные, долговечные магические проводники), где сообщество могло оставлять ему подношения и озвучивать свои просьбы. Греки в более позднее время уважали это широкомасштабное почитание идолов и даже восхищались им, но оно было демонизировано возникшими вскоре монотеистическими религиями, которые в конце концов полностью захватили религиозный пейзаж Ближнего Востока.
Урок Месопотамии: in memoriam
Когда-то в будущем, когда последний человек, знавший о вас хоть что-то, позабудет вас, вы навсегда исчезнете, как будто вас и не было. Как выяснил Гильгамеш, существование на земле, за пределами смерти, пока что объективно возможно лишь в воспоминаниях живущих. Этот страх — быть забытым и низведенным в забвение, как будто ты никогда не существовал, ужасает.
Поскольку у людей была мотивация жить вечно in memoriam (лат. «в памяти»), мир увидел множество величайших архитектурных чудес и художественных достижений, созданных людьми с целью оставить долговечное впечатление о себе, которое переживет плоть, кость и личную память (а если вы думаете, что дети и семья продлят ваше существование, расскажите мне все, что сможете, о своей прапрабабке; велика вероятность, что если она не совершила чего-то выдающегося, ее существование уже практически забыто, если не считать нескольких желтеющих от старости фотографий где-то в коробке на чердаке).
Народам Месопотамии был хорошо знаком этот страх, и более того, они нуждались в том, чтобы их помнили, чтобы не голодать остаток вечности в загробном мире. А что делаете вы, чтобы сохранить память — нет, само существование тех, кто повлиял вашу жизнь?
Урок, который вам преподал мир Месопотамии, заключается в том, чтобы сохранить память о людях, повлиявших на ваше личностное формирование. Используйте свои творческие таланты — художника, рассказчика, писателя, певца, танцора, ремесленника и другие, чтобы отдать дань и создать нечто долговечное, связанное с тем, память о ком вы хотите оставить будущим поколениям. Они могут быть вашими родственниками, но это не обязательно. То, что помнят, никогда не умирает. Поэтому если хотите, чтобы кто-то «жил» вечно, сохраняйте память о них (или воскрешайте память о ком-то, кого, по-видимому, забыли все остальные).
Древний Египет
Если смотреть на Древний Египет современными глазами, может показаться, что египтяне были одержимы смертью. Если подумать, множество вещей, которые мы считаем знаковыми в древнеегипетской культуре, связаны с ней: пирамиды, мумии, саркофаги, библейская история Исхода и так далее.
Живое наследие
Как и народы Месопотамии, о которых мы только что говорили, древние египтяне всерьез верили, что те, кого помнят и о ком говорят живые, никогда на самом деле не умирают. Таким образом, оставив глубокое наследие или нечто, благодаря чему человека будут вспоминать, египтяне могли достичь определенной формы бессмертия. Фараоны Древнего Египта позаботились о том, чтобы их запомнили, увековечив память в форме детальных историй, высеченных в камне, и монументальных строительных проектов, вроде пирамид. Эти огромные сооружения появились как многократно увеличенные копии простых погребальных курганов, которые создавались для обычных людей, чтобы наглядно показать величие фараонов и оставить после них нечто, в связи с чем их будут помнить (и учитывая, что мы все еще говорим о них сегодня, этой цели они определенно достигли).
Пирамиды, то есть треугольные могильные памятники, также отражают весьма реальные страхи египтян перед смертью и загробной жизнью. Миру хорошо известны тайные сокровищницы в этих древних чудесах света, но не менее знамениты лабиринты и тайные проходы внутри них, подстерегающие бесстрашных расхитителей гробниц. Такие вещи — результат веры, что всё можно взять с собой в загробный мир. Все свое богатство, слуг и предметы роскоши, накопленные во время жизни на земле. Естественно, самые обеспеченные люди хотели убедиться, что они останутся таковыми и на том свете, а те, кто богатствами не обладал, желали украсть замурованные сокровища, чтобы иметь больше при жизни и после нее.
Путешествие души
Но лишь тот факт, что вы были чрезвычайно богатым египтянином, и вас похоронили в самой большой пирамиде вместе с немыслимым количеством вещей, еще не означал, что вам гарантировано комфортное путешествие в мир мертвых — или даже просто хорошее путешествие, или даже то, что вы его переживете. Видите ли, в древнеегипетской космологии у души было несколько вариантов последующей судьбы. В лучшем случае душе предстояло вечность находиться в райских землях под названием Иалу («Поля тростника»). Но стоит заметить, что жизнь в Иалу предполагала определенную степень ручного труда, вроде сбора урожая. Однако если вы были достаточно богаты, чтобы вас похоронили вместе со слугами, рабами и магическими куклами-прислужниками, они могли делать всю эту тяжелую работу за вас. А в худшем случае вас ждала вечная бездна забвения и разрушение души, если вы терпели неудачу на последнем суде мертвых, который проводил бог Анубис (бог бальзамирования, мумификации, а также сопровождения мертвых в подземный мир).
При этом была душа не отдельным духом, а скорее представляла собой сочетание духов, чье единство превышало сумму их частей. Что касается загробной жизни, особенно важны были жизненные силы Ка и Ба. Ка больше соответствует нашим западным представлениям о душе: это невидимая жизненная энергия, которая покидает тело со смертью. Разница в том, что египтяне полагали, что Ка все равно нуждается в еде и питье, чтобы выжить после смерти. Иными словами, Ка полагалось на живущих — чтобы оно выжило, они должны были питать его, что вновь указывает на необходимость памяти о человеке после смерти.
А вот Ба оставалось навеки привязано к телу, даже после смерти. Если тело уничтожалось в огне или разлагалось естественным образом, Ба исчезало вместе с ним. Именно это послужило стимулом к использованию мумификации. Было необходимо сохранять тело от разложения, чтобы Ба не сгнило, а вместе с ним и надежда на хорошую загробную жизнь в Иалу.
Итак, если Ка продолжит получать подношения, а Ба сохранится благодаря мумификации, то ключом к Иалу было сочетание этих двух духовных сущностей — Ах, воссоединенная душа. Однако воссоединение Ка и Ба было непростой задачей, и в загробном мире существовало множество испытаний, призванных убедиться, что душа его достойна. Путешествие через Дуат (царство мертвых) было сложным, но можно было рассчитывать на помощь от живых в форме магических заклинаний из знаменитой египетской «Книги Мертвых» (подробнее о ней поговорим позже).
Последнее испытание подземного мира было критическим моментом для души. Это было «взвешивание сердца», в процессе которого на одну чашу весов помещалось сердце человека (которое у египтян считалось центром мысли, памяти и эмоций), а на другую клали страусиное перо, которое символизировало Маат (богиню истины и справедливости). Все проступки человека остаются на сердце, делая его тяжелым, но чистое сердце будет свободным от груза, и соответственно, легким. Если сердце оказывалось легче пера Маат, Ка и Ба было позволено объединиться в Ах, однако если сердце весило больше пера Маат, его немедленно пожирала химера, сидевшая у подножья гигантских весов в ожидании пищи. Если сердце пожиралось, это был конец. Вас ждала вечная бездна небытия.
Исчезнуть в забвении, провалив церемонию взвешивания сердца, или будучи забытым живыми, было судьбой куда страшнее смерти; избежать небытия было целью жизни египтянина. По сути, они жили, чтобы умереть, и посредством правильной смерти могли достичь вечной жизни, хоть и на том свете. Хотя, опять же, чтобы правильно умереть, требовались усилия не одного человека. Можно было делать все правильно, оставить заметное наследие, быть хорошим человеком, но после смерти ваша судьба буквально находилась в чужих руках. Чтобы поддерживать вас в путешествии на тот свет, пока вы (будем надеяться) не пройдете церемонию взвешивания сердца и не обоснуетесь в Иалу, требовались подношения, а также ритуал мумификации.