Мигель Коннер
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
В течение нескольких лет Мигель Коннер привлекал к работе с Aeon Byte Gnostic Radio самых известных писателей и учёных по гностицизму и раннему христианству. Эти интервью с 13 ведущими учёными представляют собой один из лучших способов познакомиться с древним гностицизмом, движением, которое вдохновило Дэна Брауна, Филипа Пулмана, Филипа К. Дика и создателей фильмов «Матрица». Прочтите, что лучшие умы говорят о гностических сектах, Евангелии от Фомы, Евангелии от Иуды, Марии Магдалине, ереси, истоках гностицизма и первоначальных учениях Иисуса.
И что есть свет? Или что есть тьма? И кто же тот, кто создал землю? Или кто есть Бог? А кто ангел? Или что такое душа? И что такое дух? Или где голос? А кто тот, который говорит? Или кто тот, кто слышит?
Свидетельство Истины
Это я наполнена Голосом.
Это через меня приходит Гнозис.
Я пребываю в невыразимом и непостижимом.
Я понимание и знание, выражающаяся
Голосом посредством мысли. Я — истинный
Голос.
Троевидная Протенойя
ВСТУПЛЕНИЕ
Лишь восемь эпизодов.
Восемь эпизодов должно было быть достаточно, чтобы дать древней ереси шанс представить всё более заинтересованной публике свои аргументы в пользу того, что она на самом деле олицетворяла. Вольнодумные СМИ, оплот гуманизма и маргинальных идеологий в интернете приняли моё предложение, согласившись с тем же. Я собирался сделать восемь серий длиной в десять часов. Они должны были включить в себя в равных степенях мнения ярких учёных, авторов бестселлеров с пастбищ эзотерики и богословов различных либеральных христианских конфессий. Гностика получили бы право голоса. Возможно, этот голос был бы достаточно громким, чтобы рассеять сгущающийся шум таблоидов и дымку заблуждений, которые были вызваны продуктами медиамашины «Код да Винчи», исполинской трилогией «Матрица», массовым распространением гностических церквей, словно сорной травы, их гипнотическому воздействию на духовенство, а также эпохальное появление Евангелия от Иуды. В течение нескольких месяцев я записал и отредактировал интервью, украсив каждое острыми, но при этом утончёнными вступлениями, чтобы привлечь более молодую аудиторию, и придумал политически некорректное название этому шоу «Кофе, сигареты и гнозис». Эпизоды постепенно выходили в Freethought Media, становясь частью их регулярного вещания. До того, как подкасты iTune и семинары на YouTube стали вирусными, полный аудио ресурс по гностицизму впервые оказался доступен в солнечных системах киберпространства.
Я даже не мог предположить, что так сильно ошибался.
Гностики еще не договорили. Им было что сказать. После того, как каждая вступительная тема была завершена, упущенные из виду переломные моменты этого неверно истолкованного вероотступничества требовали голоса. Их вокальные партии росли, как хор, почти в унисон, громко провозглашая свою важную роль в период основания христианства, формирования еврейского мистицизма, включая каббалу, и инфраструктуры большого количества оккультных, философских и даже политических школ западной цивилизации. Богословие, история и культура гностицизма имели столь же сложную и многослойную организацию, сродни структуре основных религий, чьи громовые призывы заставили гностиков замолчать почти навсегда. Как и весь остальной мир, я пропустил огромное количество лейтмотивов гностицизма, и всё из-за столетий господствующей христианской полемики, донкихотских легенд, синтетических родословных и пропаганды тайного общества. Однако Евангелие от Иуды, наряду с прогрессивно расшифрованной библиотекой Наг-Хаммади и другими апокрифами, произвело продукт, сильно отличающийся от отредактированных либретто ортодоксальных церквей или эзотерического фольклора.
Таким образом, я продолжал создавать эпизоды шоу «Кофе, сигареты и гнозис», чтобы позволить гностикам подробно рассказать об их возвышении и падении при земных дворах авраамического Бога и его новых порядках. Несомненно, архетипические иконоборцы, какими их знали множество охотников за ересями на протяжении всей истории, умолкли бы после разглашения того, кем они были на самом деле, во что верили, и каково было их мощное наследие. Их описание продолжалось, эпизод за эпизодом, неделя за неделей, первые восемь эпизодов уже не казались каким-то достижением. Freethought Media рухнули, и я перенёс шоу на свой собственный сайт, который назвал thegodabovegod.com («богвышебога»). Название сайта, очевидно, намекает на инопланетное божество, суть которого классические гностики пытались понять в своих секретных ложах. По мере того, как репутация программы росла, а аудитория прибавлялась, «Кофе, сигареты и гнозис» трансформировались в Aeon Byte, название, олицетворяющее вечные идеалистические истины, укоренившиеся в туманной и эфемерной информационной эпохе. Тогда я искренне верил, как и сейчас, что идеал гностицизма может быть кристаллизован в современном контексте, который может предложить жизнеспособные духовные или интеллектуальные возможности для тех, кто интересуется альтернативными теологиями.
И гностики, должно быть, одобрили это, потому что они продолжали говорить.
Я хотел бы верить, что здесь проявилась интуитивная прозорливость или провидение, и даже принял романтическую идею о том, что гностики теперь ведут небольшой подкаст, чтобы навсегда встроить свои всеобъемлющие оды самое популярное средство сообщения на Земле. В конце концов, известные учёные и эксперты легко высвобождали время из своего графика, чтобы поделиться тем, что гностики передали им после многих лет неустанных исследований. Они с готовностью делились своими соображениям, касающимся последних изменений в науке или прорывов в текстологическом анализе. Я должен был это записать и даже снова перезаписать, когда они обнаруживали пропущенные данные, которые изменили предыдущие выводы. Мы все, в том числе и публика, хотели одного и того же — услышать всю сонату гностической симфонии.
С чем наверняка могли согласиться все, даже те, кто придерживался консервативных доктрин, — гностики никогда не обладали единой или монолитной теологией. У них была основная тематическая структура, но она лишь формировала основание для построения городов теософических исследований без особого юридического зонирования. Даже безо всякой сенсации, сакральное окружает гностиков до сих пор в достаточной мере. Можно задаться вопросом, действительно ли эти владыки мифопоэзиса хотели, чтобы их аудитория знала их точное происхождение и вероисповедание? Был ли гностицизм платоническим дохристианским культом или более поздним неоплатоническим христианским святотатством? Действительно ли они восстали против космоса, который презирали, или они были просто отколовшимися священниками со склонностью к поэтическому толкованию? Был ли гностицизм независимой верой или действительно мистическим заговором, который присоединился к изнанке непосредственной доминирующей религиозности? Действительно ли у гностиков существовали основные принципы верований, или они просто переосмыслили Священное Писание как форму умения справляться с трудностями в значительно уменьшившемся мире после Александра Великого? Был ли центральным элементом их существования уникальный опыт гнозиса, в частности, сокровенное знание потустороннего, или они просто смешивали веру, разум и откровение в различных гимнах, чтобы вдохновить своих искушённых прихожан?
Иногда кажется, что гностики противоречат друг другу и не слишком заботятся о догматических правилах. В действительности, как упоминалось ранее, существовала чёткая каденция и целое тематическое мировоззрение, которые отделяет их от других религиозных объединений Римской империи и других стран. У гностицизма есть своя суть и основа, твёрдое взаимопонимание с дуалистической темой экзистенциалистского отчаяния, и в то же время, окончательного экстатического освобождения.
Эта книга даёт самое ясное представление о том, кем были гностики, и что они пытались сказать нам на протяжении почти 2000 лет.
Читатель познакомится с академической мудростью некоторых из лучших учёных в этой области, многие из которых непосредственно участвовали в переводе и публикации библиотеки Наг-Хаммади. Все эти учёные посвятили долгие годы своей жизни истолкованию результатов трудов часто истеричных умов церковных историков и ересиологов. Эти учёные обладают тончайшим слухом, когда дело доходит до восприятия и соединения фрагментированных строф гностиков, которые, казалось бы, были приглушены после союза христианского мира с римским государством. Эти блестящие личности однозначно представят читателю возможные и пульсирующие истоки гностицизма по всему древнему Леванту. Читатель также получит лучшее место, чтобы наблюдать за восхождением гностических подвижников и сектантов, таких как сифиане, валентиниане, манихеи, мандеи и другие. Помимо этого, он узнает о провокационных теологиях, которые угрожали вырвать большую часть краеугольных камней зарождающейся ортодоксальной церкви, которая позже бросит доминирующую мрачную тень на западную цивилизацию.
Эти учёные, охваченные теми же амбициями и энтузиазмом, которые были у меня в моём проекте, но с гораздо большей эрудицией, будут говорить с читателем не просто сухими лекциями о гностиках и греко-римской матрице, из которой они проросли, а выйдут на арену беседы и диалектики, которая полностью задействует ум и воображение. Они опишут динамические откровения, которые, казалось, пришли к ним на месте, рискованные, но здравые теории, которые они не довели до сведения публики, и часто юмористические или торжественные размышления о природе их трудных исследований. Когда гностики распространяли свою идеологию, я мог почти представить своих гостей, идущих по тем же опасным тропам, что и эти бесправные мистики, шедшие тысячелетия назад по разным ландшафтам, где они были одинаково отвергнуты христианами, евреями и даже язычниками.
Но даже эта книга не раскрывает всего изящества и элегии гностицизма, поскольку пески гностических исследований столь же подвижны, как египетские пески, подарившие миру так много гностических сочинений. Учёные-гностики только с недавних пор с уверенностью смогли войти в обширную библиотеку Наг-Хаммади (изданию которой уже несколько десятилетий), и стали подробнее изучать Евангелие от Иуды и даже более старые тексты, такие как Евангелие от Марии или Книги Иеу. И как прежде, гностики хотят, чтобы их понимали, ценили или принимали до определённой степени. В конце концов, одно из их жизненно важных посланий состоит в том, что иногда людям необходимо писать свои собственные евангелия и жить своими собственными мифами, как они обычно и делали.
Тем не менее, эта книга и сам Aeon Byte обязаны каждому гостю за их доброту, терпение и отзывчивость. Независимо от того, были ли эти постоянные гости учёными-знатоками, мировыми авторитетами или профессорами, издающими бестселлеры, которые вызвали интерес широкой публики, мои гости всё же были чрезвычайно приземлёнными, скромными, оживлёнными и временами готовы были раскрывать свои собственные глубочайшие внутренние устремления, не разделяемые в аудиториях или рукописях. Время от времени наши интервью походили на беседу двух друзей, которые в конце дня выпивают с трудом заработанную выпивку, участвовают в страстной беседе, а затем приходят в восторг от какой-то мелодией, прорывающейся сквозь толпу. И они оба чувствуют, что слышат что-то важное, вневременное и в конечном итоге поучительное. Точно так же, как Эйприл ДеКоник шутила о романтических практиках якобы спартанских гностиков, Барт Эрман использовал самоуничижительный юмор о своём статусе знаменитости (в то же время в эфире он признался, что его больше интересовало возвращение к монашеской жизни исследований). Джейн Шаберг скорбно рассказала о том, как современная культура низвела Марию Магдалину так же сильно, как и традиционное христианство. Она уловила суть образа Марии Магдалины, сияющий в современном искусстве, даже в, простите великодушно, «Страстях Христовых».
За всё это я никогда не мог достаточно выразить степень своей благодарности. Эти кроткие интеллектуалы потратили время на свою требовательную профессию и совершили паломничество в Aeon Byte, чтобы оставить что-то ценное и ясное в информационном изобилии интернета. Все учёные, опрошенные в этой книге, никогда не получат полного признания в цивилизации духовного материализма, так как ей не хватает выносливости для долгих путешествий в опасные рудники религиозных истин.
В некотором смысле учёные, о которых вы прочитаете, внесли свой вклад, расширив восприятие раннего христианства и иудаизма до пределов, о которых раньше и не мечтали. Их исследования не только способствовали развитию альтернативных христианских церквей, но и смягчили многие консервативные христианские деноминации. Их пристальное внимание к популярному Евангелию от Фомы сделало его терпимым и приемлемым для некоторых мормонских церквей, либеральных римско-католических групп и даже для мятежных спутников-баптистов. То же самое можно сказать о Евангелии от Марии, «Гром: Совершенный Ум», Апокрифе Иоанна и других гностических писаниях, которые также нашли своё пристанище в неортодоксальных еврейских организациях и неоязыческих сектах. Кроме того, прозрения моих гостей открыли трансцендентный универсальный оттенок Евангелия от Иоанна и всех Посланий Павла, которые перекликаются со многими экуменическими восточными верованиями.
Я так же предан, как и более четырёх лет назад, снимая первые восемь эпизодов. Надеюсь, я так же верен, как и все мои гости, и буду продолжать, пока не наступит тишина, которая, похоже, еще не близко. Пока что мы продолжаем преследовать ту же цель, а гностический хор продолжает расти.
Дело не в том, чтобы дать древним еретикам голос. Мы хотим убедиться, что слышим их с максимальным вниманием и сосредоточенностью и по-настоящему ценим их удивительные сочинения.
Это голоса гностицизма. Имеющий уши, да услышит.