31.03.2024
0

Поделиться

Гримуар Тиамат

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ 2

ПЕРВОРОДНЫЕ ДРАКОНИАНСКИЕ БОГИ

1 ТИАМАТ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МИФОЛОГИЯ

История Тиамат и ее одиннадцати монстров происходит от вавилонского космогонического эпоса Энума Элиш, названного так по его первым словам, «Когда наверху». Также известный как Семь Таблиц Творения, этот эпос является одним из центральных литературных памятников вавилонской мифологии и одним из древнейших мифов о творении в мире. Существует несколько его версий из Вавилонии и Ассирии, наиболее известной является найденная в Ниневии, в библиотеке царя Ашурбанипала, которая восходит к VII в. до н. э. Однако, сама легенда намного старше и, по некоторым оценкам возникла около XVIII в. до нашей эры, во время расцвета культа бога Мардука, ведущего божества вавилонского пантеона, который также занимает центральное положение в этой истории.

Энума Элиш впервые была восстановлена (из разбитых табличек, прим. пер.) Генри Лэйардом в 1849 году в Ниневии и опубликована Джорджом Смитом в 1870-х годах, в «Халдейском рассказе о Бытии (Chaldaean Account of Genesis)». Эпос содержит около 1000 строк на семи глиняных табличках. Пятая табличка частично повреждена и ее содержание никогда не было восстановлено в полном объеме. Наиболее важным, однако, является текст четвертой таблички, который был опубликован в 1887 году Э. A. Уоллисом Баджем и переведен А. Сейсом. Центральной темой мифа является возвышение Мардука над всеми другими вавилонскими богами и его творение мира и человека из первозданной тьмы и хаоса, установление порядка в мироздании. Таким образом вся история, представленная в Энума Элиш, на самом деле является хвалебной песней Мардуку, творцу неба и земли, и владыке мира.

Из свода аккадских ритуалов, описанных в Rituels Accadiens by F. Thureau-Dangin (1921), мы знаем, что этот эпос читался в Вавилоне во время празднования Нового года. На второй день празднования жрец Мардука зачитывал гимн о победе бога над Тиамат и ее свитой. На третий день мастера сооружали две статуи для празднования; обе держали в левой руке: одна — гадюку (basmu), другая– скорпиона (akrabamelu), животных которые представляли побежденных монстров Тиамат. На четвертый день главный жрец читал миф Творения. И на шестой день, статуи обезглавливали, а головы сжигали для того, чтобы в очередной раз утвердить победу над армией Тиамат. Оставшиеся дни были посвящены восхвалению богов, и на одиннадцатый день боги возвращались в свои храмы и торжество заканчивалось. Эпос имел аналогичный статус в Ассирии, хотя и с одним отличием — Мардук здесь заменен Ашшуром, главным божеством ассирийского пантеона.

Согласно легенде вначале не было ничего кроме первозданных вод, циркулирующих в Хаосе, неразделенных и бесконечных. Затем воды разделились на пресные воды Апсу и соленые воды Тиамат. Эти два первородных бога, традиционно изображаемые как мужчина и женщина, стали первой божественной парой, от которой произошли все боги и вся жизнь. Кроме них существовала также таинственная сущность по имени Мумму, которая приняла форму тумана, витающего над водами, и иногда его называют «советником» Апсу. Из союза изначальной пары произошли другие божества: Лахму и Лахаму, которые, в свою очередь, были родителями для Аншара и Кишар (отождествляются с небом и землей). У них появился сын Ану, который породил Нудиммуда (Эа), величайшего из богов. Шум, производимый младшими богами, мешал Апсу заснуть, отвлекая его от отдыха. По совету Мумму, его советника, он решил убить их, но Тиамат выступила решительно против этого. Для того чтобы предотвратить убийство, она предупредила Нудиммуда, который наложил на Апсу заклятие и убил его, а затем на остатках убитого отца построил себе жилище. Теперь Нудиммуд стал главным богом и его жена Дамкина родила ему сына Мардука, который был еще сильнее, чем его отец. Играя с ветрами и создавая бури и ураганы, Мардук нарушает сон старых богов. Взбешенные от производимого им шума, они убедили Тиамат, что она должна отомстить за смерть мужа. По их совету она взяла себе в мужья бога Кингу, и дала ему власть над своей новой армией — одиннадцатью ужасными чудовищами, которых она создала для битвы. Эти монстры представляли одиннадцать ее темных сил, что противостоят силам Света. Тиамат также даровала Кингу Таблицы Судеб, мифический знак верховной власти над вселенной. До этого момента, власть принадлежала только Богине Матери, верховной хозяйке вселенной и всего Творения. Младшие боги выбрали Мардука своим предводителем и командующим своей армии, и наделили его властью четырех ветров. В битве, которая состоялась между мирами, Мардук победил Тиамат и разделил ее плоть на две половины. Из одной он вылепил землю, из другой — небо. Ее слезы и глаза стали источником рек, ее груди стали горами на Земле. Он забрал у Кингу Таблицы Судеб и заставил богов, которые встали на сторону Тиамат, прислуживать другим богам. В конце концов, он убил Кингу и из его крови, Нудиммуд (Эа) создал людей, которые должны служить богам. В качестве обители главных богов был создан Вавилон, а Мардук был возвеличен и награжден пятьюдесятью именами, в соответствии с проявлениями его силы.

Первая мать

В Энума Элиш, Тиамат описывается как «Матерь-Хубур (Ummu-Hubur), что все сотворяет». Название «Хубур» иногда относится к реке в подземном мире. Также оно связано с еврейским термином Tehom, великой бездной исконных вод.

Тиамат и Апсу олицетворяют космическую бездну, заполненную первичными энергиями, предшествовавшими изначальному Творению, в то время как советник Апсу, Мумму, считается олицетворением архетипической водной формы, и его имя иногда переводится как «форма, матрица»[1]. Древние народы Месопотамии верили, что вселенная имеет форму круглого диска, окруженного солеными водами моря. Земля была континентом, который плавал во втором море, пресноводном Апсу, из которого на землю текли все воды (в том числе воды источников, рек, колодцев и озер). Небо считалось твердым диском, края которого изогнуты и стоят на границе земли. Небеса, обитель богов, находились выше этого неба.

Изначальная Богиня-Мать была первоисточником всей жизни, воплощение Первозданного Хаоса, Космического Лона, породившего всех богов и все души. Она имела власть над силами творения и обладала силой управлять судьбами, что символизирует ее верховеную власть над всей вселенной. В Энума Элиш «Когда из богов никого еще не было, Ничто не названо, судьбой не отмечено» она стала первой создающей силой, источником жизни, всего движения и развития. Тем не менее, когда она повернулась против собственных детей, молодого поколения богов, она преобразилась в силу разрушения, пожирающего монстра, вечно зияющее лоно и мать мерзостей. Когда-то заботливая и кормящая мать, теперь она превратилась в мстительную богиню-война, мать монстров и всего зла.

В роли богини первичных вод Тиамат часто изображалась в чудовищной, звериной форме, морским змеем или драконом. Тем не менее, не так много известно о ее внешности от самого мифа. В таком случае она отождествляется с морскими чудовищами из других мифологий, например, библейским Левиафаном, Ямом и Лотаном из иудейских мифов или Танином, морским демоном из еврейских легенд. Этимологически ее имя соответствует греческому thalassa, «море», семитскому tenom, «бездна», аккадским ti’amtum и tamtu, «море», или шумерским ti и ama, что означает «жизнь» и «мать». Франсуа Ленорман в «Халдейской магии» также упоминает такие имена, как Tauthe Damascius и Tha-vath-Omoroca, причем последняя форма, символизирующая Великую Мать как водную бездну, возможно, навеяна мифами о творении, описанными Бероссом в его «Вавилонской истории». Есть также много теорий относительно возможного смысла мифа, в которых изначальное «смешивание вод» интерпретируется как описание смешивания соленых и пресных вод в Персидском заливе; создание богов и монстров в таком случае относят к появлению вулканов и сейсмической активности, а битва Тиамат и Мардука рассматривается как космическая катастрофа, в которой были созданы существующие в настоящее время планеты. Поскольку единого толкования не существует, миф все еще оставляет обширное поле для возможных спекуляций.

Тиамат, прежде всего, является всеобщей Матерью, которая порождает все сущее в соленых водах, своей утробе. Она была первым жилищем богов до того, как Мардук создал Землю и выбрал Вавилон в качестве своей резиденции, а боги стали обитать на небесах. Мардук не обладал природной силой творения, его сила — священные слова, атрибут всех патриархальных богов из миров религий. В Энума Элиш он должен доказать, что он обладает этой силой, прежде чем он может вступить в битву с Тиамат. Ему дают облачение, которое он должен уничтожить и восстановить силою своего слова, прежде чем другие боги признают его первенство над ними.

Как Матерь Творений Тиамат иногда отождествляют с шумерской богиней Намму, хозяйкой первозданного моря, которая родила Ану и Ки, небо и землю. Они оба считались олицетворением созвездия в северном небе, которое известно сегодня как «кит». В древние времена его называли именами морских чудовищ Тиамат, или так и называли — Кит (Cetus). Оно расположено в «водной» области неба, наряду с другими подобными созвездиями: Водолеем, Рыбами и Эриданом. В мифе об Энки и сотворении человека Намму (также называемая Нинмах) описывается как «первозданное море», «мать, что родила всех богов». Энки просит у нее помощи в своем творении, так как он сам не имеет силы для создания человека:

«Мать моя! Создание, что сотворишь ты, оно воистину существует.
Бремя богов, их корзины, на него да возложим.
Когда ты замешаешь глины из самой сердцевины Абзу,…
Когда ты будешь давать рожденье.
Мать моя, когда судьбу ему ты назначишь.»[2]

(В переводе В. К. Афанасьевой (прим.пер.))

Существо, вылепленное Энки, было слабым, т. к. только Богиня-Мать имеет достаточно сил, чтобы создать жизнь и вдохнуть душу в глиняную оболочку.

Но соленые воды морей и океанов вряд ли можно считать питательными. Они не утоляют жажду живых существ, и не дают посевам роста. Воды Тиамат растворяющие, разъедающие, ядовитые и смертельные. В отличие от них пресные воды Апсу, источник всех озер, рек, родников и колодцев, являются живительными водами Земли. Апсу, Абзу, или Энгур (Энгурра), изначально являвшийся частью космического Хаоса, преобразовался в источник питательных вод, подземный океан и кровь земли. В зависимости от традиции этот источник и его мифологема имеют различные названия. Аккадский и ассирийский Абзу или Апсу был подземным океаном, но также и массивными космическими водами, окружающими Землю. В шумерских легендах Апсу есть храм Энки (Эа), «владыки мудрости», но также и обитель морских чудовищ, которые были посланы после того как Инанна спустилась в морскую бездну, чтобы заполучить «ме», божественные таблицы, нужные ей для властвования над богами. Водный храм превращается в дом мудрости после того, как Апсу был убит своим старшим сыном, но он сохраняет свое хтоническое и разрушительное качество, все еще олицетворяя монстров и мерзости моря. Храм Энки в городе Эриду, как полагают, построен на останках Абзу и известен как «дом космических вод». Оттуда Энки (Эа) контролирует Мумму, «изначальную водную форму», таким образом создавая и формируя мир в его многообразных формах, в то время как сам Апсу остается неподвижным, пребывая в вечном сне. Храмы Месопотамии часто имели водоемы или бассейны, которые олицетворяли Апсу, подземный источник воды.

Миф об убийстве Дракона

В Месопотамской традиции мы можем найти несколько версий легенды, в которой бог или герой, представляющий собой новый миропорядок, убивает примордиального монстра. Поражение Тиамат Мардуком является одним из них. Данный миф вдохновил на работу, изложенную в этом гримуаре, поэтому заслуживает подробного обсуждения. Стоит также отметить, что Тиамат не была единственным убитым драконом в космогонической истории перехода от хаоса к порядку. Большинство из этих историй относятся к убийству змеи, дракона или монстра, который живет в Нижней части Самого Нижнего, в царстве первозданных вод.

Шумерский бог бурного южного ветра, Нинурта, является главным героем другого мифа о драконе под названием «Подвиги и деяния Нинурта». В этот раз противником выступает Асаг, демон болезни и немощи, обитель которого — Пустота, Кур. Как только Асаг повержен, первозданные воды Кура поднимаются на поверхность и разливаются по земле Шумера. Пресные воды наполняются ядовитыми потоками подземного мира, а вся растительность засыхает. На  емле наступает голод и великие бедствия обрушиваются на деревни и города. Нинурта решает построить из камней огромную стену, чтобы отделить Шумер от Кура и сдержать «великие воды». Асаг изображается в виде дракона и он, кажется, внутренне родственен Тиамат. Даже при том, что эти две мифологические фигуры не могут быть идентифицированы, Асага можно рассматривать скорее как одного из детей Тиамат — монстров, рожденных в ее утробе и обитающих среди первичных вод Хаоса.

Другой шумерский миф о драконе — история о том, как бог воды Энки побеждает «чудовище Кур», который похитил богиню неба Эрешкигаль и унес её в подземный мир. Концовка легенды отсутствует, но из существующих частей, мы узнаем, что он напал на лодку Энки с помощью примордиальных вод, которые были в его власти. Следовательно он подобен еще одному чудовищу, связанному с Драконианской Богиней.

Чудовище Kur также появляется в мифе о прославлении власти Инанны. Богиня любви и битвы решает провозгласить свое превосходство над демоном и заявляет, что если он не подчинится ее могуществу и власти, она его уничтожит. Итак, она открывает «дом битвы» и побеждает монстра, после чего получает эпитет «разрушительница Кура», который часто можно увидеть в посвященных ей гимнах[3].

Наконец, есть также история о Гильгамеше, герое, который убивает монстра Хуваву, стража кедрового леса «земли живых». Хувава, однако, не является водным демон и не имеет прямого отношения к примордиальным водам Пустоты. Тем не менее эта история, возможно, стала первоисточником для легенды о Святом Георгии, убивающем дракона. Кроме того его внешний вид намекает на то, что он родился в утробе Хаоса, подобно другим монстрам и демонам, порожденным Тиамат. Его лицо, иногда напоминающее львиное, состоит из свернутых внутренностей людей и животных, а взгляд его может убить. Его рев — рокот воды, его рот — смерть, его дыхание — огонь. Он грозен и страшен, и он обладает силами, что превосходят любые возможности человека. Гильгамеш должен обманом заставить его сбросить эти силы, прежде чем он сможет окончательно победить его.

Чудовищные формы демонов, части тел которых являются частями от тел животных, являются признаками примордиального характера существ, рожденных в темноте хаоса, в Первичном Лоно Дракона. Сама Тиамат также часто изображается состоящей из частей различных животных, что отражает разобщенность изначальной тьмы, бездну небытия. На найденном в храме Ниниб в Нимруде барельефе, изображающем битву Тиамат с Мардуком, она имеет тело, голову, передние ноги льва, а от орла — крылья, хвост и задние ноги с когтями. Шея и верхняя часть тела покрыты наподобие перьев или чешуи. Она представляет все, что страшно, нечисто, отвратительно, и является Матерью и Королевой всех демонов, чудовищ и монстров. Она это все то, что таится за Вратами Ночи, за безопасными границами человеческого восприятия. Она проявляется через сны и кошмары, неизвестность и бессознательное. В отличие от нее молодое поколение богов, как правило, имеет человеческую форму, чтобы представлять мир постижимый, видимый и знакомый.

Существует также интересное описание Тиамат в другом мифе о победе Мардука (Бела) над драконом. Богиня-дракон огромна, пятьдесят каспу (расстояние в два часа путешествия, около 9–11 км.) в длину и один капсу в высоту, рот ее достигает шести локтей (традиционная единица, равная длине предплечья), хвост так длинен, что достигает неба. Это дает нам картину гигантского монстра с телом длиной более пятисот километров и высотой поднятой головы около десяти километров[4].

Первичный Хаос

Мотив хаоса, предшествующего творению, может быть найден во многих мифологиях мира. Обычно он описывается как Тьма или Ночь, Пустота, Зияющая бездна, или Океан Черных Вод. У греков это — Тартар, в скандинавских мифах — Гинунгагап, египетская космогония включает первобытный океан Нун, в шумерской традиции мы имеем изначальную водную бездну Апсу и Тиамат. Чрево Хаоса является местом рождения и обитания драконов, великанов, монстров, демонов, и основных богов. Это Тохти-Вабохти (Tohti-wabohti), бесформенная пустота, описанная в Книге Бытия. Черные воды Первой Матери подобны космическому океану Нун. Она называется Глубиной, Пустотой, Чревом и Бездной. Джеральд Мэсси связывает воды Нун с Тефт (Tepht) — пропастью, источником всей жизни, и приравнивает их к Тиамат, Великой Матери. Тефт — это колодец, из которого изливаются воды, подземный мир, где Дракон дал жизнь своему выводку монстров. Это «логово дракона», «змеиная нора»[5]. Это также мифическая родина жизни и растительности, воды, еды и воздуха, чрево Космической Матери.

Как Хаос вод, Тиамат отождествляется с понятием Tehom на иврите, что означает «бездна». Существует также небольшое сходство между этими двумя космогониями, так как они оба включают мотив разделения на воду нижнюю и воду верхнюю. В вавилонском мифе Мардук делит тело Тиамат и из ее плоти создает небесный свод, который удерживает ее верхние воды на месте, образуя небесный океан над покровом небес. Пока не ясно, что происходит с нижними водами, но часть из них, как полагают, составляют Хубур, реку подземного мира. Эпос также упоминает так называемый Ti-amat e-li-ti и Ti-amat sap-li-ti, Верхняя Тиамат и Нижняя Тиамат, которые являются эквивалентами нижним и верхним водам[6]. И хотя существуют и другие космогонические мифы Месопотамии, во всех из них основой жизни и всего живого является бесконечное первичное море, которое не было создано, но существовало вечно. Первичные воды порождают небо и землю, сначала единые в образе космический горы, затем разделенные на мужское и женское начало, чтобы зачать молодое поколения богов. Изначальная Мать, в качестве море или земли, отождествляется с такими богинями как Нинмах, «великая королева; «Нинхурсаг (Ninhursag), «владычица космической горы;» или Нинту, «королева, дающая рождение». Мир состоит из небес, состоящих из неба и пространства выше неба, которое называется «великое Наверху», и Земли, состоящей из поверхности земли и «великого Внизу», которое, как полагают, является подземным миром и обителью хтонических божеств[7].

Первородная Богиня-Мать в Месопотамии является «первой, кто породил богов вселенной», «Мать всего» самопроизводящая утроба, богиня без супруга, первичная материя. Она «лоно изобилия», плодородные и оплодотворяющие воды, которые спонтанно создают Все в Одном, всю Вселенную в целом. Она является Изначальным Драконом Пустоты, матерью-одиночкой, самодостаточным Чревом. Разделение прима материи на мужской и женской элемент является началом процесса Творения. Эти два основных составляющих Вселенной Апсу и Тиамат. «Смешение вод» является символом их соединения, и они вместе, как полагают, составляют Первого Дракона, Бездну, первичную материю мира. Но это также представляет и их сексуальный союз, начало космического сексуального потока, который лежит в основе создания всей жизни во Вселенной. По этой причине они могут рассматриваться как расширение Первичного Дракона Пустоты, или в качестве первых богов, оторванных от недифференцированного тела Дракона, первичного океана Черных Вод. Как первое проявление Дракона Тиамат обладает всей властью Матери Всего. Она может «смешать» свои воду с мужским началом для создания богов, но она также может зачать монстров и демонов сама, вырвав их из ее безграничной плоти, облачив божественными силами и подняв их выше всех других творений. Это сила, которая принадлежит только Первой Матери. В то же время Тиамат является Первородным Драконом, первой как она есть космической силой и первым проявлением Дракона. Тем не менее в верованиях Месопотамии изначальная, бесформенная масса или водная материя получила название Апсу, которое позже стало именем первого мужского божества, ему мифология приписывает те же силы творения, что и богине Тиамат. Благодаря работе с драконианскими манифестациями, богами, демонами и другими сущностями, мы можем получить доступ к исходной силе Изначального Дракона, который является бесформенным, неупорядоченным, безымянным, и безграничным. Это тайна Первой Матери, которая раскрывается через обряды ее драконианской алхимии.

Тиамат была убита Мардуком в битве за новый космический порядок, но она остается дремлющий под основой мира, готовая пробудиться и восстать, сотрясать и пожирать творения богов и человеческой цивилизации, потому что она является тем, кто дает рождение всем вещам, и поглощает их в вечном космическом цикле. Ее плоть и кости составляют структуру мира, ее кровь течет по венам всех живых существ на земле, и ее первичное сознание пребывает в корне человеческого разума, отражая миф о Первичном Драконе в человеческом биологическом образе и в факте происхождения древних частей мозга человека от рептилий. Она является Внутренним Драконом, Сопутствующим Драконом, Змеей Кундалини, которая пробуждается и открывает сознание для змеиных (Ophidian) и драконических потоков. Она является силой, которая не может быть приручена или заблокирована в пределах структурированной формы. Ее вечная сущность безгранична. Она поднимается изнутри, вырывая душу из ворот Ночи, где сознание разрушено в утробе Хаоса, отделено и освобождено от мирской обусловленности. Она Соблазнитель для взошедших на Путь Пламени, который зажигает божественную искру в их крови. Она является Матерью для тех, кто осмеливается спуститься в Сердце тьмы, чтобы возродиться в ее чреве и подняться к вершинам небес на ее пылающих крыльях. И она также Разрушитель слабых и лживых, тех, кто выбирает застой и невежество вместо страсти и эволюции.

И Тиамат также «Дракон Вовне», грозная сила природы. Грозы, огонь в жерле вулкана, свирепость ураганов и смерчей, разрушительная сила наводнений, внезапный ужас молнии — Тиамат управляет всеми мощными и зловещими погодными явлениями, которые никогда не были приручены человеком. Ее энергия составляет магнитное поле всей планеты и протекает через мистические вены земли в виде «драконовых линий», или «силовых линий», которые, как полагают, соединяют места силы (древние вихри космической энергии) или «чакры земли». Эти вихри резонируют с энергией Дракона, которая может быть использована разумом, связанным с драконческим потоком, теми, кто пробудил первичную сущность Дракона в своем сознании. Человек есть Плоть и Кровь Дракона. Осознание этого наследия открывает двери в наших душах, через которые мы можем претендовать на первичный потенциал, подняться к звездам на крыльях дракона, протянуть руку к Таблицам Судеб и стать воплощенными Богами, верховными правителями Вселенной.


[1] Thorkild Jacobsen: The Treasures of Darkness. A History of Mesopotamian Religion

[2] Samuel Noah Kramer: The Sumerians. Their History, Culture, and Character

[3] Samuel Noah Kramer: Sumerian Mythology

[4] Leonard W. King: Enuma Elish

[5] Gerald Massey: Ancient Egypt: The Light of the World

[6] Leonard W. King: Enuma Elish

[7] Samuel Noah Kramer: Sumerian Mythology