31.03.2024
0

Поделиться

Гримуар Тиамат

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ 3

2 БИТВА СВЕТА И ТЬМЫ

Как мы уже знаем, в начале не существовало ничего, кроме неразделенной, хаотичной и безграничной первозданной водной массы. Выйдя из этой массы воды разделились на соленый океан Тиамат и пресные воды Апсу, которые смешались вместе и породили первых богов: Лахму и Лахаму, затем Аншар (небо) и Кишар (земля), у последних был сын Ану и, наконец, Ану породил Нудиммуда (Эа). Далее родились остальные божества вавилонского пантеона.

«Когда вверху не названо небо,

А суша внизу была безымянна,

Апсу первородный, всесотворитель,

Праматерь Тиамат, что все породила.

Воды свои воедино мешали,

Тростниковых загонов тогда еще не было,

Когда из богов никого еще не было,

Ничто не названо, судьбой не отмечено,

Тогда в недрах зародились боги,

Явились Лахму и Лахаму и именем названы были.

И пока они росли и мужали,

Тогда родились Аншар и Китар.

Они дни копили, множили годы,

И наследник их — Ану, — отцам своим равный.

Ану-первенца Аншар себе уподобил.

Нудиммуда сотворил по своему подобию Ану.

Нудиммуд, отцами рожденный своими,

Он разумом светел, многомудр и всесилен,

Аншара, деда его, превзошел он премного,

Меж богов-сородичей нет ему равных.»

Во времена создания богов существовало бесконечное число миров, и с их возникновением во вселенную пришел «порядок». Молодое поколение богов представляло солнце, луну, планеты и звезды, в то время как первородные божества постепенно демонизировались и в конечном итоге стали олицетворением тьмы, ночи и всего мирового зла. Это подготовило почву для легендарной борьбы между силами Света и силами Тьмы.

В Энума Элиш битва начинается, когда молодые боги убивают Апсу, это первая попытка получить контроль над первичным хаосом. Взбешенная предательством своего потомства и подстрекаемая другими богами, особенно Кингу, Тиамат решает отомстить за смерть мужа и призывает союзников. Ее сила растет, и она создает одиннадцать ужасных монстров, облаченных в ужас, и с ядом вместо крови. Грозные и богоподобные, они воплощают наиболее разрушительные качества разъяренной Богини. Эти одиннадцать монстров описываются как гадюки, драконы, ураганы, свирепые псы, человеко-скорпионы, могучие бури, быки и люди-рыбы. Первородные боги, такие как Лахаму, приняли сторону Тиамат и встали в ее армию наравне с демонами. Возглавить армию она поручает богу Кингу, своему второму мужу, и дарует ему Таблицы Судеб, знак высшей власти над вселенной.

«Матерь Хубур, что все сотворяет,

Неотвратимое множит оружие, исполинских делает змеев!

Остры их зубы, их клыки беспощадны!

Она ядом, как кровью, их тела напитала,

В ужас драконов свирепых одела,

Окружила нимбами, к богам приравняла.

Увидевший их — падет без силы!

Если в битву пойдут, то уже не отступят!

Гидру, Мушхуша, Лахаму из бездны она сотворила,

Гигантского Льва, Свирепого Пса,

Скорпиона в человечьем обличье,

Демонов Бури, Кулилу и Кусарикку.

Безжалостно их оружие, в битве они бесстрашны!

Могучи творенья ее, нет им равных!

И еще сотворила одиннадцать этим подобных!

Из богов, своих первенцев, что совет составляли,

Кингу избрала, вознесла надо всеми — полководителем,

Главным в Совете,

С оружьем битвы скликающим к бою,

Распределителем добычи

Всех отдала под власть его, на престол посадила. 

„Надо всеми в Совете тебя вознесла я

Все божьи решенья в твою руку вложила!

Всех ты превыше, супруг мой единый,

Над Ануннаками вознесу твое имя!“

Таблицы судеб ему вручила, на груди его укрепила.

„Лишь твои неизменны приказы, уст твоих нерушимо Слово!“»

Видя угрозу войны молодое поколение богов исполнилось страхом, не в состоянии противостоять силам тьмы. Сначала они пытаются успокоить Тиамат, но ее ярость чересчур велика, и её гневный вид обращает их в бегство. Тогда сын Эа, Мардук, сам предлагает возглавить войско богов в битве с Тиамат и ее армией. Будучи солнечным божеством, величайшим из всех сил Света, Мардук становится естественным противником драконической Богини и ее сил Тьмы. На большом совете во время пира он доказывает, что достоин сражаться от имени богов, демонстрируя свою созидательную и разрушительную силу, после чего ему вручают королевские знаки отличия: скипетр, трон и кольцо. Затем он начинает готовиться к битве: берет лук, копье и палицу. Он наполняет свое тело огнем, а перед собой ставит молнии. Сплетает сеть, с помощью которой он намерен поймать Тиамат, и ставит рядом четыре ветра, чтобы ей не дали вырваться. Он также создает себе в помощь сильные ветры, бури и ураганы и, наконец, взяв в руки гром, садится в колесницу, запряженную штормом, и выходит на встречу с Тиамат. При одном виде его власти монстры и демоны в страхе замирают, но Тиамат с помощью колдовства и заклинаний атакует его. Однако она терпит поражение, Мардук её убивает и разрезает напополам. Он разбивает ей череп своей палицей, а ее кровь рассеивает по северному ветру. В свою сеть он ловит одиннадцать монстров и растаптывает их беспомощные тела ногой, забирает у Кингу Таблицы Судеб, запечатывает их своей личной печатью и вешает их себе на грудь.

«Как убил он предводительницу Тиамат, —

Рассеялось войско ее, разбежались отряды.

А боги-соратники, что с ней выступали,

От страха дрожа, назад повернули,

Убежали, жизни свои спасая,

Но в кольце оказались, ускользнуть не сумели.

Он в плен их забрал, разбил их оружье.

Брошены в сеть, очутились в ловушке.»

За битвой следует акт творения, переход от хаоса к порядку. Мардук делит тело Тиамат на две части. Из одной половины он творит купол неба, а из другой строит обитель для своего отца, которую он размещает над бездною, т. е. Апсу. Между водами Тиамат и вновь созданным миром он ставит «запоры [замка]» и «сторожа» для того, чтобы охранять новый Порядок от Первородного Хаоса.

«Разрубил пополам ее, словно ракушку.

Взял половину — покрыл ею небо.

Сделал запоры, поставил стражей, —

Пусть следят, чтобы воды не просочились.»

Далее он создает Эшарру, обитель небес, жилище для богов, а затем в процессе Творения создает планеты и звезды, солнце и луну, устанавливает календарь. Он устанавливает Знаки Зодиака и связывает каждый знак с определенным месяцем. Однако боги начинают жаловаться, что их существование безрадостно, потому что им не хватает поклонников, которые бы строили их храмы и приносили им жертвы. Поэтому Мардук решает создать человека. По совету Эа он решает пожертвовать одним из богов и использовать божественную кровь для своего нового творения. На совете выбор падает на Кингу, который был зачинщиком битвы и был в плену после поражения Тиамат. Мардук убивает его, и из его крови бог Эа создает человечество для служения богам. Теперь боги, бывшие на стороне Тиамат, и которых победители использовали как рабов, освобождаются от своей работы, и на замену им приходит человек. Мардук выбирает Вавилон в качестве своей резиденции, а его самого выбирают в качестве верховного правителя мира и царя всех богов и дают ему пятьдесят имен. Оканчивается эпос длинным хвалебным гимном в честь главного бога и его славных достижений.

Стоит заметить, что первоначально Мардук планирует сотворить человека из собственной крови, смешанной с землей. На это указывает Беросс в III в. до н. э. в мифе о Беле (Мардуке) и Тиамат. В вавилонском эпосе Мардук также намеревается сделать «кость» для последующего создания человека. Интересно, что используемое в тексте ассирийское слово «кость» (issimtu) является эквивалентом еврейского слова esem («кость») из повествования о сотворении женщины в книге Бытия[1]. Свою кровь Бел использовал не только для создания человека, но и для создания животных. Человек, однако, стал кульминацией процесса творения Мардука; хотя сама роль человечества представляется довольно мрачной и жалкой — люди были созданы исключительно как прислуга для богов, без какой-бы то ни было высокой цели. Религиозная практика Месопотамии интерпретировала это буквально: божества в храмах были подобны царю — жрецы их одевали, кормили и заботились о них. Легенда о Мардуке послужила базисом для патриархальной религии, основанной на поклонении солнечному божеству. Представители верховного бога на земле (или «придворные боги») — царь, его супруга и их дети, им прислуживает остальное человечество.

Однако с магической точки зрения ключ к пониманию метафизического смысла мифа лежит в мотиве изначального Хаоса, ограниченного и запертого в структурах нового мирового порядка. Мардук победил Тиамат и ее потомство, но не уничтожил их. Вместо этого он сделал попытку укротить и подавить эти силы, включив их в только что сотворенную структуру Вселенной. Воинство Тиамат стало его трофеем: их разоружили и некоторых сделали рабами Мардука, а позже они трансформировались в его символических животных как, например, дракон Мушрушу (musussu). Сама Тиамат стала частью мира в качестве «Матери-Природы» или «Матери-Земли». Считалось, что кровь Кингу, демона-воина, течет в теле человека, но его демонический аспект связан и усмирен. Монстры первобытного хаоса стали теперь частью космического Порядка.

Но дыхание Дракона еще можно услышать в шепоте ветра, драконический огонь пылает в сердце земли, и кровь человека бежит быстрее, когда дремлющий Змей вздрагивает во сне. И тот, кто спит, может быть разбужен.


[1] Leonard W. King: Enuma Elish