Fr. Nyarlathotep Otis
- Купить печатную книгу: Fr.Nyarlathotep Otis«Liber Rosa Ventorum»
- Купить электронную книгу: Fr.Nyarlathotep Otis«Liber Rosa Ventorum»
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Часть 1
Capitulum I. Theoria
20 =1
1.1. Двойственность Единицы
Как ни парадоксально, Единица обладает двойственным символизмом (символически это можно связать с тем, что в выбранной нами последовательности число 1 представлено именно как нулевая степень числа 2): как Единое и как Единственное.
1.2. Единое
В значении Единого 1 представляет собой всю совокупность элементов системы, причём в рамках выбранного множества нет ни одного элемента, которое бы не входило в это Единое (например, все известные на данный момент живые существа входят в Единое «носители генетического кода»; все поля розенкрейцерских шахмат модели Rosa Ventorum относятся к Единому «поля, обладающие порядковым номером в двоичной системе счисления»). При этом расширение наших познаний или представлений может изменить наши представления о том, какое множество является Единым для данной системы, а какое нет (например, обнаружение живых существ, не являющихся носителями генетического кода, потребует пересмотрения представлений о Едином; единое божество семитских народов оказывается лишь демиургом в гностицизме, одним из племенных богов в религиоведении, выражением одного из архетипических принципов в юнгианстве, одним из Древних Богов в мифологии Дхаскар и пр.). При этом также может существовать бесконечное множество объектов, не принадлежащих к данной системе и потому не входящих в данное Единое (например, даже поля классических енохианских шахмат, не говоря уже о множестве других объектов, к множеству полей, обладающих двоичным порядковым номером, разумеется, не относятся; любая система, делающая верховное божество монотеистических религий неким локальным божеством народа или мира, допускает существование множества элементов, не подчинённых этому «единому»). Однако следующий уровень обобщения может дать нам новое Единое (например, Единое «игровое поле квадратной формы для игры фигурными фишками» может охватить и другие модели шахмат и родственных им игр; Хаос в мифологии Дхаскар оказывается новым Единым, хотя и лишённым свойств персонифицированного божества), причём нет оснований считать, что существует предел таких обобщений для любого множества объектов.
Поскольку выделение в рамках системы лишь одной категории не даёт возможности различать и классифицировать объекты внутри системы, именно в этом значении Единицы 1=0. Если «Всё есть Бог, и Бог есть Всё», то введение категории «Бог» бессмысленно, и потому указанное тождество будет равноценно выражению «Бог есть Ничто» или «Бога нет» (или, точнее, и в первом, и во втором выражении теряется смысл и необходимость). Если, исходя из этологического и эволюционного понимания эгоизма, мы говорим, что «все поступки эгоистичны» (то есть что их можно объяснить стремлением к удовлетворению сколь угодно широкого спектра желаний человека, в т. ч., например, его желания «быть хорошим», «помогать другим» и пр.), то в понятии «эгоизм», обозначающем некий механизм целеполагания, также отпадает необходимость. Точно так же не имеем смысла каждый раз подчёркивать, что, говоря о полях в модели Rosa Ventorum, мы говорим именно о полях, обладающих двоичной нумерацией, поскольку других в рамках этой модели просто не существует. При этом и понятие «Бог», и понятие «эгоизм», и понятие «поле, обладающее двоичной нумерацией», могут быть вполне оправданы в других системах (например, «бог» — при наличии некоего антагониста, или множества богов, или неких находящихся за пределами «бога» явлений и сущностей, или даже при наличии подлинной свободы воли хотя бы у некоторых творений «бога»; «эгоизм» — если мы относим к «эгоистическим» проявлениям только те мотивации, которые сознательно формулируются как «для себя», или только удовлетворение инстинктов, связанных с благополучием особи, но не вида в целом, или находим биохимический либо генетический критерий для различения «эгоизма» и «альтруизма»; «поле, обладающее двоичной нумерацией» — если мы говорим о разных вариациях розенкрейцерских шахмат или о разных примерах применения двоичного счёта).
1 как Единое в модели Rosa Ventorum — это все четыре доски; все играющие или гадающие на них лица (независимо от того, четыре их, два или один; также можно выделять множества «все играющие в настоящий момент», «все когда-либо игравшие на этих досках», «все игравшие в эту вариацию шахмат» и пр.); всё множество шахматных фигур и пешек (при этом своё Единое есть и у каждой из «мастей»); все вариации использования шахматного комплекта; все поля (любой из досок или даже любого из углов; занятые фигурами вообще или фигурами любой «масти»; связанные с любой из группой символов и пр., в зависимости от выбранной системы, для которой определяется Единое); все символы (на каждом поле или на всех досках вместе; все символы вообще или только все уникальные символы; одной из символьных систем или всех систем сразу) и т. п. При этом, как несложно заметить, одни и те же объекты могут оказаться и Единым, и частью множества — в зависимости от границ выбранной нами модели.
1.3. Единственное
В значении Единственного 1 символизирует некий объект, уникальный по какому-либо признаку и потому противопоставляемый по этому признаку всем остальным объектам. Так, Бог как Единственный может и не включать в себя всё множество объектов Вселенной, но восприниматься как высший, главный, лучший, первый и пр. среди этих объектов. Моногамия предполагает не отсутствия любовных и/или сексуальных контактов на стороне, но особое положение «супруга» по отношению к остальным объектам любовного пристрастия или к другим сексуальным партнёрам. Белый цвет атрибутики шахматных королей не означает, что короли — единственные фигуры на шахматной доске, но подчёркивает их особое значение для игры и их символизм, связанный с «пятым элементом», представляющим собой либо соединение всех четырёх элементов, либо нахождение в «Ином» по отношению к ним. В этом значении уже 1= 0, а Единственное — уже не Единица как таковая, а часть Двойки, однако в этой Двойке 1= 1: Единственное количественно и качественно отличается от «остального», причём элементы «остального» могут не обладать никакими общими признаками, кроме непринадлежности к Единственному, и выделяться «по остаточному принципу» (например, «есть русские, а есть все остальные»; понятия «беспозвоночные» и «низшие растения» в прежних биологических системах живых организмов; понятие «иноверцы»), поэтому Единственное как противоположность «остальному» тоже не может служить полноценной классификации объектов. Это своего рода «1+1, не ставшие равными 2».
Поскольку невозможно существование двух абсолютно одинаковых по свойствам, положению в пространстве и времени и пр. объектов, каждый объект может быть рассмотрен как Единственный по какому-либо критерию (каждый из которых в системе Дхаскар и Астэрон может восприниматься как отдельное Дха). Каждое число также уникально по каким-либо свойствам или хотя бы по их совокупности, хотя для одних уникальных признаков больше, чем для других, и/или они ярче выражены. Чем по большему количеству критериев/Дха совпадают два объекта, тем более они близки друг к другу и тем теснее могут быть связаны физически (например, электромагнитно притягиваться могут только частицы, обладающие электрическим зарядом; плодовитое потомство возможно только у представителей одного вида; тесное и разностороннее общение наиболее вероятно для людей, говорящих на одном языке, обладающих близким возрастом, большим количеством общих взглядов и интересов и т. п.) и/или магически (симпатическая магия основана на схожести объекта, на который производится магическое воздействие, и объекта, который символизирует его в ритуале; контагиозная связана хотя бы с единомоментным нахождением объекта-цели и выражающего его объекта-символа приблизительно в одной точке пространства в одно и то же время). Чем больше у объекта уникальных критериев, тем о большей уникальности его самого можно говорить (например, кристалл, отличающийся от соседнего только своим положением в пространстве и количеством входящих в него атомов, менее уникален в множестве кристаллов, чем «самый большой кристалл данного минерала», или «кристалл с выгравированными на нём знаками», или «кристалл с сильно поцарапанными гранями и многочисленными выщерблинами»; человек, отличающийся «от других» лицом, адресом, фамилией и любимой маркой сигарет, а в остальном следующий «моде», «общепринятому поведению», «среднестатистическим взглядам» и пр., менее уникален, чем талантливый поэт, серийный убийца, альбинос, профессор, глава государства, мультимиллионер, чемпион мира по настольному теннису). При этом если «малоуникальные» объекты, разумеется, практически равноценны по качеству, то о качестве «высокоуникальных» можно говорить только при рассмотрении конкретных признаков, по которым они уникальны, причём разные оцениватели могут ранжировать качество «высокоуникальных» объектов по-разному (например, антикварный кристалл с поцарапанными гранями может оказаться для кого-то ценнее недавно выращенного самого большого кристалла; кто-то выше ценит главу государства, кто-то профессора, кто-то мультимиллионера, кто-то чемпиона).
1 как Единственное в модели Rosa Ventorum — это король в каждом из комплектов фигур; поле Пта; «своя» (Свой) сторона по сравнению с «другой» вообще (Иной) или только с «вражеской» (Чужой); Rosa Ventorum по сравнению с другими моделями розенкрейцерских шахмат или дивинационными системами вообще; «мой» комплект шахмат по сравнению со всеми остальными; аминокислоты, кодируемые единственным триплетом (например, пирролизин или триптофан); текущая партия/дивинация; фигура, которая переставляется в настоящий момент, или поле, с которого (на которое) она переставляется; каждый из символов в рамках выбранной символьной системы, воспринимающийся как значимый (в том числе Единственным может восприниматься каждое поле любой из досок и каждая фигура, хотя степень «уникальности» для них может быть неодинаковой).
1.4. Дихотомия Единое-Единственное
В философии Дхаскар и Астэрон трактовка 1 как Единого и Единственного тесно связана с понятиями «расширения» и «уплотнения» соответственно. «Расширение» — это тотализация, стремление к Единому, постепенное слияние своего «я» с «Богом», «Вселенной», «Пустотой», включение окружающего мира в своё «Я» и себя — в окружающий мир, усиление ощущения своего единства с миром и окружающими существами, а «уплотнение» — индивидуализация, усиление своей Единственности. Стремление к «расширению» понимается как основной критерий Светлого Пути, Пути Правой Руки, стремление к «уплотнению» — как основной критерий Тёмного Пути, Пути Левой Руки. При этом отмечается, что «если ты движешься только в сторону уплотнения, это путь к гибели (становишься точкой, Ничто), и если в сторону расширения — тоже (растворяешься во Всём), тут нужно расти по обоим векторам», — то есть подчёркивается преимущество Срединного Пути.
1.5. Первое
Отдельно рассмотрим символизм 1 как Первого, являющий собой разновидность символизма 1 как Единственного. Первое в конечном ряду (например, соревнование; время в мифологических концепциях, предполагающих «начало» и «конец» времён; список имён в телефонной книге) предполагает наличие Последнего (также Первого, но с другой стороны), — стало быть, это уже не Первое как 1, а Первое как одна из составляющих 2, немыслимое без Второго, которое может быть, а может и не быть Последним. При этом понятно, что и Первое, и Последнее в этом смысле может быть и не одно (например, если мы ранжируем корзины с яблоками по количеству находящихся там яблок, то одновременно в нескольких может быть и наибольшее, и наименьшее их количество). С другой стороны, если Последнее не может быть без Первого, то Первое в бесконечном ряду (например, демиург, появившийся «из ничего», но при этом сотворивший вселенную, которая будет существовать вечно; начало луча в геометрии; источник светового луча) может быть действительно Единственным, противопоставленным всем остальным, кроме него, объектам ряда, а не только Последнему. Первое традиционно понимается ещё и в значении «высшее» (либо «главное»), однако, разумеется, первичные организмы, первобытные люди или первые летательные аппараты были примитивнее появившихся позднее, так что указанный вариант — скорее исключение, чем правило.
1 как Первое в модели Rosa Ventorum — это первый (и последний) элемент каждой последовательности символов; первый (и последний) ход в игре; первый (и последний) походивший игрок; первое (и последнее) поле, на которое сделан ход; поле, с которого фигура делает ход, и поле, на которое она становится; поле, на котором находится пешка в начале игры, и поле, где она превращается в фигуру. В качестве Первого в бесконечном ряду на доске может рассматриваться любая замкнутая траектория движения фигуры (например, по периметру доски или Малого угла), а также начало работы с розенкрейцерскими шахматами как первый шаг определённого этапа Пути, если предполагается, что этот Путь не завершается смертью сделавшего этот шаг.