04.03.2024
0

Поделиться

Мировая трагедия (1)

Алистер Кроули

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ



Поэма «Мировая Трагедия» была написана Алистером Кроули как символ его борьбы с духом ханжества и пуританства, который порабощает Истинную Волю, Свободу, Красоту, Любовь и Творчество. Кроули сам был близко знаком с лицемерными и ограничивающими догмами пуританских учений, так как воспитывался в среде «Плимутских Братьев», где ему приходилось отстаивать свои взгляды на жизнь и на окружающий мир, свои таланты и искренние эмоциональные порывы.

Данная книга состоит из двух частей: в первой читатели узнают о причинах создания поэмы, о прекрасных вещах и идеалах, которыми вдохновлялся Алистер Кроули во время написания «Мировой Трагедии», о его связи с Богом Природы, Любви и Жизни – Паном, который во многом стал для Кроули Путеводной Звездой… Вторая часть – это уже сама поэма, изложенная с помощью лёгкого и изящного (иногда весьма ироничного!) поэтического слога. В ней читатели столкнутся с Вечной Борьбой – Красоты и Пуританства; Свободы и Рабства; Любви и Пошлости; дикой Природы и выжженной Пустыни; Апокалипсиса и Новой Надежды; Духа-Стервятника и Пророка Нового Эона.

«Фавн», К. Швабе

Посвящение

ИО, ПАН!

Я благодарю своих братьев и сестер, которые разделили со мной прекрасный мистерии в Садах Эроса, ибо благодаря им в моей душе родилось вдохновение, позволившее мне написать это произведение. Дорогие братья и сестры, вы богаты, влиятельны и счастливы, поэтому я посвящу эту поэму всем тем бедным английским девушкам и юношам, которым еще только предстоит сбросить оковы лицемерной морали и найти свой путь в Сад Любви.

Во славу Великого Пана!

Предисловие

Если верить семейным хроникам, я родился 12 октября 1875 года (от Рождества Христова, как любят говорить христиане). Что интересно, младенцем я был практически немым, поэтому уже тогда я прошел через свое первое «испытание» – подрезание уздечки языка, что даровало мне полноценную способность говорить. Мои детские воспоминания весьма малочисленны и туманны: я помню большой сад, пыльную дорогу и дикий лес, где промышляли охотники-стрелки. Вокруг царила неспокойная обстановка, Грегор Грант (мой двоюродный старший брат) и несколько суровых изгоев-отшельников объединились, чтобы противостоять остальным жителям нашего района. Я помню свой отчаянный прыжок с песчаной горы: вдохновленный сэром Гарнетом Вулзли и вооруженный отцовским альпенштоком, я чуть не проткнул насквозь одного ошарашенного землекопа (которого наш детский Армейский Союз видел в роли арабского паши). Я также смутно помню, как меня обезоружил один маленький итальянец по имени МакКаллум Мор, чей невесомый картонный щит носил гордое и громкое имя «Greumoch Dhuibh Mc». Но и он был безжалостно атакован вышеупомянутым альпенштоком. Также я никогда не забуду об одной шалости: на одном из чаепитий членов «Плимутского Братства» мы налили в чайник касторовое масло старика Шеррала. Я до сих пор помню, как вежливые гости мучились от колик и несварения, не в силах пожаловаться хозяйке дома!

Ах! Как я мог забыть о том знаменательном обеде в доме мистера Наннерли, когда мы задержали молитву на целый час из-за того, что коварно завалили одну прожорливую прихожанку, миссис Масти, целой горой еды, от которой бедняжка так и не смогла отказаться! Она ела и чавкала, как свинья, пока несчастные братья и сестры, желающие поскорее начать молитву, нетерпеливо заламывали руки и глядели на нее с укоризной.

Лишь мое джентельменское благородство останавливает меня от того, чтобы рассказать вам про пикантные обстоятельства, из-за которых печально известная жена торговца рыбой (миссис Клэпэм) была исключена из общества «Плимутских Братьев» …

Я прекрасно помню, как наша компания хулиганов напоила сына Леггетов, носившего прозвище «Живой гриб» из-за странной формы шляпы, поймав его и засунув в корыто старого Эйлса.

Но беззаботное детство и отрочество развеялось по ветру после смерти моего отца. Все поменялось! Чтобы погрузить вас в смысл этих метаморфоз, я должен вкратце рассказать вам об обществе «Плимутских Братьев», их истории и принципах.

«Плимутские Братья»

Данное религиозное движение, чьи первые встречи проходили в Плимуте (отсюда и название), зародилось где-то в Ирландии и стало весьма обширным и популярным.

Там (как ни странно!) состояли местные «сливки общества»: аристократы и интеллигенты. Джон Нельсон Дарби, идейный вдохновитель «Плимутских Братьев», был ученым человеком из хорошей семьи. Он рассуждал так:

«Библия – это Слово Божье.

Если мы откажемся от ее буквального толкования, она станет бесполезной, а и мира уйдут порядок и гармония».

Все это весьма напоминает католические учения, только в более радикальном ключе. Например, говоря о Риме, «Плимутские Братья» всегда подразумевают лишь «церковный Рим», а не «географический». Дарби проповедовал, что все в Библии следует воспринимать буквально, без этого религия не принесет свои духовные плоды. Не зря в кругах данного общества новодельное словечко «дарбейский» стало синонимом слову «буквальный».

«Плимутские Братья» разработали четкую и строгую систему правил, непроницаемую для вопросов, сомнений и критики. Противоречия Ветхого и Нового Заветов были успешно распутаны с помощью следующего хитроумного тезиса:

«То, что является основой для канонов еврейского Завета, не стало основой для канонов христианского Завета».

Превзойдя Лютера в хитрости и ловкости, «Братья» извратили главную мысль Послания апостола Иакова («Вера без дел мертва»), украсив ее софизмами и неоправданной строгостью. Этот человеческий обман должен быть разоблачен.

Концепция «Братьев» заключалась в том, чтобы брать отдельные моменты из Библии и других Священных Писания и трактовать их в своем ключе и для своей же выгоды. Иногда ситуация доходила до абсурда: мой отец, например, отказался от покупки акций железных дорог лишь потому, что эти самые железные дороги не упоминаются в Библии! Возможно, мой отец сослался на этот факт, предвидя некий экономический спад данных акций, чтобы оправдать свое эгоистичное желание не прогореть на их покупке и продолжать обогащаться.

Отношение «Плимутских Братьев» к подобных оправданиям, подтвержденным строчками из Библии, было лояльным и прекрасным. Как и их отношение к свету человеческого сознания и ума.

Какой-нибудь злой и язвительный человек мог бы сказать, что история Ионы противоречит всем человеческим правилам и возможностям. Приведу пример показательного диалога между ним и «Братьями» на эту тему:

«Плимутские Братья»: Слово было неправильно переведено с иврита как «кит». На самом деле, оно означает «акула-собака».

(Действительно, эта теория была описана в книге обманщика и клеветника Торри).

Злой Человек: Человеческий опыт общения с акулами-собаками крайне печален. Давайте же будем разумны и логичны…

«Плимутские Братья»: А в чем же сила человеческого разума? Она иллюзорна. Греки сравнивали ее с глупостью. Отсюда следует, что вся человеческая мудрость является глупостью. Мы должны иметь Веру, безоговорочно доверяя фактам их Священных Книг (таким, как история про Иону и кита).

Злой человек: Во что мы должны верить? В людей?

«Плимутские Братья»: Нет, в Бога! И в его чудеса!

Злой Человек: А вы сами-то верите Библии?

«Плимутские Братья»: Каждому ее слову! Да хранит нас Бог!

Злой Человек: В протестантскую или католическую Библию? Библия была написана людьми, переведена и исправлена теми же людьми множество раз (за что и подвергалась критике со стороны ученых). Вы же принимаете всю критику и дополнения, которые были внесены в нее до 1611 года, и отвергаете все последующие исправления и религиозные открытия. Почему?

«Плимутские Братья»: Для дьявола и его падших ангелов уже подготовлено жаркое местечко, куда и ты, мой дорогой друг, вскоре отправишься! Почему бы тебе просто не принять Христа как нашего Спасителя и Господа?

(Далее «Братья», как всегда, начинают свои долгие и нудные проповеди…)

Итак, дорогие читатели, вы понимаете всю прелесть их логики? Их простая и безоговорочная слепая вера в Библию могла становиться изворотливой, подлой и казуистичной во время подобных споров, а строгая приверженность заповедям требовалась лишь для того, чтобы удовлетворить муки совести, которые периодически просыпались внутри «Братьев» после очередного обмана.

У любого человека (даже у того, кто далек от всех религий), есть свои моральные нормы, у адепта «Плимутских Братьев» их просто нет. Он готов оправдать самые низкие пороки и самые страшные преступления с именем Христа на языке лишь для того, чтобы прикрыть свои подлые делишки и насытить свою двуличную тщеславную природу.

«Плимутские Братья» всегда были отвратительной компанией ханжей-аристократов. Они строили свой «раннехристианский» духовный социализм, не имея единого авторитетного первосвященника или лидера и не поддерживая своих последователей в финансовом плане.

Я хочу привести в пример одного из членов данной организации, назовем его мистером Гиблетсом. Будучи третьим мясников в деревне, он однажды осознал, что в Традиционной Церкви он всегда будет никем, обычным прихожанином. В то время как на собраниях «Братства» он ощущал себя истинным служителем Божьим и глашатаем Святого Духа. Разумеется, этот факт вызывал зависть у первого и второго мясников вышеупомянутой деревни. Мы видим, что обычные люди вступали в «Братство», чтобы чувствовать свою значимость и уникальность, ставя себя выше при общении со своими соседями, друзьями и знакомыми.

В мое время данная секта (да, я знаю, что «Плимутские Братья» отказывались называть себя этим словом, ведь смысл их жизни заключался в том, чтобы выйти из настоящей «секты» – Традиционной Церкви!) была крайне закрытой организацией и бережно хранила последних оставшихся представителей «старой гвардии» – моего отца и прочих достопочтенных уважаемых проходимцев.

После смерти моего отца «Братство» охватила волна расколов и внутренних конфликтов, в ходе которых от группы все чаще откалывались шайки «еретиков» под предводительством мистера Рэйвена, чьи хищные вороньи лапы терзали остатки «Братьев», смеясь над их прошлой важностью и организованностью.

Позвольте же мне рассказать вам кошмарную и абсурдную историю о встрече в городе Обан, ибо она поможет вам понять всю мелочность и глупость адептов этой группы.

Религиозное служение в Обане включало в себя всего лишь трех человек: мистера Кэмерона, его супруги и его прикованной к постели матери. В догмах «Братства» были написаны следующие строки: «Туда, где собираются двое или трое и молятся во имя Бога, нисходит сам Бог». Это правило никогда не оспаривалось членами «Плимутских Братьев». Вигрэм, Келли, Стюарт, Стоуни – все они были согласны с тем, что для проведения собрания достаточно двух человек.

Итак, вернемся к нашему собранию в Обане. Между мистером и миссис Кэмерон возник жаркий спор. Услышав о том, что мистер Рэйвен сказал, что «тот, кто обрел сына, получит Вечную Жизнь», миссис Кэмерон буквально зарыдала от счастья. Сообщение Рэвена было дополнено фразой некого майора Маккарти: «Тот, кто обрел Сына Божьего, получит Вечную Жизнь», с которой согласился мистер Кэмерон, заслужив неудовольствие своей жены.

В итоге мистер Рэйвен в пух и прах рассорился с майором Маккарти, обозвав того «греховным стариком», а миссис Кэмерон, заподозрив не только неуважение к своей драгоценной персоне, но и любовную связь между своим мужем и некой нищей гувернанткой, решила превратить жизнь мистера Кэмерона в сущий ад.

В общем, религиозное собрание в Обане так и не состоялось. Разругавшиеся супруги не смогли даже прочитать вечернюю молитву! Оставшись каждый при своем мнении, они пытались перетянуть старую больную мать каждый на свою сторону, дабы иметь возможность продолжать свои религиозные практики и молитвы (ведь для их проведения нужно, как минимум, два человека).

К сожалению, эта пожилая дама была тяжелым случаем: будучи слепой, глухой и крайне глупой, она так и не смогла понять, зачем ей нужно было присоединяться к молитвам либо мистера, либо миссис Кэмерон, которые так и не смогли прийти к компромиссу, чью фразу во время службы им следует использовать: мистера Рэйвена или майора Маккарти.

Да, именно из-за такой абсурдной и глупой причины религиозное собрание в Обане так и не состоялось!

Купить печатную книгу: Алистер Кроули «Мировая трагедия»