18.07.2024
0

Поделиться

Гадания по земле. Магия земли

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ 2

Распространение Геомантии

Какими бы ни были действительные корни геомантии, как мы теперь знаем, что она достигли арабского мира где-то в районе девятого века. Мусульманские завоевания седьмого и восьмого веков принесли арабский язык и культуру в Испанию на Западе и Иран на востоке, и после окончания военных действий завоеватели быстро остепенились и приняли многое из познаний своих новых подданных — наследие, в которое входит большая часть того, что сохранилось от классической Греческой и Римской культур. В течение нескольких веков, Европа окончательно превратилась в лоскутное одеяло из феодальных княжеств, в которых классическое обучение сохранилось только в отдаленных форпостах, таких, как Ирландия. Арабские ученые взялись за наследие античного мира и стали высококвалифицированными специалистами в области философии, математики, литературы, науки и магии. Арабские оккультисты изучали алхимию и астрологию, в совершенстве овладели искусством создания магических талисманов — на самом деле, наше слово талисман происходит от арабского tilsam, а также практиковали широкий спектр методов гадания.

В этом контексте, геомантия просто была обязана стать популярной. Простота и гибкость быстро сделали этот метод одной из стандартных прорицательных техник по всему мусульманскому миру. Он имел множество имен, самыми популярными были «khatt al-raml», «черчение на песке» — и «ilm al-raml», «наука песка», потому что для получения фигур большинство арабских геомантов пользовались песками пустыни в качестве удобной рабочей поверхности. Как арабская культура распространилась во всех направлениях, так и геомантия последовала следом за ней: на Восток в Персию и Индию; на юг вдоль восточного побережья Африки до Мадагаскара, где она, соединившись с местными традициями, образовала оракул sikidy, и, наконец, на Север, в феодальные государства Европы.

Как было уже сказано выше, первое появление геомантии в Европе было в виде латинских переводов арабских текстов в начале XII века. Современные историки склонны подчеркивать роль арабской культуры как источника Западной философской, медицинской и научной мысли, но, тот же источник дал Европе значительную часть и своих оккультных знаний. Работы по геомантии пришли вместе с текстами по алхимии, астрологии и церемониальной магии, и все они были изучены так же усердно, как и трактаты Аристотеля и Гиппократа.

В результате, геомантия быстро стала стандартной гадательной техникой по всей Европе; Линн Торндайк, в своей книге «История Магии и Экспериментальной Науки», отметил, что геомантия, «кажется, была почти так же популярна в средневековье, как сейчас планшетка». Поэты могли относиться к геомантическим цифрам по имени без их интерпретации, как Данте в песне XIX Pirgatoria (Чистилище):

«А геомантам, пред зарей, видна
Fortuna major там, где торопливо
Восточная светлеет сторона…»

предполагал, что его читатели знали, что Fortuna Major — большая удача, как геомантическая фигура, связана с Солнцем в астрологической символике.

Такой же уровень популярности продолжался и в течение Ренессанса. Трактат по геомантии включал в свою энциклопедическую историю две Вселенные — Вселенную вокруг нас и Вселенную внутри нас — английский герметист Роберт Фладд рассказал, как зимой 1601 г., проведя зиму в Авиньоне на юге Франции, он производил геомантические гадания для друга. Результатом этого явилось недоброжелательное внимание местных иезуитов. Когда они пошли к папскому вице-легату с обвинением Фладда в практиковании греховного искусства, вице-легат, однако, отклонил это обвинение на том основании, что каждый кардинал в Италии полагался на астрологию или геомантию; а сам он, как оказалось, был опытным геомантом. Спустя несколько дней вице-легат пригласил Фладда на ужин, и они провели приятный вечер, обсуждая геомантическую философию и практику.

Это было время, конечно, когда Франческо Патрицци, кардинал Церкви, мог серьезно предложить папе, что философия Фомы Аквинского должна быть заменена на магические сочинения, приписываемые Гермесу Трисмегисту в качестве основы для римско-католического богословия. Все-таки, сам этот факт указывает, в какой степени западные магические традиции и геомантия среди них проникли в культуру Возрождения. И этот уровень проникновения оставался нетронутым до тех пор, пока вся культура Возрождения не была раздавлена колесами Реформации и контрреформации в XVII веке, а современное материалистическое мышление выросло до своего нынешнего доминирования.

Вероятность, синхроничность, и смысл

Если мыслить старыми категориями, то сегодня трудно понять, почему история свидетельствует о росте и падении исключительно суеверий, или почему сегодня кто-то должен обратить внимание на геомантию. Тем не менее, более пристальный взгляд на геомантическое гадание может пролить неожиданный свет на эту тему и недостатки взглядов на Вселенную, которую большинство из нас принимает как само собой разумеющееся.

Традиционным аспектом прорицания, который часто ставит в тупик большинство людей, выросших в современной западной культуре, является привычка полагаться на то, что мы называем возможностью ответа на вопросы в системе гадания. По большей части, в гадании используются, казалось бы, случайные факторы — количество птиц, что случайно прилетает в определенное месте, узоры чаинок на дне чашки, порядок тщательно перетасованных карт колоды Таро, и т. д. — и они являются основой для интуитивных закономерностей. Геомантия, как мы вскоре увидим, ничем не отличается; она использует различные по своей сути случайные процессы образования фигур, которые считывает геомансер.

Эта зависимость, по-видимому, может показаться случайной, странной или даже бессмысленной с современной точки зрения, но это отражает слабость нашей нынешней модели мироздания, а не слабость искусства гадания. Какова вероятность, в конце концов? Как, по мнению известных традиционных философий мира, так и современных ученых, работающих в таких областях, как теория систем и исследования хаоса, выясняется, что ничто во Вселенной не является на самом деле случайным? То, что мы называем случайностью — это просто следствие слишком тонких или сложных для нас причин, чтобы сложить все в четкие узоры и проанализировать рациональными способами. Вся Вселенная, на всех ее уровнях, пронизана причудливыми узорами причин и следствий, и только самые явные из них могут быть проанализированы в любой доступной форме. Остальные должны быть поняты интуитивно — и, таким образом, образовать подходящий предмет для гадания.

Психолог Карл Юнг использовал термин синхроничность описания тонких узоров взаимодействий или «значимых совпадений», которые формируют вселенную нашего опыта. Понятие гораздо старше, чем Юнг, хотя, и его можно найти в учениях, которые лежат в основе многих мировых систем гадания. И если «случайные» события не случайны, а являются результатом тонких узоров причин и следствий, сформированных окружающей нас Вселенной, то тот, кто учится интерпретировать такие события, может также овладеть умением читать узоры, которые формируют их, и дальше применять эти знания на другие события в мире человеческой жизни. Большим преимуществом «случайного» события, в данном контексте, является то, что они менее подвержены влиянию более очевидных причин и следствий, которые можно отслеживать и интерпретировать рациональными способами, и, следовательно, более чувствительны к тонким узорам фонового режима.

С этой точки зрения, стоит отметить, что гадание не предвещает будущего; скорее, оно отслеживает тонкие потоки причин и следствий во Вселенной, подъем и падение паттернов, которые благоприятствуют или выступают против различных видов человеческой деятельности. Некоторые из этих паттернов могут играть определенную роль в формировании событий, которые еще не произошли, и это позволяет в определенной степени понимать будущее. Точно так же, тот, кто видит признаки приближающегося дождя в появлении облака, будет иметь определенную степень понимания погоды на следующий день. Равным образом, знание тонких узоров причин и следствий может привести прорицателя к выбору соответствующего направления действия, как и того, кто видит признаки дождя в небе и может принять решение взять зонт на работу на следующий день.

Тем, кто не имеет знаний о прогнозировании погоды, понимание этого искусства прорицания погодных условий может показаться сверхъестественным. Аналогично этому осознание того, что является основой для большинства видов гаданий, может стать основой предсказания будущего и, соответственно, воздействия на него, и это также кажется сверхъестественным. В обоих случаях, «сверхъестественное» — ключевое слово. Гадание, как и предсказание погоды, совершенно естественны. Они зависят от чувствительности к природным изменениям и внимания к паттернам и природным потокам, но природа, воспринимаемая не как мертвая, но как живое существо, и интеллектуальные представления связаны жесткими законами, которые представляет современная материалистическая наука.

В свою очередь, практика гаданий способствует формированию таких качеств как чувствительность и внимание к природе у практика. При этом он открывает путь к более глубоким и мощным способам переживания мира.

Душа мира

Традиционная философия, лежащая в основе геомантии Средневековья и эпохи Ренессанса, не использует термин синхроничности, но основная идея та же. Для геомансера прежних времен весь мир был узором смыслов, которые могут быть пойманы проницательным глазом и интерпретированы внимательным разумом. Когда птицы пролетали мимо в определенном направлении, когда звезды и планеты приобретали особое положение или когда вероятностные узоры геомантического гадания порождали определенный набор конфигураций и их взаимодействие, эти вещи переносили какую-то часть изобразительного вида в четкое представление. Они создали страницу того, что ученые и маги называют «Книга природы» — книга, которая является занятием для геомантов, в частности, для чтения. Это стремление достичь такого же сознания, которое заставляет многих современных магов, как сказал один писатель «рассматривать всякое явление как конкретное взаимодействие Бога с моей душой».

В основе этой идеи и большей части внутреннего мировоззрения Средневековья и Возрождения для геоманта является восприятие Земли как живого существа. Это универсальная концепция для незападных культур не была распространена до рождения материалистического понимания на западе. В философии неоплатоников, которые легли в основу более позднего западного взгляда на мир, все живые существа рассматриваются как состоящие из трех аспектов: анима (anima) или душа, аспект сознания и сущности; спиритус (spiritus) или жизнь, аспект энергии и жизненной силы; и корпус (corpus), или тело, аспект материальной формы. Аналогично этому, наряду с корпус мунди или телом мира (физического мира материи, которое мы воспринимаем посредством наших органов чувств), традиция рассматривает  спиритус мунди (важнейшие жизненные энергии мира) и  анима мунди (душу мира, его сознания и врожденный разум).

Именно в анима мунди, внутренней стороны мира, воспринимаемые геомансером картины представляются ритмами взаимодействия четырех стихий: огня, воздуха, воды и земли — древней магической философии. Эти паттерны затем повторяются вовне через спиритус мунди, чтобы стать видимыми для наших обычных чувств в мире корпус — мунди.

Ясное осознание этих паттернов дает возможность понять, что все в мире под их влиянием будет формироваться, развиваться, и исчезать. Четкое осознание того, что должно произойти, приходит через комбинацию внутреннего, интуитивного понимания, с одной стороны, и тщательного наблюдения внешних моделей с другой. Умелый геомансер учится двигаться взад и вперед между этими двумя видами восприятия, воспринимая их взаимообсусловленно. Прислушиваясь к внутреннему эхо анима мунди в своем собственном сознании, а затем соотнося его с физическим проявлением в геомантических фигурах, запутанный смысл, передаваемый через процесс геомантии, становится понятным.

Путь геомансера

Чтобы практиковать достаточно, нужны навыки в такого рода работе, но они находятся в пределах досягаемости для тех, кто готов потратить время и усилия, чтобы узнать о них; геомантами становятся, а не рождаются. Обучение этим навыкам следует начинать с чисто практических вопросов возможности ощущать тонкие структуры, которые формируют многое в нашей повседневной жизни. Важно помнить, что преимущества на этом не заканчиваются. Сложнее определить, но во многих отношениях более важно, эффекты регулярных практик гадания на самого предсказателя: рост интуитивного осознания, развитие чувствительности к невидимому, установлению более сбалансированных отношений между «я» и остальным миром.

Простота и ясность геомантической дивинации делает ее, в некотором роде, лучшей среди западных методов гадания для тех, кто впервые начинает изучать эти техники. Количество символов, которые надо узнать и освоить намного меньше, чем, скажем, в колоде Таро, состоящей из 78 карт или колесо планет, знаков и домов, которые составляют азбуку современной астрологии. Процесс заполнения геомантической таблицы быстро и просто выучить. В то же время, как мы увидим далее, эта простота не мешает с помощью геомантии получать результаты большой тонкости и сложности, в противном случае она просто не подходит для более продвинутого прорицателя. Методы толкования в традиционном знании по геомантии могут быть использованы в широком диапазоне, от самых простых и базовых, до сложных и высокоуровневых. Все эти вопросы освещены в главах, поэтому новички и более опытные практики смогут найти соответствующий материал в рамках более широкой системы.

Есть и более глубокие системы, хотя они могут быть не интересны тем, кто решит заняться геомантией как способом понимания мира. Те же тонкие связи смыслов в анима мунди, что дают возможность предвидеть закономерности событий, позволяют в определенных ситуациях и при помощи определенных средств формировать эти модели. Это основа магии. Магия и гадание — это руки и глаза; она работает с теми же явлениями, но играет активную роль, а не только воспринимает. Хотя геомантия — это, в первую очередь, не магическая система, тем не менее, она имеет значительный уровень в Западной магической практике, и в некоторых главах мы также рассмотрим это в деталях.