Стивен Эдред Флауэрс
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
Данная книга открывает путь к использованию подлинных герметических формул, скрытых в магических египетских папирусах. Те, кто только встал на путь изучения магии, могут использовать эту информацию в качестве основы для составления и воплощения в жизнь собственных магических систем. Книга состоит из четырех частей, посвященных истории, теории, практике и действию (в виде магического папируса Абариса).
Часть I
История герметической магии
ИСТОКИ
Та разновидность магии и философии, которую сейчас называют «герметической», наиболее отчетливо прослеживается в документах, датируемых первыми четырьмя или пятью веками нашей эры. Эпицентром герметических идей была Александрия в дельте Нила. Именно здесь древнегреческая (или эллинская) культура и египетская культура наиболее полно и сильно слились воедино. Второстепенным местом этого процесса был Фаюм. Это места, где две культуры наиболее легко смешались — как в этосе, так и в этносе.
Наиболее важным источником для изучения действующей герметической магии является корпус текста, известный как «Греческие магические папирусы». Более подробно они будут обсуждаться ниже. А сейчас важно уточнить, что этот корпус писаний не совсем «герметический» в строгом философском или даже «богословском» определении этого термина. Наш тезис состоит в том, что герметический путь был путем постепенной интеллектуализации или одухотворения посвящения. По мере того, как герметические посвященные приближались к своей цели, техники становились все более сосредоточенными на чисто герметических образах и языке, но на более ранних стадиях работы они были более эклектичными по своим вкусам и более практичными по своим методам.
Сложная герметическая традиция имеет двоякое наследие. Это станет ясно, если мы посмотрим на происхождение названия «герметик». Школа названа в честь греческого бога Гермеса (греч. ‘Ερµηζ), который по общему мнению является, по крайней мере, частично, греческим переосмыс- лением египетского бога Тота. Настоящая египетская форма его имени — 𓁟 dhwty [джхути]. Этот главный герметический бог был известен в традиции как Гермес Трисмегист — Трижды Величайший. На самом деле он представляет собой смесь магического бога греков и египтян, но также содержит семена всех других «богов магии» евреев, вавилонян и персов.
Если мы заглянем в самые глубокие корни, мы сможем раскрыть двойственное наследие герметической традиции. Один из этих корней лежит в основе греческой (или эллинской) культуры: индоевропейский. Другой — семито-хамитская или египетская культура. В герметической магической системе эти две различные и обычно далекие друг от друга культуры были сведены вместе в языческом контексте. Этот первоначальный синтез затем становится моделью для всех будущих объединений магических традиций под кодовым названием «герметизм».
В конечном счете все эти тексты герметические в том смысле, что они являются примерами действующей магии, а Тот-Гермес — бог магии par excellence. Его покровительство мыслилось необходимым для всего процесса в то время и в том месте, где были созданы папирусы.
Эллинистический корень
Мы удобно называем «индоевропейцами» потомков огромной массы народа, говорящего на родственном диалекте и поклоняющегося определенному пантеону родственных богов и богинь. Первоначальная родина этих людей была где-то в районе к северу от Черного и Каспийского морей более 6000 лет назад. Одна ветвь этой культуры проникла в южную часть Балканского полуострова (современная Греция) еще в 1900 году до н.э. Другие независимые группы этих народов позже образовали германские, кельтские, славянские и италийские народы. Самыми известными из италиков были римляне. Эти индоевропейцы также рано распространились в Среднюю и Южную Азию, где они называли себя иранцами и арийцами.
Древние индоевропейцы имели тройственную структуру божественного. Пантеон был разделен на три уровня: первый — верховная сила, второй — физическая сила и третий — производительная или воспроизводящая сила. Первый из них был дополнительно разделен на два фактора. Один управлял силами закона и порядка (у греков это изначально было прерогативой Зевса). Позже некоторые черты Зевса были поглощены Аполлоном. Другой фактор управлял силами магии и мантической деятельностью разума. На древней стадии это было царством Гермеса. Позже его функцию поглотили другие боги и богини, включая Аполлона и Диониса. Гермес был изобретателем письменности и великим коммуникатором.
Конечно, как и у всех народов, у индоевропейцев были свои магические традиции. Некоторые из них можно узнать путем сравнительного изучения древнейших уровней кельтских, германских, римских, греческих и индоиранских магических практик.
Гермес у греков, Меркурий у римлян — бог общения; бог, отвечающий за доставку душ умерших в царства за пределами земли (психо- помп); бог вдохновенного ума и сообразительности. Магия Гермеса коренится в интеллектуальных способностях человечества — в той части разума, которая понимает формы символов и может облечь их во вдохновенные слова поэзии. Гермес обладает способностью синтезировать содержимое правого и левого полушарий мозга и преобразовывать его в вербальные и невербальные формы (знаки, символы, жесты, музыку и прочее).
Эллинский дух, воплощенный в Гермесе, может брать элементы из самых разных источников и синтезировать их в гармоничное целое. Со времен своей ранней истории греки объединили элементы всех экзотических культур и цивилизаций, с которыми они соприкасались, — эгейской (минойской), анатолийской, персидской, еврейской / ханаанской, месопотамской и египетской. Это стало возможным благодаря интеллектуальной способности, присущей гению Гермеса.
Греки принесли в Египет интеллектуальный дух Гермеса. Этот дух противостоял египетским богам и богиням и видам магии, совершаемой от их имени, и из синтеза двух систем, эллинской и египетской, родилась герметическая традиция. Даже на самых последних этапах герметической традиции греческий Гермес и египетский Гермес различались на определенном уровне. Греческого бога звали Гермес Логиос, и он был в центре внимания магов за пределами Египта. Теургически его культ кажется таким же «герметическим», как и культ Трисмегиста, «египтянина».
Египетский корень
Значение египетской магии и философии в истоках герметической традиции невозможно переоценить. Одна из главных причин этого заключается в том, что, вероятно, большинство, если не все, настоящих авторов магических папирусов были этническими египтянами, хотя они и были сильно эллинизированы. Они выучили греческий язык, свободно писали и говорили на нем; они впитали греческую философию и способы мышления. Один из главных признаков этой эллинизации — огромный эклектизм технической герметической традиции. Это совершенно чуждо чисто египетскому менталитету, который по своей сути склонен к крайней ксенофобии.
Эллинская культура начала оказывать сильное влияние на Египет примерно с 660 г. до н.э., когда Гиг, царь Лидии, послал наемные войска, чтобы обеспечить правление Псамметиха I. После войны греческие солдаты осели в Египте. Но самое сильное эллинистическое влияние исторически прослеживается во время завоевания Египта Александром Македонским в 332 г. до н.э. Однако в течение нескольких столетий, даже тысячелетий, предшествовавших этой дате, между греками и египтянами существовал длительный период культурного обмена. Греческие философы и маги часто называли Египет главным источником своих знаний. Романтическое очарование египетского источника было непреходящим мотивом в истории западной эзотерики.
Египетская мысль и магическая технология должны считаться основой герметической, или фактически тотианской философии и магии. На эту египетскую основу были наложены эллинистическая философия и интеллектуальные концепции и создан новый синтез, являющийся сущностью самой герметической традиции.
Египетский бог, обычно называемый Тотом, был покровителем магии, потому что он был воплощением Разума и главным архитектором процесса общения. Эти два элемента необходимы для практики магии. Даже греки считали египетского Гермеса образцовой моделью мага и полагали, что книги Тота были переведены на греческий язык в архаическое время — «после Потопа».
Во многом интеллектуальное содержание египетской философии остается неясным. Концептуальный мир древнего египтянина и современно- го европейца достаточно различны, что существенно затрудняет понимание. Эллинизация египетской мысли дает возможность более легкого доступа к интеллектуальному миру Египта, существовавшему в эллинистический и римский периоды, хотя к тому времени он значительно «вестернизировался» или «европеизировался».
Египетскую магию несколько легче понять, потому что она во многом соответствует внутренней логике магических операций на протяжении всей истории. В египетской религиозной традиции магия играет большую и часто официальную роль в культе богов и богинь.
Герметическая традиция
Многие ученые хотели бы разделить герметическую литературную традицию на два различных типа: философскую (пример которой представлен в Герметическом Корпусе) и техническую, или магическую (одним из примеров которой являются Греческие магические папирусы). Философская традиция, говорят они, достойна серьезного внимания, а магическая традиция — «мусор». Отношение, подобное этому, просто указывает на болезнь, которую я называю «модернозис». Тот, кто страдает этой болезнью, полагает, что «магия» — это примитивная стадия «религии», которая теперь уступила место новому и усовершенствованному пути, истинной форме знания, известной как «наука». Но, оглядываясь назад, мы можем видеть, что магия сегодня так же актуальна, как и в древние времена, и что на самом деле некоторые древние люди часто были столь же «научны» в своем мышлении, как и современные.
Магическая традиция — это просто операционная ветвь философии, более аналитическая или иллюстративная. В древние времена эти две ветви проявлялись вместе в отдельных личностях и их школах мысли. Каждая из них имела свое место в общей схеме человеческого рвения — и так должно быть и сегодня в этом постмодернистском мире. На деле само разделение между ними — это явно современное изобретение. Нам это помогло понять некоторые аспекты традиции, но также и ограничило в важных аспектах. Даже ученые начали осознавать ограничения и все больше и больше понимают, что «оперативный», «технический» и «философский» жанры герметической литературы на самом деле являются гранями одного целого. Разъяснение этой проблемы дает Гарт Фоуден (Garth Fowden) в своем знаковом исследовании «Египетский Гермес».
Оперативная традиция в основном закодирована в магических папирусах. Они были написаны в Египте, и в лингвистическом отношении существует три основных их типа: греческий, демотический египетский и коптский. Техническая традиция охватывает то, что кажется научной областью, поскольку включает описания явлений природы в контексте скрытых существующих между ними симпатий. Техническая Герметика включает в себя трактаты по алхимии и астрономии (или астрологии). Философская традиция содержится в корпусе независимых текстов, известных как Герметический Корпус.
Герметическая философия и операционная технология представляют собой комбинацию всех основных направлений мысли, существовавших в регионе восточного Средиземноморья в первые несколько столетий после рождения Иисуса. Она объединяет гностицизм с неоплатонизмом и стоицизмом и помещает их все в матрицу египетской культуры. Она ассимилирует элементы религиозных и философских систем евреев, месопотамцев и персов. Были охвачены концепции, содержащиеся в греко-римской, египетской школах мистерий, а также некоторые формулы и идеи, взятые из зарождающейся христианской системы. Однако, в основном, гениальность герметической системы заключалась в динамической и недогматической ассимиляции двух главных эзотерических космологий то- го времени: гностицизма и неоплатонизма.
Герметическая магия, по сути, представляет собой операционализацию философии в рамках технической матрицы. Те же культурные и философские элементы ассимилированы и синтезированы в магических папирусах и в Герметическом Корпусе. Но магия — это то, что человек делает, или, в конце концов, кем он является, а не просто то, что он созерцает. Через соединение действия и мысли можно качественно возвысить действительную сущность человека — и с этим повышением качества может вырасти истинное понимание. Некоторые из древних понимали это — большинство модернистов забыли об этом, — но некоторые постмодернисты начинают вспоминать.
Древний период
Развитие герметической традиции
Большая часть развития герметической традиции потеряна в относительно незадокументированных столетиях до рождения Иисуса. Ясно, что традиция развивалась на протяжении этих столетий, и то, что мы имеем в древнейших магических папирусах, на самом деле является зрелым синтезом различных магических и философских течений, которые веками курсировали в нильской культуре.
Наиболее значительным событием на заключительном этапе истории Древнего Египта было его завоевание римлянами в 30 г. до н.э. С этого момента эллинская и египетская культуры стали еще ближе, чем раньше в эллинистический период — теперь греки и египтяне стали подчиненными народами в Римской империи. В некотором отношении герметику можно считать философской реакцией на культурное угнетение.
Примерно к 200 г. н.э. хорошо задокументированная комбинация элементов сошлась воедино, и это стало основой для дальнейшего развития герметической традиции. Эти тексты, служащие первоначальным базисом для магических операций, представлены в этой книге.
Раннее развитие
В период, когда записывались исходные тексты, по-видимому, происходило постепенное развитие идеологического содержания от древнеегипетских моделей к эллинистическим моделям. Просто потому, что старая культура Египта все больше отступала на задний план, знание иероглифов и культовых форм богов и богинь Нила постепенно уступало место чужеземным характеристикам. Среди этих иностранных влияний было растущее присутствие христианского материала.
Подавляющее большинство имеющихся у нас магических папирусов датируется этим периодом (200–400 гг. н.э.). Их содержание, безусловно, более древнее, но фактическая дата большинства папирусов укладывается в эти временные рамки. Техническая герметика писалась, возможно, уже в середине II века до н. э. Это были по большей части «научные» трактаты о скрытых симпатиях между природными явлениями, и здесь также были зачатки алхимии, позже ставшей доминирующим аспектом герметизма.
Идеологическое содержание папирусов представляет собой относительно устойчивую смесь элементов. Тремя основными компонентами этой смеси являются египетские, греческие и древнееврейские мифологические и магические традиции. Герметические маги-философы использовали эти элементы способами, не зависимыми от какой-либо официальной традиции. Они не были просто египтянами, греками-язычниками, евреями или христианами. Они сформировали свою собственную эклектичную философскую и оперативную религию, духовную технологию.
Магические традиции развивались в трех различных слоях письменных источников: существовали Демотические Египетские магические папирусы (содержание которых, в основном, египетское и, как мы должны предположить, в наибольшей степени отражает древнеегипетские магические технологии), Коптские магические папирусы (начало около 100 г. н.э., что привело к воплощению герметико-христианского синтеза) и Греческие магические папирусы, которые по своей сути являются языческими и космополитичными.
Средневековое развитие
С возможным развитием догматического институционализированного христианства герметическая традиция все больше подавлялась в регионах, контролируемых Церковью. Герметическая магия и философия, как и все остальные «нехристианские» системы, подвергались безжалостным гонениям.
Любопытно, однако, что герметическая традиция, по крайней мере, ее письменная форма, вызывала высокий уровень уважения и восхищения у некоторых лидеров и писателей ранней церкви. Например, Дидим Слепец (ок. 313–398) цитирует известные герметические тексты в своем христианском трактате «О Троице». До него Лактанций восхвалял Гермеса Трисмегиста как «пророка Христа», как и Кирилл Александрийский (умер в 444 г.). Эти и многие другие люди были настолько впечатлены герметическими учениями, что включили многие из них в свои христианские доктрины — и просто «увидели» в них истинное учение Христа. Некоторые стали называть Гермеса «христианином до Христа»!
После подъема ислама на Востоке, который завоевал Египет в 638 г. н.э., герметическая литература, а также идеи, содержащиеся в ней, лучше сохранились в исламском мире. Это потому, что ислам был более терпим, когда дело доходило до отклоняющихся от основной идей, чем христиане того периода. Пока мусульманин выполнял свои религиозные обязательства перед Аллахом, то, что он делал в других областях, часто было более или менее его личным делом.
Исламская ассимиляция магических технологий как в области оперативной магии, так и в областях алхимии и астрологии, которые также были частью ранней герметической традиции, обеспечила ее выживание.
Однако Церковь не могла воспрепятствовать проникновению герметических идей в европейскую культуру даже на пике своего могущества в Средние века. Например, тексты 1100-х и 1200-х годов, прославляющие тайны куртуазной любви и легенды о Граале, часто содержат гностические и герметические идеи. Эпос «Парсифаль» Вольфрама фон Эшенбаха — венец этого творческого достижения.
В то же время многие герметические и гностические идеи были поглощены эзотерической традицией евреев — каббалой. Они были смешаны с их собственной теологией и уникальными мистическими прозрениями и сохранены в их замечательных книгах и школах мудрости. Так как они находились вне потока христианской догмы, эти традиции смогли сохраниться в целости и сохранности.
Современный этап
Философия Возрождения и Просвещения
Современный мир начался в северной Италии в XV веке. Хотя для модернизма характерен интеллектуальный отказ от средневековых христианских учений, основанных на вере, в пользу объективного знания, тем не менее, он во многом несет наследие длинной тени Церкви. Новые герметисты на Западе должны были быть людьми, которые все еще сохраняли сильную сентиментальную привязанность к некоторым идеям, присущим церковным учениям. Поэтому они с гораздо большей вероятностью усмотрели в герметической традиции «христианские» вещи, которых на самом деле никогда не было, или которые были фактически заимствованы ранними христианами из герметических учений. Действительно, с герметической точки зрения учения Трижды Величайшего были корнем всех религий и всех философий. Поскольку герметизм подходит для объяснения всех типов философий, его можно считать корнем всех философий.
На самом деле, как мы уже видели, это «открытие» христианских идей в герметике было старым феноменом эпохи Возрождения. К 1400 году в Италии оно зашло так далеко, что Гермес Трисмегист почитался как квазисвятой и даже был изображен в Сиенском соборе, построенном около 1488 года. Там мы находим мозаику с надписью HERMIS MERCURIUS TRISMEGISTUS CONTEMPORANEUS MOYSI [«Гермес Меркурий Трижды Величайший, современник Моисея»].
Большая часть того, что Запад узнал о герметической традиции в Средние века, носило фрагментарный характер. Но в 1460 году правитель Флоренции Козимо де Медичи приобрел оригинал греческого манускрипта Герметического Корпуса и немедленно поручил флорентийскому ученому и магу Марсилио Фичино перевести весь текст на латынь. Эта работа была завершена в 1463 году. В то время было широко распространено мнение, что Корпус содержит самое древнее религиозное учение, доступное человечеству. Между прочим, большинство философов и магов эпохи Возрождения считали, что они совершенно ортодоксальны в своем христианстве при исследовании герметической традиции, потому что думали, что она представляет изначальное богословие, которое нашло свою кульминацию в Христе.
На протяжении эпохи Возрождения все больше и больше оригинальных греческих и латинских магических текстов привлекали внимание магов и философов (как духовных, так и естественнонаучных). Кроме того, арабские тексты, основанные на герметической традиции, особенно в области алхимии, проникали во все более свободный интеллектуальный мир Западной Европы.
Роль магии — особенно герметической магии — в развитии современных естественных наук остается в целом непризнанной. Однако верно то, что многие модели понимания, а также фундаментальные теории, используемые, например, Парацельсом (отцом современной медицины) в эпоху Возрождения или Исааком Ньютоном в эпоху Просвещения, берут свое начало в магической герметической философии. Главной из этих идей является предположение о том, что существует прямое соответствие между большим миром и меньшим миром, между тем, что можно было бы назвать макрокосмом и микрокосмом.
Романтическое оккультное возрождение
Начиная с XIX-го века герметическая традиция начала вновь заявлять о себе как о подлинно духовной методологии. Это новое начало случилось в романтический период европейской интеллектуальной истории. Интерес к магии и даже кодовое слово «герметический» вышли на новый уровень энтузиазма.
Магические папирусы были обнаружены в Египте в начале XIX века и перевезены в различные западноевропейские библиотеки и музеи. Но эти основополагающие магические тексты практически не повлияли на практику магии в возрождении оккультизма. Традиция, которую они представляли, претерпела такую трансформацию на протяжении столетий, что первоначальная сущность теперь едва ли могла быть признана подлинно «герметической». Элегантная викторианская утонченность и цивилизация превратили живую традицию папирусов в многословное бормотание нескольких старых джентльменов.
По иронии судьбы популярность идей герметизма и открытие настоящих папирусов совпали по времени. Прошло еще сто лет, прежде чем папирусы были проанализированы и опубликованы в виде корпуса текстов. В течение многих лет идеи герметизма были популярны среди практикующих магов, но настоящая герметическая традиция магии так и оставалась изолированной в действительно «тайном» мире академических кругов. Ранний и несколько неточный перевод одного из папирусов, сделанный Чарльзом Уайклифом Гудвином (Charles Wycliffe Goodwin), подарил «Ритуал Нерождённого», использовавшийся Герметическим Орденом Золотой Зари, а затем Алистером Кроули в его переводе «Гоэтии», или «Малого Ключа Соломона».
Постмодернистский этап
Кто-нибудь сомневается, что с момента окончания Второй мировой войны мы живем на пороге новой эры в истории развития человеческих идей? В настоящее время мы находимся в довольно неясной сумеречной зоне для большинства. Но в ближайшие годы все больше и больше людей начнут отказываться от тщетных универсалистских несбыточных мечтаний модернистов, как до них отказались от католических кошмаров медиевистов. За неимением лучшего термина эту новую эру в настоящее время называют постмодернистским периодом.
Постмодернизм характеризуется свободой от всепроникающего современного мифа о прогрессе — идеи о том, что с течением времени, благодаря применению все возрастающей рациональности и научной методологии, проблемы мира испарятся в свете чистого разума. Постмодернист осознает, как и древние, что такой прогресс возможен только для индивидуумов. Кроме того, постмодернист свободен от ограничений современного прогрессивизма: для модерна если что-то не ново, не самая новейшая вещь, то это «ретроградно» или «реакционно» и, следовательно, неприемлемо. Постмодернисты свободны в синтезе элементов из всех этапов человеческой истории — в любом варианте или форме, которая соответствует их целям. Таким образом, содержание таких текстов, как магические папирусы, обретает новую актуальность и потенциал для расширения возможностей личности.
Папирусы в истории
Именно в папирусах, записанных в первые несколько столетий нашей эры, мы видим самые прямые свидетельства о природе и качестве самой ранней формы герметической школы магии. Без сохранения этих физических объектов мы практически ничего не узнали бы об истинной традиции. До недавнего времени знания, содержащиеся в этих папирусах, были затемнены невежеством и непониманием.
Папирус — это ранняя форма очень прочной бумаги (слово, происходящее от греческого παπυροζ, — египетского тростника с треугольными листьями). Он использовался в ранние египетские времена, примерно со времен V династии, или 2500 г. до н.э., но с того очень древнего периода их сохранилось относительно немного.
Большинство оригинальных магических папирусов, адаптированных для этой коллекции, были написаны между I и VI веками н.э., то есть между временем исторического Иисуса и 500 годом н.э. Подавляющее большинство магических папирусов написано чернилами на греческом языке и с использованием греческих букв. Несколько магических папирусов также были написаны на демотическом египетском языке.
Время и интеллектуальные тираны не пощадили магическую литературную традицию. Руководители ранней «христианской» церкви очень стремились уничтожить магические тексты (обычно сжигая) — и иногда вместе с ними сжигали и тех, у кого были такие книги. В Деяниях Апостолов (19:19) мы читаем, что в Эфесе (древний город, известный своей магией, расположенный на территории современной западной Турции) многие книги магов были сожжены в качестве платы за обращение в христианство.
Ранние мусульмане не были добрее к старому языческому учению. Разрушение Александрийской библиотеки в 641 году — лишь самый известный пример попытки программного уничтожения интеллектуального наследия языческой древности ортодоксальными религиозными силами того времени.
Очень небольшая часть этих текстов сохранилась. Некоторые из них были собраны неизвестным магом и ученым в древнем городе Фивы (современный Луксор). Этот неизвестный собиратель, должно быть, жил где-то до 500 г. н.э. Он собирал магические папирусы на греческом и египетском языках и, несомненно, был ученым египтянином, вероятно, тоже философского толка. Без сомнения, он был одним из последних ученых язычников — хранителем мудрости, которая была окончательно уничтожена во время исламского завоевания в середине VII века.
В Египте существовала традиция хоронить священные магические тексты вместе с телами их владельцев. Вероятно, именно в такой гробнице, могиле неизвестного собирателя, папирусы были обнаружены (или украдены) примерно через 1300 лет после смерти и погребения собирателя.
После завоевания Наполеоном части Египта (в 1798 г.) европейцы начали грабить, уничтожать, но в некоторых случаях спасать большое количество уцелевших египетских древностей. Одним из этих людей был этнический армянин, называвший себя Жан д’Анастази (1780?–1857). Он купил большую часть известных магических папирусов одной партией в Фивах и отправил их в Европу, где они были проданы с аукциона в различные европейские музеи, такие как Британский музей, Национальная библиотека в Париже, Государственный музей в Берлине и Государственный музей в Лейдене.
В течение нескольких десятилетий папирусы оставались недооцененными и практически неизвестными. Некоторые ученые начали уделять им некоторое внимание в середине XIX века. В 1853 году Гудвин опубликовал перевод PGM V, который содержит ошибочно названный «Ритуал Нерожденного». Во времена Гудвина папирология находилась в зачаточном состоянии, и в его тексте было несколько ошибок и вопросительных знаков, которые в настоящий момент прояснены. Операция номер 3 в практической части этой книги представляет собой более точную версию для тех, кто хочет ею воспользоваться.
Папирусы стали серьезно изучаться в начале XX века немецкими учеными. Профессор Альбрехт Дитрих (Albrecht Dietrich) планировал издать собрание всех текстов, но умер в 1908 году, и его ученикам пришлось продолжить работу. К сожалению, трое его учеников, выполнявших это задание, погибли во время Первой мировой войны. Только в 1928 году пер- вый том сборника был выпущен другим учеником Дитриха, Карлом Прейзенданцем (Karl Preisendanz). В 1931 году вышел второй том. Они были исправлены и дополнены в двухтомном издании 1973–1974 гг. Эти немецкие издания содержат оригинальный греческий текст вместе с примыкающим к нему немецким переводом. В 1986 году профессор Ханс Дитер Бетц (Hans Dieter Betz) из Чикагского университета отредактировал английский перевод всего корпуса.
Герметическая традиция, если ее правильно понимать через теорию и практику, философию и оперативную работу, представляет собой синтетическую смесь точного и страстного. Она основана одновременно на точных и универсальных принципах математики и на приблизительных индивидуализированных формах на активном уровне. Герметизм — это наука и искусство одновременно. Для подлинной работы с герметическими принципами вы должны удерживать эти два фактора в равновесии — не позволяя одному отрицать другой, а позитивно и снисходительно относясь к обеим крайностям. С помощью этой практики вы будете удерживать динамическое (подвижное) равновесие.
Если высшее состояние Бытия является конечной целью истинного мага, необходим баланс между крайностями. Но такое равновесие теряется и становится недостижимым, когда фокус магической работы переносится на состояние бытия, а не на процесс становления. Равновесие более возможно для движущегося объекта, чем для неподвижного. Попробуйте балансировать на велосипеде, когда вы стоите на месте.
Герметическая традиция всегда была динамичной. Так происходит и сегодня. Но то, что в позднем Новом времени называлось герметизмом, едва ли соответствовало духу первоначальной герметики. Именно к их духу — к духу Александрии IV века — духу за пределами времени и пространства стремится унести вас этот постмодернистский папирус.