Джеймс Вассерман
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
Иерусалим. Храмовая Гора. Храм Соломона. Сердце трех великих религий и многих эзотерических орденов. Место пересечения божественного и человеческого. Там хранился золотой Ковчег Завета. Там, в Святая Святых, первосвященник напрямую общался с Богом. Сквозь века до нас доходят бесчисленные предания о тайнах Храма.
Джеймс Вассерман исследует Храм Соломона сквозь призму Еврейского Писания, Нового Завета и апокрифов, а также через его роль в обрядах масонства, легендах рыцарей-тамплиеров, доктринах каббалы и провидческом путешествии Мухаммеда по небесам. Зачем был построен Храм, что означало его разрушение для иудеев и христиан, почему тамплиеры, масоны, а также ряд современных оккультных обществ сосредоточили свои учения вокруг этого яркого архетипа? Откуда взялось столь мощное стремление воссоздать некогда утраченный Храм с помощью ритуалов и молитв? На эти вопросы пытается найти ответы автор.
Подробно описывая священную архитектуру идеально пропорционального мистического здания с помощью слов и иллюстраций, Джеймс Вассерман раскрывает Храм Соломона как подтверждение присутствия Всевышнего в делах человеческих, духовный корень западной культуры и важный памятник божественному, способный послужить мостом между древним прошлым и духовным будущим.
Переводчик: Ольга Муратова
Редактор: Арджуна Горбачев
ВВЕДЕНИЕ
Ключ к Храму Соломона
Царь Соломон, величайший монарх библейских времен, правил в Иерусалиме, древней и вечной столице Израиля, с 968 по 928 г. до н. э.[1] Прославленный мудростью и благочестием Соломон был сыном и избранным преемником царя Давида (правил в 1005-965 гг. до н. э.), героического пастуха, который сумел поразить в единоборстве великана Голиафа и тем самым на время покончил с филистимской угрозой. За время своего сорокалетнего правления Давид установил и расширил границы земель израильского народа. И он перенес Ковчег Завета в Иерусалим.
Давид страстно желал обустроить постоянный Храм для надлежащего размещения Ковчега, но Господь не позволил ему это сделать из-за тех рек крови, которые царь пролил в бесконечных войнах. Вместо этого Бог дал ему план Храма, который Давид зарисовал и передал Соломону вместе с накопленными несметными сокровищами и строительными материалами. Военные и дипломатические усилия Давида привели к длительному периоду мира в Израиле, что позволило Соломону сосредоточиться на строительстве Дома Господня.
Соломон завершил строительство великолепного здания в честь единого Бога еврейского народа в 957 г. до н. э. Храм оставался постоянным местом встречи небес и земли в течение почти четырех столетий, пока не подвергся разрушению вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э.
После семидесятилетнего запустения на горе Мориа в 515 г. до н. э. был возведен второй Храм, просуществовавший еще шестьсот лет. Второй Храм восстановил царь Ирод. В истории Иисуса и деяний апостолов после его смерти Храм занимает центральное место. Но и второй Храм был разорен римлянами в 70 г. н. э.
Таким образом, в течение тысячи лет (минус семьдесят) первый и второй Храмы возвышались на Храмовой Горе, в центре поклонения израильтян. С тех пор многие евреи изрекали пророчествовали и жаждали, чтобы на этом месте оказался Третий Храм — построенный либо мессией самолично, либо как предвестие его прихода.
Храм Соломона был уникален тем, что в нем хранился Ковчег Завета и две Скрижали Закона с горы Синай. Ковчег скрывался во внутренней камере, известной как Святая Святых, под охраной двух херувимов, чьи крылья простирались над Ковчегом как символическое воссоздание совершенства Эдема. Два херувима поменьше восседали на вершине Ковчега, охраняя сокровища внутри него и служа местом отдыха Господа, своими крыльями образуя так называемое «седалище милосердия». Лишь один день в году, в День искупления Йом Кипур, иудейский первосвященник мог войти в Святая Святых, воссоздавая древний обычай прародителей человеческих, и пребывать в присутствии Бога.
[1] Древние даты даны приблизительно, в разных источниках они варьируются. Я использовал даты, приведенные в «Новой Оксфордской аннотированной Библии» и «Еврейской учебной Библии».
Ковчег был охранительным талисманом и сокровищем еврейского народа, его материальной символической идентичностью, физическим представлением Божьей печати, подтверждающей статус избранного народа. После разрушения Храма Соломона и начала вавилонского пленения Ковчег в каноническом Ветхом Завете больше никогда не упоминался. В послесловии я привожу важный апокрифический рассказ о том, как пророк Иеремия спрятал Ковчег перед разрушением Иерусалима.
Сегодня в синагогах всего мира Тора, священный свиток Закона, хранится в особых шкафах, называемых Святой Ковчег (aron ha’kodesh), обращенных на Храмовую Гору в Иерусалиме. Закон в Ковчеге остается центром еврейской религии, напоминанием о неизменном присутствии Бога во всех сторонах еврейской жизни. Как иронически отметил Стивен Брук, разрушение Храма как центрального места поклонения Израиля могло поспособствовать выживанию еврейского народа, получившего стратегический дар децентрализации.
Более ранняя форма того, что можно назвать духовной децентрализацией, практиковалась мистической сектой ессеев, процветавшей в Кумране у Мертвого моря со II в. до н. э. по I в. н. э. Они разработали упражнения по медитации и визуализации, сосредоточенные на внутреннем убранстве Храма. Ессеи стремились создать в личной духовной жизни недосягаемое священное пространство, неуязвимое перед распущенностью и развратом правителей, священников и народа. Ибо ессеи понимали то, что станет до боли ясно на последующих страницах: Библия объясняет бедствия евреев их собственным упрямством и упорством в отрицании власти и воли Бога.
* * * *
Целью книги я ставлю понять Храм Соломона, поместив его в контекст. Легенда, образ, архетип — все это происходит из одного и единого источника — Библии. Неважно, возьмем ли мы миф об основании масонства, бесчисленные легенды о рыцарях-тамплиерах или даже ночное путешествие Мухаммеда в видениях по небесам — все они уходят своими корнями в Библию.
Мы совершим экскурс в исторические книги Библии, чтобы изучить концепцию священного пространства: строительство жертвенников; создание Скинии, ее ритуалы и предписания; получение десяти заповедей и их хранение в Ковчеге Завета; размещение Ковчега сначала в Скинии, а затем в Храме Соломона. Путешествие предстоит непростое: мучительная история сражений, кровопролитий и предательств перемежается подлинно вдохновенными и возвышенными идеалами, превосходящими все прочие примеры религиозной литературы.
Мы встретим бесчисленных людей — как знаменитых, так и менее известных — но все они фигурируют в замечательной истории строительства Божьего дома на земле.
Библия станет нашим путеводителем, ибо это единственный документ, описывающий период с момента рождения человечества в Эдемском саду до первого камня Храма, заложенного Соломоном на горе Мориа. Библия, влиятельнейшая книга в западной культуре, на протяжении тысячелетий определяла правовые и моральные нормы, формировала политические принципы, концепции истории, философии, религии, науки, экономической деятельности и правила ведения войны, давала представления о браке, воспитании детей, образовании и благотворительности. Библия стала источником неограниченного количества литературных отсылок и аллюзий и дала начало обширной области библейской науки.
Однако последние полвека Библией в определенной мере пренебрегали. Политкорректность, прогрессирующий секуляризм, мультикультурализм, моральный релятивизм наряду со снижением стандартов образования умалили роль Библии в нашем общем культурном диалоге по сравнению с предыдущими поколениями. Некоторые порадуются отходу от Библии как шагу от жесткости и суеверий прежних времен, и отчасти это может быть верно. Но в этом процессе потеряно гораздо больше, нежели приобретено. Знание Библии является необходимым условием для образованной сопричастности западной культуры.
В плане изучения традиции Храма Соломона и его истории моя книга почти исключительно опирается на Библию. Я надеюсь, что яркие и захватывающие дух истории побудят читателей вновь обратиться к Библии в своих личных интеллектуальных и духовных исканиях, ведь она служит неиссякаемым источником нового понимания.
Я позволил себе некоторые вольности, сгруппировав книги Библии таким образом, который, я надеюсь, поможет читателю. Первые пять книг Моисея, Тора (Закон) — это Бытие и Второзаконие. Я разделил их на две части, рассказывая историю Творения и происхождения еврейского народа, связанного с Храмом: Бытие (Часть 1) и жизненный путь Моисея от рождения в книге Исход до смерти во Второзаконии (Часть 2).
Книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и первая часть первой книги Царств включены в Часть 3, «Домонархическое правление». Здесь мы увидим, как праведность Иисуса Навина сменилась беззаконием, характерным для Судей. Изящная история из книги Руфь знакомит нас с прабабушкой Давида. Затем мы встретим последнего из Судей, пророка Самуила, помазавшего двух первых царей Израиля. Объединенную монархию Саула, Давида и Соломона я рассматриваю в четвертой части, изучая три книги Царств и две книги Паралипоменон.
Часть 5, «Разделенная монархия», опирается на 3 и 4 книги Царств и 2 Паралипоменон. История северного и южного государств следует библейской модели представления синхронных историй: сначала одна, затем другая. Даты правления царей взяты из хронологических таблиц в «Новой Оксфордской аннотированной Библии» и «Еврейской учебной Библии» Еврейского издательского общества и, как уже говорилось, являются приблизительными. Во второй книге Паралипоменон речь идет исключительно о южном царстве в период разделенной монархии, в то время как 3 и 4 книги Царств содержат истории севера и юга. Я указал на несколько случаев расхождения в истории правителя в Паралипоменон и книгах Царств. В пятую часть я добавил пророческие книги Исаии и Иеремии. Хотя мне почти нечего сказать об Исаие, история Иеремии тесно переплетена с историей иерусалимской общины как до, так и вскоре после разрушения Храма Соломона.[1] Часть 5 заканчивается на повествовании 4 книги Царств и 2 Паралипоменон о семидесятилетнем изгнании евреев в Вавилон и разрешении персидским царем Киром II на возвращение в Иерусалим и строительство Второго Храма.
Часть 6 начинается с видения Иезекииля о мистическом Храме, который пророк узрел вскоре после разрушения Иерусалима царем Навуходоносором. Иезекииль заложил основу для идеи обновления. Далее я перехожу к книгам Ездры и Неемии и их несколько блеклым рассказам о Втором Храме. Мне пришлось добавить внебиблейскую историю о восстании Маккавеев и возникновении праздника Ханука, чтобы передать ощущение радости еврейского народа от Второго Храма. Более позднее величие Храма Ирода описано с опорой на Иосифа Флавия в качестве первоисточника.
В Части 7 обсуждается новозаветная история Иисуса и та важная роль, которую сыграл Второй Храм в его жизни и учении. Книга Откровения завершает Библию тем, с чего она началась: Бог и его творение идут рука об руку.
В Части 8 проводится целенаправленное исследование Храма в западной мистериальной традиции с рассмотрением его роли в двух наиболее важных вместилищах эзотерической мысли: рыцари-тамплиеры, масоны и их взаимоотношения с Храмом Соломона составляют основу всех западных тайных обществ, действующих на сегодняшний день.
Я уделил больше внимания Первому Храму, нежели Второму, на что есть несколько причин. Первый Храм стал триумфом как религиозного, так и политического восхождения Израиля. Давид и Соломон — колоссальные героические фигуры, они общались с Владыкой Вселенной напрямую и лично. Это были уникальные цари: Давид — поэт и воин, Соломон — мудрец. Они строили Храм как вечное святилище для Господа Бога, и если бы их потомки следовали чувству долга, Храм Соломона и по сей день стоял бы на горе Мориа как центр паломничества и свидетельство веры для всего мира.
Второй Храм, напротив, был возведен по соизволению персидского царя, ведь отсутствие Ковчега Завета гарантировало, что Храм останется лишь тенью своего прежнего облика. На протяжении почти всего времени существования Второго Храма Израиль находился под политическим игом целого ряда иностранных держав. Хотя после восстановления и расширения Храма Иродом в конце I в. до н. э. Второй Храм стал больше Первого, он так и не смог повторить духовное величие своего предшественника.
Я включал в текст библейские истории по критерию их отношения к Храму Соломона. Ни в коем случае мою книгу не следует считать «сжатой версией» Библии. Я надеюсь, что мой труд даст читателю основательное знакомство с первоисточниками Храма как основу для дальнейшего изучения производных учений мудрости, связанных с этим религиозным, духовным и культурным символом.
В конце 2009 года я наконец-то совершил поездку в Израиль и на гору Синай для исследований и фотосъемки для этой книги. Некоторые из моих впечатлений и мыслей представлены в послесловии.
Приложения содержат краткую историю Иерусалима и его постоянно меняющейся политической судьбы, а также наблюдения за современной ситуацией на Ближнем Востоке. В Приложении 2 представлена общая хронология. Приложение 3 кратко описывает еврейский литургический календарь. В книгу также включен ряд карт, чтобы помочь читателю разобраться в связанной с историей географии.
* * * *
Честно говоря, в начале исследования у меня имелось лишь ограниченное представление о значимости Храма Соломона. Почти сразу же я понял, что Храм выступает символическим подтверждением присутствия Бога в делах человеческих. За годы медитаций, исследований, путешествий и писательской деятельности история Храма переместилась в центр моего сознания и духовной жизни. Таким образом, в моем сердце вырос архетип — как и было задумано Господом три тысячи лет назад. Храм Соломона строит мост между нашей древней сущностью и будущей славой, и пусть эта книга поможет читателю пройти его путь.
[1] О том, как Иеремия спрятал Ковчег, рассказывается в послесловии.