Джованни Боккаччо
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
Мы знаем Джованни Боккаччо в первую очередь как автора Декамерона; однако, в эпоху Возрождения и в Новое время он был не менее известен как автор книги «О знаменитых женщинах» – первого в истории собрания биографий, посвящённого исключительно женщинам. Сто шесть историй о тех, кто обрёл славу не в результате брака или материнства, но благодаря своей воле, уму, решимости, коварству, доблести, красоте и силе – противоречили сложившемуся представлению о второстепенной роли женщин в истории.
Неизменный юмор, ирония и глубокая эрудированность Боккаччо породили на свет книгу-провокацию, споры о которой не утихали несколько столетий.
I. Ева, наша праматерь
Так как я собираюсь написать о тех деяниях, которые прославили женщин, будет разумным начать с всеобщей матери: она и в самом деле была древнейшей нашей родительницей, и, несмотря на свое первенство, обладала блистательными и великолепными достоинствами. Так, она пришла в жизнь не в эту земную юдоль скорбей, в которой рождаются для труда иные смертные, и не теми же молотом и наковальней была создана, и с рождения своего не оплакивала в слабости своего первородного греха; ведь в самом начале времён – о чем никто, кроме Него самого, не мог бы нам поведать – величайший Творец всех вещей создал Адама своей собственной рукой и забрал его из той земли, что затем назвали Дамаском, в сад наслаждений. Он погрузил его в спокойный сон, и из ребра спящего создал Он для него пару, уже взрослую, ликующую от созерцания и красоты места, и своего Создателя, бессмертную госпожу вещей и соратницу для мужчины; он же, пробудившись, нарек ее Евой.
Что более великое и великолепное может произойти с человеком при рождении? Более того, мы можем вполне представить, что тело ее обладало удивительной красотой. Разве же созданное самой рукой Господа не должно превосходить по красоте всего остального? Несмотря на то, что красота исчезает с годами, и даже в цветущем возрасте может сдаться перед болезнью, женщины все же называют ее среди главных своих достоинств, и многие смертные становились знаменитыми за свое внешнее великолепие, а не за свои добродетели; потому и неудивительно, что эта черта так ценится среди их прочих качеств, и также получит должное внимание на следующих страницах.
Кроме этого, по праву рождения, она стала уроженкой рая и наслаждалась неизвестной нам степенью великолепия, – ибо она одна, вместе с мужчиной, познавала все наслаждения сада; однако враг позавидовал ее счастью, и поместил в нее мысль о том, что она может достичь еще большей славы, если нарушит единственный закон, который Бог ей назначил. С женской легкостью, что не пошло на пользу ни ей, ни нам, она уверовала в то, что достигнет больших высот, и прежде всего прочего убедила в правильности своих мыслей своего мужа; и вопреки закону, они угостились яблоком с дерева добра и зла, таким образом, они увели себя и всех своих потомков от покоя и вечности к тяжелому труду и смертной участи, и из своей прекрасной страны они пали на твердь и камни Змея. Ибо, когда сияющий свет, который одевал их, исчез из-за гнева их Создателя, они обернулись в листья, и отправились из места наслаждений на поля Хеврона как изгнанники. Эта выдающаяся женщина известна своими деяниями – пока ее муж обрабатывал землю, она обнаружила искусство прядения, и испытала множество родовых мук; душа ее страдала при виде смертей ее детей и внуков; она претерпевала холод, и зной, и прочие ненастья, и после тяжких трудов она дождалась смерти в преклонном возрасте.
Ева
II. Семирамида, царица ассирийцев
Семирамида – знаменитая и древнейшая царица Ассирии; однако мы не знаем ее родителей, которых скрыла от нас череда веков; в давние времена люди предпочитали сказания, в которых говорили, что она была дочерью Нептуна, сына Сатурна и бога моря, и вполне настаивали на таком ошибочном мнении. Нам не стоит верить в такую историю, однако же, она подтверждает, что царица происходила от благородных родителей. Затем она вышла за известного ассирийского царя Нина и от него родила единственного сына Ниньяса. Подчинив всю Азию и, в итоге, завоевав Бактрию, он умер от стрелы, оставив жену и маленького сына, не способного управлять такой большой восточной империей, однако царица обладала таким яростным духом, что, несмотря на свой пол, задумала подчинить себе с помощью армии мужчин области, завоеванные мужем, использовав свои навыки правления. Приняв такое решение, она обратилась к женским уловкам, чтобы обмануть сторонников умершего мужа. Что ничуть не удивительно, Семирамида была чертами лица похожа на сына: они оба были безбороды, и женский ее голос по звуку не отличался от юношеского голоса сына; что до телесного облика, она если и превосходила его по росту, то в незначительной степени. С этими преимуществами, она также не допускала никакой возможности раскрытия обмана, ибо всегда носила на голове тиару и закрывала свои руки и ноги длинными покровами; и так как подобный наряд был не привычен для ассирийцев, то, дабы его новизна не смущала ее сограждан, она приказала всем одеваться подобным образом. Именно так жена Нина выдавала себя за сына, женщина притворялась мужчиной, и, приняв на себя царское величие, она руководила армейской дисциплиной. Несмотря на пол, она возвысилась над самыми лучшими и избранными из мужчин. Она не избегала никакого труда или опасностей, ее неслыханные деяния превозмогали любую зависть, и в конце концов она не испугалась открыть, кем она была и как с помощью женской хитрости она этого добилась, как будто бы она хотела показать, что для благоденствия империи важен не пол человека, но его дух. Таким образом эта великая женщина заслужила еще большего восхищения у тех, кто недооценивал ее. Чтобы еще ненадолго остановиться на ее достижениях, скажем, что после того, как она взяла в свои руки управление армией, она не только сохранила империю своего мужа, но и добавила к ним Эфиопию, на которую она напала и победила в горькой войне; и затем она отправила свои яростные армии к Инду, куда никто, кроме ее мужа, не доходил; более того, она восстановила Вавилон, древнейшее творение Нимрода в землях Сеннаара, подняла вокруг него стены необычайной высоты, ширины и длины, сделанные из обожженного кирпича с песком, смолой и дегтем. Из всех ее деяний мы выделим одно, достойное памяти; из достовернейших источником мы знаем, что как-то раз, закончив свои труды в стране и предавшись отдыху, она попросила своих служанок уложить свои волосы в косы, как было в обычае ее страны, однако когда прическа была сделана лишь наполовину, пришли известия о восстании в Вавилоне. Это привело ее в такой гнев, что она немедля бросила свои женские дела, она подняла свои войска, взяла оружие и отправилась осаждать могущественный город. Она не закончила свою прическу вплоть до того момента, пока не принудила город к сдаче, после долгой осады, и снова не вернула с помощью оружия. В ознаменование этого смелого деяния в Вавилоне установили огромную бронзовую статую женщины с наполовину заплетенными волосами. Она построила множество новых городов и совершала достойные дела, но время их не пощадило, кроме того, что мы уже сказали.
Все эти достижения достойны вечной памяти, они украсили бы и любого самого великого мужчину, а не только женщину, однако один отвратительный грех затмил их. Считается, среди прочего, что она, палимая нестерпимой похотью, несчастная женщина, отдавалась множеству мужчин; и даже, по какому-то животному, а не человеческому свойству, к этому ряду причисляли и ее сына Ниньяса, красивейшего юношу, который будто поменявшись с матерью полом, оставался в постели, когда она одевала доспехи и встречала врагов.
Семирамида
О, скверное дело! Ведь чума эта множится и во время тревожных царских забот, и среди жестоких битв, и, что более чудовищно, в горе и забытьи, не делая различий по временам, она постепенно увеличивается, захватывает умы и уносит их на границу бездны, пятная любое достоинство несмываемым позором. Семирамида же, запятнанная таким грехом, посчитала, что ее ум поможет уменьшить гнет ее порочности и издала знаменитый закон, о том, что каждый волен в своих делах венерных; она боялась, что домашние женщины предадут ее и соблазнят ее сына – потому она первая изобрела пояса безбрачия, и всех придворных дам самолично запирала ключом: говорят, что обычай этот до сих пор можно встретить в Египте и Африке. Другие же также писали, что ее желание по отношению к сыну зародились только после того, как она царствовала в своей стране уже тридцать два года и сын ее, став уже взрослым, в ответ на такое желание ее убил. Другие же не согласны, полагая, что она смешивала свою жестокость со своей похотью, и, чтобы скрыть свои грехи, она приказывала убивать тех мужчин, которые удовлетворяли ее сразу же после соития; однако же, когда она зачинала, то ее прелюбодейство становилось известно; именно для своего прощения она и приняла тот закон, который мы упоминали ранее. Хотя ей удавалось сохранять свой греховный союз с сыном в тайне, ей не удалось избежать его гнева; либо он не мог видеть ее многочисленных любовников, либо страшился своего бесчестия, либо боялся появления новых наследников престола – в порыве ярости, он умертвил обольстившую его царицу.
III. Опа, жена Сатурна
Опа, или Опис, или Рея, если верить древним, была очень знаменита. Так, она была дочерью Урана, могущественнейшего из людей согласно древним грекам, и его жены Весты. Будучи сестрой и женой Сатурна, исходя из известного нам, она прославилась только тем, что спасла от смерти с помощью женской хитрости своих детей Юпитера, Нептуна и Плутона, убить которых пожелали Сатурн и его брат Титан. Она, благодаря невежеству, или даже безумию человеческому тех времен, получила божественный статус, и стала считаться не только царицей, но и, вследствие ошибки, превратилась в великолепную богиню и мать богов, в честь которой появились храмы, жрецы и священная общественная институция; и это огромное зло распространилось настолько, что во время Второй Пунической войны, будто бы для помощи, консулы вымолили у Аттала, царя Пергама, статую Опы для совершения священных ритуалов. Из Песимунта в Азии ее перевозили в Рим с большими осторожностями, по виду же она напоминала странной формы камень; ее приняли с большим почетом, и поместили в храм, чтобы она защищала республику, и многие века римляне и италийцы совершали перед ней многочисленные церемонии. Удивительная игра Фортуны, или даже слепота человеческая, а может быть, обман и ложь демонская были причиной тому, что эта женщина, уставшая от тяжелых трудов, умершая в преклонных летах, уже давно превратившаяся в прах и попавшая в ад, все еще считалась богиней, и ей поклонялись в столь огромной области мировой сферы.