05.03.2024
0

Поделиться

Путь Ра через Дуат. Толкование древнеегипетской Амдуат (2)

Андреас Швейцер

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ



Амдуат — Книга из Тайной Комнаты

В самом конце Долины Царей, на краю Фиванской горы, которая отделяет бесконечную пустыню от долины Нила, находится гробница. Некогда тщательно спрятанный вход в нее находится не у основании отвесной скальной стены, как обычно, а в нескольких ярдах над дном глубоко изрезанного ущелья. Сегодня посетители, отваживающиеся обречь себя на ужасающую жару и пыль, пользуются лестницей, ведущей ко входу и наклонному коридору за ним. Это гробница Тутмоса III, могущественного фараона, который превратил Египет в великую мировую державу. В глубине горы, в дальнем краю гробницы, находится погребальная комната, где когда-то давно покоился царь, она полностью исписана великолепной копией Амдуат, украшающей стены. Давайте же вместе пройдем путь, ведущий от самого входа до погребальной комнаты.

Стены коридоров, в которые мы изначально попадаем, высечены грубо и лишены каких-либо украшений. Наш путь продолжается по лестнице, которая приводит нас в первую комнату, планировка и оформление которой, напротив, очень пестры и привлекают наше внимание. Попытайся мы пройти через нее дальше, наш путь неминуемо прервет шахта глубиной около двадцати футов, но небольшой мост современной конструкции позволяет ее пересечь. В этом помещении тщательно поработали каменщики древности, выравнивая стены и покрывая их штукатуркой. На потолке темно-синего фона сияют нарисованные белой краской звезды, создавая атмосферу космических измерений и миров. Ученые же долгое время спорили о загадке упомянутой выше шахты. Некоторые из них предполагают, что она служила для защиты от тех, кто мог бы осквернить гробницу, называя ее «шахтой грабителей». Однако в Египте элементы архитектуры всегда имели не только функциональное, но и символическое значение. По мнению других исследователей, обрыв обозначал точку перехода, границу, намекающую на глубины потусторонней бездны, из которой возрождается все живое. В любом случае, эта комната и ее шахта служат порогом, ведущим из этого мира в мир иной, царство трансформации от смерти к жизни. Даже мост, хотя он уже и современный, является вековым символом перехода из одного мира в другой.

Миновав эту комнату, мы попадаем в помещение неправильной, почти прямоугольной формы с двумя колоннами. И снова над нашей головой распростерся синий потолок, покрытый бесчисленными звездами. Имена различных божеств и демонов, изображенные на стенах и которых насчитывается более семисот, оказывают на посетителя мистический эффект. Вскоре, когда наши глаза привыкают к тусклому свету, мы видим слева от себя небольшой проход, который ведет вниз к настоящей погребальной комнате. Форма этого помещения, идеально скругленная в изящный овал, создает завораживающий эффект, который усиливается благодаря находящемуся в ней внушительному саркофагу, украшенному красными иероглифами и изображениями. Драгоценные погребальные дары некогда хранились в четырех дополнительных комнатках, но все эти артефакты давно попали в руки грабителей, которые увидели в сокровищах, предназначенных для загробной жизни, не трансцендентную духовную ценность, а всего-навсего золото.

Потолок снова расписан звездным небом. Стены покрыты бесчисленными изображениями божеств, а также текстовыми комментариями Амдуат, написанными красными и черными иероглифами. Примечателен тот факт, что ни один из двенадцати часов ночи не пропущен (хотя они расположены и не в хронологическом порядке), ведь во многих других гробницах эта древнейшая Книга Загробного Мира представлена только отдельными часами. Работая с папирусной рукописью, мастера этой гробницы изобразили поистине масштабную ее копию на стенах этой комнаты. Изредка встречающиеся орфографические ошибки выдают их неумение читать. Такие же ошибки встречаются и в других гробницах, что свидетельствует о том, что и в этих случаях в качестве примера использовался тот же самый манускрипт. Ремесло художников гробницы заключалось лишь в том, чтобы просто скопировать оригинальный текст как можно точнее.

Мы должны научиться читать иллюстрации в погребальной комнате, как книгу. Поступая таким образом, мы сопровождаем Бога Солнца Ра и команду его барки в их насыщенном событиями и многими опасностями путешествии в течение всех двенадцати часов ночи. Средний регистр изображения каждого часа начинается с того, что Ра плывет в своей лодке слева направо по реке подземного мира. Все сцены в этом регистре представляют, как мы увидим позже, центральную тему соответствующего часа. Многие божества окружают Бога Солнца: одни сопровождают его в барке, другие, которых мы видим в верхнем и нижнем регистрах, обитают на берегах подземного мира. На этих берегах они оживают при появлении Ра, выражают свое ликование Великому Богу всякий раз, когда он проплывает мимо, а затем снова погружаются в сон смерти, стоит ему в конце часа скрыться из виду.

Во время своего путешествия по подземному миру Ра переживает основательный процесс физической и когнитивной трансформации, кульминацией которого является его возрождение на заре нового дня. Египтяне были глубоко убеждены, что тот, кто знает подробности этого таинственного процесса — то есть истины, которые мы находим записанными в убранстве этой самой гробницы, — примет участие в преображении от смерти к жизни, которое относится, прежде всего, к Ра и царю, который здесь и похоронен.

Два столба в погребальной комнате означают Тутмоса с его семьей и богиню дерева, предлагающую свою питающую грудь царю. В красоте и простоте этой сцены мы можем почувствовать напряженную, почти мистическую атмосферу комнаты. И здесь мы задержимся подольше, размышляя над изображениями и текстами Амдуат и их символизмом.

Из всех Книг Загробных Миров, Амдуат (название буквально означает «О том, что в загробном мире») — самая древняя, и по своему содержанию она наиболее полно описывает путешествие Ра в течение двенадцати ночных часов. Изнуренный повседневной работой, божество спускается через портал западного горизонта в царство мертвых. Во время путешествия его сопровождает множество сменяющих друг друга божеств и благословенные мертвецы, которые ищут его расположения, чтобы служить ему на этом трудном пути и принять участие в таинстве его возрождения. В Амдуат мы увидим более девятисот таких божеств на двух берегах реки. Где бы ни проходил Великий Бог, они оживают, чтобы восхвалять, обожать и почитать его, а также защищать его от вездесущих врагов.

Повсюду таятся демонические существа, угрожающие уничтожить эту зарождающуюся жизнь. Снова и снова ход путешествия оказывается под угрозой, прежде всего со стороны Апофиса (или Апопа), воплощения Зла как такового, чье намерение — использовать свою темную силу для уничтожения всего Творения. В шестом часу ночи, который является самой глубокой точкой подземного мира и мифической границей мира и где Бог Солнца сталкивается с самой густой темнотой и самой страшной опасностью, таится великая тайна — труп Ра, который также является и трупом Осириса. Именно здесь, в этой абсолютной глубине, небытие, которое одновременно опасно для жизни и спасительно, происходит контакт с царством мертвых Осириса. И именно здесь происходит невыразимое таинство союза Бога Солнца Ра и Осириса, Бога подземного мира.

Эта великая тайна союза между свободно движущейся ba-душой Ра, стремящейся к светлому и безграничному небу, и трупом Осириса, безвозвратно связанным с подземным царством мертвых, вызывает обновление всей жизни и восстановление тотальности. Теперь, наконец, путешествие к порталу на восток может быть продолжено. Едва Бог Солнца вновь обрел проблеск нового света в глубинах, как ему снова угрожает опасность, на этот раз со стороны Апопа, который останавливает его путешествие на солнечной барке в седьмом часу. Объединенные силы Ра и его окружения отражают нападение Апопа и всех прочих врагов Ра. Последующие часы изображают восхождение барки и вместе с ним возрождение всего творения. На двенадцатом часу, перед долгожданным возрождением солнца, солнечная барка со всеми богами и «миллионами» умерших вновь погружается во тьму. Лодка входит в тело огромной змеи через ее хвост и выходит из ее пасти. Как следует из изображений и сопроводительных текстов, прохождение лодки через тело змея приводит к превращению Ра в Хепри и к окончательному обновлению всего сущего.

Теперь ничто не противостоит возрождению омоложенного бога. Его предсмертная слабость уходит, и тьма отступает, озаряемая радостью всего одушевленного бытия. Богиня неба Нут вновь дает рождение Богу Солнца, а Шу, бог воздуха, забирает солнечную барку и поднимает ее в восточное небо.

Солярный гимн из гробницы государственного чиновника Позднего периода выражает мотив беременности и смерти следующим образом:

Приветствую тебя, Ра, при твоем восходе…

Великий сокол с украшенной грудью…

Да будет пробуждение твое славным в раннее утро…

И раздастся ликование в честь твою вечером…

Ты, кого мать выносила за ночь,

и кому было дано рождение утром.

Мать твоя пробуждает тебя день за днем[1].

«Мать твоя пробуждает тебя день за днем» — это утверждение раскрывает адекватный и осознанный подход к психической матрице коллективного бессознательного, ибо наше сознание ежедневно возрождается из материнского лона предсознательной тотальности. Из состояния сна, похожего на смерть, мы черпаем энергию, а также чувство непрерывности и длительности. Подобно тому, как Ра, Бог Солнца, спускается к своему трупу, мы тоже возвращаемся снова и снова в мир предков, где скрыт весь наш творческий потенциал. Здесь наше сознание восстанавливается, а вместе с ним и наши физические и умственные способности — и, не в последнюю очередь, наша способность испытывать любовь к своим собратьям и ко всему сущему.

Амдуат, как уже было сказано, стремится постичь тайну возрождения. В центре ее внимания — погружение Ра во тьму подземного мира и его пробуждение, т. е. возрождение, утром. Но что представляет собой Бог Солнца с психологической точки зрения? В целом, божество представляет собой архетипическую силу. Поэтому, не совсем правильно говорить, что солнечный свет, дающий жизнь Ра, представляет собой просто эго-сознание. Скорее, он указывает на высший принцип сознания в коллективном бессознательном, принцип, который служит источником всего сознания. Уже в конце третьего тысячелетия и во втором тысячелетии до нашей эры глубокая любовь к мотиву пробуждению мира, освещенного солнцем, подстегнула усилия, направленные на то, чтобы как можно более полно символизировать это осознание через богатства египетской солярной теологии[2]. В «Книгах Загробного Мира» и даже в более поздней процветающей теологии XIX династии, Бог Солнца рассматривался как духовный отец и движущая сила всего сущего. Своим надежным и успокаивающим образом он гарантировал космический и даже политический порядок, поэтому Маат, воплощение космического порядка и справедливости, справедливо называли его дочерью.

Когда Ра создал мир в «первый раз», и все сущее появилось на свет, он, по выражению текстов, «создал себя сам», утвердив свое существование без какой-либо четко установленной причины. Точно так же мы не можем сказать, почему что-то в нас желает расширения нашего сознания, или, другими словами, почему в коллективном бессознательном существует высший принцип сознания. Еще меньше мы знаем, почему это стремление к сознанию так сильно вышло на передний план культурного выражения во втором тысячелетии до нашей эры. Тем временем человечество переживает все большее развитие сознания, хотя я бы не осмелился утверждать, что этот процесс идет только лишь во благо. Напротив, мы все больше осознаем сомнительный, даже опасный аспект культурного развития. Мы не можем повернуть историю эволюции вспять, но нам рекомендуется, по крайней мере, отказаться от оптимистичной и наивной веры в культурный и технологический прогресс, который больше похож на принятие желаемого за действительное. Наш долг не в том, чтобы следовать прогрессу, а скорее в том, чтобы служить постоянным изменениям, ибо вся жизнь, все Бытие жаждет преобразований.

Египтяне прекрасно выразили эту мысль. Люди не могли предъявлять требования к Ра, ибо любое исцеление и преображение дается только по божественной милости; но богословы знали, что каждый из них может, как один из «благословенных мертвых», с птицеподобной и потому свободно перемещающейся ba-душой, занять свое место в солнечной барке и тем самым принять участие в судьбе Бога, в его путешествии по небесному океану и через области потустороннего. Участвуя таким образом в обновлении Ра, каждый из благословенных умерших, получается, был включен в его бесконечный творческий процесс трансформации.

Психологический смысл заключается в следующем: Я могу разделять высшую, архетипическую силу сознания, которая принадлежит объективной психике, но я никогда не смогу вызвать ее своими делами или усилиями. Напротив, истинное сознание берет начало в иллюминации, озарении, которое приходит ко мне через близость с божественным или архетипическим. В этом заключается психологическая истина слов Иисуса:

Я есмь свет миру.

Кто последует за Мною, тот никогда не будет ходить во тьме

но будет иметь свет жизни.

(Иоанна 8:12)



[1] J. Assmann, Sonnenhymnen in thebanischen Grabern (Mainz: von Zabern, 1983), text 1, p. 1.

[2] Аналогичное развитие происходило и в Месопотамии в конце третьего и во втором тысячелетии, что наиболее ярко продемонстрировано в эпосе о Гильгамеше. См. A. Schweizer, Gilgamesch: Von der Bewusstwerdung des Mannes. Eine religionspsychologische Deutung (Zurich: Theologischer Verlag, 1991), и Das Gilgamesch-Epos: Die Suche nach dem Sinn (Munich: Kbsel, 1997).