28.02.2024
0

Поделиться

Путь таро. Том 1. Старшие арканы (3)

Алехандро Ходоровский

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ



КОМПОЗИЦИЯ И ПРАВИЛА ОРИЕНТАЦИИ

Таро Марселя состоит из семидесяти восьми карт, или Арканов. Термин Аркан происходит от латинского Arcanum, что означает «секретно». Он отправляет человека к скрытому смыслу, к тайне, которая игнорирует рациональность, и которая предстает перед нами настолько целесообразной, что мы используем Таро не как развлечение, а как игру, суть которой в раскрытии скрытого смысла.

Семьдесят восемь Арканов в Таро делятся на две основные группы: двадцать два Аркана, известные как «Старшие», и пятьдесят шесть Арканов, которые именуются «Младшими». Это традиционное разделение колоды обнаруживается во многих карточных играх, где присутствует и масть, и козырь: то есть одна категория карт является более сильной и бьет остальные.

Младшие Арканы позволяют изучить более простые, а также более личные аспекты интеллектуальной, психологической и материальной жизни. Мы увидим, что они относятся к разным степеням наших потребностей, эмоций и мыслей, в то время как Старшие Арканы описывают универсальный человеческий процесс, который включает в себя все духовные аспекты бытия. Эти два пути являются путями инициации и дополняют друг друга; можно сказать, что Младшие Арканы, их четыре масти, являются чем-то вроде четырех ножек стола или алтаря, четырех стен храма.

ИДЕНТИФИЦИРУЯ АРКАНЫ

Все Арканы размещаются в черном прямоугольнике, пропорции которого равны двум квадратам. Младшие Арканы подразделяются на сорок пронумерованных карт, представляющих ряд от 1 до 10 для каждой из мастей: мечи, кубки, жезлы и пентакли. Эти карты не имеют картуша, и в серии 1–10 в мечах, кубках и жезлах их числа написаны с обеих сторон.

Серии в пентаклях не пронумерованы. Шестнадцать фигур Младших Арканов называют Картами Двора (возможно, потому, что они изображают знатных людей). Карты Двора делятся на 4 вида: Пажи, Дамы, Короли и Рыцари (причины такого порядка будут объяснены позже). Все они имеют картуш в нижней части карты с указанием их названия, за исключением Пажа пентаклей, где он появляется в боковом ракурсе с правой стороны карты (с точки зрения человека, смотрящего на него). Чтобы различать фигуры Старших Арканов, мы можем пользоваться одним очевидным ключом: все Старшие Арканы на всех номерах имеют картуш наверху, в котором зафиксировано их число. Этот картуш остается пустым в Аркане Шут, но он все равно там присутствует, в то время как Карты Двора имеют лишь нижний картуш, в котором вписаны их имена (за исключением Пажа пентаклей, которого мы изучим позже). Поэтому Старшие Арканы обладают двумя картушами, один наверху с номерами и один в нижней части со своим соответствующим названием, за исключением тринадцатого Аркана, который также известен как «Безымянный».

СТАРШИЕ АРКАНЫ

Первый контакт

Ознакомление с Таро проще всего начать с понимания Старших Арканов, которые легко узнаваемы по их верхнему картушу. Эти карты являют собой двадцать два числа, пронумерованных римскими цифрами от I до XXI плюс Шут (который стал Джокером в популярных карточных играх).

Разложите их на столе в следующем порядке – уберите первую и последнюю карту из колоды Старших Арканов, другими словами, уберите Шута и Мир (XXI). Затем организуйте Старшие Арканы в два ряда в порядке возрастания от I до X и от XI до XX, и обрамите их Арканом Шут (который как будто идет навстречу этому двойному ряду) и Миром (женщина на котором как будто смотрит на двойной ряд и танцует при этом). Когда карты расположены так, то можно увидеть, что Старшие Арканы организованы в две серии (смотрите на следующих страницах).

Посмотрите на Арканы, расположенные таким образом и обратите внимание на детали, которые спонтанно приходят к вам. Обратите особое внимание на направление, в котором они смотрят: иногда вправо, иногда влево, а в некоторых случаях – прямо перед собой. Некоторые персонажи, кажется, смотрят прямо на нас (например, Правосудие, Аркан VIII; Солнце, Аркан XVIIII, или Ангел, Аркан XX). Некоторые изображения вызывают симпатию, другие отвращение. Одни картины внушают нам страх, а другие вселяют радость. Эти реакции возникают из нашего образования и личной истории: Таро – мощный проективный инструмент, в котором наш взгляд будет замечать уже известные нам вещи, которые первоначально и заставят нас реагировать на них в соответствии с привычными моделями поведения. Первая серия Старших Арканов (от I до X) изображает человеческие фигуры или животных в идентифицируемых ситуациях.

Старшие Арканы от I до X. Верхняя часть этих карт в большинстве случаев совпадает с головой или головами действующих лиц, за исключением Аркана VI (Любовник), в котором небо прячет солнце и ребенка-ангела. Мы могли бы назвать эти серии «светлыми», так как они, в основном, отображают исторические и социальные сюжеты.

Например, многие люди пугаются Аркана XIII, на котором изображен скелет. В нашей цивилизации этот образ идентифицируется со смертью. Но если более пристально взглянуть на него, то мы поймем, что эта фигура синего, красного и телесного цвета: это живой, активный Скелет, сила трансформации в движении. Чтобы принять эту интерпретацию Аркана XIII, мы должны заметить это движение. То же самое справедливо для всех Старших Арканов: одна фигура кажется привлекательной, другая отвратительной или вызывающей антипатию. Один персонаж будет напоминать нам благожелательного дедушку, другой – властного босса, соблазнительную любовницу или строгую тетю. Не бойтесь опираться на свои впечатления. Обратите внимание, как вы себя чувствовали во время первого контакта со Старшими Арканами. Вы, несомненно, воспринимаете множество деталей – некоторые из них уникальные, некоторые повторяются на двух или более картах. Доверяйте своим глазам; они – лучший инструмент для познания Таро из всех, что у вас есть.

Старшие Арканы от XI до XX. Во второй серии Старших Арканов (от XI до XX) картины и ситуации носят более аллегорический и менее реалистичный характер. Мы могли бы назвать эту серию «темной», разворачивающей ментальную и духовную вселенную, похожую на сон. На изображениях появляются мифические персонажи, ангелы и дьявол; начиная с Аркана XVI небо полно энергичных проявлений небесных тел и божественных эмиссаров.

Далее начинаем искать общие точки между картами, которые разделяют ту же степень по десятичной шкале.

Например, у персонажей карт I и XI форма шляпы почти одинаковая. Аналогичная ситуация объединяет II и XII Аркан: одна сидит на яйце, а другой как будто остановлен в развитии в форме зародыша или цыпленка. Общей точкой может быть направление, в котором они смотрят, как и в случае между Арканами III и XIII, или даже количество героев и то, как они расположены, например, между Арканом V и Арканом XV, на которых большая центральная фигура возвышается над двумя меньшими. На Арканах VI и XVI мы видим вмешательство небесного элемента: херувима в Аркан VI и разноцветные струи в XVI.

Между Колесницей и Звездой общая точка в том, что звездный небосвод изображен в виде помоста выше колесницы и непосредственно присутствует в качестве космического элемента в Звезде. Как и во многих цивилизациях, пара Луна-Солнце представляет космическую родительскую пару. Мы можем увидеть пару с человеческим лицом, образованную между Справедливостью и Отшельником. Наконец, Колесо Фортуны и Суд четко представляют, каждый по-своему, решающий момент, в котором цикл подходит к концу и открывает новую жизнь.

Арканы серий от I до X выполняют свои действия, двигаясь вверх. Маг поднимает вверх свою палочку, а Императрица, Император, Папа и рыцарь в Колеснице поднимают свои скипетры. Папесса смотрит вверх, оторвав взор от чтения; три фигуры в Любовнике объединены херувимом, летящим над ними; Отшельник поднимает фонарь; Справедливость направляет меч в сторону неба, как и сфинкс на Колесе Фортуны.

Арканы серии с XI по XX выполняют свои действия, двигаясь вниз. Женщина, изображенная на карте Сила, держит животное за морду и направляет ее вниз.

Повешенный подвешен головой вниз. Скелет из Аркана XIII направляет свою косу вниз. Ангел в Умеренности льет жидкости из более высокой вазы в вазу, расположенную ниже. Дьявол правит двумя бесами, чьи ногикорни погружены во тьму. Два персонажа в Башне ходят на руках, глядя на землю. Звезда опустошает свои амфоры в реку, текущую у ее ног. Луна в Аркане XVIII даже влияет на раков, глядящих на нее из глубины воды. Солнце благословляет пару близнецов. В Аркане Суд ангел доставляет свои музыкальные оповещения мужчине, женщине и ребенку, которые воскрешены и встают из могил. Эти интерпретации приведены в качестве примера. Вы можете согласиться с ними или нет; мы впоследствии увидим, как они вписываются в детальное изучение Старших Арканов (часть 2). Эти детали и другие, которые могут попасться на глаза, и есть те ключи, которые позволят нам постепенно разобраться в нумерологии Таро.

ТАРО — ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ И ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ СТРУКТУРА

Теперь взглянем на то, как написаны числа Арканов. Они выглядят несколько аномально: IIII (Император); VIIII (Отшельник); XIIII (Умеренность); XVIIII (Солнце). Действительно, эти римские цифры традиционно записываются следующим образом:

9 = IX = 10 – 1

14 = IXV = 15 – 1

19 = IXX = 20 – 1

А в Таро они записаны так:

4 = IIII = 1 + 1 + 1 + 1

9 = VIIII = 5 + 1 + 1 + 1 + 1

14 = XIIII = 10 +1 +1 + 1 +1

19 = XVIIII = 15 +1 +1 +1 +1

Числовая запись организована в прогрессии. Таро отказывается считать 4 как 5 – 1, 14 как 15 – 1, 9 как 10 – 1, а 19 как 20– 1. Эта деталь дает

нам ключ к пониманию Таро. И мы можем уловить, что в этой системе есть стремление скорее прибавить, чем отнять. Другими словами, Таро описывает рост от одной степени к другой.

Это открытие вдохновляет нас на то, чтобы продолжить добавления, а не вычитания. Эти простые наблюдения уже позволяют нам формировать последовательный организованный шаблон Таро на основе своей собственной структуры.

В самом деле, он базируется на трех факторах:

  • Таро является последовательным.
  • Наибольшее значение числа Аркана – XXI.
  • Нумерация Таро растет за счет дополнений.

Мы можем разместить карты в числовом порядке и соединить их в 11 парах, сумма которых дает нам 21. Это дает нам диаграмму, которую вы увидите ниже.

Эта модель предлагает новые параллели и сравнения между Старшими Арканами. Если 21 (XXI) представляет собой реализацию и является высочайшей ценностью в Таро, каждое из дополнений, предложенных здесь, может быть возможностью и путем к этой реализации. Например:

  • Шут и XXI. Фундаментальная энергия воплощается в общей реализации.
  • I и XX. Молодой человек или юный ум на пути посвящения сталкивается с неотразимой привлекательностью нового сознания.
  • II и XVIIII. Женщина, Папесса опирается на свет Всеобщего Отца, чтобы понять священный текст.
  • III и XVIII. Другая женщина – творческая, чувственная, воплощенная – погружается в интуитивную тайну женственности.

Объединение карт. Чтобы понять двадцать два Старших Аркана с одного взгляда, вы можете использовать этот шаблон, который соединяет их в одиннадцать пар, каждая из которых складывается в общую сумму 21, число реализации.

Дело тут заключается не в деталях, которые объединяют две карты. Они будут изучаться позднее (см. часть 4). Но при всей своей простоте это первый момент в организации Старших Арканов, который позволяет нам понять, что Таро строится как органическое и гармоничное целое.

С помощью структурных элементов колоды мы можем построить модели, которые позволяют нам лучше понять Таро. Если человек принимает метафору Таро как структурированного существа, теласознания, наделенного собственной динамикой, то мы можем сказать, что Таро непрерывно приглашает нас на танец.

Шут и Мир: пространственная организация Tаро

Шута и Мир, первую и последнюю карты Старших Арканов, можно рассматривать как Альфу и Омегу Старших Арканов, первую и последнюю ступени или классы, две точки, между которыми будут развернуты все возможности. Поэтому Шут будет вечным началом, а Мир – бесконечной кульминацией.

Если поместить карты рядом друг с другом в этом порядке, то очевидно, что Шут, по-видимому, решительно направляется к овалу в Мире, в котором обнаженная женщина, кажется, зовет его и пытается привлечь к себе. Шут может рассматриваться здесь в качестве основной энергии, которая не имеет определения, то есть она не имеет никаких ограничений. Это, как и Библия, и многочисленные божественные космогонии, представляет божественную творческую энергию: деятельность без ограничений или прецедента, которая появилась в результате ничего, которое не знает ни времени, ни пространства.

Но если Шут остается один, он рискует бесконечно вращаться вокруг остальных. Творческая энергия может исчерпать себя и выдохнуться, если не произойдет реализации мира или существа. С этой точки зрения мы можем видеть мир в обрамлении четырех элементов, таких как четыре стороны света, а в центре – женщина-душа и материя, которая оплодотворена энергией Шута.

Но порядок карт имеет важное значение.

И Л И

Шут и Мир И Л И Мир и Шут

В самом деле, если мы поместили карты в порядке Мир – Шут, то ситуация будет совершенно иной. Мир – уже больше не реализация, а тюрьма, отчаянно заглядывающая в пустоту прошлого, сложное начало, единственная возможность выхода из которой лежит через чистое и простое освобождение. Это то, что появившийся Шут будет делать, как только он выйдет из этого ограничения (мы можем себе представить, что синее животное подталкивает его вперед в действия синего овала Мира). И хоть в его силах убежать, Шут на самом деле никуда не денется. Так же, как остается пустым пространство, в которое смотрит женщина из Мира, путь Шута открывается в небытие.

Эти наблюдения позволяют нам увидеть, что Таро, в дополнение к своей прогрессивной структуре, обладает собственной ориентацией в пространстве, что будет решающим фактором при построении мандалы, а также раскладах. Решение создателей колоды добавить картуши, написанные на французском языке латинскими буквами, дает нам еще один ключ: Таро следует рассматривать в том же направлении, в каком человек пишет – слева направо.

Поэтому мы можем сделать вывод, что его «график» позаимствует ту же схему: от крайне левого положения, того, что уже было пережито или сделано – к центру, к тому, что человек переживает или делает в середине; до крайнего правого положения – это то, что можно будет делать или не делать, испытать или не испытать. Эти наблюдения, по сути, есть помещение Таро в свой культурный контекст – Южная Европа в Средние века.

Аркан XXI. Зеркало Tаро и ключ к его ориентации

Рассмотрим теперь карту Мир. Мы видели, что в качестве максимального значения Старшего Аркана эта карта символизирует кульминацию, наибольшую реализацию Таро.

Мы увидим, что эта карта – также зеркало, в котором вся структура Таро отражается и суммируется, и это – та карта, которая позиционирует себя как ключ к пространственной и символической организации Таро.

На этой карте мы видим овал из синей листвы, окруженный с четырех сторон фигурами, которые напоминают нам о видении Иезекииля: Ангел, животное телесного цвета, которое может быть быком (или лошадью), лев и орел. Христианская символика трактуется здесь с большой свободой, поскольку в середине этих четырех элементов не (мужчина, бородатый) фигура Христа, а обнаженная женщина с круглыми грудями, длинными волосами и округлыми бедрами. И Таро, хотя и пронизано религиозной символикой, на самом деле сильно отделено от христианской догмы.

Карта Мир

Женская фигура, танцующая в центре овала, может быть аллегорией души мира, которую Шут наполняет своей космической энергией. Четыре фигуры, окружающие ее по бокам, можно интерпретировать как четыре составляющих элемента реальности, четыре стороны света и четыре угла в реальном мире.

Во многих культурах познаваемый мир определяется как четырехсторонняя форма, квадрат или крест, к которому добавляется пятый центральный элемент, ось или точка соприкосновения, которая соединяет четыре стороны и возвышается над ними. Символизм руки человека с четырьмя пальцами, противопоставленными большому пальцу, напоминает нам об этой структуре. На карте Мир мы можем видеть ту же идею организации: в центре танцующая душа, основное, что присутствует в каждом из нас, наша восприимчивая сущность, оживленная путем создания дыхания.

На четырех углах находятся четыре энергии, расположение которых мы должны рассматривать так: в нижней части карты мы видим двух земных животных, одно травоядное (телесного цвета), а другое – хищник (лев). А вверху карты расположены два крылатых существа: ангел, фигура, представляющая собой безусловную любовь, носитель божественного послания; и орел, хищное создание, но воплощающее символику величия, восхождения и возможности человека подняться к вершинам.

Карта Мир четко структурирована – с одной стороны Небеса, с другой стороны Земля. Если мы посмотрим на форму и пропорцию карт Таро, мы поймем, что они являются прямоугольником, высота которого ровно в два раза больше его ширины, следовательно, они образуют двойной квадрат: квадрат Земля, который находится под квадратом Небес. И нам надо, изучая карты, постоянно иметь в виду это двойное измерение, в центре которого плотский и духовный процесс человеческого существа развивается в соответствии с геометрией Таро. Давайте теперь посмотрим на то, как расходятся правая и левая сторона. Справа от нас, когда мы смотрим на карту Мир, мы находим два активных хищника и жезл в руке обнаженной женщины, символ активной мощности. Орел и лев оба хищники. Первый – хищная птица мужского пола (он имеет черный фаллос между когтями), а другой – дикое плотоядное животное, также мужского пола (львицы не имеют гривы). Оба являются активными: лев на земле, а орел в небе.

Слева от нас две фигуры, преимущественно телесного цвета, одна из которых – травоядное животное, традиционный символ служения и самопожертвования, и другая – ангел,посланник божественной любви. На этой стороне женщина, которая держит кошелек или флягу – контейнер для получения. Традиционно, с психологической точки зрения, левая сторона представляет собой восприимчивые и стабилизирующие силы, в отличие от активной правой стороны.

Упрощенная диаграмма дает нам следующее:

Строение карты Мир

Если мы принимаем изучение карты Мир за основу, то мы можем заметить, что Таро функционирует как зеркало, которое отражает образ нашей правой или левой стороны в трактовке верхней небесной и нижней земной стороны.

Эта структура в пяти частях, или, вернее, в четырех частях плюс центр, не может не напомнить нам о структуре самого Таро:

  • двадцать два Старших Аркана представляют архетипы, способные бросить нас к открытию нашего сущностного бытия, это может быть фигура в центральном овале;
  • четыре серии Младших Арканов должны затем найти свое место в четырех углах этой «карты мира», если мы можем организовать их в соответствии с этой двойной композицией между активным и восприимчивым, между Божественным и Земным.

МЛАДШИЕ АРКАНЫ

Организация четырех мастей

Младшие Арканы подразделяются на четыре масти – мечи, кубки, жезлы и пентакли, которые наполнены многочисленными деталями, позволяющими нам установить соответствие между ними, и четыре символами Аркана Мир. Чтобы понять это, начните собирать карты по четырем мастям: мечи, кубки, жезлы и пентакли. Таким образом вы получите пачки из четырнадцати карт, каждая из которых содержит десять карт от I до X и четыре фигурные карты, чей «титул» и «положение в семье» записаны на карте.

Каждая из этих пачек затем будет поделена на две меньшие пачки. В одну положите номерные карты от I до Х, а в другую – фигурные в таком порядке: Паж, Королева, Король, Рыцарь. Когда вы закончите с этим, то затем вы будете собирать уже восемь пачек.

Необходимо трактовать мечи и жезлы по отдельности.

Вот ориентиры, которые помогут начинающему:

  • Изогнутые по форме мечи отображаются в овале преимущественно черного цвета, с синими и красными участками. В нечетных картах меч в середине этого овала обнажен. В четных картах изображения имеют в центре этого овала цветочные мотивы.
  • Прямые по форме жезлы расположены в X-образном порядке цвета – они синие в центре и черные на концах.

Двойка мечей и двойка жезлов                    Семерка мечей и семерка жезлов

Выньте всех Пажей из каждой масти и организуйте их следующим образом:

Пажи. Четыре Пажа организованы  в соответствии с ориентацией контура.

Эти Пажи дают нам определенные подсказки о своих символах, которые подтверждают параллель с картой Мир и с пространственной организацией Таро. Пажи, которых мы разместили слева, держат свои символы в руке, которая совпадает с нашей левой рукой в зеркальном отражении, это принимающая рука, в то время как два Пажа справа держат меч и жезл, указывающие на их ноги, что показывает их степень восприимчивости или активности.

Паж мечей, с его стопами, развернутыми в две разные стороны, задает активные тенденции с тоном восприимчивости. Его символ, меч, направлен в небо. Активный и небесный, он находится в родстве с орлом на карте Мир.

Паж кубков решительно направляется к западу – обе его ноги указывают в этом направлении, указывая на полную восприимчивость. Кроме того, его символ (кубок) направлен в небо. Восприимчивый к небесам, кубок выражен в образе ангела на карте Мир.

Посмотрим на Пажа пентаклей. Его стопы направлены в разных направлениях, и он может быть описан как «восприимчивый/ активный». Его символ присутствует и на земле, и в его руке, а золото, найденное в шахте, становится деньгами, но оно также размещено на левой стороне карты. Его восприимчивость к Земле роднит его с животным телесного цвета на карте Мир.

Паж жезлов решительно смотрит вправо. Он активен, и его символ, жезл, покоится на земле. Поскольку его деятельность осуществляется на Земле, он отождествляется с львом на карте Мир. Подтверждение этих наблюдений мы можем найти в четырех сериях из десяти карт. Вы заметите, что три серии нумеруются по бокам римскими цифрами: мечи, кубки, и жезлы.

Но давайте взглянем на пентакли.

4, 5, 6 и 8 пентаклей

В мечах и жезлах номера разделяют одинаковое направление; например, в пятерках острие V (которая, заметим, несколько больше в жезлах) направлена к центру карты. И наоборот, в пятерке кубков острие V направлено к краю карты.

5 мечей, 5 жезлов, 5 кубков

Теперь давайте взглянем на Туз мечей. Окруженный формами, которые мы будем называть летящими искрами, он удерживаем с помощью руки (с видимой внешней частью), которая выходит из формы, которую мы назовем облаком. Туз жезлов, также в окружении искр, захватывается рукой (видимой со стороны ладони), что показывает нам важный общий момент.

Туз мечей, Туз жезлов                                                         Туз кубков

Кубок изображен прямо и неподвижно, как храм.

Наконец, Туз пентаклей, с прорастающими ветвями, может быть визуализирован в каждом направлении, он лежит как червонец на плоской поверхности и отличается от трех других символов.

Мы видели, что карта, находящаяся от нас справа, соответствует деятельности земной для льва и

небесной для орла. Сходство между животными      

(оба хищники) отражает сходство между мечами

и жезлами. Меч выкован рукой человека, в то время как жезл растет из земли. Это позволяет нам сопоставить их с орлом и львом. Кубок, символ Грааля, можно отнести к ангелу.

Туз пентаклей

СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ МАСТЯМИ,  ЭЛЕМЕНТАМИ И ЭНЕРГИЯМИ ЧЕЛОВЕКА

Четыре масти Таро не являются четырьмя элементами алхимии или других систем (меч/воздух, кубок/вода, пентакли/земля, жезл/огонь), и еще меньше, как утверждает Элифас Леви под влиянием Артурианской легенды, можно отнести меч к земле, а пентакли к воздуху!

С другой стороны, мы можем открывать систему соответствий, которая, кажется, согласуется с символикой Младших Арканов, и которая позволяет нам использовать Таро в качестве инструмента для понимания человека. Выбирая эту интерпретацию, мы следуем принципу, который был сформулирован Буддой так: «Истина – это то, что полезно».

Итак, давайте посмотрим, что может позволить нам построить работающую методологию прорицания. Карты Таро можно разделить в соответствии со структурой 4+1: четыре масти или символа и одна серия Старших Арканов. Оказалось, что на карте Мир четверо животных или существ окружают синий овал, в котором танцует женская фигура. Поэтому мы можем считать, что эти четыре элемента представляют собой четыре человеческие энергии, отличающиеся друг от друга, но необходимые и соединенные в одном сознании.

Меч, традиционный символ Слова, это оружие, которое куется, закаливается и затачивается так же, как человек оттачивает свой интеллект, который проявляется через обучение языку. Меч представляет собой интеллектуальную энергию и соответствует орлу на Аркане XXI, способному подниматься к вершинам и иметь большую площадь обзора. Элементом, соответствующим мечу, может быть воздух.

Кубок, христианский символ Грааля, это чаша, изготовленный рукой человека инструмент, который полностью восприимчив. В древности кубок был символом любви. Поэтому он может представлять эмоциональную энергию. Туз кубков похож на собор и напоминает нам, что построение любви – ювелирная работа. Кубки соответствуют Ангелу, божественному посланнику на Аркане XXI. Их элементом может быть вода.

Жезл – это, по сути, палка, и она произрастает естественно; его специально не производят. С другой стороны, его можно выбрать по вкусу и отрезать. Жезл представляет собой силу растущего характера, творческой и сексуальной энергии. Влечение, которое мы чувствуем к другому, не может быть поддельным: само желание – это не насильственный акт: либо мы на самом деле кого-то хотим, либо нет. Сексуальность – это энергия, которую мы не производим, но которую мы можем направить или сублимировать. Точно так же влечение направляет художника к форме выражения, и талант художника – таинственные данности, которые воплощаются через работу. И вдохновение всегда получено до того, как оно будет реализовано. Мы уже видели, что жезл соответствует льву на Аркане Мир. Его элемент – огонь.

Пентакль бывает и добытым (как минерал, присутствующий в земле), и рукотворным (монеты отчеканены). Точно так же, как наши тела формируются нашими действиями, но, тем не менее, что-то мы получаем при рождении сразу и навсегда. Подобная аналогия касается и нашей планеты Земля, которая является по умолчанию терри торией для жизни человечества, но приобретает облик в соответствии с деятельностью ее жителей. Поэтому мы можем считать пентакли образом физической энергии, которая нуждается в теле, в территориальных владениях, а также имеющей отношение к вопросам, касающимся тела или денег. Элементом пентаклей может считаться Земля. В английских игральных картах две восприимчивые масти, кубки и пентакли, были обозначены такими символами как красные сердечки, ромбы (черви и бубны). Две активные масти, мечи и жезлы, были обозначены как черные лопаты и кресты (пики и трефы). И это слияние позволяет нам читать карту Мир как ключ к пониманию внутренней организации Таро.

Аркан XXI, ориентационный ключ к Таро

Этот Старший Аркан представляет архетипы путей осознания и может быть отнесен к элементу эфира. Они соответствуют обнаженной женщине, которая танцует, соединяя активность и восприимчивость в виде красной и синей вуалей, и гармонизирует четыре энергии.

Карта Мир