Джон Себастьян Марлоу Уорд
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ

*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
Джон Себастьян Марлоу Уорд (1885 — 1949). Преподаватель в Кембридже, один из составителей Британской Энциклопедии — и основатель нового течения христианства, существующего и по сей день. Ведущий консультант всей британской промышленности — и мистик, предсказавший ключевые события двадцатого века.
Эта книга, написанная в соавторстве с мастерами-масонами, посвящена главной фигуре масонского мифа: строителю Храма, Хираму Абиффу. Поиски истока веры в могущество человеческого разума и бессмертие души уводят Джона Уорда в тьму кровавых ритуалов архаичного мира. Мистерии великих посвящённых и обряды примитивных дикарей растут из единого корня. В чём причина такого сплетения? Джон Уорд предлагает некоторые ответы, но многие вопросы остаются для размышления читателя, ведь целые неизведанные континенты человеческого бессознательного всё ещё ждут своих первооткрывателей.
Введение
В настоящей работе предпринята попытка разрешить давний вопрос, вызывающий недоумение у членов масонских лож. Удивительно, что многие масоны, являющиеся профессиональными антропологами, не применяют свои исследовательские методы к изучению собственных ритуалов и традиций. Миф об умирающем боге уже давно стал предметом пристального внимания ученых. Его трагическая история, лишенная лишь самых грубых черт, повторяется в мистериях масонских лож по всему миру, в том числе и в Лондоне. Если мои предположения верны, то Хирам Абифф, царь-жрец Тира, земное воплощение Адониса, был принесен в жертву по завершении строительства Иерусалимского храма.
Автор выражает глубокую благодарность доктору Хэддону, профессору антропологии Кембриджского университета, и мистеру Сидни Смиту, сотруднику отдела ассирийских исследований Британского музея, за неоценимую помощь в подготовке данной работы. Оба ученых, будучи масонами, внесли существенный вклад в исследование благодаря своим глубоким знаниям в соответствующих областях. Автор также благодарит мистера Дж. Э. У. Бриджа и мистера Н. М. Пензера за поддержку. Особую признательность автор выражает сэру Дж. Г. Фрэзеру, труды которого оказали значительное влияние на формирование его взглядов. Автор надеется, что данная работа не только заинтересует читателя, но и углубит понимание значимости данной фигуры в истории масонства.
14 июня 1925 года.
J.S.M.W
Глава 1. Наша проблема
Внимательный исследователь масонской традиции неизбежно сталкивается с вопросом о происхождении центральной легенды нашего ритуала. Множество параллелей с древними мистериями, в частности, с египетским мифом об Осирисе, наводят на мысль о глубоких корнях этой истории. Однако, автор полагает, что искать истоки нашей легенды исключительно в Египте было бы ошибочно. Анализ ритуала указывает на более непосредственную связь с Палестиной и Ближним Востоком. Отсутствие подробностей о центральной фигуре легенды в библейских текстах, известных англичанам в XVIII веке, показывает, что масоны не заимствовали эту историю непосредственно из Священного Писания.
Таким образом, перспективным направлением для исследований выглядит не только Египет, но и Палестина. Необходимо задействовать не одни лишь библейские тексты, но и светские исторические источники. Нужно обратить внимание на верования и обычаи народов, населявших Сирию и Малую Азию в соответствующий период. Всё это позволит глубже понять исторический контекст, в котором зародилась легенда о Хираме Абиффе.
Я надеюсь, что данная работа поможет увидеть в Хираме Абиффе не просто персонажа масонской легенды, но и символ глубокой человеческой драмы. Эта фигура олицетворяет не только личную честь, но и более фундаментальные ценности нашего бытия. История архитектора раскрывает нам панораму возвышения человечества, ведомого светом свыше, из глубин жестокости и невежества.
Хирам Абифф, вероятнее всего, был реальным человеком, ставшим жертвой ритуалов человеческих жертвоприношений. Подобные действия совершались с целью умилостивить богов, ради плодородия земли и долговечности построек. Его трагическая судьба повторяет участь многих других пророков, жрецов и правителей, чья кровь окрасила землю во имя урожая и даров Великой Матери. Эти напрасные жертвы свидетельствуют о глубине веры и готовности людей идти на самопожертвование во имя общих интересов.
История сына вдовы — лишь одно из звеньев в длинной цепи подобных событий, повторявшихся на протяжении веков. И сегодня, в самых отдаленных уголках мира, сохраняются следы этих древних культов.
Путь нашего исследования будет напоминать мозаичный пол[1][2], выложенный черно-белыми клетками, и, подобно Королевской Арке[3], будет отмечен кровавыми пятнами. Нам предстоит окунуться в бездну человеческого невежества и страха, чтобы понять, какие силы сподвигали людей совершать такие ужасные поступки. И хотя путь наш будет пролегать во мраке, его также будет озарять свет человеческого духа, который не терял веру и надежду даже в самые темные времена.
Мы не отправимся в самые глубины бездны, однако погрузимся в них достаточно, чтобы вообразить, что скрывается за завесой тусклого зарева человеческой истории. Перед нами откроется долгий и извилистый путь, ступая по которому человек восходил от диких времен к нынешнему состоянию. Следуя этой тропой от тьмы к свету, мы обретем надежду и утешение в свидетельствах того, как люди, вдохновленные верой в нечто большее, поднимались из мрака первобытных суеверий и преобразовывали древние ритуалы. Они провозглашали миру: «Смерть — это не конец. Как умирает зерно, чтобы воскреснуть в нетлении, так и мы, сбросим оболочку своего тела и, воспарив подобно орлу, будем вечно сиять среди звёзд».
Позже появился Посвященный, переосмысливший древнюю легенду и увидевший в ней символ вечного стремления души к Богу. Он открыл, что в каждом из нас, даже в самых тёмных, горит Искра. Благодаря ей, мы можем достичь высшей гармонии и единения с Богом — состояния блаженства, к которому человечество стремилось на протяжении веков.
Это открытие показало нам, насколько неисповедимы и таинственны пути Господни. Страдания, которые люди причиняли друг другу, все-таки не были напрасны, и помогли нам глубже осознать Божественную волю.
Мы заново откроем для себя суровых еврейских пророков и взглянем на них с восхищением, ведь в их сражении против примитивных представлений о Боге они были почти одиноки.
Важно подчеркнуть: Откровение имело место не только в Палестине.
Пророки, далеких стран и других культур, через символы и аллегории, преобразовывали схожие обряды и обычаи, передавая людям глубокие духовные истины. В ходе наших изысканий мы проследим происхождение таких особенностей, какльвиная лапа[4], орлиный коготь[5], две колонны[6], ветвь акации[7], обряд перешагивания через открытую могилу и образ яркой Утренней Звезды, пришествие которой принесло всему миру спасение, но смерть — холодную и ужасную — одному человеку. Перед нами предстанут обряды посвящения, символизирующие смерть и воскресение, распространенные по всему миру, и из них мы почерпнем много ценного для нашего исследования.
Глава 2. Пятеро библейских Хирамов
Пройдем по стопам Мастера,
Вниз к темным векам, полным тьмы.
Назад к заре тускло-красной,
Чрез долину слёз и крови.
Последуем вслед за Учителем,
Сквозь плотный сгустившийся мрак.
Где конхи трубят в твердь небесную,
И барабанов смерти слышен раскат.
Пройдем сквозь тьму страданий,
Туда где умирает Богочеловек.
К часу, когда зерно прорастет,
И души мертвых восстанут навек.
Исследуя личность Хирама, я предполагаю, что читатели знакомы с версией легенды, представленной в ритуале Эмулейшн[8]. В связи с этим, я буду время от времени добавлять вариации и уточнения, сохранившиеся в провинциальных или зарубежных ложах, ставших важными звеньями в эволюции нашей церемонии.
В качестве первого источника информации мы, естественно, обратимся к Книге Священного Закона[9]. Однако она предоставляет нам лишь ограниченное количество сведений, что не должно вызывать удивления. Как я покажу далее, образ Хирама мог быть основан на популярном сирийском божестве, которому противостояли служители Иеговы.
Библейские критики не сомневаются в том, что во времена Иосии (624 год до н. э.), были не только проведены масштабные реформы, как свидетельствует Ветхий Завет[10], но также и сами библейские книги подверглись тщательной редактуре. Все, что могло бы указывать на малейшую терпимость к древним местным верованиям, было безжалостно устранено. Тем не менее, из исторических источников мы узнаем, что святилище Астарты (или Ашторет сидонян), возведенное царем Соломоном, продолжало существовать вплоть до времен Иосии, который и приказал разрушить его[11].
Все реформы Иосии проведены, как считается, под влиянием книги, обнаруженной во время реставрации храма царя Соломона. Согласно мнению критиков, этой книгой было Второзаконие, датируемое примерно тем же периодом. Она была приписана Моисею путем юридической фикции, аналоги которой можно найти в истории Англии.
На протяжении истории реформаторы нередко утверждали, что их нововведения были восстановлением древних, но со временем забытых обычаев. Такая стратегия позволяла облегчить принятие изменений населением. В Англии, например, реформы Генриха II и даже более поздних королей приписывались Эдуарду Исповеднику. В еврейской традиции аналогичную роль играл образ Моисея.
Введение новой системы моральных законов и монотеистического учения потребовало значительной редакции ранних текстов. Целью этой работы было предотвратить их использование сторонниками более либеральных взглядов в иудейском обществе для оправдания традиционных верований. Существовала возможность, что такие читатели могли бы сослаться на примеры из жизни Соломона или других библейских персонажей, которые, несмотря на поклонение Астарте или Молоху, сохраняли благосклонность Иеговы. Поэтому, если полностью устранить подобные факты из текстов не было возможным, предпринимались попытки изложить их таким образом, чтобы подчеркнуть осуждение этих действий со стороны Бога Израиля[12].
Тем не менее, существуют свидетельства того, что языческие обряды продолжали практиковаться, несмотря на запреты, установленные Иеговой. В некоторых случаях такие обычаи упоминаются в библейских текстах без явного осуждения. Вероятно, редакторы этих текстов сознательно пропускали или смягчали подобные факты. Например, история Иеффая[13], принесшего в жертву свою дочь, единственного ребенка, как всесожжение, противоречит предпологаемому запрету на человеческие жертвоприношения, сформулированному в Книге Бытия 22:2. (Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо сына своего). Примечательно, что Иеффай также является фигурой, интересной для масонской традиции, что, возможно, известно читателям. Отсутствие в Библии явного осуждения поступка Иеффая свидетельствует о том, что подобные жертвоприношения не вызывали однозначного общественного порицания в то время. Если же общество не осудило столь радикальный поступок, как человеческое жертвоприношение, совершенное Иеффаем, то тем более можно предположить, что спустя 150 лет смешанное сообщество еврейских и финикийских ремесленников могло совершить подобный обряд[14].
Одно свидетельство, которое редакторы не могли полностью удалить, не исказив всю предшествующую историю, тем не менее сохранилось. Личные имена, подтвержденные надписями, относящимися ко времени нееврейских правителей — иевусейских царей Сиона, свидетельствуют о том, что языческие верования оставались значимой частью культуры на Святой Земле. Вероятно, именно стремление полностью стереть упоминания о подобных культах объясняет загадочное исчезновение некоторых древних книг Библии, о которых нам известно лишь по кратким упоминаниям в сохранившихся текстах[15].
Чтобы избежать обвинений в предвзятости, следует подчеркнуть, что культ Иеговы как единственного Бога не был повсеместным в Израиле во времена Соломона. Сам царь, несмотря на свою мудрость, не придерживался строгого монотеизма. Вероятно, Соломон рассматривал Иегову как верховное божество, не отрицая, однако, существования других местных богов, если это было политически целесообразно. Поэтому среди строителей храма многие могли быть приверженцами местных верований, таких как культ Адониса, святилище которого, предположительно, находилось на горе Мория.
Из Библии известно, что Хирам Тирский направил Хирама Абиффа для содействия Соломону в строительстве Храма[16]. Однако, согласно библейским описаниям, он, скорее, был искусным медником, нежели архитектором. Тем не менее, не стоит придавать этому факту чрезмерного значения, поскольку в древних обществах ремесленные профессии часто объединялись в рамках единых гильдий. Так, например, в средневековой Европе комачинские мастера включали в свои ряды не только каменщиков, но и художников, и скульпторов. Кроме того, указано мастерство Хирама в обработке камня[17].
В библейских текстах есть разночтения относительно племенной принадлежности матери Хирама Абиффа. В Книге Хроник указано, что она происходила «из дочерей Дановых», тогда как в Книге Царств — что она была «вдовой из племени Неффалима». При этом оба источника единодушны в том, что отец Хирама был тирянином. Учитывая, что Тир был одним из центров культа Адониса, можно предположить, что мать Хирама могла принадлежать к древнему народу, для которого понятие племенной принадлежности было менее четко определено, чем для евреев. Вероятно, авторы библейских текстов стремились подчеркнуть еврейские корни Хирама, мастера, строившего Иерусалимский храм, и поэтому отнесли его мать к одному из израильских колен.
Есть вероятность, что мать Хирама Абиффа принадлежала к колену Данову. Известно, что некоторые из них отделились и поселились на границе с территорией колена Неффалима, которая, в свою очередь, граничила с Финикией. Если женщина из колена Данова переселилась в Финикию, вероятно, она прошла через земли Неффалима. Вполне возможно, что среди финикийцев ее могли причислить к этому колену, поскольку оно было более известно и тесно контактировало с этим народом.
Несомненно, его отец был финикийцем, а профессиональные навыки самого Хирама, в том числе работа с тирским пурпуром, свидетельствуют о тесной связи с традициями этой страны. Маловероятно, что он был последователем культа Иеговы. Кроме того, учитывая просьбу Соломона к царю Хираму о предоставлении рабочих, можно предположить, что большинство соратников Хирама Абиффа были финикийцами.
Как известно, царь Хирам обещал Соломону доставить кедры и кипарисы с Ливанских гор. Ливан, как мы увидим далее, был местом поклонения Адонису, и его главная святыня, по всей вероятности, располагалась в Библе. Кроме того, исторические источники свидетельствуют о том, что в поздний период своего правления царь Соломон поклонялся Ашторет, богине сидонян, и Милкому, аммонитскому божеству[18]. Он воздвиг капища Ашторет, Милкому и Хамосу справа от Масличной горы. Эти святилища просуществовали около трехсот пятидесяти лет[19], до их разрушения царем Иосией[20].
Ашторет идентична Астарте, богине, чья любовь стала роковой для Адониса. Даже во времена пророка Иезекииля, около 594 года до н. э., он обличал еврейских женщин за оплакивание Таммуза[21] у северных ворот Храма. Пророк также осуждал мужчин, которые, находясь во дворах самого дома Божьего, «стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток и кланяются на восток солнцу»[22].
Таким образом, можно сказать, что евреи во времена царя Соломона не были строгими монотеистами. Сам мудрый царь, помимо поклонения Иегове, также заботился о возведении святилищ для других богов, возможно, из опасения, что они могут быть оскорблены, если им не окажут должного внимания.
Как свидетельствуют библейские тексты, царь Соломон действительно поклонялся Астарте, и культ этой богини сохранялся в Израиле даже после реформ царя Иосии. Так, спустя почти тридцать лет после этих реформ, продолжались обряды, связанные с культом Адониса. Как будет показано далее, «Песнь Песней»[23] предположительно является фрагментом ритуала, связанного с культом Адониса. Кроме того, существует предположение о связи двенадцатой главы книги Екклесиаста, традиционно приписываемой царю Соломону, с мифом о смерти Адониса.
Сноски:
[1] Мозаичный пол в ложе — по правилам большинства ритуалов, находится в центре храма, состоит из черно-белых квадратов, символизирует дуализм мира: Добро-Зло, Свет-Тьма. На него укладывается табель соответствующего градуса. (Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков. стр.
[2] ).
[3] Американский ритуал, или Ритуал Йорк, или Королевская Арка (по названию британского города Йорк), получил широкое распространение в Англии и США. Ритуал считается дополнительным к символическому масонству (основным степеням масонства), формально не связан с ним и управляется Великим Капитулом — высшим руководящим органом этого ритуала. В основе ритуала лежит легенда о храме Соломона, убиенном Хираме, продолженная легендой о строительстве Второго храма Зоровавелем (см. 1-ю книгу Ездры). Существует несколько версий ритуала. (Здесь и далее выделенные примечания опираются на «Словарь»).
[4] Львиная лапа — условное пожатие степени Мастера, символизирующее единство и взаимную поддержку масонов.
[5] Орел — знак, употребляющийся в символике и геральдике высших градусов. Ассоциируется с мощью, силой, воспарением к вершинам знаний и духа.
[6] Колонны — важнейший элемент архитектуры, прежде всего классической. Они имеют богатый символический смысл: в еврейской и христианской традициях означают Древо Жизни, в греческой мифологии — «священную ось», у китайцев — связь с небом и т. д. Символике колонн присущ фаллический подтекст. В дуалистической традиции колонны предстают как элемент связи между «ВЫСШИМ» и «НИЗШИМ» мирами, ТЬМОЙ и СВЕТОМ. Базой символизма колонн в масонстве является конструкция колонн Соломонова Храма, сооруженного зодчим Хирамом.
[7] Акация — вечнозеленое дерево. По масонской легенде трое нерадивых работников потребовали у Хирама, руководителя строительства Соломонова Храма, повышения в зарплате и должности. Получив отказ, они убили его, тело закопали, а для обозначения места захоронения воткнули сухую ветку акации, которая позже зацвела. Акация имеет множество символических значений: равенства, чистоты масонских правил (в ВВФ), наиболее распространены — бессмертия и возрождения (реинкарнации). Символ А. обозначает стеnень Мастера. Масон, декларирующий знание «А», обозначает тем самым себя как Мастер. В ряде ритуалов ветку А. кладут в гроб усоnшего мастера-масона.
[8] Ритуал Эмулейшн, или Старинных Свободных Масонов. Создавался как компромиссный или соревновательный (последнее является одним из значений английского слова Emulation) в процессе объединения двух Великих Английских Лож в 1813 г. на основе их ритуалов. Был утвержден ОВЛА в 1816 г. В 1823 г. была создана ложа Emulation Lodge of Improvement — Стремящаяся к Совершенству (один из вариантов полного русского перевода — Соревновательная Ложа Совершенствования для Мастеров Каменщиков), которая проводила обучение масонов-мастеров новому ритуалу и эпизодически предлагала внесение в него тех или иных правок, утвердившихся затем Ассамблеями ОВЛА. Самая заметная вариация была внесена в масонскую клятву в 1964 г. Последняя существенная правка была проведена в 1986 г. До конца 60-х гг. ХХ в. ритуал не был опубликован и передавался в устной традиции. Получил наибольшее распространение в Англии. Имеет только первые три градуса.
[9] Великие Светочи — книги Священного Закона (Библия, Коран и др.).
[10] 2-я Паралипоменон 34:1-7: Восемь лет было Иосии, когда он воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме, и делал он угодное в очах Господних … начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвящённых дерев и от резных и литых кумиров. И разрушили пред лицом его жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвящённые дерева он срубил, и резные и литые кумиры изломал и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы, и кости жрецов сжёг на жертвенниках их, и очистил Иудею и Иерусалим, и в городах Манассии, и Ефрема, и Симеона, даже до колена Неффалимова, и в опустошённых окрестностях их он разрушил жертвенники и посвящённые дерева, и кумиры разбил в прах, и все статуи сокрушил по всей земле Израильской, и возвратился в Иерусалим.
[11] 4-я Царств 23:6-7.
[12] Судьи 11:34-37.
[13] Безусловно, существует альтернативная интерпретация: фигура дочери Иеффая может быть мифологической, своего рода сирийской Персефоной. Однако более прозаическая версия истории, не противоречащая общей канве библейского повествования, представляется не менее вероятной. Однако, мифологическое объяснение более наглядно демонстрирует сохранение языческих элементов в религиозной практике древних евреев, чем предложенная мною версия.
[14] Обычно деятельность Иеффая датируется приблизительно 1143 годом до нашей эры, в то время как освящение Храма Соломона произошло около 1004 года до нашей эры.
[15] 2-я Паралипоменон 9 глава 29: Прочие деяния Соломоновы, первые и последние, описаны в записях Нафана пророка и в пророчестве Ахии Силомлянина и в видениях прозорливца Иоиля о Иеровоаме, сыне Наватовом.
[16] 3-я Царств, 7:13-14: И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его Тирянин был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди.
[17] 2-я Паралипоменон. 2:13-14. Итак, я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирам-Авия, сына одной женщины из дочерей Дановых, — а отец его Тирянин, — умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезывать всякую резьбу, и исполнять всё, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего.
[18] 3-я Царств 11:3-8.
[19] Согласно преданию, Соломон правил приблизительно с 1014 года до н. э. по 975 год до н. э. Реформы царя Иосии начались около 624 года до н. э., и, судя по сохранившимся записям, в течение всего этого времени продолжалось поклонение в этих и других «языческих святилищах».
[20] 4-я Царств, 23:4-7.
[21] Таммуз — это сирийское имя Адониса, от которого происходит еврейское название месяца июнь-июль — Таммуз, которое до сих пор используется.
[22] Иезекииль 8:14-17.
[23] Симпозиум, посвящённый Песне Песней, провел Восточный Клуб Филадельфии в 1924 году; обрате внимание на статью Т. Дж. Мика из университета Торонто.