Асенат Мейсон
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Будучи самосотворенным богом, Сет является мощным архетипом Противника и своеобразной «путеводной звездой» для практика, вставшего на Путь мистерий становления богом. Его боялись малодушные и почитали те, кто стремился к власти, он стал символом бури и перемен, движения и трансформации, силы и энергии. Его огненная природа символизирует вожделение и ярость, которые являются движущей силой на пути метаморфоз, а его Черное Пламя — это внутренняя искра Божественности, которая последовательно становится Огненным Столпом Восхождения на Пути самоинициации. Его раздвоенный нож отсекает привязанности к окружающему миру, освобождая посвященного от уз рабства и бессмысленного невежества, а его скипетр олицетворяет власть и могущество, показывая нам, как пожирать своих внутренних демонов и демиургов, становясь хозяевами собственной судьбы. Все эти особенности Сета описаны в данной антологии. Здесь вы найдете ключи от его тайн, полезные практикам Драконианской магии и посвященным Пути Левой Руки. Эссе и поэзия, изображения и сигилы, ритуалы и медитации – все это способствует возрождению Сета как бога, который все еще жив в наше непростое время (возможно, даже больше, чем когда-либо прежде).
Мы рассмотрим его происхождение и истоки, древние мифы и легенды о нем, современные интерпретации его роли на Пути Левой Руки с точки зрения Драконианской Традиции. Данная антология составлена и отредактирована Асенат Мейсон и Биллом Дювендаком при участии Эдгара Керваля, Мими Хазим, Fra Diavolo, Soror Sortela, Каталины Дьякону, Кеоны Кай’Натеры, В. Галлего-Иглесиаса. Особый вклад в эту книгу внес Майкл Форд.
Глава 1
Повелитель Бури и Перемен
(Асенат Мейсон)

В последние несколько десятилетий мистерии и культ Сета, одного из древнейших богов Древнего Египта, привлекают к себе большое внимание оккультных сообществ, магических орденов и практиков-одиночек, заинтересованных в так называемом Пути Левой Руки. Являясь самодостаточным и мятежным богом, Сет может считаться архетипом Противника, эталоном и примером для практикующего, стремящегося к посвящению в тайны того, как самому стать Богом. Свирепого египетского бога пустыни всегда боялись малодушные и рабски покорные, именно ему поклонялись те, кто стремился к власти, Сет стал символом бури (как внешней, так и внутренней) и перемен, движения и трансформации, силы и энергии. Его огненная природа -это вожделение и ярость, которые являются движущей силой на Пути Мага, а его Черное Пламя — это внутренняя искра Божественности, которая последовательно становится пылающим Столпом Восходящего Огня на пути самоинициации. Раздвоенный нож Сета отсекает привязанности к окружающему миру, освобождая адепта от уз рабства и бездумного невежества, а его скипетр олицетворяет силу и власть над судьбой и случаем.
Книга, которую вы сейчас держите в своих руках, посвящена Многоликому Сету и его пламенной обжигающей энергии. Вместе с вами мы рассмотрим происхождение бога, древние мифы и легенды, связанные с ним, а также современные интерпретации его роли во время странствия практика по Пути Левой Руки. Но вы должны знать, что невозможно изучить все грани Сета по одной книге, и это не является нашей целью (как авторов). Идея этой антологии состоит в том, чтобы дать читателям представление о природе и роли Сета с точки зрения Драконианской Традиции, и поэтому именно к нему мы будем обращаться в своих эссе и ритуалах, представленных здесь.
Давайте для начала ознакомимся с истоками происхождения этого бога. Как и другие божества, связанные с Тьмой и Хаосом, Сет имеет множество аспектов, имен, свойств, черт и ликов, а его характер весьма амбивалентен. Он является сыном бога земли Геба и богини неба Нут и родным братом Осириса, Исиды и Нефтиды, которая также считается его супругой. Именно так Сет описан в мифе об Осирисе, который является важным источником информации в древнеегипетской мифологии. Однако в «Текстах Пирамид» он описывается как сын самого Ра и брат Гора Старшего. Греческая версия его имени — Сет, в то время как существует множество других вариантов: Сетек, Сетех, Сетеш, Сутуах и Сутех. Я должна заметить, что этимология и значение имени не совсем ясны. Обычно имя Сета можно перевести как «тот, кто отделяет». Оно также могло быть образовано от двух египетских слов — «setes» («столб») и «seten» — («ослеплять»). В письменных источниках, относящихся к первым векам нашей эры («Греческие Магические Папирусы», или PGM), мы также находим следующие магические имена Сета, используемые в инвокациях и заклинаниях: Erbeth (Эрбет), Pakerbeth (Пакербет) и Bolchoseth (Болчосет). Их значение также доподлинно неизвестно, но они появляются во всех чарах и заклинаниях герметического периода и, возможно, обозначают природу Сета, смешанную с божествами из греческих легенд того же временного периода.
Самая известная история про Сета — это миф о его конфликте с братом Осирисом, в котором сам Сет изображен узурпатором и врагом «Царя Живых». Согласно этой истории, Осирис и его сестра (и жена) Исида вместе правили Египтом, создавая законы и обучая своих последователей секретам сельского хозяйства, ремесел и медицины. Однако их власть над землей Египта заставила Сета завидовать им, и однажды, когда они отправились в путешествие, он и его семьдесят два сообщника подготовили план убийства Осириса. Они соорудили специальный ящик, предназначенный для Осириса, и во время большого торжественного пира Сет обманом заставил своего брата лечь в него. Он сказал, что тот, кто поместится в этот красивый и богато украшенный ящик, заберет его себе как выигрыш. Когда Осирис оказался внутри, сообщники Сета заколотили крышку ящика гвоздями и затем бросили его в воды Нила. Это произошло в семнадцатый день месяца Хатир. После долгих поисков Исида нашла злополучный гроб со своим божественным супругом и надежно спрятала его, намереваясь похоронить должным образом. Сет, однако, нашел ящик и разорвал тело своего брата на части, разбросав их по всей египетской земле. Таким образом, Исиде снова пришлось отправиться в долгое странствие на поиски останков своего мужа (на этот раз в сопровождении своей сестры Нефтиды, которая покинула Сета, чтобы помочь Исиде с поисками). В конце концов им удалось найти все части тела, кроме фаллоса, который уже успела съесть рыба. Однако на этом борьба Сета за власть в Египте не закончилась. После смерти своего брата ему пришлось сражаться с сыном Осириса, Гором, в битве, которая длилась восемьдесят лет и закончилась победой Гора, потерявшего свой глаз. После войны Сет был вынужден вернуть его своему племяннику, который затем стал Правителем Верхнего и Нижнего Египта.
В древнеегипетских мифах Сет и Осирис (или Гор) представляют две конфликтующие и, тем не менее, взаимодополняющие силы Вселенной: Свет и Тьму. Как властелин бесплодной пустыни, Сет воплощает принцип, противоположный Осирису, богу плодородия и земледелия. Как тот, кто убивает своего брата, он стал воплощением всего злого, темного и хаотического в мире, а греки, например, отождествляли его с Тифоном, ужасающим монстром, несущим смерть и разрушение. В то время как Осирис олицетворял животворный Нил, Сет был богом пустыни, забирающей жизнь. По этой причине его часто связывали с чудовищами и потусторонними животными, угрожающими мировому порядку, такими как Апеп (Апоп), Змей Хаоса, который каждый день пытался поглотить бога Солнца Ра во время его ночного перехода через Подземный Мир. Сет также имеет хтонический аспект — его дыхание заставляет змей, скорпионов и ядовитых пауков выползать из недр Земли. Считается, что он пожирает души тех, кто путешествует в Загробное Царство (как Владыка Хтонического Мира). Сет также является богом металлов, спрятанных в недрах Земли (особенно железа, которое считалось «костями Сета», самым твердым из металлов и символом силы и мощи). В трудах греческого ученого Плутарха мы можем прочесть следующие строки:
«Тифон же, как было сказано, именуется Сетом, Бебоном и Сму, и этими именами хотят обозначить некую насильственную и стеснительную помеху, или противоречие, или переворот. Более того, как пишет египетский жрец Манефон, магнит называют костями Гора, а железо — костями Тифона, ибо оно часто как бы увлекается и притягивается магнитом, но часто — бывает отражено и отброшено в противоположную сторону. Точно так же спасительное, благое и разумное движение мира путем убеждения обращает, привлекает и смягчает упрямое движение Тифона, а потом, приблизив к себе, снова отталкивает и топит в беспредельности».
В этом смысле Сет и Осирис/Гор олицетворяют собой универсальную полярность мира, которая является основой гармонии и динамики всех его процессов. Сет — повелитель Тьмы, враг Солнца, властитель Хаоса и бог войны. Он несет ответственность за землетрясения, штормы и затмения — все явления, которые, как считалось, представляют угрозу естественному порядку во Вселенной. Когда в Египет вторглись иноземные армии (в частности ассирийцы), Сет стал богом чужеземцев и всех враждебных сил, существующих за пределами страны. Его владения — это Ночь, Гром, Буря, палящее Солнце Пустыни, а в «Книге Мертвых» он был назван «Повелителем Северного Неба». Он — кроваво-красный бог, поскольку этот цвет символизирует жару, пески пустыни, кровопролития в битве и свирепый огонь, уничтожающий все на своем пути.
Однако Сет не всегда рассматривался как воплощение Мирового Зла и Хаоса. Одним из его титулов был «Могущественнейший» или «Обладатель великой силы», а в Верхнем Египте его иногда считали эквивалентом бога-царя Гора из Нижнего Египта, который воплощал в себе энергию дневного неба, а Сет тем временем считался богом ночного неба. В искусстве Древнего и Среднего Царств мы встречаем совместные изображения этих двух богов, представляющие союз Верхнего и Нижнего Египта, их слияние получило имя Гора-Сета, божества с двумя головами, одна из которых была головой ястреба, а другая принадлежала священному животному Сета. Династии гиксосов («правителей чужих земель») оказывали Сету особое уважение и почет, он также был главным богом в период Рамессидов и во времена правления XIX и XX династий. Имя Сетос (или Сети, характерное для царей этого периода, происходит от имени свирепого и могучего бога пустыни. Сет также является божеством, убивающим змея Апофиса (Апопа). Были найдены изображения Солнечной Барки, на которых можно увидеть Сета, защищающего бога Солнца Ра и сражающегося со Змеем, а Солнечную Барк на них везут не шакалы, а животные Сета. Люди в оазисе Харга поклонялись Сету как своему главному богу, изображая его в виде сокола, сражающегося с Апофисом. Однако его отношения со Змеем Хаоса не определены ясно и четко в египетских мифах, поскольку он попеременно появляется и как тот, кто убивает монстра, и как тот, кто его контролирует, а иногда Сет и Апоп даже отождествляются друг с другом. Сет также был божеством-покровителем мертвых, и его зачастую изображали защитником Осириса, помогающим ему подняться на Небеса.
Животные, связанные с Сетом, — это антилопа, осел, свинья, бегемот и крокодил. Самому Сету поклонялись под видом загадочного существа, напоминающего собаку, шакала и лису фенека. Характерными чертами священного животного Сета были длинные прямоугольные уши, изогнутая морда, тонкий раздвоенный хвост и собачье тело с пучками шерсти, напоминающими перевернутые стрелы. На многих изображениях он также представлен как человек с головой этого загадочного животного.
Культ Сета, вероятно, возник в XI номе Верхнего Египта. Однако его главный религиозный и культурный центр находился в КомОмбо, городе на западном берегу реки Нил. Также существовали и другие святилища, посвященные Сету, например, Оксиринх в Верхнем Египте.
В греко-римский период Сет приобрел статус божества, связанного с магией и колдовством (особенно с чарами войны и разрушения). К нему обращались для защиты караванов, путешествующих по пустыне, а также для того, чтобы вызывать песчаные бури и уничтожать врагов. Владением Сета считалась северная часть неба, а его обителью было созвездие Большой Медведицы. Во многих культурах именно Север считался местом смерти, тьмы и холода — принципов, обычно связанных с Сетом. Люди боялись, что Сет может прервать празднования и мистерии, посвященные другим богам, и, чтобы успокоить его гнев, ему приносили в жертву животных, связанных с его культом. Плутарх писал, что «перед каждым Полнолунием девятого месяца Пахона во славу Сета жрецы убивали антилопу. Во время Зимнего Солнцестояния (месяца Хойак) ему жертвовали осла. А в первый день месяца Месор, во время праздника Херу Бехутета, люди приносили в жертву Сету птиц и рыбу». Его противоборствующей силой была богиня Ререт, которую египтяне изображали в виде бегемотихи, ее главная роль заключалась в защите людей Египта от злого влияния Повелителя Тьмы. Тем не менее, сама Ререт (Таверет, Таурт) также считалась его женой, и египтяне верили, что именно она держит его прикованным к семи звездам созвездия Большой Медведицы, которые были и ее владениями тоже. Главным праздником Сета был день его появления на свет, который (по современному календарю) приходится на шестнадцатый день июля. Другими днями, связанными с богом, были 18 декабря (третий день месяца Мехир) и 2 марта (семнадцатый день месяца Фармути), известные как «дни, когда приходит Сет».
В наше время Сет является Хранителем Черного Пламени и одним из божеств-покровителей Пути Левой Руки. Его титул «Того, кто отделяет» относится к концепции изолированного и пробужденного сознания, а Черное Пламя можно рассматривать как символ внутреннего центра, источника индивидуальности, личной силы и эволюционного потенциала человека. Как тот, кто побеждает Осириса, Сет представляет собой разрушение любых застойных явлений. Как убийца Змея Апепа (Апопа), он является символом победы над бесцельным Хаосом и бездумным невежеством. Сама фигура Осириса в мистериях Сета символизирует застой, смерть и стагнацию. Его гибель — это победа над старым мировым порядком, преодоление структур и законов, навязанных человеку, уничтожение запрограммированных моделей и шаблонов мышления. Инициация Сета — это антиномический путь движения против всего неестественного и навязанного и, таким образом, бунт против ограничения внутреннего потенциала каждого человеческого существа. Убийство Апепа в данном контексте — это уничтожение слепоты и невежества ради того, чтобы самому стать хозяином своей судьбы, выковав себя Нового согласно своей Воле. Эта концепция ярко проявлена в другом имени Сета, «Set-Heh» («Сет-Хе»), которое означает «Сет Вечный» и подчеркивает его важную роль в процессе самопосвящения, саморазвития и самосовершенствования Мага.
В Тифонианской Традиции Сет иногда отождествляется с Тифоном, Змеем-Драконом Хаоса. Однако, согласно некоторым теориям, Тифон — это все-таки нечто большее. Джеральд Мэсси, например, утверждает, что «Тифон является силой Женского Начала, олицетворением Изначальной Тьмы, предшествовавшей Свету и Акту Творения». В одном из своих очерков он пишет следующее:
«Первой формой Дьявола было женское божество, которое называли Драконом Тьмы, она — это Тиамат в Аккаде и Тифон в Египте. Тифон породила Сута (Сета), ставшим египетским Дьяволом, который так похож на нашего Сатану! Его посланником был черный шакал, Голос Тьмы; а от имени Сута (Сета), Черного Бога, произошли такие «черные» штуки, как копоть и сажа».
Именно по этой причине животные, связанные с Сетом, — это не только вышеупомянутые ослы, антилопы, свиньи и лисы, но также змеи и Дракон с семью головами, которые символизируют семь звезд в созвездии Большой Медведицы. Одним из проявлений Сета на Земле был Айвасс, сущность, которая вступила в контакт с Алистером Кроули в Египте, чьи слова были записаны в виде ченнелингового текста, известного как «Книга Закона». Имя Сета также связано с туннелями на темной стороне Каббалистического Древа Жизни (Древа Клипот), описанных Кеннетом Грантом в его «Тифонианских трилогиях». Туннели Сета соединяют все Древо Клипот, и считается, что вход в лабиринт находится в сокрытой Сефире Даат. Грант часто называет Каббалистическую Бездну «Пустыней Сета», связывая ее с мифическим Повелителем Тьмы. Эта концепция также напоминает описание арабской пустыни Рубэль-Хали, которую называют «красной пустыней». В древности считалось, что именно в пустыне обитают вампиры, джинны, проклятые души и злые духи, что соответствует представлению о
Древе Клипот, которое обычно изображается как жилище демонов, страхов, комплексов, блоков и прочих мерзостей. Таким образом (как инициатор Клипотического Пути) Сет представляет собой творческую энергию, которая хаотична, необузданна и сложна для использования и направления, но именно она содержит в себе неограниченный потенциал. Способность использовать эту энергию и силу для своего роста и расширения сознания — это важный шаг в прохождении Мистерий Сета на Пути Левой Руки.
В этой книге вы найдете отблески тайн, исследованных активными практиками Драконианской Магии и посвященными Пути Левой Руки. Статьи и стихотворения, изображения и гимны, ритуалы и медитации — все это способствует глубокому пониманию образа Сета как бога, который все еще жив и творит свои Мистерии даже в наше время (возможно, даже масштабнее и глобальнее, чем когда-либо прежде). Он войдет в вашу жизнь, как пустынный ураган, уничтожая все, что должно умереть и остаться в прошлом, и расчищая путь для создания вашей собственной Вселенной. Он научит вас, как зажечь свое Внутреннее Пламя и превратить его в пылающий Столп Восходящего Огня. Он покажет вам, как сожрать и уничтожить сдерживающие вас догмы и стереотипы и стать хозяином своей судьбы. Именно Сет проведет вас по пути огня и бури, указывая вам дорогу к вашей собственной Божественности. Итак, давайте же начнем это увлекательное и опасное путешествие!