Майкл Грир
Избранные главы
ВВЕДЕНИЕ (фрагмент)
«Возрождение Друидов», как его обычно называют сегодня, впервые оформилось примерно в то время, когда масонство заговорило о своей деятельности публично. Первую друидическую организацию фактически датируют 1717 годом, хотя документальные свидетельства отсутствуют. Тем не менее, в начале 1740-х годов в пригороде Лондона, несомненно, было задокументировано собрание группы «Возрождения Друидов» под руководством добродушного преподобного Уильяма Стьюкли, известного исследователя британских древностей. С этого момента движение начало быстро развиваться. К 1790-м годам, согласно современным записям, общества Друидов существовали в Дублине и в долине реки Гудзон, а также в Соединенных Штатах. Церемонии друидов открыто проводились в Примроуз-Хилл в Лондоне. За этим явлением стояла сложная история. Древние друиды были жрецами, волшебниками и философами кельтских народов Ирландии, Британии и Галлии (современная Франция).
Есть несколько обрывочных упоминаний о них в греческих и римских записях, а также сообщения в ирландских легендах, записанные спустя столетия после того, как вымерли последние друиды, но ни один из этих источников не дает четкого представления о том, кем были друиды и чему они учили. В одних рассказах они изображались как безумные жрецы, забрызганные кровью человеческих жертв, в то время как другие превозносили их как лесных мудрецов, молящихся в святилищах, созерцающих тайны природы и передающих возвышенные нравственные учения своим ученикам. Так или иначе, сначала римляне захватили Галлию и Британию, а следом за ними христианские миссионеры уничтожили язычество в Шотландии и Ирландии. Последний раз друиды, с их безуспешными попытками помешать христианизации пиктов в восточной Шотландии, упоминаются в истории в девятом веке.
На этом история друидов могла бы закончиться, если бы не два фактора. Первый связан с тайной вокруг стоячих камней и земляных насыпей, разбросанных по сельской местности в Ирландии, Великобритании и Франции. Сегодняшние ученые утверждают, основываясь на радиоуглеродном датировании, а также на принятых в настоящее время оценках относительно того, когда кельты прибыли на крайний запад Европы, что эти памятники не могли быть построены друидами. Однако в семнадцатом веке, когда культурное брожение эпохи Возрождения вызвало первые серьезные исторические исследования во Франции и Англии, ни у кого не было доступа к радиоуглеродному датированию или исторической лингвистике.
Когда научное любопытство обратилось к этим памятникам, соблазн приписать их постройку древним друидам был слишком велик. Эта возможность побудила исследователей прочесать старые документы в поисках ссылок на древних друидов в сообщениях греков и римлян.
Вторым фактором, пришедшим рука об руку с разрушительной силой в начале восемнадцатого века, была первая волна промышленной революции. Современные историки любят изображать ее как стремительный скачок вперед, но многие люди того времени были потрясены человеческими и экологическими издержками такой трансформации. Ведь она вынудила несколько миллионов сельских жителей покинуть земли, которые их предки возделывали веками, предложив им трудный выбор между эмиграцией и работой на огромных дымных фабриках за нищенскую зарплату. Эти фабрики оскверняли саму землю угольным дымом и разрастающимися промышленными земляными работами.
Две респектабельные идеологии того времени: догматическое протестантское христианство с одной стороны, и столь же догматический научный материализм — с другой — настаивали: всё это к лучшему. Несогласные в конечном итоге были вынуждены искать третий вариант, и некоторые из них сосредоточились на изучении древних друидов.
Воссозданные группы друидов, возникшие в результате столкновения этих факторов, пошли разными путями. Некоторые из них принимали активное участие в борьбе валлийцев за свою культуру и самоопределение; верность этим идеям чуть позже привела к созданию «Возрождения друидов». Некоторые создавали ордена по типу масонства, концентрируясь на социальных связях и благотворительной деятельности. Другие продолжили первоначальную религиозную и экологическую идеологию, которая, кажется, положила начало движению, получившему расцвет в следующем столетии. В результате ко второй половине девятнадцатого века по Британии было разбросано множество различных орденов друидов. Некоторые из этих орденов имели множество точек соприкосновения с упомянутой ранее магической субкультурой. Тот же Роберт Вентворт Литтл, который основал SRIA в 1867 году, например, в 1874 году создал «Древний и археологический орден друидов» (AAOD). Однако, его орден имел другое происхождение – был сформирован в результате замечательного культурного сдвига, который до сих пор влияет на англоязычный мир.
- * *
Культура кельтских народов, входивших в состав Соединенного Королевства в 1800 г., в общем и целом вызывала презрение не только у их английских завоевателей, но и у многих кельтов. В Ирландии, Шотландии, Уэльсе и Корнуолле те, кто хотел подняться в свете, копировали английскую культуру и язык, избавляясь от «реликвий варварского прошлого». Однако в течение следующего столетия произошла поразительная трансформация – кельтские народы словно заново явили себя миру. Языки, музыка, традиции и знания, которые были на грани вымирания, нашли новых защитников – люди в кельтских землях переосмысляли себя как представителей различных культур и наций со своими собственными ценностями и историей. Примечательно, что сами англичане оказались очарованными покоренными ими народами. К концу девятнадцатого века кельтское искусство, литература и музыка стали чрезвычайно популярны в Англии, а также в других европейских странах.
Увлечение всем кельтским, которое пронизывало английскую культуру в период расцвета Золотой Зари, могло бы оставить орден нетронутым, если бы не три фактора, или, точнее, три человека. Первым был Сэмюэл Мазерс, один из основателей ордена, энтузиаст всего кельтского, утверждавший, что ведет свое происхождение от МакГрегоров, одного из самых известных и романтичных кланов Шотландии. Второй была жена Мазерса — Мойна, одаренная ясновидящая и оккультистка, которая играла ведущую роль в ордене на протяжении всей его истории и была такой же кельтофилкой, как и ее муж.
Третьим был гораздо более важный человек – ирландский поэт и драматург Уильям Батлер Йейтс. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года и один из самых влиятельных поэтов двадцатого века, Йейтс был также способным и страстным оккультистом. Он основал Дублинское Герметическое Общество в 1885 году, затем был посвящен в Герметический Орден Золотой Зари в 1890 году и начал свое стремительное восхождение по ступеням посвящения в ордене, став одним из его ведущих членов. В то же время Йейтс был одним из главных участников ирландского культурного возрождения. Сборник рассказов и эссе Йейтса под названием «Кельтские сумерки», опубликованный в 1893 году, в свое время возымел такое огромное влияние, что все кельтское литературное и художественное возрождение того периода обычно называют «кельтскими сумерками» в его честь.
Вероятно, было неизбежно, что оккультные интересы Йейтса и его труды на благо Ирландии в какой-то момент сольются, и это слияние началось в 1895 году, когда Йейтс разработал первые планы кельтского магического ордена, опираясь на материалы Золотой Зари – «Замок Героев». Дюжина членов Золотой Зари, в том числе Сэмюэл и Мойна Мазерс помогали в проекте. Штаб-квартира должна была располагаться в замке на острове в Лох-Ки, что в графстве Роскоммон. Были составлены пять степеней посвящения, а также схемы обучения, требуемые от адептов. Это был рабочий проект, и он мог бы реализоваться, если бы сама Золотая Заря уцелела.
Вместо этого, события 1900 года поставили Мазерсов и Йейтса по разные стороны горькой пропасти, и последовавшая борьба разбросала членов рабочей группы, которую Йейтс собирал вокруг своего проекта, по нескольким враждующим фракциям. Разрушительные последствия Первой мировой войны, последовавшая за ней успешная освободительная война Ирландии против Англии и пришедшая ей на смену Гражданская война в Ирландии уничтожили все дальнейшие надежды на осуществление этого проекта при жизни Йейтса. Обширные документы из проекта «Замок героев» сейчас находятся в Национальной библиотеке Ирландии. Они —молчаливые свидетели одного из самых интересных событий в истории западной магии.
О ТРЁХ ЛУЧАХ СВЕТА
В первой части Barddas, великого сборника валлийских бардских знаний о сотворении мира мы читаем следующее: «Когда Бог был самой жизнью, Он возгласил Имя Свое, и единовременно со словом, все живое и сущее целиком разразилось восклицанием радости. Этот голос был прекраснее любой существующей мелодии. Одновременно с ним был свет, а в свете форма. И голос был в трех тонах, в трех вокализациях, произнесенных вместе в один и тот же момент. И в видении были три формы и три цвета, и они обратились в форму. Цвет и форма этого голоса были первыми буквами. Именно из комбинации их вокализации каждая следующая вокализация формировалась буквами.
Тот, кто услышал этот голос, был Мэнв Старый, сын Трех Криков, но другие говорят, что это был Эйниган-Великан, который первым написал Имя Бога. Это случилось, когда Эйниган обнаружил, что живет и существует одновременно с голосами». В другом месте в том же разделе говорится так: «Эйниган-Великан созерцал три столба света, заключавшие в себе все доказуемые науки, которые когда-либо были или будут. И он взял три прута оживляющего дерева и поместил на них формы и знаки всех наук, чтобы они запомнились, и выставил их. Были и те, кто ложно воспринял его знаки, и стали они учить других иллюзорным наукам. Жезлы заменили им Изначальный Свет. Когда Эйниган увидел это, он сильно огорчился и силой своего горя сломал три стержня, и не нашлось других, кто объял бы точные науки. Он так огорчился по этому поводу, что от напряжения разорвался на части и с прощальным вздохом молил Бога, чтобы были среди людей те, кто хорошо понимал науки и мог их различать. И по прошествии года и одного дня, после смерти Эйнигана, Мэнв, сын Трех Криков, увидел три жезла, растущие изо рта Эйнигана. В них были сокрыты науки Десяти Букв и понимание этих наук, а также их звучание. Затем он взял жезлы и начал раздавать все тайные знания, кроме Имени Бога, которое он сокрыл. Ведь Имя никогда не должно быть понято ложно – отсюда и возникла тайна бардов острова Британия». А также в том же разделе есть такие слова: «Прошу, мой возлюбленный и благоразумный учитель, покажи мне знаки, обозначающие Имя Божие, и то, как они сделаны.
Первый из знаков – это небольшая зарубка или линия, наклоненная к солнцу в вечернее время, таким образом – /. Второй — в виде вертикальной палочки – |. А третья черточка с таким же наклоном, как и первая, но в противоположном направлении, т. е. против солнца– . Таким образом, все три помещенные вместе, выглядят так: /|\. Но вместо них можно использовать буквы O I W».
Знак, образованный этими тремя линиями или зарубками, является эмблемой Трех Лучей Света, породивших мир, и они означают священный знак друидов. У каждого луча, как уже было сказано, есть имя, левый луч – Гврон, «добродетель», и он отвечает за знания. Правый луч – это Пленнидд, «свет», и он несет силу. А центральный луч – это Алаун, «гармония», и он означает мир.
Три луча Света являются одним из наиболее важных ключей к Мистериям Друидов, ибо это первый шаг в понимании этих Мистерий – признание того, что все вещи троичны. То же прозрение можно найти и в других учениях о мистериях. «Разум Отца сказал, что все вещи должны быть разделены на три части, чья Воля согласилась, и сразу же все вещи были разделены таким образом» – говорится в Халдейских Оракулах.
В этом свете следует рассмотреть следующие темы:
1. Камень, стоящий на открытой равнине, будет отбрасывать тень на рассвете при восходе солнца, простирающуюся на запад через равнину. В день летнего солнцестояния, когда солнце восходит дальше всего к северу от востока, тень простирается к югу от запада. Во время зимнего солнцестояния, солнце восходит дальше всего к югу от востока, тень простирается к северу от запада. В дни равноденствия, когда солнце восходит строго на востоке, тень простирается точно на запад.
2. Древние учили – добродетель есть не противоположность одного порока, а середина между двумя, которые противоположны как друг другу, так и добродетели между ними. Так, мужество есть середина между трусостью и безрассудством, щедрый человек не скуп и не расточителен, благоразумие противопоставляется и назойливой хитрости.
3. Прорастание каждого семени включает в себя три движения: нисходящее движение корня в землю, восходящее движение листьев к свету и разворачивающееся движение роста в центре, именно оно удерживает оба этих движения в равновесии.
В обычном обществе любого века, а особенно в нашем, экзотерическая мысль дает представление о мире как о борьбе противоположностей. Так возникают мысли о Боге и дьяволе, добре и зле, жизни и смерти, истине и лжи, либеральном и консервативном, внутреннем и чужом и т.д. Они есть в каждой области науки и в каждом предмете разговора, от самого незначительного и случайного до самого страстного и глубокого. Друиды критикуют такое мышление, оно на самом деле затрудняет процесс познания. Человек видит только два варианта, для него закрыт третий. Вот возьмем в качестве примера политику, там обычно есть либерал и его оппонент — консерватор. Между ними есть еще очень много точек зрения, которые невозможно заметить, если выбирать только одну из этих позиций.
На языке друидических мистерий двойная оппозиция такого рода называется бинарной. Два полюса бинарной системы можно уподобить двум из Трех Лучей Света, поэтому необходимо, чтобы третий привел их в равновесие. Тройственный паттерн, обладающий балансом, которого нет у бинарного, называется тройным. Следующая практика будет полезна для начала изучения отношений между бинарными и троичными объектами.
Читая утреннюю газету, ищи в ней эту бинарность. Ты найдешь множество ее примеров, причем иногда скрытых. Выбери один вариант — пусть это будут, например, дебаты между либеральными и консервативными политиками, и рассмотри его настолько подробно, насколько сочтешь нужным, пока не почувствуешь, что понимаешь обе стороны бинарной системы. Не осуждай ни одну из двух сторон – вместо этого попытайся увидеть всю мудрость, существующую в обеих точках зрения.
Закончив эту фазу, найди третью точку зрения, отличную от любой из первых двух. Это может быть умеренная позиция, занимающая золотую середину между двумя противоборствующими сторонами, или вариант, близкий к одной из сторон. А, не исключено, и мнение противоположное обеим сторонам. Развивай эту третью точку зрения настолько подробно, насколько это представляется уместным, пока не увидишь ее сильные и слабые стороны по отношению к двум полюсам бинарной системы.
То же упражнение можно проделать с любым другим источником. Например, в популярной художественной литературе и в театре двойственность так же распространена. Вот, скажем, героиня романа, стоящая перед выбором между двумя вариантами действий. Найди для нее третий вариант и попытайся представить, закончив читать роман, что случилось бы с ней и с другими персонажами, выбери она его.
Это упражнение следует сделать частью твоего привычного мышления, пока ты проходишь обучение.
ЧЕТВЁРТАЯ МЕДИТАЦИЯ
Пусть Оват найдет возможность наблюдать за небом, облаками, ветрами и всеми другими явлениями воздуха. Пусть он прочтет в книгах по естествознанию о строении атмосферы, о причине ветра и погоды, о форме и значении облаков, о смене времен года. Ему необходимо изучить климат региона, в котором он проживает. Оват должен подниматься на любую доступную вершину и смотреть на небо. В наше время люди редко наблюдают за небесной панорамой, но Оват наоборот должен стремиться увидеть как можно больше неба. И он обязан обращать
внимание на свое дыхание.
В медитации Овату нужно рассмотреть изменения неба в течение дня/недели/месяца, он должен переосмыслить роль воздуха в своей жизни. Пусть он рассмотрит, как изменения неба и циклы дыхания по-разному влияют на разных существ. Сосредоточив свое внимание на этом, к нему должно постепенно приходить осознание многообразия всех вещей в природе. Начни медитацию, приняв ту же позу, что и раньше, и выполняй упражнение на расслабление. Его нужно начинать с макушки головы, переходя к ступням, освобождая свое тело от напряжения, насколько это возможно. Когда ты закончишь это упражнение, переходи к естественному дыханию с визуализацией океана бесцветного света, но измени его форму следующим образом:
Ты начинаешь дышать, представляя, как тебя наполняет свет и воздух, он проникает в каждую пору твоего тела. Представь, как каждая твоя пора, словно очень широкий рот начинает поглощать свет и воздух, и так по всему твоему телу, сверху донизу. Задерживая дыхание, представь свое тело сияющим и наполненным светом. Когда ты выдыхаешь, воображай, как твои поры вновь расширяются – из них начинает выходить свет, и сочиться грязь. Твое тело покидает все то, что приводило его в дисбаланс. Повторяй это с каждым вдохом. После нескольких минут этой практики очисти свой разум от образов, и начни медитацию на воздушные явления, как это было описано в предыдущей лекции. Во время нее необходимо просто дышать через нос. После завершения этой практики запиши идеи и образы, возникшие в твоем уме во время сеанса. Если ты замечаешь, что в процессе медитации больше не возникает новых образов — настало время перейти к отслеживанию взаимосвязи между изученными лекциями. Необходимо также повторить шестнадцать геомантических фигур.
ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА СТУПЕНИ ОВАТ
Как и в предыдущих практиках, установи алтарь посредине пространства, так, чтобы тебе было удобно ходить вокруг него. Стул нужно поставить на запад, так чтобы во время медитации твое лицо было обращено на восток. Нужна чистая вода и подходящие благовония [Далее автор указывает, что необходим именно ладан. Думаю, тебе стоит взять для начала именно это благовоние. Прим.пер.]. Зажги свечи, а затем выполните Призывающий Малый Ритуал Пентаграммы. Ритуал Лучей следует совершать с западной стороны алтаря, лицом на восток, в то время как начертание пентаграмм выполняется по периметру комнаты или открытого пространства.
После ритуала призыва необходимо очистить храм водой. Потом возьми сосуд с ладаном, в обе руки, став к западу от алтаря лицом на восток, и подними его высоко над алтарем. Скажи: «Пусть этот храм и все,что в нем, освятится дымом священного огня». Затем отнеси сосуд с благовониями в восточную часть помещения. Держа сосуд в левой руке, правой рукой трижды подними наверх дым из него — один раз вверх и влево, один раз вверх и вправо и один раз прямо вверх. Таким образом ты изобразишь Три Луча Света в их призывающей форме: \ | /
Перенеси сосуд в южную часть и повтори то же самое, направляя дым от благовоний вверх три раза таким же образом. Эту процедуру нужно провести во всех сторонах света, так ты освятишь и благословишь пространство знаком Трёх Лучей Света. Вернись на восток, заверши круг, обеими руками подними сосуд с благовониями и произнеси: «Храм освящен». Когда это будет сделано, вернись к западной стороне алтаря лицом на восток и поставь сосуд на свое место с правой стороны. Потом вернись на свое место на западе и продолжи медитацию. По завершении повтори очищение храма. Далее проведи Изгоняющий МРП. Таким образом ты завершишь работу в храме Овата. Этот ритуал стоит повторять регулярно, пока ты не запомнишь его наизусть. Тебе
следует обратить пристальное внимание на то, как благословение благовониями и ритуал в целом оказывают влияние на твое пространство.
РАБОТА С ДЕРЕВЬЯМИ
Если мы откроем алхимическую литературу, то заметим, что зачастую взаимоотношения человека и растений сравниваются со взаимодействиями крылатых и бескрылых драконов, изображенных на магических эмблемах. На них два вида драконов поедают хвосты друг друга.
Таков круговорот жизни, древний человек поедал растения, а его выделения уже могли стать удобрением для земли. Растения дарят кислород, а человек отдает им углекислый газ. Каждый производит то, что нужно другому для жизни, и живет за счет того, что производит другой.
Похожий принцип действует и в тонких сферах. Энергия деревьев может помочь людям, а человеческая жизненная сила идет на пользу многим деревьям. Вступая в энергетический контакт с соответствующими деревьями, Оват может улучшить свое здоровье, одновременно принося пользу дереву. Вот пара рекомендаций для сонастройки с деревом:
Во-первых, нужно правильно выбрать дерево. Большие, старые деревья хорошо помогают людям. Нужно помнить, что человеческая энергетика отличается активностью и некой нервностью. Если ориентироваться на предания, то человеку лучше всего будет работать с хвойными деревьями (сосна, пихта, кедр). Еще могут подойти такие деревья как яблоня, айва, груша и персик, чуть хуже с этой работой справятся крепкие лиственные породы, как дуб, ясень, клен и остролист. Совсем
не подходят для работы ива, боярышник, терновник, бузина и тис. Их энергия плохо сочетается с человеческой.
Во-вторых, необходимо попросить дерево о помощи. Им, точно так же, как и людям, свойственны свой характер, свои симпатии и антипатии. Необходимо понять, насколько ты совместим с деревом, просто подойди к нему, мысленно сформулируй вежливую просьбу и выслушай ответ. Скорее всего, ты почувствуешь, нравишься ты ему, или нет. Если оно отвергнет тебя, ищи то дерево, которое тебя примет.
В-третьих, выбери положение тела. У двух сторон твоего тела, передней и задней, — разные энергетические отношения, определяемые расположением нервов и органов. Задняя поверхность тела – это область центральной нервной системы, передняя половина – область внутренних органов. Например, у некоторых людей проблемы с нервами, что проявляется в напряжении, путанице в мыслях, бессоннице и т.д. Другие, наоборот, умственно и физически вялые, пассивные, чрезмерно сонливые. Людям из первого примера необходимо прислониться к дереву спиной, либо сесть у его основания и прислониться спиной к стволу, либо встать рядом с ним таким образом – ноги немного отодвинуть от основания, тело от копчика и до задней части черепа прислонить к стволу. Человеку второго типа лучше всего сделать так – стоя, слегка отодвинуть ноги от основания дерева, бедра выдвинуть вперед, всю переднюю часть тела от лобковой кости до лба опереть на туловище, а руки поднять и свободно скрестить над головой, так, чтобы предплечья поддерживались деревом.
Приняв любое из этих положений, Оват просто расслабляет свое тело, как можно плотнее прижимается к дереву, дышит медленно и глубоко, без напряжения. Ум следует успокоить и позволить ему отдохнуть, не концентрируясь ни на каком конкретном объекте. Упражнение нужно продолжать в течение нескольких минут, пока ты не почувствуешь, что работа завершена, так как обмен энергии с деревом произошел, и теперь необходимо прервать упражнение. Оват должен поблагодарить дерево, это можно сделать вслух, а можно про себя.
Регулярная работа с деревом помогает заряжать и уравновешивать энергию, которая необходима для других друидических работ. Упражнение стоит выполнять не менее одного раза в неделю, и не чаще одного раза в день.