15.01.2025
0

Поделиться

Мудрость рун

Майкл Говард

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ

*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально


Цель этой книги — познакомить читателя с системой прорицания, основанной на двадцати пяти рунических символах в том виде, в каком они были известны саксам и скандинавам. Руны рассматриваются в историческом и эзотерическом контексте, чтобы продемонстрировать их глубинное значение вех на духовном пути и использование в качестве магического инструмента в практиках медитации, осознанности и психического развития.

Использование рун в прорицании и магико-религиозных целях было прерогативой шаманов, которые носили специальные костюмы и занимали привилегированное положение в обществе. Прорицатели (а также прорицательницы, поскольку было немало женщин, занятых руническим искусством), верили, что каждой руне соответствует сила конкретной стихии. Руны можно было вырезать на дереве, камне, кости и рисовать на пергаменте, и в том числе читатель найдёт в этой книге несколько примеров создания рунического набора.

Майкл Говард (Великобритания) был редактором журнала The Cauldron с 1976 года до своей смерти в 2015 году. Он написал множество статей для других оккультных и неоязыческих журналов, а с 1970-х годов опубликовал более тридцати пяти книг о рунах, колдовстве, ангельской магии, фольклоре, растительных лекарственных средствах и оккультной параполитике.


Часть первая

Происхождение рун

Последние двадцать лет все больше людей на Западе увлекается разными формами восточных религий вроде буддизма, индуизма и даосизма. Проявляется это обычно в практиках йоги и трансцендентальной медитации и обилии религиозных культов во главе с самозваными гуру и «учителями». Реакцией на всплеск интереса к восточным религиям становится интерес к поиску духовных истин в древних кельтских культурах и их эзотерической философии. Кельтское искусство развивается как особая духовная форма, появляются группы неодруидов и общины, провозглашающие традиционную связь с кельтским язычеством.

В течение последних восьми-девяти лет появились признаки возрождения интереса к религиям англосаксов и скандинавов. За эти годы ученые провели серьезные исследования, особенно в связи с англосаксонскими и скандинавскими рунами. Сначала эти исследования были поверхностными  и касались лишь базовой работы с руническим алфавитом как системой гадания. Хотя мантическое использование является важным аспектом рун, они имеют также  духовное значение в языческих религиях Северной Европы, возникших в эпоху неолита и бронзового века.

У этой книги тройная цель: во-первых, взглянуть на руны с исторической точки зрения и проследить их происхождение; во-вторых, объяснить практическое использование рун как метода предсказания; и наконец, увидеть в них глубинные символы духовной системы, сравнимой с восточными концепциями И цзин и Дао. Учитывая разочарование в классических религиях, стоит ожидать, что мыслящий человек отправится на поиски альтернативных форм духовности. Рассказывая о древней мудрости рун, автор стремится продемонстрировать искателям новой реальности, что в основе западной философии лежат символы, глубоко встроенные в национальное самосознание: даже дни недели названы именами скандинавских богов и богинь. Также их имена сохранились в британских топонимах — отголосках времен господства на этих землях саксов и викингов.

Когда мы обращаемся к архетипическим символам, результаты могут быть весьма неожиданными. Как выразилась шотландская писательница Фиона Маклеод: «Старые боги не умерли — умерли мы». Под поверхностью современного общества боги по-прежнему плетут свои чары. Критики язычества часто называют его устаревшей, примитивной или варварской религией. Разумеется, в язычестве есть аспекты, которые трудно понять современному человеку. В этой книге я не стану пытаться приукрасить темные стороны почитания языческих богов. Их нужно признавать и принимать в контексте, как мы принимаем неприглядные моменты современного мира. Однако глубокое и взвешенное исследование язычества, особенно в связи с новыми экологическими идеями, помогает понять, что оно имеет непосредственное отношение к текущему планетарному кризису. В эпоху, когда человечество вопреки всем трудностям пытается сохранить себя и природу, язычество предлагает нам путь вперед. Руны послужат здесь своего рода картой личного и коллективного духовного просветления.

Очевидно, что когда мы сегодня произносим слово «руны», оно навевает причудливые образы таинственных магических заклинаний, проклятий и средневековой черной магии. Прорицание посредством рун стало для обычного человека чем-то, связанным с черной магией, фильмами ужасов и фантазиями авторов триллеров о сверхъестественных явлениях. На самом деле руны, будь они англосаксонскими или скандинавскими, не имеют ничего общего со странными ритуалами в полнолуние и любыми другими кошмарами псевдооккультного мира. Руны — магический и сакральный алфавит, которым пользовались древние народы Северной Европы в светских и духовных целях, включая предсказание будущего. Образ их стал зловещим в результате отрицания языческой мудрости средневековой христианской церковью. С пришествием христианства Древние Пути оказались вне закона как служение дьяволу и черная магия. В том числе под запретом оказались языческие практики, включающие разные оккультные (тайные) методы предсказания будущего, поскольку христианские священники считали, что о подобных вещах может знать только Бог. С христианской точки зрения язычники были безбожниками, введенными в заблуждение демонами, которым они поклонялись как богам, считая, что те могут предсказывать будущие события. Слово «язычник» (pagan) происходит от латинского paganus — «житель сельской местности». В этом контексте оно является отсылкой к периоду, когда образованное городское население Римской империи было обращено в новую веру, а сельские жители по-прежнему придерживались старой веры.

К Средним векам словом «руна» стали обозначать любое магическое слово или символ, используемые в заклинании или песнопении. Но стоит вспомнить о его изначальном смысле, отражающем традицию Древней Мудрости. Слово «руна» можно проследить до старонорвежского run, что значит «мистерия» или «тайна», поэтому в эпической англосаксонской поэме «Беовульф» посвященного советника короля называют Run-Wita — «мудрый человек, знающий тайны». Слово run, вероятно, происходит от древнегерманского runa — «шепчущий» и индоевропейского корня —ru-, означающего «тайное, сокрытое». Устаревшее выражение to rown, roon или round было распространено во времена англосаксов и в раннем Средневековье. Оно означало передачу слухов или тайной информации шепотом.

Очевидно, что под тайной информацией не всегда подразумевались мелкие сплетни при дворе или в деревне. Секреты, передаваемые шепотом, были определенного рода тайнами, и это наводит на мысль об устном методе обучения тайным знаниям. В античном Риме и Греции выражение «религия мистерий» использовалось исключительно для описания форм духовности, включающих посвящение искателя в тайный культ, обещавший непосредственный контакт с богами или божественными силами, символически представляющими различные природные аспекты. Эти мистические культы расцветали в подполье как альтернатива общепринятой религии или существовали как тайное учение для небольшой группы жрецов.

Исходя из этого, можно предположить, что руны, хотя ими пользовались в том числе как светским алфавитом, прежде всего несли глубокий духовный смысл. Человек, шептавший тайны или руны, был либо жрецом/жрицей Старой Религии, либо шаманом (магом), действующим за рамками официального жречества. Согласно некоторым этимологам, слово «руна» означает не только того, кто шепчет тайны, но и того, кто знает, мудреца, владеющего тайным искусством магии. Когда мы в этой книге упоминаем магию, то имеем в виду не ярмарочные фокусы, но сложную систему психодуховных упражнений, предназначенных для изменения сознания мага. Люди, которые пользовались рунами в магических целях, верили, что жизненную силу любого живого существа и неодушевленной вещи можно использовать для незримого влияния на реальность. Многие из этих эффектов имеют психологическую природу, но это не умаляет их влияния как в древности, так и в современных условиях.

В качестве интересного пояснения к слову «руна» или к человеку, который, будучи магом, шепотом передает тайны, можно провести параллель между этим значением и древним культом Заклинателей Лошадей. Этот культ представлял собой сельское тайное общество, организованное по масонским правилам, которое набирало своих членов из конюхов, кузнецов и работавших с лошадьми фермеров. Члены этого братства якобы обладали неким тайным знанием или магической силой, позволявшей им усмирять непокорных лошадей и излечивать больных животных. Действия членов братства сопровождались заклинаниями, песнопениями и нашептыванием на ухо лошадям тайных формул, которые хранились под строжайшим секретом. Новым посвященным их передавали только после того, как те приносили клятву верности остальным членам общества. Среди Великих Мастеров братства было много кузнецов, поскольку жители сельской местности часто считали их колдунами просто по роду занятий. Возможно, культ Заклинателей Лошадей был отголоском дохристианского поклонения лошадям как священным животным. Эта практика была распространена в железном веке среди кельтов, скандинавов и германцев. Считается, что братства Заклинателей Лошадей или Слова Всадника по-прежнему существуют в отдаленных сельских уголках Шотландии и Восточной Англии.

Когда и где руны впервые появились как алфавит? Происхождение рун, вероятно, является поистине неразрешимой загадкой. Глупостей на эту тему было написано больше, чем обо всех алфавитах древности, включая иврит и египетские иероглифы, которым также приписывают магическое и религиозное значение.

Часть экспертов по древним языкам и алфавитам допускает, что руны представляют собой символы, производные от стандартного латинского алфавита, и, следовательно, имеют сравнительно недавнее происхождение.

Отправной точкой этой теории служит неоспоримый факт, что несколько рунических знаков действительно похожи на буквы латинского алфавита. Один из немецких ученых датировал руны началом христианской эпохи, а другие утверждали, что рунический алфавит развился в период пребывания в Германии римских армий, после чего распространился дальше к северу благодаря путешественникам в Скандинавию. Есть и другая точка зрения, согласно которой руны были адаптированы готами на основе смешения греческого и римского алфавитов. Если верить этой теории, руны появились в регионе Черного моря около третьего века н.э., а затем вместе с германскими наемниками они попали в Скандинавию.

По словам профессора Эллиотта, многие критикуют теории латинского и греческого происхождения рун. Он считает, что руны могли появиться в Северных Итальянских Альпах, и, несмотря на очевидное сходство с классическим латинским алфавитом, они гораздо древнее его. В доказательство своего утверждения Эллиотт упоминает об использовании магических символов или букв, которые племена, в древности населявшие итальянский Тироль, вырезали на палочках, а затем использовали в качестве инструмента для гадания. Это похоже на вырезание рун на особых кусках дерева с целью предсказания будущего, как делали скандинавские и германские жрецы.

Эллиотт предполагает, что некоторые из ранних германских прорицателей познакомились сначала с итальянской разновидностью рун, адаптировав ее для личного использования. Из Германии по торговым путям руны попали дальше на север к племенам, живущим на побережье Северного моря. После этого они проникли в Ютландию и Скандинавию. Хотя руны похожи на часть букв латинского алфавита и их можно непосредственно перевести буквами современного английского алфавита, судя по всему, они имеют совершенно отдельное происхождение.

Ученые указывают, что руны могут иметь общее происхождение с доисторическими наскальными росписями, известными как письмо Хальристингера, которым пользовались люди неолита и бронзового века. Считается, что резкая угловатая форма рун происходит от того, что сначала их вырезали на камнях: подобный метод фиксации древней письменности или алфавита исключает использование букв округлой формы.

Письмо Хальристингера

Это древнее письмо, которое сохранилось в наскальных росписях, является одной из древнейших форм европейского письма. В шаманской религиозной традиции каждый символ имеет особое значение, в том числе это относится к символам поклонения солнцу, плодородию, звездам, космосу и символам разных мистических концепций. Письмо Хальристингера считается предшественником рунического алфавита, на который оно очень похоже.

Письмом Хальристингера в основном пользовались люди бронзового века, жившие в районе 1300–1200 г. до н.э. Это письмо, как и египетские иероглифы, состоит из символов, имеющих религиозное значение. В том числе оно включает несколько вариантов круга: круг с точкой в центре, несколько кругов с вписанными в них равносторонними крестами и маленькие круги с идущими от центра восемью лучами. Все эти символы обозначают солнце и предполагают языческое служение некоему солярному божеству. Другие символы из этого письма, такие как спирали, извилистые линии и перевернутые треугольники, можно считать магико-религиозными символами, связанными с женской сексуальностью и почитанием Великой Богини-Матери.

Важное значение в письме Хальристингера имеет свастика. Этот древний символ был осквернен использованием его членами немецкой Национал-социалистической партии. Они взяли свастику в качестве своей эмблемы из-за ее магического значения и роли в индоевропейской или арийской культуре. Таким образом они уничтожили ее предыдущее значение как символа жизненной силы. Рунами интересовались многие ведущие национал-социалисты, включая Гитлера, поэтому они хорошо знали о древней связи свастики с религиозными идеями, сформировавшими основу рунической системы.