Дэба Брата Сен Шарма
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
Данную книгу Дэба Брата Сен Шарма полностью посвятил школе Трика, которую в народе называют кашмирским шиваизмом. Он тщательно и глубоко раскрывает такие темы, как Шактипат (нисхождение божественной милости), дикша (инициация), а также роль Гуру. Он также рассматривает различные пути (упайи), которые подходят для разных типов практикующих.
Книга заканчивается главой о просветлении (Дживанмукти). Она примечательна не только тем, что в ней раскрывается смысл самореализации в этой жизни, но и тем, что это был первый материал подобной тематики на английском языке.
ГЛАВА 1
Метафизика школы Трика
Наивысшая Реальность в системе Трика – это высший Переживающий Принцип (Парасамвит), который по своей природе есть Чистое Сознание (шуддха-чит-свабхава). Он по своей природе вечный, неизменный и беспредельный. Хотя он вечный и неизменный, он, как глубочайшая и истинная Суть, лежит в основе всех проявлений в мироздании – как каждого в отдельности, так и всех вместе; и, следовательно, в этом всепроникающем или всеобъемлющем аспекте он называется «Атман» и «Чайтанйа».
В то же самое время, Парасамвит един, неделим и бесконечен. Он неисчерпаем в своих бесчисленных и разнообразных проявлениях в мироздании, не ограничен и не обусловлен пространством (деша), временем (кāла) и формой (рупа). Он превосходит всё, и он – вне, за пределами всего; и, следовательно, в этом всепревосходящем аспекте он называется «Высшее Сознание» (Парачит или Парасамвит), «Таттватита», «Абсолют», «Ануттара».
Парасамвит, или Чайтанйа, таким образом, имеет двоякую природу – как реальность, лежащая в основе всего и вся, он есть всепроникающая, всесодержащая и всеобъемлющая Реальность, Универсальное (Вселенское; Всеобщее) Сознание. В то же самое время, он – всепревосходящая Высшая Реальность, Абсолютное Бытие.
Согласно системе Трика, Чайтанйа по своему существу подобна Чистому Свету-Освещению (Шуддха-Пракаша), что есть всегда самосветящийся (спхурат) и самораскрывающийся (свайампракашита). Чайтанйа как Чистый Свет-Освещение есть основа всех вещей, что существуют, или имеют бытие (сатта), поскольку существование, или бытие, должно обязательно быть (по самой своей природе) либо открытым для переживания, либо таким, которое может быть открытым (пракашйа). То есть, идея существования (сатта) сопротяжена c тем, что является проявленным. Мы не можем представить себе что-либо, имеющее существование, или бытие, но непроявленное или нераскрытое, или такое, которое не может быть раскрытым, и, таким образом, лежащее вне сферы Пракаши (Света-Освещения). Именно по этой причине система Трика считает, что всё существующее, или имеющее бытие, должно обязательно иметь природу Пракаши, или Чистого Света-Освещения (Иллюминирования).
Чайтанйа, как мы уже отмечали, считается по природе Само-Светящимся. Это означает, что Чайтанйа есть не просто Чистый Свет-Освещение (Шуддха-Пракаша), который всегда светит и освещает, но он в то же самое время есть Освещаемое (Пракашака), которое освещают и раскрывают (пракашати). Аспект Чайтанйи как Освещаемого должен быть един и идентичен с аспектом Света-Освещения, поскольку он не может существовать вне Чайтанйи, который считается единственной Реальностью. Таким же образом, Освещаемое (Пракашита), раскрываемое Светом-Освещением, не может быть отлично от Света-Освещения (Пракаши). Другими словами, это означает, что Чайтанйа по своей природе есть не просто Чистый Свет-Освещение, но он в то же самое время есть Освещающий самого себя как Освещаемого (Пракашиту), – три аспекта, которые есть одно и в сущности тождественны.
Именно по этой причине Чайтанйа описывается в системе Трика как по своей природе подобный Чистому Свету-Освещению (Шуддха-Пракаша), который всегда светит и раскрывает себя в отсутствии другого. Тождественность Света-Освещения, Освещающего и Освещаемого может, несомненно, показаться странной, так как это противоречит нашему обыденному опыту, в котором мы всегда находим их разделёнными и независимы- ми сущностями. Но в случае Чайтанйи, который есть единственная Реальность, это истинно – как логически, так и фактически.
Когда Чайтанйа описывается как по своей сути Само-Светящийся (свайампракаша) и Само-Раскрывающийся (свайампракашита), это автоматически означает, что Чайтанйа, т.е. Пракаша, обладает природной способностью самораскрытия, посредством которой он всегда светит и раскрывает самого себя. Эта способность самораскрытия, которая уникальна в Чайтанйе, или Пракаше, называется «Амаршана-шакти» Чайтанйи или просто «Вимарша-шакти», а акт самораскрытия называется «Парамарша» Чайтанйи. Вимарша-шакти есть вечный «атрибут» Чайтанйи, поскольку она неотъемлема от его сущности.
Из приведённого выше описания Чайтанйи, а именно, из того, что Чайтанйа обладает силой самораскрытия, или Вимарша-шакти, можно было бы сделать вывод, что Чайтанйа, или Пракаша, как обладатель Вимарша-шакти должен быть отличен и отделён от обладаемого, т.е. от Вимарша-шакти, и что Вимарша-шакти как «атрибут» Чайтанйи должна быть чем-то внешним по отношению к Чайтанйе и независимым от Чайтанйи. Этот вывод, согласно системе Трика, ошибочен и логически не обоснован. Является бесспорной истиной, говорит система Трика, что мы иногда, с практической точки зрения, делаем различие между Шакти и Шактиманом («Обладающим Шакти», т.е. Шивой), а именно, различие, наблюдаемое в их употреблении, и оттуда в отмечаемом результате; но этот вид различения является просто концептуальным, или логическим различением, делаемым нами для нашего удобства в понимании их природы. Это не является реальным различием, существующем в действительности. Например, огонь (агни) и его сила горения (дахика-шакти) не являются независимыми сущностями, хотя иногда мы можем отличить силу горения (дахика- шакти) от огня (агни) для того, чтобы понять различие между силой горения и силой нагревания (уттапа-шакти), являющейся другой силой огня, имеющей практическое применение в жизни. На основании этого логического различения, которое делается для более исчерпывающего понимания природы вещей, мы не можем сделать вывод, что Шакти существует независимо от Шактимана, также как гуна (атрибут, свойство) от дравйи (субстанции).
Таким образом, Трика, будучи строго монистической системой, не признаёт, в отличие от дуалистических Наййайиков, двойственность Шакти и Шактимана, гуны и дравйи. Она, например, не считает, что сила горения (дахика-шакти) может существовать независимо от своего основания, огня (агни), или холод (шайтва) от льда (химы). Шакти и Шактиман, гуна и дравйа, по мнению системы Трика, не только неотделимы как сущности, но также являются одним и по существу тождественны.
Следовательно, можно сказать, что Чайтанйа как самораскрывающая сила, Вимарша-шакти, и Чайтанйа как Чистый Свет-Освещение (Шуддха-Пракаша) – это не два различных аспекта, существующих независимо друг от друга. Они, на самом деле, едины и по существу тождественны. Чайтанйа как Чистый Свет-Освещение (Шуддха-Пракаша) всегда означает и включает в себя Чайтанйу как самораскрывающую силу (Вимарша-шакти), так что невозможно помыслить одно без другого, даже ради логической абстракции. Фактически, мы не можем, строго говоря, назвать Пракашу и Вимарша-шакти двумя аспектами Реальности, поскольку они двуедины по природе.
Поскольку Чайтанйа рассматривается как всегда самораскрывающийся, говорится, что Пракаша всегда пребывает с Вимаршей. Вимарша-шакти всегда действует, иначе Пракаша не будет проявлен, а такое состояние немыслимо логически. Вимарша – это сущность Чайтанйи, его целостная природа (свабхава). Фактически, она является уникальным свойством, отличающим его от не-Чайтанйи, т.е. от материи (джады).
Поэтому, Высшая Реальность, которая есть по своей природе Чайтанйа, всегда описывается в системе Трика как Пракаша-Вимарша-Майа. В Высшей Реальности аспект Чистого Света-Освещения (Шуддха-Пракаша) представляет Чайтанйу в статической форме, в которой он есть вечнонеизменный самотождественный принцип, и, следовательно, также называется «Шива», в мужской форме, тогда как аспект Чайтанйи как самораскрывающей силы (Шуддха-Вимарша) представляет Чайтанйу в чисто динамической форме, в которой он есть вечновибрирующий (спандита), вечноактивный принцип динамизма, и, следовательно, называется «Шакти», в женской форме.
Высшая Реальность – это абсолютно спокойная чистая статичность. В то же самое время, – это вечноактивный чистый динамизм. Ни аспект чистой статичности, Шива, ни аспект чистого динамизма, Шакти, не является доминирующим. Таким образом, Высшая Реальность есть равновесие обоих аспектов. То есть, считается, что Шива и Шакти пребывают в совершенном равновесии в Высшей Реальности, которая поэтому технически обозначается как «Парама-Шива».
Парама-Шива, будучи наделённым Шакти, которая считается тождественной с его Сущностью, также в силу этого (Он) описывается как «Высший Владыка» (Парамешвара или Махешвара). Парама-Шива как Высший Владыка обладает абсолютной свободой (Сватантрией), так как его Шакти абсолютно свободна от какого бы то ни было вида ограничения. Именно по этой причине его Шакти иногда называют Сватантрйа-шакти (Божественная Свобода).
Его обладание Сватантрийа-шакти как своей целостной природой является показателем его полноты и абсолютности. Его Сватантрийа состоит из его формирования божественного намерения (санкальпы) и привнесения этих намерений в действительность посредством своей силы действия (Крийа-шакти). Таким образом, он обладает не только неограниченной свободой воли (апратихата-иччхой) формирования намерения, но также и абсолютной свободой осуществления их в действительности, т.е. свободой действия (крийи), каждое из которых составляет сущность его Божественной Природы (Парамешварйи).
Проявляя свою Божественную Свободу (Сватантрийу), Высший Владыка иногда, т.е. в течение периода творческой активности, раскрывает себя самому Себе как мироздание (вишва). Он есть Высший Деятель (карта), Абсолютный Переживающий (прамата) и Высший Наслаждающийся (бхокта) этим самораскрытием как мироздание, которое он осуществляет по своей свободной и независимой воле (свеччхайа) с самим собой как задним планом (свабхитта).
Таким образом, проявление мироздания – это только вид его Само-Раскрытия, в котором он не использует никакого иного материала, кроме своей собственной Шакти. Или, говоря возможно более точным языком, самопроявление Высшего Владыки как мироздания – это только саморазвертывание (Его) в аспекте Шакти (сва-шакти-спхарау). Как таковое, проявление мироздания символизирует его Божественную Славу (айшварйу), в раскрытии которой Шакти играет важнейшую роль.
Поскольку Шакти считается ответственной за проявление его Божественной Славы, выраженной как мироздание, которое до этого было поглощено и тождественно с его Сущностью, а также с его неотъемлемой Сварупой как единственной самоманифестацией, она описывается в системе Трика как сущность его Божественности, сердце Высшего Владыки. О Шакти, всегда тождественной с ним, говорится как о вечноактивной и вечнодействующей, и всегда раскрывающей его Божественную Природу (айшварйу).
Здесь не будет неуместным критически рассмотреть Трика-концепцию Высшей Реальности в свете концепции Брахмана Адвайта-Веданты Шанкары ради лучшего и критического понимания точки зрения Трики.
Хотя обе системы, как Адвайта-Веданта Шанкары, так и Трика, схожи в описании Высшей Реальности, как по существу имеющей природу Чистого Чайтанйи, они сильно различаются в своих концепциях его природы. Тогда как система Трика рассматривает Чистого Чайтанйу наделённым Шакти, которая считается тождественной с ним, на основании чего Чайтанйа является всегда Само-Сознающим и Само-Раскрывающимся, Адвайта-Веданта утверждает, что чистый Чайтанйа является только лишь неактивным (бездействующим) чистым Существованием. Таким образом, Веданта не допускает существование Шакти (динамизма) в Чайтанйе.
Будучи наделённой Шакти, Высшая Реальность системы Трика, технически называемая «Парама-Шива», основательно отличается от Брахмана Адвайта-Веданты Шанкары, поскольку она (т.е. Высшая Реальность системы Трика) также была описана как «Великий Владыка» (Махешвара) и как «Свободный Деятель» (Сватантрах Карта). Как таковой он обладает абсолютной свободой (Сватантрией), проявляя которую, он появляется как мироздание с самим собой как задним планом.
Таким образом, мироздание с его бесконечным разнообразием объектов (прамей), средств переживания (каран) и переживающих (прамат) не является чем-то отличным от него самого; оно в действительности есть проявление имманентного аспекта Высшего Владыки. Оно является видом его самопроявления (абхаса), проистекая, непосредственно из его божественного намерения (санкальпы) появиться как многие. Для начала этого процесса самопроявления, так же, как и для его прекращения, не надо ничего, кроме игры его свободной воли (свеччхи).
С другой стороны, Адвайта-Веданта Шанкары рассматривает Высшую Реальность, Брахмана, как трансцендентное Чистое Бытие (Шуддха-Сат), всегда погружённое в свою сущностную природу. Как таковой, Брахман абсолютно пассивен, бездеятелен в себе самом. Хотя о нём и говорится, как о лежащей в основе Реальности каждого проявления, он является в самом себе единым и неделимым Чистым Существованием. Он не имеет никакого отношения к появлению мироздания, множественности.
Этот преходящий мир с его бесконечным разнообразием, на взгляд Адвайта-Веданты, является видимостью, искажённым переживанием (индивидуумом) Брахмана, обусловленным аджняной (неведением). Хотя Брахман и является первичным местом или субстратом всех видимостей и переживаний, но он никаким образом не связан с видимостью, или искажённым переживанием, поскольку он по существу пассивен.
Поэтому, считается, что появление мира обусловлено деятельностью Шакти, которая, хотя и отлична от Брахмана, считается непостижимым образом подчинённой ему. Шакти, технически называемая «Майа-шакти», описывается как по своей природе ни есть (асти), ни нет (насти) (ни существующая, ни несуществующая), и, следовательно, неописываема в логических понятиях. Она непрестанно действует в Брахмане, обуславливая появление множественности.
Брахман, таким образом, сводится к локусу (ашрайа), в котором Шакти действует безо всякого начала. Таким образом, хотя Адвайта-Веданта Шанкары не признает существование Шакти в Брахмане, она в целом не отрицает существование Шакти. Вследствие появления множественности в неизменном единстве Брахмана, действие Шакти было признано; но она считалась материальной (джада), что противоречит точке зрения Трики, которая считает Шакти по существу божественной и духовной.
Расхождение во взгляде на концепцию Высшей Реальности между этими двумя системами мы находим в основном в различиях их понимания природы Шакти. Тогда как Адвайта-Веданта рассматривает Шакти как материальную по природе и, как таковую, отличную от Брахмана, который считается духовным, система Трика считает Шакти по существу духовной и, как таковую – целостным аспектом Высшего Владыки.
Распознавая Шакти как неотъемлемую природу Парама-Шивы, система Трика, так сказать, расширяет свою концепцию Высшей Реальности, которая является и трансцендентной (вишваттирна) реальностью как Абсолют, и имманентным существованием (вишватмакасатта) как мироздание. В сравнении с этим концепция Веданты о Высшей Реальности как о (пассивном) Брахмане выглядит, как исключающая и основанная на мировоззрении, содержащем отказ (саннйаса-мулака-правритти).
Мы уже отмечали, что Шакти является сущностью божественности Высшего Владыки. Всегда действующая как тождественная с ним и таким образом раскрывающая его Божественную Славу (айшварйу), она имеет бесчисленные формы, или аспекты, которые, однако, могут быть отнесены к пяти основным Шакти, а именно: Чит-шакти, Ананда-шакти, Иччхашакти, Джняна-шакти и Крийа-шакти, расположенным в порядке их сущности.
Чит-шакти – это наиболее сущностный аспект Шакти, символизирующий божественную силу самораскрытия (пракаша-рупата). Поскольку она содержится в тождественности с Высшим Владыкой, он всегда светит и раскрывает себя самому себе в отсутствии другого. Это самораскрытие по своей природе является «переживанием бытия» (Ахам) Высшим Владыкой и, как таковое, является вечным (нитйа) и полным в себе (пурна).
Следующая по порядку сущность – это Ананда-шакти, посредством которой Высший Владыка, полный в себе (пурна-свабхава), ощущает себя вечно-удовлетворенным (атматрипта) и всегда пребывающим в покое. Он не испытывает какой-либо нехватки или желания, из-за которого он мог бы ощутить нужду двигаться из себя во вне за удовлетворением или за удовольствием. Он остаётся, так сказать, всегда покоящимся в себе (сватмавишранта), погруженным в свою сущность, и переживающим вечно-нерушимый покой.
Иччха-шакти является тем аспектом Шакти, посредством которого Верховный Владыка ощущает себя в высшей степени могущим, обладающим абсолютной волей и формированием божественного намерения (санкальпы), относительно того что сделать или что создать. Божественное намерение лежит в основе всех его движений и актов (крий), включая проявление двойственности (двашабхасу) с самим собой как задним планом.
Джняна-шакти является тем аспектом Шакти, который привносит и удерживает все его самопроявления в виде объектов (прамейакальпа), в сознательной связи с ним самим. Является верным, что сам акт введения во взаимоотношения предполагает существование двойственности, однако в случае Парама-Шивы, Единственной Реальности, вопрос о существовании чего-либо, помимо него, возникнуть не может. Парама- Шива, следовательно, никогда не ощущает (не переживает) полной двойственности между собой и своим самопроявлением в качестве объекта (идам), символизируемым мирозданием. Говорится, что причина этого – в том, что он всегда ощущает и переживает свое объективное самопроявление как имеющееся в нем же и связанное нитью единства. Так, двойственность самопроявления как мироздания всегда раскрывается в его переживании, так сказать, на фоне всеохватывающего единства.
Крийа-шакти является тем самым аспектом Шакти, проявляя который, Верховный Владыка становится мирозданием, принимая любую и каждую роль, и, таким образом, активно участвует в проявлении своей славы как мироздания.
С этими пятью основными аспектами его Шакти, постоянно функционирующими и, таким образом, раскрывающими его Божественную Природу, Парама-Шива всегда проявляется как Верховный Владыка. Вечно-действующая Шакти существует в Верховном Владыке в двояком состоянии. Во-первых, она действует, будучи содержащейся в нём и тождественной с ним, когда она проявляет его целостную природу (Сварупу) как лишь самопроявление (свапракаша); и во-вторых, она иногда действует в некоторой степени отдельно как его неотъемлемая природа, когда она выражается как проявление мироздания.
Когда Шакти действует, идентифицированная с Парама-Шивой, он раскрывает себя самому себе как единый недифференцированный принцип. Это самораскрытие Парама-Шивы самому себе должно обязательно быть по своей природе самопереживанием (сванубхавой). И поскольку в его самопереживании нет другого принципа (основы), который может ограничить это переживание, или от которого оно может быть отлично, то это самопереживание должно иметь природу «Я», или Ахам. Это, другими словами, означает, что, когда Шакти действует как полностью включённая в него и тождественная с ним, она раскрывает его абсолютную природу (Сварупу) как Пурна-Ахам. Говорится, что это самопереживание как Ахам является пурна (полным) из-за отсутствия чего-либо внешнего по отношению к этому переживанию.
Будучи свободным от всех видов ограничений, оно рассматривается как чистое по своей природе. Оно описывается как сконцентрированное на самом себе (сватма-вишранта), на самопереживании Парама-Шивы, поскольку оно не заключает в себе движения вовне или самовыражения. Проистекая непосредственно из его самосветящейся и самораскрывающейся природы, его самопереживание как Ахам является вечным в том отношении, что оно превыше ограничений течения времени (кāла). Оно уникально и безгранично потенциально. Оно образует основу всех его самопереживаний.
Как таковое его нужно отличать от переживания своего «я» обычного человека, которое, согласно системе Трика, возникает из-за наложения «Я» (Самости) на «не-Я» (не-Самость), т.е. на тело и составляющие его таттвы, и является, в силу этого, ограниченным и нечистым по природе.
Иногда, когда Шакти, так сказать, действует ясно и отчетливо как его неотъемлемая природа, Парама-Шива появляется как Верховный Владыка, а его Шакти выражается как проявление мироздания. Процесс проявления мироздания с точки зрения Парама-Шивы может быть описан следующим образом: Верховный Владыка, проявляя свою свободную волю, раскрывает себя самому себе – который есть то же самое, что и его Шакти, – как мироздание. Очевидно, что самораскрытие Парама-Шивы как мироздания является исключительно проявлением его имманентного аспекта, т.е. Шакти, как мироздания, которое лежит до проявления как поглощённое в его Сущность и идентифицированное с его Сущностью. Для Парама-Шивы проявление мироздания появляется, так сказать, как вид его самопереживания, поскольку он является изначальным Переживающим (пара-прамата) и Зрителем (сакши) этого самопроявления.
Таким образом, система Трика считает, что самопроявление как мироздание является также видом его самопереживания, таким же образом, как Ахам является видом его целостного самопереживания (акханда-анубхава). Эти два вида самопереживания считаются одновременными. То есть, когда Парама-Шива имеет самопереживание как мироздание, он не прекращает иметь своё целостное самопереживание как Ахам; первое не уничтожает последнего.
Внешне это может казаться в какой-то степени несовместимым, но, если мы попытаемся понять реальную природу этих самопереживаний, мы обнаружим, что они не являются взаимоисключающими. Они, скорее, тесно связаны, поскольку самопереживание как мироздание подразумевает и предполагает самопереживание как сущего, или Ахам. Если Парама-Шива не имеет самопереживания как вишва, – Ахам, или Переживание Сущего, является, таким образом, основанием самопереживания Парама-Шивы как вишвы, или мироздания.
Все, что случается, когда он имеет самопереживание как мироздание, – так это то, что его абсолютное самопереживание как Пурна-Ахам становится в некоторой степени «скрытым», так сказать, и становится менее заметным из-за наложения самоограничения (атма-санкочи). То есть, он тогда не имеет абсолютного самопереживания как Пурна-Ахам; он имеет самопереживание только как Ахам на стадиях инволюции (сришти).
О Верховном Владыке говорится, что он имеет пять основных действий или критйи, образующих цикл, так сказать, посредством которого он, как говорится, вечно проявляет свою Сватантрийу (Свободную Волю). Они технически называются «ниграха» (самоограничение), «сришти» (создание), «стхити» (поддержание), «самхара» (разрушение) и «ануграха» (самоосвобождение). Мы перечислили эти действия в определенном порядке (крама), но это не следует понимать так, что существует жесткая последовательность или порядок, в котором эти действия обязаны происходить, или что Высший Владыка связан этим порядком. Верховный Владыка, будучи абсолютно свободным (сватантрах) во всех отношениях, в принципе не связан никакой логической последовательностью критйий. Это только для нашего удобства объяснения этого цикла из пяти действий мы расположили их в логическом порядке, взяв ниграху как начальную точку в цикле критйий.
Ниграха, также называемая «тиродхана», буквально означает «самоограничение». Для того, чтобы Верховный Владыка мог сделать так, чтобы появилась множественность как мироздание, он сначала, проявляя свою божественную Сватантрйу, накладывает ограничение на свою безграничную природу (Пурна-Сварупу). В результате этого волевого самоограничения он, всегда переживающий себя как Пурна-Ахам, прекращает иметь этот вид самопереживания. Пурна-Ахамта, характерная сущность его Абсолютной Природы, исчезает, так сказать, с наложением самоограничения (ниграха). В его самопереживании как Ахам появляется расщепление, и он появляется как спонтанно расщепивший сам себя, так сказать, на две части – одну, остающуюся самораскрытой как Ахам, и другую, становящуюся «темной», так сказать, при наложении ограничения, обусловленного прекращением действия самораскрывающей силы (Вимарша-шакти). Часть, становящаяся «темной» вследствие прекращения действия самораскрывающей силы и посредством подавления (сокрытия) Ахамты, появляется как пустота (акаша) или абсолютное отрицание (шунйа), поскольку Ахамта отрицается от неё. Это является необходимым предусловием для появления самопереживания как вишвы (мироздания), символизируемого термином Идам.
Верховный Владыка затем делает так, что на фоне «пустоты» (акаши), созданной его самоограничением, или самоотрицанием, появляется Идам; и это действие технически называется «сришти». Так как Идам, или не-Я (Этость), полностью свободен от такой характерной особенности как самосознание, которая является сущностной особенностью Ахамты, то Идам появляется, так сказать, как нечто отличное от Ахамты и внешнее для нее. Однако, фактически, Ахамта (Самость) и Идамта (Этость) не отличаются друг от друга; они являются лишь поляризованными аспектами переживания. Поэтому двойственность не появляется при проявлении Идамты.
Вначале, самопереживание как Ахамта преобладает над самопереживанием как Идамта, причем последнее является неотчетливым. Однако, Идамта не остается такой надолго; она постепенно развивается и становится отчетливой, до тех пор, пока в конце концов она не достигнет стадии, в которой обе (и Ахамта, и Идамта) появляются как совершенно уравновешенные. Эта стадия развития достигается вследствие критйи, технически называемой «стхити».
В следующий момент Верховным Владыкой делается так, что то, что возникло из Ахамты как Идам, полностью исчезает. Оно вбирается назад и поглощается в Ахамту; эта стадия развития известна как самхара.
С самхарой цикл внешнего проявления, который начался со сришти, завершается, однако цикл действий, как таковой, здесь не заканчивается. Первые четыре критйи (действия), начиная с ниграхи, составляют процесс проявления мироздания (вишвашрти), продолжающийся и повторяющий сам себя из вечности в вечность. Цикл внешнего самопоглощения технически называется «кальпа».
Первоначальное самоограничение, начавшееся с ниграхи, пройдя через последовательные стадии, должно также завершиться до того, как завершатся циклы действий. Поэтому, говорится, что Ануграха, которая кладет конец самоограничению, является последним действием, завершающим цикл. Ануграха, как кладущая конец первоначальному самоограничению, находится на другом плане. Это то действие, посредством которого Верховный Владыка, отбрасывая прочь свою самоограниченную форму, возвращает себя к своей подлинной природе (свабхаве). Мы обсудим это действие более подробно в дальнейшем.
Перед тем, как мы обсудим процесс самопроявления Парама-Шивы как мироздания, как это описано в текстах системы Трика, необходимо обратить внимание читателя на определенные аспекты и характерные особенности процесса самопроявления, которые являются специфическими для этой системы.
Мы уже обсудили то, что с точки зрения Парама-Шивы, процесс проявления мироздания – это только способ самопереживания. Поэтому, кажется вполне соответственным, что этот процесс похож в большой степени на психологический процесс нашей повседневной жизни. Действительно, именно по этой причине система Трика описывает этот процесс как процесс переживания Парама-Шивой самого себя вовне, который технически был назван «абхаса». Он часто красиво описывается с помощью следующей метафоры: Парама-Шива, как говорится, всегда «видит» себя отраженным в чистом зеркале, которое есть не что иное, как его собственная Шакти. Так как он всегда «видит» (пашйати) себя как единый недифференцированный (неразделённый) принцип, без второго, то это само- переживание (анубхава), которое он имеет от этого процесса, имеет природу Пурна-Ахам. Однако иногда, т.е. в течение периода творческой активности, когда он побуждает самого себя появляться в виде мироздания, он «видит» (пашйати) себя как мироздание. Проявление мироздания является, таким образом, в действительности, лишь переживанием Парама-Шивой себя как мироздания.
Так мы установили, что, согласно точке зрения Трики, процесс проявления мироздания является, прежде всего, чисто идеальным (совершенным), так как он начинается с божественного намерения (санкальпы) стать многим, и затем расцветает и развивается в «божественный идеал», который переживается Верховным Владыкой. Этот «божественный идеал» позднее принимает грубую форму, когда выражается посредством материи. Эта «идеальная форма» мироздания, в которой Шакти сохраняет свою первоначальную чистоту, оставаясь в виде Чит-шакти, рассматривается как чистая и неотличная от него самого. Но когда она проявляется в материи, она принимает конкретную форму и становится нечистой с появлением двойственности (двайтабхавы).
Проявляя себя как мироздание, Парама-Шива играет две роли, причем обе роли в одно и то же время. С одной стороны, он остается на заднем плане таким, каким он всегда является, – Верховным Владыкой (Парамешварой), когда он является зрителем (сакши), смотрящим на игру своей Шакти в виде мироздания, но в то же время действенно контролируя и управляя ею как Верховный Деятель (карта). С другой стороны, он, принимая различные роли субъектов (прамат), объектов (прамей), и средств их достижения (каран), появляется на различных уровнях творения и, таким образом, активно участвует в игре Шакти (в лиле). Эти два аспекта природы Парама-Шивы – неразделимы.
В последующих параграфах мы кратко опишем, как Парама-Шива «раскрывает себя» (унмишати) в аспекте Шакти как мироздание, как это технически названо на языке этой системы, когда возникают тридцать шесть таттв, составляющих различные уровни творения. Хотя мы могли бы описать процесс того, как различные таттвы возникают одна из другой в инволюционном процессе, это не должно быть понято так, что действительный процесс проявления мироздания также состоит в постепенной инволюции, в которой различные таттвы развертываются последовательно из Верховного Бытия. Этот процесс инволюции, технически названный «унмеша», не является временным процессом, он мгновенен, так что в момент, когда Парама-Шива «раскрывает себя», проявляя Божественную Свободу, – в этот же момент возникает целое творение начиная с Шива-таттвы и по нисходящей до притхвитаттвы (элемента земли), и в момент, когда он «закрывает себя» (нимишати), целое творение снова поглощается в него (Парама-Шиву) в один момент.
Пошаговое развитие проявления мироздания, которое мы будем прослеживать здесь, является только логическим описанием этого процесса. Так как известно, что в течение периода, когда чидану (самоограниченный аспект Чайтанйи), являющийся человеческой душой, эволюционирует и развивается к своей Высочайшей Цели, т.е. к реализации Шиватвы, через свою садхану, он пересекает определенные уровни, проходит через определенные стадии, которые в действительности являются различными уровнями творения, через которые он дол- жен пройти в течение процесса своей инволюции, т.е. нисхождения. Эти уровни творения, представляемые различными таттвами, должны быть там с самого начала, то есть, когда мироздание впервые возникло.
Термин «таттва», буквально означающий «таковость» или «то, что называет всё, что существует», означает, главным образом, фундаментальные факторы, или составляющие, из которых состоит творение (мироздание). Однако, согласно системе Трика, таттва не просто означает категорию или составную часть мироздания; она означает нечто большее. Говоря онтологически, таттва является развернутой формой Шакти, поскольку само мироздание считается развертыванием Шакти. Проявление всего творения, состоящего из различных уровней, каждый из которых представлен таттвой, происходит, когда Шакти развертывается и, таким образом, раскрывает мироздание, пребывающее поглощенным и идентичным с ней самой до проявления. Различные таттвы творения, таким образом, символизируют различные шаги развертывания Шакти, от духовного вниз к материальному.
Поскольку не все таттвы являются в равной степени проникающими (наполняющими собой) и универсальными (всеобщими), они располагаются в нисходящем порядке по проникновению и универсальности так, что они образуют некоторый вид иерархии таттв. Согласно точке зрения Трики, каждая более высокая таттва, представляющая более высокий уровень творения, наполняет и проникает (охватывает) собой следующие за ней таттвы, так что каждая более низкая таттва имеет свое существование только в более высокой, и так далее вплоть до высочайшей таттвы, которая наполняет собой целое творение (мироздание). Это, другими словами, означает, что каждая более высокая таттва имеет в своем лоне, так сказать, последовательность таттв в семенной (биджа) форме.
Таким же образом, каждая более низкая таттва заключает в себе все таттвы над ней вплоть до наивысшей таттвы, так что низшая из всех заключает в себе весь ряд таттв. Так, можно сказать о том, что процесс проявления мироздания есть лишь процесс нисхождения высшего, инволюция духовного в материальное и физическое, причем каждый последующий шаг нисхождения представляет собой все большее и большее ограничение со стороны Высшей Реальности.
Проявление мироздания, вообще говоря, состоит из трех отдельных стадий – первая является «семенным состоянием» (биджавастха), когда Шакти, производящая «это-проявление», является чистой в своей духовной форме. Материя полностью отсутствует, и потому в этой стадии нет появления двойственности (двайтадхасы). Мироздание, которое на этой стадии выражено Идамом, не появляется как отдельное от Парама-Шивы, Верховного Переживающего. Эта стадия представлена пятью чистыми таттвами, а именно: Шива-таттвой, Шакти-таттвой, Садашива-таттвой, Ишвара-таттвой и Шуддхавидйа-таттвой, которые вместе составляют «чистый порядок» (шуддха-адхава).
Вторая стадия, представляющая собою развитие предыдущей, технически называется «стадией прорастания» (анкуравастха). В этой стадии материя появляется вместе с аспектом Чайтанйи, хотя все еще в своей тонкой форме. Эта стадия образуется смешанным состоянием материи и Духа (Чайтанйи), которые являются в равной степени преобладающими. Это представлено семью смешанными таттвами, а именно: Майей, ее пятью канчуками и Пурушей.
Следующей является «стадия расцвета» (паринатавастха), когда инволюция продвигается дальше так, что теперь Шакти, появляющаяся как «материальная Шакти» (джада-шакти), принимает свою самую грубую форму материальности. Как результат, она становится плотной в материальной форме, так же, как и преобладающей, столь сильно, что аспект Чайтанйи полностью скрывается подавляюще сильным покровом материи. Эта стадия представлена группой из двадцати четырех таттв начиная с Пракрити и вниз до притхви.
Рассуждая логически, высшим и первым на вершине иерархии таттв находится Парама-Шива. Из него эманируется весь ряд таттв как его самообразование или самопереживание (абхаса). Парама-Шива является не только Верховным Владыкой (Махешварой), но он также – Абсолютная Реальность, – тот, кто содержит (бибхарти) внутри самого себя весь ряд непроявленного (авйакта) мироздания как идею (амаршу или парамаршу), которая позднее становится выразима в формах дискурсивных (перескакивающих с одного на другое) мышления и речи (пашйанти, мадхйама и вайкхари), когда она проявляется.
Есть еще и другой аспект Парама-Шивы. Будучи Верхов- ной Реальностью (Ануттара), он превосходит все, даже в высшей степени идеальную форму мироздания, когда оно не проявлено как «идея».
Парама-Шива является, по своей природе, полным-в-себе-самом (пурна) и само-центрированным (атма-вишранта). Столь долго, сколь он остается таким, не существует даже и малейшей возможности вселенского проявления. Следовательно, для того чтобы могло быть мироздание, он сначала (это толь- ко логически – сначала) ограничивает свою абсолютную (Ануттара) природу приведением в действие того аспекта Шакти, который действует как принцип отрицания (нишедха вйапарарупа). Посредством этого, он позволяет, так сказать, своей Сварупе (форме), как трансцендентности и полноте, исчезнуть из его видения, чтобы он мог ощутить нехватку-желание (абхаву). Пока эта нехватка-желание в форме отрицания не создана этим самоограничением, нет никаких возможностей (простора) для проявления мироздания, которое покоится идентичным с его Сущностью до проявления.
Это является первым шагом к вселенскому проявлению, который технически называется «Шива-таттва». В этом состоянии он является тем, чем он был как Парама-Шива, во всех своих особенностях и в любом отношении, с той лишь разницей, что его переживание полноты (пурнатва) устранено. Нет никакого изменения или мутации, когда Шива-таттва входит в проявление; фактически, Парама-Шива остается таким, каким был всегда, и существует одновременно с Шива-таттвой и включая ее.
Шива-таттва является только чистым светом Чайтанйи, без чего-либо еще, что могло бы светить на него, кроме него самого как Ахам – даже без следа какого бы то ни было другого переживания. Это – то состояние, когда самопереживание (свапарамарша) Парама-Шивы является исключительно чистым Ахам, даже без мысли или чувства Ахам-асми (Я есть), поскольку даже бытие подразумевает отношение идентичности, каким бы неотчетливым оно ни было.
Хотя и называемая произведенной (джатах) или проявленной, в некотором смысле, из Парама-Шивы, поскольку она (т.е. Шива-таттва) образует переживание, отличное от Высшего Переживания, Пурна-Ахам, она является, точнее говоря, первым вибрационным движением (пратхамо спандах) к проявлению мироздания, вечно существующего в нём (в Парама- Шиве) в виде семени. В этой стадии аспект Чит-шакти считается проявленным в наибольшей степени.
Шакти-таттва, хотя и описываемая как вторая таттва в иерархии таттв, едва ли может быть названа «второй таттвой». Поскольку проявление Шакти-таттвы всегда является одновременным с Шива-таттвой, действие Шактитаттвы делает возможным раскрытие Шива-таттвы. Она, поэтому, считается вечно существующей вместе с Шива-таттвой. В некоторых текстах Шакти-таттва даже не перечисляется отдельно как таттва; она считается единой с Шива-таттвой и включенной в неё.
Как рассмотрено выше, Парама-Шива, для того, чтобы он мог переживать себя как мироздание, сначала (в логическом смысле) отрицает и подавляет (скрывает) свой Абсолютный (вишвоттирна) характер, таким образом позволяя своему наивысшему переживанию как Пурна-Ахамта – исчезнуть, так сказать, из его видения. Столь долго, сколь он продолжает иметь Пурна-Ахамту как своё самопереживание, он не имеет возможности пережить себя как мироздание. Стадия, в которой грандиозный акт отрицания достигнут посредством деятельности Шакти как принципа отрицания (нишедха), технически называется «Шакти-таттва».
Отрицание, или, точнее говоря, подавление (сокрытие) наивысшего переживания не означает, однако, что самопереживание Парама-Шивы становится тотальной пустотой (шунйей), или что он прекращает иметь какой бы то ни было вид самопереживания. Это лишь означает, что он более не переживает себя как Пурна-Ахамту, трансцендентный (вишвоттирна) аспект его природы, который стал подавленным (сокрытым) и перешел на задний план. Вместо него он имеет переживание себя как Ахам, которое остается тем же самым в любом отношении, что и Пурна-Ахамта, за вычетом его вишвоттирна (трансцендентного) характера.
Другими словами, единственное изменение, вызванное в его самопереживании деятельностью Шакти как принципа отрицания, в этой стадии, – это что касается замены Пурна- Ахамты чистой Ахамтой, трансцендентного аспекта – имманентным аспектом.
Устранение трансцендентного аспекта из его самопереживания на этой стадии прокладывает путь для развертывания имманентного аспекта в последовательных стадиях, в которых происходит вселенское проявление. Именно по этой причине Шакти-таттва также описывается как «матка (йони) и семя вселенского проявления». Мироздание, хотя и не проявленное (авйакта) в этой стадии, подразумевается в ней как потенциальность (биджа).
Говорится, что в Шакти-таттве наиболее проявлен Ананда-аспект божественной Шакти. Сама природа Ананды, или блаженства, есть самоудовлетворение и абсолютный покой внутри него самого (т.е. внутри Парама-Шивы). Так что в этой стадии не существует движения в форме мыслей, нет «вибрации» (Спанды), – самопереживание как Ахам остаётся прикованным к его сущностной природе.
Хотя и описанная как производимая из Парама-Шивы, Шакти-таттва, подобно Шива-таттве, считается вечно существующей. Говорится, что Шива-таттва и Шакти-таттва не исчезают во время всеобщего растворения (махапралайи), а остаются в лоне Парама-Шивы, так сказать, в качестве семе- ни для проявления мироздания.
Следующим шагом к вселенскому проявлению является проявление Садакхйа-таттвы (Садашива-таттвы). В этой стадии Ахам в самопереживании развивается в такой степени, что возле Ахама впервые появляется идея «бытия». То есть, Парама-Шива в этой стадии переживает сам себя не как просто Ахам, но также и как имеющий бытие кроме него. Самопереживание как Ахам, таким образом, не остается более прикованным к нему самому, а простирается к чему-то, появляющемуся как «не-Я», в некоторой степени отличному и находящемуся вне его самого. То, что появляется как «не-Я» (Идам), в действительности и по существу не отлично от него самого (Ахама); это – лишь саморазвернутый аспект его самого, который за счет появления отдельным и отличным от него самого, переживается как находящийся вне его самого. Переживание этой стадии можно сформулировать как «Ахамева-Идам» («Я есть Это»).
Появление Идама (Этости) в этой стадии не только способствует реализации Парама-Шивой его «бытия» как чего-то отличного и отдельного от Ахама, оно также означает начало появления мироздания в его «идеальной форме», когда оно еще очень тонкое и неотчетливое.
Идам в начальных стадиях этого проявления возникает как очень неясный и неотчетливый (дхйамала), так что Ахамта (Самость) преобладает над ним.
В этой стадии, Иччха-аспект божественной Шакти считается доминирующей особенностью. Иччха, как мы отмечали, лежит в корне образования божественного намерения (санкальпы) и всех движений и деятельности (крийи). Поскольку Иччхашакти предшествует проявлению крийи, в действительности не существует движения или деятельности в этой стадии. Существует только воля (иччха) к действию (крийе), следующая за стадией совершенного блаженства (Ананды) и покоя (вишранти), но нет деятельности. Логически, это – существенный шаг, без которого последующая деятельность невозможна.
Хотя Садакхйа-таттва считается третьей в иерархии таттв, в действительности она является первой, учитывая те факты, что мироздание в его идеальной форме появляется в первый раз в этой стадии, и что Шива-таттва и Шакти-таттва являются вечно существующими.
В последующей стадии Идам, появившийся как очень неотчетливый и слабый, находившийся на заднем плане переживания «бытия», принимает значимость, поскольку он появляется как выступающий элемент переживания. Самопереживание Парама-Шивы в этой стадии, таким образом, принимает форму «Идамева-Ахам» («Это есть Я»).
Как это очевидно из сформулированного выше самопереживания, развитие Идама в преобладающий элемент (адхйамалу) отбрасывает Ахам на задний план в переживании, так сказать, так что их относительное положение в этой стадии кажется обратным (перевернутым).
Развитие Идама в выступающее положение в переживании дает возможность Парама-Шиве сделать полный обзор, так сказать, Идама и узнать его настоящую природу, с того момента, как он вошел в его чистое видение из-за своей «выступающести». Эта стадия произведения полного обзора того, что составляет великолепие (айшварйу), или славу его Божественного Бытия, технически называется «Ишвара-таттва» или «Айшварйа-таттва».
В этой стадии джняна-аспект его божественной Шакти считается наиболее проявленным. Выступающее положение Джняна-шакти проявляется здесь очень натурально, поскольку Идам в этой стадии появляется в его полном и чистом виде, когда Парама-Шива делает полный «обзор» Идама.
В следующей стадии два полюса его самопереживания, Идам и Ахам, полностью уравновешены, столь точно, что они осознаются как почти идентичные друг другу, хотя они и раздельные в мысли.
В этой стадии Ахам является не столь доминирующим, как в стадии Шива-таттвы, но и не затемненным, как в стадии Ишвара-таттвы. Подобным образом, Идам и не замутнен, как в состоянии Шива-таттвы, и не преобладает, как в состоянии Ишвара-таттвы; они считаются находящимися в совершенном равновесии, как две чаши весов. Это означает, что и Ахам (Самость), и Идам (Этость) в равной степени чисты, так что их природа может быть полностью постигнута в одно и то же время. Эта стадия самопереживания, состоящая в уравновешивании двух полюсов переживания – Ахама и Идама, – технически называется «Садвидйа-таттва» или «Шуддхавидйа-таттва».
Переживание уравновешивания этих двух факторов, а именно Ахама и Идама, подразумевает и содержит знание того, что один принадлежит другому. Это может быть сформулировано так: «ахамева-идам, сарво мамайам вибхавах» («Я есть всё это, всё это – моё как неотъемлемая часть меня самого»). Так, можно сказать, что именно в этой стадии возникает в первый раз реализация (постижение) того, что может быть названо «бхедабхеда» (разнообразие-в-единстве).
Такое переживание возможно только в этой стадии и невозможно в предыдущих. Поскольку, пока оба эти фактора, или элемента переживания, Ахам и Идам, не полностью проявлены в переживании, и их природа не полностью реализована, невозможно сделать сопоставление этих двух аспектов, как это сделано в данной стадии, и таким образом постичь как контраст, так и идентичность, существующие между ними обоими.
В этой стадии присутствует некое «движение», подразумеваемое в мысли, в мыслительном акте отделения и, таким образом, осознавание их взаимосвязи (взаимоотношения). Поэтому, крийа-аспект божественной Шакти (здесь) считается наиболее преобладающим.
С проявлением Шуддхавидйа-таттвы первая стадия вселенского проявления приходит к концу. Мироздание, проявленное до сих пор, является чистым и идеальным, поскольку оно лежит внутри Парама-Шивы, идентифицированное с ним в его самопереживании. В ней (в этой стадии проявления), как таковой, нет недостатка (запятнанности) в виде двойственности (двайты). Она, поэтому, технически называется «чистым порядком» или «совершенным путем» (шуддха-адхва). В этом порядке таттвы, как говорится, «реализованы в истинной форме и природе».
В следующей стадии, технически описанной как «стадия прорастания» (анкуравастха) вселенского проявления, Шакти не действует в ее чистой форме как Чит-шакти. Она принимает форму джада-шакти (материальной энергии) и действует как сила затмевания (тиродхана), технически называемая «Майа-шакти». В корне этого развития лежит появление у Парама-Шивы бхеда-санкальпы, божественного намерения сделать так, чтобы появилась множественность.
Действуя своей Майа-шакти, Парама-Шива затмевает, так сказать, свою собственную Божественную Природу как Верховного Переживающего (пара-праматы) и делает так, что он сам появляется в виде бесчисленных ограниченных переживающих (мита-прамат). Как ограниченный переживающий он не переживает всё мироздание (вишву) как Идам, а переживает только фрагмент его, причем тоже как существующий отдельно от него самого. Таким образом, затмевание его Сварупы ведет Ахам уровня Шуддхавидйи к «засыпанию» и «сокрытию» посредством действия Майи.
С затмеванием Ахама (Самости) Майей, Идам (Этость) усиливается и делится на части, утрачивает единство, так сказать. Он заполняет вакуум, созданный затмеванием чистого Субъекта, и, таким образом, играет двойную роль ограниченного субъекта и объекта. Переживание ограниченного субъекта (ахамбхава) является, таким образом, лишь наложением на Идам. Как ограниченный субъект он чувствует себя единым с объектом, так что недостатки объекта, такие как разрывность и отделенность, обусловленные ограничением и затмеванием его истинной природы, начинают заражать также и его (начинают передаваться также и субъекту). Он, также, начинает чувствовать свою отдельность и обособленность от других ограниченных субъектов, в результате чего в нём развивается и впервые появляется его отдельная индивидуальность.
Затмевающая сила Майи действует подобно скрывающему покрову на всемогущество Верховного Переживающего (сарва-картритву), на его всеведение (сарва-джнятритву), самоудовлетворенность (пурнатву), вечность (нитйатву) и на вездесущность (вйапакатву), и преобразует их в пять уз (паша), которые связывают его. Эти пять форм паша (уз), которые были первоначально в своей неограниченной, чистой форме воплощением его Божественности, технически называются «канчуками», или «принципами ограничения». Они называются «калā» (ограниченная деятельность), «видйа» (ограниченное знание), «рага» (ограниченный интерес-склонности-влечения), «кāла» (ограничение временем) и «нийати» (ограничение по отношению к пространству). Поскольку они происходят в результате затмевающей деятельности Майи, они иногда описываются как «пятеричное потомство Майа-шакти».
Затемненный Майей и ограниченный этими пятью видами уз, Верховный Переживающий, «лишенный» своей Божественности, становится ограниченным существом: он забывает свою сущностную природу, и теперь он появляется в совершенно другой форме, а именно: как бесчисленное количество пуруш.
Мы уже рассматривали, что Идам, посредством деятельности Майи как силы затмевания, появляется как имеющий две формы, существующие одна рядом с другой, а именно: субъекта и объекта. Субъект (прамата) есть то, что может в своей истинной форме называться «Пурушей», а объект – «Пракрити». Пуруша и Пракрити, таким образом, вводятся в существование одновременно посредством деятельности Майа-шакти.
Пуруша является, фактически, само-ограниченной и нечистой формой Божественного Переживающего (пара-праматы). Позволяя самому себе быть скрытым и пойманным в ловушку Майей, и ее пятерным потомством (канчуками), Божественный Переживающий приходит к принятию формы Пуруши. Однако, следует помнить, что, принимая эту форму, он не подвергается никакому изменению в самом себе; он остается таким же, каким всегда является – Божественным Переживающим в своей сущности.
Майа, которая окутывает и затмевает его, также заключает в себе вместе с затмеванием процесс размножения и дифференциации (установления различий), так что, когда он позволяет самому себе быть окутанным Майей, он появляется не как один Пуруша, а как бесконечно большое количество пуруш, причем, все они ощущают себя отличающимися и отделенными один от другого.
Одновременно с проявлением Пуруши проявляется и Пракрити. Так как количество пуруш, проявленных этим процессом, неограниченно, то и количество пракрити также является неограниченным, так что существует одна Пракрити для каждого Пуруши.
Переживание Пракрити со стороны Пуруши – это переживание, в котором нет никакого специфического ощущения какого бы то ни было вида. Основанием для этого взгляда является то, что Пуруша в этой стадии под затмевающей силой Майи пребывает в состоянии глубокого сна. Он не имеет ощущения «Я». В отсутствии какого бы то ни было самопереживания как «Я», он не может иметь ясного и определенного объективного переживания чего бы то ни было. Поэтому у него есть лишь смутное и неопределенное переживание Пракрити, и по этой причине Пракрити также называется «бхогасаманйа» для Пуруши.
В следующей стадии, когда пракрити движима Анантой (повелителем области Пракрити), она производит все специфические переживания для Пуруши, или в виде объектов (карйа), или в виде средств (карана), посредством которых эти объекты переживаются, или в виде их обоих. Процесс, следуя которому эти средства и объекты переживания вступают в проявление из Пракрити, является очень во многом таким же, как и принятый в системе Санкхйа. Существуют, конечно, незначительные различия в деталях, которые в основном обусловлены непризнанием Санкхйей чётко очерченной разницы между Вселенским (Универсальным) «Я» и ограниченным «Я», однако процесс, по существу, является тем же самым, как и в классической системе Санкхйа. Потому мы не намерены здесь вдаваться в подробности развертывания двадцати трех таттв из Пракрити.
Таким образом, мы находим Верховного Владыку, проявляющего свою Божественную Свободу, делающим так, что целое творение, включающее тридцать шесть таттв, расположенных в порядке от Садашива-таттвы и вниз до притхви, появляется в нём самом. Так он становится, так сказать, мирозданием, всем творением, по своей свободной и независимой воле.