Андрей Игнатьев
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
*При использовании смартфона, рекомендуем располагать его горизонтально
В мировой религиозно-мистической литературе не найти более откровенного и волнующего текста, чем Йони-тантра. Нигде божественная женственность не воспевается так, как в этом небольшом трактате на санскрите. Являясь важнейшим объектом почитания для многих последователей индуизма из числа шиваитов и шактистов, йони выступает символом Шакти, вселенской энергии, персонифицированной в образе Махадеви (mahādevī) – Великой Богини. По всей Индии можно увидеть каменные изображения йони, часто вместе с лингамом – фаллическим символом Шивы, олицетворением мужского начала. Как правило, это горизонтально расположенная каменная плита круглой или квадратной формы с отверстием посередине, в котором может находиться цилиндрический лингам. Особое развитие культ йони получает в индуистском тантризме, где она воспринимается не только как абстрактный символ, но и как лоно любой женщины, так сказать, йони «в живой форме». Именно практикам почитания женского лона и посвящена Йони-тантра.
Глава первая
oṃ Высшему божеству поклонение!
oṃ Благословенному наставнику поклонение!
Восседающего на вершине Кайласы Бога богов,
наставника мира,
Стала вопрошать Дурга, Дочерь гор,
всегда с улыбкой на лице. (1)
Благословенная Богиня сказала:
Шестьдесят четыре тантры ты создал, о господин.
Средь них главную мне поведай, о состраданья океан! (2)
Благословенный Шива сказал:
Слушай, о Парвати-краса,
это есть наисокровеннейшая тайна.
Но даже мириады раз удерживаемая,
ты желаешь ее услышать. (3)
По своей женской природе, о чаровница,
по-прежнему меня ты вопрошаешь.
Усердно ты должна сохранять то, что она содержит. (4)
[Есть] мантра-питха, янтра-питха и йони-питха,
о Парвати-[богиня],
Из них йони-питха – главная,
это благодаря твоей любви я раскрываю. (5)
Хари, Хара и все прочие боги, производящие
миропроявление, поддержание и разрушение –
Все они из йони рождены, слушай, о Дочерь гор! (6)
Годятся лишь для ада посвящения и мантры тех,
Кто, прибегнув к мантре Шакти,
йони почести не воздает. (7)
Милостью твоей йони я смерть одолел, о Деви.
Твою йони, о Махешани, я денно и нощно созерцаю (8)
И всегда поклоняюсь ей, о Дурга, в лотосе сердца,
о красавица богов!
Чьим сердцем владеет божественное состояние
и состояние героя, (9)
У того без усилий освобождение оказывается на ладони,
о Владычица богов!
Кто, повторяя мантру Шакти, почитает йони, (10)
Тот счастливец, тот мудрец, тот ученый,
тот чтим асурами и богами.
Если Брахма четырьмя устами
даже за сотни мириад кальп (11)
[Величие йони] описать не в силах,
что же говорить о прочих?
Если благодаря счастливой участи [садхака встречает]
«цветущую» женщину, чей ум подобен рыбе, (12)
Тогда, совершив великую пуджу, он достигает мокши.
Приведя прелестную юную женщину,
чуждую отвращенья и стыда, (13)
Нарядно одетую собственную жену или чужую,
пусть усадит ее на мандалу
И, сначала преподнеся виджаю,
пусть благоговейно почитает. (14)
Усадив ее на левое бедро,
пусть ей воздает почести, подобающие куле.
В отверстие йони пусть поместит сандал
и цветок прелестный. (15)
Здесь нет [необходимости]
ни в обряде призвания [божества],
ни в джива-ньясе, ни в мантра-[ньясе].
Угостив [женщину] вином,
пусть начертит полумесяц киноварью (16)
На челе и его же умастит сандалом.
Возложив обе руки на груди,
Пусть сто восемь раз повторяет мантру,
о та, чей лик прекрасен. (17)
Пусть целует щеки и ласкает груди.
Сто восемь или тысячу восемь раз на области йони (18)
Повторив великую мантру, пусть,
исполненный преданности, читает гимн.
Если во время пуджи нет [рядом] гуру,
то наилучший садхака (19)
Пусть самостоятельно совершает пуджу,
и ни к чему раздумья здесь.
Но в присутствии гуру [без его участия совершенная]
пуджа плода не приносит, без сомненья. (20)
Поэтому, предлагая великие усилия,
пусть делает подношение гуру.
По окончанию пуджи подойдя,
пусть [садхака] поклонится области йони (21)
И, преподнеся [на йони] три пригоршни цветов,
затем пусть поклонится собственному гуру. (22)
И пусть великую благодарность выражает,
сложивши ладони, мудрый: (22)
«Увидев обряд почитания йони, я доволен, без сомненья.
Ныне родился я не зря и счастливо живу. (23)
Совершив поклонение великой йони,
ты спас меня из океана ада». (24)
Так в Йони-тантре
заканчивается первая глава.