08.11.2020
0

Поделиться

6. Заключение. Словарь юнгианских терминов.

Если мы сможем примириться с таинственной истиной, что дух есть жизнь тела, видимая изнутри, а тело — внешнее проявление жизни духа, то мы сможем понять, почему стремление превзойти нынешний уровень сознания через принятие бессознательного обязано отдать должное телу и почему признание тела не может вынести философию, которая отрицает его во имя духа.

К.Г. Юнг, «Духовная проблема современного человека».

Марта Грэм однажды сравнила жизнь танцовщицы с жизнью монахини. Мужчина или женщина, каждый должен быть призван, и тот или та, кто отвечает на призыв, живет уединенной жизнью. В жизни профессионального танцора мало места для чего-либо, кроме работы.

Объявив о своем уходе со сцены, великий танцовщик Эрик Брун подытожил свои чувства по поводу своей двадцатишестилетней карьеры следующим образом:

Это была долгая любовь, такая страстная, что она отняла у меня все время. Будучи старомодным, у меня не было времени на очередную интрижку. Это был роман любви и ненависти, который продолжается и продолжается. Теперь это прекратилось. Я чувствую облегчение. У меня есть свобода, которую я не знал и не хотел до сих пор.[19]

Мне кажется, что профессиональные танцоры, как средневековый жонглер Варнава, являются членами рудиментарного религиозного ордена. Они служат великой матери в ее многочисленных формах: они принадлежат ей, и через них течет ее природная мудрость, ее энергия. В них она преображается; ею преображаются и они. Принимать энергию земли, природы и посылать ее на небеса, чтобы встать с поднятыми руками, чтобы принять духовную энергию солнца, позволяя ей течь через тело, чтобы принести свой оплодотворяющий дух вниз к пробужденной земле — вот служение танцора.

Но как насчет мирян? Жрецы и жрицы — не единственные люди, которые служат таким образом. Профессионалы могут выступать в качестве посредников, примеров служения, но миряне также поклоняются и могут также служить. Как зрители, да, чтобы засвидетельствовать исполнение обрядов, но теперь многие просят принять участие в самой службе, давая если не полное посвящение, то по крайней мере больше, чем пассивное свидетельство. Многое может быть приобретено и дано индивидуумами, которые научатся познавать и использовать свое тело сознательно. Они тоже могут испытывать радость и трудности, будучи медиумом через которую божественная энергия может как трансформировать, так и сама трансформироваться.

Что это значит для глубинной психологии?

В своем комментарии к Кундалини-йоге Юнг красноречиво говорит о важности безопасного рождения в мире реальности.

Вы должны верить в этот мир, пускать корни, делать все, что в ваших силах, даже если вам приходится верить в самые абсурдные вещи — например, верить, что этот мир очень определенен, что абсолютно важно, будет ли заключен такой-то договор или нет. Это может быть совершенно бесполезно, но вы должны верить в это, должны сделать это почти религиозным убеждением, просто для того, чтобы поставить свою подпись под договором, так сказать, чтобы этот след остался от вас. Ибо вам следует оставить какой-то след в этом мире, что-то, что уведомляет мир, что вы были здесь. Если ничего подобного не происходит, значит, вы не осознали себя.[20]

Если человек не рождается в этом мире, если он остается подвешенным в плероме, если он не чувствует себя дома в своем собственном теле, он должен в какой-то момент вернуться к началу, к тому месту, где тело и психика идентичны, и посадить свое психическое семя в землю тела. Фундаментальное соединение этого мира и другого мира должно произойти. Именно этому процессу, как я полагаю, может способствовать и, в конечном счете, является целью вовлечение человека в физическую активность.

В ходе терапии, таким образом, иногда уместно поддерживать намеки от психики для такого заземляющего импульса, чтобы поощрять некоторую физическую дисциплину.

Молодой человек, еще не утвердившийся в жизни, некоторое время работал со мной аналитически. Вместе нам в какой-то мере удалось внедрить его в реальность. Тем не менее, часы, проведенные с ним, были отмечены проявлениями интенсивной физической энергии: трение глаз, быстрое постукивание ногой, расхаживание и так далее. Мы часто говорили об этой сдерживаемой энергии, но он избегал иметь с ней дело, он только хотел работать над своими мечтами.

Стало ясно, что ему нужна некоторая физическая активность, чтобы направить ритмичный импульс, который пульсировал в нем. Его сны были наполнены образами рукопашной схватки с внутренними мужскими фигурами, которые, как я понял, означали, что бессознательное вело его к сознательной интеграции его хтонической мужской энергии, его быка. Я предложила ему пройти курс каратэ или айкидо, которые являются высокодисциплинированными, ритуальными формами восточных боевых искусств, но безрезультатно. Я не могла даже подвести его лошадь к воде, не говоря уже о том, чтобы напоить ее. Я могла только указать на то, что где-то там может быть источник.

Тем временем сработали его собственные инстинкты. Они знали свою цель, и после изучения нескольких возможностей он сам, наконец, нашел правильный ответ: бальные танцы. Он начал посещать занятия два-три раза в неделю, как в частном порядке, так и в группе. Он сделал это, проходя полный курс инженерной подготовки, а затем и работая полный рабочий день.

Этот человек — непрофессиональный танцор. Богиня не требовала, чтобы он служил ей превыше всех остальных. Танец, с его тщательной тренировкой и сильным ритмическим вовлечением, дисциплинировал и укреплял его тело и значительно усилил его эго. Его мощный заряд энергии был использован, преобразован, чтобы служить его потребностям. Его личность стала более безопасной и податливой, и он развил гибкую личность, с которой он мог общаться с внешним миром. Особое преимущество бальных танцев заключалось в том, что они помогали ему научиться танцевать с другим человеком. С самого первого дня, когда он приступил к анализу, его главной заботой было иметь возможность общаться с женщинами, и в этом он тоже преуспел, вскоре после своей вылазки на танцпол он женился. Вот как выглядит трансформация.

Физическая подготовка отнимает слишком много времени для аналитического часа. Однако существует множество способов вовлечения тела в сеанс. Пристальное наблюдение за осанкой, областями мышечного напряжения, локализованной и общей физической активностью, выражением лица и т.д. Они помогают эго осознать свое тело. Кроме того, тело само по себе является огромным источником усилительного материала для перевода образов из бессознательного на повседневный язык. Но настоящая телесная работа, последовательный, кропотливый процесс дифференциации и пробуждения тела, по моему опыту, должна выполняться отдельно, вне консультационной комнаты.

На арене физической подготовки человек учится на практике. В аналитический час человек пытается выяснить, что означает действие психологически и символически. Это разделение необходимо для того, чтобы не застрять в конкретной телесности, чтобы привести тело к сознанию, а не утонуть в его темноте.

В конечном счете, если цель состоит в том, чтобы стать более сознательным, физический опыт должен вырасти за пределы буквального и превратиться в психологическое знание. После того, как вы посадили семя дерева в землю, вы должны помочь ему подняться к свету.

Здесь дерево служит пищей для пламени, для духа. Все видимое должно вырасти за пределы самого себя, распространиться в область невидимого. Тем самым оно получает свое истинное посвящение и ясность и прочно укореняется в космическом порядке.[21]

Словарь Юнгианских Терминов

Активное воображение. Процесс, посредством которого человек сознательно взаимодействует с содержимым бессознательного, посредством рисования или живописи, письма, скульптуры, танца и т.д.

Анима (лат. «душа»). Бессознательная, женская сторона личности мужчины, внутренняя женщина, олицетворяемая в сновидениях образами, варьирующимися от проститутки и соблазнительницы до духовного наставника (Софии). Она — принцип Эроса в психике мужчины.

Анимус (лат. «дух»). Бессознательная, мужская сторона женской личности. Он олицетворяет принцип Логоса. Анимус функционирует в позитивном смысле как мост между эго женщины и ее собственными творческими ресурсами в бессознательном.

Архетипы. Сами по себе они непредставимы, но их последствия проявляются в сознании в виде архетипических образов и идей, универсальных паттернов или мотивов, которые приходят из коллективного бессознательного и составляют основное содержание религий, мифологий, легенд и сказок.

Ассоциация. Спонтанный поток взаимосвязанных мыслей и образов вокруг определенной идеи, детерминированный бессознательными связями.

Комплекс. Эмоционально заряженная группа идей или образов. В основе комплекса лежит архетип или архетипический образ (см. выше).

Coniunctio. Сближение противоположностей.

Эго. Центральный комплекс в области сознания. Сильное эго может объективно соотноситься с активированными содержаниями бессознательного (другими комплексами), а не отождествляться с ними. Отождествление с комплексом проявляется как состояние одержимости.

Чувство. Одна из четырех психических функций в типологической модели Юнга. Это рациональная функция (как и мышление), которая оценивает ценность отношения и ситуации. Чувствующая функция отличается от эмоционального аффекта, который обусловлен активированным комплексом.

Индивидуация. Осознанное понимание своей уникальной психологической реальности, включающей как сильные, так и слабые стороны. Она ведет к переживанию «Я» (см. ниже)

Инфляция. Психологическое состояние, в котором человек имеет нереально высокую или низкую (отрицательную инфляцию) самооценку.

Интуиция. Одна из четырех психических функций. Это иррациональная функция, которая говорит нам о возможностях, присущих настоящему. В отличие от ощущения (функции, которая воспринимает непосредственную реальность через физические чувства), интуиция воспринимает через бессознательное (например, вспышки озарения неизвестного происхождения).

Мандала. Четырехкратная структура или изображение.

Persona (лат. «маска актера»). Социальная роль человека, вытекающая из ожиданий общества и раннего обучения.

Проекция. Процесс, посредством которого бессознательное качество или характеристика себя воспринимается и реагирует на внешний объект или человека.

Личность. Архетип целостности и регулирующий центр психики. Она переживается как трансперсональная сила (например, Бог), которая превосходит эго.

Тень. Бессознательная часть личности характеризуется чертами и установками, как положительными, так и отрицательными, которые сознательное эго склонно отвергать или игнорировать. Обычно она проявляется в сновидениях лицами того же пола, что и сновидящий.

Символ. Самое лучшее выражение для чего-то принципиально неизвестного. Символическое мышление нелинейно, ориентировано на правое полушарие; оно дополняет логическое, линейное, левополушарное мышление.

Трансцендентная функция. Примиряющяя «третья», которая возникает из бессознательного в форме символа или нового отношения после того, как в сознании были удержаны конфликтующие противоположности.

Перенос-контрперенос. Частные случаи проекции, обычно используемые для описания бессознательных, эмоциональных связей, возникающих между двумя людьми в терапевтических отношениях.

Библиография

American Heritage Dictionary. William Morris, ed. Boston: Houghton Mifflin Co., 1969.

Armitage, Merle. Martha Graham. Reprint. New York: Dance Horizons, 1966.

Boston Women’s Health Book Collective. Our Bodies, Ourselves. New York: Simon and Schuster, 1971.

Bührmann, M. Vera. Living in Two Worlds: Communication Between a White Healer and Her Black Counterparts. Wilmette, IL: Chiron Publications, 1986.

Cohen, Selma Jeanne, ed. Doris Humphrey: An Artist First. Middletown: Wesleyan University Press, 1972.

_____. The Modern Dance: Seven Statements of Belief. Middletown: Wesleyan University Press, 1965.

Como, William. Raoul Gelabert’s Anatomy for the Dancer. 2 vols. New York: Dance Magazine, 1964.

Cunningham, Merce. Changes: Notes on Choreography. New York: Something Else Press, 1968.

Davidson, H.R. Ellis. Gods and Myths of Northern Europe. Middlesex: Penguin Books, 1964.

deMille, Agnes. Dance to the Piper. Boston: Little Brown & Co., 1952.

Duncan, Irma. Duncan Dancer. Middletown: Wesleyan University Press, 1965.

_____. The Technique of Isadora Duncan. Reprint. New York: Dance Horizons, 1970.

Duncan, Isadora. My Life. New York: Liverwright Press, 1955.

Edinger, Edward F. Anatomy of the Psyche: Alchemical Symbolism in Psychotherapy. La Salle, IL: Open Court, 1985.

_____. The Creation of Consciousness: Jung’s Myth for Modern Man. Toronto: Inner City Books, 1984.

_____. Ego and Archetype. Baltimore: Pelican Books, 1973.

Eliade, Mircea. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy (Bollingen Series LXXVI). Trans. Willard R. Trask. Princeton: Princeton University Press, 1961.

Eliot, T.S. «Burnt Norton,» in Four Quartets. London: Faber and Faber, 1936.

Emerson, Ralph Waldo. The Collected Works of Ralph Waldo Emerson, vol. 3 (Essays: Second Series). Cambridge, MA: Belknap Press, 1983.

Evans, Richard I. Conversations with Carl Jung. Princeton: Van Nostrand Co., 1964.

Feinstein Martin, ed. Martha Graham Dance Company. Souvenir Program. New York: Hurok Publications, 1966.

Fergusson, Erna. Dancing Gods: Indian Ceremonies of New Mexico and Arizona. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1966.

Fonteyn, Margot. Autobiography. New York: Alfred A. Knopf, 1976.

Frazer, James G. The Golden Bough. Abridged ed. New York: Macmillan, 1951.

Graham, Martha. The Notebooks of Martha Graham. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1973.

Graves, Robert. The Greek Myths. 2 vols. Baltimore: Penguin Books, 1955.

Hamilton, Edith. Mythology. Boston: Little Brown & Co., 1942.

Hannah, Barbara. Encounters with the Soul: Active Imagination as Developed by C.G. Jung. Santa Monica: Sigo Press, 1981.

_____. Jung: His Life and Work. New York: G.P. Putnam’s Sons, 1976.

_____. Striving Towards Wholeness. New York: G.P. Putnam’s Sons, 1971.

Harding, Esther. Psychic Energy: Its Source and its Transformation (Bollingen Series X). 2nd. ed. Princeton: Princeton University Press, 1963.

_____. The Way of All Women. New York: G.P. Putnam’s Sons, 1970.

_____. Woman’s Mysteries. New York: G.P. Putnam’s Sons, 1971.

Humphrey, Doris. The Art of Making Dances. New York: Grove Press, Inc., 1959.

Jung, C.G. The Collected Works (Bollingen Series XX). 20 vols. Trans. R. F. C. Hull. Ed. H. Read, M. Fordham, G. Adler, Wm.

McGuire. Princeton: Princeton University Press, 1953-1979.

_____. Kundalini Yoga. In Spring 1975 (Lectures 1 & 2) and Spring 1976 (Lectures 3 & 4).

_____. Letters (Bollingen Series XCV). 2 vols. Princeton: Princeton University Press, 1973.

_____. Man and His Symbols. New York: Doubleday & Co., 1968.

_____. Memories, Dreams, Reflections. New York: Pantheon Books, 1961.

_____. Modern Man in Search of a Soul. Trans. W.S. Dell and Cary F. Baynes. New York: Harcourt Brace & Co., 1933.

_____. Nietzsche’s Zarathustra (Bollingen Series XCIX). 2 vols. Ed. James L. Jarrett. Princeton: Princeton University Press, 1988.

_____. The Visions Seminars. 2 vols. Zurich: Spring Publications, 1976.

Jung, Emma, and von Franz, Marie-Louise. The Grail Legend. Trans. Andrea Dykes. 2nd ed. Boston: Sigo Press, 1986.

Kahn, Fritz. The Human Body. New York: Random House, 1965.

Kendall, Elizabeth. Where She Danced. New York: Alfred A. Knopf, 1979.

Larousse Encyclopedia of Mythology. New York: Prometheus Press, 1959.

Leatherman, Le Roy, and Swope, Martha. Martha Graham: Portrait of a Lady as an Artist. New York: Alfred A. Knopf, 1966.

Lilly, John C. The Center of the Cyclone: An Autobiography of Inner Space. New York: Bantam Press, 1972.

Lowen, Alexander. The Betrayal of the Body. New York: Collier Books, 1969.

Lyle, Cynthia. Dancers on Dancing (A Book of Interviews). New York: Sterling Publishing Co., Inc., 1977.

Magriel, Paul, ed. Isadora Duncan. New York: Henry Holt & Co., 1947.

Martin, John. John Martin’s Book of the Dance. New York: Tudor Publishing Co., 1963.

_____. The Modern Dance. New York: Dance Horizons, 1965.

Maynard, Olga. American Modern Dancers. Boston: Little Brown, 1965.

Mazo, Joseph H. Prime Movers: The Makers of Modern Dance in America. New York: William Morrow & Co., Inc., 1977.

McDonagh, Don. Martha Graham. New York: Prager, 1973.

McNeely, Deldon Anne. Touching: Body Therapy and Depth Psychology. Toronto: Inner City Books, Toronto, 1987.

Mensendieck, Bess. Look Better, Feel Better. New York: Harper Bros., 1954.

Morgan, Barbara. Martha Graham: Sixteen Dances in Photographs. Revised ed. Dobbs Ferry: Morgan & Morgan, 1980.

Neumann, Erich. The Great Mother (Bollingen Series XLVII). 2nd ed. Trans. Ralph Manheim. Princeton: Princeton University Press, 1972.

_____. «The Moon and Matriarchal Consciousness.» In Fathers and Mothers. Zurich: Spring Publications, 1973.

_____. The Origins and History of Consciousness (Bollingen Series XLII). Trans. R.F.C. Hull. New York: Pantheon, 1954.

Onians, Richard B. The Origins of European Thought. Reprint. New York: The Arno Press, 1973.

Otto, Walter F. Dionysus: Myth and Cult. Trans. R.B. Palmer. Bloomington: Indiana University Press, 1965.

_____. Menschengestalt und Tanz. München: Hermann Rinn Verlag, 1956.

Pritchard, James B., ed. The Ancient Near East, vol. 1. Princeton: Princeton University Press, 1958.

Purce, Jill. The Mystic Spiral: Journey of the Soul. New York: Avon Books, 1974.

Rose, Stephen, producer. A Touch of Sensitivity. Broadcast transcript. Boston: WGBH-TV, 1980.

Sachs, Curt. World History of the Dance. Trans. Bessie Schönberg. New York: W.W. Norton, 1937.

Sechehaye, Marguerite. Autobiography of a Schizophrenic Girl. New York: Signet Books, 1970.

Siegel, Marcia. Watching the Dance Go By. Boston: Houghton Mifflin Co., 1977.

Snyder, James. Medieval Art. New York: Harry N. Abrams, Inc., 1989.

Sorel, Walter, ed. and trans. The Mary Wigman Book. Middletown: Wesleyan University Press, 1966.

St. Denis, Ruth. An Unfinished Life. New York: Harper Bros., 1939.

van der Post, Laurens. A Mantis Carol. New York: William Morrow & Co., 1976.

von Franz, Marie-Louise. A Psychological Study of the Golden Ass of Apuleius. New York: Spring Publications, 1970.

_____. C.G. Jung: His Myth in Our Time. Trans. William H. Kennedy, New York: G.P. Putnam’s Sons, 1975.

_____. The Feminine in Fairy Tales. New York: Spring Publications, 1972.

_____. Number and Time. Trans. William H. Kennedy. Evanston: Northwestern University Press, 1974.

_____. Projection and Re-Collection in Jungian Psychology: Reflections of the Soul. Trans. William H. Kennedy. La Salle, II: Open Court, 1980.

_____. Time: Rhythm and Repose. London: Thames and Hudson, 1978.

Wigman, Mary. The Language of Dance. Trans. Walter Sorel. Middletown: Wesleyan University Press, 1966.

Wilhelm, Richard, trans. The I Ching or Book of Changes (Bollingen Series XIX). 3rd ed. Trans. into English by Cary F. Baynes. Princeton: Princeton University Press, 1967.

Woodman, Marion. Addiction to Perfection: The Still Unravished Bride. Toronto: Inner City Books, 1982.

_____. The Owl Was a Baker’s Daughter: Obesity, Anorexia Nervosa and the Repressed Feminine. Toronto: Inner City Books, 1980.

_____. The Pregnant Virgin: A Process of Psychological Transformation. Toronto: Inner City Books, 1985.

Wosien, Maria-Gabriele. The Sacred Dance: Encounter with the Gods. London: Thames and Hudson, 1974.

Zimmer, Heinrich. Myths and Symbols in Indian Art and Civilization (Bollingen Series VI). Ed. Joseph Campbell. Princeton: Princeton University Press, 1974.

[1] «О психической энергии», Структура и динамика психики, КР 8, абз. 83-84, 88.[2] Число и время, с. 157-158.[3] Там же, особенно главы 4-7.[4] См. «Аксиому Марии Пророчицы», центральный постулат алхимии: «один становится двумя, два становятся тремя, и из третьего возникает один как четвертый.» (Юнг, Психология и Алхимия, стр. 26)[5] Там же, стр.27.[6] Там же, стр.52.[7] Там же, стр.171.[8] «Творческая Мана, сила исцеления и плодородия, «необычайно мощная» [имеет] эквиваленты в мифологии и в снах [таких как], упомяну лишь некоторые из них, бык, осел, гранат, йони, козел, молния, копыто лошади, танец, магическое сосуществование в колее и менструальная жидкость. В основе всех этих аналогий лежит архетипический образ, характер которого трудно определить, но ближайшим психологическим эквивалентом которого является, возможно, примитивный символ маны.» (Юнг «Практическое использование анализа снов», Практика психотерапии, КР 16, абз. 340)[9] Юнг, Письма, с. 384 (Отцу Виктору Уайту, Октябрь 1945 г.).[10] Юнг, Символы трансформации, абз. 197.[11] Курт Сакс, Всемирная история танца, стр. 25 [цитируя Бека, Die Ekstase (Sachsa, 1906), стр. 10.][12] Мирча Элиаде, Шаманизм, С. 174 сл.[13] «Сова была раньше дочкой пекаря», стр.111 сл.[14] Дионис: миф и культ, стр. 81.[15] Мартина ван Хамель, прима-балерина, Американский театр балета, цитируется в Синтии Лайл, Танцоры в танце, стр. 12.[16] Виолетт Верди, прима-балерина, New York City Ballet, там же, стр. 62.[17] Джудит Джемисон, солистка Alvin Ailey Co., Там же, стр. 97.[18] Юнг, Mysterium Coniunctionis, КР 14, абз. 774.[19] Цитируется Анной Киссельгофф, New York Times, 1971.[20] Весна 1975 г., стр. 21-22.[21] Ричард Вильгельм, перевод, И Цзин или Книга Перемен, гексаграмма 50, «Котел», с. 50.