Алистер Кроули и Девид Карвен. История.
Предисловие редактора
[…] Я настрадался с Вами столько, сколько ни с кем другим. Я бы избавился от Вас давным-давно, если бы не был уверен — не могу сказать, почему — что Вам суждено было сыграть важные роли в этой необыкновенной драме.
—Алистер Кроули Дэвиду Карвену, 5 декабря 1945 года.
К сентябрю 1944 года жизнь Алистера Кроули(1875-1947) вошла в завершающую фазу. Так и оставшись банкротом, он постоянно нуждался в финансовой помощи от друзей и учеников, а его здоровье ухудшилось от частого бронхита с астмой и последствий его многолетней героиновой зависимости. Опасность бомбардировок и трудности жизни в Лондоне во время войны вынудили его покинуть английскую столицу ради безопасности — в провинцию, в приют в Белл Инн, в Бакингемшире. Затем, с 1945 года и до своей смерти 1 декабря 1947 года он арендовал номера в Незервуд, очаровательном гостевом доме на холме с видом на Гастингс. Лихой, возмутительный и странствующий маг, самоназванный “великий зверь 666” постепенно превращается в стареющего джентльмена, спокойно доживающего оставшиеся ему дни в комфортных загородных окрестностях, вдали от внимания средств массовой информации, конфликтов и скандалов.
Это не означает, однако, что Кроули перестал чем-нибудь заниматься. Наоборот, он был активен как никогда, и недавно вышла его монументальная и широкоизданная «Книга Тота» (1944), он занимался различными проектами, в том числе «Алистер Объясняет Все», где он выбрал написанные ему письма, в которых обобщил знания, которые он скопил за всю жизнь постоянных исследований и практики различных эзотерических систем. Его работа прерывалась лишь постоянным потоком посетителей, случайной игрой в шахматы и ведением обширной переписки.
Один из тех, кто написал Кроули в 1944 году, был житель Лондона средних лет по имени Дэвид Карвен (1893-1984). Карвен представился учеником, давно занимающимся по книгам Кроули, который также изучал элементы так называемого Бхайрави Дикшу от учителя индуса в течение шести лет учебы. В своем первом письме к Кроули Карвен заявил прямо, что он стремится стать очевидцем реальных магических ритуалов, и спросил Кроули, руководил ли он Школой Оккультизма, и если это так, возможно ли ему присоединиться к ней. Любопытный обмен письмами, который завязался между ними резко изменил свой характер на протяжении трех лет, которые последовали. То, что начиналось с травли горе-учеником его предполагаемого учителя со всеми видами детальныых вопросов, постепенно переросло в обмен мнениями, в котором Кроули стремился изучить знания Карвена по тантрической практике и применению Амриты1. Пошатнувшееся здоровье Кроули, несомненно, явилось стимулом для его интереса к тому, что Карвен знал о теоретических и практических аспектах Амриты, но тема была также напрямую связана с тайнами сексуальной магии, которые хранились в Святилище Гнозиса О.Т.О.
Кроули был явно поражен знаниями Карвена и заявил в письме Кеннету Гранту, что “Карвен знает в 100 раз больше того, что я могу в тантре. Но я этого не советую”2 — эта короткая оценка знаний Карвена по тантре весьма показательна, ибо Кроули не привык хвалить других, особенно когда дело доходило до духовных вопросов. Есть, правда, и другая сторона переписки, характеризующаяся сомнениями и подозрениями, особенно со стороны Карвена, к которому Кроули уже обращался в своем письме от 23 сентября 1944 года:
В то же время могу сказать, что я не оптимистичен. Есть что-то постоянно недовольное и враждебное в Вашем отношении, которое имеет тенденцию к тому, чтобы заставить людей ненавидеть Вас. Нет смысла в том, чтобы злиться из-за уже давно произошедшего.
_______________________
1. Амрита (с санскрита “то, что является бессмертным”)обычно переводится, как нектар или напиток богов, который дает бессмертие. Кроули использует Амриту в качестве синонима для эликсира IX°, т. е. сочетание мужских и женских половых жидкостей. См. примечание 135 к письмам.
2. Письмо, Алистера Кроули Кеннету Гранту, Весеннее Равноденствие 1946, цитируемое в «Кеннет Грант. Вспоминая Алистера Кроули» (London: Skoob Books Ltd., 1991), стр. 47.
Недоверие Карвена вышо на первый план после того, как он был инициирован в ІХ° 6 декабря 1945 года, и он после жаловался, что он почувствовал себя “идиотом” и что его “поимели”. Он поставил под сомнение, что О.Т.О. действительно существовал как активная организация и высказал Кроули, что Луи Уилкинсон (1881-1966), который выступал в качестве свидетеля по IX° Карвена, казалось, отвечал невнятно, когда его спросили об О.Т.О.:
Что касается д-ра Уилкинсона, я даже не знаю, что и думать. Как брат IX° О.Т. О., он отвечал на редкость невнятно на большинство прямых вопросов, которые я задавал ему. Не порицайте меня, что у меня есть странное чувство, будто он вел себя, как простофиля; что он всего лишь исполнял роль, отведенную ему.3
Оценка Карвена Уилкинсона была болезненно точна: по приказу Кроули, он принял присягу на IX° накануне посвящения Карвена специально, чтобы он мог выступать в качестве свидетеля до начала церемонии. Карвен также предположил, что О.Т.О. не существовало в качестве оперативной организации, и он был не так далек от истины. Была активная ложа в Калифорнии, но это не утешало Карвена, который неоднократно просил Кроули познакомить с ним других членов О.Т.О. Это была просьба, которую Кроули был не способен удовлетворить, как не было и ложи в Англии в то время, лишь несколько людей, которые идентифицировали себя, как члены ордена.
Кроме того, Карвен давил на Кроули по поводу документальных свидетельств о том, что в качестве члена ІХ° он будет иметь долю в делах Суверенного Святилища. Согласно “Манифесту О.Т.О.” члены ІХ° “становились частичными собственниками поместий и вещей Ордена”4 и в “Liber Cl” объявлено, что обязанностью каждого члена,“которые обладают месторождениями, землей или домами больше, чем они могут постоянно занимать, должны пожертвовать часть таких месторождений или земли, а также один или несколько таких домов для Ордена”.5 Сам Кроули пожертвовал дом в Болескине для попечителей Верховного Совета О.Т.О в Великобритании в 1914 г., хотя финансово это было бесмысленно, так как дом был полностью под залогом. Уилфред Т. Смит (1885-1957) пожертвовал свой дом в Норд-Ванкувере для нескольких соратников из О.Т.О., а также обществу “Rex Summus Sanctissimus of the Church of Thelema” принадлежит земельный участок в Калифорнии, подаренный Луи Т. Каллингом (1894-1973) в начале 1930-х годов. Каллинг имел земельный участок 120 соток, но не мог платить такие налоги и в итоге в его владении оказалось 80 соток, из которых половину он пожертвовал обществу, которое владело землей до тех пор, пока участок не был продан в конце 1970-х годов. Однако, никакая из этой недвижимости не была под контролем Кроули в 1945 году, так что не было никаких документов, которые он мог бы показать Карвену.6
Пожалуй, наибольшее разочарование Карвена было в тайнах сексуальной магии, которые он получил и почувствовал, что он не узнал ничего нового, кроме того, что ему было “известно в течение многих лет из секретов Амриты”7. Кроули возразил, заявив, что “Вы можете получить полную отдачу только от опыта, а опыт приходит с практикой”8. В своем предпоследнем письме к Карвену Кроули ответил на обвинения в том, что главная тайна О.Т.О. была “бесполезным куском информации” и вновь заявил о важности практического опыта: “нельзя судить о ее ценности до тех пор, пока вы ее не проверили, чего, по Вашим словам, Вы не сделали”9.
___________________
3. Письмо Дэвида Карвена Алистеру Кроули от 21 декабря 1945 года. Это письмо, как и вся другая известная переписка, произошедшая между Карвеном и Кроули, располагается в настоящем томе.
4. [Алистер Кроули], “Liber LII: Манифест O.T.O.,” в Равнденствии III (1) (Detroit: Universal Publishing Company, 1919) стр. 205.
5. [Алистер Кроули], “Liber Cl: Открытое письмо желающим вступить в Орден,” в Равноденствии 111(1) (1919) стр. 212.
6. Мартин П.Старр Генрику Богдану, 2 июля 2010 года.
7. Письмо Дэвида Карвена Алистеру Кроули от 21 декабря 1945 года.
8. Письмо Алистера Кроули Дэвиду Карвену от 22 января 1945 года.
9.Письмо Алистера Кроули Дэвиду Карвену от 10 мая 1947 годаLetter, Aleister Crowley to David Curwen, May 10, 1947.
Впервые Кроули столкнулся с сексуальной магией будучи вовлеченным в Ordo Templi Orientis (“Орден Восточных Тамплиеров:” О.Т.О.). О.Т.О. являлся свободной формой масонства, (которое признавало как мужчин, так и женщин) основаннный в Германии между 1906 и 1912 годами, частично на основе масонской хартии, выданной Джоном Яркером (1833-1913) в 1902 г. Теодору Ройссу (1855-1923).10 Ройсс и Яркер оба были активны в мире, так называемого “околомасонства”, который включал различные формы неортодоксальности и так называемые нетипично высокие степени масонства.11 Сутью основания О.Т.О, кажется, было создание Масонской Академии или колледжа Ритуалов, в которых большое количество различных масонских ритуалов были собраны в одну систему. По словам Ройсса, главным Cекретом, или секретом Франкмасонства была сексуальная магия, но по тем или иным причинам знание это было утеряно большинством масонских организаций. Этот сексуальный аспект был скрыт от общественности в первые годы О.Т.О., но был открыто провозглашен в 1912 году, в так называемом “юбилейном издании” орденского журнала Oriflamme:
Наш Орден обладает ключом, который открывает все масонские и Герметические тайны, а именно, учение о сексуальной магии, и это учение объясняет все без исключения секреты природы, символику масонства и все системы религий.
Ройсс услышал о Кроули в 1910 году в связи с его широко публикуемой судебной тяжбой. Кроули издал тайные ритуалы Герметического ордена Золотой Зари в его, издаваемом два раза в год, «Равноденствии», и он объявил, что мартовский выпуск 1910 года будет содержать вторые, или внутренние, орденские ритуалы. Самуэль Лидделл МакГрегор Мазерс (1854-1918), тогдашний глава Золотой Зари (или, скорее, его остатков в виде ордена Альфы и Омеги), пытался сдерживать публикации, судясь с Кроули. Согласно автобиографии Кроули, он получал письма со всей Европы в результате этого суда, и много почетных степеней из ряда эзотерических организаций.
__________________
10. Ранняя история О.Т.О остается под вопросом. См. Марко Паси, «Орден Восточного Храма», в Словаре Гнозиса и Западного Эзотеризма, ed. Wouter J. Hanegraaff, et al., (Leiden: Brill Academic Publishers, 2005), стр. 898-906. Согласно Паси, О.Т.О. был основан только в 1912 году. Этого мнения придерживается также А.П. Эберхардт, Von den Winkellogen Deutschlands (Leipzig: Druck und Verlag von Bruno Zechel, 1914), стр. 99-101.
11. См. Эллик Хоуи, «Франкмасонство в Англии, 1870-85″, in Ars Quatuor Coronatorum 85 (1973), стр. 242-280; Эллик Хоуи и Хельмут Мюллер, “Теодор Ройсс: Нестандартное франкмасонство в Германии, 1900-23,» in Ars Quatuor Coronatorum 91 (1979), стр. 28-42.
12. Цитируется в книге Франциса Кинга «Ритуальная магия в Англии(с 1887 и до наших дней)» (London: Neville Spearman, 1970), стр. 119. Оригинальная цитата на немецком звучит так: “Unser Orden besitzt den Schlussel, der alle maurer.’. und hermetischen Geheimnisse erschliefit, es ist die Lehre von der Sexual- Magie, und diese Lehre erklart restlos alle Ratsel der Natur, alle freimaure- rische Symbolik, und alle Religions-Systeme.” Der Ordensmeister [Теодор Райсс], “Unser Orden,” in Jubilceums-Ausgabe Der Oriflamme, No. VII (Сентябрь 1912), стр. 21.
Один из тех, кто связался с Кроули, был Ройсс, который позвал его в Лондон и даровал ему VIIо О.Т.О. Кроули, видимо, был не слишком впечатлен Ройссом, и мало думал об этой степени.13 Однако, спустя несколько лет Ройсс появился на пороге Кроули и обвинил его в разоблачении тайн ордена в одной из его опубликованных книг — «Книге лжи» (1913). Кроули отрицал, что он сделал это, на том основании, что он не был в курсе тайны, которую он смог бы раскрыть. После удаления части фрагментов из «Книги лжи» Кроули, Ройсс незамедлительно повысил Кроули до IX° и тем самым посвятил его в секрет относительно центральной тайны О.Т.О. По словам Кроули, техники сексуальной магии, показанные ему Ройссом, были в очень грубой форме, и Ройсс имеет ограниченный практический опыт в них. Тем не менее, получив посвящение в тайны О.Т.О. Кроули хотел исследовать сексуальную магию, применяя то, что он считал, было научным методом. В 1914 году Кроули сделал следующее заявление, касающееся сексуальной магии в дневнике Rex DeArte Regia:
С этим Искусством я был ознакомлен в июне [1912] О.H.О[Outer Head of the Order — Внешней Главой Ордена]. Это практиковалось мною бессистемно по [1 января 1914 г.], когда я делал Опыты, записанные отовсюду, которые были связаны с Искусством, были производными от него и параллельны с ним. Таким образом, полученные Знания позволили мне сделать дальнейшие исследования с большей проницательностью и прямотой, так что я мог определенно утверждать, что я произвел определенные результаты по Воле. Например, мой бронхит, который был самым несговорчивым, вылечился за один день. Я получил деньги, когда это было необходимо. Я получил ‘сексуальную-силу и сексуальное-влечение’ настолько много, что в течение нескольких месяцев после этого, я их не терял. Лучше всего мне удалось возбудить мою творческую силу и мою волшебную интуицию, так что большая часть очень огромной работы, проделанной мной за все это лето можно считать заслугой исключительно этого Искусства.14
__________________
13. Алистер Кроули «Признания Алистера Кроули», изд. Джоном Симондсом и Кеннетом Грантом (London: Arkana, 1989 [1969]), стр. 628-629.
14. Алистер Кроули «Магические записи Зверя 666», изд. Джоном Симондсом и Кеннетом Грантом (Montreal: Next Step Publications, 1972), стр. 3.
С этого года Кроули экспериментировал с сексуальной магией, и его дневники, опубликованные и неопубликованные, показывают, что он вел тщательный учет многих “операций” с указанием объекта; партнера(ов); качества “эликсира” (сексуальных флюидов); и видимых результатов.15 Использование секса в магических и религиозных ритуалах также установлено принципами Телемы, нового религиозного движения которой Кроули был пророком. Центральный текст Телемы — это текст, известный как Liber Legis (позже переименованный в Liber AL vel Legis) или Книга Закона, которую, как Кроули утверждал, он «получил» в Каире в 1904 году. Телемитские доктрины были включены в пересмотренные ритуалы О.Т.О., о чем Кроули написал в течение своего пребывания в США во время Первой мировой войны. В ноябре 1921 года Кроули провозгласил себя мировым главой О.Т.О., или Внешним Главой Ордена, как это звание официально называлось, и это подтверждается большинством из немногих национальных лидеров О.Т.О. в 1924 году. Сексуальная магия в О.Т.О. изначально приурочена к восьмой и девятой степени. В восьмой степени (Совершенный Понтифик Иллюминатов) дано указание начать практику автосексуальной магии, или мастурбации. В девятой степени (Посвященный Святилища Гнозиса) посвященного учили особой форме магии, которая включает половой акт. В дополнение к этому, Кроули быстро разработал форму сексуальной магии, которая включает анальный секс в новой, одиннадцатой степени. Ряд авторов заявили, что данная степень была гомосексуалисткой степенью, но внимательное прочтение дневников Кроули показывает, что он исполнял эту особую форму сексуальной магии как среди мужчин, так и женщин. В сексуальной магии Кроули простое использование секса было не достаточным. Сексуальная энергия использовалась для зарядки мысленных образов, созданных магом. В определенной степени эта форма магии похожа на так называемую талисманическую магию Золотой Зари, которая направлена на зарядку или создание магических талисманов.16
__________________
15. Записи экспериментов Кроули с сексуальной магией можно найти в «Алистер Кроули, магические записи Зверя 666» (1993), «Магические дневники Алистера Кроули» изд. Стивен Скиннер (Jersey: Neville Spearman, 1979), и в других местах.
16. Однако, использование секса в магических ритуалах не разрешалось в Золотой Заре.
Во время операции, как Кроули называл его акты сексуальной магии, практикующим пришлось сконцентрироваться на конкретном объекте, таком как вдохновение, чтобы писать стихи и создавать мысленные образы, которые могли бы стимулировать экстатический характер ритуала. Кроули, например, представлял себе душ из золота, льющийся над ним в момент оргазма в ритуалах, целью которых было обогащение. Кроме того, психическое состояние практикующего должно быть “возбужденным” или наполнено экстатическим чувством, или энергией, с помощью которой, видимо, Кроули, подключался к сексуальной энергии.17 Кажется, будто Кроули стремился выйти за пределы обычного рационального сознания через эти формы и ритуалы, чтобы достичь слоев сознания, которые обычно недоступны. Обсуждая сексуальную магию в своем дневнике, Кроули заметил:
Союз сознательного разума, причем стабильного, с подсознанием, видимо, необходим для любой Операции, в которой 18 Результат должен быть сформулирован заранее.
Объединение сознания с подсознанием, кажется, было центральным аспектом духовной системы Кроули, так как он, видимо, определил подсознание, как так называемый «Святой Ангел-Хранитель». Одной существенной характеристикой версии сексуальной магии в О.Т.О. было сакраментальное потребление так называемого Эликсира (в девятой степени эликсир состоит из смеси мужских и женских половых жидкостей, собранных из влагалища). Эликсир может также использоваться, чтобы помазать объекты, такие как талисманы, тем самым расширяя их силу, которая была выпущена в момент оргазма. Систематические эксперименты Кроули в сексуальной магии вылились в несколько секретных документов под названием DeArte Magica (1914), Agape vel Liber С velAzoth(1914) и Emblems and Mode of Use (1944). Наверняка, это были те три документа, которые Карвен получил в ответ на его ругань девятой степени 6 декабря 1945 года и которые он позже отклонил как ничтожные, поскольку они не добавляют ничего нового к его знаниям тантрической практики.
★ ★★
17. См. Алистер Кроули, «Возбужденный энтузиазм: Замечания о Теургии» в Равноденствии 1(9) (London: Wieland & Co., March 1913), стр. 17-46, для получения дополнительной информации об этом определенном состоянии ума.
18. Алистер Кроули, Магические записи Зверя 666 (1972), стр.
Хотя Карвен и Кроули вступили в переписку, которая будет длится в течении почти трех лет, и Карвен стал последним человеком, который был посвященным в IX° О. Т .О. при жизни Кроули, было очень мало написано о нем. Он не упоминается ни в одной биографии Кроули, и несколько ссылок, которые у нас есть в других источниках вытекают исключительно из сочинений Кеннета Гранта.19 В ноябре 1944 года Кеннет Грант, которому было тогда 21, написал Кроули и вскоре после этого они встретились, и на короткий срок Грант стал секретарем Кроули. Через несколько недель после посвящения Карвена в ІХ° он спросил Кроули о вступлении в контакт с другими членами О.Т.О., и Кроули подумал, что он должен войти в контакт с Грантом, описывая его принадлежность к “очень молодому поколению”. Карвен произвел неизгладимое впечатление на Гранта: по его собственным записям, он был “посвящен в А(nuttara) А(mnaya), и посвящен в IX° О.Т.О., став братом Ani Abthilal” в 1946 году.20 Ани Abthilal — это, видимо, орденское имя, которое Карвен принял после смерти Кроули, в то время как имя, которое Карвен выбрал в 1945 году, став членом О.Т.О., было Frater A.A.L. 21 Возможно, с учетом конфиденциальности Карвена, Грант использовал Ани Abthilal как псевдоним для Карвена в ссылках, которые он сделал для него в первых двух томах так называемой “Тифонской трилогии”. Лишь в «Вспоминая Алистера Кроули» (1991), опубликованной после смерти Карвена, Грант наконец упомянул его истинное имя.
__________________
19. E.g., Хью Урбан, «Magia Sexualis: Секс, Магия и Свобода в Современном Западном Эзотеризме»(Berkeley: University of California Press), стр. 128.
20. Кеннет Грант, «За сиреневой областью» (London: Starfire Publishing Ltd., 1999), стр. 2. Ani Abthilal — неправильное санскритское название, но оно могло быть получено из элементов санскрита и хинди, и, возможно Бенгали, или даже какого-то Южно-Индийского языка; Ani может иметь много значений, таких, как «острие иглы»; «стержень»; «предел»; «угол дома» (используемый для убийства животных, и др., и это может возможно быть отсылкой к профессии Карвена как меховщика.) Существует также вероятность того, что оно относится к египетскому папирусу Ани. Слово Abthilal как такового не существует в санскрите, но это предположительно может быть что-то вроде составного слова. “Ab” означает “вода” на языке хинди. “Lai” означает “красный” или “дорогая” в хинди и оно может ссылаться на ребенка, в частности, ребенка Кришны, которое имеет смысл, учитывая членство Карвена в ордене Кришны. Или там может быть ошибка транслитерации. Если бы было “abdhi”, а не “abthi”, то была бы разница, так как последняя ничего не значит, но первое означает “море” / “океан” / “водоем”. Так что “abdhilal” может означать “красный океан”.
21. A.A.L. — сокращенная форма «я верю в Бога» на иврите. См. письмо Дэвида Карвена Алистеру Кроули от 10 декабря 1945 года.
Когда я встретился с ним незадолго до смерти Кроули, он был членом IX° О. Т. О. его страсть к алхимии была всепоглощающей; настолько, что он чуть не умер, выпив жидкого золота. Его знания тантры являются значительными. Именно через Карвена я получил, в конце концов, полное посвященияе в весьма малопонятную тантрическую формулу vama marg. Существует документ, касающийся этой формулы, составленный бывшим гуру Карвена по южноиндийской тантре. Это форма обширного комментария к древнему тексту школы Каула. Карвен дал Кроули копию. В нем появились негативные попытки критики Кроули в приготовлении Эликсира Жизни. Кроули против этого настрочил следующее: “Он не видел моего манускрипта по теме. Но ведь он — безотказный !” Но Кроули это не очень удалось, и это не удивительно. В инструкциях, которые сопровождают высшие степени О.Т.О., отсутствует полное описание важнейшей роли kalas, или психо-сексуальной эманации женщины, выбранной для магических ритуалов.
Комментарии открыли глаза Кроули, и это объясняет некоторые его заботы во время его пребывания в Незервуде. Его увлеченность формулой омоложения. В О.Т.О. отсутствуют некоторые жизненно важные ключи к настоящему секрету магики, которые, как утверждал Кроули, включены в более высокоие степени.
Карвен, несомненно, знал больше об этих вопросах, чем Кроули, а Кроули был в обиде. Kalas, или секрет тантрического suvasini (Багряная женщина, как это называется в мифах Кроули) стал предметом типичной шутки Кроули. Он посоветовал Карвену посетить капитана Джеральда Йорка, который, по словам Кроули, перепродавал бутылки ‘сока suvasini’, более того, в дни Равноденствия он продавал мазь, повышающую сексуальную привлекательность. Карвен последовал совету, и Йорк чуть не умер — от смеха. Йорк рассказал мне позже, что эта история, 22 которую я первоначально слышал от Карвена, была правдой.
__________________
22. Кеннет Грант «Вспоминая Алистера Кроули» (1991), стр.
Образ Карвена, который складывается из работы Гранта, таков, что он являлся адептом тантры, который инициировал Гранта в vama marg, или путь левой руки, и далее, чьи учения составляют основу пересмотренного учения о сексуальной магии, которое Грант излагает в своей «Тифонской трилогии». Эти учения проистекают из неопубликованной машинописи, которую Карвен получил от своего индийского гуру в 1930-е годы., описаны по-разному, например, как “инициированная тантрическая работа по поклонению Верховной Богине Адептом Пути Левой Руки,”23 или “бесценный современный комментарий Каулы по поводу древних тантрических ритуалов.”24 В книге «За сиреневой областью»(1999) Грант продолжает идентифицировать этот текст в качестве комментария к Anandalahari:
С момента публикации «Культов Тени» (1975) мною были проведены дальнейшие исследования в таинства Шри Чакры в связи с Змеиным Огнем и его Тифонийской тайной. Я признателен в этом вопросе моему покойному другу, мистеру Дэвиду Карвену, который сделал доступным для меня современный комментарий древней тантрической работы, Anandalahari. Комментатором был Каула, адепт Anuttara Amnaya, и я желаю отметить этот источник информации в главах 3, 4 и 5. Это мое понимание того, что духовная линия преемственности в лице этот адепта идентична с той, которая проинформировала доктора Карла Кельнера, австрийского масона, который на рубеже девятнадцатого века был ответственен за возрождение Ордена Восточных Тамплиеров25, или О.Т.О.
Ананда Лахари (Волна Радости) — это первая часть тантрического текста Soundarya Lahari, который относится к философу адвайты восьмого века Ади Шанкара. Это гимн хвалы во имя Парвати, супруги Шивы, который включает в себя метафизические размышления. Кроме того, Джеральд Йорк также связывает рукописи с Бхайрави Дикша, с посвящением в тантрические эротико-мистические практики, связанные с женским движением, обобщенно известном, как Йогини.26 Автор рукописи утверждал, что был другом учителя Кроули в Мадуре, Индия,27 но Кроули опроверг это и заявил, что:
__________________
23. Кеннет Грант «Магическое Возрождение» (London: Frederick Muller Ltd., 1972), Признания.
24. Кеннет Грант «Алистер Кроули и Сокрытый Бог» (London: Frederick Muller Ltd., 1973 стр. 2.
25. Кеннет Грнант «За сиреневой областью»(1999), стр. xi.
26. Для обсуждения этого типа тантры, см. Дэвид Гордон Уайт «Поцелуй Йогини: ‘Тантрический секс’ в Южно-азиатском контексте» (Chicago: University of Chicago Press, 2003).
27. Письмо Дэвида Карвена Алистеру Кроули от 1 сентября 1944 года.
Я не понимаю, почему ваш учитель так легкомысленен к фактам. В его письме говорится: “Он некоторое время был учеником брата во время моего пребывания в Мадуре”. Я в Мадуре был лишь в течении трех дней, и не был ни чьим учеником. Однажды утром у меня был случайный разговор на пару часов с местным Камиллой, но там не было 28 никаких предложений по обучению.
Как мы увидим, гуру Карвена был определенно знаком, по крайней мере, с некоторыми из опубликованных работ Кроули, но вряд ли есть хоть доля правды в утверждении, что Кроули был учеником гуру в Мадура. По словам Гранта, Кроули упоминается в рукописи, как не сумевший понять психо-сексуальные техники, но Кроули опроверг эти обвинения:
В бесценном современном Комментарии текста Vama Marg , который несет особую ссылку на Шри Видья в его рецензии Чандра Калы, Кроули упоминается, как так и не сумевший понять истинного характера психо-сексуальных техник, которые он получил через арабское посвящение от Кельнера и Ройсса. В последней записке к печатной копии этого Комментария Кроули отрицает обвинение в недостаточности и добавляет, что комментатор “не видел29 мою рукопись на эту тему.”
Судя по переписке, тантрические рукописи, вероятно, были отправлены вместе с другими документами Кроули 28 августа 1945 года, и Кроули взял большой интерес к этому. В самом деле, он даже послал это своему другу и бывшему ученику Джеральду Йорку, и прокомментировал:
Я посылаю вам в виде отдельных конвертов, отмеченных как конфиденциально, рукопись, которая была прислана мне. Я нашел ее крайне интересной, как только прочел. Я должен попросить Вас позволить мне получить ее обратно, как только Вы прочтете, так как я должен вернуть ее владельцу.30
__________________
28.Письмо Алистера Кроули Дэвиду Карвену от 11 сентября 1945 года.
29. Кеннет Грант «Алистер Кроули и Сокрытый Бог»(1973), стр. 102. Джеральд Йорк отметил, что эта последняя записка была изъята из его копии рукописи: “мой экземпляр не содержат этой последней записки. Я получил его от ? неподалеку от станции метро на Бейкер-стрит, но теперь забыл его имя. Я встретил его с А. К.” последняя записка Джеральда Йорка на стр. 102 в его копии Гранта «Алистер Кроули и Сокрытый Бог», сохранившиеся в Институте Варбурга.
30. Письмо Алистера Кроули Джеральду Йорку от 16 октября 1945 года. Институт Варбурга.
Четыре дня спустя Кроули получил отзыв Йорка на рукопись и ответил:
Спасибо Вам. Я не знаю, кто писал текст, но стиль набора текста очень мне знаком, и я думаю, что это какой-то Бабу(житель Индии, который говорит на ломаном английском — прим. перев.), как Вы сами думаете. Я мог бы дать Вам много информации, но не путем написания, сюжеты, которые эти рукописи рассматривают, являются неподходящими для этой среды. Рукопись одолжил мне мистер Дэвид Карвен, ул. Мелькомбе 7а, Бейкер, N.W.l , но я не уверен, будет ли он рад, что я раскрыл его имя. Он очень любопытный человек. Я совершенно согласен с Вами про трудности в Рукописи. Одной из бед является та, что, как Вы знаете, у индусов есть своя Анатомия. Это Вы точно подметили. Это правда, что из того, что он пишет, может показаться, что он делает все, что зависит почти исключительно от физической или физиологической основы; но, когда Вы обсудите с ним в деталях, то там найдете много дополнительных материалов о мантрах и различные магические методы, в том числе секретные лекарства и тому подобное. В письме, которое я получил от него день или два назад, Карвен рассказывает о определенных солях, посланных ему из Индии, и говорит о большой магической работе, проделанной в Индии. Все это очень озадачивает. Естественно, я был в связи с этой темой довольно долго, когда я был в Индии, и в целом я был поражен, хотя я не имел никаких нравственных сомнений на эту тему. Я пришел к выводу, что все дело не стоит затраченного времени. Они устраивают своего рода игру в кошки-мышки с Вами: они дают тебе великую тайну, и тогда ты находишь там что-то пропущенное, затем ты откапываешь это и идешь дальше в достаточно раздраженном состоянии, и тогда ты обнаруживаешь, что есть еще одна загвоздка. И так далее, видимо, навсегда. В любом случае это не согласуется с моими представлениями посвящения. Я никогда не хотел заниматься хатха-йогой: “обрети же прежде Царство Божие” и так далее. Я заинтересован и немного удивлен степенью Ваших знаний всех этих предметов. Вы, должно быть, потратили много времени, проделав столь сложную работу31 .
__________________
31.Письмо Алистера Кроули Джеральду Йорку от 20 октября 1945 года. Институт Варбурга.
В какой мере сексуальная магия О.Т.О. вытекает из восточных тантрических практик? Ответ на этот вопрос нужно искать в двух разных местах. Во-первых, возможность тантрических влияний на докроулианское О.Т.О.; и во-вторых, знания тантрической практики со стороны самого Кроули. В отношении первого необходимо отметить, что имеющиеся данные слишком ограничены, чтобы делать какие-либо выводы. Ройсс утверждает, что он не сам создал О.Т.О., но помогали ему в этом проекте австрийский масон Карл Кельнер (1850-1905) и немецкий теософ Франц Гартман (1838-1912). В частности, источником сексуальной магии в Ордене являлся Кельнер и его знания по йоге, и, как некоторые утверждают, и по тантре возникают из его встречи с двумя индийскими гуру — Бхима Сена Пратапа и Махатма Агамья Парамахамса, а также арабом Хаджи Сулейманом бен Айса.32 Проблема в этой теории заключается в том, что сохранившиеся тексты, написанные Кельнером не выявляют никакой особой осведомленности о сексуальной магии или тантре.33 Аналогичным образом, по сохранившимся свидетельствам, просто не подтверждается тезис о том, что Ройсс обладал глубокими знаниями тантрической практики. Впрочем, это неоспоримый факт, что Ройсс включил сексуальную магию в О.Т.О. с индуистской йогической практикой, как следующий отрывок из юбилейного издания Der Oriflamme (1912):
В конце предыдущей статьи было разъяснено, что ключом к тайне, лежащей в основе всех масонских символов, является учение о Сексуальной Магии.
__________________
32. Махатма Агамья Гуру Парамахамса (родился в 1841), автор Шри Брахма Дхара, “Поток из Наивысшего” (London, Luzac & Co., 1905), был одним из первых индийских пропогандистов адвайта-веданты на западе. Он ездил в Европу несколько раз, и познакомился с Алистером Кроули, помимо прочего. Встреча записана в дневнике Кроули за 1906-1907 гг.. Есть юмористический рассказ о Парамахамсе Д.Ф.С. Фуллера под псевдонимом Сэм Харди в “Полчаса с известными Махатмами” в Равноденствия 1(4) (London: Equinox, September 1910), стр. 284-290. Бхима (или Бхерма) Сена Пратапа (родился в 1872 году) был менее известным индийским гуру, который побывал в Европе на рубеже веков. Хаджи Сулейман бен Аисса (родился в 1865 году), “неуязвимыми факир” был описан в прессе, как арабский и восточно-индийский факир. Он путешествовал по Европе в середине 1890-х годов и выступал в Паноптикуме в Берлине, а также в других местах. Предположительно, Хаджи Сулейман бен Айсса принадлежал тайному Ордену дервишей Саади, основанном Дсхебари Саадеддином в 1335. См. также Ричард Качинский “Эзотерические корни Карла Кельнера: секс и сексуальная магия в Викторианскую эпоху,” в NOTOCON VI.: Красота и сила. Материалы шестой Национальной конференции Ordo Templi Orientis» изд. Ричард Качинский (Riverside, CA: Ordo Templi Orientis U.S.A., 2009) esp. стр. 90-96.
33. Marco Pasi, “Ordo Templi Orientis” (2005), стр. 899.
[…]
Мы говорим в нашем Манифесте, что мы даем надлежащим образом подготовленному Брату практические средства, чтобы получить еще в этой земной жизни доказательства его бессмертия. Так, одним из этих средств являются упражнения йоги. Доктор Кельнер отмечает в своей публикации о йоге: «Йога — это очень древняя доктрина, которая держалась в секрете в течение длительного времени, и вообще была мало известна, которая дает своим ученикам через определенные упражнения умение пробуждать в себе по желанию искусственный сомнамбулизм. В зависимости от вида техники, которые используются для постижения йоги, различают различные виды йоги, и в данном контексте нервные центры (Нади) и 10 разных видов дыхания (Вайю) играют важную роль. Старые индийские названия 10 Вай: Прана (в сердце), Апана (в области ануса), Самана (в районе пупка), Удана (в горле), Вьяна (во всем теле), Напа (в половом органе), Курма (открывает веки), Крикара (причина чихания), Девадатта (вызывает зевоту), Дхананджая (проникает наружу из тела). Теперь, сексуальная магия имеет дело с Ваюс Напа (в половом органе), указанном в шестом месте.34
В короткой статье под названием “Мистическая Анатомия”, опубликованной на следующий год в Oriflamme, Ройсс пошел еще дальше в детализации объяснений восточной теории сексуальной магии О.Т.О., и в тексте мы находим редкую прямую ссылку на тантру по отношению к О.Т.О.: “The Sympathicus is played on by the Tantrikas, the writings of Sakti, or worship of female energy..”35
__________________
34. [Теодор Ройсс], “Mysteria Mystica Maxima,” в Jubilceums-Ausgabe Der Oriflamme No. VII (Сентябрь 1912), стр. 21-22. Я в долгу перед Яном А.М.Сноеком за помощь с переводом.
35. Мерлин [Теодор Ройсс], “Мистическая Анатомия,” в Oriflamme (Июль 1913), стр. 4-7.
Несмотря на связь с восточными источниками, начало сексуальной магии Ройсса лежит в другом направлении, а именно в Герметическом Братстве Луксора. Этот орден был основан в начале 1880-х годов и имеет филиалы в США, Англии, Франции и Швеции. Орден был под управлением Питером Дэвидсоном (1837-1915) и Томаса Генри Бургойна (1855-1895), а также Макса Теона (Луиса М. Бимштейна в 1848-1927) в качестве Великого магистра. Наиболее заметным аспектом учения в Г.Б.Л.(как Орден был известен) была особая форма сексуальной магии, основанной на учении Паскаля Беверли Рэндольфа (1825-1875).36 Эти учения нашли свой путь через Герметическое Братство Света в О.Т.О. 37 Утверждалось, что Кроули имел непосредственное отношение к тантре, или vamacharya, со времени своего путешествия по Азии, в частности, после его визита на Цейлон в 1901.38 Кажется, хотя маловероятно, это знание Кроули уходит за поверхностное теоретическое знакомство с предметом, хотя об этом нет ничего в его дневниках этого периода для предположения, что он был инициирован в Тантрической группе.
__________________
36. Что касается сексуальной магии Рэндольфа, см., в частности, РБ. «Рэндольф, Сексуальная Магия»New York: Magickal Childe Publishing, 1988);“Тайна Ансаиретиков” и “Загадки Эулис,” в книге Джона Птарика Дэвени «Паскаль Беверли Рэндольф: черный американский спиритуалист 19-го века, розенкрейцер, а также практик сексуальной магии»(Albany: State University of New York Press, 1997), стр. 311-326 и 327-341.
37. О Герметическом Братстве Луксора и учении Рэндольфа см. Джон Патрик Дэвени «Паскаль Беверли Рэндольф(1997)»; “Герметическое Братство Луксора” and “Паскаль Беверли Рэндольф,” в Словаре Гнозиса и западного Эзотеризма, изд. Воутера Дж. Хэнеграафа (2005), стр. 486-487 и 976-979; Годвин, Шанель и Дэвени «Герметическое Братство Луксора»(York Beach, ME: Samuel Weiser, 1995); П.Б.Рэндольф «Сексуальная Магия» (1988). О влиянии Герметического Братства Света на О.Т.О. открыто говорится в официальном журнале О.Т.О., в котором утверждается, что Карл Кельнер вступил в контакт с организацией во время его поездок в Европу, Америку и рядом ‘East, Jubilceums-Ausgabe Der Oriflamme No. VII (September 1912), стр. 15.
38. Лоуренс Сутин «Поступай согласно Воле: Жизнь Алистера Кроули» (New York: St. Martin’s Press, 2000), стр. 141. Для обсуждения отношения Кроули к тантре, см. Хью Б. Урбан «Раскрывая Зверя: Тантра и сексуальная магия в поздневикторианской Англии» в Эзотерика: Журнал 5(2003), стр. 138-192; Тантра: Секс, Тайна, Политика и Сила в изучении религии (Berkeley: University of California Press, 2003), стр. 215-223.
Однако, по словам Джеральда Йорка, Кроули “получил тантрическое знание из Субхапати Свами в Мадрасе, так он сказал мне.”39 Следует помнить, кроме того, что мало что было опубликовано по тантре на тот момент на каком-нибудь западном языке, а знание Кроули санскрита — основного языка, на котором тантры были записаны, было очень ограниченым. Кроме того, весьма удивительно, что Кроули не был знаком с творчеством сэра Джона Вудроффа (1865-1936), чьи книги были единственным наиболее важным источником тантры на Западе в первой половине ХХ века. По его собственным словам, Кроули изучал тантру благодаря работам таких авторов, как Патанджали и Свами Вивекананда (1863-1902)40 :
Я также изучал все разновидности азиатской философии, особенно с точки зрения практического вопроса духовного развития: суфийские учения, Упанишаду, Санкхью, Веду и Веданту, Бхагарад-Гиту Пурану, Дхаммападу, и многое другое из классики, а также многочисленные сочинения по тантре и йоге таких людей, как Патанджали, Вивекананда и т. д. и т. д. Немало из этих учений пока неизвестны ученым. Я сделал сферу своего исследования как можно более шире, не пропуская ни одной школы мысли, кроме не стоящих внимания или противоречащих друг другу41.
Хотя Кроули рекомендует использовать йогу своим ученикам и читателям в таких книгах, как «Книга Четыре», часть I (1911) и «Восемь лекций по йоге» (1939), он отказался от практики йоги для себя после того, как он погрузился в различные йогические практики, около 1901 г. под руководством Шри Парананда, сэра Поннамбалама Раманатана (1851-1930), генерального солиситора Цейлона.42 В письме Джеральду Йорку Кроули объясняет свое отношение к йоге в связи с тантрической рукописью Карвена:
__________________
39. Последняя записка Джеральда Йорка на стр. 102 в его копии «Алистер Кроули и сокрытый Бог» Кеннета Гранта(1973), находится в институте Вабурга. Шри Сабхапати Свами(р. В 1840) был автором «Философия Науки и Раджа-йоги», изд. С.К.Васу (Bombay: Mandali, 1950) и «Раджа-йога Веданты: Древняя тантра-йога Риши»(Lahore: 1880).
40. On Vivekananda’s ambivalent attitude towards tantra see Hugh Urban, Tantra (2003), pp. 161-163.
41. Алистер Кроули «Магика без слез»1(Hampton, New Jersey: Thelema Publishing Company, 1954), стр. 157.
Я не могу согласиться, что Асана и Пранаяма являются учениями исключительно хатха-йоги. Смысл, конечно, заключается в мотиве. Я никогда не хотел ничего кроме духовного просвещения; и, если в силах, то предоставить подобное просвещение человечеству в целом. Я думаю, вы ошибаетесь насчет моей истории. Я практически не занимался любого рода йогой после моего возвращения из моей первой поездки в Индию. Я попытался возобновить практику в Болескине и в других местах, но не смог заставить себя ее делать. Самадхи — это своего рода второстепенный продукт операции Абрамелина.
Это не должно удивлять, что общее отношение Кроули к тантре было положительным. В соответствии с теориями эволюционизма, которые являлись доминировавшими мыслями в истории религий в период становления Кроули, он признал Тантру, как примитивную стадию того, что он назвал “Белая Школа Магики”, традиция, с которой он идентифицировал свою собственную систему.44
Как это ни парадоксально звучит, тантрики находятся в самой развитой реальности индусов. Их теория, в своем философском ультиматуме, примитивная стадия Белой традиции, ибо сущность тантрических культов такова, что при исполнении определенных обрядов магики, человек не только избегает катастрофы, но получает положительное благословение. Тантрист не одержим волей к смерти. Это сложное занятие, без сомнения, получить любое удовольствие вне существования; но по крайней мере это не является невозможным. Другими словами, он косвенно опровергает фундаментальный тезис о том, что существование — скорбь, и он формулирует существенный постулат Белой Школы Магики, по которому вселенская скорбь (по-видимому, действительна для всех обычных наблюдений) может быть разоблачена, даже как обряд посвящения Изиды в древнем сказании Кхема.45
__________________
42. Алистер Кроули «Признания»(1989), стр. 235-236.
43. Письмо Алистера Кроули Джеральду Йорку от 7 ноября 1945 года. Институт Варбурга.
44. В «Магика без слез(1954)», стр. 28-45, Кроули различает три школы магики: Желтую, Черную и Белую.
45. Алистер Кроули «Магика без слез»(1954, стр. 34-35).
В определенной степени метафизика тантры оказалась ближе по духу Телеме и Кроули пошел так далеко, чтобы предположить, что несколько отрывков из книги Закона ссылаются на пробуждение Кундалини.46 Как было сказано выше, основным источником Ройсса для сексуальной магии О.Т.О. были записи Паскаля Беверли Рэндольфа и Герметического Братства Луксора, и именно эта традиция лежит в основе сексуальной магии Кроули. Показательно, что мы не находим никаких упоминаний тантрических практик в секретной инструкции, которую Кроули написал для членов высших степеней О.Т.О.: DeArte Magica, Agape vel Liber С vel Azoth и «Символы и Методы Использования»; ни в одной секретной инструкции, которую он написал для седьмой и восьмой степени: De Natura Deorum and De Nuptiis Secretis Deorum cum Hominibus,47 Символы, используемые Кроули в этих тайных текстах взяты почти исключительно из западной эзотерической традиции, и прежде всего алхимии. Единственным важным исключением из этого является XVI часть De Arte Magica, озаглавленная “О некоторых Индуистских теориях.” В данном разделе Кроули обсуждает убеждение, что прана (сила) находится в Бинду (семя) и различия между мистическим и магическим использованием спермы. Мистическое удержание спермы, которая поглощается через ткани тела, способствует тому, что маг производит эликсир, который затем потребляется.48 Влияние Герметического Братства Луксора на сексуальную магию Кроули проявляется в его секретных инструкциях на эту тему, как отмечал Мартин Р. Старр.49 В Agape vel Liber С vel Azoth Кроули указывает: “Хотя все эти силы я назвал, кроме семи — сияния Эулиса; звезды на лбах Братьев Герметичного Света”.50
__________________
46. См., в частности, «Старый комментарий» к Liber AL vel Legis, стихи 1:57, 11:22 и 11:26 в «Магические и Философские Комментарии к Книге Закона» Алистера Кроули, изд. Джоном Симондсом и Кеннетом Грантом(Montreal: 93 Publishing, 1974).
47. В инструкции к восьмой степени Кроули рекомендует следующие индийские книги: Шива Санхита, Хатхайога Прадипика, Кама сутра, Ананга Ранга.[Алистер Кроули] «Тайные ритуалы О.Т.О.», изд. Францисом Кингом(London: C.W. Daniel, 1973) стр. 202.
48. Алистер Кроули «De Arte Magica», Введение. Frater N. [Джеральд Йорк] (San Francisco: Level Press, 1974), стр. xvi.
49. Мартин П.Старр «Неизвестный Бог: В.Т.Смит и Телемиты»(Bolingbrook, Illinois: Teitan Press, 2003), стр. 25 n.
50. [Алистер Кроули] «Тайные ритуалы О.Т.О.» (1973), стр. 215.
«Эулис!» это название важной книги, изданной в 1874 году Рэндольфом, которая содержит ссылки на сексуальную магию,51 а Братья Герметичного Света, вероятно, прямая ссылка на Герметическое Братство Света, упомянутое выше. Следует подчеркнуть, что сексуальная магия — это не то, что Кроули открыто распространял, но то, что он приберег для своих ближайших учеников. На протяжении всех его опубликованных работ, однако, существует бесчисленное множество более или менее завуалированных отсылок к сексуальной магии, им так называемой Гностической Мессе, “Ecclesiae Gnosticae Catholicae Canon Missae.”
★ ★★
Через два года после смерти Кроули, в 1949 году Джеральд Йорк опубликовал небольшую статью под названием “Тантрический Гедонизм” в «Оккультном Обозревателе», в котором было указано, что определенные сексуальные методы, используемые тантрической йогой для приготовления Эликсира, были известны О. Т.О.:
Тантрические йоги, которые следуют этому пути настаивают на том, что физические процессы вовлечены. Для них сперма (bindhu) — это грубая форма тонкой сущности, называемой оджас, или Белый Орел алхимиков. Амрита не в норме присутствует в организме человека, но является результатом брака Белого и Красного Орлов; но ее производство очень важно для очищения тонкого тела, без которого конечное тело души(вернее духа Оатма) с Богом (Атманом) невозможно. Два метода учат приготовлению этого эликсира, один на три оли мудры Хатхайогинов, которые незнакомы с Западной Традицией, другой в кругу Каулы Бхайрави Дикши, когда Suvacini танцует нагишом. Эта техника известна на Западе и является заветной тайной Герметического Ордена, известного как О.Т.О. 52
Йорк был не одинок в разработке связи между сексуальной практикой О.Т.О. и индуистской тантрой. Несколько лет спустя Кеннет Грант опубликовал Манифест Британского отделения Ордена Восточных Тамплиеров, в котором он утверждал, что, среди прочего, в Ордене распространено необходимое изучение индийской Шакта Тантра Шастра:
__________________
51. Только второе издание с 1874 года сохранилось. Дата первого издания неизвестна. Джон Патрик Дэвени, Паскаль Беверли Рэндольф(1997), стр. 479
52. Джеральд Йорк «Тантрический Гедонизм» в Оккультном Обозревателе 3 (1949), стр. 178-179
В О.Т.О. публикуются необходимые учения Драконовской традиции Древнего Египта; учения индийской Шакта Тантра Шастра, учения дохристианского Гнозиса; начатые Западной традициеи, закрепленной в тайне Священной Каббалы, и Алхимической Мистической и Магической Формуле Тайных школ многовекового прошлого, а также способе практического применения важнейших принципов Алхмии или Герметической науки, 53 Орфической Мистерии и использование Змеевидного потока.
Через год после смерти Кроули Грант был официально признан в качестве члена девятой степени Карлом Дж. Гермером (1885-1962), который сменил Кроули как международный руководитель О.Т.О., а 5 марта 1951 года Гермер выдал грамоту Гранту на открытие лагеря Ордена в Лондоне. Так как Новая Ложа Изиды была единственным дипломированным О.Т.О. отделением в Англии в то время, кажется, что Грант истолковал грамоту, как назначение его главой “Ордена в Британии,”54 хотя Новая Ложа Изиды на самом деле “не начнет действовать до 1955 года”.55 Однако, 20 июля 1955 года Гермер официально отменил грамоту и выгнал Гранта из О.Т.О. из-за манифеста, который Грант выпустил в том же году.56 Манифестом был восьмистраничный буклет под названием «Манифест Новой Ложи Изиды О. Т. О.», в которой Грант, не смотря на его имя Frater Aossic ІХ°, данное в О.Т.О. был определен как Внутренний Глава Новой Ложи Изиды и О.Т.О. (Британское отделение), используя имя Master Nodens х° для этой функции. Грант, видимо, думал, что письма Гермера для исключения недостаточно и продолжал деятельность Новая Ложи Изиды на основе “внутренней” силы. После смерти Кроули, Грант переделал сексуальную магию О.Т.О. в соответствии с тем, что он считал принципами тантры, видимо, на основе наблюдений Карвена по этому вопросу.
__________________
53. Кеннет Грант, Манифест Британского Отделения О.Т.О. (London: privately printed, n.d. [c. 1952]), стр. 1.
54. Письмо Кеннета Гранта Остину Осману Спэйру от 18 апреля 1952 года в книге Кеннета и Стеффи Грант «Говорит Зос (London: Fulgur Ltd., 1998), стр. 79.
55. Кеннет и Стеффи Грант «Говорит Зос!» (1998), стр. 283, н.
56. Письмо Карла Гермера Кеннету Гранту от 20 июля 1955 года. Частная коллекция.
57.Письмо Кеннета Гранта Биллу Хайдрику от 28 января 1984 года. Частная коллекция.
То, что Грант должен был охватить тантру — не удивительно, учитывая его растущую озабоченность различными аспектами религий Восточной Азии. На какое-то время в 1950-х годах Грант упомянул, что хочет стать последователем “Мудреца Аруначалы,” Бхагаван Шри Рамана Махарши (1879-1950), и в период 1953-1961 он погрузился в индуистскую философию и религию, пишет ряд статей по Адвайта-Веданте для индийских журналов, таких как «Призыв Божественного», 58изданный в Бомбее. В то же время, когда он стремился привнести некоторые из этих учений в Орден, Кеннет Грант также начал перестройку всей его системы. Реорганизация в основном состояла из слияния О.Т.О. с другим орденом Кроули, А.А., но по мнению самого Гранта, это не удалось, и его планы были вскоре омрачены другими мелочами, связанными с созданием и запуском Новой Ложи Изиды.59 Новая Ложа Изиды была активна до 1962 года, и именно в этой ложе, индийская тантра впервые была соединена с сексуальной магией О.Т.О. на систематической основе.60 Магические эксперименты, проведенные в Новой Ложе Изиды, похоже, оказали глубокое воздействие на Гранта, который позже будет в значительной степени основывать свои так называемые «Тифонские трилогии» с деятельностью ложи. Именно в этот период два ключевых текста магической системы Кеннета Гранта были получены, как результаты ритуалов, выполненных в Новой Ложе Изиды: “Мудрость С’льба”61 и “ОКБИШ”, или “Книга Паука”. 62 в «Тифонской трилогии», более того, Грант широко пишет о его системе сексуальной магии, особенно в «Алистер Кроули и сокрытый Бог» (1973) и «Культы Тени» (1975).
__________________
58.Эти статьи собраны вместе с некоторыми более поздними статьями и опубликованы в «Кеннет Грант.У ног гуру» (London: Starfire Publishing Ltd., 2006).
59. Письмо Кеннета Гранта Генрику Богдану от 24 августа 2004 года .
60. См. [Кеннет Грант] Манифест Новой Ложи Изиды О.Т.О. (London: privately printed, 1955) для дополнительной информации о ложе. См. «Пирамида Силы» Стеффи Грант для градусной системы Новой Ложи Изиды вместе с соответствующими эзотерическими предметами. Здесь тантра существенно связана с алхимией. Кеннет Грант «Фонтан Гекаты»(London: Skoob Books Publishing, 1992), стр. 37. “Пирамида Силы” изначально была напечатана в «Ключе к Пирамиде» (1952) Кеннетом Грантом, то есть приурочена к трехлетию создания Новой Ложи Изиды.
61. Кеннет Грант «Внешние Ворота» (London: Skoob Books Publishing, 1994), стр. 166-181.
62. Кеннет Грант «Девятая Арка» (London: Starfire Publishing Ltd., 2002), стр. 1—49.
Как и у Кроули, восьмая степень связана с мастурбацией, а девятая степень с гетеро-сексом, в то время как одиннадцатая степень, в отличие от системы Кроули, не связана с анальным сексом, но с гетеро-сексом, при котором у женщины-партнера период менструации. По словам Гранта, Кроули не знал о тантрической теории значения женских половых жидкостей, которые Грант называет калас. Грант описывает калас, как психо-сексуальный секрет тантрической suvasini, и говорит, что есть шестнадцать разных калас, с которыми практики сексуальной магии имеют дело, и что они формируют основу, вместе с мужской жидкостью, Эликсира. Калас упоминается в тантре, как “конкретно вагинальные вибрации, вызванные интенсификацией ритуальных процедур во время исполнения обрядов Каула.”63 Интересно отметить, что Грант истолковывает некоторые отрывки из “ОКБИШ”, или “Книги Паука”, как относящийся к Дэвиду Карвену, в которой он упоминается как “Алхимик”.64 Любопытно, что одна из этих отсылок намекает, что Карвен связан с Новой Ложей Изиды Гранта, хотя он также содержит маловероятные утверждения о том, что гуру Карвена, Свами Паресвара Бикшу, изгнал его из своего круга из-за его нарушения обета целибата, и что у Карвена были поздние сексуальные отношения с Барбарой Киндред.65
592-15 Эта рука! Она заставила его признать страшный грех даже под Бейкер-стрит
Рука с кармой прошлой жизни заклинала Алхимика [Дэвида Карвена] признаться в «темном» грехе, по причине которого его Гуру [Свами Паресвара Бикшу]изгнал его из мистического круга за нарушение обета целибата, предписываемого на длительный период, необходимого для участия практикующего в заключительном этапе Великого Ритуала. Когда Frater Aossic [Кеннет Грант] познакомил его с Clanda [Барбара Киндред], Алхимик решил, что он вполне может быть повешен за овцу, как за агнца! Но он боялся— и проиграл. Инцидент произошел в подвале мехового цеха на Бейкер-стрит.66
__________________
63. Кеннет Грант «Алистер Кроули и сокрытый Бог»(1973), стр. 211-212.
64.Дэвид Карвен упоминается, как связанный с вымышленным персонажем Джозефа Карвена из романа Г.Ф.Лавкрафта «Загадочная история Чарльза Декстера Варда»(1927), Кеннет Грант «Девятая Арка»(2002), стр. 367 и 389
65. Кажется маловероятным, что Карвен, который был женат, мог соблюдать обет целибата. Также, Карвен не был познакомлен с Киндред Грантом, как позже предполагается, но знал ее ранее, и для него не было характерно вступление с ней в сексуальную связь.
★ ★★
Кто был таинственный гуру Карвена, автор комментария к Ананда Лахари? Кеннет Грант идентифицирует его как Свами Паресвара Бикшу, “верховный жрец храма Шакти в Траванкоре”.67 Нет никаких доступных записей Свами Паресвара, но, к счастью, фотография гуру Карвена сохранилась (имеется в этом томе) среди бумаг Карвена, и на нем его имя пишется как Бхикшу. Среди документов Карвена также архив документов Святого Ордена Кришны, датируемые 1930-ми годами, и исходя из этих документов видно, что Карвен был членом Ордена Кришны, и что гуру Карвена был на самом деле его наставником в Ордене Кришны. Святой Орден Кришны связан с Культурой Скрытого Света, основанной доктором Т.Р.Сандживи в Тинневелли (Южная Индия) в 1905 году и существующей до сих пор. Согласно Манифесту “Ордена Кришны” (1931), орден работает “через Культуру Скрытого Света” и “Культура Скрытого Света является единственным средством общения и переписки с Орденом Кришны и между членами Ордена.”68 Культура Скрытого Света, таким образом, кажется, работает как внешняя организация Ордена Кришны. Согласно ранним газетным объявлениям Культура Скрытого Света была создана для “продвижения Исследования и Практики Психических Наук и Тонких Сил”, и она бралась учить по переписке на такие темы, как “гипнотизм, личный магнетизм, гипноз, оккультная терапия, чтение мыслей, телепатия, сила воли, ясновидение и магнитное исцеление”. Сегодня цель Культуры Скрытого Света описывается так:
__________________
66. Кеннет Грант «Девятая Арка»(2002), стр. 380.
67. Кеннет Грант «За Сиреневой Областью»(London: Starfire Publishing, 1999), стр. 85. Имя Бикшу Свами Раресвара получил в библиографии. Существуют многочисленные цитаты из неопубликованных комментариев Свами Паресвара к «За Сиреневой Областью»
68. Манифест «Ордена Кришны» (Tinnevelly, India: The Latent Light Culture, 1931), стр. 2.
Институт дает практическое обучение Древней Йоге, Умственным и Психическим Наукам, Спиритизму и Тантра Шастре. Как гласит название — это культура света, сокрытом в каждом и во всех.
Институт был создан с целью обучения людей культуре света, что сокрыт в каждом и во всех. Для тех, кто ищет внутреннего спокойствия и радости, мы здесь, чтобы помочь. Помните! Многих зовут, мало выбирают, но еще меньше имеют право выбирать .
Культура скрытого света занимается с каждым индивидуально, потому что знает, что каждый человек имеет свою собственную Сва-Дхарма— личное Предписание-Жизни. Для развития человека и его внутренних способностей мы предлагаем курсы по Древней Йоге и Спиритизму.
Культура скрытого света является одним из первых заведений на Востоке по Древние Йоге, Психическиим и Духовных Наукам.69
Учения и организационные структур Святого Ордена Кришны — это интригующая смесь индуистской духовности и Западного эзотеризма. В первой части своего Манифеста, описано, что Орден Кришны существовал еще до начала времен, и как “Божественные Тайны Кришны были впервые учреждены в этом аеоне Заратустрой — Дхиритараштрасом, Царь-Королем древнего Индо-Ирана до разделения и изгнания Семитов.” Он подчеркнул, что “Тайны Кришны” не ограничиваются индуистской традицией, но также могут быть найдены на Западе:
__________________
69. http://www.latentlightculture.org/about.htm
В то время, когда Тайны перестали быть Тайнами, будучи оскверненными; они были, по милости Господ, оживлены в других различных формах, в тысячах культов— Шахта, Шайва, в Сауре на Востоке, так же, как они перешли на Запад и вошли в ритуал Розенкрейцеров, Тамплиеров и прочих Масонских Структур и Церквей.70
Открытость для членства в других организациях, рассматривается в разделе 2:
Орден Кришны, будучи более древним, не нарушает никакие права других орденов, таких, как Иллюминаты, Розенкрейцеры, масоны, Anuttara Amnaya, Sat Bhai и т. д., и вполне очевидно, что теософы, члены других орденов и любого другого вероучения или культа имеют право на поступление в Орден Кришны.71
Инициатическая система Ордена Кришны делится на Степень Послушника и три основных степени. В “Степени 0,” Степени Послушника, кандидату предполагается рассмотреть двадцать четыре урока (1-24). Эти уроки охватывают широкое разнообразие тем и методов, в том числе пранаямы, контроля мыслей, введение в астрал и т. д. Когда кандидат заканчивает первые двадцать четыре урока, он имеет “неотъемлемое право на вступление в Орден Кришны, как Яджамана, то есть Первой Степени. В этой степени есть еще четырнадцать уроков (25-38), которые включают в себя изучение Бхагавад-Гиты, “Руководство для Вступающих Учеников”, “Санкхья-Йога как Самадхи,” “Правильное Учение о Шишковидном Теле”, “подробности Раджа-Йоги»,” “Эликсир Жизни”, “Хатха-йога” и т. д. В дополнении к настоящей Инструкции испытуемый должен выполнять не только “Ежедневный ритуал жизни,” и посадить “себя на практике в одном из двух путей Санкхьи и Йоги”. После трех месяцев участник имеет право на поступление во Вторую Степень, называемую Пра-Веся, после чего он обязан представить Записную Книгу, которую он вел во время своего периода как член Первой Степени. Она также необходима для успешного выполнения письменного Листа Опроса, прежде чем он вступит во Вторую Степень. Во Второй Степени проводятся дополнительные занятия, которые “дают теорию и практику Йоги полностью и с запасом”. Ученик должен вести учет своей практики йоги, и может быть посвящен в Третью Степень, называемую Раджанах (Принц) через девять месяцев. Для посвящения в Третью Степень Ученик должен заявить, что он:
__________________
70. Манифест «Ордена Кришны»(1931), стр. 1
71. Манифест «Ордена Кришны»(1931), стр. 5.
(a) принял Первую и величайшую из всех Привилегий Ордена, которая называется Закон Гиты: Yatha Ischasi Tatha Kuru— Исполнять свою Волю и радоваться, (б) признает, что он стал и является свободным и независимым, и уничтожила все страхи либо обычаи, веры, других людей или самой смерти, (в) посвящает себя без лишних разговоров на службу Богу, Кришне, Невидимому, Тайному Королю, совершенно, насколько он может. 72
Хотя в Четвертой Степени (Чакравартис, или Император) и в высших степенях было сказано, что первые три степени представляются наиболее важными, так как три градуса Искусства считаются наиболее важными в Масонстве, хотя существует множество высших или дополнительных степеней. Уцелевшие бумаги Карвена по Ордену Кришны указывают, что он достиг по крайней мере второй степени за шесть лет, что он был членом ордена. Как уже упоминалось, гуру Карвена в Ордене Кришны, Свами Паресвара Бикшу утверждал, что знаком с работами Кроули, и, судя по степени статьи, очевидно, что работа Кроули оказала влияние на Орден Кришны, так как он возглавлялся словами “Поступай по своей Воле, таков весь Закон.” Влияние Кроули еще более очевидно в одной из двух книг, которую Свами Паресвара Бикшу опубликовал под экстравагантнозвучащим псевдонимом Бхикшу. Его «Серия из Одиннадцати Уроков по Карма-Йоге» (йогическая философия мыслеиспользования) и «Йогическая Доктрина Работы» были опубликованы в 1928 году Йогическим Издательским Сообществом в Чикаго, чьи индийские деятели были никем иными, как адептами Культуры Скрытого Света, публичного проявления Святого Ордена Кришны. В этой книге учение Кроули «Поступать согласно своей Воле» воспринимается как близкое по духу к теории индуистской кармы, т. е. контролирование воли, которое регулирует действия человека, способное создать хорошую карму:
__________________
72. Манифест «Ордена Кришны»(1931), стр. 9.
Действуй, когда возможность сталкивает вас; отвечай ей, встречая мужественно, используя ее активно. “Делай, что изволишь”, — говорят Повелители, “таков весь закон” Дхарма кармы— лишь тот, кто творит это — Карми; тот, кто хочет творить и творит это — Карми-йог; Поступок — Карма, его будущее, его судьба — плод его Мысли и Действия. Твой Поступок — это выражение твоей воли, воля в тебе, скажешь себе “Я хочу” и действуй. Действовать так – не грех, говорит Господь Кришна.73
Это подробно объяснено:
В этом должно быть Предписание (Шастра) для Карма-Йоги, в изречении “Поступай согласно своей Воле”, которое должно быть для тебя всем законом, который всесторонне учит тому, что делать, а чего следует избегать — для этого есть лишь единственное предписание; “поступай согласно своей воле и не делай ничего больше ”; мы будем повторять это постоянно, без конца, что ты можешь слиться с волей, что во всех твоих поступках вселенная за тебя, что в твоем поступке весь ты и не малая часть тебя, ошибочно названная “я” на пороге, за границей сознания, может действовать и сподвигнуть себя на события, которые в любом случае должны случится. 74
А также:
“Поступай согласно своей Воле, таков весь Закон” – мантра этого урока Карма-Йоги. Нет другого закона, кроме как поступать согласно своей Воле»— Ishta Poorti— таинство, указанное в Ведах. Личность будет такой, какой она хочет быть, всегда имеет последнее слово, решающий голос. 75
__________________
73. Бхикшу «Серия из Одиннадцати Уроков по Карма-Йоге» (Chicago: Yogi Publication Society, 1928), стр. 17.
74. Бхикшу «Серия из Одиннадцати Уроков по Карма-Йоге (1928), стр. 18-19.
75. Бхикшу «Серия из Одиннадцати Уроков по Карма-Йоге (1928), p. 33.
Несмотря на его восторг от работ Зверя, знакомство Свами Паресвара Бикшу с его творчеством, кажется, ограничено до нескольких опубликованных книг, в частности Равноденствия 111(1) (“Синее Равноденствие,” 1919), из которого Бикшу цитирует части “ Liber CL, De Lege Libellum,”76 “ Liber Cl , Открытое письмо к Тем, Кто Желает Присоединиться к Ордену,”77 и перефразировал комментарии Кроули «Голосу безмолвия» Блаватской:
Есть такой аспект учения об Отрешенности, который был заново открыт на Западе и который можно назвать, как “искусство ради искусства”. На самом деле это равнодушие особенно необходимо, когда плохие мысли приходят и огорчают человека и искушают, чтобы убедить его, что если он идет по пути Карма-йоги он сойдет с ума или что-то подобное. Говорт Frater O.M.: “В периоды засушливости ‘Дьявол’ приходит к тебе и убеждает тебя, что самое необходимое для твоего духовного прогресса — отдохнуть (т. е. воздерживаться от задач Карма-йоги). Он объяснит, что великий закон действия и противодействия требует чередовать задачи, поставленные тобой на какие-нибудь другие, что ты должен на самом деле так или иначе менять свои планы.78
Кем был Свами Паресвара Бикшу (или йог Бхикшу, как он был также упомянут в рекламе его двух опубликованных книг)точно не известно, хотя есть предположение, что это мог быть псевдоним, который использовал автор и оккультист Уильям Уокер Аткинсон (1862-1932). Аткинсон был пропагандистом Новой Мысли и опубликовал более ста книг, многие с помощью Сообщества Издания Йоги, используя различными псевдонимы, такие как Йоги Рамачарака, Свами Бхакта Вишита, Свами Панчадаси, Терон К. Дюмон., Magus Incognito и т. д. Филипп Деслипп, который пишет первую полную биография Аткинсона, утверждает, что есть ряд моментов, которые подтверждают теорию о том, что Бхикшу был один из псевдонимов Аткинсона.79 Откинув эти рассуждения в сторону, Деслипп справедливо отмечает, что еще нет окончательных доказательств, таких как запись об авторских правах или прямых указаний на авторство, чтобы подтвердить, что Бхикшу был одним из многих псевдонимов Аткинсона. Кроме того, нет никакой известной связи между Аткинсоном и Святым Орденом Кришны, а учитывая тот факт, что он жил в Америке и умер в 1932 году, он, конечно, не мог быть тем гуру Карвена, у которого, как утверждалось, он учился в течение шести лет в 1930-е года.
__________________
76. Бхикшу «Серия из Одиннадцати Уроков по Карма-Йоге» (1928), pp. 66-67.
77. Бхикшу «Серия из Одиннадцати Уроков по Карма-Йоге «(1928), p. 127.
78. Бхикшу «Серия из Одиннадцати Уроков по Карма-Йоге», стр.134-135.Это парафраза Алистера Кроули, “Liber LXXI,” в Равноденствии III(1) (1919), стр.87.
79. Филип Деслипп Генрику Богдану от 31 мая 2010 года.
Кроме того, это прямо указано в Примечании Издателя к Карма-йоге, что “уроки, включенные в эту книгу, были написаны азиатом для англоязычных народов этого мира, и страдают от того, что ни английский, ни санскрит не являются родными языками писателя, и что его метафизика является всточной.” При этом, заявление может быть рекламным ходом, важно, что читателю предлагается войти в контакт с Культурой Скрытого Света в Индии, а не с Сообществом Издания Йоги в Чикаго. Есть еще один интригующий аспект, напрямую связанный с Алистером Кроули—о том, что Свами Паресвара Бикшу опубликовал две книги не в рамках Сообщества Издания Йоги. Тот же издатель также опубликовал две книги Чарльза Стэнсфилда Джонса (1886-1950): «Кубок Экстаза» (1923) и «Кристальное зрение через Кристальное созерцание»(1923). Ч.С.Джонс вступил в А.А. в 1909 году и стал ближайшим учеником Кроули во время его пребывания в США (1914-1919), и был даже выбран Кроули своим “магическим сыном”, хотя оба стали чужими в начале 1920-х годов. Это слишком большое совпадение, что оба — Ч.С.Джонс и Свами Паресвара Биксу были связаны с Сообществом Издания Йоги, и представляется вероятным, что интерес Бхикшу к Кроули, как показано в Карма-йоге и бумагах Святого Ордена Кришны—возможно исходит от Ч.С. Джонса, но, во всяком случае, эта связь была открыта в догадках. То же самое должно быть сказано о подлинной личности гуру Карвена: мы просто не располагаем достаточной информацией о нем. Насколько это неприятно для историка, это, пожалуй, единственная задача, что касается эзотерики, в которой сохраняется как минимум одна загадка.
• k ‘k ‘k
Письма между Алистером Кроули и Дэвидом Карвеном были явно не предназначены для публикации, и поэтому необходимо было молча исправить очевидные орфографические ошибки, грамматические ошибки, эксцентричные знаки препинания и заглавные буквы, и т. д. Буквы были стандартизированы в плане с курсивом, названиями книг, именами и т. д. Я хотел бы поблагодарить Тони Мэтьюза, отвечавшего на вопросы о своем дедушке, Дэвиде Карвене, а также предоставленные ценные материалы. Мартин П.Старр предоставил мне фотокопии переписки Кроули и Карвена вместе с другими исследовательскими материалами, и дал мне ценные советы по заметкам.80 Я признателен Уильяму Бризу за его экспертные чтения свидетельств, и предоставления информации и рекомендаций. Дж. Гордон Мелтон и Филипп Деслиппе поделились информацией о Уильяме Уокере Аткинсоне; Кеннет Грант ответил на вопросы о Дэвиде Карвене; Понтус Линдквист помогла с источниками; Доктор Фердинандо Сарделла из Университета Гетеборга и доктор Гордан Гимн помогали с санскритом; г-н Кумар Муниш из Культуры Скрытого Света ответил на вопросы о Святом Ордене Кришны; Джон Боннер предоставил фотографии Незервуда. Наконец, спасибо за Киту Ричмонду из Teitan Press за его поддержку, издательские и библиографические советы, и терпение.
Генрик Богдан Готеборг