06.09.2013
0

Поделиться

Глава 3. Эго и Тень

Барбара Хана

Внутреннее путешествие

Глава 3

Эго и Тень

Эта и две последующие лекции были первоначально опубликованы Обществом пастырской психологии в Лондоне, Англия. Нам известны только даты, но не обстоятельства прочтения этих лекций. Они являются прекрасными иллюстрациями глубины и широты взглядов Барбары Ханны на некоторые основные идея Юнга.

Март 1955г.

Хотя кто-то может и считает юнгианскую концепцию Эго простой для понимания, я же считаю напротив – сложной. Несомненно, это принадлежит области сознания, в отличие от таких понятий как анима, анимус или архетип, но именно по этой причине, кто-то обнаруживает себя в положении барона Мюнхгаузена, вытаскивающего самого себя за собственную косу! Нужно стараться не давать Эго формального описания, ведь основной его характеристикой является индивидуальность. Любое Эго отлично, даже уникально, поэтому давать общие черты – очень грубо. Какое либо настояние на конкретике было бы насилием над индивидуальной характером.

Для начала мы кратко изложим описания Эго в Эоне Юнга. Эго, как содержание сознания, представляет собой комплекс сложных факторов. С одной стороны, он основан на физических ощущениях, которые воспринимаются психически изнутри, а, с другой, совокупностью бессознательных психических содержаний. Эти два поля являются основой эго и эго точка их связи. Эго предположительно возникает в результате столкновения тела с окружающей средой, и как только присутствует субъект, продолжает развиваться при столкновении с внешним миром и внутренним миром. Это есть индивидуальная уникальность и центр поля сознания. Как таковой, он является предметом наших усилий, направленных на адаптацию. С другой стороны, это не центр нашей личности, хотя мы часто заблуждаемся на этот счет.

Общее предположение, рассматривающее эго как не только центр нашей личности, но все, что мы есть, было поставлено под сомнение задолго до Фрейда или Юнга. Но эта идея, умирает последней, и даже сегодня большой шок для среднего обывателя, когда он понимает, что не хозяин в собственном доме, что он должен считаться с волей других, а не того, что он отождествлял со своей областью поведения.
Когда мы изучаем себя объективно, то должны понять, что эго является только одним из многих комплексов, которые существуют в нашей личности[1], хотя и действительно является ядром нашего поля сознания . Оно имеет очень высокую степень преемственности и самобытности, которая обычно увеличивается в ходе жизни, но также склонно становиться все более односторонним.
Как показал Юнг особенно ясно в своем эссе «О природе психэ», нет ничего, что мы можем действительно назвать сознанием на животном или примитивном уровне, но только разновидность света.[2] Большинство из нас, вероятно, могут вспомнить время собственного детства, когда сознание было на подобном уровне, когда мы не спрашивали ни себя, ни окружающих, но просто принимали все как есть, как животное. Если мы оглянемся назад, в те дни, мы можем также вспомнить, эмоциональные моменты и случаи, которые пробудили нас к реализации нашего отдельного существования.
Во-первых, мы приобретаем опыт обычно болезненным путем, подобно как отделять искры света в море общего сознания. Медленно появляются соединения, например сходства между знаниями, и постепенно эти отдельные искры собираются вместе и образуют своего рода остров, который мы называем эго комплекс. Комплекс эго, конечно, совпадает с полем сознания, который больше, чем функция или активность, которая поддерживает отношение эго с другим психическим содержимым. Все, что не связано с эго, для этого конкретного человека, бессознательно. Сознание способно бессрочно развиваться, в то время как эго комплекс является более или менее связан законами пространства и времени. Чтобы использовать относительно доступную иллюстрацию, мы могли бы сравнить эго с оператором на телефонной станции, и сознание – связь телефонных проводов во всем мире.

Очевидно, что этотоператорможет бытьсвязан содним или двумяпроводами одновременно, и комплекс эгово многом в таком жеположении.
Конечно, такоесравнениене можетохватить до смерти,телефонный операторзнает, куда проходят провода,в то время какочень многие изпроводов, которые достигают эгоприходят, порой, из неизвестногоисточника, который, конечно, значительно увеличивает путаницу. Но этоможет служить дляиллюстрации различиймежду эгои полемсознания.
Хотя, если бымыспросили, что мыподразумеваем, когда говорим«я»,мы обычноуказывают нанаше тело, тело отнюдь несовпадает сэгокомплексом.Мы могли быдаже сказать, что тело это еще одна сфералюминозности, которая часто связана с эго комплексом, но и которая также частоотделена от него. Интуитивный тип, например, как хорошо известно, частосовершенноне воспринимает тело.Это как если быкомплексэго, сиделна телефонной станции и никогда неиспользовалпровода ктелуили даже как будто проводаникогда не былисвязаны между собой.Основная задачаанализа установитьэту связь.

В том жеэссе «О природе Психэ» Юнг говорит, что можно было бы думать о психических процессах какшкале, вдоль которой сознание «скользит»:

В один момент оно находится в зоне инстинктов и убывает под их влиянием; в другой момент оно скользит к другому концу, где преобладает дух и даже происходит ассимиляция инстинктивных процессов, наиболее противоположных последнему..[3]
Простой примеркаждого конца этой шкалы: монах, например, познаетархетип союза противоположностейв идееUnioMystica, в духовном конце шкалы, тогда как человек, которыйна физическом конце, познает тот жеархетип в сексуальности.Обаопытатой жетайныжизни,нотолько один в духе, а другой тольков организме.Как правило,наше сознаниенаходится где-то между нимии, следовательно,два опытасмешиваютсяв различной степени.
Когда сознаниесосредоточенона одном концеилидругомтакого масштаба, то, конечно, особенно склонны кобладаниютого, чтопринадлежит кдругому концу.В этом можно убедиться, например, на примере Св. Антония идругих монахов аскетов,которыеиногда живутв пустынев течение многих летконцентрируясь на духе, полностьюигнорируяих тело.Как известно, они были постоянномучимы видениямиголых женщини так далее, на самом деле одержимы их игнорировавшимися и истязаемыми телами.Таким жеобразом,«учения»процветаютсегодняв основном за счетсовременной материалистическойточки зрения, которая игнорирует силу идеи.

Эго комплексбыл слабым можно даже сказатьнесуществующиму примитивного человека. Он требовалобряда, чтобы разбудитьего эмоции, перед принятием любогобольшого усилия.Этовсегда нам кажетсялишним потому, что втечение векову нам стало больше свободнойволи, бесконечно больше, чем у первобытных.
Развитие сознанияи тот факт,что человечествопробудило Эго из примитивногосостояниядремоты, пожалуй, величайшее достижение человечества.Это, несомненно,большая ошибканедооцениватьлибоэго илисознание.Тем не менее,мы должныпризнать, что мыживем в эпоху,котораяслишком переоцениласвоисилы.В девятнадцатом веке, еще можно былоповерить, что онибыли ещедостаточно сильны, чтобыпривести кутопиина земле.НоХХ век, несомненно, принес намдостаточныедоказательства того, чтоэто быладосаднаяошибка. Таким образом, конечно,разумнеевнимательно изучитьслабые местанашего сознания, чем слепо доверять ему..
Насеминаре,в Цюрихев 1935 году,Юнгживо описалпотрясенияиспытываемые эго, во время открытия что оно не король своего королевства, а всего лишь один измногих жителейв обширной, в основном не исследованной земле, гдеправит «неведомая великая сила»[4]. Как мы знаем из психологии Юнга эту силу представляет Самость.

Ясно, чтоэгоотнюдь неосвобождаетсяот ответственности засвой собственный небольшойуголпсихэ из-за существования этой»неведомой великой силы «, а также, что эго действительнов гораздо более слабомположении, покаононе знает обэтой силе, чемкогда онопринимаетегоправилаи пытаетсяприйти к соглашениюс ней.
Очевидно также, что маленький остров Эго испытывает трудности в поддержаниисебя ввеликом моребессознательного, и поэтомуследует ожидать, что каждый эгокомплексимеют врожденнуютенденциюстроить бастионы,так сказать,в качестве защиты отвторженияизвне и изнутри. На внутренней стороне, эта защита естественное явление, исформирована АнимусомиАнимой. Анима это юнгианскийтерминдляженской души мужчины,иАнимусмужественный духженщины.Этикомплексы имеютиндивидуальный характер, так что когда мы исследуемих, мыоказываемсявправе говорить»мой»Анимусили «ваша»Анима. Но, сдругой стороны, ониявляютсяфигурамиколлективного бессознательногои, следовательно,образуют своего родаестественный барьермеждуиндивидуальной и коллективной территорий.
Хотя реальнаяфункцияАнимусаиАнимыявляется защитаЭго ипривнесениенеинтегрированныхсодержаний бессознательногодо его сведения, обе эти фигуры в частности, прежде чем мы признаемих ипридем к соглашениюс ними,склоннывлиять наэгосамым неприятнымспособом. Анима порождает тревожный настрой в мужчине иАнимуствердые убеждения в женщине.В общем,они выступают в качествесвоего родазащиты от волн бессознательного, нонастроенияи убеждения являютсябольшими трудностями, когда мы пытаемся заглянуть за них и АнимуиАнимуса, чтобы найти их местов нашей психикев качестве посредниковмеждусознательным и бессознательным. Тем не менее,даже в ихнегативном аспектеу них есть своиположительныестороны и, несомненно,оничасто защищаютслишкомслабоесознаниеот волн неведомого, которое может подавить его.

Персона
Обращенный квнешнему миру, вал образует так называемую персону, которая является латинским словом длямаскиактера.Еепервоначальная функцияобозначала рольактера, и, следовательно,само словосодержит определенное указание на «разыгрывание действия», или «работа на публику», то есть, появляетсякак нечто такое, чем мына самом деле не являемся.
Было быбольшой ошибкойдумать оперсонекак сознательном обмане.Это то, чтоформируетсявполне естественно с детства, и людям часто бываетпочти так же трудно осознать их персону, как и своютень,анимусилианиму. Персона обычно начинаетобразовываться в результатеконфликта свнешнейсредой. Естественностьребенка, например, склонна становиться неловкостью для окружающих его взрослых, и большинство детей учатсядовольно рано защищать себя, скрывая их спонтанные реакции. Они часто видят, например, чтокакой-то ребенокв их окружении преуспевает в этом и тогда они чтобы не попадать впросак перенимают что-то у данного ребенка.Илиони восхищаютсякем-то кого они знают и, сознательно или бессознательно, начинают им подражать. Илиони понимают, чтонекоторые их естественныехарактеристикипроизводят впечатление, и они начинают использовать их намеренно, а не спонтанно, и так далее.
Тому, чтоперсонаявляется результатомконтакта сокружающей средойсвидетельствует тот факт,что, если людиодинокив течение длительного времени, они теряют свои персоны. Я помнюфотографиюмужчины, отправившегося в Арктикудля наблюдений.

Онпопалв лавинуи был полностьюпогребен снегом,который даже скрыл высокий шестсделанный в качестве ориентира, поэтому спасательная экспедиция не нашла его.Онбыл погребен на несколько месяцеви пробыл без светав течение шести недель.
Всеследымужскойперсоны исчезли, ион выглядел, какженщина.Без сомнения, когда он вернулся кцивилизации,его персонаснова восстановилась, но какое-то времяне было никакихследов этого. Подобное изменениебыло замеченодругими людьми, которые встречали своихдрузей после длительных периодовизоляции.
Развитиеличностиявляется важной частьюв области образования.Вы можете увидеть этоособенно ярков английскойобщественнойшколе,где, во всяком случае,былов моем поколениигораздо важнее, стать «джентльменом», чем сдать экзаменыс честью.Мальчик, которыйне желающий примерить на себя идеал «старой школы «, или же есть или был, в той или иной степени изгоемс самого начала.Я видела этояснона примере своих собственныхтрех братьев. Двамладших без трудаприняли на себяперсону общеобразовательной школыи, таким образомлегко вписались в окружающую обстановку. Но мойстарший братпросто не могпринять это.
Следовательно, онбыл несчастенв своей школе, и всегдапроизводил впечатлениесверхчувствительного, как улитка, затворившаяся в раковине. Спустя несколько лет, будучи преподавателем, он приобрел своеобразную неподходящую, профессорскуюперсону, надевая ее в самый неуместный момент. Онвдругобращался со всеми на званом обеде, например, какесли бы это былклассмаленьких мальчиков. Ему было далеко запятьдесят, прежде чем он преодолелнедостаткисвоегораннего опыта.

Естественно, когдамы взрослеем идолжны адаптироватьсяи дажезарабатывать средства нажизнь, жизненноважен способ которым мы подстраиваем себя под окружающий мир,наращивает подходящую персону , но, проходит точно такое же укрепление, какв детстве.Она состоитдействительноиз крошечныхфрагментов, которыемедленносливаться, образуя своего роданаросты между эго комплексомивнешним миром.По большей части, эти фрагменты – часть общихколлективных ценностей, поведения, которое являетсяприемлемым дляширокой общественности иадаптировано ксоциальным ценностямнашего времени. Индивидуальный характер в основномможно найти ввыбранномконкретном элементе, так что можно сказать, чтоперсона отчастиэффект того, чем наша окружающая средаобязывает нас быть, то есть, совершеннобезличными,и отчастисамими собой.Эта структуранапоминает внутреннего двойника,АнимуилиАнимуса, который также имеетиндивидуальные и коллективныеаспекты.

Очевидно, чтоПерсона является неотъемлемой частьюличности.Люди снесовершенной персонойдействительнов очень невыгодном положениивовнешней жизни.У них нетщита противпроекцийдругихи они находятся в постояннойопасности обратного падения висходное состояниемистического соучастияс окружающей средой.
Эти опасности, однако, в равной степениочевидны.Как мы увидели, эта маска, роль, редкоистинная сущностьнашей личности, и мы всегдав опасностиидентификациис ней.В первой половинежизни, мыдействительно должныидентифицировать себя с ней существенным образоминаче мы недобьемся успехав удовлетворениипотребностей,профессии илижизни.Но во второйполовине жизни, она представляет собой лишь небольшуючасть того, чтомы есть на самом деле, отождествление с нейстановитсясерьезным препятствием, особенно если мы использовали ее, как это слишкомчасто бывает,в качестве маскипо отношению к себе,а такжепо отношению к другим. Все знаютпримерылюдей, которые безоговорочно верят, что они представляют и становятся пустымии мелкими.Япомню, как однажды, когда посетиластарого римскоготеатрв Карфагене, гдемы виделидовольножалкое французское исполнение греческой пьесы.Я виделаодного из актеров, который был не в силах отказаться от своейроли, и повторял все снова самостоятельно. Я не могу сказатьвам, чтоон выгляделсмешно, и тем не менеея частоневольновспоминаю о нем, когдавижу пожилых людей, которыеосталисьидентичнымис ихперсоной.

Конечно, будет чрезвычайноопрометчиво инеразумно выбросить нашу персону, когда мы становимсястарше.Это как выброситьнашу одеждуи появлятьсяголымв общественном месте.Существует рассказШелли, который иллюстрирует этот моментдостаточно хорошо.У его отца былопоместье в Суссексе, где былдостаточно большойпруддля купания.Шеллиочень любилводу ипроводил многовремени там.Однажды онвдруг вспомнил, что наступило время обеда и, забыв обо всем кроме своего живот,поспешил встоловую, представ перед всеми совершенно голый. Когда он увидел, чтоихлицав ужасе, то, все еще не понимая реальной ситуациииудивленно сказал: »Что случилось, это же только меня! «. Хотя это может быть не столь очевидно,»только я» имеет очень беспокойный эффект как в психическом, так и в физическом смысле.

У нас должна быть персона, так же как и одежда, и мы должны постепеннонаучиться использовать это, так же, какмы используемнашу одежду. Этоотнюдь нетак просто, какэто звучит,ибо во многихслучаяхперсона так сказать врастает внаше тело, ибольше не являетсясъемной. Существует, таким образом, только однавещь, которую мыможем сделать: понять, чтокаждыйтвердый объект, наэтой земле отбрасывает теньиповернутьсяк этому факту.Если мыбудем честныв этой попытке, мы скоропоймем, что есть много вещей,которые, несомненно, являются частью нас самих, но которые не вписываютсяв идею нас самих или нашейперсоны.Реализация этихфакторовдаст намвсе материалы,необходимые для того, чтобы отделить себя отидентификации сперсоной.

Тень
Когда мыпытаемсяприспособиться квнешнему мируиначинаем формировать персону, мы, как правило, подавляемте качества, которые мешают нам в решении этой задачи, иликоторые портятидеальную картину нас, которую мытайнолелеем.Эти качества вытесняемые в темноту, часто сопряжены ссильными эмоциями, ноони продолжают существоватьи, как правило, намного болеевидимы для нашихсоседей, чемдля нас самих.
Бесспорноэтострашная затея, итот, которую необходимо решатьснова и снова,чтобыотвернуться от знакомойиллюзии относительнонашего собственногохарактера истолкнуться снеизвестнойтемнотой позади.Это поистине, какоднажды сказал Юнг, почтисверхчеловеческаязадача.Но прилагая искренние усилияв этом направлении,пусть и небольшие,станут задачей, которая никогда не разочарует.
Основа, которуюмы можемвернутьиз тениявляется твердой иплодородной почвой, позволяющей нам начатьстроительство домас каменным фундаментом. Напротив,всепостроенное толькона светлой сторонеэго комплексаилиперсоны, неизменно,оказывается, основанным на песке.
Банальность отмечать, чтовсе в этом миресостоитвиз равных частейчерного и белого,света и тьмы, и все же,когда дело доходит досебя, мылегкоупустить из видуэтот факт, очевидный ипростой, какон есть. Более того,мы обнаруживаем что невозможно, увидеть наши темные стороны, не теряя уверенности внашихсветлых качествах. Но этонеобходимо, длятого факта, чтоу нас также естькачества тени ни в коей мере неотменяющие нашихорошие качества.
На самом деле,нет такой необходимости, держать их в уме, когда мы становимся передфактом, что подавилимногое, являющиеся ихпрямой противоположностью.[5]
Хотяболезненное иунизительноестолкновение с нашими наименеезамечательными качествами, было бы сравнительно легким, если бы не тот факт, чтовсе, чтопопадает вбессознательноестановится загрязненнымдругим содержанием. Приведу одинпример:личнаятеньстановитсязагрязненнойколлективнойтенью.Слово»коллективное», используется вюнгианской психологии, распространяя на всепсихическоесодержания, не свойственныеодному человеку, но в то же время общие для многих, то есть, к обществу, людям иличеловечествувцелом.Личного бессознательное, следовательно, состоит изсодержания, принадлежащего одному человеку, а коллективное бессознательное — содержаниеявляющееся общим для многихили дажевсех.В этой степени мы осознаемнашу личнуютень,прикрепленную кнашемуэго, как реальную тень нашего тела. Но, постольку, поскольку мы не знаем об этом,то это попадает вбессознательноеистановится неотличимым отдругихсодержаний бессознательного, в частности от коллективнойтени.Тогдалюди могутдажеошибаться вотношении ихличнойтени, принимая за самого дьявола. Это, пожалуй,самый трудный аспектпроблемы тени, ноя надеюсь прояснить это несколькопозже, с помощьюсна.

Втораябольшая трудность впризнаниитеньв связи с тем, что все то, чтомы упускаем из видув себеимеет тенденциюбыть спроецировано нанашу внешнююсреду.Конечно, мыникогда сознательно неделаем прогнозы, но есть некоторыйфакторыбессознательногов нас, кажущиеся, дьявольской привычкойпередачи этихрепрессированныхкусков нашейсобственной личностив чужую. (Естественно, есть некоторое сходство, илине было быникакого крюкадля проекции.) Напомню читателю, например, что многие люди,лелеют черного зверя.Этотчерный зверь обычно несетпроекция того, чтомыбольше всего ненавидимв себе,и это такжепроецируется на другого искажая нашу картинуданного лица, что делает его илиеесовершенно неприемлемыми.
Это оченьтрудная задача, отделить такойфактор проекцииот носителя проекции. Возможно, однимиз самых надежныхпоказателейпроекцииявляется наличиеэмоций.Есличужиеслабостиили плохиекачества заставляют нас безосновательно сердиться, мы можем быть уверены,есть некотораяпроекция,потому что на самом деле нас невозмущаютслабости других,они могут дажедавать намприятное ощущениепревосходства. Слабость или плохие качества, на которые мы негодуем всегданаши собственные.Существует, конечно, всегда опасностьинтроекции таких качеств, если эта точка зренияпреувеличена, то есть,принимая восебечерты, которыене принадлежатнам.Но у нас естьопределенныеинстинктивноепризнаниетого, чтонепринадлежат нам, инстинкт, подводящий нас, только еслимы не хотим, увидеть себя, какие мына самом деле.Этот инстинкткак бы «щелкает», когда что-товозвращается, чтона самом делеот нас, иговорит «нет», когда мы подвергаемся интроекции. Есть ли» щелчок»или нетна самом деленаш окончательныйкритерий.

Другим способоммы можем обнаружить нашутень повлиянию налюдей вокруг, у нас естьопределенное влияние надругих людей, которое мы не можем нипредсказать, ни адекватно объяснить. Например: когда я была ребенком, у нас былапрачкой, которыйвсегдассорилсясо всеми.Когда её упрекали за это, она с оскорбленной невинности, отвечала: «Что я могу поделать? Я никогда не понимала подобных характеров у людей!» Конечно, в таком случаене сложно, хотя, несомненно, больно видеть, наш собственный нрав. Ностановится гораздоболее трудно, когдаэффект наступаетот чего-тогораздо болеенеясным, чем плохое настроение. Механизм, однако, всегдатот же самый и, когда у нас постоянно один эффектна разных людей, то это место, гдемы, скорее всего, сделаем ценное открытие о нашей тени,анимусеилианиме.
Возможно, этонужно еще простоупомянуть, что, естественно, непознанная тень нетолькозаражается в бессознательном коллективнойтени, но и другимидоминантами, в особенностиАнимойиАнимусом. Это часто приводит ксоюзу между тенью иАнимусомилиАнимой, что особенно имеет катастрофические последствия дляэго, ибо тогда оно оказывается в невыгодном положениик бессознательному, будучи в меньшинстве.
ВСеминаре 1935упомянутого ранее,Юнгдал описаниепринятиятени, которое навсегда осталосьв моей голове.[6]Вкратце:ониспользует сравнениенашего сознания с кораблем или шаром,плавающим на поверхностибессознательного.Каждаячасть тени, которую мы обнаруживаем,имеет вес, инаше сознаниеопускаетсядо такой степени, когда мы принимаем его в нашулодку.

Таким образом,можно сказать, чтоосновнымискусствомдела с Тень состоит в правильной загрузкенашей лодки: еслимы берем слишком мало, то сразу уплываем от реальности истановимся таким же, какпушистые белыеоблакав небе.Если мы берем слишком много, мы можем потопить лодку.Мывсе равно должнызадать себе вопрос, что жеснижений сознания означаетна практике? Очень трудно ответитьтеоретически, так как это действительно вопросопыта.Сознаниев основном связанос нашей главнойфункции, гдемы способныочень ясно, хотя односторонне, сознательно воспринимать.Но, когдамы принимаем что-тоиз бессознательного, которое требует более широкой реакции и заставляет насрасширитьнашу точку зрения, вступая в реакцию снашейнеразвитойфункцией иинстинктивной стороной.Таким образом, мысталкиваемся с задачейсогласованияреакциинашего сознанияс тем, что появляетсяиз темноты, или, в лучшем случае,отинстинктивнойстороны.Это, естественно понижаетсознания, нов то же время,делая егоболее существенным, трехмерные вместодвумерного.

Существует еще один важный аспект тени, который мы должны упомянуть. Многие люди живут отрицательной стороной, а тень может быть гораздо более достойной и иметь больше положительных качеств, чем сознательное эго. Вы все знаете, таких люди, которые живут своей тенью — они всегда пытаются произвести неверное впечатление, а иногда даже, кажется, потворствуют такому поведению . Если вы спросите таких людей об их тени , они скажут вам, что это ужасный, ожесточенный убийца, и так далее, из-за общей иллюзии, что тень должна быть отрицательной . Но если убрать эту иллюзорную оболочку, часто обнаруживается, весьма приличный человек за ней. Юнг даже как-то сказал на одном семинаре, что тень содержит восемьдесят процентов золота.
Большая сложность обнаружить тень или возможно осознать просто компоненты, из которых она состоит. Естественно приятнее найти золото, чем разлагающийся труп, например, предпочтительнее обнаружить, что мы более достойны, чем думали, а не наоборот. Но, как ни странно, люди с чистым золотом в их тени, проявляют наибольшее сопротивление копать его. Это, как правило, потому что у них было тайное намерение, возможно, неизвестное и для самих себя, похоронить золото или подавить их положительных качества. Хорошие качества выполнять обязательства и, возможно, они не хотели брать на себя ответственность, которая всегда присутствует, когда мы живем чем-то положительным. Такие люди, как человек в притче Христа , который предпочел зарыть свой талант, другими словами, они живут за чертой их реального уровня для того, чтобы снять с себя ответственность.
Подводя итог отношений эго и личной тени, можно сказать, что один всегда обратная сторона другого , и поэтому, обнаружение тени первая необходимая работа. Точные элементы, из которых она состоит, различны в каждом конкретном случае и общие правила скорее вводят в заблуждение, нежели бывают полезными.

Сон Роберта Луиса Стивенсона
Дляиллюстрации вышесказанного, я выбраласон Стивенсона, который стал основой егознаменитой истории, о докторе Джекиле и мистереХайде.Проблемаэго итени чрезвычайночастав книгахСтивенсона, но у нас есть время только, чтобы рассмотретьэтотфрагмент.
Бессознательноесыграло огромнуюроль в работах Стивенсона. Онсам говорит, чтоегодомовые «выполняют одну половинувсей моей работыдля меня, пока я сплю, и все человечество, делает все остальноедля меня, когда бодрствую,инаивнодумает, что я делаю все сам.»[7]Онпредставляет многодоказательств в книге «Через равнины» «глава о снах».

В этойглаве онговорит нам, что уже давнопытаетсянайти механизм для»двойственного бытия человека, должный время от времениприходят исокрушитьсознание каждогомыслящего,»[8]когда он видит сон, ставший основой для «доктор Джекил и мистерХайд».
Во сне была»сценау окна» и если ее сократить то звучит следующим образом:
Г-нАттерсон, адвокат, который является наблюдателемв книгеи собираетматериал, предпринимаетсвою обычнуювоскресную прогулкусо своим родственником, г-н РичардомЭнфилдом,известнымчеловеком в городе. Они заходят во двордома доктораДжекилаи видят, чтопоследнийсидиту окна и выглядя очень грустным.Он отказалсяприсоединиться к ихпрогулке,но согласился немного поболтать через окно. Он едва смог говорить, как только перестал улыбаться, на его лице появилась гримаса ужаса и отчаянья, леденящая кровь.Доктор Джекилмгновеннозакрыл окно, и двое побледневших и напуганных мужчин, покинули двор, г-нАттерсон пробормоталдовольно удивительные слова: «Бог простит нас, Богпростит нам», на что мистер Энфилдочень серьезносогласился.

Сон Стивенсона продолжил другую сцену, в которой мистер Хайд, преследуемый за некое преступление, взял порошок и изменился (в доктора Джекила ) в присутствии своих преследователей. Сцена у окна была взят в книгу, как есть, хотя, вероятно, имена были сознательными придуманы. Вторая сцена, с другой стороны, не стала вписываться как задумывалось, но стала темой всей истории.
У нас нет возможности в данный момент обратиться к истории, написанной Стивенсоном. Она очень хорошо известна, но я лишь напомню читателю, что дело происходит с весьма достойным и доброжелательным доктором Джекилом . Он изобретает порошок позволяющий ему превратиться в свою противоположность, и, таким образом, наслаждаться удовольствиями, которые он не может позволить себе перед обществом.[9] Сначала его удовольствий были просто мирские, но мистер Хайд становился все более и более озлобленным и в конечном итоге пошел даже на убийство. Изменения, которые сначала были полностью добровольными, стали неуправляемыми. В конце концов, личность доктора Джекила становится полностью поглощена мистером Хайдом.
Когда Стивенсон был студентом, он был очень серьезно напуган своими страшными снами примеры которых можно найти в разделе «Глава о снах «, но врач был в состоянии прекратить их на некоторое время. Позже, сам Стивенсон нашел способ использования их в своей литературной работы. Его, так называемые домовые помогали ему в этой работе, и он смог направить свое сознание в творчество. Знаете, творчество, действительно, может иметь отличный терапевтический эффект, и для Стивенсона стало единственным решением, не говоря уже о том, какой интерес, представляют его некоторые его рассказы с психологической точки зрения. Если я обсуждаю его сон, как и в анализе пациента, необходимо понимать, что я имею в виду не критику Стивенсона.

На мой взгляд,самая поразительная чертаво снекромедраматических изменений от Хайда в Джекилаипотрясающимэмоциональным содержаниемв страданиидоктора Джекила за окном, и двух его зрителей отражает тот факт,что в совокупностисуществует четыремужские фигурыини одной женщины. В книге, кроме того, нет никакойзначимой фигурыанимы. (Онатолько появляется веенегативном аспекте, как злаяхозяйкаг-нХайда.) Стивенсонбыл единственным ребенкомс сильнымкомплексомматерикоторый он никогда неперерос. Он, конечно, женился на женщине гораздо старшей его и с двумя детьми от первого брака. В своейпоследующей жизнив различныхместах по всемумиру,Стивенсонвсегда казался старшим сыном нежели мужем.Понятнопоэтому, чтоего проблемабыла более вероятносвязана стенью, то есть с поиском собственной маскулинности, чем Анимы.

Поэтому, еслимы рассматриваем,этот сон Стивенсона с точки зренияпсихологии, я думаю, мы можем предположить, что фигурамистер Аттерсона, адвоката изрителяв драме, представляетэго.Появляется впечатление, что он рассказчикэтой истории,хотя книгана самом деле ненаписанаот первого лица. Смертельного исходаможно было быизбежать, если быг-нуАттерсонубыло известно офактахдо концадрамы, во снеАттерсонзнал тайну. Мистер Энфилд, эдакий повеса, будетболее или менеепредставлятьличнуютень,смирскойточки зрения,стороныкоторойСтивенсонжилочень мало.
Две другиефигуры, возникающиево сне, Доктор Джекил и мистерХайд,носят более коллективный характер.Тот факт, чтоможно обратитьсявдругого с помощьюпорошка отмечает их не человечность, такая метаморфозаза пределамичеловеческого потенциала.Эта гипотезатакженамекнул во сне на то, чтодоктор Джекилразговаривает только сдвумямужчинами изокна верхнего этажа. Более того,это подтверждаетсяв книге,ни дляДжекила, ни Хайддействительноне являются людьми, последнийв особенности.Он представляетпринципзлакак таковой иявляется гораздо болееархетипическойфигуройпринадлежащей коллективному бессознательному, чем что-либо подобное личной тени.Если, таким образом, мы столкнулись сэтим сном в современнойличности,первое и самое важное, что нужно сделать было быотделитьличное отсверх личностного , или коллективныхэлементов, инастаиватьна том, чтоАттерсониЭнфилд являются первой заботойсновидца, потому что ониболее или менеепредставляютчеловеческиесферы, гдесновидец может что-то сделать.
Странныеслова г-наАттерсона, когдаон уходитс г-номЭнфилдом «прости господи, прости господи,»броситьинтересныйсвет на проблему. Видимомучения доктораДжекилане по вине Аттерсонаили Энфилда.Номы не должны забывать, что сон продолжаетсяс преобразованиемсцены, так что Стивенсон,когда он проснулся,знал,что мучило Джекила.Поэтому, мы не можем прийти к заключению,что сон Стивенсонапредставляетчеловеческую парув некотором родевиноватых в страдании доктора Джекилаи преступлениемистера Хайда, так зачемАттерсонупросить Бога проститьих,сполного согласиямистера Энфилда?
Мы знаем, чтов то время, когда Стивенсону приснился этот сон, он был глубоко обеспокоенсильным чувствомдвойногобытия человека, и расценивая этокак «жесткий законжизни, которыйлежит в основерелигии иявляется одним изнаиболее сильных пружинбедствия.»[10]Единственное место, где Стивенсонмог встретитьэто двойноебытиеизображено воснедвумя мужчинами, которыеболее или менеепредставляют, что мы называем эго итенью.Нокогда эгопытаетсяобъясниться стенью, это неизбежно приводит когромным страданиям.Человек распят, между противоположнымитенденциямив себе,междудобродетельюи пороками.И просто двое мужчин хотели избежать именно этострадание: один, Аттерсон, оставался в стороне от жизни, был зрителем,а другой, Энфилд, будучи «прожигателем жизни» заглушал все серьезныесоображения выбирая социальнуюдиверсию.

Эта темаухода от страданияподчеркивается вкнигеСтивенсона. Цельюпреобразованияпорошка является освобождениечестных и неправедныхблизнецов вчеловеческой природедруг от друга, так чтоодин наделялся добродетелью, а другой жестокостью. Неограниченныйдругим,однойбольше неподвергаютсяопале,а другойможет свой путь зла безпрепятствий со стороныегодобродетельногобрата.
Мы можемувидеть тот же процессапри анализе жизниСтивенсона. Он происходил изсемьисмотрителей маяка и должен был продолжить дело. Его дед,знаменитыйРобертСтивенсон,завоевалопасныйBellRockв Шотландиик яростишотландскихконтрабандистов.Матьнашего авторабыла дочерьюминистра и, была силойи светомсемьи, это и не удивительно, что Луис, как и его собственныйдоктор Джекилне мог выносит недостаткив собственномхарактере. Онбыл типичный «вечный юноша», парящий высоко надреальностью ивечноубегающий отобстоятельств, которыебызаставили егостолкнуться с самим собой. С того времени как онпокинул домсвоих родителей вЭдинбурге вначале двадцатых годов, он был всегда в движении, пока не построил свой дом на Самоа, в очень экзотических условиях, за три года досвоейсмерти в возрастесорока трех лет. Единственным исключением было два споловиной года проведенных в домев Борнмуте, подаренном отцом жены.Здесь он написалдоктора Джекила и мистераХайда.
Тут я хочузаметить, что когда человек осознает дуальность своей природы, какСтивенсон, безоговорочно констеллируетсяпроблемадобра и зла. У него появляется выбор сознательной работы с личной тенью, либо же ее подавлением. В последнем случае, это все равно будет занимать место в бессознательном,полностьюзависит от его контроля, изредка видя лишь во сне.
Стивенсонизображаетэтотпсихологический факточень яснов этой истории.В начале, единственная ошибкадоктораДжекиланетерпеливаявеселость,и егоудовольствийвсего лишь недостойные. Но когда онизбавляется отэтихнедостатковв егодостойнымчеловеком ивыпивает порошок, чтобыизбежать страданий, другими словами, когда онотвергаетличнуютеньмистер Хайдстановится чистымзлом,убийцей имонстром, от которого бегут все люди.Другими словами,отвергнутая личнаятеньстановитсязагрязненной принципомзла ипрактически делается самим дьяволом. Возможно, теперьмы можемпонять, почему во снеСтивенсона, мистер Аттерсонпросит Богапроститьего и г-на Энфилдаза перенесенные страдания доктора Джекила. Посмотрим поверхностно,они не несут ответственности, но все же, еслипроблема двойнойприроде человекавстречается на человеческом уровне, и никогда бы небыла вытесненав бессознательное, где оно можетиметь место тольков видеархетипическихдрам, таких как историяДжекила иХайда.
Двойственная фигура во снесначала появляетсякакдоктор Джекил. В следующей сцене, похоже, как мистер Хайд, преследуемый за преступления, затем глотающийпорошок превращающийся вДжекилав присутствиисвоих преследователей. Наиболее яркиммоментом здесь, для современного сновидца, была бы то, чтоэти двесверхличностные фигуры однапрототипфилантропии и правдивостиидругаяпреступленияявляются одними тем же.Те, кто читал»Ответ Иову» Юнгаили «СатанавВетхом Завете» доктораРивкиШарфа, уже приспособилиськ мысли, чтодаже Бог — единство противоположностей, содержитдобро и злов равной мере.Такое жеявлениево многихархетипическихфигурах, какони появляются вмифах исказках.
Сон Стивенсонаодно из доказательств, котороеуказывает в томже направлении.
Интересно, чтопреобразованиевсон отХайда к Джекилу, в то время какв книге акцентирован переход отДжекилавХайда.Это не толькоДжекил, который делает порошок именяется вХайда,но в конце, Джекилпревращается вХайд-невольно и когдапорошокисчерпануже не можетвернуться в Джекилавообще. Кроме того,во снепроисходят изменения на глазах публики, мотив, которыйбылвзят тольковкнигев оченьизмененной форме, изменение всегдапроисходит втайне,за исключением одного раза, когдаХайд-Джекилпревращаетсяперед доктором Лэньоном.
Во сне, однако, секрет раскрываетсяна глазахпреследователейХайдав попыткеспасти себя отрезультатов егопреступления.Этопроисходит насверхличностномуровне, но вдумчивогосовременногосновидца должны были бы спросить, нет ли чего-то оченьзлогоукрывшегосяза лицом респектабельной персоны, что было бы целесообразнеепровести расследование.Еслисновидец может прислушаться кпредупреждению втаком сне, можетбыть он все еще решит наличном уровне.Если предупреждениебыло вытеснено, личной тени,способной напреступление, удастся бежатьв бессознательное, где она станетзагрязненнойколлективным зломи в конечном итоге поспособствуеткатастрофе, котораябудет виднавсем.


[1]51 Для определения термина » комплекс» кратко , можно сказать, что это бессознательное или полубессознательном состоянии кластера представлений нагруженные эмоциями. Комплекс состоит из ядра и окружающего поля ассоциаций. Комплекс может быть приобретён наличного опыта, или его ядра могут быть образованы архетипический характер. Комплекс эго принадлежит к последней категории , то есть , она основана наархетипической расположения которая по определению не известной психической факт. Мы называем эго сложной, поскольку она показывает все структурные характеристики других комплексов .

[2] 52 The Structure and Dynamics of the Psyche, CW 8, par. 387.

[3]53 Ibid., par. 408.

[4] 54 See Nietzsche’s Zarathustra: Notes of the Seminar Given in 1934-1939, vol. 1, pp. 390f

[5] Как писал Шекспир: Ткань нашей жизни сделана из смешанной пряжи — плохой и хорошей вместе.

Наши добродетели возгордились бы, если бы их и бичевали наши пороки, апороки наши отчаялись бы, если бы их и защищали наши добродетели. (All’sWellThatEndsWell, act 4, scene 3)

[6]56Nietzsche’s Zarathustra, vol. 1, pp. 478f.

[7] 57Across thePlains, p. 225.

[8]58 Ibid., p. 227.

[9] 59Dr. Jekyll and Mr. Hyde, p. 78.

[10]60 Ibid., p. 79.

Перевод Анна Варина