06.12.2016
0

Поделиться

Введение…………………

Барбара Ханна

Анимус и эрос

Введение 

Примечание редактора: этот текст составлен из записей Барбары Ханны. Они были сделаны в преддверие лекций об анимусе, которые она читала в институте К.Г. Юнга в Цюрихе, начиная с октября 1974 года. В своих размышлениях Барбара Ханна время от времени вставляет такие фразы, как «рассказать историю о таком-то…», «цитата Юнга из…» или просто «развить», но дальнейшая информация иногда отсутствует. По-видимому, эти воспоминания спонтанно всплывали в её памяти по ходу лекций. Нам удалось идентифицировать и найти многие из этих ссылок. В тех нескольких случаях, когда мы не смогли обнаружить источник информации, мы просто оставили её записи в исходном виде без дальнейших комментариев.

Хочу отметить, что 50 лет назад, когда я впервые приехала в Цюрих, мы находились в гораздо более благоприятных условиях для изучения проявлений нашего анимуса в повседневной жизни, чем сейчас. [1] Юнг на дух не переносил негативного анимуса. Если вы подходили к нему даже просто поздороваться в тот момент, когда ваш анимус проявлялся особенно ярко, Юнг незамедлительно оказывал вам бесценную помощь в осознании его поведения таким способом, что вы надолго запоминали этот случай.

Все другие психоаналитики в то время неустанно отслеживали аниму или анимуса, научившись распознавать их, где бы они не появились, в ходе своего собственного анализа с Юнгом. Не знаю, до какой степени это практикуют сейчас, но иногда мы впадаем в шок, когда студентки, даже во время сдачи выпускных и дипломных экзаменов, блестяще отвечают на все вопросы голосом своего анимуса, вместо того, чтобы высказываться от самих себя. Другими словами, они выдают совершенно верные ответы, но при этом вы ничего не узнаете об их собственном мнении и об их творческих идеях по этому поводу. Далее на примере одержимости, произошедшем в средние века, я продемонстрирую, как женщина может оказаться в полной власти своего анимуса. [2]

Вы можете научиться замечать разницу между настоящим голосом женщины и голосом её анимуса, не взирая на содержание речи. Это, конечно, применимо и в отношении самой себя. Но начать это отслеживать постоянно очень не просто, если только вы не прошли ту школу, которая выпала на нашу долю, когда мы ежедневно общались с Юнгом.

Здесь я говорю о негативном аспекте анимуса, который всегда проявляет себя первым, когда вмешивается во внешнюю жизнь. Но у него есть другая, очень положительная сторона, она предстаёт в тех случаях, когда анимус находится на своём истинном месте, то есть играет роль посредника между женщиной и её бессознательным.

Три года назад я читала курс о религиозной функции анимуса в библейской истории о Товите. В начале его роль была настолько негативной, насколько это вообще возможно. Убив семерых мужей Сары, он полностью подпал под влияние коллективного архетипа дьявола. Но медленно, шаг за шагом, он был отправлен на своё правильное место. В результате его роль стала настолько полезной, насколько сначала она была вредоносной.

Нашим первым примером в этом году будет случай одержимости, произошедший с одной монахиней в позднее средневековье. На этом материале мы сможем узнать много важного о процессе трансформации. Мы будем изучать этот случай с точки зрения психоанализа, думаю, что современные аналитики могут многому научиться, исследуя работу экзорцистов в старые времена. Я подчёркиваю, что говорю об «экзорцистах», а не об «инквизиторах», так как последние неизменно применяли наихудшие методы, и у них напрочь отсутствовало понимание того, с чем они имели дело.

Подобные средневековые случаи одержимости, как правило, были экстремальными. Но по существу и по архетипическим предпосылкам, они похожи на одержимость анимусом, с которой мы сталкиваемся в наши дни. Очевидно, что нам легче понять, что стоит за повседневными действиями анимуса, когда они проявляются с такой силой, как в подобных случаях. Но прежде, чем мы приступим к изучению этого материала, я хочу сделать некоторое отступление, рассказав, что представляет из себя анимус.

Под термином «анимус» мы подразумеваем мужской дух или бессознательный ум женщины. Эмма Юнг постоянно напоминала о том, как важно хорошо понимать разницу между анимой и анимусом. Как вам всем известно, анима — это юнгианский термин для обозначения женской души мужчины. В то время, как анимус означает «дух» или «ум». Относительно этих понятий всё ещё встречается некоторая путаница. Когда Юнг впервые обнаружил присутствие анимуса в психике женщин, он иногда говорил, что это душа женщины. Подобные высказывания можно встретить и в его ранних работах. Своё мнение он изменил позже, когда яснее увидел различия между анимой и анимусом. Сначала Юнг полагал, что анимус — это просто копия анимы, но по мере опыта, он стал понимать нюансы их различий. В действительности, они чрезвычайно важны!

Причина, по которой мужчина ищет свою аниму, заключается в его желании найти свой собственный, принадлежащий только ему, образ внутренней женщины, войти в контакт с Эросом и познать суть отношений. По началу всё это находится во власти его анимы. Что касается женщины, то она ищет анимус для того, чтобы он привёл её к Логосу, то есть, к её бессознательному уму, что в итоге позволит ей обрести собственное мировоззрение. Когда она начинает этот путь, всё это находится в руках её анимуса. Проще говоря: мужчина хочет ясно понимать, что он чувствует, а женщине необходимо распознать свои собственные мысли.

В целом, можно сказать, что мужчина всегда проецирует на женщину функцию отношений, а женщина проецирует на мужчину свой ум. Цель работы с анимой и анимусом заключается в том, чтобы изъять эти традиционные проекции. [3] Основная задача женщины — развитие и интеграция женского духа, то есть, внутреннего Логоса. Она должна ассимилировать этот принцип, чтобы он стал неотъемлемой частью её внешней жизни, что приведёт к расцвету гармоничного сотрудничества. Тогда и умственно-интеллектуальная и инстинктивная части не будут вытеснены в тень. [4]

Именно поэтому для женщины совершенно бесценна творческая деятельность. Она не сможет выражать себя творчески, не обладая прямым контактом с собственным умом, но во многих случаях именно эта часть ума сначала находится в бессознательном. [5] Вот почему так много женщин предпочитают, чтобы их мужья выполняли за них творческую работу. Или, как отмечает Эмма Юнг, женщинам проще завести очередного ребёнка.

Мировоззрение женщины состоит из традиционных убеждений, которые она тщательно собирает на протяжении всей своей жизни до тех пор, пока её контролирует анимус. Это мнения её отца или других авторитетных лиц мужского пола, с которыми ей доводилось встречаться во времена юности. Если ей повезло иметь брата, то эти убеждения становятся не такими закостенелыми, а более живыми. В наши революционные времена идеи «её братьев» могут быть точно противоположными тому, что она получила в наследство от отца или других взрослых авторитетных мужчин. Но эти идеи приносят не так уж много пользы, как может показаться в начале, потому что всё равно они представляют собой ни что иное, как такое же одностороннее мнение, только более новаторского характера. В нём также отсутствует напряжение, возникающее из-за парадокса, который имеет первостепенное значение в работе с анимусом.

Женщины, чьи анимусы наполнены традиционными убеждениями, обычно, прячась за подобными установками, используют их, как стратегию для достижения своих желаний или того, что они принимают за таковые. Надо отметить, что и сейчас таких дам не так уж мало даже среди младшего поколения. Например, за строгими правилами викторианских норм поведения жена скрывает своё сильное желание иметь власть над собственным мужем. В результате ей не приходится видеть свои собственные отрицательные черты характера, свою ревность или страстное желание следовать собственному пути. К чему бы это привело, если бы она позволила неблагородным побуждениям вести её? Она всего лишь придерживается традиционных устоев и неоспоримо «правильному» образу жизни. Ревность, если мужчина или женщина не осознают её, пожалуй, может превратиться в самую опасную и разрушительную силу в мире. Юнг считал причиной ревности недостаток любви и способности любить. Несомненно, что так оно и есть. Но, если человек осознаёт свою ревность и страдает от этого, то до некоторой степени он платит за это. Вы больше не сможете утешаться, представляя себя самоотверженным ангелом, если осознаете, что внутри вас раздирают такие скверные силы, как ревность и чувство собственности.

Женщины, чей анимус снабжает их более современными взглядами на жизнь, обычно заходят слишком далеко в прямо противоположном направлении, отрицая все традиции. Зачастую это приводит к беспорядочной половой жизни. Помню, как однажды я разговаривала об одной женщине подобного типа с Юнгом. Она проходила у меня анализ. Я призналась ему, что мне было крайне неприятно оказаться в роли тётушки викторианского толка, читающей мораль, потому что подобные дамы изрядно испортили мне мою собственную юность. Он рассмеялся и сказал: «И всё же, вам придётся остановить её, если, конечно, у вас это получится. Слишком большое количество сексуальных связей разрушает женский Эрос». В своём эссе «Женщина в Европе» Юнг очень ясно выразил мысль о том, что для женщины отношение с мужчиной — это самое главное, что по сути и есть Эрос. А сексуальная сторона, которая так важна для мужчин, играет второстепенную роль. [6]

Конечно, сексуальность — это естественное и необходимое проявление Эроса и составляющая часть отношений. Но, как однажды отметил Юнг, если секс ставят на первое место, умаляя важность самих отношений, это значит, что анимус одержал верх в этой ситуации. Он начинает выталкивать женщину из отношений, что может привести к тому, что она сама разрушит связь. В своём первоначальном, не преобразованном состоянии, анимус похож на ревнивого любовника, который постоянно пытается сделать женщину своей собственностью. Этого «ревнивого любовника, разрушающего отношения с мужчинами» мы с вами увидим в демонах, о которых рассказывала монахиня Жанна Фери, жившая в средние века. Другой излюбленный трюк анимуса: выбрать для своей проекции не подходящего мужчину. Когда женщину постигает горькое разочарование, он тихо нашёптывает ей: «Бедная девочка! Но ты же знаешь, что все мужчины одинаковы. Ты можешь быть счастлива только в одиночестве рядом со мной». Таким образом он постепенно плетёт кокон вокруг женщины, полностью отрезая её от окружения и противоположного пола.

Кажется, что анимус невероятно забавляется, вдохновляя женщину оспаривать непреклонные убеждения, которые совершенно не имеют отношения к данной ситуации, доводя тем самым мужчину практически до безумия. Подобные сцены неизбежно приводят к активизации его анимы, что приводит к глупейшим скандалам, в ходе которых избитые истины, «факты» и отвратительные эмоции заполоняют пространство, и уже никто не понимает, что же в действительности происходит за этой декорацией. Очень многие супружеские пары растрачивают огромное количество времени и энергии именно на такое времяпровождение.

Но не всегда именно анимус становится инициатором подобных скандалов. На аниму тоже можно возложить этот грех, так как в своём первоначально автономном и бессознательном состоянии она также хочет, чтобы «её» мужчина принадлежал исключительно ей одной. В романе Бенуа «Атлантида» мы видим экстремальный случай подобных отношений. Его героиня жила на таком пределе душевных сил, что оставляла жизнь своим любовникам всего лишь на одну ночь. Потом она их убивала, бальзамировала и ставила их тела в ниши, расположенные по кругу в её просторном мавзолее. А сама она восседала в центре на троне. [7]

Но давайте не будем погружаться в рассуждения об аниме, а уделим некоторое внимание тени, так как прежде, чем переходить к работе с анимусом, совершенно необходимо проделать значительное преобразование собственной тени. Мы должны быть очень хорошо знакомы с нашей личной тенью, иначе анимус будет постоянно портить нашу жизнь, сталкивая нас лицом к лицу с нашими неудачами, которые мы до сих пор не осознали и не приняли.

Нам необходимо понять, что мы состоим из света и темноты, как всё в природе. Что такое день, если нет ночи? А тепло без холода? Мы, как должное, принимаем свет и тьму во всём существующем, только не в нас самих. Но почему этот общий для всех закон природы должен делать исключения для некоторых из нас? Да, нам потребуется много времени и страданий прежде, чем мы осознаем, что тоже, в равной степени, состоим из света и тьмы. Нет такой добродетели, которая не была бы уравновешена пороком. Это открытие уже не причиняет такой сильной боли, когда мы видим, что так оно и есть.

Однако существует огромное количество опасностей, которых следует избегать на пути этого осознания. Любая совестливая женщина, несомненно, сначала будет повергнута в уныние, увидев свои отрицательные качества, забыв, что они в ней присутствуют лишь потому, что ей присущи, соответствующими им, положительные черты. В одном из своих писем к священнику Виктору Уайту Карл Юнг писал:

Мы никогда ещё так остро не нуждались в христианских добродетелях, как в наши тёмные времена, когда кажется, что дьявол господствует повсеместно. И сейчас для нас одинаково плохо, как забывать о добре, присущем человеку, так и видеть недостатки и зло внутри нас самих. [8]

Это противостояние в психике людей всегда парадоксально. Как-то на одной дискуссии в Психологическом клубе в Цюрихе Юнга спросили, возможна ли, по его мнению, атомная война. Доктор Юнг ответил, что это зависит от того, как много людей смогут выдерживать внутри себя напряжение между противоположностями. Если их количество будет достаточным, то нам может удастся избежать худшего, как это до сих пор, к счастью, и происходило. Но, если это будет слишком сложной для нас задачей, то Юнг опасался, что рано или поздно противоположности столкнуться, и разразиться атомная война. И наша цивилизация бесследно исчезнет. Если смотреть на это с точки зрения архетипического символизма животных, то нам следует приложить максимальные усилия, чтобы научиться лучше осознавать предельные противоположности, образы которых предстают внутри нас. Так мы внесём свою скромную лепту в общее дело. [9]

Прежде, чем идти дальше, мы должны признать, что наша собственная психика выходит далеко за грани наших представлений о ней. Мы не хозяева в нашем собственном доме. Пагубное убеждение в том, что «где воля, там и путь» умирает мучительно медленно. Мы достойны осуждения, если не прилагаем усилий для изучения других частей нашего внутреннего мира. Мы не устанем удивляться тому, как эти бессознательные части заставляют нас себя вести. Но в конечном итоге они способствуют повышению нашей сознательности. В семинаре «Заратустра Ницше» Юнг обращал внимание на то, как наши желания постоянно пересекаются с другими бессознательными изъявлениями воли внутри нас:

Это примерно так, как если бы вы были правителем земли, которая только частично вам знакома, королём какой-то страны, в которой проживает неизвестное число граждан. Вы понятия не имеете, что они из себя представляют, или в каком они состоянии, снова и снова вы обнаруживаете, что в вашей стране находятся субъекты, о существовании которых вы совершенно не знали. Следовательно, вы не можете принять на себя ответственность, а можете только сказать: «Я признаю себя правителем страны с неизвестными мне жителями, которые обладают качествами, о которых я не вполне осведомлён». Итак, у вас нет субъективного мнения, и тем самым вы находитесь в ситуации, делающей вас чем-то вроде узника, вы сталкиваетесь с неведомыми возможностями, потому что эти многочисленные неконтролируемые факторы в любой момент могут оказывать влияние на все ваши поступки и решения. Вы оказываетесь забавным королём страны, который по сути им не является, он зависит от столь большого количества неизвестных величин и условий, что ему часто не удаётся осуществлять свои собственные намерения. Следовательно, лучше не стоит называть себя королём, а быть всего лишь одним из жителей, у которого есть свой угол, где он и может править. И чем больше ваш опыт, тем больше вы убеждаетесь в том, что эта территория бесконечно мала по сравнению с широко простирающимся неизвестным вокруг вас. [10]

Если нам удалось понять, что мы не можем руководить нашей собственной психикой, ведь мы — не единоличные хозяева в нашем собственном доме, то, как это не парадоксально звучит, мы оказываемся в гораздо более сильной позиции. Мы ушли от нашей субъективности и отвоевали себе маленький островок объективности, откуда теперь видим и самих себя и наших друзей мужчин и женщин гораздо более ясно и не предвзято. Мужчина может спросить себя: являются ли жалобы его жены настоящими или эти неуместные соображения — дело рук её анимуса? Но гораздо важнее для мужчины понять, действительно ли его эмоции, настроения или претензии принадлежат ему, или он транслирует состояние своей анимы. Так как невозможно, чтобы человек постоянно помнил об этом, то мужчина иногда реагирует под влиянием настроений своей анимы, но через некоторое время он может осознать происходящее и испытать совершенно другие чувства. Женщинам свойственно кормить окружающих убеждениями своего анимуса, которые в реальности им не принадлежат. Они уже в готовом виде возникают у обитателей нашего, так называемого, «королевства». Но их автор — это наш собственный анимус, хотя возможны исключения. Мужчины подвержены настроениям другого обитателя этого внутреннего «королевства», зачастую (но не всегда), они принадлежат аниме.

Хочу повторить, что основная тема этого курса — анимус. Об этом я могу рассказывать, исходя из моего личного опыта. Это реальные переживания, а не теория, которую обычно предлагают, рассуждая об анимусе. В моменты эмоционального напряжения женщине стоит спросить себя: «Я действительно имело ввиду именно это? Не пытаюсь ли я найти свой собственный путь, жонглируя мнениями, которые в реальности для меня ничего не значат?» Если для женщины важно развитие, и она следует по пути индивидуации, ей нужно научиться постоянно отличать свои собственные мысли от идей, навязанных анимусом, который, кстати, бывает чрезвычайно красноречив и умеет затевать спор на пустом месте. Несомненно одно: пока вы не научитесь наблюдать за вашим анимусом и сдерживать его, он будет разрушать все ваши отношения с мужчинами. [11]

До работ Юнга существовало мнение, что бессознательное содержит исключительно личный материал, играя роль, своего рода, мусорной корзины, в которую мы выбрасываем все неудобоваримые для нас вещи. Юнг признавал существование этого слоя бессознательного и называл его «личным бессознательным». Несмотря на то, что подобная психологическая работа может обернуться длинным, утомительным, а иногда и чрезвычайно болезненным процессом, личное бессознательное не так уж сложно понять. Настоящие трудности начинаются тогда, когда мы встречаемся с фигурами из коллективного бессознательного, потому что они абсолютно нам не известны. Нам не так уж сложно понять тень в отдельном человеке, хотя столкновение с ней зачастую превращается в длительный и тяжёлый процесс. Но нас ждут несоизмеримо более серьёзные испытания, когда мы начинаем работать с материалом тени, который попал туда из коллективного бессознательного. Слишком совестливые люди, впервые столкнувшись со своей тёмной стороной, иногда могут потерять всякое чувство меры и начать считать себя ответственными за все происки дьявола. Перед нами стоит сложная и трудоёмкая задача, когда мы начинаем учиться отличать нашу личную психическую сферу от более влиятельных фигур коллективного бессознательного. Это дело первостепенной важности. Юнг удачно выразил эту мысль в выступлении в Швейцарском федеральном технологическом институте:

Что касается понимания самих себя, этого знания, реально пронизывающего всё наше существо, не делайте ошибку, думая, что здесь речь идёт о рассмотрении нашего эго. Понимание эго — это просто детская забава, а вот увидеть себя с позиции самости — задача совершенно другого рода. Реальная трудность заключается в понимании неизвестного. Нет нужды закрывать глаза на то, что человек стремится к власти, хочет стать очень богатым, что он превратился бы в тирана, если бы ему представилась бы такая возможность, что он ищет удовольствий, завидует другим людям и так далее. Каждый знает о себе подобные вещи, ведь всё это относится к сфере нашего эго. Но понимание себя — нечто совершенно другое. Это подразумевает, что вы начинаете сознавать вещи, которые неизвестны. [12]

По мере накопления опыта, человек всё больше и больше осознаёт, как это сложно представать перед неведомым. Давайте возьмём, к примеру, необходимость принятия напряжения, возникающего между противоположностями в нашей психике. Это приводит к столкновению с таинством иерогамии, священного брака, посредством которого только и возможно объединить эти противостоящие друг другу части, снизив, таким образом, абсолютно невыносимое напряжение между ними. Важность этой задачи сложно переоценить, именно поэтому Юнг так настойчиво привлекал к ней наше внимание.

Эта позиция представляется мне выбором, противостоящим тому, чтобы просто попустительствовать войне между противоположностями. И, так как подобным противостоянием пронизано все, мы больше не можем отрицать вездесущность зла и того, что некоторые люди оказались в его полной власти. С другой стороны, мы можем удерживать напряжение, способствуя тому, чтобы противоположности объединились бы в священном браке. Подобный опыт превзойдёт границы эго, наши желания и волю. Через несколько лет после того, как Юнг завершил книгу «Mysterium Coniunctionis», он упоминал об этой геркулесовой задаче в письме к Джону Тринику (Триник опубликовал его в предисловии к своей книге «The Fire-Tried Stone»):

Как некоторым алхимикам пришлось признать, что им так никогда не удалось получить золото или камень, так и я не могу претендовать на то, что разрешил загадку конъюнкции. Я неясно осознаю вещи, таящиеся в самой основе этой проблемы, и они слишком велики, чтобы вместиться в наши представления. [13]

Рассказ Вильгельма о человека, вызывающем дождь, подтверждает тот факт, что мы можем достичь этой сокрытой реальности внутри нас самих. Эта история имела такое огромное значение для самого Юнга, что он просил меня рассказывать её на каждом моём семинаре.

Известный синолог Рихард Вильгельм рассказывает историю о человеке из провинции Шантунг, который мог вызывать дождь. Его пригласили в Цзяо-Чжоу, где уже долго свирепствовала засуха. Приехав на место, он попросил, чтобы ему построили небольшую хижину на окраине города. Когда строительство было завершено, он поселился в ней, поставив условие, что никто не должен его беспокоить, пока он там находится. Он пробыл в этой хижине три дня и три ночи, а на утро четвёртого дня над городом разыгралась снежная буря, такая, которую никто до этого не видел в это время года. Когда Вильгельм услышал эту историю, он поехал к этому человеку, чтобы узнать, как ему удалось вызвать буран. Человек рассказал исследователю, что приехал из Шантунг, где более менее царил порядок во всём. Но здесь, в Цзяо-Чжоу, небеса и земля были отделены друг от друга, всё шло не так, и ему понадобилось три дня для того, чтобы сбалансировать своё собственное состояние. И в тот момент, когда ему наконец это удалось, начал идти дождь и снег. [14]

То, что заклинатель дождя называл «быть в Дао», а мы назвали бы пребыванием в Самости, в очень большой степени зависит от нашего отношения с противоположностями. Если мы позволим себе идентифицироваться с той или другой стороной, то есть отождествиться с одной из противоположностей, мы никогда не поймём, пребываем ли мы в Дао или находимся внутри нас самих. [15] Священный союз, в результате которого противоположности объединяются, является настолько глубокой тайной, что нам остаётся только постоянно помнить об этом и ждать, пока она явит нам эту мистерию. Если, конечно, это вообще когда-либо произойдёт с нами.

Ещё одной тайной, о которой нам стоит никогда не забывать, не взирая, что это поможет показаться безнадёжной затеей, является таинство жизни после смерти. В книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг пишет:

Человек должен сказать, что он сделал все, чтобы получить своё собственное представление о жизни после смерти или некий образ такой жизни, — даже если это станет признанием его бессилия. Отказаться от такой попытки — значит лишить себя чего-то важного. Ведь в этом проявляется вековое наследие человечества, полный тайной жизни архетип, необходимая часть той целостности, которая и есть наша личность, мы сами. Границы разума слишком узки, он приемлет только известное, и то с ограничениями. И такое существование — в ограниченных рамках — выдает себя за жизнь действительную. Но наша каждодневная жизнь определяется не только сознанием, без нашего ведома в нас живет бессознательное. И чем сильнее крен в сторону критического разума, тем более убогой становится жизнь. Когда же мы осознаем свое бессознательное, свои мифы, какой богатой и разнообразной делается она! Абсолютная власть разума то же самое, что политический абсолютизм: она уничтожает личность. [16]

Именно это наше личное обнищание превращает нас в жертв анимуса. Убеждения анимуса составляют суть политики абсолютизма с её порабощением личности и пренебрежительным к ней отношением. Юнг любил говорить, что анимус заботится о том, чтобы всё было устроено в наилучшем виде для 11000 девственниц на ближайшие 10000 лет. [17] Подобный абсолютизм государственного устройства напрочь игнорирует потребности индивида, считая что для масс это не имеет никакого значения.

Избежать тирании анимуса нам поможет сосредоточенная работа, направленная на осознание неизвестного. По словам Юнга, нам стоит этим заниматься даже в том случае, если результатом будет наше признание в неудаче. Когда мы концентрируем внимание на бессознательном, анимус оказывается на должном ему месте, то есть он начинает играть роль посредника между сознанием и бессознательным. В результате он перестаёт вмешиваться в нашу внешнюю жизнь. За анимусом стоит гораздо более сильная фигура самости, поэтому нам вряд ли удастся в одиночку поставить нашего анимуса на место. Сама я потратила изрядное количество времени на прямые споры с анимусом из позиции эго, каждый раз он оказывался умнее и направлял меня в нужную ему сторону до тех пор, пока я не поняла, что дело было в умении находиться в состоянии Дао, быть собой и выработать правильное отношение. Только тогда в игру вступит наша самость, и она без особых усилий отправит анимуса на его место.

Пройдя длинным путём болезненных ошибок, я поняла, что наилучший способ войти в контакт с самостью — это направлять свои усилия на изучение неизвестного. В главе «Жизнь после смерти» в книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг пишет:

Для человека основной вопрос состоит в том, имеет ли он отношение к бесконечности или нет? Это его главный критерий в жизни. Только, когда мы осознаем, что существенно лишь то, что безгранично, и что оно, это безграничное, в свою очередь, существует, мы теряем интерес к ничтожным вещам. Если мы этого не знаем, мы требуем, чтобы те или иные наши качества, которые кажутся нам нашими достоинствами (например, «мой талант» или «моя красота»), весь мир признавал таковыми. Чем более человек настаивает на своих ложных достоинствах, тем менее он чувствует то, что существенно, тем менее он удовлетворен своей жизнью. Он считает, что его ограничивают, тогда как ограничены его собственные помыслы, — так возникают зависть и ревность. Когда же мы понимаем и чувствуем, что уже здесь, в этой жизни, присутствует бесконечность, желания и помыслы наши меняются. В итоге в расчет принимается лишь то, что существенно, что мы воплотили, а если этого нет, жизнь прошла впустую. И в наших отношениях с другими людьми важно то же самое: присутствует ли в них некая безграничность.
Но чувство безграничности может быть достигнуто лишь тогда, когда наши границы находятся за пределами нас. Наибольшим ограничением для человека становится его самость, проявляющаяся в ощущении: «Я есть то, а не это!» Только осознание самого себя, своих собственных границ, позволяет нам ощутить безграничность бессознательного. И тогда мы узнаем в себе одновременно и вечность, и предельность, и нечто единственное, присущее только нам, и нечто иное, присущее не нам, но другим. Зная себя как уникальное сочетание каких-то свойств, то есть осознавая в конечном счете свою ограниченность, мы обретаем способность осознать бесконечность. И только так! [18]

На примере истории, рассказанной Юнгом о своих путешествиях, можно увидеть разницу между влиянием эго и самости. Это произошло с ним и его спутниками когда, несмотря на жару и отсутствие транспорта, им пришлось проделать пешком длинный путь в Судане. Когда они оказались на территорию племени, поведение которого считалось непредсказуемым, их проводники начали проявлять явные признаки беспокойства. Отряд шёл вдоль южного склона горы Эгон, горы становились всё выше, джунгли — всё более дремучими. Сама гора упиралась в болото, кожа туземцев здесь была темнее, а вокруг виднелись неуклюжие постройки, им явно не хватало изящества, присущего масаям.

Великодушный и дружелюбный вождь предложил станцевать дикий и зажигательный танец племени вокруг пылающего костра в разгар ночи. Юнг пришёл в замешательство, он вспомнил историю о подобном танце на Целебесе, рассказанную ему одним из своих кузенов. Дело кончилось тем, что одного европейца пронзили копьём. [19]

Пользуясь словами Юнга, его личность «Номер один» (как он называл её в «Воспоминаниях»), встревожилась, когда туземцы, охваченные безумным танцем, окружили женщин, детей и европейцев. Юнг не знал, что ему следует делать: радоваться, возносить хвалу или беспокоиться из-за непрестанно возрастающего экстаза танцоров, учитывая, что все сопровождавшие его проводники и солдаты правительства каким-то образом уже ускользнули из лагеря к этому моменту. Он пишет:

Это была дикая и стремительная сцена, озарявшаяся полыхающим огнём и лунным светом. Мои английские друзья и я, подпрыгивая на ногах, смешались с другими танцорами. Я размахивал моим носороговым кнутом, это было единственное оружие, бывшее при мне. Их улыбающиеся лица говорили мне, что они одобряют наше участие в танцах. Их энтузиазм возрос, все вместе хором они пели и кричали, пот лился с них градом. Постепенно ритм танца и барабанов нарастал. Туземцы упали, одержимые чем-то. После окончания действия я созвал людей и раздал им сигареты. А затем показал жестом, что хочу спать. Я с угрозой взмахнул своим кнутом, но в тоже время я смеялся и, не зная более подходящего языка, я громко выругался на швейцарском немецком языке, сказав, что на сегодня достаточно, и они должны разойтись по домам и лечь спать. Для окружающих было очевидно, что я в некоторой степени притворялся разгневанным, но, пожалуй, я выбрал правильную интонацию. Разразился всеобщий смех. Подпрыгивая они разошлись в разные стороны и растворились в темноте. [20]

Я была свидетельницей, как Юнг проделывал подобные вещи в схожих ситуациях — на карнавалах в Цюрихе. Поэтому мне был особенно интересен рассказ одного из европейцев, который присутствовал на горе Эгон. Он сказал, что Юнг как будто вырос у них на глазах и стал возвышаться над туземцами, ему удалось легко взять контроль над ситуацией. Случай действительно интересный, если мы вспомним, что общение с дикарями во многом похоже на взаимодействие с фигурами бессознательного. Переговоры с анимусом могут быть гораздо более эффективными, если мы остаёмся самими собой, как в ту ночь и поступил Юнг. [21] Самость намного лучше справиться с ситуацией, которая для эго покажется чрезмерно сложной. Или, выражаясь языком Юнга, личность «номер 2» способна справиться с любыми проблемами, в отличие от «номера 1».

Подобную сцену мы видим в большой скульптурной композиции, изображающей невесту-богиню Гипподамию в Олимпии: во время хмельного, свадебного пира её пытаются похитить кентавры, которые дико размахивают копьями и кинжалами. [22]

Теперь давайте вернёмся к практической работе, которую необходимо проделать, чтобы мы смогли пребывать в состоянии Дао, в гармонии с собой. Для этого нам надо узнать собственную тень. Вам не удастся выработать правильное отношение к противоположностям до тех пор, пока вы не постигните глубоко внутри себя и тьму и свет. До этого момента анимус всегда находится в слиянии с неизвестной нам тенью. И в этой ситуации эго оказывается в совершенно проигрышной позиции: оно в одиночестве противостоит двоим. В действительности, вы никогда не доберётесь до анимуса, пока не увидите собственные низшие проявления. Распознав тень, вы сможете отделить её от анимуса, иначе у вас не будет даже призрачного шанса на развитие. [23]

В «Психологии переноса» Юнг пишет, что, когда вы знакомы со своей тенью, вы можете отличить от неё аниму или анимуса, это задача требует огромных усилий, именно это мы видим в символизме распятия. [24] Юнг пишет, что столкновении с анимусом или анимой

…означает конфликт и ставит нас перед затруднительной дилеммой, навязываемой нам самой природой. Какой бы путь мы ни выбрали, природа потерпит ущерб и пострадает, вплоть до умерщвления; ибо чисто природный человек должен частично умереть еще на протяжении своей жизни. Христианский символ распятия, следовательно, оказывается своего рода прототипом, «вечной» истиной. Существуют средневековые изображения, на которых Христа пригвождают к кресту его собственные добродетели. Другие людей ожидает та же доля из-за своих пороков. Никто, вступив на путь целостности, не может избежать этого характерного подвешенного состояния, обозначаемого распятием. Ибо он неминуемо наткнется на то, что будет «перечить», препятствовать ему: во-первых, на то, чем он не имеет желания быть (тень); во-вторых, на то, чем он не является («другой», индивидуальная реальность «Ты»); в-третьих, на свое психическое не-эго (коллективное бессознательное). Подобное противоречие в собственных целях человека передается перекрещиванием ветвей в руках царя и царицы, которые и сами — крест, несомый мужчиной (в форме анимы), и крест женщины (в форме анимуса). Встреча с коллективным бессознательным представляет сёбой фатум, о коем естественный человек и не подозревает, покуда тот не настигнет его. Как говорит Фауст: «Ты сознаешь только один порыв, / О если бы ты и не знал другого!» [25]

Даже далеко за пределами психологических кругов всем хорошо известно, что душа мужчины женского рода. Я упомяну только Беатриче Данте, Лауру Петрарка и «Она» Райдера Хаггарда. Но мне кажется, что никто ясно не осознавал того, что дух женщины мужского рода, пока это не понял Юнг в ходе аналитических исследований женщин. Но мы всё же можем обнаружить следы этого и в прежние времена в разных местах, хотя обычно это негативные проявления: например, принято считать, что демоны, завладевающие женщиной, всегда мужского рода. Я могу сослаться на мой рассказ о демоне Асмодее из «Книги Товита». [26]

Женщины-мистики (к примеру, Перпетуя), обычно находили свой наивысший дух в мужском образе Христа. Но, так как на протяжении последних двух тысячелетий и женщины и мужчины считали, что Бог мужского рода, этому факту женского опыта не придавали особенного значения. Мы видим, что опыт это подтверждает, как в негативном, так и в положительном вариантах: дух женщины почти всегда предстаёт в мужском образе. Душа её связана с самостью, которая обычно сначала предстает в женской форме. Что касается самости, то она, воплощая собой союз противоположностей в наивысшей форме, по сути скорее андрогин, её нельзя отнести к какому-либо из двух полов. Нельзя забывать, что распознавание маскулинности женского духа сильно затруднено ещё из-за того, что на протяжении христианской эры он был спроецирован на Троицу, которая состояла исключительно из мужских образов. Подобная установка создала серьёзные проблемы для женщин: им очень сложно снять эту проекцию и увидеть своего собственного анимуса.

В ранние, более мирные времена господствующая религия не сильно конфликтовала с бессознательным. В наши дни очень мало таких счастливых людей, бессознательное которых прекрасно согласовано с какой-то устоявшейся религией. Мы ни в коем случае не должны нарушать мир подобных людей, если они приходят к нам на анализ. Но если они и обращаются за помощью, то, как правило, они обеспокоены какими-то повседневными проблемами, и ответы на их вопросы можно найти в их традиции. К сожалению, такие люди находятся в меньшинстве. А подавляющее большинство приходит к аналитикам, чтобы найти свою психологическую самость. Однажды в начале моей работы Юнг сказал мне, что, если я буду копать достаточно глубоко, то практически за каждой задачей, с которой человек приходит к аналитику, я найду религиозную проблему. Возвращаясь к цитате Юнга из «Воспоминаний, сновидений, размышлений», хочу напомнить, что нам всегда стоит держать в голове вопрос: есть ли у этого мужчины или женщины отношения с бесконечностью? Ведь только в том случае, если мы знаем, что единственное, что действительно для нас важно — это бесконечность, мы сможем избежать страданий из-за бессмысленности жизни. [27]

Думаю нам понятно, что именно самость или «Номер 2» из «Воспоминаний» Юнга уходят своими корнями в бесконечность. А эго или «Номер 1» неизбежно потратит впустую всю свою жизнь, если не будет существовать в контакте с самостью. Конечно, большинство людей, приходя на анализ, не могут или не готовы осознать свои религиозные проблемы. В этом случае следует наилучшим образом работать с внешними задачами, которые послужили причиной их прихода, чтобы люди смогли проживать свои жизни так, как они считают правильным сами для себя.

Когда мы ясно увидели нашу собственную тень и перестали проецировать свои плохие качества на несчастных соседей, и поняли, что наше сознание — это всего лишь бесконечно малый островок по сравнению с безбрежным неизвестным внутри нас, только после этого мы можем приступить к следующей задаче — знакомству с анимусом. Прежде, чем наш анимус окажется подчинён самости, мы должны познакомиться с этой фигурой и осознать её проявления. Нельзя забывать, что образы анимы и анимуса всегда обладают личностными аспектами. Поэтому мы можем говорить о моём анимусе или вашей аниме. При этом важно не забывать, что они также обитают и в коллективном бессознательном. Здесь мне хочется очень настоятельно подчеркнуть, что если женщина ругается с другой особой женского пола, то ей следует говорить со своим личным анимусом, потому что таким образом будет постепенно возникать реальное понимание некоторой личной динамики развития «собственного» анимуса.

Весной 1938 года, завершая семинар о Заратустре, Юнг обратился к этому вопросу, углубившись в некоторые детали. [28] Он говорил о проекции тёмной стороны и видении дьявола, спроецированного на какого-то человека:

Видите ли, вы — это целый мир вещей, все они перемешаны внутри вас, а в результате получается ужасный компот, просто хаос. Поэтому вы должны быть счастливы, когда бессознательное выбирает определённые фигуры и выносит образы вовне. Конечно, это могут быть проекции, что делать не рекомендуется. Например, внутри вас существует некий враждебный элемент, который то тут, то там пересекает ваш путь. Или какой-то губительный аспект разрушает все ваши попытки адаптироваться должным образом, и он настолько перемешан со всем остальным, что у вас нет никакого шанса вывести его на чистую воду. И вдруг вы встречаете кого-то, кого вы реально можете провозгласить своим заклятым врагом. Итак, вы можете сказать, что этот парень навредил вам таким-то образом. Вам удалось создать своего заклятого врага. У вас уже есть причина, по которой вам стоит беспокоиться, так как вы понимаете, что есть определённая опасность, и вам могут причинить ущерб. Конечно в какой-то степени это плохо, так как не является правдой. Этот человек — не дьявол, он просто ваш лучший враг, вам следует отдать ему должное. Будучи человеческим существом, он, по сути, оказался с вами в одной лодке. Но всё же вы получаете от этого пользу, так как вам удалось создать образ, посредством которого вы объективизировали нечто внутри вас. До этого вы не могли вступить в контакт с этим аспектом.

Аналитик объяснит вам, что вам не следует считать, что господин Х — это сам сатана, претендующий на вашу душу. Это всего лишь проекция. И пациент постепенно придёт к тому, что скажет: «Что ж, очень хорошо, значит дьявол — это я». В результате мы ничего не достигли. А дьявол отправляется обратно в компот и мгновенно растворяется в нём. Именно это вам следует предотвратить. Аналитик должен сказать: «Итак, смотрите, что происходит. Несмотря на то, что вы сказали, что не существует никакого ужасного дьявола, всё же, как минимум, стоит признать некое психологическое проявление, которое можно назвать дьяволом. Если у вас не получилось найти реального сатану, то вам как можно быстрее следует самому создать его, иначе он растворится в вашей психике. Придумайте дьявола, если же у вас есть сомнения, насколько это для вас возможно, подавите их… Вы должны быть твёрдо уверены в том, что вам жизненно важно создать эту фигуру. В противном случае, эти проявления бесследно растворяться в вашем бессознательном, и вы останетесь в том же самом состоянии. [29]

Практически в любой форме человеческого общества присутствует вера в существование некой персонификации сил зла. Если же мы отрицаем реальность образов коллективного бессознательного, то мы неизбежно спроецируем эти силы на окружающих нас людей или интроецируем их. Именно поэтому я считаю, что для нас жизненно важно помнить, что анимус — это фигура из бессознательного, несмотря на то, что мы можем считать его частью своей личности.

В другом семинаре Юнг отметил, что, как только женщина начинает контролировать своего анимуса или мужчина — свою аниму, они начинают противостоять стадному чувству, заложенному в человечестве. Изначально человек был совершенно бессознательным существом, нам и по сей день присуще это состояние. [30] Когда мы пытаемся освободиться от одержимости анимой или анимусом, мы сталкиваемся с совершенно другим порядком вещей, превращаясь в угрозу для старых устоев. Если одна овца отбивается от стада, то остальные начнут относиться к ней как к волку и будут ожидать с её стороны нападения. Более того, как только вы избавитесь от дьявола, против вас одновременно восстанут все демоны мира. Если мужчина пытается научиться контролировать свою аниму, он незамедлительно будет подвергнут суровым испытаниям. Все демоны мира попытаются вселиться в его аниму, чтобы вернуть заблудшую овцу в лоно матери-природы. Та же участь постигнет женщину: любой демон, пребывающий на расстоянии сотни миль от неё, сочтёт своим долгом заполучить в своё распоряжение её анимуса.

Полагаю, что любая женщина, приложившая серьёзные усилия, чтобы наладить отношения со своим анимусом, подтвердит справедливость моих слов. В равной степени это относится и к мужчине с его анимой. С одной стороны, люди, окружающие такую женщину, восхищаются её умением удерживать свою позицию и находится вне схватки. Но, с другой стороны, их не будет покидать ощущение, что происходит нечто противоестественное для самой природы. По этой причине такая женщина будет зачастую подвергаться неожиданным нападениям, по существу очень иррациональным.

Очевидно, что надлежащая роль анимуса, который обладает и личными и коллективными характеристиками, это быть посредником между сознанием и бессознательным. Но сначала, когда в нем преобладает негативный аспект, он в очень малой степени играет эту роль или вовсе от неё отказывается. [31] При взаимодействии с анимусом нам всегда необходимо помнить о его двойственности: у него есть как положительный аспект, так и отрицательный. В той же мере это справедливо и для анимы.

В моей работе «Сложности во взаимодействии с анимусом» я рассказывала о женщине, которая называла своего анимуса «Арчибальд». [32] Его значимость было сложно переоценить, это был настоящий адмирал Крейтон. [33] Много лет назад она рассказала нам о той бесценной помощи, которую он ей оказывал в повседневной жизни. Мы заметили, что не стоит так сильно доверять советам фигуры из бессознательного, особенно в отношении внешней жизни, где человеку необходимо самому принимать решения. Однако она никого не слушала и была переполнена восхищением своим анимусом, тем самым всё глубже и глубже попадая под его контроль. В конечном итоге, она стала просто одержима им. То, что сначала было положительным, стало абсолютно отрицательным. Но она была права в том, что персонифицировала своего анимуса. Ей не стоило слепо следовать его советам в повседневной жизни, именно эта ошибка и стала причиной одержимости.

В своей статье «Отношения между эго и бессознательным» Юнг говорил о том, что человек должен подчиняться своего рода доисторическому, начальному укладу до тех пор, пока он не выработает реалистическую концепцию о силах и факторах, которые отличны от видимых. Это значит, что для него будет правильно относиться к аниме, как к автономной личности и задавать ей прямые вопросы. «Я имею ввиду реальную технику. Это справедливо и в отношении женщин и анимуса», — говорил Юнг. [34]

Далее он предлагает одно из своих наиболее ясных описаний техники активного воображения. Именно в своих ранних работах, в том числе в комментариях к «Тайне золотого цветка», Юнг даёт наиболее чёткое руководство по активному воображению. [35] Пожалуй, этот метод лучше, чем какая-либо другая техника, подходит для налаживания отношений с анимусом или анимой. Как уже упоминалось раньше, в итоге мы должны понять парадоксальность самости, а не спорить с анимусом напрямую, потому что вряд ли нам удастся его переиграть.

Если анимус настаивает на коллективных представлениях или приводит односторонние доводы, то стоит привнести противоположное мнение, сказав: «Да, возможно ты прав, но противоположная точка зрения также имеет силу». Анимус ратует за мнение большинства или коллективное решение, но ведь любая группа состоит из отдельных личностей, именно они и определяют её уровень.

Верим мы в это или нет, но мы можем изменить многое в нашем ужасном мире, если будем обращаться к индивидуальности и прилагать усилия, чтобы привести себя и наших анализандов в состояние Дао по примеру человека, который вызвал дождь. С биологической точки зрения главная задача клетки — обеспечивать правильное функционирование, чтобы выполнять своё назначение и поддерживать здоровье. Если эта задача не будет приоритетной для человека, как и для клетки, то он может разрушить весь мир, уподобившись гигантской, зловредной болезни, похожей на рак.

После того, как женщина стала хорошо понимать свою тень, ей нужно научиться отслеживать проявления анимуса. В течение дня мы бессознательно говорим много разных вещей. Будет очень полезно выработать привычку постоянно отмечать, что мы только что сказали. Не сомневаюсь, что мы будем удивлены, особенно в начале, как часто мы высказываем убеждения, с которыми в действительности сами не согласны. Услышав нечто подобное, нам следует задать себе вопрос: «Кто же тогда это говорит?» Таким образом мы встанем на путь, который приведёт нас к знакомству с нашим собственным анимусом.

Если мы умеем правильно понимать наши сны, то они окажутся бесценным источником информации о нашем анимусе. Он предстаёт обычно в образе мужчин. Изучая их, нам станет ясно, насколько сильно его бессознательное влияние на нас. Юнг отмечал, что, в отличие от анимы, которая предстаёт в одном образе, анимус не ограничивается одной фигурой, а может воплотиться во множество персонажей. Ярким примером служит образ анимуса героини книги романа Уэллса «Отец Кристин-Альберты». [36] Юнг отмечал, что сам Уэллс называл эту фигуру «Судом совести» анимуса Кристины-Альберты:

судейская коллегия, своего рода собрание наставников — персонификация анимуса. Анимус похож на ассамблею отцов или сановников, выносящих неопровержимые суждения. При более внимательно изучении эти суровые высказывания, по большей части, оказываются изречениями и мнениями, собранными воедино с той или иной степенью осознанности, ещё во времена детства. После чего они были сведены в единый канон, состоящий из среднестатистических истин, представлений о справедливости, разумности. Подобный набор предубеждений мгновенно предлагает свое мнение всякий раз, когда отсутствует сознательное и компетентное суждение. Иногда эти взгляды называют здравым смыслом, временами они появляются как пародия на знание: «Люди всегда поступают так» или «Всем известно, что это именно так». [37]

Спустя несколько абзацев Юнг пишет о том, что анимус, в отличие от более целостной анимы, представляет собой множество личностей, которые влияют на сознательную точку зрения женщины.

В целом, сознательное отношение женщины к чему-либо гораздо более личностное, чем мужчины. Её вселенная создана из пап и мам, братьев и сестёр, мужей и детей. Весь остальной мир состоит из подобных же семей, которые раскланиваются друг перед другом, но по большей части, в основном, интересуются лишь собой. В мире мужчины существует нация, государство, деловые интересы и так далее. Его семья — это всего лишь средство для достижения цели, одна из основ государства. И совсем не обязательно его жена будет для него именно той женщиной. Во всяком случае, речь не идёт о том, что подразумевает женщина, когда говорит «мой мужчина». Целое для него значит больше, чем личное, его мир состоит из множества скоординированных факторов. А для неё мир, простирающийся за пределами её мужа, кажется космическим туманом. В результате к аниме мужчины проявляют страстное внимание, а к анимусу женщины относятся как к чему-то не определённому и многообразному. Мы можем представить анимуса группой летучих голландцев, скитающихся по морям, которых никогда нельзя увидеть отчётливо. Они изменчивы и подвержены постоянному стремительному движению. Подобные образы часто появляются в снах, а в реальности это могут быть известные теноры, чемпионы по боксу или великие люди, живущие в очень далёких, неизвестных городах. [38]

Юнг указывает на то, что мужчине легче понять, что же подразумевается под анимой. У многих даже есть точное представление о ней, они могут выделить из множества женщин именно ту, которая по типу больше всего похожа на их аниму.

Но, как правило, я сталкивался с серьёзными трудностями, когда пытался помочь понять женщине, что представляет из себя её анимус. Ни одна женщина так и не смогла сказать мне ничего определённого о его личности. Из этого я сделал вывод, что индивидуальность анимуса не проявляется чётко, другими словами, это скорее множественность, а не единство. Причиной этому служит разница между мужской и женской психологией. На биологическом уровне главная задача женщины — удержать мужчину, а для мужчины самое важное — покорить женщину, и в силу своей природы он редко останавливается на достигнутом. Таким образом, определённая мужская личность играет для женщины решающую роль, но отношение мужчины далеко не так ограничено, он вполне может смотреть на свою жену, как на одну из множества других женщин. Поэтому он не так зациклен на правовом и социальном аспектах брака. Женщина считает брак исключительно личностными отношениями. В результате, как правило, сознание женщины сосредоточено на одном мужчине, мужское же сознание распространяется за пределы одних отношений, подобная тенденция противостоит иногда любым личностным ограничениям. Поэтому на бессознательном уровне всё может обстоять прямо противоположным образом, компенсируя ситуацию. Ясный образ анимы мужчины прекрасно выполняет эту функцию, то же самое делает и неопределённый полиморфизм анимуса женщины. [39]

Утверждение Юнга — это общее правило, мы можем видеть исключение на примере такой авторитетной фигуры анимуса, как «Арчибальд», о которой я писала выше. Мы должны обязать себя ловить анимуса на слове, на еще невысказанном утверждении, потому что, если мы не урезоним его немедленно, мы так никогда его и не поймаем. Это лиса, заметающая следы своим хвостом. Юнг пишет:

В своей первозданной «бессознательной» форме анимус представляет собой смесь спонтанных, необдуманных мнений, оказывающих мощное влияние на эмоциональную жизнь женщины, тогда как анима представляет собой такую же смесь чувств, которые влияют на разум мужчины («она вскружила ему голову»). Соответственно анимус склонен проецировать себя на «интеллектуалов» и всякого рода «героев», включая теноров, артистов, спортивных знаменитостей и т.д. Анима предпочитает все бессознательное, темное, двусмысленное, беспочвенное в женщине, равно как и ее тщеславие, холодность, беспомощность и т.п. [40]

Мы остаёмся в блаженном единодушии с нашим анимусом, как и мужчина со своей анимой, до тех пор, пока не столкнёмся с реальными отношениями или не начнём взаимодействовать с внешним миром. И вот тут мы неизбежно будем испытывать напряжение, неудовлетворённость, разочарование, сомнения и, в целом, почувствуем себя очень несчастными.

Первый раз мы обнаруживаем нашего анимуса в жизненно важных для нас отношениях с мужчиной, проецируя его на этого человека. До тех пор, пока проекция соответствует, мы пребываем в полном неведении относительно существования анимуса. Но, если речь идёт о действительно значимых отношениях, то рано или поздно возникнут серьёзные проблемы. Они великолепно описаны Эммой Юнг в её блестящей статье «A Contribution

to the Problem of the Animus». Она пишет:

Сначала дух [то есть, анимус] приближается к нам извне. Ребенок обычно видит его в отце или в человеке, замещающем его место; позже, возможно, – в учителе или старшем брате, муже, друге; и в конце концов он появляется в объективных проявлениях духа, в церкви, государстве и обществе со всеми его институтами, а также в творениях искусства и науки. Прямой доступ к этим объективным формам духа для женщины зачастую невозможен; она находит его сначала через мужчину, который выступает проводником и посредником. Далее он становится носителем или представителем образа анимуса; другими словами, анимус проецируется на него. Пока проекция устраивает женщину, т.е. пока образ соответствует до определенной степени носителю этой проекции, реального конфликта не возникает. Наоборот, дела идут замечательно, особенно, если мужчина, являющийся духовным проводником, одновременно оказывается человеком, с которым есть позитивные человеческие отношения. Если такая проекция стабильно установится, то эти отношения можно назвать идеальными (идеальными в силу отсутствия конфликта), но женщина так и остается бессознательной. В наши дни мы уже не можем оставаться в подобном бессознательном состоянии. По моим наблюдениям, у многих женщин, которые верили, что они счастливы и благополучны, и предполагали, что их отношения с анимусом идеальны, обнаруживались проблемные симптомы психологического и телесного характера. Очень часто они страдали от тревожности, проблем со сном и общей нервозности или физических болезней, типа головных и других болей, нарушение зрения, иногда это могло привести и к заболеванию лёгких.

Такое полное перенесение образа анимуса на мужчину, вместе с кажущимся удовлетворением и идеализацией, может создать что-то вроде всепоглощающих пут для выбранного мужчины, и эта зависимость от него становится совершенно невыносимой.

Когда это несоответствие между образом и человеком, о котором идёт речь, становится очевидной, мы осознаём свое разочарование и замешательство. Мы видим, что мужчина, воплощавший образ нашего анимуса, постоянно ведёт себя совершенно не так, как нам того хотелось бы. Сначала, вероятно, мы попытаемся закрыть на это глаза. Иногда нам это прекрасно удаётся, во-первых, благодаря умению адаптироваться, а потом наше внимание уже не так чётко фокусируется на человеке, и мы перестаём видеть эти различия. Часто мы прибегаем к реальным хитростям, чтобы заставить человека быть тем, кем, как нам кажется, он должен быть. Это не значит, мы мы будем сознательно давить на него или воздействовать силой, гораздо чаще мы влияем на партнера бессознательно, провоцируя своим поведением его реакции, обусловленные архетипическим поведением анимуса. [41]

Эмма Юнг завершает статью следующими наблюдениями:

Естественно, это же верно и для мужчины в отношении женщины. Ему также хотелось бы видеть в ней образ, витающий перед ним, и из-за этого желания, действующего как внушение, он может способствовать тому, чтобы она не жила своей реальной жизнью, а воплощала фигуру анимы. Этот факт и то, что анима и анимус взаимно констеллируют друг друга (так как проявление анимы вызывает анимус, и наоборот, создавая порочный круг, который трудно разорвать), приводит к большим сложностям в общении мужчин и женщин. [42]

Существуют, конечно, исключения, но всё же большинство женщин, сталкиваясь с анимусом, испытывают отрицательные эмоции по отношению к нему. Очевидно, что он постоянно мешает воплощению наших намерений, портит отношения, подменяет наши истинные инстинкты набором убеждений. В результате он делает всё, чтобы не дать нам прожить свою жизнь, естественным для женщины образом. Это очень характерно для негативного аспекта анимуса. Если у нас есть только этот опыт, то рано или поздно нам придётся задать себе вопрос: «Почему я так плохо понимаю, что происходит в моём уме? Почему у меня такие негативные отношения с моим анимусом? Что я такого делаю, что он всегда мне мешает?» Конечно, тут нужно принимать во внимание ранний опыт проекции анимуса, например, негативный отцовский комплекс. [43] В «Психологии и алхимии» Юнг пишет:

Неважно, насколько сильно родители и дедушки-бабушки навредили ребёнку, по-настоящему взрослый человек примет их грехи как свои обстоятельства, с которыми ему надо разобраться самому. Только дурак будет «обвинять других», потому что это не приведёт ни к каким изменениям. Мудрый человек извлекает урок только из своей вины. Он задаст самому себе вопрос: кто я и почему это всё должно было со мной произойти? Чтобы найти ответ на этот роковой вопрос, он заглянет в своё собственное сердце. [44]

Если мы решим стать взрослыми в том смысле, как пишет здесь Юнг, и зададим себе этот «судьбоносный вопрос», то мы не сможем найти на его ответ до тех пор, пока не столкнёмся с собственной тенью и анимусом. Для этого нам придётся заглянуть глубоко внутрь самих себя. Для подобной работы хорошо подходит определённая форма активного воображения. Но какой бы способ мы не выбрали, нам будет совершенно необходимо наладить отношения с нашим бессознательным умом. И в этом деле нам лучше всего поможет творчество. [45]

Оно окажет нам существенную помощь и при встрече с анимусом. Используя творческий подход, мы посвящаем наше время и внимание анимусу. Это совершенно необходимо, если мы хотим предотвратить его негативное воздействие на нашу жизнь. В «Психологии и алхимии» Юнг отмечает, что лицо бессознательного подвижно, оно отражает то, что к нему обращено. [46] Враждебность превращается в угрожающий аспект, дружелюбие смягчает его. Несмотря на сложность этой задачи, для нас совершенно необходимо установить хорошие отношения с анимусом. [47]

Хотя я начала с того, что реальный опыт гораздо важнее теории, сама же в своих рассуждениях я, пожалуй, чересчур в неё углубилась. И теперь мы переходим к рассмотрению последствий влияния анимуса на жизнь человека. Здесь мы неминуемо приближаемся к нашему личному опыту.

Примечания

1. Впервые Барбара Ханна увидела К.Г. Юнга в Цюрихе в 1929 году.

2. Текст этого эссе — введение к лекциям 1974 года, содержание этих лекций представлено в других статьях двух томов этой книги.

3. [Барбара Ханна отмечает здесь: «Развить: это может сделать человека полностью одержимым». Нельзя точно понять, что она хотела сказать этой фразой. Ред. ]

4. Эмма Юнг “Ein Beitrag zum Problem des Animus” (1934), под редакцией К.Г. Юнга, Wirklichkeit der Seele(Zurich: Rascher Verlag), p. 315

5. [Здесь Барбара Ханна пишет «развить». Не ясно, как она хотела развить эту тему. Ред.]

6. К.Г. Юнг «Женщина в Европе», 1927.

7. Пьер Бенуа, «Атлантида», 1919, Париж.

8. На это утверждение о христианских добродетелях Барбара Ханна ссылается, как на цитату. Её нет в двух опубликованных версиях писем Юнга (предположительно в письме Виктору Уайту от 24 ноября 1953 года). Первое издание вышло под редакцией Герхарда Адлера, второе — Энн Ламмерс и Адриана Каннигхэма, в обоих два последних абзаца этого письма Юнга отсутствуют. Энн Ламмерс писала, что может быть в личном общении Барбара Ханна могла получить доступ к копии письма Юнга к отцу Виктору Уайту. Юнг иногда показывал коллегам важные письма, а из черновика письма, написанного в ноябре 1953 года, мы знаем, что Юнг хотел сделать несколько его копий (он дал распоряжение машинистке напечатать четыре копии под копирку). Вполне возможно, что он делился этой информацией в узком кругу доверенных лиц. Юнг вложил немалые силы в написание этого письма, и он понимал, что оно может быть важным не только для него и Уайта. Сам Уайт, конечно, получил оригинал. Одна из копий, сделанных под копирку, где содержались и два последних абзаца, осталась в личном архиве Юнга. А копия большей части письма без двух последних абзацев, наверно была отправлена в папки секретаря, ещё одна, возможно, сохранилась в папке под названием «Pfarrerbriefe», в ней хранилась вся переписка с духовенством, которую Юнг надеялся опубликовать. Ламмерс считает, что осталась еще одна копия, место пребывание которой не ясно. Известно, что как раз в этот период Барбара Ханна серьёзно занималась вопросами христианской теологии. См. письмо Юнга от 24 ноября 1953 года, переписка Юнга и Уайта под редакцией Энн Ламмер и Адриана Каннингхэма (Лондон, Routledge 2007), также том 2 писем Юнга 1951-1961 годы под редакцией Герхарда Адлера при сотрудничестве с Аниэлой Яффе, 1976).

9. К.Г. Юнг «Психология переноса»

10. К. Г. Юнг «Заратустра Ницше», записи семинаров 1934-1939 годов. Princeton University Press, 1988.

11. [Барбара Ханна отмечает здесь, что Юнг упоминал эту идею на званном обеде. Ред.]

12. К.Г. Юнг «Процесс индивидуации: алхимия I».

13. Письма Юнга 1951-1961 годы. [Используя юнгианский подход, Триник исследует психологическо-алхимический (и сексуальный) союз. Он изучает силу воздействия этого символа в работах Уильяма Блэйка и других менее известных мистиков, он работает с тайными, скрытыми течениями западного и русского мистицизма. Джон Триник «The Fire-Tried Stone», London: «Stuart and Watkins», 1967 Ред.]

14. См. сэр Герберт Рид, Geburtstapvon Professor Dr. Carl Gustav Juhp (Zurich. 1960)

15. [Идея Барбары Ханны об освобождении человека от напряжения, возникающего между противоположностями и нахождение внутреннего ориентира, ведущего к священном союзу, может быть сопоставлена в определённой степени с некоторыми философскими школами. К примеру, в буддизме самоосознавание включает в себя попытку наблюдать, не впадая в такие крайности, как борьба, физические страдания, эмоции, амбиции и так далее. Здесь мы ищем способ объединения психики, выходя за границы реальности анимуса, анимы и убеждений эго, мы также не вовлекаемся в политические разногласия, не впадаем в такие противоположные понятия, как сила, ревность, справедливость и им подобные. Как отмечал Юнг, для того, чтобы не отождествляться с крайностями требуются значительные психические усилия. К.Г. Юнг «Психология переноса». Ред.]

16. К.Г. Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления».

17. В 1940 году Юнг писал: “Оптимисты продолжают считать, что человечество учится на своих ошибках, и всё изменится к лучшему после особенно безрассудной ошибки. Но история учит нас прямо противоположному. Мы мечемся от белого к чёрному, а потом обратно от чёрного к белому, и когда цикл завершён, всё повторяется снова. Степень осознанности увеличилась, но исторические свидетельства показывают нам, что про нравственность мы такое сказать не можем. Я уверен, что это неправильный взгляд на жизнь. Нам следует научиться думать разными способами. Каждый отдельный индивид должен направить свое внимание на свои личные проблемы, а не беспокоиться об 11 000 девственницах. Это не наше дело. Думать статистически, как и тревожиться о состоянии мира через двадцать лет, является огромной ошибкой. После нас будут жить другие люди, им и предстоит решать будущие задачи, а мы живём сейчас, именно это и должно заботить нас. Современная тенденция думать в масштабах тысяч и миллионов людей представляется мне неврозом, мы просто пытаемся убежать от наших собственных проблем. Если кто-то действительно всерьёз начнёт решать свои личные вопросы, то он будет занят настолько, что у него просто не останется времени вмешиваться в жизни других людей» К.Г. Юнг «Процесс индивидуации».

18. К.Г. Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления».

19. Там же

20. Там же

21. [Здесь означает придём к согласию с чем-то, используя размышления, обсуждение или анализ. Ред.]

22. Картина Питера Пола Рубенса «The Abduction of Hippodamia».

23. К.Г. Юнг «Психология переноса»

24. Там же

25. Там же

26. См. Работу Барбары Ханны о Товите в этом томе.

27. К.Г. Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления»

28. Барбара Ханна отмечает, что нам не следует забывать, что Юнг говорил о Заратустре Ницше. Также, как Ницше создал Заратустру, световой аспект самости, ему следовало бы создать и противоположную ему теневую фигуру. В противном случае последняя упомянутая фигура неизбежно, как это и случилось, растворится снова в «компоте» его собственной психики. В действительности, надо всегда очень осторожно приводить цитаты, вырывая их из контекста.

29. К.Г. Юнг «Заратустра Ницше»

30. К.Г. Юнг «Видения: записи семинаров 1930-1934 годов» под редакцией Клэр Дуглас.

31. [Здесь Барбара Ханна ссылается на положительный и отрицательный отцовские комплексы. И описывает, как они могут быть скомпенсированы в жизни позже. Ред.]

32. См. Барбара Ханна «Сложности во взаимодействии с анимусом», 1 том этой работы.

33. [Контр-адмирал сэр Кенельм Крейтон был вызван из отставки для участия в Битве за Атлантику, он прослужил первые три года Второй мировой войны, под его командованием было около 25 эскадр, он спасся с двух утонувших кораблей, второй из который пошёл ко дну через две минуты, после того, как был торпедирован, и продолжил участие в сражении. Ред.]

34. К.Г. Юнг «Отношения между эго и бессознательным»

35. К.Г. Юнг «Комментарии к «Тайне Золотого цветка».

36. Герберт Уэллс «Отец Кристины-Альберты».

37. К.Г. Юнг «Отношения между эго и бессознательным»

38. Там же

39. К. Г. Юнг «Душа и Земля» (1931)

40. К.Г. Юнг «Психология переноса»

41. Эмма Юнг «Animus and Anima: On the Nature of the Animus» (New York: The Analytical Psychology Club o f New York, 1957)

42. Там же

43. Барбара Ханна пишет: в этой работе я не слишком фокусируюсь на отцовском комплексе, потому что его последствия хорошо всем известны. Так как он оказывает сильное влияние на всю последующие жизнь, нам не стоит его недооценивать.

44. К.Г. Юнг «Психология и алхимия»

45. [В своей рукописи Барбара Ханна пишет пометку «расширить». Неизвестно, что она точно хотела этим сказать. Ред.]

46. К.Г. Юнг «Психология и алхимия»

47. [В своей рукописи Барбара Ханна делает пометку «Giving credit». Непонятно, что она хотела этим сказать. Ред.]