Базовые внутренние фигуры женственности.
Для того, чтобы лучше понять себя, свои потребности и свой потенциал, необходимо более подробно взглянуть на некоторые части нашей личности.Эти части являются как бы фигурами внутри нашей психики, которые отвечают за определенные стороны нашей жизни. Эти энергии есть внутри каждой из нас и их развитие зависит от среды в которой мы росли и от того насколько потребности каждой такой внутренней фигуры были удовлетворены в прошлом, и поддерживалась ли эта энергия в нас окружающими. Часто случается так, что наши родители были слишком заняты, слишком неопытны, болезненны, погружены в свои проблемы и не поспособствовали в достаточной мере тому, чтобы поддержать развитие этих энергий внутри нас. Может быть, они и не знали многого о себе самих и о своем внутреннем мире и таким образом мало могли позаботиться о развитии внутреннего мира своего ребенка. Но теперь ты стала взрослой и можешь позаботиться об этом сама.
Обычно в определенный период нашей жизни доминирует та или иная энергия. Например, когда мы появляемся на свет, мы находимся в энергии ребенка, потом начинает просыпаться наша женственность, чувственность и сексуальность, мы вступаем в период становления женщиной, потом, если мы достаточно наполненны любовью к себе, нам становиться необходимо делиться любовью и заботой с другими, мы переходим в период материнства (при этом не обязательно наличие собственных детей-заботой и любовью можно делиться с окружающими) и в итоге мы прибываем в момент, когда, основываясь на своем жизненном опыте, мы получаем доступ к своей внутренней мудрости. Это не означает, что эти энергии проявляются только в определенные периоды жизни, они присутствуют в нас все время и постоянно взаимодействуют между собой, или же, если мы их игнорируем, они отсутствуют и остаются недоразвитыми. Так, не обязательно пожилая женщина является мудрой или женщина в среднем возрасте позволяет себе в полной мере проживать свою чувственность и сексуальность, кто-то не в состоянии безвозмездно дарить любовь и заботу, ожидая что-то взамен, и часто детям приходится перестать быть детьми слишком рано.
Признать в себе существование этих энергий, познакомиться с ними и начать использовать скрытый в них потенциал, а так же сбалансировать их присутствие в твоей жизни, цель нашего следующего шага. Это очень важная часть твоего путешествия, твоя основа и источник из которого ты можешь черпать силу. Следующие восемь недель (по две недели на урок) мы посвятим исследованию этих внутренних фигур, начиная с фигуры ребенка.
Урок 2.Ребенок.
Детство.
Каждый взгляд приговор-
Казнить или помиловать?
Каждое движение благо или наказание.
Я вижу себя через призму ваших глаз.
И растворяюсь в ваших суждениях,
В ваших предубеждениях.
Я потерянное дитя своего времени.
Стараюсь не навредить,
Ходить на цыпочках, не дышать…
Только бы вам угодить.
Только бы не осудили
Люди-Боги.
Только бы из своей стаи не исключили
И не оставили бы на произвол судьбы.
И я больше не знаю кто я.
Это и не важно, до тех пор, пока у меня есть ваша любовь.(с)
Каждый взгляд приговор-
Казнить или помиловать?
Каждое движение благо или наказание.
Я вижу себя через призму ваших глаз.
И растворяюсь в ваших суждениях,
В ваших предубеждениях.
Я потерянное дитя своего времени.
Стараюсь не навредить,
Ходить на цыпочках, не дышать…
Только бы вам угодить.
Только бы не осудили
Люди-Боги.
Только бы из своей стаи не исключили
И не оставили бы на произвол судьбы.
И я больше не знаю кто я.
Это и не важно, до тех пор, пока у меня есть ваша любовь.(с)
(декабрь 2014)
Все ваше представление о себе позаимствованно.
Позаимствованно у тех, кто не имеет никакого представления о самих себе.
ОШО.
Позаимствованно у тех, кто не имеет никакого представления о самих себе.
ОШО.
Как ты наверное уже поняла из предыдущего урока, многое в нашей жизни обусловленно нашим детством, поэтому я считаю, что работа с этим периодом нашей жизни-это основа любой психологической работы. Это фундамент нашего познания себя. Вернуться обратно в то время, рассмотреть под лупой все, что происходило в нашем детстве поможет нам прикоснуться к нашей истинной природе и вновь ощутить радость жизни, легкость, креативность и живость.
Для этого нам необходимо наладить контакт с так называемым внутренним ребенком. Внутренний ребенок-это часть психики взрослого, сохранившаяся с детства
Я различаю несколько стадий работы с внутренним ребенком и именно на них основанна работа с этим уроком. Для этого необходимо пояснить, что у нас внтури есть два внутренних ребенка.
Один-это естественный внутренний ребенок. Это та энергия, которую мы принесли с собой в этот мир, наш потенциал, наши таланты и абсолютно исключительный набор качеств. Естественный внутренний ребенок поможет тебе соединиться с такими твоими качествами как креативность, чувствительность, мягкость, восприимчивость, живость, умение радоваться и восторгаться любыми, даже самыми простыми вещам в жизни, наслаждаться настоящим моментом, праздновать жизнь, играть, резвиться, принимать помощь, позволять себе делать ошибки и многими другими. Когда ты соединена с этой энергией, ты полностью удовлетворена собой и нет необходимости сравнения, исправления или борьбы с собой, потому что ты знаешь, что именно такая, как есть ты нужна этому миру.
Второй-это несчастный внутренний ребенок. Когда мы были совсем маленькими, мы были очень нежными, чувствительными и ранимыми. Взрослые часто не воспринимали это серьезно, давно утратив контакт со своей чувствительностью. Многие вещи, которые для нас были катастрофой, казались им пустяком или даже высмеивались. Какие-то наши потребности казались им незначительными, наши чувства были для них непонятны, наши интересы часто казались им несерьезными. У взрослых были свои представления о том, какими мы должны быть и часто за этим они не видели нас такими, как мы есть. Это причиняло нам боль и вызывало разочарование. Мы часто чувствовали себя непонятыми, одинокими, брошенными, неправильными. Нас не чувствовали и не удовлетворили в достаточнй степени все наши потребности. Всю эту боль и разочарование мы носим в себе до сих пор. И продолжаем искать кого-то во вне, кто восполнит нам все эти недочеты.
Когда мы были маленькие, у нас не было возможности перенести эту боль и разочарование. Для того, чтобы не чувствовать боль, наша психика изобрела определенные защитные механизмы. В свое время они облегчили нам жизнь, помогли нам выжить, но в данный момент они стоят на пути к тому, чтобы мы вновь обрели контакт со всем своим спектром чувств. Например, чтобы не вступать в контакт с нашим несчастным внутренним ребенком и не чувствовать чувств, скрытых в нем, мы часто начинаем вести активную деятельность во внешнем мире: много работаем, злоупотребляем алкоголем, наркотиками, агрессивно реагируем на других людей, когда они приближаются к нашей боли, ноем, что жизнь несправедлива и все кругом уроды, беспрестанно ищем «правильного» партнера, ведем беспорядочные связи, занимаемся благотворительностью и удовлетворением потребностей других людей, хотим изменить других и учим их жизни и тд.
Все эти стратегии, особенно если мы о них не знаем, крадут у нас огромное количество энергии и не дают нам быть самими собой и строить здоровые отношения с людьми. Поэтому, важнейшие шаги в твоей работе с этой частью, это:
1. начать видеть свои защитные стратегии.
2.признать существование такой части тебя, как несчастный внутренний ребенок, выслушать его, проникнуться к нему сочувствием и позаботиться о нем.
Благодаря тому, что ты научишься слушать и слышать эту часть себя, а так же поддерживать ее, она получит право на существование, перестанет тайно влиять на твою жизнь, вмешиваться в твои отношения и красть у тебя энергию.
3. Соединиться со своим естественным внутренним ребенком.
Эта часть курса, посвященная работе с внутренним ребенком, займет у тебя примерно две недели и поможет тебе почувствовать и принять существование этой энергии в тебе.
В первом упражнении ты познакомишься со своим внутренним ребенком. Это важная часть твоего путешествия, поэтому будь внимательна к любым деталям. Это поможет тебе наиболее полно почувствовать его присутствие в твоей жизни и увидеть его, что само по себе является уже очень целительным опытом. На это упражнение тебе понадобиться один час времени, когда тебя никто не потревожит и уютное помещение, где тебе приятно находиться. Выполни второе упражнение сразу после этого.
День 1.
Упражнение 1. Время выполнения: до конца работы с этим уроком.
Наблюдай за собой во время всей работы с этим уроком. Обращай внимание на то, когда ты находишься во внешнем слое защит.
Что это за защиты?
Что именно ты делаешь, чтобы не чувствовать грусть, злость, боль и другие эмоции?
Как ты реагируешь, когда кто-то другой делает тебе больно? Или когда ты чувствуешь опасность?
Что ты делаешь, чтобы защищать себя от внешнего мира и от других людей?
Что ты делаешь, чтобы не показывать свою уязвимость другому?
Записывай все, что тебе удастся обнаружить за эти две недели. Защиты-это то, что отнимает у нас жизнь, то, что не дает нам чувствовать, реализовывать свой потенциал, жить на полную мощь и получать удовольствие, на которое ты способна.
С ними не нужно бороться и насильно что-то делать. Важно просто начинать наблюдать за ними. Когда-то они помогли тебе и защитили от грубости внешнего мира. Сейчас важно начинать наблюдать за ними, когда они проявляются и когда-нибудь, в свое время, ты почувствуешь момент, когда больше не будет необходимости в них.
Цель: это упражнение поможет тебе лучше узнать свои защиты.
День 2.
В следующих двух упражнениях ты можешь встретиться со своим несчастным внутренним ребенком, если он отважиться тебе показаться.
Упражнение 2. Время выполнения: 30 мин+45 минут на выполнение следующего упражнения.
Выключи свой телефон и устрани все отвлекающие факторы.
Медитация внутренний ребенок.
Можешь попросить кого-нибудь близкого медленно прочитать тебе эту медитацию или запиши и проиграй ее сама. Важно делать длинные паузы между предложениями, чтобы дать себе почувствовать и вспомнить.
Сядь или ляг как тебе удобно, только так, чтобы не заснуть и закрой глаза. Сделай глубокий вдох и выдох. Почувствуй, как твое тело расслабляется, твои ноги и руки становяться тяжелыми, твой подбородок расслаблен и рот слегка приоткрыт, твое дыхание ровное и спокойное. Если возникают какие то мысли, не борись с ними, но и не думай их, пускай они приходят и уходят, проплывают мимо, как облака. Дыши ровно, наблюдай за своим дыханием, но не манипулируй им.
Сосредоточь свое внимание в области своей грудной клетки, там, где твое сердце. Можешь положить туда руку и сделать несколько глубоких вдохов, представляя, как дыхание касается этого места и оно расслаюбляется. Представь себе, что это сердце с тобой всегда. Оно было с тобой, когда ты была маленькой девочкой, когда ты только появилась на свет и когда ты делала первые шаги, когда ты первый раз пошла в детский сад, когда тебе купили первый велосипед или ты в первый раз увидела море. Оно было с тобой, когда тебя первый раз обидели или не поняли, когда тебе не поверили или тебя наказали. Оно все помнит и все знает. В этом сердце достаточно любви и принятия, чтобы исцелить все твои раны и дать тебе то, что тебе необходимо. Сделай несколько глубоких вдохов, соединяясь с качествами твоего сердца. Посмотри из этого места внутрь себя и найи в своей памяти маленькую девочку.
Какая она? Сколько ей лет? Как она выглядит и что на ней одето? Где она находишься? Дома, на природе, на детской площадке? Кто рядом с ней? Что она чувствует? Можешь ли ты назвать эти чувства? Достаточно ли ей внимания, любви, понимания? Чувствует ли она себя уверенно и защищенно? Чего ей не хватает?
Наблюдай за этой маленькой девочкой со стороны. Представь, что ты смотришь на нее из своего сердца, не оценивая и ничего не пытаясь изменить. Просто видишь ее как есть.
Когда будешь готова, мысленно попращайся с ней.
Сделай глубокий вдох и выдох и открой глаза и возвращайся в здесь и сейчас.
Запиши все, что с тобой произошло во время этой медитации:
Где была маленькая девочка и с кем?
Какие чувства она испытывала?
Как она выглядела?
Какая она: жизнерадостная? Разочарованная? Игривая? Обиженная? Грустная?
Какие у нее желания? Чего ей не хватает?
Какие из чувств, присутствующих при визуализации, тебе знакомы до сих пор?
Запиши все, что тебе покажется важным. Это твое первое знакомство с твоим внтуренним ребенком.
Если в процессе работы с этим уроком у тебя появятся еще какие то воспоминания, ты можешь дополнять свои записи.
Цель этого упражнения: первое знакомство с внутренним ребенком, признание ее существования.
Упражнение 3.
Сделай это упражнение один раз сразу после того, как выполнишь первое упражнение.
Возьми большой лист бумаги и краски или цветные карандаши/мелки и нарисуй своего внутреннего ребенка. Используй ту руку, которую ты обычно не используешь. Прорисуй каждую деталь и не забудь про ландшафт.
Где находиться этот ребенок? Что еще изображено на твоей картине?Какой он?
Постарайся получить максимум удовольствия от этого занятия. Можешь так же сделать какую то аппликацию, приклеить на свой рисунок вырезки из журналов или сухие цветы и листья. Используй всю свою креативность.
Положи этот рисунок на видном месте или повесь на стенку, чтобы видеть его во время выпонения этого урока.
Цель упражнения: креативность-это важный аспект твоего внутреннего ребенка. Такое упражнение помогает нам напрямую прочувствовать контакт с ним и дает возможность этой энергии проявить и выразить себя.
Работу со следующим уроком я тебе предлагаю продолжить черездва дня. Необходимо какое-то время, чтобы то, что произошло немного улеглось в твоей психике у тебя бы появилась готовность для выполнения следующего шага. В это период ты можешь время от времени возвращаться в свою визуализацию, может быть ты что-то вспомнишь и тебе захочется дополнить что-то в своих записях или в рисунке. Если ты будешь добавлять что-то в рисунок, не забывай использовать руку, которую ты обычно не используешь.
И так же не забывай отслеживать свои защиты.
День 5.
Теперь, когда ты познакомилась со своей внутренней девочкой и дала ей возможность выразить себя в рисунке, пришло время поговорить с ней и посмотреть что она может тебе рассказать. Возможно, благодаря двум предыдущим упражнениям, она стала тебе больше доверять и готова поделиться с тобой чем-то сокровенным. Тебе необходимо запастись терпением и вниманием к ней. Ведь ей приходилось так долго прятаться и теперь, когда ты, наконец, разрешила ей выйти на поверхность, может быть она все еще немного стеснительна и неуверенна в своем проявлении. Дай ей и себе время. Удостоверься, чтобы следующее упражнение ты выполнила в приятной тебе обстановке и позаботься, чтобы ничто тебя не отвлекало.
Упражнение 4(+ повторить это упражнение два раза с перерывом в один день, то есть на 7-ой и 9-ый работы с уроком). Время выполнения: 30 минут-1 час.
Сядь напротив зеркала. Устройся поудобнее,закрой глаза и сделай три глубоких осознанных вдоха. Установи контакт с фигурой своего внутреннего ребенка, с которой ты познакомилась в первом упражнении. Увидь эту маленькую девочку внутри себя, которая до сих пор жаждит, чтоб ее полюбили и приласкали, чтобы сказали доброе слово и похвалили. И она готова на все, чтобы это заслужить. Она готова спрятать свои чувства, готова перестать быть собой и стать такой, какой ее хотят видеть окружающие, готова на все, чтобы только быть любимой и желанной. Теперь медленно открой глаза и посмотри на свое отражение в зеркале, посмотри себе прямо в глаза. Попроси свою маленькую девочку быть честной с тобой и пообещай, что ты ее выслушаешь и поверишь всему, что она хочет тебе сказать. Скажи ей, что теперь ты здесь и готова позаботиться о ней. Спроси ее как она себя чувствует? Чего ей не хватало раньше и не хватает сейчас? В чем она нуждается? Чего боится? Может быть ей важно услышать какие-то слова? Какие? Что она хочет тебе сказать?
Побещай своей маленькой девочке, что будешь навещать ее регулярно и выслушивать ее. Закрой глаза и, сделав три глубоких вдоха, возвращайся в здесь и сейчас.
Запиши в блокнот все свои ощущения, эмоции и чувства, возникшие при выполнении этого упражнения:
Что хочет тебе сказать твой внутренний ребенок?
Какие у него нужды и потребности?
Какие страхи?
Какие слова ему хочется слышать от окружающих?
Каждый день, ложась спать, говори себе слова, которые важно услышать твоему внутреннему ребенку.
Цель упражнения: выявить основные потребности и страхи внутреннего ребенка, выслушать его, понять. Почувствовать, что ты можешь дать ему всю необходимую поддержку сама.
Если для тебя это актуально, выполни следующее упражнение сразу после того, как закончишь с предыдущим. Если нет, то прочитай суть упражнения и можешь возвращаться к нему к нему каждый раз, когда для тебя это будет актуальным.
Одним из основных компонентов работы с внутренним ребенком является работа с эмоциями и нам необходимо научиться взаимодействовать с ними.
Когда мы были маленькими наши родители часто не могли справиться с тем бурлящим калейдоскопом чувств, возникающих у нас внутри. Это происходило в основном из-за того, что у них у самих не было доступа к их чувствам и они не знали что с ними делать. Гнев, злость, ненависть, разочарование, зависть, беспомощность, страх, но так же и чрезмерная радость, вожделение, живость не находили поддержки у окружающих. Часто их отрицали, говоря «не бойся», «не кричи», «не плачь», «не злись», «не крутись» и так далее. Из-за того, что проявление различных чувств не поддерживалось или даже наказывалось, мы просто научились их подавлять. В нашей психике ничего не исчезает, оно может только спрятаться или разростись до неимоверных размеров.
Так и эти, запрещенные когда-то, чувства спрятались в недрах твоей психики и иногда, в самый неподходящий момент, они вырываются наружу в форме различных эмоций. Часто это является причиной разрушения отношений, потому что мы привыкли направлять эти эмоции на ближайший к нам объект или подавленности, когда мы перестаем чувствовать вообще или даже физических недомоганий.
Я глубоко убеждена, что чувства сами по себе являются просто энергиями. Что делает их проблематичными и превращает в неуправляемые эмоции-это наша борьа с ними и разделение их на «хорошо» и «плохо».
Разница между чувствами и эмоциями заключается в том, что эмоции-это что-то, что нас захватывает и уносит, часто против нашей воли, и у нас отсутствует понимание вообще о том, что происходит. Они появляются и исчезают, как гром и молния. Обычно нам необходим другой человек или событие, чтобы мы могли выплеснуть свое негодование на обьект. Наше тело при этом очень напряженно и мы теряем много энергии. Эмоции не могут без выражения.
Чувства подобны легкому весеннему бризу. Когда мы чувствуем, у нас нет необходимости отреагировать это вовне, потому что мы принимаем наше внутреннее течение различных энергий и мы можем расслабиться с этим. Нет необходимости выплескивать это наружу, потому что нет борьбы.
Если во время предыдущих упражнений у тебя возникли эмоции или они возникают при общении с твоим партнером, друзьями, родителями важно не подавлять в себе эти импульсы, а проживать их осознанно при этом не направляя их на конкретного человека. Только осознанно прожив свои эмоции, ты сможешь вновь открыться миру чувств, научиться их распознавать (более подробно смотри тренинг по работе с чувствами), освободишься от телесных зажимов и почувствуешь прилив энергии.
В следующем упражнении ты найдешь несколько подсказок для того, как ты можешь взаимодействовать со своими эмоциями, не направляя их на конретного человека. Можешь выполнять эти упражнения каждый раз, когда у тебя возникают эмоции.
Упражнение 5. Время выполнения: от 30 мин до 1-ого часа.
Осознанное проживание эмоций.
- Каждый раз когда ты почувствуешь, что эмоции подступают и ты не можешь больше сдерживать себя или, наоборот чувствуешь как подавляешь себя, начинай равномерно и глубоко дышать. Твое дыхание поддержит тебя в том, чтобы энергия не оставалась зажатой в теле, а продолжала свободно течь.
- Попробуй дать имя тому, что ты чувствуешь на данный момент. Что это? Злость? Гнев? Ненависть? Беспомощность? Если тебе это дается с трудом, переходи к следующему шагу.
- Вырази то, что ты чувствуешь. Например: если эмоции возникают при общении с партнером, предупреди его, что ты становишься эмоциональной и тебе нужно на момент отлучиться. Встань, удались в другую комнату возьми подушку или мягкую игрушку, которую тебе не жалко, бей ее, плачь, кричи и рычи, ругайся и, самое главное двигайся, чтобы твое тело могло высвободить эту подавленную энергию;
- Сделай пробежку вокруг дома, сходи в студию бокса, поплавай, займись любым другим активным видом спорта;
- Включи музыку типа тяжелого рока или барабанов и устрой дикий танец с рычанием и криками, потрясись под музыку и поплачь, высвободи то, что столько лет оставалось невыраженным.
- Нарисуй свои эмоции, напиши про них стих или рассказ.
Делай одну из предыдущих практик для выражения эмоции как минимум пятнадцать минут. После того, как ты высвободила энергию, сядь (или ляг) спокойно с прямой спиной и наблюдай что происходит внутри тебя. Запиши все, что с тобой произошло после этой практики, как ты себя чувствуешь? Попробуй подумать откуда происходит эта эмоция? Можешь ли ты вспомнить ситуацию из детства, когда ты себя чувствовала точно также? Если эмоция тебя все таки захватит и ты сорвешься на близкого человека-не вини себя, просто продолжай глубоко дышать и наблюдать что происходит и оставайся присутствующей, но не осуждай себя. Ты не робот и изменения не происходят за один день. Цель упражнения: научиться взаимодействовать с эмоциями, не подавляя их и не причиняя вред себе и окружающим. После выполнения этих заданий, сделай перерыв в несколько дней. В дни, когда ты не занята выполнением упражнений, ты можешь дополнять записи, которые ты делала при выполнении предыдущих упражнений, если у тебя появляются какие-то новые воспоминания. А так же не завбывай наблюдать за своими защитными реакциями и записывать их. 14-ый день. Дети получают огромное удовольствие от движения и танца и часто мы, став взрослыми, забываем о том, как иногда приятно просто подурачиться почувствовать радость жизни. Для того, чтобы наслаждаться собой и жизнью не нужна причина и этому мы можем вновь научиться у своего внутреннего ребенка.Упражнение 5. Время на упражнение: 1 час. Останься наедине с собой в приятной для тебя обстановке. Выключи телефон и устрани все отвлекающие факторы.Закрой глаза и сделай три глубоких вдоха. Соединись со своим внутренним ребенком из первого или третьего упражнения. Представь себе его внутренне и представь, что ты становишься им. Включи детскую музыку или любую музыку, которая тебе по душе и начинай двигаться. Почувствуй, как хочет двигаться твое тело. Ты можешь танцевать, как хочешь, ведь тебя никто не видит. Ты можешь прыгать, ползать, сторить рожи, петь, кружиться, смеяться праздновать жизнь так, как это делают дети. Цель упражнения: дети обожают двигаться и кривляться. Возможно, тебе запрещали это в детстве или ты забыла, как это было. Вспомни. Это поможет тебе ощутить прилив жизненной энергии. Можешь повторять это упражнение каждый раз, когда тебе захочется. Знакомство с этой частью нашей личности может быть довольно болезненно и продолжительно, и огромную часть этой работы составляет работа с эмоциями. Поэтому,помимо выполнения упражнений из этой книги, я бы посоветовала тебе обратиться за поддержкой к профессионалу, например, по гештальт терапии или пульсациям и пройти несколько групп по работе с внутренним ребенком (Например: Праймал Перерождение, Пульсации). Из-за боли и перепоняющих эмоций, мы часто избегаем честными глазами посмотреть на наше детство. Наша психика, чтобы защитить нас, изобретает миллион защитных механизмов, чтобы только не возвращаться туда. Но все эти механизмы подавляют нас,отнимают у нас жизненную энергию и возможность повзрослеть,взять ответственность за свою жизнь на себя и строить свою жизнь в соответствии со своими представлениями. Прежде чем перейти к следующему уроку, сделай перерыв в несколько дней или неделю, когда ты сможешь расслабиться и просто побыть с тем, что произошло за последние две недели. Может быть появятся какие-то новые воспоминания или ты поймешь о себе что-то важное. Постарайся искусственно не забивать время привычным просмотром телевизора или интернета, а освободи это время для того, чтобы прочувствовать то, что произошло за время выполнения этого урока.