07.05.2016
0

Поделиться

Глава 2. Ритуал Мистерий

Дадли Райт

Элевсинские мистерии и церемонии

Глава 2

Ритуал Мистерий

Элевсинские Мистерии отмечались почти всеми греками, но особенно праздновались афинянами ежегодно в Элевсине, хотя в более ранних летописях своей истории они праздновались только один раз в три года, и один раз в каждые четыре года келенианцами, критянами, паразианцами, финикиянами, флиасинцами и спартанцами. Это была самая знаменитая из всех религиозных церемоний Греции в любой период истории страны, и считалась столь важной, что празднество часто называют просто как «Мистерии». Обряды охранялись очень ревностно и их тщательным образом скрывали от непосвященных. Если кто-нибудь разглашал что либо из них, он расценивался, как посягнувший на божественный закон, и данным поступком он обязан был передать себя на божественное отмщение. Считалось небезопасным находится в одном доме с ним, и как только его преступление обнародовалось, его задерживали. Точно так же, суровое наказание было применимо к любому, не посвященному в Мистерии, кто случайным образом присутствовал на их праздновании, даже если происходило по незнанию или неподдельной ошибке.

Мистерии были разделены на две части – Малые Мистерии и Великие Мистерии. Говорили, что Малые Мистерии были учреждены, когда Геракл, Кастор и Поллукс выразили свое желание быть посвященными, и случилось так, что они оказались в Афинах во время празднования Мистерий афинянами согласно предписания Деметры. Не будучи афинянами, они не обладали правом, которое бы давало им быть удостоенными чести посвящения, но трудность была преодолена Евмилподом, который жаждал включить в ряды посвященных человека такой силы и известности каким был Геркулес, несмотря на то, что тот был иностранцем. Для начала все трое стали гражданами Афин, а затем в качестве предварительного этапа церемонии посвящения, как это предписано богиней, Евмилпод учредил Малые Мистерии, которые затем и после этого стали церемонией в качестве подготовительных мероприятий к Великим Мистериям, под таким названием они и были представлены для чужеродных иноземцев. В более поздние времена данное празднество Малых Мистерий, которое отмечалось в месяце Антестерионе (февраль/март) в начале весны, в Агре, стало главной подготовкой к Великим Мистериям, и ни один человек не получал посвящения к Великим Мистериям до тех пор, пока не прошел посвящение в Малые.

Что касается Геракла, существует легенда, что в определенный период времени Геракл хотел стать членом одного из тайных обществ античности. Соответствующим образом он преподносил себя и претендовал должным образом на посвящение. Его дело было передано в совет мудрых и добродетельных людей, которые не одобрили его вступление из-за определенного количества преступлений, который были им совершены. В результате его кандидатура была отклонена. Их слова к нему были следующими: «Вам запрещено входить сюда; Ваше сердце жестоко, Ваши руки запятнаны преступлениями. Идите! Исправьте то зло, что Вы причинили, покайтесь в своих злодеяниях, а потом приходите с чистым сердцем и чистыми руками! И двери наших Мистерий будут открыты для Вас». Легенда гласит о том, что после своего духовного возрождения он вернулся и стал достойным членом общества.

Церемонии Малых Мистерий совершенно отличались от церемоний Великих Мистерий. Малые Мистерии излагали возвращение Персефоны на
землю — что, конечно, имело место в Элевсине; а Великие Мистерии представляли ее спуск в преисподнюю. Малые Мистерии прославляли дочь больше, чем ее мать, которая была главной фигурой в Великих Мистериях. В Малых Мистериях Персефона была известна как Феррефатта, а в Великих Мистериях она получила имя Кора. Фактически все было тайной, и ничто не называлось своими именами. Ленорман говорит, что он уверен, что посвященные в Малые Мистерии уносили из Агры определенный запас религиозных знаний, которые позволили им понять символы и образы, которые представали перед их взорами в Великих Мистериях в Элевсине.

Целью Малых Мистерий было обозначить оккультное состояние неочищенной души совмещенной с земным телом и слияние их в материальном мире. Великие Мистерии учили, что тот, кто в настоящей жизни находится в подчинении своей иррациональной части, в действительно находится в темном царстве. И если тогда темное царство это область наказания и страдания, очищенная душа должна пребывать в области блаженства, теоретически, в настоящей жизни, и в соответствии с божественной силой в следующей. Они намекали великолепием мистических видений на счастье души, и здесь и в дальнейшем, когда очищали от скверны материальной природы и, следовательно, возвышались к подлинной сущности разумного видения.

Мистерии были представлены в виде поучительной драмы возникновения и становления гражданского общества, учения о форме будущих наград и наказаний, ошибок многобожия, и единства Божества, которые позже в заключительном разделе представлены как их знаменитая тайна. Ритуал проходил в святилище. Он был окутан символическими фигурами животных, которые наводили на мысль об аналогии, которая была совершенно непонятна для непосвященных.

Карл Отфрид Мюллер в своей «Истории литературы Древней Греции», говорит: —
«Вся греческая религиозная поэзия подверженная влиянию смерти и загробного мира и обращается к божествам, чье влияние должно было быть осуществлено в этой темной области в центре Земли, и были намеренными, так как имели мало связей с политическими и социальными явлениями человеческой жизни. Эти божества сформировали класс отдельный от богов Олимпа и были выведены под названием Хтонические боги (боги подземного мира). Греческие мистерии были связаны исключительно с поклонением этим богам. Что любовь к бессмертию впервые нашла опору в верование в этих божеств явствует из мифа о Персефоне, дочери Деметры. Каждый год во время сбора урожая, предполагалось, что Персефона переноситься ​​из верхнего мира в темных владениях невидимого царя теней, и возвращается каждую весну молодой красавицей в объятия своей матери. Таким образом, древние греки описывали исчезновение и возвращение растительности в чередовании времен года. Изменения природы, однако, должны были быть значительными в олицетворении изменений у многих людей; в противном случае Персефона была бы просто символом семени помещенного в землю и не стала бы богиней мертвых. Но когда богиня неживой природы стала богиней мертвых, это была естественное сходство, которое должно было своевременно подсказано, что возвращение Персефоны в мир света также означало обновление жизни и обновление самого человека. Отсюда мистерии Деметры, и особенно те, что праздновали в Элевсине, вдохновляли самыми возвышенными и воодушевленными надеждами относительно состояния души после смерти «.

К Мистериям не допускался тот, кто навлекал на себя наказание в виде смертной казни за измену или заговор, но все другие сосланные допускались к присутствию и не преследовались каким-либо образом в течение всего периода празднества. Никто не мог быть арестованным за долги во время проведения празднества.

Едва ли что-нибудь известно о плане, которого придерживались во время Малых Мистерий. Они праздновались с 19 по 21 числа месяца Антастериона, и, как и в Великих Мистериях, им предшествовали и следовали перемирие со стороны всех тех, кто был вовлечен в войну. Также крупные чиновники председательствовали на обоих торжествах. Малые Мистерии открывалась с заклания жертвы Деметре и Персефоне, часть принесенных жертв резервировалась для членов священных семей Евмолпида и Керика. Главная цель Малых Мистерий была в том, чтобы выставить кандидатов на посвящение в состоянии обрядового очищения, и, по словам Климента Александрийского, они включали в себя определенные инструкции и подготовку к Великим Мистериям. Например Элевсинские Мистерии, собственно говоря, включали в себя драматические представления об изнасиловании Персефоны и скитаниях Деметры; в дополнение, по словам Стефану из Византии, к определенным дионисийским представлениям.

За два месяца до полной луны месяца Боедромиона (сентябрь), sphondophoroi или глашатаи, выбранные из священных семей Евмолпида и Керика, выходили объявить о предстоящем праздновании Великих Мистерий, и требовали перемирия со стороны всех тех, кто вел войну. Перемирие началось 15-го числа месяца, предшествующего празднованию Мистерий и продолжалось до 10-го числа месяца, следующего за празднованием. Для того, чтобы перемирие вступило в силе оно должно было быть провозглашено и принято каждым эллинским городом.

Все устройства для надлежащего празднования Мистерий, как Малых так и Великих, были в руках семей Евмолпида и Керика. Это были древние элевсинские семьи, происхождение которых восходило к тому времени, когда Элевсин был независимым от Афин, и сложившийся род выжил как жреческая каста, вплоть до последнего периода афинской истории. Его член обладал наследственным и исключительным правом на секреты Мистерий. Поэтому признание государством исключительного права и привилегии этих семей на прямое посвящение и обеспечивало каждую половину религиозного персонала храма. Эвмолпиды занимали столь значимое место в Мистериях, что Цицерон упоминает только их одних, исключая Кериков.

Павсаний рассказывает, что после войны между элевсинцами и афинянами, когда Эрехтей, царь Афин, одолевший Иммарада, сына Эвмолпа, подчинив элевсинцев, приведя их к послушанию, и сделал оговорку, что они должны оставаться хранителями Мистерий, но во всех других случаях они должны были быть подданными Афин. Это предание оспаривается более современными писателями, но оно было принято афинянами и в целом действовало, также как и исключительное право двух семей в подготовке кандидатов на посвящение было признано постановлением от пятого века до нашей эры, впоследствии привилегия была подтверждена на собрании между представителями Элевсин и Афин. Эвмолпиды были потомками мифического предка, Эвмолпа, сына Нептуна (Посейдона), который впервые упоминается во времена Pisastrus. После смерти Эвмолпа, согласно одной легенде, остался Ксерукс, младший из сыновей. Но Керики утверждали, что Ксерукс был сыном Гермеса (Меркурия) от Агламы, дочери Кекропса, и что он не был сыном Эвмолпа.

Члены семьи Эвмолпа имели право первенства в отношении мяса жертвенных животных, но им было позволено отдать часть кому-либо другому в качестве вознаграждения или благодарности за оказанные услуги. Но, когда жертва приносилась какому либо из инфернальных божеств, она полностью должна была быть поглощена огнем. Ничто не должно было быть оставлено. Все религиозные проблемы, связанные с Мистериями, которые не могли быть решены известными законами, были адресованы Эвмолпидам, решение которых являлось окончательным.

Значение имени Эвмолп – хороший певец, и большое значение придавалось качестве голова при выборе жреца, главного священника совершаемого богослужение на праздновании Мистерий и на церемонии посвящения, который выбирался из семейства Эвмолпидов. Это было весьма важно, чтобы формула, сообщающая о начале в Элевсинах, произносилась с правильной интонацией, ибо в противном случае эти слова не произведут должного эффекта. Правильная интонация имела гораздо большее значение, чем слоговое произношение.

Объяснение этому дается Масперо, который говорит: «человеческий голос является в вышей степени магическим инструментом, без которого ни одно из самых сильных действий в искусстве не может быть успешным: каждая из его интонаций дает возможность перенестись в область невидимого и высвобождает силы, о которых люди в своей общей массе не имеют понятия, также как и об их существовании или многообразии действий. Без сомнения, главная ценность эвокации находится в тексте, или последовательности слов из которых он состоит, и интонация, с которой она четко произносится. Для того чтобы быть действенным, заклинание должно сопровождаться монотонным повторением, как любая магическая формула или песня. Для того, чтобы получить желаемый эффект, сакраментальная мелодия должна проговариваться нараспев без изменения ни одной модуляции: одна фальшивая нота, одна ошибка в такте, изменение в любом из двух звуков, из которых она состоит, и ожидаемый эффект сходит на «нет». Это является причиной того, почему все, кто читает молитву или формулу, предназначенную для того, чтобы заставить богов выполнять определенные действия, должны произносить ее истинным голосом. Результат их усилий, удачный или не удачный, будет зависеть от точности их голоса. Поэтому голос играл самую важную роль в жертвоприношении, в молитве при определенной просьбе, и в вызывании духов — одним словом, в каждом случае, где человек обращался за поддержкой к Богу.

Не говоря уже о том, что без «истинного голоса» слова были бы просто мертвыми звуками. Качество голоса играет важную роль во многих религиях. У Ведов существует множество заклинаний и гимнов, которые непосвященный брахман не может декламировать: это может делать только тот, кто посвящен, кто знает их истинные свойства и как их правильно использовать. Некоторые из гимнов Риг-Веды, когда они выстраиваются анаграмматически, то выдают все тайны заклинаний, которые использовались для магических целей в брахманских церемониях. Некоторые персы уделяют большое внимание тому, что называется «dzád dwá» или «свободный голос.» Есть запись в мусульманском предании о том, что почитаемому аравийскому пророку пришло откровение имеющее сходство со «звуком колокольчика». Сила которого, в его тихом монотонном пении влияние которого хорошо известно на психически неуравновешенных людей и детей. Даже животные и змеи поддаются влиянию звука.

Жрец был тем, кто являл святыни. Он был гражданином Афин, человеком зрелого возраста, и занимал свою должность пожизненно, всецело посвятив себя служению в храме и соблюдая целомудренную жизнь, для чего было обычным делом умащиваться себя соком болиголова, который, как говорили, своим крайне холодящим эффектом в значительной мере гасил естественное сексуальное возбуждение. По мнению некоторых писателей, безбрачие было непременным условием для священников высшей касты; но, согласно надписям, которые были обнаружены, некоторые из жрецов были женаты, поэтому, по всей вероятности, данное правило действовало только на время празднования Мистерий и, возможно, в течение определенного времени до и после, и возлагало на жреца воздержание от любого полового акта. Поль Франсуа Фукар считал, что целибат требовали только на время празднования Мистерий, хотя Павсаний утверждает совершенно иное. В поддержку Фукара можно утверждать, что среди надписей, обнаруженных в Элевсине, есть одна, в которой жрец посвящает статую своей жене. Было крайне важно, чтобы жрец был мужчиной, имеющим властный вид, и который вел бы простую жизнь. Будучи возведенным в сан, он получал своего рода посвящение на специальной церемонии, на которой было разрешено присутствовать равным ему по рангу, где ему вверялись определенные секреты, имеющие отношение к его высокой должности. В преддверии данной церемонии он проходил через определенный очистительный обряд, погружаясь в море, действие, которому греки приписывали большую силу. Он должен был быть примером в своем моральном поведении, и восприниматься людьми как очень набожным. Навыки жреца были настолько высоки, что должность не могла передаваться по наследству, для этого должна была бы сложиться исключительная ситуация, чтобы найти отца и сына владеющими большим количеством различных и превосходных навыков рассматривающихся в качестве важных для закрепления должности. Риза жреца представляла из себя длинное фиолетовое одеяние; его волосы, увенчанные венком из мирта, струились длинными прядями на его плечи, и его лоб украшал диадема. На праздновании Мистерий он считался представителем творца мира. Только ему было позволено проникнуть в сокровенное святилище в чертог Мистерий – святая святых, каковыми они были, и тогда только один раз во время празднования Мистерий, когда, в самый торжественный момент всего мистического праздника, его фигура появилась внезапно преобразившаяся под воздействие света перед восхищенным взором посвященных. Только ему было разрешено показать полностью посвященным тайные предметы, вид которых являлся знаком завершения их допуска в общность. Он имел право отказать в приеме тем заявителям, которых он полагал непригодными для вверения им секретов. Он не бездействовал в промежутках между празднованиями Мистерий. Его обязанностью было заведовать инструктажем кандидатов на посвящение, которые для этой цели были разделены на группы и инструктировались должностными лицами, известными как мистагоги. Личное имя жреца никогда не упоминалось. Предполагалось, что оно является тайным, «повеяло далеко в море тайным законом», и он был известен лишь по названию должности, которую он занимал.

Интересная надпись была найдена несколько лет назад в Элевсине, выгравированная на основании статуи воздвигнутой жрецу: «Спрашивай не мое имя, тайное сверток уже унесен в синее море. Но, когда я достигну судного дня, и войду в обитель блаженных, то все, кто переживает за меня, будут его произносить». Один из его сыновей написал ниже этой надписи, после смерти жрца: «Теперь мы, его дети, раскрываем имя лучшего из отцов, которым он был, пока был жив, он скрывался в глубине моря. Это знаменитый Аполлония «. Существует сохранившаяся эпиграмма женщине-жрецу, которая содержит: «Пусть мое имя останется непроизнесенным, будучи отрезанным от мира, когда сыновья Кекропса сделали меня жрицей Деметры, я своими руками спрятала его в безбрежные глубины». Евнапий в Жизнь Максима, говорит: «Я не могу назвать имя того, кто был тогда жрецом, ибо именно он посвятил меня.» По обычаю, в котором имя вверялось морю, совершалось либо путем погружения носителя или писали имя на свинцовой таблетке, которая после бросалась в море. Священное имя, под которым жрец впоследствии был известен, было получено им от имени какого-то бога или носило некий ритуалистическое значение. Иногда жрец был известен просто под название своей должности с добавлением имени отца. Правило, которое касалось публичного упоминания прошлого имени жреца, было нарушением закона, и существует пример атеистического философа Феодора, где Дейниа, обратившейся к жрецу по его «выброшенному» имени, был помещен в тюрьму за проступок обращения к жрецу по его «выброшенной» фамилии.

Лукиан Самосатский ссылается на этот случай в одном месте в Лексифанес X: «Первое, что я встретил были факельщик, жрец и другие посвященные, тащившие Дейниаса к судье, и протестуя, что он назвал их своими именами, хотя он хорошо знал, что, с момента их освящения, они были безымянными, и больше никогда не должны называться теми именами, но святыми именами».

В Имперских начертаниях мы находим звания замещающие имя собственное. Жрец был вынужден избегать контакта с умершими также, как и Коханим в еврейском вероисповедании, и с определенными животными, считающимися нечистыми. Контакт с любым человеком, которым была пролита кровь, также признавался нечистым. Ему помогала женщина-жрец или верховная жрица – служительница при богине Деметры и дочери ее Персефоны. Она также отбиралась из рода Эвмолпидов и избиралась на всю жизнь. Ей было разрешено вступать в брак, несколько надписей ссылаются на имена детей от жрицы. На ее посвящени это высокое звание она проводились предварительно обнажившись к краю священного источника, в который помещалась ее правая рука, и священник провозглашал ее законной и священной и посвящал ее в служение храму. Особой обязанностью женщины-жрицы был контроль за претендентками женского пола на посвящение, но она присутствовала на протяжении всей церемонии и имела определенную роль в посвящении кандидатов мужского пола. Надпись на могиле одной из жриц упоминает о ее славе, что она возложила корону из мирта, знак мистической общности, на головы знаменитых посвящённых, Марка Аврелия и сына его, Коммода. Другая же прославляла тот факт, что она была той, кто посвятила императора Адриана.

Следующими по рангу к жрицу и жрицам приходились парни и девушки “dadouchos”, которые выбирались из семьи Кериков. Они были факелоносцами, и в их обязанность в основном входило несении факелов в священный праздник. Они также носили пурпурные одежды, венки из мирты и диадемы. Они избирались на всю жизнь, и им разрешалось вступать в брак. Мужчины-факельщики особым образом общались со жрецом в определенных торжественных и публичных торжествах, таких как вступительное слово к кандидатам на посвящение, так и в публичных молитвах во благо государства. Должность часто передавалась от отца к сыну. До I века до нашей эры к факельщику никогда не обращались по его личному имени, но всегда по названию его должности.

Hierocceryx или священный герольд, был представителем Гермеса или Меркурия, который, как посланник богов, был незаменим в качестве посредника всякий раз, когда люди хотели бы обратится к бессмертным. Он также был одет в пурпурную мантию и венец из мирта. Он избирался на всю жизнь из семьи Кериков. Он делал необходимые обращения к кандидатам на посвящения различных степеней, и в частности предписывал им хранить безмолвие. Ему было необходимо проходить через всевозможные уровни, так как его обязанности требовали его присутствие на протяжении всего церемониала.

Phaidantes являлись попечителями священных статуй и священных сосудов, которые они должны были поддерживать в хорошем состоянии. Они избирались из одной или другой семьи, или из обеих сразу.

Среди других должностных лиц были: liknophori нес священное опахало; hydranoi производили очищение кандидатов на посвящение, опрыскивая их святой водой в начале празднества; spondophoroi провозглашал священное перемирие, которое должно было способствовать мирному прохождению празднования Мистерий; pyrphoros несли и поддерживали огонь для жертвоприношений; hieraules играли на флейте в то время, как приносились жертвоприношения, они были главами духовной музыки, на попечении которых были hymnodoi, hymnetriai; neokoroi, это те, кто обслуживал храмы и жертвенники; panageis образовывали сословие между служителями и посвящаемыми. Далее там были «посвященные алтаря», которые выполняли искупительные обряды с именем и с местом, где проводились посвящения. Далее там было много другие мелких должностей, общим названием melissae – то есть пчелы, возможно они так назывались потому, что пчелы, будучи производителями меда, были посвящены Деметре. Жрицы, жившие после священного потопа, и переродившиеся души назывались «пчелами». Все эти должностные лица должны были обладать безупречной репутацией, и носили венки из мирта, в то время как они были заняты на службе храму.

Должностные лица; в чьи обязанности входило заботиться о том, чтобы ритуал был пунктуально выполнен до мельчайшей детали, входили девять архонтов (правителей), которые избирались ежегодно для управления делами Греции. Первым из них был всегда царь, или Archon Basileus, в обязанности которого на празднике Мистерий входило возносить молитвы и жертвы, и наблюдать, чтобы ни одна непристойность или распущенность не была совершена во время празднества, и по окончании вершить суд над всеми правонарушителями. Были также: четыре epimeletæ, или кураторы, избранные народом, один из которых назначается из рода Эвмолпидов, другой из рода Кериков, а остальные два из рядовых граждан; десять hieropoioi, в чьи обязанности входило приносить жертвы. Было бы правильным отметить здесь, что Эпименид Критский, который жил около 600 г. до н.э., как говорил Диоген Лаэртский, будучи философом при его жизни, что он был первыми, кто принес искупительные жертвы и омовения на полях и в домах, и первым же возвел храмы с целью жертвоприношения.

Священные предметы, использовавшиеся в церемониях, были помещены в специальную комнату в Telesterion или Зале Посвящения, известный как Anactoron, в который только жрец имел право входить. Во время празднования Мистерий они перевозились в Афины тайно и сокрыто от взоров непосвященных, откуда они возвращались обратно в Элевсин. Только посвященным разрешалось смотреть на эти «hiera», как их называли. Эти священные предметы хранились в семье Эвмолпидов.

Письменные описания, несмотря на выразительность или красноречие, передают, но слабо передают впечатление от прекрасных сцен, которые ставились на сцене; Аристид говорит, что то, что было видно ни в коей мере не могли конкурировать с тем, что было слышно. Другой писатель заявлял: «Многие дивных зрелище можно увидеть, немало рассказов о чуде можно услышать в Греции, но нет ничего, на чем благословение Божие пребывает в столь полной мере, как на Элевсинских обрядах и Олимпийских играх «. В течение девяти веков – это период времени разделенный почти поровну между дохристианской и христианской эпохами – они были оплотом греческого язычества. В поздний период своей истории, когда такие ограничения, как допуск, начали ослабевать, и в части этих послаблений, их весьма важная религиозная характерная особенность исчезла, они стали лишь церемонией, их величие сделалось их главной приманкой, до тех пор, пока они не выродились всего лишь в суеверие. Последний языческий римский император Юлиан напрасно стремился влить новую жизнь в исчезающий культ, было слишком поздно – Элевсинские Мистерии были мертвы.

Афиняне были благочестивы до крайности, и на протяжении всего периода, что посвящение было ограничено этим народом, репутация Элевсин была сохранена, хотя паломники из разных и отдаленных районов мира посетили их в период проведения Мистерий. Когда Элевсинские Мистерии были переняты Римом, во время правления императора Адриана, они были засорены и вырождены в разгул и порок; одухотворенность их учения не сопровождалась должной передачей или оно претерпевало неудачу будучи не понятым. Хотя формы посвящения все еще были символом подлинных и благородных целей общества, безнравственные римляне ошибочно приняли тень за сущность, и пока они проходили через все церемонии, они оставались посторонними людьми тем целям, для которых они создавались.

В 364 году, закон, императором Валентинианом I был издан запрет на проведение ночных обрядов, но Ветий Агорий Претекстат, которого император Юлиан назначил губернатором Ахайи, упросил его отменить его, убедив, что это сделает жизнь греков совершенно невыносимой, если он будут лишены своего самого святого и всеохватывающего празднества. Было сделано много предположений некоторыми авторами в связи с тем, что церемонии проводились в ночное время, но в первые дни христианства также был обычай для христиан сходиться либо ночью, либо перед рассветом, данное обстоятельство, которое легло в основу того, что их сборища были известны под названием antelucan, или как они сами себя называли lucifagæ или «свето-ненавистники», как форма упрека. Примерно в начале пятого века Феодосий Великий запретил и почти полностью уничтожил языческое богословие в Римской империи, и Элевсинские Мистерии испытали повсеместное уничтожение. Вполне вероятно, однако, что Мистерии праздновались тайно, несмотря на суровые указы Феодосия, и что частично они были сохранены вплоть до темных веков, хоть и лишены блеска. Совершенно очевидно, что многие обряды языческой религии совершались под выдуманными названиями праздничных собраний, спустя много времени после издания указов императора, Пселсс сообщает нам, что Мистерии Цереры существовали в Афинах до восьмого века христианской эры и никогда не были полностью подавлены.

Празднество Великих Мистерий было конечно гораздо более важным событием, начиналось 15 числа месяц Боедремион, что соответствует примерно сентябрю месяцу, и продолжалось до 23-го числа того же месяца. В течение всего этого периода было незаконным арестовывать любого присутствующего человека, или подавать любое ходатайство за свершенное преступление, за исключением преступления совершенного на празднестве, суровые наказания налагались за нарушение этого закона, взыскания в виде штрафа были не менее чем тысяча драхм, а некоторые утверждают, что нарушители были даже казнены.