05.04.2016
0

Поделиться

Введение и Глава 1. Элевсинская легенда

Дадли Райт

Элевсинские мистерии и церемонии

Предисловие Преподобного Джозефа Форта Ньютона доктора философии и литературы, доктора теологии.

Бывший Великий священник Великой ложи Святого Иоанна Крестителя, США

Лондон

«Площадь и компас» Бич Корт 4б 412

Денвер, США

Скопировано по согласованию с Британской Энциклопедией

План Священных сооружений Элевсина

1. Храм Артемиды Пропилеи.

2. Внешние Пропилеи.

3. Внутренние Пропилеи.

4. Храм Деметры.

5. Внутренний корпус Священных Строений.

6. Внешний корпус.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Некогда в прошлом Мистерии различных народов были единственным связующим звеном религий по всему миру, и не исключено, что само название религии могло уже выйти из употребления, но регулярно повторяющиеся празднества продолжали сохраняться со всеми их формами и церемониями, обрядами и практиками священного поклонения.

Что касается связи, предполагаемой или реальной, между франкмасонством и Мистериями, присутствует замечательное совпадение, что едва ли есть хотя бы одна церемония, которая не имела бы похожего ритуала в той или иной из античных Мистерий. Вопрос только в том, насколько важно для изучающего понимать, что является первоисточником. Масонский историк утверждает, что франкмасонство не является потомком, насильно исказившим взятое из Мистерий — будь то пифагорейских, герметических, самофракийских, элевсинских, друзианских, друидских, и тому подобных, а является первоисточником, из которого все Мистерии произошли.

По мнению прославленного Доктора Джорджа Оливера: «Существует достаточно свидетельств, чтобы установить тот факт, что Мистерии всех народов были первоначально идентичны, и их многообразие было результатом случайных обстоятельств локальной ситуации и политической экономики «. Однако, первоисточник Мистерий до сих пор не установлен. Геродот приписывает образование Элевсинских Мистерий посредством египетского влияния, в то время как Покок заявляет об их татарском происхождении, и объединил брахманские и буддийские идеи. Другие же в равной степени утверждают, что их происхождение следует искать в Персии, и, по меньшей мере найдется писатель – некто из живущих сейчас, заявит об еще более причудливой теории, и рискнет предположить о том, что не исключено, что Мистерии практиковались еще во времена атлантов.

Элевсинские мистерии – это те обряды Древней Греции, а позже Рима, о которых есть исторические свидетельства, начиная с седьмого века до Рождества Христова, которые имеют большое и поразительное сходство по многим параметрам с ритуалами оперативного и спекулятивного франкмасонства. Если говорить об их происхождении, то, исключая мифическое мнение, приведенное далее, какие либо следы его отсутствуют. Существует мнение некоторых авторов, которые известны тем, что приписывают им египетское происхождение, но для этого нет никаких достоверных свидетельств. Существует легенда, что святой Иоанн Евангелист, персонаж почитаемый франкмасонами, был посвященным в эти Мистерии. И несомненно, что первые родоначальники христианской церкви не единожды гордились его посвящением в эти обряды. Фактически это первый случай, когда делается попытка дать подробное разъяснение церемониала Мистерий, и значит, он дает надежду на то, что и на английском языке будут преподаваться предметы полезные и представляющие интерес для студентов получающих традиционные масонские знания.

Что касается влияния Мистерий на христианство, то не единожды можно будет наблюдать, что христианские ритуалы имеют большое сходство с торжественными обрядами романских и греческих Мистерий. Библиография в конце книги не претендует на исчерпывающий характер, но она будет содержать основные источники наших знаний об Элевсинских Мистериях.

Дадли Райт

Оксфорд

ВВЕДЕНИЕ

Незначительное количество из истории человеческого духа впечатляет больше, нежели рассказ о Мистериях античности, которые приводятся в одной из глав на следующих страницах с достоверностью, проницательностью, и очарованием. Как и у любого свойственного человеку учреждению, у них были свои реальные причины и действительные потребности, которым они служили с драматической верой, надеждами и устремлениями к человеколюбию, и вызовом чувств к тому извечному мистицизму, который является одновременно радостью и утешением человека, по мере того как он марширует или теснится в путанице сомнений, опасностей, болезни и смерть, которые мы называем нашей жизнью.

Как только влияние Мистерий стало практически всеобщим, но ближе к концу их властвования, они увязли в трясине и стали искажаться, как и все созданное, к которому человек имеет отношение, церковь сама по себе не является исключением. Тем не менее, в своих лучших проявлениях и возвышенности они были не только высокопарны и величественны, но облагораживали и делали более утонченными, и поэтому в равной степени они выполняли возвышенную цель, иначе они не получили хвалебные речи самых просвещенных людей античности. От Пифагора до Плутарха учителей прошлого являющихся свидетелями служения Мистериям, и Цицерон, свидетельствовали, что человек, изучивший в религиозном братстве Сокрытое место из книги, обретал желание жить возвышенно, и давало ему добрые помыслы в час смерти.

Платон говорил, что Мистерии были учреждены гениальными людьми, которые в свои ранние годы стремились обучать непорочности, освобождали нацию от жестокости, превозносили моральные качества и совершенствовали нравы, держа общество в границах более сильными связями, чем те, которые налагали на человека законы. Такова была их цель, он тот, кто дарит мысль о жизни человека с огромным желание для входа в их исчезающие святилища с ощущением общности; и если вовсе без привязок к тайне, то, что они преподавали — меньше всего в их аллегории бессмертия – присутствует неизменный интерес к обрядам, драме и символам, использовавшихся при обучении образу, благу и прекрасной истине.

Какое влияние имели Мистерии на новое явление, возникновение христианства — трудно сказать, на эту тему до сих пор идут дискуссии. То, что они имели влияние на раннюю церковь очевидно из писаний святых отцов, которые не единожды гордились своим посвящением и некоторые заходят так далеко, говоря, что Мистерии напоследок умерли только для того, чтобы продолжить своё существование в церковных ритуалах. Святой апостол Павел в своих миссионерских путешествиях познакомился с Мистериями, и даже использует некоторые из их специальных терминов в своих апостольских посланиях, еще более показывая, что они пытались обучить драматургии, которая может быть познана только через духовные практики. Нет сомнений в том, что его понимание здраво, несомненно, драматургия может принимать участие в этом понимании, иначе общественное богослужение также может оказаться под запретом.

В частности об Элевсинских Мистериях, у нас есть уже давняя потребности в научной работе, которая здесь приведена, в которой автор не только суммирует свои знания в привлекательной форме, но и добавляет к нашим знаниям некоторые важные детали. Египетский источник приписывали к Мистериям Греции, но для этого недостаточно оснований сохранившихся до наших дней, поэтому мы можем только предполагать, что это действительно так и было, помня о влиянии Египта на Грецию. Такие влияния трудно отследить, и проще говоря, что идея и назначение инициации, столь же стары, как и дом для мужчин в первобытном обществе, и были всеобщими, и приняли различные формы в разных странах.

Такая научная работа имеет более чем исторический интерес, и не только для студентов в целом, но в частности для рядовых участников благородного Ремесленного франкмасонства. Если мы не можем сказать, что франкмасонство исторически происходит из установленных Мистерий античности, то сохраняет в некоторой степени их пастырство среди нас. По крайней мере, сходство между этими древними обрядами и церемониями оперативного и спекулятивного франкмасонства очень поражает; и данная научная работа должна рассматриваться в меньшей степени как связывание ее автором с благодатным ремеслом.

Темпл Сити, Лондон, E. C.

Глава 1

Элевсинская Легенда

Легенда, которая легла в основу Мистерий Элевсина, присутствие и участие в которой требовало тщательно разработанный формат или обряд посвящения в тайну, была следующей:

Персефона (иногда описывается как Прозерпина и, как Кора или Коре), когда собирала цветы, была похищена Аидом (Плутоном), Богом подземного царства и мертвых, и унесена им в его мрачную обитель; Зевс, брат Аида и отец Персефоны, дал ему на это свое согласие. Деметра (Церера), ее мать прибыла слишком поздно, чтобы помочь своему ребенку, или даже мельком не увидела ее похитителя, и ни бог, ни человек были не в состоянии, или не хотели, просветить ее о местонахождении Персефоны или том, кто же выкрал ее. Девять дней и ночей она бродила с факелом в руке в поисках своей дочери. В итоге, тем не менее, она услышала от Гелиоса (Солнца) имя похитителя и его соучастника. Разгневавшись на Зевса, она покинула Олимп и богов живущих на нем, и сошла на землю в своих поисках под видом старой женщины.

В ходе своих странствий она прибыла в Элевсин, где была с почестями принята элевсинским царем Келеем, правителем страны, и его женой Метанирой, с которыми она согласилась остаться для того, чтобы следить за образованием Демофонта, который только что родился у состарившегося царя и которого она обязалась сделать бессмертным.

Долог был твой тревожный поиск
Любимой Персефоны, не давая себе отдохнуть
Ты стойко скорбела, до тех пор пока прославленный Элевсин
Принял тебя блуждающую.

Гимн Орфея

Город Элевсин берет свое название от Элевсия, сказочного персонажа считавшегося некоторыми потомком Гермеса и Артемиды, дочери Океана, в то время как другие утверждали, что он сын Эфира.

Не поставив в известность родителей, Деметра использовала амброзию для помазания Демофонта днем, и подожгла его ночью огнем как головешку. Обнаруженная ночью Метанирой, она была вынуждена раскрыть себя как богиню Деметру. Засим она повелела элевсинцам возвести храм в качестве ее предложения о мире, и это было ими выполнено, и она пообещала положить начало церемонии поклонения, которая использовалась бы ими во имя ее расположения и покровительства. «Это я, Деметра, переполненная триумфом, который осветляет и радует сердца богов и людей. Спешите вы, народ мой, поднимайтесь, рядом с цитаделью, под крепостные стены, в храм, и на возвышении холма, к алтарю, выше стен Каллихорум (Callichorum*). Я буду наставлять вас в ритуалах, которые должны соблюдаться и которые приятны мне «.

* В Элевсинах есть храм Триптолема и Портал Артемиды и отца ее Посейдона, известные под именем Callichorum (пер. с греческого — прекрасный танец).

Храм был возведен, но Деметра жаждала мести богам и людям, из-за потери своей дочери, и сделала она землю бесплодной в течение целого года.

Что причиняет ей боль, что домой она не идет?
Ищет Деметра ее вдоль и поперек;
И с мрачным челом непрестанно скитается,
Многими днями с утра и до вечера.
«Жизнь моя, хоть и бессмертна я,
Ничтожна! «кричит она, «из-за отсутствия тебя,
Персефона-Персефона! «

Волы тянули плуг, но бесплодным было семя, посеянное в подготовленную почву. Человечество оказалось перед угрозой полного уничтожения, и все боги были лишены подношений и жертвоприношений. Зевс пытался успокоить гнев богов, но тщетно. В итоге он вызвал Гермеса, чтобы тот сходил к Аиду и приказать ему вернуть Персефону ее матери. Аид уступил, но прежде, чем Персефона ушла, она взяла из рук Аида четыре гранатовых зерна, которые он предложил ей в качестве пищи на время ее дороги домой. Персефона, вернувшись на землю из подземного царства, нашла свою мать в храме в Элевсинах, который был недавно возведен. Ее первый вопрос был о том, ела ли ее дочь в месте своего заключения, потому что ее безоговорочное возвращение на землю и Олимп зависело от этого. Персефона сообщила своей матери, что все, что она съела, были гранатовые зерна, вследствие чего Аид потребовал, что Персефоне следует жить у него в течение четырех месяцев в году, то есть один месяц за каждое съеденное зернышко граната. У Деметры не оставалось иного выбора, кроме как согласиться на такие условия, что означало, что она будет наслаждаться обществом Персефоны в течение восьми месяцев в году, а остальные четыре Персефона будет проводить с Аидом. Деметра была вынуждена пробудить «плоды плодородных равнин», и вся земля была вновь усыпана листьями и цветами. Деметра, созвала всех царевичей Элевсина — Триптолема, Диокла, Эумолпуса, Поликсеноса и Келия и посвятила их «в тайный обряд — самый почетный, о котором недопустимо распространяться или разглашать; важное предупреждение от богов запечатывает наши уста».

Хотя секретность о характере происхождения величественных Мистерий строго предписывается, автор гомеровского гимна о Деметре не делает секрета из счастья, которое было связано со всеми, кто прошел посвящение: «Счастлив тот, кто получил, и несчастен тот, кто никогда не получал посвящения, ни принимал участие в священных таинствах, а кто не может, увы! Предназначается вышеупомянутая участь за преданность пребывающих во мраке».

Самое раннее упоминание о храме Деметры в Элевсине происходит в гомеровском гимне к Деметре, который уже упоминался. Он не был написан Гомером, а неким поэтом, разбирающимся в гомеровских знаниях, и датирован он приблизительно 600 г. до Р. Х. Он было обнаружен немногим более, чем сто лет назад в старой монастырской библиотеке в Москве, а теперь находится в музее в Лейдене.

В этом гомеровском гимне Деметры, Персефона дает свой собственный вариант произошедшего следующим образом: «Мы все играли в прекрасных лугах — Левкиппа и Файно, и Электра и Иантха и Мелита и Иаха и Родезия, и Каллигинея, и Мелобосис и Иэнера и Акаста и Адмета и Родопа, и Плоуто и обаятельная Калипсо, и Стикс, и Урании, и красивая Галаксама. Мы играли там и собирали в наши руки красивые цветы, различные крокусы, и ирисы, и гиацинты, и розы, и лилии, восхищаясь их созерцанием, и нарциссы, что разверзли широкую землю
на мою погибель. Радостно было собирать их, когда земля снизу разверзлась, и выпрыгнул оттуда могущественный царь, хозяин многих гостей, и понес он меня против воли моей, несмотря на горе мое, под землю, в своей золотой колеснице; и я пронзительно плакала».

Версия легенды в изложении Марка Минуция Феликса выглядит следующим образом: «Прозерпина, дочь Цереры от Юпитера, когда она собирала нежные цветы ранней весной, была вырвана из своей восхитительной обители Плутоном и унесена оттуда через густые леса и за море, и была принесена им в пещеру, местопребывание духов умерших, над которыми она впоследствии правила с абсолютной властью. Но Церера, обнаружив потерю своей дочери, с зажженными факелами и со змеем, бродила по всей земле для того, чтобы найти ее, пока она не пришла в Элевсин, там она нашла свою дочь, и раскрыла элевсинцам насаждения пшеницы «.

Согласно другой версии легенды, Нептун встретил Цереру, когда она была в поисках своей дочери, и влюбился в нее. Богиня, для того, чтобы уйти от его внимания, спряталась, превратив себя в кобылу, тогда бог моря превратил себя в коня, чтобы соблазнить ее, и она была столь глубоко обижена подобным действом, что после того, как омылась в реке и вернула себе человеческую форму, она нашла убежище в пещере, где она, прячась, укрылась. Когда голод и мор начал опустошать землю, боги стали ее повсюду искать, но не могли найти ее, пока Пан не обнаружил ее и не рассказал Юпитеру о ее местонахождении. Эта пещера находилась на Сицилии, и в этой стране Церера была известна как черная Церера, или Эринния, потому как грубое нарушение ее прав, предложенное ей Нептуном, сделало ее неистовой и яростной. Деметра был изображена на Сицилии, как одетая в черное, с головой лошади, держащая в одной руке голубя и дельфина в другой.

При подчинении Элевсин Афинам, Мистерии стали неотъемлемой частью афинской религии, так что Элевсинские Мистерии стали всегреческим учреждением, и позже, во времена римлян, всеобщим культом, но тайные обряды посвящения в тайну были хорошо сохранены на протяжении всей их истории.

Элевсины были одним из двенадцати первоначально независимых городов Аттики, которые со слов Тесея были объединены в простое государство. Левсина в настоящее время занимает данное место, и таким образом сохранилось название древнего города.

Тесей изображается Вергилием как страдающий за вечное наказание в аду, но Прокл Диадох пишет о нем следующим образом: «Тесей и Пирифой легендарны тем, что пленились красотой Елены, за что и были отправлены в преисподнюю, то есть они были любителями понятной и видимой красоты. Затем Тесей был освобожден Периклом из рук Аида, но Пирифой остался там, потому что он не смог выстоять перед тяжелым взглядом божественного созерцания».

Доктор Уорбертон, в своей Божественной Миссии Моисея, высказывается в качестве своего мнения, что Тесей был реальным персонажем, который однажды силою попытался проникнуть в Элевсинские мистерии, что являлось преступным, и за это он был заключен в тюрьму на земле, и впоследствии был проклят в адских местах.

Кажется, что Элевсинские мистерии составляют самую важную часть аттической религии, и постоянно хранились как нечто благоговейное и важное. Они никогда не были известны за пределами Аттики до времен срединных воин, когда они распространились на греческие колонии в Азии как часть составляющая дочерние государства, где культ по-видимому оказывал значительное влияние как на население так и на философов. Вне Элевсина Мистерии не праздновались так часто, но и не в столь великолепном масштабе. В Келее, где они праздновались каждые четыре года, иерофант, который не был связан законом безбрачия, так как это было в Элевсине, избирался народом для каждого праздника. Павсаний, будучи авторитетным источником, высказывался в отношении флиасинцев, что они лишь имитировали Элевсинские мистерии. Однако те утверждали, что их исполнение было учреждено Дисавлом, братом Келея, который прибыл в их страну после того, как он был изгнан из Элевсин Ионом, сыном Ксуфа, в то время как Ион был выбран главнокомандующим афинян в войне против Элевсин. Павсаний оспаривал, что ни один элевсинец не терпел поражение в войне и вынужденно не покидал страну, утверждая, что был заключен мир между афинянами и элевсинцами до того как война была развязана, и даже самому Эвмолпу было разрешено остаться в Элевсинах. Павсаний, также признавал, что Дисавл возможно попал по Флиас по другой причине, чем признают филасинцы, Дисавл поставил под сомнение кровное родство с Келием или же из одной из прославленных элевсинских семейств. Имя Дисавла не встречается в гомеровском гимне к Деметре, где были перечислены все, кто был обучен богиней ритуалу Мистерий, хотя есть упоминание о Келие:

Она продемонстрировала Триптолему и Диоклу, сокрушителя лошадей

И всемогущество Эвмолпу и Келию, правителя людей

Путь выполнения священных действий и объяснила им все это в оргиях

Тем не менее, согласно филасинцам, это был Дисавл, который учредил Мистерии у них.

Финикийцы также имели святилище посвященное Деметре, которую они назвали Элевсинской, и в котором они праздновали Мистерии в честь богини. У них была легенда, что Деметра пришла к ним во время своих странствий, и что, из благодарности к финикийцам за гостеприимство, которое они ей оказали, она подарила им различные виды бобовых, за исключением фасоли. Два финикийца – Тризаулес и Дамиталес построили храм Деметры Тесурии, богини законов, под горой Киллен, где было учреждены Мистерии в ее честь, которые праздновались до позднего периода, и которые, как утверждается, были введены там Наусом, внуком Эвмолпа.

«Многое, что является прекрасным и божественным», писал Цицерон, «кажется мне было создано Афинами и добавилось к нашей жизни, но ничего лучше нет, чем Мистерии, с помощью которых мы воспитаны и вылеплены из грубой и дикой структуры человечества; и действительно, в Мистериях мы воспринимаем реальные принципы жизни, и учимся не только жить долго и счастливо, но умереть с прекрасной надеждой». Писатель любого стиля, религиозный поэт, светский поэт, скептический философ, оратор – все до одного обращают внимание на то, что Мистерии были, несомненно, величайшим из Религиозных праздников Греции.