Дуглас Стюарт
Апокалипсис вынужденных гностиков
Глава четвёртая
Тьма и свет
«Если инь и янь не существуют, Единое (Великое Первоначало) не может быть раскрыто. Если Единое не может быть раскрыто, назначение двух сил прекращается. Реальность и ирреальность, движение и покой, интеграция и дезинтеграция, а также ясное и мутное — это разные субстанции. Однако в конечном итоге они едины.»
Китайский философ Чанг Цай, 1020-1077
Гностики неизменно категорируются — часто уничижительно — как дуалистические, и это обозначение, за вычетом неодобрения, в целом верно. Однако гностическая традиция не более дуалистична, чем иудейско-христианство, которое учит,
«В начале Бог создал небо и землю.
И земля была без формы и пустынна; и была тьма над лицом бездны
И Дух Божий сошел на водную гладь.
И сказал Бог: да будет свет; и был свет.
И увидел Бог что свет, хорош, и Бог отделил свет от тьмы.
И назвал Бог свет Днём, а тьму назвал Ночью.
И был вечер, и было утро: день первый.»
(Бытие 1:1-5, KJV)
Таким образом, дуализм появляется в самой первой строке Ветхого Завета христианской Библии; Небо и Земля, за которыми сразу следуют свет и тьма, день и ночь.
Возможно, будут оправданными некоторые пояснения относительно использования термина «дуальность». Термины «дуальность» и «дуализм» происходят от латинского слова «duo», означающего «два», и, в самом простом смысле, дуализм относится к состоянию, в котором нечто разделено на две равные части, образуя, таким образом, в строгом смысле бинарные оппозиции, то есть комплементарные пары с противоположной природой, где каждая пара может быть представлена только с точки зрения ее противоположности, например, горячее и холодное, светлое и тёмное и т. д. Кроме того, существуют разные типы дуализма. В области философии, известной как «Философия разума», главной задачей которой является исследование нефизического разума и его связи с физическим телом и остальным физическим миром, дуализм относится к дихотомии разум-тело. Ведущим сторонником этой философской позиции был французский философ Рене Декарт (1596-1650), который провозгласил: «cogito ergo sum» (я мыслю, следовательно, существую). С другой стороны, в богословии, дуализм обычно относится к представлению о том, что Бог и творение фундаментально разделены, тогда как в метафизике дуализм обычно наблюдается онтологически, и в ней считается, что вселенная основана на принципе полярных противоположностей, таких как свет и тьма, добро и зло, или, в даосской традиции, инь и янь.
Онтологический дуализм далее делится на абсолютный (или радикальный) дуализм и смягченный дуализм. В абсолютном дуализме есть два противоположных принципа, каждому из которых присвоен равный статус. Манихейство — часто связываемое с гностицизмом, но отличающимся от него — и зороастризм являются примерами абсолютной дуалистической философии (хотя в случае зороастризма колода карт, похоже, сложена в пользу принципа света, поскольку обычно считается, что в конечном итоге он победит принцип тьмы — возможно, в этой связи не совсем абсолютный). С другой стороны, в смягченном дуализме существует дисбаланс между относительной силой и важностью двух принципов, причем один из них рассматривается как превосходящий.
Гностическая космология — это, прежде всего, форма смягченного дуализма, хотя также можно считать, что она содержит, во-вторую очередь, форму абсолютного дуализма (рис. 9). Во-первых, в том, что можно считать вертикальной осью, существует смягченный дуализм, поскольку Великий невидимый дух считается превосходящим и отделенным от испорченного мира тьмы, который заключает в тюрьму человечество. Во-вторых, в том, что можно считать соответствующей горизонтальной осью, существует абсолютный дуализм в терминах андрогинных, мужских / женских, эонических пар или сизигий, которые произошли от Плеромы и существуют в бинарной оппозиции друг другу (например, добро и зло, свет и тьма и т. д.).
Великий Мужское абсолютный |
невидимый дух дуализм Женское |
Мир
Рис. 9. Смягченный и абсолютный дуализм в гностической космологии.
Дуализм не только фундаментален для гностической доктрины, но и лежит в основе ее метафизики. Бесчисленные пары противоположностей в гностических текстах включают в себя: Плерому / мир, пустоту / полноту, бытие / небытие, мать / отца, свет / тьму, бога / дьявола, добро / зло, высокое / низкое, мужчину / женщину, жизнь /смерть, здоровье / болезнь, бодрствование / сон, опьянение / трезвость, девственницу / шлюху, свободу / рабство, движение / покой, видимое / невидимое, известное / непознаваемое и т. д. Как уже отмечалось, в гностической космогонии творение возникает в процессе эманации парных противоположностей. Каждая последующая эманация приводит к паре противоположностей, которые не только дальше удаляются от Плеромы, чем предыдущая пара, но и более дифференцированы. На уровне сотворенного мира противоположности полностью дифференцированы, так что их основное единство часто не признается. Противоположности не просто часть жизни в этом мире, они фундаментальны для него. Нет противоположностей, нет мира.
Как отмечалось выше, дуализм находится в самом сердце гностической космогонии «двух источников» ФКД, в которой сотворение является результатом диалектического взаимодействия противоположных полюсов первичной сизигии. Он утверждает, что «в этот момент идет великая война между Богом и [дьяволом]. На карту поставлена судьба вселенной, ее текущее физическое существование» (2008, с. 243). Однако, несмотря на занимаемое центральное место в его космогонии, природа противоположностей, свойственная его дуализму, и взаимодействие этих противоположностей не получают такого же всеобъемлющего и глубокого подхода, как в работе Юнга. Тема противоположностей, наряду с сопутствующей необходимостью их примирения и интеграции, является краеугольным камнем мировоззрения Юнга и, как таковая, является основным принципом аналитической психологии. Тема противоположностей — ключевой лейтмотив, пронизывающий всю совокупность юнгианских работ, главным образом, изложена в его последней крупной работе, которую он назвал своим основным произведением, Mysterium Coniunctionis (1955-56).
Психология противоположностей Юнга основана на его метафизической предшественнице, сформулированной в гностическом видении Юнга, — «Семь проповедей». Несколько парадоксально, что противоположности, на самом деле, не существуют в пустоте Плеромы, поскольку они уничтожают друг друга. Тем не менее, в той степени, в которой их можно считать существующими вообще, в полноте Плеромы противоположности существуют в гармоничном состоянии равновесия. Процесс дифференциации разделяет противоположности так, чтобы возникающее в результате энергетическое напряжение между полюсами противоположностей позволяло появиться творению. Следовательно, в гностическом видении Юнга фактически существуют три состояния дифференциации: а) полностью недифференцированные, устраненные противоположности в пустоте Плеромы; б) несколько дифференцированные противоположности в полноте Плеромы, которые становятся все более дифференцированными, чем дальше они исходят от источника Плеромы; и в) полностью дифференцированные противоположности сотворенного мира. По мнению Юнга, существование основано на принципе противоположностей; ничто не может существовать без противоположного баланса (МакГвайр и Шандамасани, 2012). Без дифференциации творение является только неотъемлемым потенциалом Плеромы, а противоположности остаются в состоянии равновесия, которое Юнг назвал абсолютным совпадением противоположностей (1951). Это ключ к пониманию метафизики древних гностиков, Юнга и, в малой степени, ФКД. Созданный мир основан на разграничении противоположностей. Это суть гностической космогонии.
Решающее значение для психологии противоположностей Юнга имеет то, что недифференцированное состояние противоположностей является эквивалентом бессознательного. Без дифференциации противоположностей не может быть сознания. Под влиянием Экхарта, Юнг утверждает, что Бог отличает себя от по сути бессознательного, недифференцированного Божества, и возникающая в результате диалектика между Богом и Божеством ведет к сознанию (там же). Точно так же, как дифференциация противоположностей ведет к сотворению в гностической метафизике Юнга, дифференциация в его психологии также ведет к возникновению сознания. Гностическая метафизика Юнга и его психология могут быть обобщены следующим образом: не дифференцированность противоположностей — это бессознательное; дифференциация противоположностей — это сознание. Если противоположности не дифференцированы, тогда творение рискует раствориться в Плероме. Если противоположности психологически не дифференцированы, человек рискует поддаться тому, что Юнг считал грехом бессознательного. Принимая во внимание, что гностик стремился к распаду противоположностей и, следовательно, к возвращению в Плерому, психология Юнга направлена на противоположное; примирение и интеграцию полностью дифференцированных противоположностей, и более сознательную целостность. Еще одним фундаментальным пониманием гностического видения Юнга является опасность предпочтения одного полюса пары противоположностей своему дополнительному противоположному полюсу. В то время как в гностической космогонии зачатие Софии без супруга мужчины (то есть дисбаланс мужской / женской сизигии) привела к разрыву космической целостности, что стало причиной возникновения нашего падшего мира, дисбаланс противоположностей на психологическом уровне, приводит к расколу психики и утрате психологической целостности. Два полюса пары противоположностей могут показаться феноменально различными, но их сущность принципиально одна. Даже в творчестве, где противоположности разрываются на части, то есть полностью дифференцируются, они сохраняют свое основное единство. Феноменально, природа противоположностей в творении дифференцирована, но неразрывно объединена. Нет горячего без холодного, нет света без тьмы и так далее. В конечном счете, противоположности никогда не могут быть по-настоящему разделены: они возникают из одного корня. Отмечая, что существует столько же ночей, сколько и дней, и что в течение года они распределены равномерно, Юнг считал, что счастливой жизни необходима уравновешенность мерой тьмы. Действительно, и счастье, и грусть, как и все другие полярные противоположности, имеют смысл только по отношению друг к другу. Природа сущности противоположностей всегда вместе / и, а не, одно из двух / или. Как сказал китайский философ Лао Цзы (605 г. до н.э. — 531 г. до н.э.): «Без тьмы не может быть света». Там, где оптимист видит стакан наполовину полным, а пессимист видит его наполовину пустым, Юнг и гностики (и даоcы) понимают, что он не может быть одним без другого. У нас не может быть одного полюса пары противоположностей без другого, и в той степени, в которой мы стремимся исключительно к одному полюсу, мы неизбежно попадаем под чары его коллеги. Человек, который, предстаёт, обладающим одним полюсом без уравновешивающего близнеца, психологически болен из-за дисбаланса (Юнг, 2009). Отклоненный полюс выталкивается в бессознательное, где он образует часть тени, откуда он в значительной степени разыгрывается автономно, что приводит к эффектам, которые могут варьироваться от умеренно невротического до катастрофического. Полнота Плеромы, охватывающая все, что есть, содержит в себе оба полюса: свет и тьму, добро и зло. Точно так же психологическая целостность требует принятия обоих полюсов. Существенная необходимость примирять противоположности и поддерживать их в состоянии равновесия стала фундаментальным принципом психологии Юнга. Здесь можно найти соответствие с учением буддизма. Наряду с невежеством, привязанность и отвращение образуют три яда в буддизме. Как и его буддийские коллеги, Юнг призывает нас идти по срединному пути между противоположностями, не будучи ни слишком привязанными, ни отвращенными от полюсов. Несбалансированная сознательная позиция вызовет компенсаторную бессознательную контрпозицию из-за саморегулирующейся природы психики. Если внутреннее психологическое состояние не становится сознательным, иными словами, если сознательные и бессознательные контр-полюса не примирены, то неразрешенный конфликт неизбежно встретится во внешнем мире в том, что обычно считается судьбой (Юнг 1951).