06.09.2013
0

Поделиться

Вступительное слово.

Джеффри Миллер

Трансцендентная функция

Юнгианская модель психологического роста путём диалога с бессознательным

Вступительное слово

Доктор Джеффри Миллер проделал поистине значительную и творческую работу. В течение многих лет я занимаюсь юнгианской трансцендентной функцией и люблю читать об этом. Текст Миллера является одновременно вдохновенным, научным и хорошо исполненным. Цитаты из Юнга великолепны, а приложения будут огромным подспорьем для многих поколений юнгианских учёных. Выполненное автором детальное сравнение двух версий эссе Юнга «Трансцендентная функция» (от 1916 и 1958 гг.) кажется мне гениальным. Комбинируя свои навыки как юриста и глубокое психологическое образование, Джеффри Миллер сделал нечто, что не было сделано никогда прежде: он обнаружил способ ясным и доступным образом подчеркнуть все до единого изменения, которые сделал Юнг. С одной стороны, метод текстуального сравнения доктора Миллера является простым и само собой разумеющимся. С другой стороны, творческий процесс, который привёл его к этому методу, представляет собой явный пример трансцендентной функции.

Интерес автора к своей теме и его возбуждение по этому поводу очевидны. Читатель отправляется в незабываемое путешествие, обращаясь к трансцендентной функции с множества разных точек зрения. В главе 1 доктор Миллер предлагает читателю важный материал касательно юнгианских идей о бессознательном. Он смотрит на трансцендентную функцию как на способ психэ привести сферы сознательного и бессознательного к диалогу друг с другом для осуществления психологического роста и индивидуации. Миллер также вводит идею, которую он исследует более подробно далее в работе, о том, что трансцендентная функция позволяет нам в любой ситуации открывать новые перспективы, бывшие ранее незаметными или скрытыми.

Глава 2 предлагает читателю захватывающее путешествие по эссе Юнга «Трансцендентная функция». Д-р Миллер анализирует его ключевые идеи и темы, а также сравнивает и противопоставляет друг другу версии 1916 и 1958 гг., чтобы показать, как некоторые из идей Юнга изменялись и развивались с течением времени. Из его сравнения вытекают важные дополнительные темы.

Главы 3 и 4 могут быть наиболее интересны для учёных и серьёзных читателей Юнга. Миллер тематическим образом рассматривает каждую ссылку на трансцендентную функцию в письменных работах Юнга, включая его переписку и лекции. Из такого кропотливого авторского подхода вытекает образ сети, представляющей собой взаимосвязь ключевых юнгианских концепций, с трансцендентной функцией в центре или около него. Другими словами: автор предоставляет веские аргументы в пользу центрального положения трансцендентной функции в аналитической психологии.

Вслед за его впечатляющим научным анализом эссе Юнга в ранних главах д-р Миллер даёт интересные особенности и применения аналитической функции в главах последующих. Глава 5 исследует связи между трансцендентной функцией и её аналогами в других направлениях психологии. Затем глава 6 ведёт нас вглубь образного ландшафта. Руководствуясь Юнгом, автор приближается к пониманию трансцендентной функции как архетипического процесса, характерного для психологической жизни. Этот материал интересен и даёт пищу для размышлений, и кажется, что Миллер позволяет трансцендентной функции работать через его текст, обеспечивая новые, живые связи шутливым и образным способом.

Главой 7 завершается обсуждение трансцендентной функции в повседневной жизни. Этот последний шаг является важным в работе д-ра Миллера, так как он представляет трансцендентную функцию более чем только инструментом аналитика в комнате для консультаций; трансцендентная функция в то же самое время является вездесущей реальностью всей психологической жизни.

После текста д-ра Миллера набор бесценных приложений обеспечивает читателя крайне важным справочным материалом о трансцендентной функции: Приложение А – это ясное, тщательное, оригинальное текстуальное сравнение версий эссе Юнга «Трансцендентная функция» 1916 и 1958 гг.; Приложение В – список каждого отдельного упоминания трансцендентной функции в письменных работах Юнга, опубликованной переписке и публичных семинарах; Приложение С – обзор литературы, написанной юнгианскими авторами по данной теме.

Таким образом, д-р Миллер даёт читателю исчерпывающее представление об одной из наиболее важных ранних работ Юнга. В дополнение к отслеживанию жизненно важной и центральной роли трансцендентной функции в юнгианской аналитической психологии, Миллер связывает трансцендентную функцию с другими психологическими теориями, а также с древними и современными философскими, научными, социальными, художественными и религиозными традициями. Он даёт примеры того, как она проявляется в повседневной жизни и человеческих отношениях. И снова, д-р Миллер самим собой отражает трансцендентную функцию, так как углубляется в частные аспекты, амплифицируя в то же самое время их при помощи широкой эрудиции.

При обсуждении области своего исследования Джеффри Миллер отмечает, что своей «книгой он не рискует вторгаться в связанную и важную область клинического применения трансцендентной функции». Даже если так, я настоятельно рекомендую её студентам и профессионалам, работающим в области психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического лечения является тот, который дополняет естественные, интегративные функции психики. В этом смысле метод и лежащая в его основе исцеляющая функция – это два аспекта одного и того же.

В заключение: эта книга представляет собой всё о творческой, интегративной, исцеляющей функции в психэ, которое объединило противоположности. Теперь я обращаюсь к выдающемуся и говорящему сам за себя вкладу Джеффри Миллера.

Джоан Ходоров

Предисловие

Трансцендентная функция является ядром теории Карла Юнга о психологическом росте и сердцем того, что он называл «индивидуацией», — процесса, при помощи которого кто-либо телеологическим образом направляется к тому человеку, каким он или она призван быть. Эта книга исчерпывающе рассматривает трансцендентную функцию, опираясь на носящее её имя фундаментальное эссе, другие письменные работы Юнга, комментарии других людей и исследования автора. В ней анализируется версия эссе Юнга «Трансцендентная функция» от 1958 г. из собрания сочинений Юнга, оригинальная версия этого эссе, написанная в 1916 г., а также каждая отсылка к трансцендентной функции, которую Юнг сделал в своих работах, переписке и публичных семинарах. В дополнение к описанию трансцендентной функции в рамках психологии Юнга, в этой книге выдвигается гипотеза, что трансцендентная функция стала его ключевой метафорой для психологического роста или даже психэ целиком. Проводится сравнение и противопоставление трансцендентной функции и переходных и посреднических феноменов других школ психологии, определяется её основополагающие или даже архетипические корни и предлагаются пути, которыми она может быть оживлена в повседневной жизни.

Юнгианская теория индивидуации, согласно которой человек преднамеренно направляется вперёд под действием психэ, была центральным местом отхода от теорий Зигмунда Фрейда, чья теория влечения полагала, будто жизнь человека в значительной мере детерминирована стимулами событий раннего периода жизни и травмами. Юнг полагал, что психологический рост и индивидуация возможны только в процессе непрерывного диалога между сознательным и бессознательным. Он чувствовал, что каждая идея, позиция или образ в сознании имеет свою противоположность или компенсируется другими в бессознательном, и эта пара борется друг с другом в некоем подобии поляризованного танца. Он утверждал, что если эти противоположности удерживались в динамическом напряжении, то возникнет новая, третья вещь, которая не будет смесью двух, но чем-то качественно другим. Этот механизм он назвал «трансцендентной функцией». Это было ключом к его теории, потому что только при помощи процесса привлечения трансцендентной функции человек может способствовать психологическому росту, который ведёт к индивидуации.

Юнг впервые исследовал этот ключевой процесс в 1916 году вскоре после своего разрыва с Фрейдом в статье под названием «Трансцендентная функция». Хотя он продолжал широко ссылаться на эту концепцию в восьми из своих письменных работ, в четырёх опубликованных письмах и пяти публичных семинарах, статья эта не была опубликована вплоть до 1957 года, когда она была найдена студентами Института Юнга в Цюрихе. Юнг пересмотрел статью в 1958 году для включения её в собрание сочинений в 1960 г. Приложение А представляет собой пословное сравнение двух версий эссе, чтобы продемонстрировать, как менялись мысли Юнга на эту тему. Эта книга является первой, в которой рассматриваются и анализируются отрывки о трансцендентной функции в работах Юнга, его письмах и публичных семинарах. Благодаря этому книга представляет собой научный обзор роли трансцендентной функции в юнгианской парадигме.

На этом юнгианском основании книга сравнивает и противопоставляет трансцендентную функцию и посреднические и переходные концепции других школ психологии. Теория объектных отношений (Винникота и Кляйн), психология Эго (Фрейда), селф-психология (Кохута), архетипическая психология (Хиллмана), гештальт-терапия, клиент-центрированная терапия, когнитивно-поведенческая терапия – все они анализируются с этой точки зрения. Это исследование также изучает более глубокие корни и архетипические основания трансцендентной функции как психологической конструкции. Наконец, в книге ищутся способы перевести трансцендентную функцию из абстрактной сферы психологической теории в мир современной жизни. Она завершается обсуждением того, как трансцендентная функция может быть оживлена в человеческих отношениях, и как культурный диалог в наши дни существует в форме метафорического поля, третьей области между нами и чем-либо или кем-либо, с кем или чем мы взаимодействуем, которая побуждает к появлению новых отношений, ситуаций или перспектив.

Елена Дмитриенко