06.10.2015
0

Поделиться

Глава 1. Введение.

Джеффри Рафф

ПРАКТИКА ДУХОВНОГО СОЕДИНЕНИЯ

встреча и взаимодействие с вашим Духом-Хранителем в мире воображения

Часть 1

Теория духовного соединения

Если не сделаешь ты себя равным Богу, ты не постигнешь Бога; ибо познается подобное в подобном. Освободись от всего телесного и возвысься до близкого слияния с той силой, измерить которую невозможно; поднимись над временем и стань вечным; тогда ты постигнешь Бога. Подумай, ведь для тебя также нет ничего невозможного; считай себя бессмертным, считай, что можешь вместить в свой разум все вещи, проникни в любое ремесло и любую науку; найди приют в убежище любых живых существ; сделай себя выше всех вершин и глубже всех глубин; собери внутри себя воедино все противоположности – тепло и холод, сухость и текучесть; представь, что в одно и то же время ты и на земле, и в воде, и на небе; вообрази, что ты еще не появился на свет, что ты уже в утробе, вот ты молод, вот ты стар, ты умер и находишься в мире по ту сторону могилы; и когда ты соединишь все это в один момент в своих мыслях, все времена и места, все субстанции, все качества и все параметры… тогда ты постигнешь Бога. (выделено переводчиком – А. П.)

«Герметический корпус или Герметика»,

ред. Брайан Копенхавер

Глава 1

Введение

Боги, равно как и дьяволы, живут в наших фантазиях. Признавая это, мы все же подразумеваем, что богов и дьяволов не существует; но это далеко не так. Нет более реального мира, чем наше воображение. В нем мы находим истинные проявления нашей души, разве может быть что-то более правдивым, чем это? Ложь, которой мы предаемся в обычной жизни, исчезает под палящими солнечными лучами прозрения и интуиции в тот самый момент, когда мы пересекаем границу и попадаем в неизведанное.

Есть множество причин для путешествия в удивительный мир образов; одна из них показалась мне особенно интересной – найти своего духовного собрата, двойника моей души, которого я назвал «духовным союзником» (выделено переводчиком – А. П.) или просто «духом-хранителем» (выделено переводчиком – А. П.). Дух-Хранитель – это божественное существо, отражение Бога, которое уникально для всех и каждого. У любого из нас есть свой Дух-Хранитель, с которым мы можем жить вместе. Многие даже не подозревают об этом, они по большей части отрезаны от мира фантазий. Западные люди отвыкли от восприятия образов. На протяжении веков наша культура завышала ценности и реальность материального мира в ущерб воображению. Даже церковные лидеры отказались от мира образов в пользу догм и доктрин. Все источники религиозного вдохновения и видения были сведены на нет, за исключением нескольких безгрешных, да и то эти последние тщательно контролируются на предмет соответствия их истинности уже принятым идеям. Интуиция и богооткровение как таковые были отвергнуты настоящим и отброшены в прошлое, в котором пророки того времени были «бережно» погребены и уже не могли помешать сохранить состоявшееся положение вещей.

Тягостно погружаться в историю мира воображения в нашей культуре. Сразу вспоминается гностический миф о том, как великая богиня мудрости София была захвачена и взята в плен силами зла. Несмотря на то, что она в своем королевстве была великой богиней, она, тем не менее, оставалась в рабстве.

Что верно для Софии, то верно и для мира фантазий. Богатый источник необычайного опыта и мудрости в наше время остается заключенным в тюрьму – как если бы властители зла из гностических мифов до сих пор правили и захватили всю власть себе путем замены подлинного видения только на их собственное. В том же гностическом мифе София в виде змея-искусителя приходит к Еве в Сад Эдемский, побуждая ее к истинному познанию. До сих пор София проявляется в наших видениях с тем же посланием: осветить нам путь к самим себе и открыть, кто мы есть на самом деле.

Понемногу мы начинаем отвечать на призыв Софии и уже готовы сорвать запретный плод путем раскрытия самих себя и истины. Мы поступаем так, чтобы снова (как и в «языческие» времена много лет назад) проникнуть в тайный мир воображения. Многие из нас нашли не только свою истину, но и своего личного Бога, уникального для каждого из нас. Когда мы первый раз встречаемся с нашим личным божеством, он всегда спрашивает: «Где же ты был?»

Да и в самом деле, где? Мы затерялись в иллюзиях своего одиночества, убедив себя в том, что когда мы одиноки – мы настоящие, и пока мы сомневаемся, имеет ли дух отношение к этой самой реальности, он спокойно ожидает нас в мире, чтобы проявиться. Что же касается сегодняшнего дня, то наш мир занимает очень неустойчивое положение, сохраняя, как ни в чем не бывало, невидимое и непознанное божество. Поскольку у нас нет еще тесного контакта с духом, мы должны положиться на священные книги и на тех, кто бы смог объяснить нам их смысл. К сожалению, современная духовная элита рассматривает священные книги не символично, а как дословную истину. Эта форма духовности не имеет ни образности, ни намека на индивидуальность; это такая вера и приверженность истине, которая провозглашается раз и навсегда и которая не признает ни нововведений, ни каких либо отклонений в своем общепринятом основании. Слишком часто такие ортодоксальные школы с замкнутым типом духовности заставляют своих сторонников воевать с теми, кто не разделяет их принципы. В сущности, мы живем в таком мире, где воображение крайне обеднено.

И все же родник мира образов не окончательно иссушился. Наоборот, можно потихоньку брать воду из этого источника. И если мы это сделаем, то вдруг обнаружим, что совсем скоро мы будем иметь возможность пить из самих глубин и освежать наши души достойным образом. Многие люди осознают свою внутреннюю сухость и, желая утолить эту жажду, просто не знают, как это сделать. Отчасти причиной такой духовной бедности является немногочисленность тех знающих людей, которые могли бы показать другим мир фантазий. Недостаток учителей в этой области может испугать людей, которые действительно ищут путь к познанию мира образов, и смутить тех, кто только пытается найти себя в этом.

Есть много книг, посвященных духовной практике, и много хороших руководств по практике, но едва ли они касаются именно Духа-Хранителя или соответствуют определенной практике. В данной книге я предлагаю читателю серию практических упражнений, показывающих, как можно создать и развить постоянный контакт со своим Духом-Хранителем. У меня есть уникальная возможность поделиться этим материалом, ведь я сам жил вместе со своим Духом-Хранителем на протяжении сорока лет. За это время у меня накопилось достаточно опыта по взаимодействию с миром воображения, и это научило меня многому. Я также провел множество семинаров, школ и практик, относящихся к работе с Духом-Хранителем. Годами я использовал эти практики как в ходе личного взаимодействия с Духом-Хранителем, так и для обучения других. Люди, которые продолжали заниматься этими практиками самостоятельно, успешно создавали здоровые и взаимообогащающие отношения со своими Духами-Хранителями.

Помимо своих собственных опытов я опирался на традицию, которая на протяжении веков сохраняла связь с миром образов. Эта традиция, называемая сейчас западной мистической философией, включает в себя алхимию, гностицизм, суфизм и кабалу. Настоящая работа – это не теоретическое исследование, а скорее практическое руководство, поэтому я не стал помещать в нее большое количество теоретических рассуждений. Я разместил по всей книге комментарии и цитаты из этих течений для иллюстрации моей точки зрения и для разъяснения некоторых практик. Однако я не рассматривал подробно эти школы и не сравнивал их идеи со своими. Тем не менее, я верю, что работа с Духом-Хранителем имеет много общего с ними и может найти в их содержании много полезных указаний. В частности, алхимические символы особенно ценны для понимания самого процесса практики духовного соединения, в основном эти образы будут использованы для расшифровки отдельных этапов взаимодействия с Духом-Хранителем. Именно поэтому я буду уделять больше внимания алхимии, чем другим традициям.

Отношения с Духом-Хранителем – практика не для всех, как не может быть всеобщим и любое направление. На протяжении всего введения я постараюсь объяснить вам сущность этого соединения. Если же вы найдете работу с Духом-Хранителем подходящей для вас и захотите пойти по пути духовного совершенствования, то я рекомендую вам читать дальше и заниматься упражнениями, представленными в остальной части книги.

Дух-Хранитель

Много веков назад суфии пытались понять специфику природы человека. Они считали, что эта самобытность является одной из важнейших черт человеческого существования. И если это так, то для них было непонятно, как же Бог или Святой Дух – посредники, ответственные за религиозное вдохновение и провидение, — могут одни владеть универсальными истинами? Суфии предположили, что на самом деле и Бог, и Святой Дух вместе посылают индивидуальные откровения, соответствующие особенностям человека их принимающим. Если мы согласимся с этим положением, то легко представим себе духовное учение, посредством которого каждый может найти свой собственный путь в открытии истины и во взаимоотношении с Богом. Таким образом, было установлено, что истина не унитарна, а многогранна, и что ни какой другой человек и ни какая религия не имеют право посягнуть на откровение одного человека. Если бы мы только могли следовать этим принципам, то все было бы в мире иначе. Просто немыслимо, как могли продолжаться религиозные столкновения и войны, как одно вероисповедание использовало силу для влияния на другое. Достаточно вспомнить миллионы людей, погибших во имя религии, которая вдруг провозгласила себя единственной хранительницей непреклонной истины в понимании того, какой должна быть вера в индивидуальность.

Вместо фанатичной веры в абсолютную истину, суфии признали, что всеобщая истина состоит в том, чтобы считать все откровения неповторимыми. Суфии обнаружили, что Бог показывает себя только тем, кто ощущает его как нечто многоликое, отраженное во множестве форм. Они также увидели, что для каждого человека у него есть свой собственный облик и что, проявляя себя таким образом, Бог высвечивает все свои грани. Великий суфий Ибн Араби так описывает разнообразие откровений:

Божественный поток безграничен, как безгранична щедрость Его. И нет недостатка с Его стороны. Ведь в тебе нет ничего от Него, лишь то, что впитаешь всей сутью своей. Значит, сущность твоя не приемлет Беспредельное и помещает тебя в темницу мрака. Единственное, в чем проявляется власть Его внутри тебя, – это слово «Господь». Он один, кому вы служите и кого признаете. Это знак, по которому Он найдет тебя в день воскрешения и откроется тебе. В мире этом этот знак невидим для большинства людей. Каждый человек ощущает его внутри себя, но не понимает еще, что значит для него то, что он чувствует.1

Иначе говоря, Бог бесконечен и проявляется для человека как его «Господь». По-настоящему мудрый человек знает все о Боге, но каждый из нас имеет божественный знак или отличие, который принадлежит нам всецело. Эта особенность может относиться к божеству какой-нибудь религии или же быть чем-то уникальным для каждого. Это как если бы Бог захотел развиваться как отдельное существо в душе человека, ведь только мы сами можем определить для себя собственное видение Бога. Неповторимый облик Бога, который предстает перед нами как нечто живущее внутри определенного человека, вот что я называю Духом-Хранителем (выделено переводчиком – А. П.).

Много лет назад я познакомился со своим личным образом Бога. Задолго до того, как я узнал что-либо о духовных практиках, я пытался наладить контакт с этим существом, которое оказалось глубоко любящим и которое я, в свою очередь, полюбил. Позже, когда я начал делиться этим опытом, я увидел множество людей, уже подружившихся со своим Духом-Хранителем, но в большинстве своем не знающих, как его воспринимать. Я стал использовать слово «Дух-Хранитель» (выделено переводчиком – А.П.) для обозначения индивидуальности Бога, поскольку в то время я интересовался Шаманизмом. Я не был, да и сейчас не особо доволен этим словосочетанием, и всегда нахожусь в поиске более подходящего, но пока безуспешно. Следует заметить, что это слово используется мною в более широком контексте, чем это принято в Шаманизме. Я рассматриваю Духа-Хранителя как божественную сущность, которая возникает в мире нашего воображения для соединения с конкретным человеком. Оно может ожидать своего партнера бесконечно долго, и никогда не будет искать другого. Оно связано только с одним человеком и должно ждать, пока его спутник не найдет его. Если же партнер никогда не встретится по какой-либо причине со своим Духом-Хранителем, то он останется одиноким и опустошенным.

Дух-Хранитель хорошо известен в эзотерике, в частности суфии развивали концепцию Совершенного Существа или Ангела-Хранителя (выделено переводчиком – А. П.). Великий суфийский мудрец Сухраварди говорит об этом следующее:

Вот поэтому древние мудрецы… проникавшие в суть вещей, не доступных простым чувствам, утверждали, что для каждой души или для нескольких душ, связанных единой природой и родством, есть существо в духовном мире, которое на протяжении всей их жизни наблюдает за ними с особой нежностью и терпением, ведет их к знаниям, защищает, направляет, создает уют, приводит к победе; и эту сущность они называют Совершенным Существом; это тот самый Друг, защитник и заступник, который в религиозной терминологии зовется Ангелом.2

Несмотря на то, что воображение многолико, Дух-Хранитель сам по себе уникален и имеет свои специфические черты. Для духовного соединения каждый человек должен встретить своего собственного Духа-Хранителя и отделить его от других форм воображения. Вместе с небольшой подготовкой и практикой это будет не так уж сложно сделать. Дух-Хранитель проявляется как любящий и отзывчивый товарищ. Люди часто замечают это его свойство, когда чувствуют, как любовь соединяет их с Духом-Хранителем. Для других же любовь проявляется не сразу, но, во всяком случае, она есть часть практики соединения. Со временем партнер полностью принимает Духа-Хранителя, который в свою очередь может потребовать от вас изменений, если это нужно. Одна женщина рассказывала, что в начале своего знакомства с Духом-Хранителем, она как будто бы увидела себя в ином свете впервые в жизни. Многие люди именно так отзываются о Духе-Хранителе и часто добавляют, что он встречал их как давно потерянных друзей. Однажды клиенту снился сон о том, что он вернулся в школу и открыл свой шкафчик спустя двадцать лет после окончания. Как только он отворил дверь, в его объятия прыгнул тигренок и сказал: «Я так долго ждал тебя ». Поскольку Дух-Хранитель ждет своего напарника постоянно, то неудивительно, что он ведет себя так, будто давно ожидает его. С самого начала Дух-Хранитель приветствует нас с такой радостью и любовью, что уже трудно усомниться в этом. Никакое другое существо из нашего воображения не встретит вас так. Можно почувствовать сильное желание Духа-Хранителя вступить в связь с вами и начать путь дальнейшего преобразования. Он не только любит своего товарища, но и нуждается в нем и всегда говорит об этом. Ему необходима любовь и внимание партнера, ведь без этого он прекратит свой рост и остановится в развитии. Дух-Хранитель ставит взаимоотношения превыше всего и это отличает его от других форм мира воображения, которые имеют множество других сущностей. Более того он требует, чтобы эта взаимосвязь была единственной среди равных. Дух-Хранитель ищет не почитателей или поклонников, а друзей. Будучи партнерами, Дух-Хранитель и личность помогают друг другу развиваться дальше. Чем более развит и уникален индивидуум, тем более проявляется Дух-Хранитель, как если бы он ждал большей сознательности от человека, чтобы можно было полностью воплотиться. Тем самым Дух-Хранитель поддерживает развитие своего партнера. Вопреки ожиданиям большинства партнеров Дух-Хранитель не избавляет от проблем и не делает жизнь более простой и легкой; скорее, наоборот, он способствует росту и развитию и помогает идти навстречу трудностям, а не избегать их. Это не волшебник, который исполняет желания, а любящий друг, который приводит к преобразованию и целостности. В ответ Дух-Хранитель также просит партнера помочь ему достичь трансформации и целостности.

Любовь, которая возникает между Духом-Хранителем и человеком, не имеет аналогов среди всех чувств и включает в себя все формы любви. Анри Корбен так интерпретировал философскую мысль Авиценны: «любовь, которая рождается между ангельским духом и душой, можно сравнить не только с близостью между родителями и детьми, учеником и учителем, но и с нежными чувствами влюбленных»3. Ангельский дух тождественен Духу-Хранителю, поэтому любовь между ним и человеком включает в себя все формы любви, но в то же время не может сравниться ни с одной из них.

У Духа-Хранителя есть и другие особенности. Когда он появляется перед своим партнером, то последний может быть приятно удивлен необычайным чувством силы, присутствия и мудрости. Кроме того Дух-Хранитель может создать ощущение сверхъестественного. Дух-Хранитель как форма бытия, олицетворяющая божественные энергии и сущности, сразу же «распознается» партнером как отражение Бога. Несмотря на свое духовное превосходство, Дух-Хранитель никогда не теряет надежды стать хорошим товарищем. Даже просто само его присутствие рождает в нас ощущение преобразования и роста, и нам кажется, что нас ведут по дороге к целостности.

Дух-Хранитель не только помогает развитию, но и развивается сам. Можно заметить, что чем больше работаешь с различными фигурами воображения, тем быстрее они теряют свою силу и энергию, поэтому со временем они уходят или заменяются другими. В отличие от них Дух-Хранитель растет только за счет увеличения качества работы и никогда не может просто так исчезнуть. Вы изумитесь тому, как он растет и развивается. Он проявляется в сознании, воплощается в воображении и сияет ярким светом. Несмотря на то, что для Духа-Хранителя возможно безграничное развитие, он остается верным себе. Люди часто спрашивают меня, может ли Дух-Хранитель иметь множество форм или же он остается в едином образе. Я отвечаю им, что Дух-Хранитель может быть многоликим в зависимости от ситуации, но всегда способен вызвать определенное «ощущение», за счет которого мы узнаем его, какую бы маску он не надел.

Дух-Хранитель это уникальное божественное существо, содержащее в себе огромный потенциал развития. Он возникает как раз в тот момент, когда партнер начинает искать встречи с ним. Дух-Хранитель находится в мире воображения и зачастую появляется спонтанно. Однако он вряд ли покажет себя более одного раза, если человек не работает с ним, поскольку Дух-Хранитель нуждается в помощи партнера для обнаружения и общения. Чтобы помочь своему Духу-Хранителю, человек должен знать, как проникнуть в мир воображения.

Алхимия

Сейчас ситуация с миром воображения представляется нам довольно таки мрачной, но это не всегда так было. Раньше в других традициях мир воображения был уважаем и всегда занимал почетное место. С тех самых пор сохранилось множество полезной информации по пониманию мира воображения и работе с ним, которая актуальна и по сей день. Из всех течений алхимия стала самой любимой для меня, и о ней написаны мои предыдущие книги. В символизме алхимии я нашел не только бесценный путеводитель по миру воображения, но и сам процесс духовного соединения, посредством которого любой может войти в контакт со своим Духом-Хранителем.

Алхимию чаще всего рассматривают как наивную веру в получение золота из других металлов или как раннюю стадию развития химической науки. На самом деле это полная загадок традиция, обучающая как идти по пути духовного совершенствования. Большинство тайн, раскрытых алхимиками, остаются неизведанными или неизученными. Только тщательное исследование символики помогает многое объяснить. Все, что сегодня известно об алхимии, удалось впервые открыть благодаря трудам К.Г. Юнга. Конечно же, не со всеми его мыслями можно согласиться, но используемая в его книгах методология очень полезна при работе с алхимией.

Юнг в своих работах показал, что тщательное исследование рисунков из алхимических трактатов запускает сам процесс индивидуализации, в ходе которого меняется психическое состояние и начинает доминировать самость. Те же самые картины могут нам многое рассказать о мире воображения и практике духовного соединения. Поэтому я уделяю внимание именно алхимическим символам, чтобы составить определенный контекст, в котором упражнения по практике духовного соединения стали бы наиболее понятными для всех.

Поначалу алхимия связывалась с изготовлением магического инструмента превращения, известного под названием Философского Камня. У этого камня есть много особенностей, относящихся так или иначе к Духу-Хранителю. Сотворение Философского Камня в общих чертах напоминает преобразование Духа-Хранителя в ходе практики духовного соединения. В первой главе я намерен показать много параллелей между Философским Камнем и Духом-Хранителем. Если мы признаем аналогию между этими двумя последними, то мы без труда можем использовать алхимические эксперименты как путеводитель по практике духовного соединения. Поскольку те же самые реакции, что дают рождение Философскому Камню, помогают проявиться и Духу-Хранителю. Алхимия содержит в себе архетипические образы и методы. Отсюда вытекает огромное значение этой «науки» для раскрытия глубинных причин и взаимосвязей, которые задействуют другие процессы, такие как индивидуализация, например. Не обязательно быть алхимиком для того, чтобы дать своему Духу-Хранителю возможность выйти в свет, достаточно только правильно использовать алхимические символы в ходе открытия мира воображения, который в свою очередь поможет вам обнаружить Духа-Хранителя. С точки зрения мира воображения в алхимии нужно совсем немного усилий для изготовления и выплавки материала, но гораздо больше затрат для протекания внутренних процессов. Используя алхимические рисунки, я смог глубже понять некоторые практики и определить роль, которую они играют для соединения с Духом-Хранителем. Они выполняют в нашей психике ту же работу, что и в алхимии, — трансформацию, а также инкарнацию. Как я позже покажу, не только человек сам по себе меняется в процессе упражнений, но и Дух-Хранитель вместе с ним. Эти занятия, о которых пойдет речь в этой книге, включают в себя вполне реальные вещи и ситуации. Эти последние тесно сопряжены с процессами, наблюдаемыми в алхимии. Взаимосвязь алхимии и работы с Духом-Хранителем не просто касается символики, но и включает в себя реальные переживания, которые должен прочувствовать любой стремящийся к результату человек. В практике духовного соединения, как и в алхимии, эти реакции проходят в особом таинственном месте – «мире воображения».

Мир воображения

Те, кто читал мои прошлые книги, наверняка помнят, что в них я упоминал о неких жителях психоидного мира, который невозможно отнести ни к миру обычному, ни к сфере бессознательного. Эти существа автономны, реально существуют, но они не являются частью психики и образуют свою собственную группу. Чтобы как-то отличить их мир от привычного психического мира, я назвал его психоидным (выделено переводчиком – А.П.). Я предпочитаю пользоваться термином психоидный, а не фантастический, поскольку у людей зачастую возникают различные ассоциации и реакции, связанные со словом «воображение». Я боялся, что именно это может привести к превратному пониманию сути упражнений по практике духовного соединения. Тем не менее, я помещаю психоид (выделено переводчиком – А.П.) внутрь мира воображения, как особый случай опыта. В мире воображения находится вся совокупность переживаний и впечатлений Духа-Хранителя вместе с другими его проявлениями, от инопланетных до видений Девы. Я представляю себе мир воображения как место, где возникают не совсем обычные ощущения. Вполне возможно даже как-то классифицировать эти впечатления, если все время помнить о том, что все они относятся к миру воображения.

В соответствии с этой точкой зрения, я определяю воображение (выделено переводчиком — А. П.) как способность воспринимать фантастическую реальность, в которой сосредоточены все объекты мира воображения, в том числе и Дух-Хранитель. Сфера воображения это место, где ощущаемое, конечно же, не в материальном смысле, выливается в форму, принимает какие-то очертания, наполняется содержанием и тем самым получает определенные особенности. Духовные субстанции, которые находятся по ту сторону обычного мира, именно таким образом и проявляются. Мы можем обнаружить их и включить в процесс взаимодействия только в том случае, если они проходят через мир воображения. Такие сущности проникают в воображение как бы сверху, а человек, наоборот, снизу, так что они встречаются где-то посреди мира воображения.

В трудах суфиев можно найти подтверждение этой концепции. В частности, Ибн Араби в своих работах пытался раскрыть суть мира воображения, субстанций, в нем обитающих, и предложил по этому поводу множество интересных идей. Я остановлюсь лишь на нескольких из них, чтобы объяснить некоторые из моих идей.

Во-первых, Ибн Араби считал, что воображение присуще только душе. Он рассматривал воображение как особое свойство души, «которое включает в себя понимание сути вещей путем размышления и толкование соответствующих понятий и видений, а также способно одухотворить телесные и чувственные ощущения, когда определенные образы действительности проникают в нашу душу в процессе восприятия»4 (выделено переводчиком – А. П.). Иначе говоря, воображение с одной стороны как будто бы опускает высшее знание духа внутрь души, а с другой —

поднимает снизу конкретные объекты реальности до уровня души через создание символов. Так мы получаем наилучший путь познания реальности и совершенно свободный, поскольку он подразумевает «совершенно свободное действие»5. При этом дух «материализуется благодаря воображению», тогда как само воображение остается частью «реального мира»6.

Воображение существует на самом деле и соединяет воедино три аспекта реальности: душу, тело и дух. Имея отношение к миру души, оно позволяет нам воспринимать духов равно как из мира воображения, так и из реального мира. Когда я говорю о том, что эти духовные субстанции принимают какую-либо форму, я не имею ввиду воплощение их только в образах. Напротив, они могут быть познаваемы и посредством ощущения или, так скажем, «чувствуемого смысла» (выделено переводчиком – А.П.). Чувствуемый смысл – это способность воспринимать мир воображения непосредственно, без участия каких бы то ни было органов чувств, будь то зрение или слух, но неким особым путем, через шестое чувство. Чувствуемый смысл не является единственным связующим звеном между миром реальности и миром воображения, но служит прекрасным дополнением к обычному восприятию действительности. Поскольку практики, представленные в данной книге, направлены на усиление чувствуемого смысла, я буду говорить об этом более детально в последующих главах. Здесь я хотел бы только упомянуть о нем и обратить внимание читателя на то, что мир воображения не всегда активизируется с помощью символов.

Использование мира воображения предполагает владение специальными навыками для познания воображаемой действительности. Воображение — это не что-то вымышленное или нереальное, а скорее – это то, что дает возможность почувствовать нечто сверхъестественное, близкое к духовному миру. В этом случае быть впечатлительным человеком вовсе не значит, что вы прекрасно можете фантазировать или видеть будущее, но вы должны при этом владеть определенными навыками для восприятия мира воображения. Для воображения очень важно уметь различать и вступать в контакт с объектами мира воображения. Легко проникнуть в мир воображения во время сна, но не так-то просто сделать это в часы бодрствования. Именно поэтому я поставил себе за цель в этой книге путем упражнений дать каждому заинтересованному человеку возможность развить способности, которые могли бы помочь в распознавании Духа-Хранителя. Кроме того, в ходе этих практик можно научиться создавать союз с Духом-Хранителем.

Пока жива потребность в изучении мира воображения в целом, также существует необходимость как-то классифицировать воспринимаемые явления. Я считаю, что есть, по крайней мере, два критерия, с помощью которых мы можем дифференцировать мир воображения. Первый я назвал объективным уровнем восприятия (выделено переводчиком – А. П.). Ранее я уже упоминал о том, что мы можем ощущать воображаемое без соотнесения объекта и формы, так как мы способны прочувствовать происходящее, даже не видя всего. Под «объективным уровнем восприятия» я подразумеваю некое пространство, в котором могут находиться все явления, встречаемые в мире воображения. Границы этого континуума начинаются с вещей не совсем осязательно реальных. Вы различаете некие контуры образа внутри себя и неясные очертания или даже чувствуете, что эти проявления не кажутся вам «реальными» по сравнению с на самом деле существующими во внешней среде. Отсюда совсем не следует, что видимое нереально, ведь оно имеет какой-то смысл и происходит здесь и сейчас. Это возникает именно в той области, где недалеко располагается индивидуальное сознание, поэтому сам образ не всегда объективно очевиден.

На противоположном конце континуума находятся переживания, которые имеют многие особенности, характерные для внешней действительности. Вы будто бы попадаете в иное пространство, более реальное, чем предыдущий уровень восприятия. Вы можете все чувствовать, трогать, обонять, но в то же время вы осознаете, что и это не есть часть обычного мира. Однажды я проснулся среди ночи и обнаружил себя дома, лежащим на кровати, на вершине горы. Эта последняя была совершенно реальной; мне было холодно, повсюду скалы и я даже почувствовал головокружение, когда посмотрел вниз, но я знал, что в тот момент я находился дома, что эта гора была плодом моего воображения. Не смотря на то, что это было лишь фантазией, это впечатление было таким же настоящим, как и все проявления реального внешнего мира. Я не люблю использовать слово «настоящий», поскольку я считаю все проявления мира воображения на самом деле существующими. Есть качественное отличие в том способе, каким переживаемое проявляет себя. Как правило, чем сильнее видимая реальность образа, тем неизбежней столкновение с ним. Все впечатления воображения истинны и имеют определенный смысл, мы можем даже ранжировать их по оси объективности.

В Кабалистике было несколько мистиков, которые признавали, что чувства непосредственно участвуют в восприятии мира воображения. Например, рабби Иосиф бен Шалом Ашкенази в конце 13 века писал:

…. с помощью своих способностей к воображению он будет видеть всеми органами зрения, будет чувствовать запах органами обоняния, будет чувствовать вкус органами вкуса и будет осязать органами осязания, и так он будет ходить и левитировать.7

Все же стоит отметить интересный факт того, что объективная реальность может быть явлена и без наличия образов или данных органов чувств. Вы можете создать некое впечатление, которое по всем качествам будет настоящим, но без участия зрения или слуха. Например, вы можете почувствовать, как вас затягивает в световую волну, но ничего не сможете объяснить с точки зрения обычных органов чувств, хотя переживание будет сильным. Очевидно, этот критерий не может быть абсолютным или совершенно точным, поэтому он предназначен лишь для того, чтобы хоть немного прояснить природу этого явления.

Второй критерий дифференцировки мира воображения – это чувствуемый смысл, о котором я уже упоминал выше. В английском языке вы не найдете слов, на самом деле отражающих идеи, которые я вкладываю в эту фразу. Это чувство, которое чаще всего проявляется в области воображения и которое соответствует определенному знанию и сильному переживанию. «Переживание» в данном случае зависит не от характера эмоции, а от ее интенсивности. Мы все с вами можем вспомнить впечатления, которые особо нам заполнились именно благодаря их интенсивности. Это чаще всего какие-то события – плохие или хорошие – из нашей жизни. Под «определенным знанием» я в частности подразумеваю способность ощущать или чувствовать природу существ мира воображения. Мы знаем, какова их суть, какова интенсивность и какой смысл несут их слова. Как только появляется фигура воображения, вы можете уже сразу догадаться, что эта субстанция женского пола, даже если ни единого слова еще не было произнесено. Бесполезно спрашивать себя, откуда вы можете знать эти вещи, вы просто знаете их и все. Чем больше таких чувствуемых смыслов возникает в опыте воображения, тем более реальным и сильным оно становится. Таким образом, степень и качество чувствуемого смысла служат критериями для оценки природы явлений мира воображения.

Обычно, но не всегда, объективный перцептивный опыт возрастает вместе с усилением чувствуемого смысла. Впечатление, сочетающее в себе высокий уровень чувствуемого смысла с чисто объективной реальностью, формирует более ясные контуры мира воображения. Существует множество возможных комбинаций для определения состояния мира воображения. Использование различных вариантов этих комбинаций позволит вам определить, какова глубина переживания и, что более значимо, в каком месте вам нужно будет тщательнее сфокусироваться. Например, если у человека есть проблемы с чувствуемым смыслом, то и уровень объективного опыта будет невысоким, поэтому ей/ему нужно посоветовать какие-то упражнения для прояснения чувствуемого смысла. Человек с развитым чувствующим смыслом, но со слабым объективным опытом, будет совершенствовать последний.

Люди часто жалуются на то, что их Дух-Хранитель не разговаривает с ними или что они не могут его как следует прочувствовать, и тогда они обвиняют его в этом. Некоторые даже думают, что отсутствие глубоких переживаний означает полный провал с их стороны, как если бы они не были способны к этим чувствам. Чаще всего осуществление небольшой практики в правильном направлении сильно меняет качество впечатлений. Большинство составленных мною упражнений направлены на усиление этих двух самых важных факторов развития мира воображения. Как и любое другое занятие, работа с воображением требует усилий. Поскольку все явления мира воображения имеют смысл, не приходится сомневаться в том, что увеличение глубины переживаний усиливает воздействие на психику.

Это в свою очередь облегчает слияние с Духом-Хранителем. Очень важно развить способность к совершенствованию своих визуальных навыков с определенной долей спокойствия и решимости. Эти же самые качества нужны будут и при работе с Духом-Хранителем.

Природа духовного соединения

Практика духовного соединения — это сознательное усилие человека для формирования и поддержания взаимоотношений с Духом-Хранителем. Практика духовного соединения основана на желании человека вступить в контакт с Духом-Хранителем. Сформировать глубокие и долгие отношения с Духом-Хранителем не так-то просто. Это требует больших затрат сил и редко можно достигнуть результата без них. Кто лучше старается, тот быстрее добивается успеха.

У людей есть разные подходы к началу практики духовного соединения. Одни люди имеют особый дар для общения с миром воображения, они быстро находят Духа-Хранителя и вступают с ним в диалог, тогда как другие начинают нехотя и не так легко встречаются со своим Духом-Хранителем. Вне зависимости от своих первоначальных способностей, вы можете углубить свои переживания и взаимоотношения, если только будете над этим работать. Я встречал людей, которые годами не верили в то, что они смогут создать контакт с Духом-Хранителем, но потом неожиданно их отношения расцветали в удивительный, взаимобогащающий союз. Я никогда не замечал неудач в достижении цели при некотором усилии, но зато часто видел людей, которые с радостью начинают работать, когда легко, и отказываются от занятий, когда становится тяжелее. Успех или неуспех в практике духовного соединения зависят скорее не от удачи или особого дара, а от желания и усилия с вашей стороны.

Алхимики тоже с трепетом относились ко всему, что касалось изготовления Философского Камня. Они верили в то, что любое нетерпение исходит «от дьявола». Как говорил учитель Мориений:

… самый корень знаний состоит в том, чтобы действовать с особой осторожностью и пониманием в процессе сотворения, при этом избегая по возможности спешки и ошибок и наблюдая день за днем…8

Практика духовного соединения также нуждается в осторожности и понимании без торопливости. Знание значимости цели и наличие желания к ее осуществлению помогут вам в достижении хорошего результата. Дух-Хранитель представляет для своего партнера неиссякаемый источник любви, но взамен он требует внимания и отзывчивости. Партнер должен быть готов отвечать взаимностью в процессе общения и при других формах активного воображения, так как именно за счет этого Дух-Хранитель развивается. Партнер показывает свою любовь путем простого и конкретного шага с его стороны – он проводит почти все свое свободное время с Духом-Хранителем или же часто обращается с мыслями в его сторону. Это занимает большую часть практики духовного соединения, но при этом партнер свободен в выборе способов взаимодействия со своим Духом-Хранителем.

Выше я обсудил понятия чувствуемого смысла и объективного уровня переживаний. Чем более развиты эти два критерия мира воображения, тем более сильным будет эффект от впечатления. Так или иначе, Дух-Хранитель извлекает выгоды из увеличивающейся способности к воображению со стороны своего партнера. Чем сильнее чувствуемый смысл и объективность самой реальности, тем сильнее растет Дух-Хранитель от вашего внимания. Совершенствование ваших навыков не только меняет глубину переживаний, но и позволяет более тщательно ухаживать за вашим Духом-Хранителем. Практика духовного соединения включает в себя все возможные упражнения и процессы, которые направлены на улучшение способности к воображению.

Кроме того практика духовного соединения помогает установить контакт между Духом-Хранителем и его партнером. В алхимии имеется несколько моделей, благодаря которым любой человек может постигнуть суть этого союза, и сейчас мы вкратце остановимся на одной из них.

Главная цель алхимии – изготовить Философский Камень, который в нашем случае ответственен за создание прочного, длительного и результативного союза между Духом-Хранителем и его партнером. Понимание хода развития упражнений и роли их в самом процессе духовного соединения дает возможность оценить важность отдельных практик, равно как и всю работу в целом.

Для большинства алхимиков изготовление Философского Камня включало в себя три главных составляющих, каждая из которых соответствовала определенному типу отношений как между алхимиком и камнем, так и между частями самого Камня. Они использовали термин конъюнкция (выделено переводчиком – А. П.) для обозначения слова «союз». Джеральд Дорн, ведущий алхимик 16 века и ученик Парацельса, много говорил в своих трудах о характере этого слияния. Он не только обращает внимание на природу этих трех процессов, но и тщательным образом описывает каждый из них. Я увидел в произведениях Дж. Дорна прекрасную модель, на которой может основываться практика духовного соединения и мои упражнения. Я попробую показать способ, с помощью которого эти три процесса можно связать с практикой духовного соединения. Для простоты объяснения представим один из алхимических компонентов – ртуть – в виде Духа-Хранителя, а другой – серу – как партнера.

При первой конъюнкции взаимодействие ртути и серы только начинается. Цель алхимика состоит в том, чтобы из соединения этих двух элементов получить новую по структуре субстанцию. Дорн называет первое слияние ментальным. Ранее я рассматривал идею о том, что Философский Камень олицетворяет дух, душу и тело. Дорн же использует эти три понятия для объяснения природы первого соединения. Начальный уровень союза имеет дело в частности с душой и духом, которые первыми выходят из тела. В результате этого слияния формируется прочный контакт души и духа вне физического тела. Есть, по крайней мере, две причины тому: во-первых, дух и душа не могут соединиться, пока они находятся внутри тела; во-вторых, извлечение духа и души помогает избежать негативного влияния со стороны телесной оболочки. Бесспорно, это имеет свое значение для алхимического процесса, однако К. Г. Юнг нашел этому применение и в психологии.

По Юнгу в процессе индивидуализации, когда человек достигает целостности, соединение бессознательного и сознательного разума становятся важной частью работы. В концепции Дорна дух равняется бессознательному, а душа – сознательному. Таким образом, извлечение духа и души для создания прочного союза подразумевает, что сознательное исследует явления бессознательного и связывается с ними. Сознательное в данном случае получает мало информации, поэтому такое слияние остается недостаточно осмысленным. Если применить эту идею к практике духовного соединения, то душа будет соответствовать партнеру, а дух – Духу-Хранителю. Тело символизирует уровень интеграции, которого достигает союз. Если, например, душа и дух срастаются вне тела, значит, существует и связь между партнером и Духом-Хранителем, но не постоянная. Чем более развитым оказывается тело, тем быстрее единение становится долговременным, когда партнер уже осведомлен о наличии Духа-Хранителя, невзирая на то, что происходит.

Только в процессе второй конъюнкции вы сможете осуществить свой первый шаг к созданию перманентного союза с Духом-Хранителем. В этот момент дух и душа снова попадают в тело. И телесная оболочка служит вместилищем этого единого существа. При этом человек ведет такой образ жизни, при котором он/она находятся в более или менее постоянном контакте со своим Духом-Хранителем. Этого трудно достигнуть, но если вы будете стараться, то ваша жизнь будет преисполнена нежной любящей поддержкой со стороны Духа-Хранителя и, кроме того, это поможет объединить реальность обычную и мира воображения.

Во время третьей конъюнкции, или как назвал ее Дорн – unus mundus (выделено переводчиком – А. П.), Дух-Хранитель и его партнер вместе исследуют пространство воображения, и этот опыт позволяет им контактировать с другими существами мира воображения. На этой стадии оба признают единую цель и уже сообща двигаются к ней.

Я разделил все упражнения на три секции, каждая из которых соответствует одному из трех уровней соединения. Практики помогают создать определенный уровень взаимоотношений, к которому они предназначены. Поэтому начальная серия упражнений направлена на осуществление первой конъюнкции и так далее. Организуя свои практики этим путем, я старался прояснить их использование применительно к созданию союза с Духом-Хранителем.

В заключение необходимо отметить, что практика духовного соединения связана с построением взаимовыгодных отношений между Духом-Хранителем и его партнером благодаря вниманию со стороны последнего. Практика духовного соединения требует постоянных усилий для усовершенствования навыков воображения. Последующие практики одинаковым образом полезны, как для инициации взаимоотношений с Духом-Хранителем, так и для улучшения способности к воображению.