Джеймс Флацино
Юнгианские размышления о кино Психологический анализ архетипов Научной фантастики и Фэнтези
Глава 4.
От «Бегство Логана» до «Звездный крейсер «Галактика»: Архетипическое восстание против теневого разрушителя
Один из величайших противников героя Юнга является теневой пожиратель (или разрушитель), чудовищное отродье, живущее под землёй или под водой. Это настолько могущественная сущность, что она целиком поглощает героя своей огромной пастью. Главный подвиг, который должен совершить герой, это убить чудовище изнутри и выбраться невредимым. Иногда это подразумевает отсечение одного из жизненного важных органов разрушителя или, что более вероятно, разведение сияющего пламени в брюхе существа. В результата, герой высвобождается из «материнского чрева» смерти и испытывает перерождение, возносясь в свет нового дня, что бы продолжить свою битву оживленным и полным сил.1
Теневые разрушители должны быть связаны с типами видоизменённых животных. Они могут быть могущественными людьми (как Один из Главы 3) или даже коллективными организациями, которые отнимают у отдельных участников их человечность с целью достижения «максимальной пользы для большинства». Два научно-фантастических фильма представили довольно интересное изображение последнего типа теневого разрушителя. И фильм «Бегство Логана» (1976) и «Звездный Крейсер «Галактика» (1978) показывают зрителям, что могут высвободить технологии, когда их обслуживают именно те граждане, для порабощения которых в конечном итоге они и были созданы. Некоторые из наиболее выдающихся моментов из каждого телевизионного сериала, основанного на этих фильмах, будут проанализированы, что бы понять столкновение одинокого героя с на первый взгляд непреодолимыми препятствиями (например, общество или классы, мобилизованные на полную силу для подавления любых признаков сопротивления).
Бегство Логана: Фильм – Полет от требуемого перерождения к подлинному возрождению
В 2274 году нашей эры мир пережил Великую Войну и были основаны огромные города под куполом, поддерживающие подходящую атмосферу для выживших. Каждым городом управляют компьютеры, удовлетворяющие все потребности человечества от средств к существованию до плотских удовольствий. Но есть нечто зловещее в этом идеальном будущем. Граждане, достигшие «Последнего дня», должны принять участие в ритуале под названием Карусель, в котором их нынешние тела якобы должны переродиться в более молодые, что бы жизненный цикл мог повториться. Основанный на книге «Бегство Логана» Уильяма Ф. Нолана и Джорджа Клейтона Джонсона фильм поддерживает главный замысел об обществе, убеждённом в необходимости обновляться, как только его членам исполняется тридцать. Однако, на самом деле, нет никакой реинкарнации. Людей вводили в заблуждение, заставляя их думать, что жизнь продолжается, хотя, в действительности их убивали для того что бы компьютеры могли сохранять экологический баланс города.2 Смерть это единственная определенность, ожидающая человечество, и большинство населения никогда не узнает, что теневой разрушитель это и есть те самые машины, от которых они стали зависимы.
Ритуал Карусели здесь требует дополнительного обсуждения. Так же как и во многих церемониях перерождения, все члены принимают активное участие в процессе. Всех, кто достиг критического возраста, отправляют парить в воздухе, где их омывает свет гигантского, сияющего кристалла, уничтожающего их старые тела. Остальные люди не только наблюдают за процессом, но еще и выкрикивают слова поддержки «перерождающимся». Их участие в этом религиозном событии чрезвычайно важно, ведь оно дает надежду на то, что посвященные в конечном итоге достигнут бессмертия.3 Пусть это и ложная надежда, очень важно направить силы всех участников на единое действие, что бы обряд считался крайне важным и пугающим. Схему пространственного расположения Карусели так же интересно рассмотреть с архетипической точки зрения. Те, кому предназначено переродиться, становятся в круг лицом друг к другу. Их платформа превращается во вращающуюся карусель (отсюда и название «карусель»), которая перемещает их с непрерывно возрастающей скоростью, достаточной, что бы, наконец, катапультировать их в воздух. Циркуляция продолжается, в то время как тела посвященных плывут в постоянно сокращающихся изгибах над толпой пока не наступает момент уничтожения. Мандала Юнга (или «круг») считается центром личности, подсознательная точка души, которая все обуславливает. Энергия, излучаемая этой отправной точкой, заставляет субъект стать тем или той, кому ему суждено быть, завершенным и полноценным.4 Карусель как бы предлагает гарантию удовлетворения, используя типичные мотивы, ассоциирующиеся с совершенством и бесконечностью. Удивительно ли, тогда, что большинство людей обманчиво верят в то, что реинкарнация является целесообразной реальностью, если принимать во внимание все мысли и заботы направленные на каждую часть ритуала-карнавала.
Возвращаясь к сюжету «Бегства Логана», там присутствует организованная группа сопротивления Беглецов, противостоящая этим государственным казням. Они скорее рискнут испытать жизнь после тридцати, чем окончить ее, когда кристаллы на их ладонях замигают смертельно красным. Полиция, состоящая из индивидуумов, именуемых Сендменами (или используя раннее название, придуманное Ноланом и Джонсоном, люди Глубокого Сна5), выполняют важную функцию: отслеживать Беглецов, используя кристаллы как устройство самонаведения, и затем уничтожать их. Сендмены не считают свои действия разрушительными (т.е. они не убивают Беглецов); напротив, они «погружают в сон» фракцию инакомыслящих, угрожающую естественному порядку вещей. Так как они способны рационализировать свои теневые позывы, Сендмены редко испытывают чувства вины или сожаления из-за своих поступков. Можно сказать, что они являются идеальным развитием компьютерных разрушителей – живых роботов, следующих приказам их механизированных господ.
В этот мир приходит Сендмен Логан-5 (актер Майкл Йорк), он не такой как все. Он открыто выражает свои сомнения по поводу Карусели и убийств, которые он совершил во имя справедливости. Партнер Сендмен Френсис-7 (Ричард Джордан) не может убедить Логана в том, что путь, по которому он следует бессмысленный особенно, когда его друг принимает самое сложное решение – бросить вызов своей «ужасной и [ох!] такой опасной» теневой стороне.6 Сюжет приближается к развязке, когда Логан подбирает ключ в форме анха (египетского креста), принадлежавший Беглецу, которого он только что ликвидировал. Когда он показывает свою находку главному компьютеру в конце своей смены, Логана задерживают и затем допрашивают на тему этого объекта. Его недостаток знаний о значении анха быстро восполняется, когда машины дают ему некоторую секретную информацию об организации Беглецов. Очевидно, Беглецы уже некоторое время используют эти анхи что бы сбежать во внешний мир. Теперь Логан-5 должен найти место сбора Беглецов и уничтожить их Святилище, что бы предотвратить будущие побеги.
Все это шокирует Логана. Он всегда верил, что ни один Беглец не может пройти мимо Сендменов, и уж тем более выжить на радиоактивной пустоши за пределами защитной атмосферы куполов. К тому же, Логан понимает, что он не сможет проникнуть в группу сопротивления, ведь его личность Сендмена непременно выдаст его. Компьютеры, однако, были запрограммированы таким образом, что бы просчитать все возможные вероятности; они меняют дату на кристалле Логана до соответствующей Последнему Дню, что бы его сочли Беглецом как Сендмены так и мятежники.7 В отличии от фильма, в оригинальной истории, находящийся на грани смерти Логан с радостью принимает миссию по обнаружению Святилища, что бы оправдать своё уже увядающее существование. «Что если он смог бы найти его [Святилище] и уничтожить его в последние двадцать четыре часа своей жизни? [Пожалуй,] он мог бы стать мировым героем; его жизнь закончилась бы в триумфе. Это было бы очень рискованное задание.»8 Сценарий «Бегства Логана» определенно является лучшей версией, ведь он представляет Юнгианского героя, пребывающего в постоянном поединке, что бы открыть свою собственную проявляющуюся сущность, отделённую от коллективной, навязанной механическими разрушителями. Всю свою жизнь киногероя Логана учили принимать как должное то, что говорили компьютеры. Теперь он должен дать своё согласие на переквалифицирование в Беглецы, и внутри он начинает восставать против машин, ведь они отняли у него драгоценные годы жизни и лгали ему: о том, что снаружи, о Последнем Дне, обо всем. «Проблески сознательного понимания» о том, какой на самом деле является реальность, характеризуют Логана-5 и приводят его к подлинному (и героическому) воскрешению,9 в отличии от штампованного прототипа, желающего во что бы то ни стало оставаться частью системы.
Во время поиска мифического Святилища Логан встречает прекрасную Джессику-6 (Дженни Агаттер), партера Беглеца, которая вначале сомневается в правдивости истории Сендмена. Но когда Логан спасает жизнь женщины, достигшей тридцатилетнего возраста, Джессика убеждается в его искренности и становится его попутчиком. Френсис-7, напротив, больше всего на свете хочет спасти своего бывшего партнёра от пути к саморазрушению. В соответствии с его профессией Сендмена, Френсис ликвидирует женщину, избежавшую ареста Логаном, и затем следует за парой в подземный штаб Беглецов, который он намеревается уничтожить раз и навсегда, тем самым освободив Логана от ужасного влияния, которое очевидно оказывают на него инакомыслящие. Вызвав подкрепление Сендменов, он лишь ждёт подходящей возможности, что бы захлопнуть ловушку. Само собой козни Френсиса оборачиваются против его самого, и Логан с Джессикой убегают через один из связанных тоннелей, используя свои анхи в качестве ключей, что бы получить доступ к этим закрытым зонам.
Френсис-7 интересный, пусть и несколько двухмерный, персонаж, ведь он олицетворяет негативный тип Юнгианского эго. Как «привратник» общего поля сознания, эго решает что допускать (и не допускать) к восприятию.10 Вместо того что бы задаться вопросом почему Логан бежит, Френсис скорее предпочтёт сохранять статус кво и заниматься тем, в чем он всегда был хорош: погружать Беглецов в сон без малейших сомнений. Его эго избирательно настолько, что становится вредоносным; Логан в изобилии предоставил ему духовную пищу для размышления, и все же лишь малая толика достигла точки полного осознания, где суждения Френсиса могли бы быть поставлены под вопрос. Он остаётся идеальным солдатом теневого разрушителя, бездумный и покорный. В этом поединке двух его, Френсис явно выходит проигравшим, а Логан — победителем.
Пытаясь любой ценой уйти от Френсиса, Логан и Джессика приходят к главному городскому водохранилищу и вплавь достигают скрытого отсека, находящегося прямо над ними. Паре Беглецов непросто нужно привыкнуть к безжалостной отрицательной температуре, поддерживаемой там, они так же должны столкнуться со странным обитателем этого места, Боксом (Роско Ли Браун). Это существо кубической формы является усовершенствованным видом андроида, утверждающим свое превосходство как над людьми, так и над машинами. Оно «живет» ради одной цели – поддерживать постоянные запасы пищевых ресурсов для своих господ (уже давным-давно умерших). Когда рыбы и планктона с моря стало недостаточно, Бокс должен был адоптировать новый программный цикл. В данном случае, он начал замораживать свежий «источник мяса», проникающий в его владения: а именно, любого Беглеца попавшего в городские закрома. Ряды замороженных людей – ужасающее зрелище, которое Бокс с гордостью демонстрирует ошеломленным Логану и Джессике, уже задающимся вопросом о существовании Святилище вообще. Неужели кто-то может избежать этого ледяного рока, дирижируемого механическим Боксом?
Вопрос так и остается не отвеченным, поскольку андроид тут же начинает наступление на пару, с замораживающим пистолетом, нацеленным на них, и готовый к обработке новых пищевых ресурсов. У Лога не остается ничего другого кроме как использовать свой пистолет Глубокого Сна против Бокса. Обездвижив противника, он направляет свое оружие на потолок и стреляет, вызывая обвал огромных глыб льда повсюду. Будучи уверенным, что с Боксом покончено, Логан выводит Джессику из разваливающегося отсека к границе куполов. Новелла Нолана и Джонсона указывает на то, что, так как Бокс был наполовину машиной, он был весьма схож с другими компьютерами, управляющими городом. Внутри Бокса были те же самые схемы, а значит «он был неотъемлемой частью мозга великого Мыслителя…передавая свою великую мудрость через десятки миллиардов [механических] нейронов».11 Какая жалость, что такие, созданные человеческими руками, устройства могут повернуться против своих создателей и уничтожить их, как только они обретают способность рационализировать один из самых многозначительных жизненных опытов, смерть. Зритель остается в догадках, действительно ли Святилище, которое ищут Логан-5 и Джессика-6 не более чем обыкновенное поверье группы людей, отчаянно сражающихся в проигранной войне против смертоносного порядка машин за право на само-выживание.
Одной из самых символичных частей «Бегства Логана» является сцена, в которой оба Беглеца вырываются за пределы купола и оказываются во внешнем мире. Они тут же чувствуют солнечные лучи, струящиеся на их лица, и становятся ослепленными сиянием огненной звезды. Это головокружительное событие для пары; они, наконец, освободили себя от недремлющего ока теневого разрушителя и могут наслаждаться своей новообретенной независимостью. По Юнгу, герои являются частью мифа о солнце, который, в основном, содержит процессы смерти и возрождения, наподобие заката и последующего восхода солнца.12 Логан и Джессика покинули подземный мир Бокса, полный смерти и разрушений, невредимыми. Они оба так же покинули «адское» общество и пережили свой Последний День. Кристаллы на их ладонях стали бесцветными, а значит, старые законы уже не действуют в этом более естественном мире. В мифическом смысле, Беглецы были рождены заново; они должны сформировать новые личности и волочить существование сами, без помощи компьютеров или других механическим систем жизнеобеспечения. К сожалению, Френсис-7 так же нашел дорогу наружу и продолжает преследовать наших героев. Он так полон решимости ликвидировать Логана и Джессику, что едва ли замечает перемену в окружающей среде. Ему выпал шанс возродиться в более осведомленном положении, но Сендмен предпочитает оставаться бойцом ордена компьютеров и, по этой причине, отказывается от возможности роста и самореализации.
По истечению дней Логан и Джесска приходят к руинам Вашингтона Колумбии и после длительного пути решают передохнуть в Старом Капитолии.
Осматривая здание, они обнаруживают странного старика (в исполнении актера Питера Устинова) живущего здесь со своими сотнями кошек. Старец разделяет многие черты с архетипическим мудрецом. Во-первых, он одиночка, как и многие другие, ведущий существование отшельника.13 Во-вторых, странные манеры и причудливое поведение Устинова отражают высокий уровень мудрости и понимание человеческого прошлого. Он смог дать двум Беглецам очень подробное представление о том, какая была жизнь до Великой Войны. Люди знали кем были их родители, жили с ними на протяжении многих лет, пока не создавали свои собственные моногамные семьи и, наконец, принимали участие в ритуале захоронения, когда провожали своих родных в великую загробную жизнь. Большинство этой информации непостижимо для Логана и Джессики, хоть они и видят преимущества в создании уз с любимым человеком на протяжении их взрослой жизни. По своей природе, старик быстро становится их другом. Отсутствие у него привязанности к материальным ценностям вкупе с непоколебимой верой в то, что все обернется хорошо, делает персонажа Устинова очень располагающим к себе.14 Наконец нашелся тот, кто может показать остальным, что такое истинная радость и счастье, осознав, что «отпустить» гораздо важнее, чем «вписаться».15
Но прежде чем Логан и Джессика смогут приобрести больше мудрости старца, спокойствие сцены нарушает Френсис, врывающийся, что бы сразиться насмерть с Логаном. Это печальный день для Логана, ведь вынужден убить (а не «ликвидировать») своего старого друга и похоронить его тело в земле, прежде всего, потому что он не смог убедить Френсиса в том, что правила города под куполом подавляют вместо того, что бы освободить, уничтожают жизнь, а не продлевают её. Логан так убеждён в своей новой вере, что он приглашает старика вернуться с ними назад к куполам, в качестве живого доказательства существования лучшего мира для всех его собратьев. В Юнгианском смысле, старец это часть коллективного бессознательного героя; по существу, он не рассказывает более того, до чего герой мог бы додуматься и сам [если бы у него было больше времени и возможность поразмыслить]».16 Устинов является фактически другой стороной Логана, неотъемлемой частью, которую Логан должен добровольно полюбить, что бы создать новые поколения и состариться без страха смерти. Возвращение мудреца вместе с героями является приятным дополнением к сценарию, ведь это информирует аудиторию о том, что мудрость и героизм неотделимы на момент успешного достижения присущего уровня когнитивного развития.
По прибытию в город бывшего Сендмена задерживают за попытку побудить мятеж среди населения и приводят к главному компьютеру для зондирования сознания. После полного сканирования воспоминаний Логана, машины испытывают нечто подобное эпилептическому припадку. Они просто не в состоянии воспринять полученные ими данные, в особенности о схожем с ними устройстве (т.е., Боксе), которое ответственно за множество потерянных Беглецов, и о присутствии неопознанной формы жизни за пределами города, чей возраст на много превышает соответствующий Последнему Дню. Вместо того что бы интегрировать эти новые знания в свои схемы для дальнейшего использования, механические разрушители уничтожают самих себя и все разнообразные автоматизированные компоненты в городе, что позволяет людям вырваться из их деспотичной хватки и начать свою жизнь за пределами купола с Логаном в качестве провозглашённого лидера.
Некоторые критики считают финал «Бегства Логана» бессмысленным. Выход из строя компьютеров из-за того, что Логан «посмел проявить неповиновение», обозреватели называют нелогичным.17 Но если мы примем во внимание Юнгианский смысл деятельности этих теневых разрушителей, все встанет на свои места. Порядок машин был слишком строг, что бы принять элементы, постигнутые Логаном, в их блок памяти, ведь тогда им пришлось бы признать то, что целое общество было основано на лжи о том, что ни одна форма жизни не сможет существовать во внешнем мире в независимости от их контроля. Таким образом, разрушителями было создано невероятно сильное сопротивление, что бы отделить то что «сознательно» и общеизвестно от механического «бессознательного». Эта неспособность объединить два полушария, несомненно, приводит к массовому высвобождению энергии из «сломленной личности» компьютерного ядра, которое, в конечном итоге, оказывается саморазрушительным.18 Мораль «Бегства Логана» в том, что иногда теневая сторона, даже у машин, должна функционировать в слепую и без сознательных проявлений, если она хочет поддерживать архетипический порядок в своем королевстве.
Бегство Логана: Сериал – Разоблаченная сила, стоящая за теневыми разрушителями
Некоторые значительные изменения имели место, когда фильм «Бегство Логана» был адоптирован для телевизионного экрана в качестве еженедельного сериала (1977-1978), помимо таких довольно очевидных, как смена актерского состава для главных ролей Логана-5 (Грегори Харрисон), Джессики-6 (Хезер Мензес) и Френсиса-7 (Рэнди Пауэлл). Пожалуй, самой разительной модификацией телевизионного пилота было введение Совета Старейшин, группы вышестоящих представителей власти, ответственных за программирование машин, управляющих Городом под Куполом. Френсис столкнулся с советом как раз перед тем, как он последовал за Логаном и Джессикой к границе купола. Представитель старейшин, таинственный Морган (в исполнении актера Моргана Вудворда), информирует Сендмена о том, что Карусель это изобретательная уловка, придуманная советом, что бы контролировать прирост численности населения города. К тому же, Логан и Джессика должны быть пойманы и приведены обратно, что бы перепрограммировать их и, таким образом, заставить высказываться в поддержку возрождения на благо целого общества. Мотивируя Френсиса, Морган предлагает ему место в совете и сопутствующую этой должности власть. Видя в этом прекрасную возможность повышения, Френсис принимает задание и тем самым продают душу дьявольским старейшинам.
«Кто действительно является ответственным», за неописуемые действия тени, это крайне важный вопрос, на который людям необходимо ответить, если они хотят быть честными сами с собой. Сериал «Бегство Логана» задаёт этот Юнгианский вопрос, показывая, что люди подобные нам стоят за разрушительными деяниями. Даже если у Совета Старейшин и были благородные побуждения организовать независимое общество, методы, с помощью которых они достигли своей цели были ошибочны (т.е. жертвуя человеческими жизнями). «Благие намерения исходящие от плохого человека (или людей) все равно будут иметь пагубный эффект [для всех заинтересованных сторон].»19 Сделав население зависимым от них, Совет снял всю ответственность со своих плеч и, в результате, стал чересчур надменным. Эта «коллективная гордыня» без сопутствующего чувства вины неминуемо превращает старейшин в животных, столь деморализованных и развращенных, что лишь масштабная катастрофа сможет вернуть их на путь к спасению.20 Согласие Френсиса вступить в этот круг, демонстрирует то, насколько далеко готов пойти Сендмен ради сохранения иллюзии об идеальном обществе.
Но сериал «Бегство Логана» изображает не только худшие стороны людей, он так же показывает и некоторые лучших их проявления. Именно надежда на существование Святилища движет Логаном и Джессикой на протяжение пилотной серии и в последующих эпизодах. Так как они прибывали в «мире теней» большую часть жизни, у них появилось представление о том, каким должен быть их идеальных рай. Прежде всего, Святилище должно быть тем местом, где свобода в принятии ответственных решений поощрялась бы, а не подавлялась. С точки зрения Юнга, развитие индивидуального эго независимо от коллективной организованной структуры (в данном случае, Города под Куполом) это величайшее желание, которое должен удовлетворить любой тип Святилища.21
Из-за отсутствия в телесериале Бокса, задерживающего Беглецов, создаётся впечатление, что некоторые из них смогли убежать во внешний мир и нашли мифическое пристанище. Несмотря на то, что Логан и Джессика встречают места скопления людей на своём пути, они замечают в этих группах несовершенство и, поэтому, продолжают своё путешествие к Земле Обетованной. Самостоятельное выживание на протяжении столь долгого времени без поддержки городских компьютеров позволило им освободиться от ложных видений, связанных со Святилищем. К примеру, в эпизоде «Коллекционеры» («The Collectors»), по сценарию Джеймса Шмерера, пришельцы из космоса похищают Логана и Джессику, для пополнения видового разнообразия их межгалактического зоопарка. Что бы сделать их заключение более приятным и безмятежным, существа взяли изображения из их мозга для имитации «реальности», в которой пара уже достигла Святилища. Вначале, они оба прибывали в заблуждении, что их путь окончен; однако, этот мир просто «слишком идеален, что бы быть реальным» и, со временем, иллюзия распадается на части. Однажды уже обманутые в Городе под Куполом Логан и Джессика не горят желанием попасться на ту же удочку ещё раз. Наученные тем горьким опытом, связанным с теневым разрушением, Беглецы больше не хотят становиться частью какого-либо общественного порядка, удовлетворяющего все их потребности, но при этом отнимающего их личности.
Еще одной сильной стороной сериала стало появление андроида Рема (сыгранного Дональдом Моффатом в типичном стиле «Стар Трека»). Это киборг, который вдет себя скорее как человек, нежели как машина. Само имя Рем, что так же является психологическим термином, означающим резкие движения глазных яблок, связанные с сумеречным помрачением сознания, является подходящим для постоянно стремящегося к самовыражению в новых областях андроида. Больше всего на свете Рем хочет покинуть свою колонию роботов, о которой ему было поручено заботиться на протяжении всех этих десятилетий. Его единственным «развлечением» было видоизменение лиц машин, дабы ему не наскучил их вид. Когда появляются Логан и Джессика, он понимает, что это его единственный шанс получить свободу от вечного порабощения механизмами. Пара Беглецов с радостью предлагают ему присоединиться к поискам Святилища, распознав родственную душу за человеческой маской.
В сравнении механических форм жизни, Рем является полной противоположностью андроида Бокса и систем городских компьютеров, не способных функционировать независимо от своей программной оболочки. Именно поэтому Рем представляет собой теневого создателя, а не теневого разрушителя; он ценит такие качества, как спонтанность, сильные эмоции, глубокую проницательность, жажду жизни и напор. Именно совокупность этих элементов даёт человеческой личности «полноценную, трехмерную природу».22 К сожалению, старейшины не смогли дойти до уровня, который уже достиг Рем, ведь они продолжают функционировать как роботы в своём попечительстве, механически и безэмоционально.
Помимо пилотной серии ещё два эпизодам сериала «Бегства Логана» заслуживают упоминания, так как раскрывают некоторые дополнительные аспекты образа теневого разрушителя. Эпизод «Жертвенный Агнец», написанный ветераном научной фантастики Джоном Мередитом Лукасом, успешно преподносит архетип под слоями человеческой кожи. Сендмен Джозеф-8 (Николас Хаммонд) трансформирован городскими компьютерами в только что ликвидированного им Беглеца, Хала-14. Старейшины объяснили Джозефу-8, что его новый облик, наряду с легендой о готовящемся восстании людей против машин, будут достаточно убедительными, что бы склонить Логана и Джессику к возвращению в Город под Куполом для воссоединения с отрядом долгожданного восстания. Логан поддаётся навязчивому обаянию Джозефа до того момента, как два Сендмена, патрулирующих на границе города, засекают его и начинают погоню, приняв Джозефа за Беглеца, на которого он так похож. В конечном итоге они настигают дезертира и ликвидируют его, даже не осознавая, что убили одного из своих коллег. Скрывая своего заложенного разрушителя под ликом непоколебимой невинности, Компьютеры невольно создали сильную двойственность света и тьмы (то есть личностный кризис), которая может быть разрешена лишь полным уничтожением личности Джозефа. Логан, Джессика и Рем размышляю над трагическим поворотом событий в то время, как они покидают город, поражаясь ужасным последствиям невозможности объединить тень с сознательным (и физическим) я.23 Отсутствие права на проявления индивидуальности, по-видимому, оказывается слишком высокой ценой за неизменную преданность механическим владыкам.
Эпизод «Карусель», написанный известным автором Д. К. Фонтаной (при участии Ричарда Л. Брина Младшего), преподносит интересный поворот в истории о Сендмене, обернувшемся Беглецом. Трио сбежавших, Логан, Джессика и Рем, вторгаются на территорию высокоразвитой расы существ. Защищаясь от вооруженного Сендмена, гуманоиды стирают его воспоминания о прошедших годах деформирующим наркотиком. Сбитый с толку Логан возвращается в Город под Куполом вместе с Френсисом, в надежде на восстановление в должности Сендмена на хороших счетах. Совет Старейшин скептически относятся к его истории, но все же решает дать Логану возможность искупить свою вину; он должен сделать официальное заявление перед собравшимися на ритуал Карусели людьми и осудить акт бегства в место, которое очевидно не существует (и никогда не существовало). Только после этого Логана примут обратно на старое место. Однако, Старейшина Морган имеет иные планы на Логана. После заявления Сендмена, компьютеры должны будут ликвидировать его, для предотвращения будущих мятежей. В который раз, старейшины очевидно в первую очередь несут ответственность за ущерб нанесенный своему роду, скрываясь за механическими устройствами, которыми они управляют, что бы их теневым позывам никогда нельзя было противостоять напрямую.
Когда его память постепенно вернулась, Логан чувствует, что он вынужден принять форму архетипа мученика. В типичном образе героя, бывший Сендмен готов добровольно пожертвовать собой, что бы спасти остальных от неминуемой смерти, поджидающей их на Карусели. Он оставляет Джессике и Рему предварительно записанное видеопослание в своей квартире, в котором сообщает им, что он публично выступит против церемонии «перерождения» этой ночью. Хоть он и знает об ожидающей его опасности, Логан готов пойти на риск. Как и любой другой воин, обращенный в мученики, Логан не желает передавать страдания будущим поколениям своих собратьев. Напротив, он хочет принять их на себя и провозгласить «боль закончится здесь, со мной».24 Мы так и не узнаем, будет ли «революционная жертва» Логана успешной, ведь Джессика и Рем освобождают и уводят его из города прежде, чем это становится известным. Возможно, сериал был бы более успешным, если бы Сендмену была дана возможность умереть достойной смертью мученика; определенно общество оказалось бы в более благоприятном положении, что бы отыскать реального врага (то есть Совет Старейшин) и одержать над ним победу, хотя бы только ради того, что бы жертва Логана не была напрасной. Но судьба распорядилась таким образом, что сериал «Бегство Логана» был отменен прежде, чем эта архетипическая проблема могла быть успешно разрешена.
Звездный Крейсер «Галактика»: Межгалактическое бегство от сайлонов разрушителей
Несмотря на то, что очевидные параллели были проведены между фильмами «Звездный Крейсер «Галактика» и «Звездные Войны» ,25 вышедшими примерно в одно и то же время, первый фильм имеет больше общего с «Бегством Логана», чем космическая сага Джорджа Лукаса. Герои «Галактики» вынуждены сражаться с еще одним видом механического разрушителя, расой Сайлонов, что бы остаться в живых. Бегство оказывается единственной логической альтернативой для сопротивления, ведь власть Сайлонов слишком велика. В этот раз путь лежит через звезды к новому превосходному Святилищу, планете Земля, в надежде на то, что его обитатели смогут помочь экипажу «Галактики» отразить угрозу. Мечта об идеальном мире, в котором люди могут существовать в гармонии и полностью реализовывать свой потенциал без помех, такая же неотъемлемая часть концепции «Галактики», как и «Бегства Логана». Итак, приступим к более глубокому архетипическому анализу пилотного фильма и некоторых телеэпизодов «Галактики».
Оригинальный «Звездный Крейсер «Галактика» 1978 вышел как телевизионный фильм, и уже позже он был показан в кинотеатрах для международной аудитории после того, как сериал был приостановлен на один год (что бы в итоге вернуться на телеэкраны под новым названием «Галактика» в 1980). Первый эпизод начинает межзвёздное путешествие в приятном темпе в сопровождении изобилия красочных спецэффектов. Замысел фильма прост, но обогащён Юнгианским символизмом. Спустя тысячу сектанов (что эквивалентно Земным годом), разжигатели войн Сайлоны предложили заключить перемирие с двенадцатью колониями людей. Заключение мира условились провести в космосе, где Кворум Двенадцати Колоний ожидает прибытия инопланетных существ на их гигантских боевых кораблях, звездных крейсерах. Большинство кворума, включая Президента Адара (Лью Эйрз), верят в координатора по связям с Сайлонами, Графа Балтара (Джон Коликос), увидевшего, что условия мирного соглашения выгодны для обеих сторон. Но Полковник Адама (в исполнении звезды сериала Лорна Грина) имеет серьезные опасения, уверенный в том, что Сайлоны до сих пор ненавидят людей «всеми фибрами души» и они никогда не примут такие человеческие идеи как свобода и независимость, даже если они и согласятся прекратить сражение.26 В особенности он не доверяет Графу Балтару, стремящемуся собрать представителей всех колоний на одной (весьма уязвимой) территории в космосе.
Страхи Адамы подтверждаются, когда оба его сына, Аполло (Ричард Хэтч) и Зак (Рик Спрингфилд), докладывают со своего корабля Вайпера о том, что множество бойцов Сайлонов сгруппировалось вдоль границ их солнечной системы. Не ожидая возмездия врагов, все звездные крейсеры за исключением «Галактики» были уничтожены кораблем Сайлонов вместе с их родными планетами. Сам Адама перенес две личные потери, смерть Зака и своей жены, находившейся на планете Каприка. Убитый горем полковник, приказывает немногим выжившим «отправиться в полет на любом подходящем транспорте, который сможет доставить их» в космос, где «Галактика», как хотелось бы надеяться, сможет защитить их от будущих атак Сайлонов.
На данном этапе фильма было бы уместно углубиться в психологию Сайлонов, что бы лучше понять намерения этого теневого разрушителя. Произошедшие от расы рептилий, Сайлоны значительно поднялись в развитии так, что их технологии позволили интегрировать механические элементы с живой плотью. В итоге, Сайлоны избавились от своей природы рептилий и превратились в бездумных роботов, управляемых их главным руководителем, Императором (со зловещим голосом британского актера Патрика Макни). В отличие от воинов сайлонов (или Центурионов) под его командованием, Император обладает дополнительным мозгом, который дает ему доступ к обширной кладези знаний, достигающих самых истоков культуры Сайлона. Этот орган так же позволяет Императору следить за всеми действиями своего отряда и внедрять команды непосредственно в сознание Центурионов без применения языка. Основная установка, заложенная во втором мозге лидера, это сохранение естественного порядка вещей во вселенной. Люди ставят этот баланс под угрозу: «их дерзкое поведение, их склонность к независимому мышлению и действиям…может потревожить обитателей бесчисленных миров, которые посещали Сайлоны.».27 Следуя этой «механической логике», выжившие люди должны быть уничтожены, что бы Сайлоны остались единственными хранителями вселенского порядка.
Не смотря на то, что Император не считает свои действия однозначно плохими или хорошими, а всего лишь необходимыми для поддержания империи Сайлонов, Юнг утверждает, что любое «коллективное сознание» имеет достаточную силу, что бы подавлять своих представителей до той степени, когда свобода и мораль устраняются из их индивидуальной природы. Сайлонов можно сравнить со стадом овец, ожидающих своего отара (в данном случае Императора), который приведет их к пастбищам позеленее. Но отар зачастую злоупотребляет своей властью и превращается в волка, по иронии, охотящегося на свое собственное стадо, и уничтожает ту самую группу, которую ему было поручено защитить.28 Император мог бы без колебаний отправить сайлонских войнов на смертельное задание, если бы это было необходимо для уничтожения людей или сохранения его собственной жизни. Не стоит забывать, что в Войне с Колониями, многие сайлонские бойцы не имели достаточно топлива, что бы вернуться на свои плавучие базы и таким образом были принесены в жертву ради великой славы империи Сайлона. Даже предатель Граф Балтар, который привел свою расу к краху, был обезглавлен, когда потребность в нем отпала у Императора (хотя в сериале Джона Коликоса воскресил новый лидер). До тех пор пока одна суверенная власть царит в империи Сайлонов, существует неотъемлемый риск того, что все субъекты будут уничтожены, после выполнения своих обязанностей. Эта Юнгианская опасность, присущая каждому обществу, которое прежде всего основывается на одном, а не на многих, его составляющих.
В начале, Полковник Адама не желает брать на себя ответственность за разнородный флот из 220 кораблей в глубоком космосе. Он видел уже слишком много смертей и был свидетелем человеческой жестокости по отношению к своим собратьям. Он рассказывает своей дочери Афине (Марен Дженсен), как ему пришлось оставить несколько выживших, которые бы не вместились в тесные спасательные шлюпки и как они набрасывались на него и друг на друга, пытаясь попасть на борт. Трудности не заканчиваются для Адамы и после того, как все корабли были наполнены. Люди, наделенные политической властью, собрали для себя большие запасы еды, и только под дулом пистолета согласились отдать свои самые ценные пожитки. После таких инцидентов, капитан перестает быть уверенным в том, что он сможет вынести это невероятно тяжкое бремя лидерства. В отличии от Логана-5, Адама хочет свернуться в клубок и горевать над своими собственными потерями, не тревожась о ком то еще, не говоря уже о целом сообществе. Постоянно отдавать не получая ничего в замен, это скорее проклятье для Адамы, нежели благословление. Лишь постоянные убеждения его сына и дочери, под его командованием, наконец дают возможность Адаме отойти от роли страдающего мученика Кэрол Пирсон (1991) к более здоровому образу правителя.29 Благодаря поддержке своих детей, капитан смог создать видение того, что он хочет для своих людей, и он ищет способ воплотить это в реальность.
План Адамы заключается в поиске сестринской колонии людей в очень далекой галактике. В исторических записях упоминается тринадцатый клан, породивший остальные двенадцать колоний. Адама намеревается найти эту первообразную колонию на планете под названием Земля и заручиться поддержкой проживающих там людей в борьбе с сайлонским врагом. Несмотря на то, что большинство экипажа «Галактики» одобряют решение капитана, некоторые считают это лишь бессмысленным религиозным поиском. Как бы то ни было, выслушав обе стороны, Адама остается верен своей цели. Он осознает, что если Сайлоны атакуют их сейчас, они будут абсолютно беспомощны перед лицом превосходящей силы. Поиски тринадцатого мира дадут обитателям «Галактики» хоть какую-то надежду на то, что однажды их положение может улучшиться. Судя по его действиям, Адама больше не боится власти лидера. Он желает быть хозяином своей жизни и посвятить себя великому общественному благу,30 вместо того чтобы по глупости отдать свою власть новоизбранному Совету Двенадцати, которые будут решать не только его судьбу, но так же и судьбу его людей, своими разговорами о мире и любви к отвергнутым Сайлонам.
Демократичный стиль правления Полковника Адамы является полной противоположностью тирании лидера Сайлонов. Император не объясняет своим отрядам выбор того или иного приказа, он так же не дает рационального объяснения тому, зачем ему необходимо преследовать и без того ослабленную расу (людей) до самой границы известной вселенной, он просто должен. Возможно, лидер машин так долго имел дело с людьми, что впитал в свою программную оболочку их отрицательные качества, такие как желание ненавидеть все, что не похоже на тебя, и жажда сражения с врагом на смерть. Какой бы не была причина безжалостной охоты на людей, этот разрушитель совершенно деспотичен в проявлении своей власти над Центурионами. Его отряды должны в первую очередь обнаружить и уничтожить зведный крейсер «Галактику» иначе им придется ответить перед ним лично. Отдаваясь своей «Одиновской» одержимости, Император позволяет теневой стороне контролировать себя до той поры, когда сила темной стороны завладеет его «механической душой» и неизбежно разрушит ее,31 в отличии от Капитана Адамы, который распределяет свою силу в более здоровой и созидательной манере (на благо всего общества).
Прежде чем начать длительное путешествие к Земле, большинство экипажа «Галактики» решают дозаправить свои корабли и приобрести необходимые припасы на планете Кариллон. Адама не доволен перспективой нахождения в столь опасной близости от территории Сайлонов, но, как и любой успешный руководитель, он уступает воле людей. Экипаж вскоре сталкивается с Овионами, насекомообразной расой, обитающей под поверхностью Кариллиона на протяжении сотен сектанов. Загадочные существа приглашают весь экипаж посетить их казино и насладиться здешними развлечениями (однако, зачем Овионам понадобилось такое заведение, это интересный вопрос для многих проницательных зрителей). Когда на «Галактику» начинают приходить сообщения о людях, пропустивших свою смену, или так и не вернувшихся с увольнения на берег, Адама подозревает, что это ловушка Сайлонов, и готовится к очередной встрече с ужасающим оппонентом. И она не заставляет себя долго ждать.
Сын Адамы, Аполло, и его приятель пилот Вайпера, Старбакс (Дирк Бенедикт), узнают, что Овионы использовали пропавших людей в качестве пищи для их недавно вылупившихся детенышей. Кроме того, Сайлоны уже высадились на Кариллон и решили задержаться в подземных помещениях Овионов до тех пор, пока достаточное количество офицеров «Галактики» не вольются в празднество; затем они выберутся из своего убежища и нанесут урон безлюдному крейсеру с необычайной легкостью. К тому времени, когда Сайлоны раскрывают себя, Адама успевает собрать команду для ответного удара, состоящую из его самых опытных офицеров, способных уничтожить машины как на земле так и в космосе. Император не просчитал возможность того, что Адама может быть так же хитроумен и коварен, как и он сам. Коварство Сайлонов на мнимой мировой конференции, придало лидеру «Галактики» «уличную смекалку», которая помогла ему понять истинные намерения механической расы. Он оставил пилотов Вайпера на борту «Галактики», а на их место отправил как можно больше горожан в соответствующей (пусть и неподходящей) военной форме. Посчитав многочисленные характерные костюмы, Сайлоны решили, что звездный крейсер беззащитен, и эта ошибка стоила им собственных жизней и жизни Императора.
Капитан Адама нашел преимущество в объединении архетипических элементов обманщика и героя в самом себе. Храбрости и твердых убеждений не достаточно, что бы победить превосходящего по силе противника. Так же потребуется определенный склад ума и непредсказуемое поведение, присущее лишь менталитету Юнгианского обманщика, что бы преодолевать препятствия, которые постоянно будут создавать Сайлоны.32 Окончание пилотного сезона оставляет нас с ощущением того, что экипаж «Галактики» выживет и возможно даже найдет Землю, если Адама будет и дальше культивировать веру и надежду на то, что «для его маленького разношерстного флота, казалось бы, нет ничего невозможного, раз уж они сбежали от тирании Сайлонов». 33
Признанный критиками эпизод «Война Богов», написанный создателем сериала «Галактика», Гленом А. Ларсоном, показывает зрителям, что существуют еще более злобные (и внушающие еще больше страха) теневые разрушители, чем Сайлоны. Получив сигнал бедствия из неизведанной солнечной системы, экипаж «Галактики» обнаруживает обломки огромного космического корабля в предположительно безжизненном мире. Единственный выживший, граф Иблис (сыгранный на сей раз Патриком Макни во плоти), это гуманоид с королевскими манерами, «что еще более подчеркивают его [ниспадающая] ряса и бархатный белоснежный стоячий воротник».34 Хоть Иблис и признает, что не знает как пережил аварию невредимым, он очень уклончиво рассказывает о «могучей силе», уничтожившей судно его людей. Иблису требуется лишь место для отдыха; он надеется, что звездный крейсер даст ему убежище и, когда его силы восстановятся, он хотел бы присоединиться к экипажу «Галактики» в его поисках Земли. Загадочного незнакомца тут же принимает большая часть флота, включая и пилота Вайпера Шебу (Энн Локхарт), которая находит его обаяние и очаровательную улыбку неотразимыми.
Но у этого Джентльмена есть и темная сторона. Вскоре после того как он заходит на борт звездного крейсера, Иблис объявляет о своих намерениях Капитану Адаме и его команде. Однажды уже побывав на Земле, он намеревается привести людей к этой драгоценной тринадцатой колонии. Все что он просит взамен, это вечную преданность. Адама настороженно относится к слепой вере в обещания графа, а вот Совет Двенадцати не нуждается в долгих убеждениях особенно после того как он приводит к ним человеческого агента, ответственного за массовое уничтожение людей (Балтара), для суда и вынесения приговора. Совет готов даже избрать Иблиса на пост президента, что бы путешествие к земле началось безотлагательно.
Персонаж графа имеет сильную вязь с архетипом мага. Здесь у нас «добродушный старик», использующий свои телекинетические способности и превосходящую мудрость на благо сообщества. Но есть и злая сторона в его сущности; он «торговец смертью», желающий поглотить все души «Галактики» в обмен на осуществление их самого заветного желания — найти Землю.35 Мага Иблиса можно описать как «отрицательную [но в то же время могущественную] фигуру отца», который приведет космическую семью, приютившую его, к погибели.36 В соответствии с этим толкованием, Шеба становится его самой верной слугой, ведь она не так давно лишилась своего родителя в битве с Сайлонами и теперь воспринимает Графа Иблиса как необходимую замену отца. Лишь проницательный Адама видит, что бьется под белоснежным ниспадающим одеянием мага: кишащий злом орган, более чуждый человеческому роду, чем любая механическая часть Сайлонца. Капитан хотя бы в состоянии предотвратить передачу Иблису власти совета до тех пор, пока происхождение этого «человека» не прояснится в полной мере.
Пожалуй, наиболее интересный диалог происходит между графом и находящимся в заключении Балтаром. Балтар сразу узнает голос Иблиса, неоднократно слышав его в прошлом. Он принадлежит тому, с кем он вступил в союз и от кого получал приказы, а именно Императору. Иблис рад, что его «старый друг» узнал его, он утверждает, что существовал по крайней мере тысячу сектанов, что соответствует периоду, за который Сайлоны эволюционировали от рептилий до расы машин. Его самые выдающиеся характеристики были прописаны в программной оболочке первого лидера, и можно сделать вывод, что Иблис мог быть ответственен за возникновение «коллективного разума» Сайлонов. Балтар убежден в том, что граф представляет собой более развитую форму жизни, чем человек, и он дает клятву верности Иблису, от части боясь, что стоящий перед ним пришелец выместит свой гнев на любом инакомыслящем.
С помощью этого эпизода, сценарист Глен Ларсон объясняет своим зрителям, как Сайлоны смогли достигнуть такого уровня развития. Что еще более важно, архетипические последствия их развития нельзя списывать со счетов. Агент, более сложный, чем механические разрушители был их «движущей силой». Но как и любой богоподобный образ, эта созидательная сила имеет амбивалентную природу: дьявольскую, разрушительную сторону дополняющую жизнетворящую сущность.37 Иблис, обладающий этой двойственной личностью, поместил часть себя в механических Сайлонов. Благодаря влиянию графа, механизмы получили способность создавать упорядоченную вселенную за счет уничтожения других цивилизаций, желающих развиваться по своему выбранному пути.
В отличии от Балтара и Совета Двенадцати, не все убеждены в том, что их судьба связана с Иблисом. По совету отца, Аполло возвращается на планету, на которой был найден граф, вместе со своим товарищем Старбаком и Шебой. Там они исследуют обломки разбившегося космического корабля и находят тело, напоминающее мифическую версию дьявола: «Пальцы заканчивались когтями и на голове были рога, растущие прямо над глазами…Существо [так же] имело копыта и длинный, цепкий хвост».38 Аполло наконец удается собрать воедино недостающие элементы в истории Иблиса. Чудовище на борту корабля не только было последователем загадочного незнакомца, но так же и представителем его расы, встретившим свою смерть от его руки. Граф Иблис олицетворяет архетипического Мефистофиля (или древнее имя, которое использует Аполло: Диаболис), чья злая сторона когда-то была едина с духовными силами света и добра, но затем отделилась от миндальной целостности в поиске новых последователей, что бы контролировать их и использовать для собственной выгоды.39
Из-за своей эгоистичной натуры граф оказывается не в состоянии предугадать, что люди могут быть достаточно умны, что бы раскрыть его личность или способность превосходящих, сверкающих объектов, родственных ему, отыскать его и заставить заплатить за совершенные им преступления. Хоть Иблис и смог избежать схватки невредимым, «ангельские создания» сообщают пилотам Вайпера, что они будут продолжать наблюдение за его действиями. Однако, эти вселенские стражи не в праве уничтожить графа. Он один из них (или когда-то был), и ему должно быть позволено самому выбрать свою судьбу, на что воодушевляют и экипаж «Галактики». Возможно, однажды и люди эволюционируют в подобные существа, после создания и развития новых цивилизаций и накопления мудрости. Возвращаясь на звездный крейсер, Аполло, Старбак и Шеба осознают, что «война богов» всегда будет идти в их душе. Так как теневую сторону нельзя исключить, ведь Дьявола нельзя убрать из Юнгианской версии Троицы,40 она, по крайней мере, может быть направлена на более созидательные стремления и поиски. Это послание вселенской надежды, которое передает «Звездный Крейсер «Галактика», способно успешно противостоять любой разрушительной силе галактики (в том числе и силе Сайлонов).
Хранители света возвращаются в еще одном эпизоде «Эксперимент на Терре», что бы сообщить людям «Галактики», что их путешествие закончится еще не скоро.41 Лишь в следующем поколении люди смогут достигнуть своего места назначения, но это будет далеко не та Земля, какой они ожидают ее увидеть. Временной период на Терре — 1980 год, и хоть эта планета и демонстрирует какое-то технологическое развитие, этого совсем не достаточно для вступления а битву с империей Сайлонов. Поэтому людям «Галактики» необходимо связаться с учеными и другими обладающими знаниями людьми из разных сообществ, что бы помочь им достичь того уровня развития, на котором они смогут защитить себя от инопланетной угрозы и предоставить необходимое убежище измученным войной космическим странникам.42
Два эпизода сериала «Галактика» 1980 года так же заслуживают внимания, так как они проливают свет на разрушительный нрав Сайлонов. В серии «Ночь, когда прибыли Сайлоны» роботы вынуждены совершить посадку на Землю после того, как один из их кораблей был поврежден в космической битве с людьми. Выжившие Центурионы пытаются связаться с Сайлонским флотом, используя одну из радиостанций примитивных землян, что бы передать сигнал бедствия. Не смотря на то, что их планы расстраивают два отважных пилота Вайпера, Капитан Трой (Кент МакКорд) и Лейтенант Диллон (Барри Ван Дайк), этот эпизод весьма важен, потому что он демонстрирует способность Сайлонов создавать андроидов неотличимых от обитателей Земли. Это очевидная опасность для людей «Галактики». Когда врага нельзя отличить от потенциального союзника, на них может обрушиться множество неприятностей. В результате целый космический флот может быть уничтожен самозванцами в человеческом обличии. В Юнгианском смысле, принимая наш облик, машины Сайлона превращают себя в наши углеродные копии душой и телом. Это означает, что их теневая сторона становится такой же как и наша, со всеми характеристиками присущими любому постижимому криминальному поведению (такому как убийство, насилие, растление детей, грабеж и даже членовредительство).43 Создается впечатление, что Сайлоны продвинулись, или регрессировали в зависимости от точки зрения, до человеческого уровня разрушения, где они оказываются настолько подвластны этой темной силе, что могут отказаться прекращать эти вредоносные действия, даже после восстановления порядка в космосе.
Также, в серии «Возвращение Старбака» Дирк Бенедикт в очередной раз исполняет роль своего персонажа, который оказывается не в силах противостоять разрушительным позывам, попав на планету, лишенную какой-либо жизни. Обнаружив поврежденный корабль Сайлонов, он тут же придумывает план по возвращению Центуриона к искусственной жизни, понимая, что тем самым может навлечь на себя гибель. Видимо Лейтенант Старбак осознает, что без противника, его роль война становится невостребованной. Ведение войны со злом и всеми его проявлениями это способ решения проблем, которому были обучены все войны (включая Старбака); это становится их религией, их жизненным укладом, частью их самих, и они рискнут чем угодно, что бы сохранить данный образ жизни.44 Поэтому неудивительно, что воин «Галактики» вкладывает теневую часть своей души в воскрешение Сайлонца. Как только робот активируется благодаря топливным элементам в Вайпере Старбака, он надвигается на человека и пытается выполнить свою программу по его уничтожению. Но Лейтенант был готов к этому и он отключает питание системы жизнеобеспечения Сайлонца с помощью специального изобретенного им прибора управления. Приучая Центуриона реагировать безобидно при нажатии на кнопку «включить», Старбак способен сдерживать стремление машины к насилию, по крайней мере в его присутствии.
Между ними двумя завязывается нечто на подобии «дружбы», теперь когда они изолированы от своих кланов. Работая вместе, войны используют обломки своих кораблей, что бы собрать для себя самодельное жилище, что позволяет их душевной связи стать еще крепче от такой вынужденной близости. С течением времени, Старбак начинает испытывать привязанность к Сай, прозвище которое он дал любознательному Центуриону, желающему узнать все возможное о бывшем «враге». Очевидно, архетип разрушителя был перенаправлен в более благоприятное русло как для человека так и для Сайлонца. Как нам напоминает Пирсон (1991), высвобождение наружу своих скелетов может оказаться воодушевляющим опытом. Мы можем освободиться от предрассудков и предубеждений, уже не соответствующих нашему «переродившемуся» я.45 Пребывание в изгнании на этой планете оказалось неожиданной благодатью для Старбака и Сай, ведь это позволило им оценить их культурные различия и распознать основополагающие сходства, после того как маски солдат были сброшены.
К сожалению, единство двух враждующих сторон не может быть поддержано. Империей была послана группа Сайлонов в ответ на аварийный сигнал Сай, активированный автоматически во время крушения корабля. Увидев Старбака, они открывают огонь. Сай вмешивается в самый подходящий момент и помогает Старбаку ликвидировать своих «братьев»; однако, Сай получает серьезное ранение в битве и угасает на руках лейтенанта. Человек слишком тронут потерей своего друга и способен лишь наблюдать за безмолвной механической формой жизни.
Этот эпизод подводит итог всего телевизионного сериала «Звездный Крейсер «Галактика». Так же как и сериал «Бегство Логана», «Галактика» передавала архетипическое послание о том, что не все разрушители существуют «там» в бесчеловечных организациях. Каждый отдельный член этой организации так же содержит в себе Сендмено- или Центурионоподобную тень рвущуюся на свободу. Существует возможность, так же как для Логана-5 и Капитана Адамы, обратить внутреннего разрушителя в более ценного творца, способного создавать из развалин новые миры и сообщества. Нужно лишь осознать, что «грешная» тень обитает в каждом из нас. Принимая нашу темную сторону, мы становимся на шаг ближе к обнаружению «вечного источника милости», который так же проистекает из тени и, которому мы можем посвятить реализацию всей нашей жизни.46 Для Юнга сотворение (рождение) и разрушение (смерть) тесно связаны; одно не может существовать без другого.47 Если мы хотим принять участие в героическом путешествии, мы должны столкнуться как с положительными так и с отрицательными силами в нас самих и примирить их, не потеряв при этом нашу индивидуальность. Это одна из самых сильных идей, лежащая в основе любого успешного научно-фантастического сериала, на которую нам следует обратить внимание.
Примечания
1. Carl G. Jung, «The Dual Mother,» in Symbols of Transformation: The Collected
Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 346-49; Jung, «Symbols of the Mother and of Rebirth,» in Symbols of Transformation, 248-49, 251-52.
2. Vincent Canby, «Review of Logan’s Run,» New York Times, 24 June 1976, 25: 1; Bruce Eder, «Videodisc Review: Logan’s Run» Video Magazine 16 (August 1992), 44; Richard Meyers, The Great Science Fiction Films (New York: Carol Publishing Group, 1990), 23-24.
3. Carl G. Jung, «Concerning Rebirth,» in The Archetypes and the Collective Unconscious: The Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 117-18.
4. Jung, «Concerning Mandala Symbolism,» in The Archetypes and the Collective Unconscious, 357; Jung, «Mandalas,» in The Archetypes and the Collective Unconscious, 387-90.
5. William F. Nolan and George Clayton Johnson, Logan’s Run (New York: Bantam Books, 1976), 4-7.
6. Jung, «Archetypes of the Collective Unconscious,» in The Archetypes and the Collective Unconscious, 20-23.
7. Canby, «Review of Logan’s Run,» 25: 1.
8. Nolan and Johnson, Logan’s Run, 22.
9. Robert H. Hopcke, «Hero,» in A Guided Tour of the Collected Works of C. G. Jung (Boston: Shambhala, 1992), 113-14; Jung, «The Origin of the Hero,» in Symbols of Transformation, 205.
10. Calvin S. Hall and Vernon J. Nordby, A Primer of Jungian Psychology (New York: New American Library, 1973), 34-35; Carl G. Jung, «The Ego,» in Aion: Researches into the Phenomenology of the Self: The Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 4-5.
11. Nolan and Johnson, Logan’s Run, 62-63.
12. Jung, «Concerning Rebirth,» in The Archetypes and the Collective Unconscious,
145; Jung, «The Origin of the Hero,» in Symbols of Transformation, 201-2, 205.
13. Robert H. Hopcke, «Wise Old Man,» in A Guided Tour of Jung, 117; Jung, «The Phenomenology of the Spirit in Fairytales,» in The Archetypes and the Collective Unconscious, 222-23.
14. Canby, «Review of Logan’s Run,» 25: 1.
15. Shirley G. Luthman, Energy and Personal Power (San Rafael, Calif.: Mehetabel, 1982), 62; Carol S. Pearson, Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes
to Help Us Find Ourselves and Transform Our World (San Francisco: HarperCollins, 1991), 217-18.
16. Jung, «The Phenomenology of the Spirit in Fairytales,» in The Archetypes and the Collective Unconscious, 218.
17. Meyers, Great Science Fiction Films, 25-27.
18. Carl G. Jung, «The Fight with the Shadow,» in Civilization in Transition: The Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 221; Jung, «The Shadow,» in Aion, 9-10.
19. Carl G. Jung, «Introduction to the Religious and Psychological Problems of Alchemy,» in Psychology and Alchemy: The Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1991), 31.
20. Jung, «After the Catastrophe,» in Civilization in Transition, 200-201.
21. Ibid.; Carl G. Jung, «The Relations Between the Ego and the Unconscious. Part One: The Effects of the Unconscious upon Consciousness,» in The Basic Writings of C. G. Jung, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 137-38.
22. Hall and Nordby, Jungian Psychology, 49, 51.
23. Robert H. Hopcke, «Shadow,» in A Guided Tour of Jung, 81-82.
24. Jung, «The Sacrifice,» in Symbols of Transformation, 431; Carol S. Pearson, The Hero Within: Six Archetypes We Live By (San Francisco: HarperCollins, 1989), 103.
25. Janet Maslin, «Space Operetta: Review of Battlestar Galactica,» New York Times, 18 May 1979, Section C12: 1; Meyers, Great Science Fiction Films, 134.
26. Glen A. Larson and Robert Thurston, Battlestar Galactica (New York: Berkley, 1978), 10-11.
27. Ibid., 34-38.
28. Jung, «After the Catastrophe,» in Civilization in Transition, 201.
29. Pearson, Awakening the Heroes Within, 113, 185.
30. Ibid., 184.
31. Jung, «Wotan,» in Civilization in Transition, 184-86.
32. Pearson, Awakening the Heroes Within, 66.
33. Larson and Thurston, Battlestar Galactica, 241.
34. Glen A. Larson and Nicholas Yermakov, Battlestar Galactica 7: War of the Gods (New York: Berkley, 1982), 25.
35. Jung, «The Phenomenology of the Spirit in Fairytales,» in The Archetypes and the Collective Unconscious, 227.
36. Jung, «The Dual Mother,» in Symbols of Transformation, 351.
37. Jung, «Psychology and Religion: Dogma and Natural Symbols,» in Basic Writings, 541-43.
38. Larson and Yermakov, War of the Gods, 138.
39. Jung, «Individual Dream Symbolism in Relation to Alchemy: The Initial Dreams,» in Psychology and Alchemy, 69.
40. Hopcke, «Shadow,» in A Guided Tour of Jung, 83.
41. Glen A. Larson and Ron Goulart, Battlestar Galactica 9: Experiment in Terra (New York: Berkley, 1984), 151.
42. Meyers, Great Science Fiction Films, 135.
43. Pearson, Awakening the Heroes Within, 145.
44. Pearson, Hero Within, 77.
45. Pearson, Awakening the Heroes Within, 145.
46. Jung, «After the Catastrophe,» in Civilization in Transition, 216.
47. Jung, «Epilogue to ‘Essays on Contemporary Events,’ » in Civilization in Transition, 229.