Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд
Трансформация Психэ
(Алхимический символизм Splendor Solis)
Картина II-6 Муза
Сцена на этой картине показывает искусства, науки и ремесла в их полном разнообразии: в городской среде мы видим музыкантов и певцов, которые поют с нот, писарей, ученых, каменщиков, астрономов, торговцев, купцов и покупателей. В основании стены под нишей находится большой квадратный камень с надписью 1582. Предположительно это даты картин.
Эта сцена из городской жизни и труда является воплощением того, что мы подразумеваем под деятельностью, оживляемой принципом Логоса. Эта деятельность включает в себя осязаемое творчество: философия, искусства, науки, требующие рационального планирования.
И акцент тут не на межличностные отношения, а на внутреннем потенциале для работы, реализации задач, требующих навыков, с радостью и вдохновением, при этом подчиняя их выполнение определенной дисциплине(часто тут отсылка к патриархальной идее в Западной культуре.)
Здесь мы видим ярмарку по обмену товарами и услугами, и беспокойство за выживание не носит первостепенного значения. Улечение работой является по настоящему важным и наполняющим.
В небе наверху два петуха везут бледно голубую повозку Гермеса/Меркурия, который облачен в голубое позолоченное платье. Голову его украшает золотая шапка, распространяющая вокруг себя сияние. Он держит серп в левой руке, и сияющий золотой кадуцей в правой.Яркий кадуцей контрастирует с темными лучами, напоминающими лучи солнца, проходящие через фильтр облаков. Это вновь напоминает нам о символизме огня и воды, который мы встречали в начале этой серии, но в менее жесткой манере. Здесь мы видим естественный переход воды в облака через жар солнца, и естественное потемнение лучей солнца в тот момент, когда облачно.
Таким образом свет и тьма являются частью естественного порядка, безо всяких когнитивных черно-белых контрастов, присущих культурной среде.
Знаки зодиака на колесах повозки являются управляемыми планетой Меркурий: Близнецы и Дева, самый последний летний месяц, изображаемый в виде девы, держащей колос пшеницы или иногда шестиконечной звезды. 82 Эти знаки сочетают в себе такие качества как любопытство, переменчивость, практичность и внимание к качеству — особенно в отношении общения и призвания.
В знаке близнецы пара близнецов символизирует противоположности: на картине один близнец черный а другой белый, один бессмертный, а другой смертный. Психологически мы можем считать Близнецы осознанным признанием существования противоположных тенденций, которые присутствуют в любой ситуации. Это контрастирует со стремлением признавать одну сторону, но не замечать другую.
Если мы будем думать про психе как про нечто проходящее через серии до этой точки, мы можем заметить, что она уже имела опыт столкновения с противоположностями, который Гераклид называл энантиодромией.
После этого человек не может больше надеяться на то, что одна сторона является стабильной реальностью
Мы видим на этой картине что Гермес — посланник богов, который спускается в подземный мир, а потом поднимается в небеса, находится сверху картины как управитель, или как архетипическое воплощение человеческой активности изображенной внизу. Определенно, Гермес подходит для иллюстрации тех действий, которые изображаются на картине, поскольку они включают в себя необходимость творческой интуиции для того, чтобы привнести в работу нечто новое.
Картина II-6
Эта идея анимает центральное место в концепции герменевтики.
В самом начале этой серии (Картина Plate II-1), Гермес предстает в наиболее неразвитой форме ребенка Меркурия, как prima materia, в паре со своей фиксированной Сатурианской формой.
Теперь мы видим кадуцей Гермеса с парой переплетенных змей, представляющих единство противоположностей, но поднятое с хтонического уровня.
Чем выше змеи поднимаются по кадуцею, тем менее плотно они сплетены.Их головы оттянуты от кадуцея и смотрят друг на друга.Гермес, в свою очередь, кажется созерцает двух змей и наблюдает за их взаимоотношениями.
Младенец Гермес в первоначальной картине напоминает нам о концецпии первичной самости Майкла Фордама, иначе говоря, о не дифференцированной самости в потенции.
Материал Юнга показывает множество свойств инфантильных стадий… и его интерпретация quaternio как представление о prima materia, в которой элементы самости не интегрированы является одним из таких свойств.: оно представляет дезинтеграцию самости в результате тождества субъекта и объекта в таком же виде, а каком мы встречаем инфантильность в алхимии. …Это разделяющие процессы, на которых Юнг делает акцент, и он показывает что они ведут к состоянию интеграции. …Мой личный опыт полного анализа …зависит от достижения изначальной стадии целостности- первичной самости—из которой уже развивается зрелость..83
В противоположность той ситуации, Гермес на этой картине напоминает нам о развитой самости, 84 которая возникает позже из развития, которое Юнг называет индивидуализмом.Эта конечная самость есть осознание противоположностей
Возвращаясь к изображению, мы видим, что темно серый сосуд находится на золотой нише, но он отбрасывает красновато коричневую тень на интерьер, как будто внутри алхимического сосуда находится что-то, то отражается таким образом. Стороны ниши разрисованы большими цветами и листьями, а прямоугольная основа вновь розовая.
Внутри куба находится прекрасная королева, которая одета в прозрачный, бледно-голубой халат, застегивающийся на правом плече, и открывающий ее твердые , круглые груди, обрамленные тремя золотыми ожерельями и золотым поясом.В правой руке она несет золотой шар или фрукт, в левой — скипетр. Эти символы уже появлялись в первых сериях, на картине I-5, в которой Король вручает Эстер свой скипетр, и на картине I-7, где молодой король держит скипетр и золотой фрукт.
Королева стоит а желтой субстанции или на свете, из которого показывается профиль мужчины.
Этот сюжет напоминает нам о Картине I-10, где золотая голова была отделена от тела
Профиль в кубе соотносится к индивидууму, чьи ментальные способности и умения теперь на службе у Женского принципа родства, а не являются источником власти или доминирования.
Желтый цвет может также относиться к транзитной стадии алхимического процесса, именуемой citrinatis, и расположенной между альбедо и рубедо. (Эта стадия не подчеркивалась алхимиками 15 и 16 веков.85) Автор of Aurora Consurgens 13 век) провел следующую ассоциацию между этим желто-красным транзитом и рассветом: Рассвет[aurora] это серединный путь между ночью и днем, светящийся оттенками красного и желтого…’86
Комментарий М-Л фон Франц:
Психологически этот символ рассвета относится к состоянию,в котором растет осознание светимости бессознательного.Это не концентрированный свет солнца, а рассеянное свечение на горизонте, то есть, на пороге сознания. Анима это «женский» свет бессознательного, приносящий гнозис, свет или реализацию самости, посланником которой она является.87
Рисунок 44 Проекция Тинктуры из сердца Короля на Базовые Металлы
(MS Ferguson 208, f. 73r.By permission of the Department of Special Collections, Glasgow University Library)
Королева в кубке окружена аурой из внутреннего желтого и внешнего голубого света.
Сний цвет иногда использовался чтобы проиллюстрировать квинтэссенцию, пятую стадию, идущую за рубедо.Парацельс ссылался на символизм сапфира из Каббалы в связи с синей квинтэссенцией. Процесс на этой стадии, именуемый «проекцией», использует тинктуру, или философский камень для того, чтобы преобразовать пары обычных металлов в золото..88
На рисунке 44, мы видим иллюстрацию 17 века тинктуры в сердце короля, проецирующую лучи на металлы, трансформируя их. Психологически мы можем считать это тем эффектом, который производит поистине развитый человек на остальных. И красивая королева в кубке соотносится с Творческой Женственностью. В частности, она может персонифицировать » музу» у творцов, которые могут чувствовать связь с ней как очень личные взаимоотношения. Она может также служить символом для любого, кто находится в процессе создания чего нибудь, что имеет ценность.
Жизненная сила проявляется в человеке, который живет в отношениях любви с женскими качествами благодати, терпения, мудрости и творчества.Когда эти темы проступают на анализе, пациент может искать начать более подходящее для него призвание, или чувствовать необходимость смены одной творческой деятельности на другую.
Сцена на этой картине показывает людей в городских условиях. Они заняты практическими и эстетически экспрессивными задачами, вовлекающими их в жизнь друг друга, и напоминающими нам о том, что выбор профессии может быть сделан как самой личностью, так и быть обусловлен социокультурными аспектами.
Можно сказать, что культура состоит из исторического объединения многих форм Логоса, которые выражают собой Эроса эпохи, и следовательно целые периоды характеризуются конкретным настроением, так называемым духом времени.