Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд
Трансформация Психэ
(Алхимический символизм Splendor Solis)
Процесс во Второй Серии
Любая попытка подведения итога должна исходить из мысли о том, что сам процесс невозможно постичь с помощью слов, его можно лишь прожить. Мы начали с неразвитого психологического состояния, характеризуемого недостатком осознанности. Состояния, наполненного комплексами, которые делают эго непродуктивным.
Для того, чтобы выйти из программы конвульсивного повторения, теневые аспекты такого поведения и сопровождающие его ментальные установки должны перейти в область осознанного.
Это стимулирует возрождение ранее неактивных или подавленных инстинктивных энергий, в лице дракона (Картина II-1).
Сон женщины, находящейся на анализе ярким образом описывает эту стадию:
Я вхожу в пещеру рядом с океаном и вижу свою мать, которая сидит на диване, покрытом желатином. Морские микроорганизмы множатся в геле, и я начинаю отодвигать его от нее.
Неожиданно я вдруг оказываюсь стоящей в чистом пруду без воды. Там же находится странное существо.Я вижу, как оно втягивает в себя людей сверху. Это существо необычное, состоящее из множества движущихся внутренних органов, мозга и больших острых зубов.И оно находится в постоянном движении.Я говорю «Это похоже на Харибда»’
Рисунок 45 Чакры.
A.Психические центры(Кундалини)
Медь с золотом. Южная Индия, 18 век
(Частная коллекция.Взято из A. Mookerjee, Kundalini: The Arousal of the Inner Energy, Thames &
Hudson Ltd., London, 1982)
Мать, сидящая на диване это персонифицированный женский образ, который пациентка вывела из идентификации со своей матерью.Желатин на коже матери говорит о том, что эта персона разъедена.
Морские организмы напоминают о способности живых клеток находиться в самостоятельном взаимодействии с окружаюещй средой и друг с другом. Мы часто видим такое у одноклеточных животных, образующих колонии, которые действуют как единый большой организм.
Как только пациентка начинает отодвигать гель от матери, она обнаруживает себя в чистом пруду со странным существом внутри него: трансформация не может быть закончена так же просто как спа процедура.
B.‘Открытие чакр.’ (Courtesy of the works of Jean Schellenberg, Ph.D.)
.
В чистом пруду находится тератома, монстр, который представляет собой неразвитые аспекты пациентки, а именно ее агрессию, проницательность, выраженную образом зубов, и ее интеллектуальные способности, представленные в образе мозга. Конечно у нее есть страх того, что она может стать этим примитивным существом, затянутая внутрь бессознательного и в грязь.
Проявление тени в сознании периодически вызывает протест против организованной иерархической или односторонней психологической адаптации, показанной на картине
II-2).
Так же самая женщина видела сон о том, что тень пробивается сквозь ее персону, как и было предсказано более ранним сном.
Я нахожусь в кровати, время уже к ночи.Нет солнца. Тени опустились.Я встаю и иду к зеркалу ванной комнаты.Я подвожу свое левое веко с помощью серого карандаша, но не просто подвожу, а соединяю его с бровью.Я замечаю, что вся левая сторона моего лица становится серой от тени.
Я пытаюсь умыть лицо, тру его полотенцем, но это не помогает.Тогда я решаю что мне все равно, что мой муж увидит это и начнет задавать вопросы.
Во сне муж является не столько человеком, сколько теми ценностями, которые женщина разделяет со своим мужем, и которые она подвергает изучению.
Психика анализанда может пытаться разрешить эти внутренние конфликты с помощью возврата к прежней модели функционирования эго(например, использовать насильственные действия, показанные на картине II-3 или с помощью интеллекта подвести теоретическую базу под защиту против соматической активности).Пациент и терапевт могут столкнуться лицом к лицу со страхом грязи и парализующей путаницы (показано с помощью трехголовой белой птицы в кубе на картине II-3), отличным по сути своей с изначальным сопротивлением бессознательному.
Сон той же самой женщины на анализе иллюстрирует страх хаоса, который возникает тогда, когда старый порядок начинает переиначиваться:
Не ясно то ли день, то ли ночь. Мой передний двор стал размером в два раза большим, чем есть на самом деле, и он был весь покрыт растениями. Я выхожу наружу и вижу две цветущие лозы, расположенные рядом, но не близко. Я говорю » Наверное я должна установить арку и позволить им сплестись’ Мужчина средних лет, который говорит и выглядит так, будто он родом из эпохи прошлого или позапрошлого века, подходит, смотрит на растения и дает комментарии.
Внезапно, сцена меняется, и я превращаюсь в зрителя. Мы находимся во эпохе Марии Антуанетты, и молодая женщина бежит, как будто спасается от преследования. Молодой человек хватает ее и поднимает ее на дилижанс до того, как толпа настигает. Мужчина на коне верхом скачет через город и перепрыгивает через стены. Он держит сумку с золотыми монетами и кричит: Видел ли кто-нибудь короля? Видел ли кто нибудь королеву? Где король? Где королева? » Толпа преследует маленькую коричнево белую свинью.
Голос рассказчика повествует: Это были времена,, когда люди были настолько голодны, что были готовы разорвать и съесть животное живьем.» И хотя я не вижу этого, я знаю, что толпа разорвала поросенка
Сон начался с лиминальной стадии :То ли день, то ли ночь»: Она почувствовала рост и экспансию вокруг, выраженные размерами двора и растениями. Она решает создать арку для того, чтобы позволить двум разрозненным цветущим лозам сплестись, и расти вместе.
Арка может придать форму процессу роста и может означать портал в новый способ существования. Но противоположностям не так то просто объединиться: мужчина из прошлого века приходит, и возникает пугающая сцена Французской революции и обезумевшей толпы.
Роль пациентки во сне наблюдательная, не активная. Ее эго во сне не идентифицируется ни с одним из персонажей сна. Это то же состояние конфликтующих стремлений, которое мы видим в образе трехглавой белой птицы в кубе.
Одно стремление является желанием быть спасенной незнакомцем.
Голодная толпа представляет собой инстинкты, подавляемые от проявлений, и теперь несущие угрозу выхода из под контроля. Разрывание поросенка говорит о Дионисийском безумии.
Человек с золотыми монетами (обычное а не философское золото) представляет собой ее желание гарантировать себе возвращение к прежнему устройству жизни.
И хотя процесс анализа подвергается опасности на каждой из стадий, работа может быть особенно сомнительной на этой ступени. Это справедливо особенно в том случае когда имеются неосознанные коллизии между терапевтом и пациентом, и пациент начинает избегать долгого, тяжелого и болезненного труда по переработке регрессивного материала, включая агрессивные или эротические аспекты тени, выходящие на поверхность.
Неудача на этой ступени может выглядеть как ментальная нестабильность (включая извержение негативного переноса психопатических пропорций , тяжелая депрессия, убежденный возврат к старому стилю существования, «полет в здоровье» или переход к незрелому идеалистическому решению, сопровождаемому инфляцией, которое не может быть реально воплощено в жизнь.
Последний случай является распространенной проблемой в аналитической работе. И очень важным является необходимость подвинуть пациента к критическому отношению к своим паттернам поведения, не оставляя его пребывать в чрезмерно оптимистичном состоянии относительно кажущегося окончания работы.Очень важно дать ему понять, что несмотря на присутствие зачатков нового развития, требуется еще немало времени для того, чтобы их прочувствовать и интегрировать в жизнь.
Если пациент и аналитик окажутся способными продолжить работу, возможно всякий раз как бы начиная заново, пока процесс не двинется вперед — старый односторонний способ функционирования уступит место новому, тому, что признает партнерский, а не иерархический способ организации психе.
Один из способов понять эту стадию анализа может опираться на Юнгианскую концепцию комплекса::99 один полюс комплекса может вполне быть осознан, в то время,как его другой, теневой аспект продолжает действовать бессознательно. Осознание подавленного полюса комплекса может вызывать вначале смятение и эмоциональную боль. Но если человек сможет справиться с этим во время работы, он придет к более гармоничному и богатому способу существования.
Это было проиллюстрировано с помощью образов деятельности, изображенных на картине II-4, где мы видим партнерские сотрудничающие взаимоотношения между обычными людьми и власть имущими. Король слушает советников обсуждает с ними дела, не ждет их безусловного послушания и не заставляет действовать по своему. Мы может думать тут о том, что эго и Самость у нас тоже выступают в отношения по данному типу. И в свою очередь это помогает проступить эросу, как новой форме отношений, ощущаемых внутренне и демонстрируемых другим людям (Картина II-5).
Мы можем видеть это на терапии, когда работа становится более совместным мероприятием. Это возникает в тот момент, когда пациент избавляется от родительских комплексов и их переноса.
В дальнейшем эрос в переносе принимает более зрелую форму, создавая наполняя рабочий альянс пациента и аналитика формой символической дружбы. Бессознательное становится доступным для анализа (освобождается либидо от переноса) и оно становится полноценным источником творческого вдохновения (Картина II-6).
И снова сон той же пациентки:
Я иду по проезжей части, облаченная в голубую с пурпуром юбку и тунику. Кругом темно.Я вижу бирючины на другой части дороги и внезапно я вижу их отдельные желто зеленые листья.
И эти листья единственное, что видно в этой тьме. Я вижу отблески луны, полной на три четверти, и это повторяется два или три раза. Я чувствую себя хорошо и немного таинственно, есть ощущение некой религиозности.
Возвращаясь к нашему обсуждению картины II-6,мы можем сказать что пациентка видит отблески бессознательного, представляемого во сне как лунный свет. Желто зеленые листья напоминают нам золото расцветки на листьях из образов Splendor Solis. Эти листья видны во тьме, говоря о
lumen naturae.
Растения во сне — это бирючины, они часто используются для изгороди. Мы видим что растения эти не растут в своей природной среде, а используются человеком для его целей.
Изгородь создает видимую границу, защищая личное пространство. Даже само название растения
на английском звучащее как ‘privet,’ происходит от староанглийского ‘privat’, формы слова ‘private.’, означающего личный. Пациентка никак не могла объяснить почему Луна в ее сне была полна на три четверти, и она не знала, что это может означать с точки зрения астрологии.
В нашем обсуждении Картины II-3, мы ссылались на этот момент как на попытку ясного ума раскрыть свой полный потенциал. Там это было представлено образом полной луны. Подразумевается, что 4/4 = 1 последует за 3/4 естественным образом.
На этой стадии пациент больше уже не привязан к своей зацикленности на привычных аспектах поведения, которые были показаны на первой картине, и хочет, чтобы аналитик помог ему решить проблемы и пройти сквозь комплексы. Когда творческие энергии бессознательного оказываются освобожденными от личных комплексов, то в идеале они могут быть освобождены от любой невротической основы или навязанного социального подхода.
На последней картине молодой король держит скипетр, означающий скорее обезличенную власть, чем личный комплекс власти. .100 Это представление о форме существования, в которой индивидуум может посредничать — а также являться предметом — для большей власти Самости и ее организующей функции. Сам король является субъектом того, что символизирует собой скипетр. Он не претендует на то, что его личность обладает той же властью, что и Гермес с первой картины, бог, который воплощает собой алхимическую работу. Он держит свой скипетр, кадуцей, символизирующий динамическую игру противоположностей, полный потенциал бессознательного или коллективного бессознательного.На последней картине золотой скипетр держит не бог,а человек, хоть и идеализированный.
Другое изображение — воплощение большей мудрости Самости, показано на Рисунке 46, выполненном женщиной на анализе.
В течение продолжительного эта женщина боролась с тем, с чем не могла справиться. И никакая работа на анализе или отдельная духовная практика не помогали ей. Она часта находила некое облегчение через творческое самовыражение, но и тут она была заблокирована, поскольку постоянно чувствовала физическом уровне т мучительные, болезненные энергии.
Наконец она осознала, что она вынуждена испытывать чувства глубокого внутреннего напряжения без понимания того, что их вызывает. В два года она выполнила этот рисунок без реального осознания того, что именно она делала, и почему образы на нем имеют именно такую форму.
Прошло еще 10 лет, и когда она снова посмотрела на свой рисунок, она назвала его «Рождение Символа» Человеческая фигура была ее внутренней сущностью, находящейся в стадии первичного, растене-образного роста.
Она чувствовала себя открытой примитивному неизвестному влиянию некоего процесса, который входил в ее тело снизу, проходил через канал, который разделялся и затем сходился снова ниже внутреннего солнца, расположенного в ее сердечной чакре. А затем поднимался вверх через ее черно-белую полосатую голову, чтобы распуститься золотым фонтаном из ее короны.
Ей казалось, что красные пятна на руках были не ранами, а вратами для того, чтобы впустить жизнь или дух. Там также есть движение с лева на права, от трех рыб, появившихся на картине слева к черно-красной движущейся спирали справа.
После того, как женщина сделала эту картину, символизирующую ее внутренние процессы, она много лет не чувствовала в себе потребности в рисовании. То есть эта картина зафиксировала то состояние, в котором она долгое время прожила.
Ее мудрость связана с природой, и остается такой даже не смотря на то, что женщина стала собой в большей степени. Созидательная гармония с естественным миром, изображенная на последней картине рукописи, имеет отношение к форме человеческого существования, которое выходит за рамки любой культурной среды.
Подобно Юнгианской психологии оно напоминает квест, который проходится с религиозным или даже духовным чувством открывающегося мистицизма, и ведуший к источнику.
Рисунок 46 Рождение символа.
(Рисунок выполненный женщиной на анализе)
И хоть мы и не должны минимизировать важность изучения культурных особенностей, поскольку они имеют формирующее влияние, Юнгианский метод корректирует те изменения, которые типичным образом диктуются таким паттерном сам по себе
На Юнгианском анализе пациент продуцирует материал, в то время как аналитик использует свои знания и способности для интерпретации этого материала. Это отличается от практики шаманизма, которые также принимают активную роль в излечении пациента, который при этом сам находится в пассивной роли.101 Однако мы должны помнить, что шаманы работают внутри культурного контекста, с космологией, которую разделяет пациент. И поэтому его психика активно вовлекается в процесс излечения.Для современных людей шаман персонифицирует способность контактировать с целебной силой Другого Мира (или, бессознательного), и поэтому иногда мы говорим об «архетипе шамана».’102
На Юнгианском анализе пациент принимает участие в интерпретации и в расшифровке символов, которые он сам же и приносит на анализ.
Это тоже отличает эту практику от классического Фрейдистского психоанализа, когда аналитик старается оставаться нейтральным наблюдателем за пациентом, за переносом его неврозов, и затем делает выводы основываясь на теории Фрейда. Иными словами действует в рамках заданной системы. И если пациент оказывается несогласным с интерпретацией аналитика, это считается проявлением сопротивления и включением его защиты.
В то же время Юнгианская психология часто называется архетипической, наша работа также более глубокая и личностная.
Наши клинические методы не должны путаться с чистым интеллектуальным анализом или мифологическим или культурологическим подходом для того, чтобы усилить образы или переработать сны пациента.
В процессе прием, аналитик слушает пациента, взаимодействует с ним а также помогает раскрыть его внутренние мысли, эмоции и образы, а также помогает прислушаться к телесным ощущениям, которые неосознанно сопровождают процесс работы. 103 Одним из вызовов в работе аналитика является тот факт, что аналитик всегда может услышать или узнать то, что будет противоречить его знаниям и опыту.
Юнг писал:
Поскольку аналитическая работа неизбежно приводит к фундаментальному дискуссии между «я» и «Ты» и «Ты» и «я» на плоскости, лишенной всех человеческих отговорок, то весьма вероятно, в самом деле то почти наверняка, что не только пациент, но врач, придут к ситуации влезания под кожу своего собеседгника. Никто не может взаимодействовать с огнем или ядом без того, чтобы хоть чуть чуть быть им затронутым. И истинный врач не пытается избежать это части своей работы, а находится в самой ее гуще .104
Параллель между Юнгианским анализом и алхимией отражает подход, который у Юнга наделен более широкой перспективой, чем современные релятивистские, интерперсональные или зависимые взгляды на анализ, и объединяет в себе разные аспекты этих теорий. .
В дополнение к рассмотрению качества эмоционального опыта взаимодейтсвия между аналитиком и пациентом, Юнгинаский подход включает в рассмотрение и внутренние миры обоих учатников. Правда, то, что наполняет жизнь аналитика, включается в работу только, если действительно терапевтически обусловлено.
В Юнгинаском анализе рассматриваются влияния, идущие и извне. Такие как диспозиционные, архетипические и культурные моменты, присутствующие в психологии индивидуума. И сама работа является не только анализом прошлого, но и синтезом будущего.
В конечном итоге мы должны постоянно напоминать себе, что как бы хорошо мы не проанализировали пациентовв на предмет их личностных расстройств, и как бы ни помогли им освободиться от болезненных влияний родительских комплексов, остается неизвестный источник психического состояния, где может быть заперта первичная Самость. Процесс, проиллюстрированный в этой серии никогда не может быть закончен, и работа должна продолжаться постоянно.
К концу жизни Юнг писал,
Для нас представление идеи самости в понятном зрительном образе чистая форма входа в обряд, в котором присутствует пропедевтическое действие и ожидание его реализации.Существование чувства внутренней безопасности доказывает, что продукт будет достаточно стабилен для того, чтобы выдерживать раздражающие или вмешивающиеся влияния среды.
Адепт вынужден снова и снова помещать себя в неприятные обстоятельства или наталкиваться на техническую ошибку, или внезапно будет происходить что-то дьявольское, что будет заставлять начинать все снова и снова с самого начала. Любой, кто представит свое чувство внутренней безопасности с аналогичными психическими опытами, будет иметь подобный опыт.
И не раз и не два все, что было построено, рассыпется на мелкие кусочки под воздействием реальности, и это не должно останавливать индивидуума от попытки начать все сначала. Всякий раз ему нужно с исследовательским интересом изучать темные места своей психики.
И так же, как lapis Philosophorum, с его чудесными свойствами никогда не будет создан, также и психическая целостность никогда не будет достигнута эмпирическим путем. И всегда мы будем начинать этот процесс сначала.
С древних времен адепт знал, что он столкнется с ‘res simplex,’ и современный человек понимает, что все гениальное просто. Но простые вещи всегда являются самыми сложными.