Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд
Трансформация Психэ
(Алхимический символизм Splendor Solis)
Вторая серия Splindour Solis
Картина II-2
Три Птицы
Символика этой картины очень отличается от предыдущей.
Здесь преподносится ценность обычной жизни, а не воспеваются страдания и ограничения.
Рисунок 35 Картины из активного воображения.
(Courtesy of Penny Etnier) Картины выполнены в процессе активного воображения, которое начиналось с образа, но этот образ также мог выступить под воздействием внутреннего, не-осознанного процесса в процессе создания картины
Стрелец, выраженный с помощью Кентавра /(часто с луком и стрелой), это мифологическое создание, полу-лошадь полу-человек, чья несдержанная страсть в сочетании с искусством охоты говорят о большом потенциале животной стороны человеческой природы.
Первая картина отражает шок или откровение, она полна энергии, а вторая уже несет в себе некую форму и порядок.
A. ‘Большой Взрыв.’
Человеческие дела проходят пол знаком Юпитера, короля богов, чья колесница запряжена парой павлинов. 53 Юпитер держит две стрелы, в то время как солдат или рыцарь склоняет перед ним колени, делая преподношение. Символы на колесах состоят из двух знаков, которыми управляет Юпитер, и они идут сразу до и после тех знаков, которыми руководит Сатурн. Стрелец, который предшествует Козерогу, это активная сторона Юпитера, в то время, как Рыбы, которые следуют за Водолеем, отражает его пассивную сторону.
Положительный потенциал этого сочетания был заложен в кентавре Хироне, великом целителе из Греческого Мифа, который был поражен ядовитой стрелой, и не мог ни умереть, ни излечить себя. Он был в доме, во тьме страданий, и в отличие от других кентавров, Хирон был добрым. Он был великолепным охотником и следопытом, и использовал свою связь с природой вместе с умениями, которые он получил от Аполлона (включая игру на лире) для того, чтобы заботиться и учить молодых мужчин. Одним из его учеников был Ахиллес.
Другим был знаменитый врач Асклепий, которого Хирон научил заклинаниям и знаниям о целительной силе растений и змей..
Асклепий в месте со своим помощником змеей, свернувшейся вокруг, спал в убежище и предавался снам, как части своего исцеляющего ритуала
Рыбы, представленные двумя рыбами, плывущими в разые стороны, это последний знак Зодиака. Он содержит в себе потенциал обратного течения жизненного цикла, а также движение к новому.
Рыбы ассоциируются с интуицией, восприимчивостью, беззащитностью и способностью к адаптации. Мы можем видеть обыгрывание этих характеристик в сценах, изображенных внизу картины
B.‘Темная Материя.’
Сцены вокруг центрального куба очень отличаются от того, что мы видели на картине II-1, где мы видели бедность и разрушение.
Человеческая деятельность на этой картине перекликается эхом с темой того, что люди, наделенные большей властью доброжелательны по отношению к тем, кто ниже их по положению. А те в свою очередь оказывают должное почтение. Все кажется упорядоченным и гармоничным, и убеждает нас в текучести жизни.
В сцене в нижнем левом углу Папа коронует короля. В центре, на широком помосте, за столом сидит мужчина, и просматривает большую книгу.У его ног находятся два черных сундука, а на столе стоит пара весов, расположенных в идеальном балансе, две горки золота, какая-то бумага, чернильница и перья.
Бумага в конце стола может быть образцом каллиграфии, и это говорит о том, что сидящий за столом писарь. Горки с золотом представляют важность государства или империи, и мировой власти церкви в Средние Века.
Человек, который держит сияющую рукопись(автопортрет художника) спорит с другим человеком. ЗА ними стоит то ли мужчина, то ли женщина в отороченной мехом черной шапке и сиреневом, отделанном мехом пальто, и он указывает на черную птицу на рукаве желтого платья другого мужчины, которая, возможно, символизирует prima materia. Мужчина в голубом смотрит на это, в то время как мужчина в белом снял свою шляпу и преклонил колено.
.
Во дворе за ними мы видим двух алхимиков за работой (Рисунок 36): мужчина в золотом платье и синей шапке держит куб, в том время как рабочий, облаченный в синее одеяние, наполняет сосуд дистиллятом из большой духовки, расположенной внутри квадратной плиты.
Снова здесь мы наблюдаем гармонию, на этот раз между философствующим алхимиком и «Суфлером», ассистентом алхимика, чьей работой было поднятие рабочей температуры горения огня. Считалось, что трансмутация происходит при более высоких температурах .(Мы видели это на Картине I-11.Этот термин также использовался для того, чтобы в уничижительной манере охарактеризовать наивных алхимиков, которые считали, что могут получить обычное золото. .54)
Во дворе с алхимиками находятся два пса, один любопытствующий, а второй тщательно обнюхивающий землю. Историк -социолог Карло Гинсбург изучил метафору охоты и чтения следов животных :
Человек был охотником на протяжении тысячи лет.
В курсе бесчисленных опытов он изучил как реконструировать формы и движения своей невидимой добычи по следам на земле, сломанным веткам, экскрементам, клокам волос, перьям и запахам.Он научился вынюхивать, запоминать, интерпретировать и классифицировать даже такие мелкие следы, как остатки слюны.Он научился анализировать информацию со скоростью молнии, в глубине ли леса или на прерии, где полно скрытых опасностей .55
Гинзбург относит способности охотника к методологии ряда дисциплин,(постановка медицинского диагноза, палеонтология, история). Он также показывает, что метод психоанализа Зигмунда Фрейда был разработан под влиянием сочинений Итальянского Философа 19 века Джиованни Морелли, который предложил метод исследования картин на подлинность, основанный на изучении мелких не значимых деталей .56 Это напоминает нам о клинической важности того, что считается моментальной аффективной реакцией, «показательной» ремаркой или жестом, или странной деталью во сне. Все это может скрывать подавленные эмоции или разрушенные связи между аффектом и его реальным содержанием.
За алхимиками находится другой человек, он уезжает прочь на лошади. На удалении, в зеленом сельском пейзаже, мы видим как едет наездник с его псами, и еще дальше, на линии горизонта просматривается замок, окруженный деревьями.
Взаимодействие и сотрудничество между человеком и животным на охоте контрастирует с соперничеством и подавлением с предыдущей картины.
Рисунок 36 Алхимик и “суфлер” С картины II-2
Центральный куб очень темный, почти черный.Прямоугольник в основании золотой ниши повторяет тот же сине серый цвет куба, что мы видели на предыдущей картине. В верхних частях ниши находятся обнаженные люди, которые смотрят друг на друга из углов.
На заднем плане ниши, за запаянным горлом сосуда, находится ребенок, который пытается управлять непослушной молодой лошадью .
В отличие от гармонии внешней сцены, убедительным символом в перегонном кубе являются три птицы разного цвета-черный, белый и красный.Черная птица находится на спине, с поднятыми вверх лапами, она защищает себя. Красная и белая птица побеждают ее силой. Они не только работают вместе, такое впечатление,что они проходят одна сквозь другую, что невозможно в обычном физическом мире.
Молодой Меркурий использует меха для того, чтобы раздуть меркурианский огонь в сердце дракона. Это внутренний процесс, который становится куда более активным и мистическим.
Красное и белое работают вместе против черного, что конечно, есть путь алхимической трансформации от черного к белому, а затем к красному.
Рисунок 37 Два Лебедя.
Hilma af Klint (1915).
Само число три является динамическим, нарушающим баланс двоих, находящихся в противоположной позиции. И это показано для сравнения на картине Hilma af Klint ,где два лебедя находятся в слиянии в состоянии сильной динамики, но напряжение при этом сбалансировано. (Рисунок 37).
Психологически, внешняя гармония может дать толчок для более ясной оценки внутренних факторов и конфликтов, что и показано на участке картины, где изображены алхимики и псы.
Этот феномен хорошо известен в анализе: когда анализанд получает разумную стабильность во внешней жизни, внутренняя жизнь варится свободно.
Разница между первоначальным хаосом, выраженная цветом, моментально производит внутренний конфликт. Процесс, представленный птицами, говорит о внутреннем потенциале для начала стадии separatio.Трансформация активна, но пока еще бессознательна, хорошо сокрыта и не имеет никакого выхода на внешнюю сцену.
Пациент, находящийся на анализе,может ощущать телесное волнение или видеть сны в фрагментарной форме. Это нечто, что не может быть пока принято сознанием или иметь полный набор символов. Однако, оно может легко привести к внешнему раздору, который может спровоцировать человеческую психику скорее вывести внутренний конфликт в действие чем позволит скрыть напряжение.
Желание вселенской власти и жажда получения желаемого часто просматривается с тот момент, когда внутренняя жизнь пациента начинает дифференцироваться, она освобождается от части приобретенных привычек и пробуждается для новых возможностей.
Это резонирует с теорией Фрейда о том, что сны отражают реализацию желания, несовместимого с внешней гармонией или привычками.
В такие моменты аналитику требуется вести сложную работу для того, чтобы провести импульс к действию, возвращая энергию обратно в анализ, иногда с «восстановительными» интерпретациями, для того чтобы оказать пациенту потенциальную деструктивность желания немедленно транслировать аффект в поведение, без попытки некоторой рефлексии.
Аналитик делает это в то же самое время, пока поддерживает творческую экспрессию внутреннего конфликта пациента и воображаемое исследование новых возможностей.
Это когда творческая «треть» противопоставляется дуальности черного и белого, внешнего и внутреннего, и все вступает в игру. Постоянная задача аналитика заключается в том, чтобы научить пациента тому, что инсайт со стороны внутреннего опыта не требует немедленного воплощения в действие.
Рисунок 38 Лоджии над Коронованием Короля.
В этой связи мы можем вернуться снова к Картине I-6, где театр представлял собой воображаемое пространство, соединяя в себе вдохновение и экспрессию.
Интенсивность творческой деятельности, связанная с внутренней направленной энергией можно увидеть в письмах Германа Гессе в 1921 году во время его анализа с Юнгом (цит. по недавней биографии Юнга):
«Мой психоанализ вызывает у меня много неприятностей, и Клингзор [главный герой повести, над которой он работал в то время] часто чувствует себя старым и неисправимым.
Лето больше не принадлежит ему. Я буду оставаться здесь..Я начал кусать фрукт, который должен быть съеден… Анализ стал огнем во мне, через который я должен пройти, хоть это и очень больно. .. Уже проступили обязанности и опасности, которым я едва могу сопротивляться’…
В другом письме он [Гессе] сравнивает методы и техники ранних монахов с теми, что используются в анализе, который » фундаментально создает ни что иное, как внутренне пространство, в котором возможно услышать глас Божий.’57
Роли наблюдения и созерцания отведена левая сторона этой картины (В деталях показанная на Рисунке 38).
Здесь, над толпой церковных сановников за спиной короля, возвышаются две лоджии в голубой дворцовой башне. В одной находится женщина, одинокая и задумчивая, в другой два мужчины заняты беседой.
Мы можем допустить, что фигуры в лоджиях представляют идею о том, что и созерцание, и диалог могут выйти за приделы мирского и религиозного опыта, показанного в сцене ниже.