Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд
Трансформация Психэ
(Алхимический символизм Splendor Solis)
Глава 10
Золотая голова
Эта картина впервые показывает сюжет, происходящий полностью за пределами стен города.
Также мы здесь встречаем шокирующую сцену обезглавливания и расчленения. Озлобленный мужчина с темным лицом, и растрепанными черными волосами держит огромный меч в правой руке. И хотя его голова повернута налево, кажется, будто он пристально глядит на зрителя.
В своей левой руке он держит золотую человеческую голову с закрытыми глазами и со спокойным выражением лица.
Обезумевший мужчина с мечом облачен в оранжевую рубашку и леггинсы. Его белая туника прозрачна, сквозь нее видны очертания тела. У его ног лежит обнаженный, обезглавленный труп. И все четыре конечности его отсечены. Белый цвет мертвого тела странным образом совпадает с цветом туловища мужчины, стоящего над ним, и в разрубах конечностей видна и красная плоть, и белизна костей.
Убийца стоит на земле, покрытой зеленой травой и слегка позолоченной листвой. Рядом находится большой дворец с широким двором. Справа от меченосца расположена колонна, чье основание украшено фризой с изображением рыцарей, едущих на сражение. (Рисунок 23).
Слева от него, за пределами дворца и его двора, мы видим плывущие гондолы. Вдалеке виднеются замки и прекрасные дома, подобно Венеции в эпоху ее славы.
Картина I-10
Несколько человек гуляет по двору, некоторые облокотились на парапет набережной, и они еще не замечают происходящего. На заднем плане, ближе к центру картины, человек шагает на ступень крыльца, навстречу женщине, стоящей в дверях.Этот дверной проем расположен на первом этаже 3-этажного куполообразного знания, со статуей рыцаря на крыше.
Первое куполообразное строение в Западной Европе — это Пантеон в Риме, 27 век д н э.
Основное значение этого куполообразного сооружения — это внутренняя жизнь.Следовательно, мужчина, восходящий на порог его двери, может представлять собой человека эпохи Ренессанса, входящего во внутреннее святилище, которое противоположно всему тому, что происходит снаружи.
Снизу основного изображения расположено два маленьких золотых барельефа (Рисунок 24)
Тот, что слева, показывает нам изображение одетой женской фигуры, коротая находится в лодке. Женщина спокойно удерживает поводья от плывущей лошади, тянет лодку перед собой. Она смотрит на обнаженного Посейдона, развевающиеся одежды которого, и три его скачущие лошади пробуждают энергию ветра и моря. А на барельефе справа женщина удерживает в правой руке трезубец, а левой управляет тройкой резвых лошадей.
В классической греческой мифологии трезубец ассоциировался с Посейдоном, братом Зевса. Он считался богом вод, землетрясений и лошадей, но Роберт Грейвс считал, то все же трезубец был символом трехчастной богини, предшествующей распространению патриархата..132 Человек или даже русалочеловек133 сопровождает двух женщин. Женщина справа стоит, а та, что слева возлежит на мужчине со змеиным хвостом, и конечностями, больше напоминающими корни дерева.
Все эти образы подчеркивают то, что процесс объединения противоположностей, который мы видели на предыдущей картине, не окончателен. Гермафродит, которого так легко себе представить и идеализировать, всегда встречается с проблемой того, как на самом деле жить одновременно в качестве мужчины и женщины в одном теле.
Фактически, гермафродит показывает нам ту стадию работы, когда противоположности лишь очень близко сошлись вместе.Можно сказать, что образ гермафродита это то надуманное решение проблемы противоположностей.
И мы видим, как от одной картины к другой мы движемся от простого предвкушения объединения противоположностей к некой материализации, которая заканчивается разрушением, и возникновением нового чувства ожидания.
Снова и снова нам напоминают о том, что свежий взгляд на проблему противоположностей, приводящий к их искусственному воссоединению, может быть переоценен. Всегда существует опасность застрять на образе этого союза, но так и не воплотить трансформацию в жизнь. Эта ошибка часто происходит в анализе, особенно для интуитивных типов, которые с энтузиазмом реагируют на идею достижения цели как только она приходит в голову.
Тем не менее, некоторая констатация возможности этого союза необходима для того, чтобы уберечь человека орт сомнений, страха или диссоциации. С этой точки зрения гермафродит является несовершенным, незрелым образом Самости. Во первых, должна произойти другая сепарация.
Рисунок 23 Рыцари едут на сражение
Часть фризы с КартиныPlate I-10.
(Harley 3469, by permission of the
British Library)
Рисунок 24 Мифологические сцены Морских колесниц. Основаниерамы, Картина I-10.
(Harley 3469, by permission of
the British Library)
(вспомните рыцаря с его мечом на Картине I-2).
И эта картина нам показывает эту безжалостное separatio. На этой стадии разделение уже включает в себя жертвоприношение.
С помощью этой картины нам напоминают о теме жертвоприношения и обезглавливания в видении Зосима,134 которое мы обсуждали во Вступлении. Тут также присутствует тема обезглавливания в том виде, в каком она присутствовала в Восточно Индийском Тантризме. 135 психологически попытка обработки ложной интеграции воспринимается изнутри как телесный распад или расчленение.
Пациент может страдать от физической боли, онемения, интенсивного чувства жара или холода, или гиперчувтсвительности к сенсорной стимуляции. Аналитик может чувствовать схожие симптомы, и вместе с пациентом он должен прорабатывать их, отмечать любые физические изменения, которые сопровождают процесс получения и обработки психологического материала.
Эта деструктивная энергия тени является основной: внутренний опыт тела и все, что он символизирует, должен быть разобран на элементы и собран заново иным способом.
В тексте Splendor Solis говорится,
В левой руке (убийцы) была бумага, на которой написано, ‘ Я убил тебя, и ты мог бы получить изобильную жизнь, но я тщательно спрячу твою голову, чтобы распутницы мира не могли найти тебя, и разрушить землю, и тело я погребу так, чтобы оно разлагаясь, росло и плодоносило бесчисленными плодами. ’136
Другими словами, теневая фигура спасла основную ценность, представленную золотой головой, которая означает наступление осознанности Самости, за пределами противоположностей.
Также золотая голова представляет длительность и уникальную ценность процесса, ведущего к этому моменты, которая должна быть защищена от опасности обратного скатывания в привычную или инфантильную форму адаптации(то есть, решение, обозначенное словами «распутницы мира» в цитате )
Понимание и озарение не должны быть уничтожены, даже если они не способны на этой ступени избавить от страданий.
Клинический пример этого символизма и его целительной силы можно представить примером женщины 50 лет, которая вернулась к анализу из за семейной ссоры. Ее творческое развитие, которое расцвело во время аналитической работы, начало противоречить установке о том что ее муж и его обширная семья должны быть ее приоритетом. После того, как она вернулась к лечению, ее муж начал давить на нее из за денег, которые она тратила: он не мог понять ценность ее аналитической работы также, как не понимал причин, по которой она не может перестать рисовать картины.
Он счел ее потребность во внутренней жизни роскошью, которую паре не может себе позволить. Его скептицизм возобновил ее сомнения, и она чувствовала стыд всякий раз, когда приходила на сессии. Однако, она могла объективно видеть, что ранняя проработка вынула ее из глубокой затяжной депрессии, и изменила качество ее жизни. И ей приснилось следующее:
Я делаю фотографии пейзажей, и сначала я замечаю, кто на каждой из картин запечатлена чья то смерть. Затем я как будто бы смотрела фильм. И когда в нем грузная темноволосая женщина произнесла свою речь, кто то(возможно, я сама) вручила ей кровоточащую голову темноволосого мужчины. Она схватила голову, прыгнула в машину , развернулась через обочину и быстро уехала. И в тот, момент, когда она уезжала, она стала стройнее.
Этот сон относится к трудности удержания ценности ее личного психологического роста в глазах власти, коей она наделила своего мужа и его мнение. Когда она признает свою потерю либидо (мертвые тела), она начнет оживать. Большая женщина отражает ее совственное отношение к еде, как к заместителю эмоционального тепла, которое она не получала, посвятив себя заботе о других. Мобилизация действия предполагает признание собственной ответственности за сложившуюся ситуацию, и возврат к нужному направлению.
Она соприкоснулась с мужской стороной в ее позитивном, активном аспекте, и это стало дополнять ее все-отдающий материнский идеал.
Потенциал, обозначенный этим сном, проявился позже, и затем она увидела новый сон, в котором она присоединилась к группе женщин, выполняющих акробатические этюды, одетых в цветные костюмы. В жизни она воплотила это с помощью создания своей студии и выделения времени для своего рисования.