Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд
Трансформация Психэ
(Алхимический символизм Splendor Solis)
Глава 3
Картина I-3
Внутренний запрос
Строго с точки зрения алхимиков, эта ступень связана с отделением двух основных субстанций и их последующей рекомбинацией. На картине рыцарь облачен в серые доспехи, украшенные золотым орнаментом. Он держит в правой руке меч 25, а в левой красный вымпел с надписью, выполненной золотыми буквами:
Ex duabus aqui unam facite, qui quaeritis Sole et Luna facere.
Et date bibere inimico vino.
Et videbitis cum mortuum.
Dein de aquaterra facite.
Et lapide multiplicastis.27
Что может быть переведено так:
Из двух вод сделай одну, таким образом найди способ создать солнце и луну.
И будь готов пить вино антагонистов
И ты увидишься с Мертвецом.
Затем сделай водянистую землю.
И приумножь камень
Рыцарь смотрит прямо перед собой, голова развернута налево, и он стоит между двумя фонтанами, опираясь одной ногой на один, а другой -на другой. Фонтан справа увенчан металлической фигуркой обнаженного мальчика, держащего в правой руке палку, поднятую вверх.
Он писает серой жидкостью в чашу фонтана, она переполняется, и жидкость перетекает в чашу фонтана, расположенного слева. Этот второй фонтан украшен похожей фигуркой, но, похоже, что это девочка, и она держит палку на своем левом плече. Она писает золотой жидкостью в чашу фонтана. Смесь из двух потоков производит золотую жидкость, которая переливаясь, наводняет собой окрестности, представляющие собой низинные поля, граничащие с рядами деревьев.
В долине можно разглядеть две деревни, и еще одна расположена на холме справа.
На горизонте просматриваются скалистые территории.
Как и на предыдущих картинах, центральное изображение окружено красивой золотой рамой, насыщенной сценами из жизни животных и растений. В верхнем левом углу расположен павлин, справа бабочка.В нижней части рамы находится сова, смотрящая налево. Она в центре внимания двух критически настроенных птиц. Это говорит о внутренней борьбе и амбивалентности приобретения мудрости объединения противоположностей. Однако две другие птицы относятся к сове более спокойно, одна из них находится на другой стороне. Рыцарь здесь символизирует силу эго, которая поддерживает индивидуума в момент принятия на себя ответственности за ситуацию, принятые решения и инициативу. И таким образом, мы видим, что хоть на первой картине рыцарь больше и не является удовлетворительным символом личной целостности, от него все равно требуется сила героя для того, чтобы выполнить эту новую трудную задачу.
Картина I-3
Меч в правой руке символизирует героическое состояние эго, которое говорит «Да, я расшатываю противоположности, и с помощью моего меча я высвобожу элементы из их защитной оболочки .”
Семь звезд 28 над головой рыцаря имеют символическое отношение к инициации. Семь — это число, традиционно ассоциирующееся с прохождением какого-то процесса полностью в течение времени. Например, 7 дней завершают неделю, и алхимическое действо часто описывалось как процесс, состоящий из семи стадий. Лестница из Семи Планет занимает видное место в поздних Классических ритуалах инициации, символизируя восхождение души к богу солнца, или иначе, солификацию. 29 Автор Aurora Consurgens использовал семь притч, апеллирующих к семи этапам и семи планетам. Семь звезд также ассоциировались с выбеливанием, или очищением, prima materia:
После того, как ты сделал те семь (металлов), которые ты раздал по семи звездам (и которые связал с семью звездами) (и) очистил их девать раз так, что они стали подобны жемчугу — это и есть Выбеливание. 30
Фон Франц в своем комментарии заметила, что внутри каждой отдельной притчи весь алхимический процесс описывается целиком в миниатюре, как бы создавая спираль. 31 И мы будем наблюдать, как в этой серии картин рукописи символизм числа семь возникает снова и снова во множестве контекстов .
На нагрудные доспехи рыцаря нанесены полосы различных цветов: черный, белый, желтый и красный. Это первая констатация стадий алхимического процесса, выполненная с помощью цветов. Черный цвет символизирует нигредо или черноту -первоначальный хаос, или неразличимое состояние,—которое превращается в белый цвет, или иначе, альбедо. Это состояние связано с перерождением или с ощущением обновления. Желтый цвет указывает на промежуточную ступень между белым и красным цветами, и, наконец, красный цвет, рубедо, означает конечный результат трансформации. Этот цветовой символизм проходит через все картины Splendor Solis.
Струя мочи маленького мальчика сероватого, или точнее сказать, серебряного цвета. И она является символом духа, Луны, и их изменчивости. Серебро также указывает на Меркурия, только что принявшегося за свою работу. Струя мочи девочки золотого цвета. И это символизирует душу, серу и Солнце. Ранее мы уже обсуждали то, что сера и ртуть являются знаками противоположный свойств материи, и часто трактуются как мужской и женский принципы. По мнению Джона Рида,
В операциях Великого Делания, союз мужского и женского принципа был известен под термином слияние. [coniunctio];.…Сера отдавала, Ртуть принимала, форма, которую принимал материал в результате их слияния, оказывалась подобна воску, который сохраняет на себе оттиск печати.
Это были бесчисленные синонимы каждого из этих принципов, большинство из которых были использованы для обозначения Философского Камня. Мудрость серы именовалась Солнцем, королем, мужчиной, братом, Осирисом, львом, бескрылым драконом, и тп. .
Мудрость Ртути обозначалась такими словами, как Луна, королева0 женщина, сестра, Исида, змей, орел, крылатый дракон.32
Здесь на картине сера и ртуть показаны как субстанции, свободно истекающие, каждая из своего источника. Серебро, подобно луне, связывалось с тьмой, а сера наоборот, ассоциировалась с солнцем и светом. И тут же наличествует очевидный парадокс в том, что маленькая девочка мочится жидкостью «мужского» цвета. И подобная символика проходит через всю алхимию, и просматривается во всех сериях алхимических изображений.
Алхимики никогда не следовали жесткой дихотомии мужчины и женщины. 34 Они понимали, что и в мужчинах есть женственность, и в женщинах присутствует мужественность. Мы видим на картине, что мускулинность в девочке выходит наружу, как и феминность в мальчике. И разделение это тут выглядит как биологический процесс.
Алхимики хотели соединить противоположности в жидкой форме для того, чтобы добиться максимального единства, и поэтому на картине этот процесс выносится за пределы человеческих тел, и выглядит как жидкости, текущие в два резервуара. .
Водный символизм связан с первой стадией инициации в процессе трансформации, который может быть воплощен во снах, но персонализирован согласно личного опыту каждого. Например, во снах, связанных с ванной комнатой.
Например, женщина с хорошо развитой персоной, избравшая для себя безопасность патриархальных ценностей за счет собственных глубинных чувств, начала лечение после того, как несчастливая жизнь ее дочери заставила ее исследовать их удобную и состоятельную жизнь.
В начале терапии, она видела сон о том, что она находится в ее родном городе, с его очень строгими нормами поведения. Она сидит на всеобщем обозрении в туалете в саду позади ее дома. Туалет граничит с дорожкой, и таким образом, ее может увидеть каждый, кто будет проходить мимо. И вместо того, чтобы почувствовать себя униженной, она получала удовольствие от собственной «неотесанности». Анализируя сон, она вспоминала много случаев из своего детства, заставлявших ее испытывать стыд за естественную любознательность и инициативность. Какое то время она испытывала сильную злость и раздражение от завышенных ожиданий от себя со стороны мужа, детей и социума. Она также чрезмерно отождествляла себя с гневом своих детей против власть-имущих. Все это постепенно исчезло после того, как она оказалась способной различать и выражать свои чувства вместо того, чтобы бессознательно подыгрывать навязанным ей социальным ролям. Психоаналитическая работа высвободила новые энергии, как для ее внутренней жизни, так и для отношений с мужем, детьми и друзьями.
Фонтан с его детьми, появлявшийся в ранних сериях картин, показывает, что самоочищение стоит превыше всего по значимости. Мочеиспускание это естественный способ освобождения тела от внутренних загрязнений.Психологически, это первая стадия инициации, 35 которая часто включает в себя очищение водой, например как в баптизме. Этот архетип, часто ассоциируемый с образованием молодого человека, может быть активирован в переходных фазах в любом возрасте. Его символы являются транспортом для индивидуализации.
С точки зрения развития, мочеиспускание это в первую очередь непроизвольный акт, абсолютно естественный и бессознательный, но в определенном состоянии психического и физиологического развития, он становится подконтрольным эго. И это один из самых ранних опытов действия и независимости. В то же самое время культура заставляет ребенка подавлять разные аспекты своей личности, которые несовместимы с ожидаемой гендерной идентичностью. И поэтому мы можем считать мочу символом первичного я, которое было принесено в жертву ради социальной адаптации, и осталось существовать лишь в форме природной бессознательной функции. Это напоминает о том, что развитие эго требует принесения в жертву недифференцированной целостности.
Символизм мочеиспускания также был обнаружен в других традициях, например, в Кундалини йоге 36, Там вторая чакра, отвечающая за трансформацию, расположена в районе мочевого пузыря.
Вторая чакра также рассматривается одновременно как позитивная и негативная. И это показывает, что процесс может идти как вперед, к обновлению, так и назад, к регрессу.
Данный принцип справедлив и для алхимии. Алхимики признавали то же, что мы также должны признавать, когда работаем с пациентами. И все, что исходит из бессознательного может быть многообещающим, полным множеством значений, а может внезапно вернуться обратно в бессознательное, как будто и не существовало вовсе.
Этот процесс может разворачиваться вперед, становясь новой стадией, или наоборот, оказаться регрессивной деконструкцией. Помочь определить, является ли процесс движением вперед, может способность психотерапевта определить регрессивные тенденции пациента и вывести их наружу. Дети фонтана с картины настойчиво напоминают нам о том, что защита регрессии может выть выражена в весьма активной форме, наподобие поднятой палки над головой мальчика, или оказаться пассивной, как палка, покоящаяся на плече девочки. Ртуть напоминает нам что вечно изменчивый трикстер, Spiritus Mercurius, очевидно, играет значимую роль на данной стадии.
Эта начальная ступень работы по трансформации все больше ориентирована по нисходящему потоку, чем по восходящему. Другими словами, это нечто хтоническое, приземленное, истекающее, подобно моче, извне в повседневную жизнь.
Это, как если бы терапевт сказал этой пациентке: «Да, конечно, то, чем мы занимаемся, так это делаем вашу жизнь более пригодной для жизни. И поэтому, прислушайтесь к вашей интуиции, вернитесь назад и живите вашу жизнь лучше, чем вы делали до этого.’ Это то, что мы можем назвать поддерживающей психотерапией или консультированием. Нов нашем случае внутренняя духовная проблема противоположностей была уже установлена. И возникает вопрос «А сможет ли пациентка вернуться?» Может быть она должна идти вперед? И это та точка, на которой тема инициации всерьез выходит на сцену. Семь звезд говорят о том, что пациентка почувствует необходимость движения вперед, независимо от того, понравится ли это ее эго или нет.
Говоря языком психологии, человек, пришедший на анализ , оказывается на начальном этапе признания необходимости в тщательном процессе изменений, который переведет его с одного уровня развития на другой. И психика пациентки начинает принимать участие в более фундаментальном изменении, чем просто облегчение состояния от беспокоящих симптомов или необходимости адаптации к жизненной ситуации. Как сказал Юнг ‘ в психике заложено стремление к собственной цели независимо от внешних факторов…’37
Во сне, приснившемся мне (автору книги), на ранней стадии моего собственного анализа, два подземных озера стекали друг в друга. Они были невидимы глазу, но я знал, что они там есть: это было чем-то наподобие абстрактной памяти, как если бы я всегда знал, что эти озера есть. Но в тот момент они еще и текли друг в друга. На личном уровне этот образ был ассоциирован с моей сестрой, хотя она и не присутствовала в том сне. Когда я был мальчиком, моя сестра являлась для меня чем-то вроде живого воплощения анимы. Она была на восемь лет старше, и я на самом деле не очень хорошо ее знал, но тем не менее она производила на меня яркое впечатление.
У нее были рыжие волосы и очень светлая кожа. По всей видимости, это сочетание красного и белого в ее природных цветах и влияло на мое бессознательное (красный король и белая королева являются хорошо известным алхимическим образом). Смешение или встреча противоположностей предлагает опыт инициации, в котором человек мог бы вообразить себе союз противоположностей, мужчины и женщины, который может реально возникнуть позднее.
И это не плод чистой фантазии или игры ума. Подземные озера символизируют юношеский потенциал роста. Это что-то инстинктивное и воплощенное, смешение эмоций, которое не может быть выражено словами. И как алхимия всегда включает материю, реальная психологическая трансформация всегда включает опыт воплощения, а не просто идеи. Этот сон, таким образом, сигнализировал реактивацию скрытого женского потенциала, выраженного в образе моей сестры, так, что она стала частью моей взрослой эмоциональной реальности и самого моего существа.
В своем внешнем проявлении это дало мне способность влюбиться в женщину.