06.03.2013
0

Поделиться

Глава 4. Картина I-4 Король и Королева

Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд

Трансформация Психэ (Алхимический символизм Splendor Solis) 

Глава 4

Картина I-4 Король и Королева

Четвертая картина открывает нам вид на зеленые пейзажи, представляя противоположности, воплощенные в образах короля и королевы, стоящих на тропинке на переднем плане.

Практически все на этой картине подчеркивает их полярность. Волосы королевы тщательно уложены, в то время как у короля они немного растрепаны. В этом содержится намек на душевное волнение.  Две деревни на заднем плане разнятся по архитектуре. И хоть они расположены вдалеке, мы все равно видим людей, идущих в поселение, расположенное прямо между королем и королевой. Это символизирует начало движения в сторону примирения противоположностей. Так, чтобы в конечном итоге они признали существование друг друга.

Верхняя одежда короля и королевы контрастных цветов. Король увенчан короной золотого и красного цветов а также облачен в красные одежды, отороченные золотом. Королева же одета в бледно-голубое платье. Ее корона серовато-серебристого цвета. Одна из ее туфель красная, а другая черная. Серо-серебристые тона окантовки ее платья и короны совпадают по цвету с серовато-серебристым солнцем над ее головой. Подкладка одежд короля голубовато-серая, и это совпадает с цветами наряда королевы, а подкладка платья королевы наоборот-красная. И этот цвет такой же, как в облачении короля. Это говорит о том, что каждый из них скрыто содержит в себе другого в потенциале.

Король стоит на костре, пылающем оранжевым и золотым пламенем.  Королева стоит на темной серой сфере, на которой изображено лицо под небольшим наклоном. До конца неясно, что символизирует собой эта сфера — Луну или Землю.Согласно описанию Джулиуса Кона, английского переводчика Splendor Solis,39 королева стоит на темной полной луне.40 Однако, в Психологии и Алхимии 41Юнг указывает на то, что она стоит на земле, а не на луне.(А луна представлена полной и сверкающей, и расположена над ее головой). Сфера, на которой стоит королева не просто земля.

По Юнгу, сфера называется  rotundum  и представляет ‘ круглую природу лазурита, который рождается из первичного, и потому  prima materia часто именуется лазуритом. .’42 Мы могли бы назвать эту prima materia эмпирической основой бытия, которая контрастирует с мужской потребностью в  действии или знании о чьем-то существовании.  .

На фоне короля королева выглядит спокойно. А он смотрит на нее с удивлением и, возможно, с тревогой. Серебристая луна над ее головой вопросительно взирает на короля.И подобным же взглядом одаривает королеву красно-золотое солнце, расположенное над королем. Небо переливается голубым, розовым и желтым цветами,  по нему плывут пушистые золотые облака с светлым под-тоном. Очевидно, что между персонажами этой картины имеется сильная эмоциональная связь.

Король держит в своей руке скипетр со скрижалью, на которой золотыми буквами написано

‘Coagula Masculinum,’43 или ‘Коагулируй Мужское.’ С точки зрения алхимиков, процесс коагуляции превращает жидкость в сухое твердое вещество.Королева держит голубую скрижаль со словами  ‘Lac Virginis,’44 или ‘молоко девы’ (духовная пища).Надпись также выполнена золотыми буквами.

На реальном плане алхимики применяли этот термин к разным жидкостям белого цвета. 45 На Рисунке 10 мы видим два алхимических образа молока девы. На одном дева оседлала огромную чудовищную рыбу, и вместе они изливают океан молока .На другом два алхимика или философа пьют молоко из грудей девы.

Эти две надписи—‘Коагулируй Мужское’ и ‘Молоко Девы’—вместе символизируют процесс, который был центральным для алхимии. Solve et coagula, или , иначе, растворяй и коагулируй .

Это руководство было найдено в древней рукописи Марии Профитессы..46  Алхимики произносили фразу» solve et coagula» много раз для того чтобы очистить коагулят.

Этот процесс похож на повторения, который случаются в анализе, где  бессознательное или комплекс проявляют себя через поведение или с помощью символов в сновидениях. Пациент и аналитик вместе рефлексируют на эти проявления и оказываются бессознательно затронуты этим. И это происходит раз за разом. Если лечение оказывается успешным, проблема будет растворена.

SPLENDOR SOLIS КАРТИНА  I-4

Рисунок 10 ‘Молоко Девы’

A. Море молока  (Stolcius de Stolenberg, Viridarium chymicum, 1624, reprinted in CW 12, Fig. 222)

 И эт ооткрывает путь для нового развития.Как подразумевает само слово «растворенный», новое его значение или коагулят может вернуть нас назад, в раствор бессознательного, но в иной форме, которая лучше подойдет для личности пациента на этом отрезке времени,

 Алхимики ассоциировали растворение, или  solutio,  с луной, влагой, холодом и мягкостью. Иногда они называли это «кормлением камня»  «молоком Девы»’. Коагуляция ассоциировалась с солнцем, сухостью, твердостью и жарой (и этот образ мы находим на картине в виде костра под ногами короля) .

Алхимики верили, что для того чтобы изготовить философский камень, надо превратить твердую субстанцию в мягкую, или духовную, , которая затем затвердеет, принимая заданную форму. 47 И это также напоминает анализ, в процесс которого жесткие и закостеневшие подходы смягчаются, в то время как податливые, но неразвитые аспекты личности усиливаются и дифференцируются.

 Этот процесс можно проиллюстрировать случаем девочки-подростка, которой была рекомендована терапия из-за злого отношения, которое она проявляла к своим родителям. В свою же очередь она жаловалась на их крики и неуважение к ее мнению . Эти роли были не просто частью процесса взросления подростка: и с позиции родителей, и с точки зрения самой пациентки, напряжение возникло в гораздо более раннем возрасте, когда девочка впервые начала показывать свою автономность.

 Во время терапии пациентка случайно вспомнила свой сон и детства. Ей было около 5 или 6 лет. Корова начала давать молоко, и не могла остановиться. И в итоге ее дом оказался затоплен, и они были вынуждены спасаться на лодке оказался затоплен, и они были вынуждены спасаться на лодке.

Рисунок 10

B. Алхимики принимают духовную пищу из грудей девы.

 (Поздний 14 век рукопись Aurora Consurgens)

 В ее сне позитивный, воспитывающий аспект женственности был возведен в экстремальную степень, так, что оказался угрозой для жизни, символизируя собой угрозу развития автономного эго. Мы может также увидеть, что свойства твердого и мягкого тут были связанны с имеющейся проблемой: пациентка была в роли повстанца (жесткая ,»плохая»), в то время, как ее мама жертвовала своей собственной автономией для того, чтобы быть все-дающей (мягкой, «хорошей»).Не удивительно, что область конфликта сосредоточилась на еде: девочка-подросток отвергала материнскую стряпню и пищевые предпочтения.

На глубинном уровне, свое желание иметь контроль над тем , что она брала в символической свободе от проекций,  она переносила на своих родителей, которые были искаженным отражением ее настоящей природы. Затердевшие роли и отношения в семье нуждались в смягчении, в то время как слишком проницаемые границы между матерью и дочерью должны были принять иную форму. В терапии, пациентка смогла почувствовать себя вне семейной динамики и, таким образом, начала видеть ее более ясно, включая свою собственную роль в конфликте. Она начала обнаруживать свою любовь и  теплые чувства  по отношению к своим родителям (смягчение).И как только она обрела самоконтроль, она сначала подверглась еще большим нападкам со стороны родителей, но позже они научились уважать ее и даже восхищаться ей. Их  отношение было сначала твердеющим, а затем смягченным.

 Размеры мягкого и твердого имеют первичные ассоциации с физическим опытом контакта  между людьми и объектами..48 А в анализе этот размер опыта может стать более осознанным, особенно в работа с переносом.  Алхимический  dictum, solve et coagula, настолько релевантен глубинной психотерапии, что имеет с ней единую точку зрения, с которой она смотрит на любую клиническую сессию.И в то время, как  процесс solve et coagula повторяется, он двигается из бессознательных, инстинктивных ожиданий и действий- как на предыдущей картине с двумя писающими детьми,- к большей осознанности и способности принимать противоположности, как изображено на этой картине.

 В «Психологии Переноса» Юнг отмечал, что  «Инстинкты и их специфическое фантазийное содержание являются наполовину реальным, и наполовину символичным. …Мы знаем, что фантазийное содержание инстинктов может быть интерпретировано как знаки, как автопортреты инстинктов, то есть, имеющее восстановительную природу, или как символы, как духовное значение природного инстинкта. … В любом конкретном случае бывает часто невозможно сказать что это -«дух» или «инстинкт» 49

 В случае этого подростка ее внутренняя жизнь начала принимать новую форму с момента отступления конфликт с ее родителями.Время от времени она просила разрешения сделать что-нибудь из песка в лотке, находящемся в офисе терапевта. 50 И получив его, она работала сосредоточено и тихо, старательно моделируя фигуры из песка и расставляя предметы из коллекции терапевта. 

Ее абстрактные песчаные скульптуры говорили о глубокой связи с архетипической женственностью, а также об ощущении сакральности ее развивающегося женского тела. Следовательно ее образ становления женщины, запечатленный в ее психике был изменен с недифференцируемого инстинктивного изливания (ее сон о корове) в более духовную, но также в  воплощенную в теле символическую Мистерию (смотрите Рисунок 11)

 Дизайн нижнего лотка, два круга, отделенные волнистой линией практически идентичны древнему Тантрическому символу богини, как защитницы. Тот же символ был использован для Камы, бога фаллической любви. 51 В нижнем латке (сделано 6 недель спустя) также наблюдается симметрия, но две стороны не зеркалят друг друга.  Наоборот, мы видим слева 6 конечную звезду. В ее центре находится крохотное индейское судно, а на конце каждого из лучей звезды — по ракушке. Справа мы видим контуры ее руки, выложенные с помощью крохотных ракушек, и с ракушкой посередине ладони.

 Ниже середины лотка прочерчена широкая линия, которая открывает синее дно латка, и символизирует море. Символы, расположенные на этом латке показывают нам архетипическую женственность слева и персональную женственность справа. Обе стороны содержат спиралевидные ракушки, символы защищенного развития,  растущие вслед за ростом живущего в них существа. Отпечаток ее руки на песке, аккуратно обрисованный ракушками, говорит нам о том уникальном отпечатке, который она сделает в своей жизни. 

 Возвращаясь к образу короля и королевы, мы можем заметить, что королева полностью контролирует себя. Она воплощает собой суть развитого женского сознания с ее собственным источником света, каким является сияющая серебристая луна над ее головой.Это разнится с более типичным культурологическим восприятием женственности, как просто луны, часто в форме полумесяца, подчиненной мужской рациональности и осознанности, и оттеняющей ее.

 Рама картины украшена цветами и птицами на золотом фоне.Эта картина первая, в которой центральное изображение покоится  на трехмерной основа. .52 Здесь темно серая рама содержит три барельефа

Один находится слева (Рисунок 12) , и изображает батальную сцену, подписанную»Ахилл»  ‘Achiles’ [sic] и «Гектор» ‘Hector.’ Это знаменитый поединок при осаде Трои, когда Ахиллес убил Гектора в отместку за своего друга Патроклоса, несмотря на пророчество морской нимфы Фетиды  Матери Ахиллеса, о том, что затем быстро последует его собственная смерть.Как сказал Кереньи, Он принял свою собственную смерть. .’53 Его  кости были перемолоты с костями его друга Патроклоса, затем помещены в золотую амфору, и похоронены на Мысе Сиджеоне, на входе в Хеллеспонт.

  Рисунок11 Два песчаных лотка.

(Выполнено девочкой -подростком, находящейся на психотерапии)

Это место стало прибежищем пилигримов и было огорожено  Александром Великим. 54 И мы можем считать  Ахилесса  как одновременным воплощением и высшей преданности, и высшей вражды, практически сверхчеловеческого героизма и фатальной уязвимости.

 На центральном барельефе (Рисунок 13) мы видим Александра великого, изображенного как полководца и война. Он сидит на троне, окруженный своей армией,  его посох поднят вверх.На другой стороне бурной реки находится укрепленный замок и город.

Над башнями города написаны слова  ‘Basiliski Capsis’ ( их видно более отчетливо на РисункеB).

Это можно перевести как, ‘ василиск в корпусе,’ или ‘василиск содержится внутри

.’Под последней буквой ‘i’ слова ‘Basiliski,’ можно разглядеть драконоподобную фигуру, нарисованную золотым цветом, прямо над городом.  Эта фигура есть василиск, чудовищная комбинация петуха, жабы

или змеи. Считается что оно рождается из яйца без желтка, которое было отложено петухом и высижено жабой в гнезде из навоза.  55  Как и горгона, василиск способен убивать взглядом, и он может умереть сам  в том случае, если увидит свое собственное отражение.

 В христианской иконографии василиск был синонимом дьявола, его трехглавый гребень и тройной хвост воспринимались как инверсия Святой Троицы..56 Происхождение этого символа должно быть очень древним: василископодобное существо было найдено в центре «Колеса Жизни» в Восточно Индийской и Тибетской иконографии. В Центр колеса в буддистских версиях помещены свинья, петух и змея, в то время как в варианте  Тибетской религии Бон там находится монстр в телом коровы, хвостом змеи и с тремя головами -петуха, свиньи и змеи. .57 По Бон Сутре Магического производства Отпрыска, из круга света Небес, пустого и бесконечного, черный свет исходил до самого дна моря, поднялся пар скрывающий что то черное во мраке. Из этого мрака родилось вредное тело корова с ядом для всех живущих. И у коровы появилось три ядовитых головы, четыре конечности и хвост змеи.

И каждая из трех голов имела свои уста -ненависть была ртом змеи, наваждением оказался рот свиньи и сладострастием -рот петуха.Так три яда воплотились в очевидную телесную форму. 58

  Эта интерпретация хорошо совпадает с алхимическим символизмом, в котором василиск представляет собой  prima materia. Содержание василиск/prima materia  является основным для трансформации. Другими словами, страсти должны быть укрощены для того, чтобы можно было начать психологические изменения

 Согласно легенде, Александр Великий обучался Аристотелем  (384–322 до н э), который развил философскую систему, основанную на эмпирическом наблюдении и логике — доминирующем мировоззрении Западной цивилизации.  Текст  Splendor Solis  цитирует легенду об Александре, в которой Аристотель учит его алхимии  ‘Выбери для нашего Камня то, чем украшают и коронуют себя короли’, подразумевая тонкое золото. 59 Присутствие Александра на этом барельефе напоминает нам  о том, что алхимики были осведомлены о том, что корни их искусства лежат в сплаве Греческих идей о природе материи и в Египетской металлургии в Александрии, древнем египетском центре изучения, основанном Александром.

 Александр, наиболее известный завоеватель в Западной истории, воплотил мощь стратегического планирования для успешной военной агрессии и доминирования- комбинации физической мощи и рациональности.

 По мнению историка Томаса Мартина, популярность легенды об Александре как символе высокого достижения для мужчины -героя и война оказалась одним из наиболее значимых моментов его наследия на долгие века..Когда у смертного одра Александра один из его военачальников спросил, кому же он теперь доверяет свое королевство, тот ответил «Самому могущественному» ”60

 Александр был также известен своей любознательностью.В тексте для Специальной Выставки Британской Библиотеке в 1999 было указано, что бесконечная энергия и безграничные амбиции Александра толкали его исследовать отдаленные участки земли, населенные странными народами и монстрами, исследовать чудеса небес и глубины моря и искать секреты истинной мудрости и бессмертия. Именно эти легендарные путешествия упоминаются в Романе об Александре, который возник как греческий текст, но вскоре оказался распространен в бесчисленных вариантах и переводах, возникших в странах Западной Европы, Ближнего Востока и Индии.

Рисунок 12

Битва Гектора и Ахиллеса.

 Барельеф в  основании Картины  I-4, слева.

(Harley 3469, с разрешения Британской Библиотеки)

   Эти легенды подпитывали любопытство Европейского общества средних веков, рассказывая им об удаленных уголках мира. После встречи с монстрам и и жутковатыми народам всех мастей, Александр вознесся в небо в клетке, удерживаемой грифонами(и внезапно упав на землю), а затем он спустился в морские глубины, к своему последнему приключению..

 На Рисунке 14, мы видим изображение этого эпизода, который появился во Французском манускрипте 15 века. Василиск, затем, может рассматриваться как тень Александра- его рациональные и стратегические способности были использованы на службе у жажды опыта и потребности во власти. На этой картине «содержащийся василиск» отделен от Александра значительным разделителем в виде широкой и быстрой реки.

 Барельеф справа (Рисунок 15) снова показывает Александра (вместе с солнцем на небе, расположенным за ним), наносящего визит человеку , сидящему в бочке. Человек, полностью одетый, смотрит на короля, сложив руки вместе в мольбе руки.Это изображение, возможно, имеет отношение ко встрече Александра Великого и Диогена, Великого Греческого Философа. (412–323 до н э).

 Диоген был аскетом, который какое то время жил на улице в бочке, принадлежащей храму Кибелы .

Он учил ценностям простой жизни и рекомендовал возврат к природе. Говорят,что он преподавал на Истмийских играх, где встретил Александра, предложившего ему благо. Диоген попросил только Александра не стоять между ним и солнцем. Александр ответил «Если бы я не был Александром, я бы был Диогеном.» Считается, что Диоген умер в Коринфе в тот же день, когда и умер Александр в Вавилоне.

.61 Это пересечение столь разных жизненных дорог двух мужчин говорит о целостности в потенциале, так же как встреча короля и королевы на главном изображении.

 Мы можем видеть прогрессию слева направо барельефа — страстный и стремительный героизм Ахиллеса; планирование, стремление к власти и любознательность Александра, и встреча Александра с Диогеном, человеком, чей отказ от мирской власти был несовместим с теми ценностями, которыми жил Александр. 

Пьедестал или базис, таким образом, показывает нам парадоксальное наследие Греческой цивилизации.

 Ричард Тарнас подвел следующий итог:

Рисунок 13 Александр Великий как Завоеватель

 (Harley 3469, by permission of the British Library)  A. Барельеф в основании Картины I-4, центр. 

B. Деталь, показывающая василиска.

Только когда греческое интеллектуальное развитие достигло своей кульминации в течение 4 века до нашей эры, Александр прошел из Македонии через Грецию в Персию, завоевывая земли и народы от Египта до Индии, и создавая империю, захватившую большую часть известного на то время мира.

Те самые качества, которые служили блестящей эволюции Греции — неугомонный индивидуализм, гордый гуманизм, критический рационализм — затем способствовали ее падению  путем развития раскола, надменности и оппортунизма, свойств, которые прятались в тени благородных греческих черт, и которые в итоге сделали ее близорукой и неготовой к Македонскому наступлению. 

Тем не менее, достижения эллинов не были обречены на вымирание .. вдохновленный  эпосами Гомера и Афинскими идеями, Александр привнес и рассеял по завоеванному им миру и греческий язык, и греческую культуру. Таким образом можно сказать, что Греция  хоть и пала в самый момент кульминации своего развития, и триумфально распространила себя через принятие своего наследия другими народами.62

Картина 14 Александр спускается с корабля в стеклянной бочке для того, чтобы увидеть чудеса моря.

 Из старинной французской рукописи романа об Александре в прозе, Руан  1445.

       Три барельефа говорят сразу и о проблемах в культурном бессознательном, и о возможном новом отношении.Два из них слева показывают , что Западная культура впитала в себя героизм и рациональные ценности, идентифицируемые как мужские, и отвергла ценности, определяемые как женские.

Центральность этой темы была очевидна на первой картине  Splendor Solis, но здесь ее развили более специфично. Барельеф справа, встреча Александра и Диогена, показывает скорее движение в сторону внутреннего развития, чем  возвышение  ценностей внешнего мастерства и завоевания.

Это также служит прообразом т последней картины этой серии (Plate I-11), где алхимик погружен  в алхимическую ванну .

Рисунок 15 Встреча Александра и Диогена.

 Барельеф в основании Картины в I-4,справа.

 Алхимическое развитие за пределы сверхценности мирской власти и мастерства (жажда реального золота) была выражена автором Splendor Solis, Salomon Trismosin, в простой стихотворной форме, относящейся к его  ‘алхимическим изысканиям’:63

 Изучи Что есть Твое Искусство

И Где Часть Твоего Искусства ,,

Все Что ты знаешь об этом Искусстве ,

Это то, что это Действительно Твое Искусство.

Все что вне тебя также есть внутри.

Так писал Trismosin.64

 Подобно этому же писал и Юнг, ‘ Это есть в правде внутреннего человека,…который проходит через стадии которые трансформируются [базовые металлы]…в золото, и который , затем,подвергается постепенному повышению ценности  .’65

 Теперь, когда культурные основы стали нам более понятен, мы можем вернуться к центральному изображению.

 Король, как представитель правящих принципов, характерных для Западной культуры, с полным осознанием смотрит на королеву, чья традиционная женственность была подавлена со во времен Классической Греции.  Глядя на спокойное отношение королевы, и на ее возвышенную позицию, мы можем догадаться, что идет некое движение в сторону  осознанности

 Присутствие человеческих фигур отражает прогрессию от предыдущего изображения, с его статуями  обнаженных детей. Также наблюдается движение от несовершенного символа  solutio как мочи, в сторону символа solutio как молока девственницы, lac virginis.66 Вместо сырой ртути и серы, противоположности представлены королем и королевой, как Солнце и Луна.

 Как указывает Юнг, «Возвышение человеческой фигуры до короля, или божественности, с другой стороны его представление в субчеловеческой …форме, являются признаками транссознательного характера пар противоположностей.Они не принадлежат к Эго-персоне, но наследуют ее.67

 Внутри главного изображения, король и королева стоят на основаниях, символизирующих их элементальную природу.

 Везде,где элементы представлены как чистые Земля, Воздух, Огонь или Вода, они относятся к архетипическому уровню подсознания, который невидимо пролегает под ежедневной сознательной жизнью.Юнг ссылался на эту картину в своем эссе «Индивидуальный символизм сна в отношении к Алхимии»68 Пациент на анализе имел визуальный образ, в котором женщина в вуали открывала свое лицо.

Оно сияло, как солнце.’69 Юнг характеризовал этот образ как аналог алхимической стадии  solificatio, как проблеск бессознательного, который он отделял от рационального просветления.  70

 Позже в тех же самых сериях видений, пациент получил образ глобуса.Неизвестная женщина стоит на нем и молится солнцу. .’71 (Мы здесь можем видеть параллели между сном и королевой на Картине I-4, кроме того, что на ней королева не молится солнцу. Наоборот, она с ожиданием глядит вперед на то, что король может  ей предложить. .) И Юнг говорит, что этот образ в видении пациента помогает нам понять его психологический контекст:  глобус это скорее образ земли, на  котором стоит анима, молящаяся солнцу.  Анима и солнце, очевидно, различны, что указывает на факт того, что солнце представляет принцип, отличный от анимы.

  Он есть персонификация бессознательного, где солнце есть символ жизни и высшей степени целостности человека (как это отражено в solificatio).Теперь солнце это античный образ, который все еще очень близок нам. Мы также знаем, что ранние Христиане имели некоторые трудности в том, чтобы отделить восходящее солнце от самого Христа. Анима предстала  во сне  пациенту молящейся солнцу, что говорит о том, что она принадледит к древнему миру, и вот по какой причине: сознательный ум с его рационалистическим отношением почти не проявляет к ней интереса, и следовательно делает невозможным ее модернизацию (или точнее сказать, Христианизацию). Это практически выглядит как дифференциация интеллекта, которая началась в Христианских Средних Веках, как результат схоластического обучения, которой привел аниму к регрессу в античном мире. .72

 Комментарий Юнга демонстрирует проблему культурного развития в Христианском мире и подчеркивает важность прочтения архетипических изображений в их культурном контексте.

 Юнг продолжает говорить, «Не лишне тут  упомянуть  о том, что хоть пациент сознательно не имел представления обо всем этом, его бессознательное почерпнуло это из моря исторических ассоциаций, и поэтому он ведет в своем сне так, как будто он был полностью осведомлен об этом удивительный феномен в истории человеческого мышления.  Фактически он бессознательный экспонат для своей автономной психики и ее развития, точно также, как и средневековый алхимик или классический неоплатонист. Таким образом, можно сказать, что есть зерно истины в том, что история может может быть легко воссоздана с помощью чьего-то бессознательного также,  как и из реальных текстов».  .73

 Это объясняет нам, почему мы говорим о культурном бессознательном, которое есть осознание наших культурных основ, и которое выходит на свет во снах, и которое весьма отлично и от личной жизни и от архетипического уровня бессознательного. И утверждение Юнга, процитированное выше, кажется, подтверждает это различие.

 Лозунг наверху картины гласит: ‘Particularia,’ а внизу он говорит, ‘Via Universalis Particularibus Inclusis,’ что означает, ‘универсальный путь включения частного.’ В свете нашей работы по аналитической психологии мы можем с легкостью сказать, что Particularia представляет собой эго с его личными связями,также как и влияния определенных аспектов культуры.  И Via Universalis, Универсальный Путь, представляет путь Самости. Это может служить хорошим лозунгом для аналитической психологии, раз мы рассматриваем большую личностность Самости в отношении к особенностям  личности и опыта конкретного индивидуума.

 Во первых мы  можем путать Самость с личной идентичностью, Particularia.Это происходит неизбежно в начальной стадии лечения, когда пациент производит перенос на аналитика — и аналитик контр перенос на пациента. Опасность этого момента в том, чтобы не начать воспринимать все слишком лично.

Например, человек может думать, ‘Ага, я встретил своего близкого человека, и мы принадлежим друг другу навсегда, или хотя бы на момент этого путешествия. ’ И хоть контакты пациента и аналитика регламентированы, у каждого могут быть очень личные фантазии и представления об их заимоотношениях.

Но подобно алхимику, аналитик, знающий свое ремесло, понимает что это иллюзия,  основанная на архетипическом базисе, и заставляющая чувствовать глубокую связь. Элементальный уровень, если так можно высказаться, предупреждает , ‘Нет, это универсальный опыт. И это что-то намного большее, чем то,  что доступно пониманию в личном контексте .’74

 Внутренние эмоциональные состояния или отношения аналитика могут быть отражены в выражениях лиц короля и королевы. Король выглядит грустным, возможно, взволнованным относительно ситуации в целом, в то время как королева  спокойна и самоуверенна. Она протягивает свою руку в его направлении с большой уверенностью. В этой стадии анализа, аналитик в состоянии принять любые проекции и работать с ними, как и восприимчивая, женственная королева. Но другая сторона выражает сомнения : ‘Что мы со всем этим будем делать?’ Король, наделенный обязанностью поддерживать порядок, стоит на пылающем костре, который ставит перед нами вопрос , ‘ Не будет ли эмоциональная сила этих отношений столь горяча, что мы не сможем сохранить их?’ Фактически, оба типа отношений необходимы на данной стадии, потому что никто до конца не знает как руководить процессом, который не должен восприниматься лишь как положительный. Эта очень человеческая встреча — включающая рождение личных, культурных и архетипических измерений психики —  есть не coniunctio ( конечное единство противоположностей) но его предвестник.

 Пер. Елизавета Котаева