07.06.2013
0

Поделиться

Глава 9. Картина I-9 Гермафродит

Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд

Трансформация Психэ

(Алхимический символизм Splendor Solis)


Глава 9

Картина I-9

Гермафродит

На переднем плане красивого пейзажа стоит изящная фигура гермафродита, облаченная в черную форменную одежду с отороченным золотом оранжевым воротником, поясом и застежками красно-золотых тонов. Обута фигура в черные ботинки, а на ногах у нее черные лосины. Гермафродит стоит на возвышенности, покрытой травой. Вокруг растут прекрасные деревья с золотыми цветами и тронутые золотом листьями. Ниже виднеются деревья, река, текущая в сторону моря и города.Сверху находится голубое небо, которое кажется взволнованным и покрытым облаками. Рама картины выполнена в форме арки, и она декорирована прелестными птицами, цветами и фруктами.

Фигура имеет две головы и две шеи: одна -чисто выбритый мужчина со светлыми волосами и синими глазами; другая- женщина с синими глазами, и со светлыми красноватыми волосами. 122 Вокруг головы мужчины находится золотое гало, а женскую голову окружает серебряный нимб. Лицо мужчины находится на картине слева, его профиль наложен на заднюю часть женской головы. Здесь снова заявлена чернота Эфиопа, но уже в новом свете, выраженном с помощью облачения. Это символизирует ценность трансформированной тени.

Красное крыло с мужской стороны и белое, с пурпурным оттенком, с женской, относятся к типичному алхимическому способу выразить встречу противоположностей как coniunctio, известное как ‘красный мужчина и его белая жена.’

В левой руке гермафродит держит яйцо, и обе головы на него внимательно смотрят. В соответствии с алхимической традицией, в символическом яйце содержатся Четыре Элемента.Скорлупа представляет собой Землю, мембрана между скорлупой и белком -символ Воздуха, белок-это Вода, и Желток означает Огонь. Таким образом, яйцо это символ единства, символ того, что все Четыре Элемента находятся в гармоничных взаимоотношениях: » все элементы,соединенные с материей для того, чтобы сформировать источник совершенной природы, именно так, как требуется для этого благородного искусства» 123 Текст Splendor Solis содержит некоторый дополнительный символизм этого яйца: мембрана вокруг желтка означает «легкий воздух, который потому такой теплый и нежный, потому что расположен около Огня, и отделят его от Воды «124 В центре желтка находится Пятый Элемент, или Элемент-Квинтэссенция, из которого растет цыпленок. Яйцо представляет потенциал для дальнейшего роста, и даже возникновения целостности, поскольку яйцо содержит все необходимое для того, чтобы развиться в живое существо. И как в примере с яйцом, внутренне развитие может протекать незаметно в период созревания.

В правой руке гермафродит держит круглый щит, внешний контур которого окращен в оранжево-золотой цвет. Внутри этого контура находится другой, сероватый, напоминающий мрамор. А за ним расположен третий контур, темного цвета, с размытыми краями.

Картина I-9

Эти контуры содержат в себе, как в зеркале, изображение окружающего пейзажа.

Символизм этого зеркала в руках гермафродита говорит о той стадии развития, при которой внутреннее и внешнее может быть уже представлено в воображении, как объединенное.

Это зеркало — точное отражение действительности картины, но в уменьшенном размере. И это символизирует то, что микрокосм отражает макрокосм.

И если яйцо это микрокосм, прочувствованный внутри, это внутренний человек, то пейзаж выражает собой макрокосм, или внешний мир. Яйцо это символ Четырех Элементов в гармонии. Они находятся вместе с эмбрионом, сутью которого является загадочная способность жизни к развитию, разнообразию и воспроизводству. Адепт может теперь сознательно размышлять над этой мистической и удивительной истиной

И хотя появилась новая форма синтеза, мы должны заметить что этот союз в действительности неловкий и искусственный: одно тело разделено на две половины, с двумя головами. Этот результат есть идеалистическая модель объединения. Но тем не менее этот гермафродит есть условная попытка объединить то, что казалось не соединяемым.

Фактически, картина говорит о том, что на этой стадии человек может чувствовать одновременно экстаз и смущение от осознания того, что он и на самом деле есть часть природы, часть чего-то, что выходит за рамки личной идентичности и срока жизни.

Этот вид символизма в контексте анализа может совпадать с первым человеческим осознанным внутренним опытом его женской стороны- его анимы, или души. Это может также представлять собой осознанное признание мистической части, понимание того, что человек есть скорее часть целого мира, чем нечто отдельное от него. И в конечном виде это появление чувства разрешимости проблемы, ощущения, что возможно достижение объединения.

В соответствии с этим взглядом гермафродит символизирует будущую Самость,125 в которой противоположности (разделенные на ранней стадии, показанной на картине I-2 ) могут наконец сойтись вместе. Однако, недостаток интеграции мужского и женского во внешности гермафродита показывает нам то, что противоположности еще не претерпели фундаментального изменения.

Тогда мы должны спросить себя, что все же представляет собой гермафродит, будущую Самость или осознанное принятие эго проблемы противоположностей и возможность таких взглядов, которые исключают перекос в одну из сторон, и остаются нейтральными. По мнению М-Л фон Франц,126 образ гермафродита иллюстрирует положение «между» , или иначе говоря «застывшей » природы комплекса. Она предлагает к рассмотрению пример деревенской девушки, которая практиковала черную магию: девушка видела во сне своего деда в образе монстра-гермафродита, который проводил магические сеансы. Фон Франц интерпретировала этот образ как одновременное воплощение неразвитого сознания девушки с ее подавленными женскими страстями. Это то сочетание, которое и привело ее к пустой практике черной магии.

В процессе анализа девушка видела во сне глубокую пещеру, в которой произошла смерть ее деда и чудесное рождение ребенка.После этого энергия ее жизни стала более пригодной для реального существования.

Интерпретация фон Франц подчеркивает негативные, регрессивные аспекты гермафродита. Они же были представлены и в средневековой алхимии, где гермафродит ассоциировался скорее с дьявольской, а не божественной природой.

Александр Руб127 перепечатал удивительные изображения «святого» гермафродита и «злого» гермафродита из рукописи 15 века Buch der heiligen Dreifaltigkeit.

И то, что образ гермафродита означает в отношении того, что происходит между пациентом и доктором уникально для каждого клинического случая. Обобщенно можно сказать, что всегда существует опасность, возникающая в тот момент, когда символическая реальность проявляет себя через сны или активное воображение. И когда возникает такой результат, получаемый в ходе серьезных усилий по проработке регрессивного материала и конфликтов с тенью, аналитик и пациент могут оба почувствовать облегчение от того, что наконец то вдалеке забрезжил свет трансформации. И это чувство не покидает их, даже если они оба осознают, что еще немало с чем предстоит столкнуться до того, как полученный «прообраз» интегрируется во внутреннюю и внешнюю жизнь пациента.

В такие моменты есть соблазн думать, что это и есть долгожданный конец процесса. Чего же еще ждать? Анализ оказывается успешным, и все, что мы должны делать, это просто довести детали до ума и разойтись по сторонам. Подобным же образом, когда итог достигается на уровне микрокосма и макрокосма, пациент и аналитик могут оба начать верить в то, что фундаментальный конфликт разрешился. Им может показаться, что пациент получил внутри себя нечто, способное обеспечить постоянный и стабильный индивидуальный процесс развития. Пациент уже поборолся с неврозами или комплексами, имеет опыт столкновения с глубинным бессознательным, противостоял тени, и теперь начал интегрировать аниму или анимуса. Тем не менее, это еще не конец.И если процесс остановится здесь, пациент уйдет с раздутым чувством власти осознания. И он может продолжить решать свои проблемы по-старому потому, что в действительности он пока не способен жить той жизнью, возможность которой ему наконец открылась.

Я, автор этой книги[J.H] уже рассказывал раньше о своем собственном сне, который, как я думаю, имеет отношение к проблеме объединения микрокосма и макрокосма.:

Горные хребты (в том сне) были не теми настоящими горами (которые находились в детстве рядом с моим домом в Неваде), и вообще не были похожи ни на одни горы, которые я до этого видел, но они напоминали их каким то образом. Более того, там был значимый символический элемент, который проступал с дальней стороны каждого из хребтов: круглый объект, увенчанный вертикально стоящим орлиным пером. Всего было четыре хребта и четыре орлиных пера. Вся эта сцена, с ее симметричным расположением символов, не казалась мне ни странной, ни пугающей. Образ создавал впечатление того, что внешний мир, макрокосм, вовсе не чужд, а близок нашему собственному внутреннему видению. Этот символ объединяет внешнее и внутреннее. 128

Этот сон не заканчивался, а нес потенциал принятия того, что должно будет позже заявить о себе в жизни. Спустя время я понял, что круглый объект символизировал чувство земной целостности, а то время как перо указывало на волшебный полет высшего сознания.

Появившись вместе они давали надежду на то, что наконец перестанут быть полярными (что было по факту),а окажутся дополняющими друг друга противоположностями, объединенными через символизм. 129

Этот сон, подобно согласованным элементам, представляющим собой микрокосм и макрокосм на картине, не утверждает целостности взаимодополняемости. Такая констатация целостности может быть сделана только самой жизнью, и нужны реальные события, которые позволят осознать ее значение. Другими словами, после того как я увидел сон про четыре пера, я не знал, каким образом эти символы будут воплощаться в реальности, но они стали реальностью моей жизни.

В другом месте я, автор этой книги, вспомнил о том, что Юнг рассказал мне о подобном опережающем текущий момент сне, который ему приснился, и который он понял лишь годы спустя.

Перевод Елизавета Котаева.