06.05.2013
0

Поделиться

Картина I -7 Тонущий король

Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд

Трансформация Психэ

(Алхимический символизм Splendor Solis)

Картина I -7

Тонущий король

Седьмая картина показывает нам мужскую фигуру андрогинного типа. Это молодой принц или король, тело которого задрапировано свободным струящимся платьем, расшитым золотом, с посеребренным белым мехом. Пейзаж вокруг этого прекрасного юноши столь же прекрасен. Он наполнен стройными молодыми деревцами, золотыми цветами и листьями.

На среднем удалении от юноши расположена затопленная долина, и старый король с длинной белой бородой, борется с водой, будучи уже наполовину в нее погруженным. Она простирает свои руки и зовет на помощь.

По тексту Splendor Solis:

Далее они видели Короля Земли, который тонул. Они Слышали его крик с мольбой в голосе:

‘Тот, кто спасет меня будет жить и править со мной в сиянии моего королевского трона,’

и ночь сокрыла под собой все..

День спустя они увидели над королем Утреннюю Звезду, и свет дня снял завесу темноты, яркий солнечный свет проходил сквозь облако разноцветными лучами, и сладко пахнущий аромат поднимался с земли, и солнце светило высоко …Король Земли был особожден и обновлен, прекрасно одет и довольно красив, поражая Солнце и Луну своей красотой.

Картина I-7

Он коронован тремя дорогими коронами, одна из железа, другая из серебра, а третья из чистого золота.

Они видели в его правой руке скипетр с семью звездами, каждая из которых излучала золотой свет, а в его левой руке было золотое яблоко, и на нем видела белая голубка, крылья которой были слегка частично осеребрены и частично имели золотой оттенок. ,…95

Золотое солнце, с изящным человеческим ликом, посылает свои прямые лучи позади юноши. (Рисунок 17).Слева от солнца находится сияющая утренняя звезда, также направляющая свои лучи вниз на землю. Скалистый холм за спиной юноши мог возникнуть из за раскопок или из шахты, которую мы видели на картине I-5.

Бросается в глаза контраст между золотыми лучами, исходящими из солнца и звезды, и темными лучами, которые сеют облака с неба надо тонущим королем.

Эта картина демонстрирует нам смерть Старого Короля и рождение молодого короля, 96 с иной королевской природой чем та, что была у существующей власти

С психологической точки зрения эта картина представляет нам возможности Самости, которая подобно древу с золотыми ветвями, способна регенерировать, и расти в новую форму существования.

Рисунок 17 Утренняя звезда и солнце.

Деталь Картины I-7.

Текст Splendor Solis объясняет это просто: разрушение одной вещи приносит рождение другой.’98 Старый король представляет собой отжившие аспекты личности, вечный сенекс, про который мы склонны забывать до тех пор, пока не наталкиваемся на него: наше отношение к жизни, привычки, и даже наши привязанности каменеют в неподвижных позах. .

Другое алхимическое изображение отражает тему смерти и перерождения в Природе . Этот образ разрушения через огонь , а не воду -это дерево в пламени в основании картины (Рисунок 18).99 Богатое листвой, красиво оформленное, зрелое дерево опускает свои ветви в пламя внизу.

Часто симптомы, которые чувствует пациент во время анализа, являются признаками бессознательного протеста против доминантной и жесткой позиции сознания.

Люди могут начать видеть неприятные сны о потопах, накрывающих волнах, дожде или протекании крыши. Они ощущают давление бессознательного, но не знают, что с этим делать.

Аналитик может тоже начать беспокоиться о том, как бы удержать процесс на плаву.

В отличие от Старого Короля в Его аспекте сенекса, андрогинный король кажется очень молодым

Его платье тоже слишком велико, что указывает на неготовность взять на себя ответственность за королевство. Психологически, мы часто чувствуем себя неловкими и не опытными в новых отношениях, так же как молодой король, который всякий раз рискует наступить на края своей одежды.

Рисунок 18 Дерево,охваченное пламенем у своего основания.

С титульной страницы Le Tableau des Riches Inventions, 1600, Paris,

Guillemot, based upon a 1546 edition.

(Beinecke Rare Book and Manuscript Library, Yale University)

Новое отношение или способ существования функционирует наивно или неловко, когда человек начинает применять его в реальной жизни. .Терапевту может потребоваться помочь пациенту понять, что новое отношение должно быть получено из контакта с реальностью. Если пациент не понимает, что он должна научиться заново жить в этом мире, новое отношение может быть обесценено из-за оплошностей, и оно не получит шанса на развитие.

Например, когда человек усвоил необходимость не демонстрировать отрицательные эмоции, то на практике это может поначалу плохо получаться. Такая попытка может вызвать ответный огонь со стороны других людей или со стороны личного чувства неловкости по поводу выражения чувств.

Это одна из причин, по которой «практика» вырабатываемого отношения на терапевтических сеансах может быть очень полезна. Терапевт не принимает оплошности в самовыражении клиента на свой счет, а клиент учится более корректному и комфортному способу проявления своих эмоций. В этом смысле анализ является лабораторией или даже театром импровизаций

Однако, смерть старого короля и появление нового имеет более глубокое значение , чем простая смена отношения к жизни. Эти образы символизируют трансформацию способа существования человека в этом мире, революцию личности. В такие периоды человек часто сталкивается с предчувствием смерти, и/или с беспокойством о возможности нормально функционировать в повседневной жизни.

Доминирующий способ существования кричит в ужасе и зовет на помощь, подобно старому королю, тонущему в водах бессознательного.

Тут пациент не полностью осознает Самость, сокрытую, как корни дерева, и чье существование, как это ни парадоксально, может быть понято только через внутреннее переживание смерти и перерождения. Новый способ существования, выраженный с помощью образа молодого короля, может быть являться пациенту в виде символов и персонажей во снах, или быть мельком замечен.Но эго может не доверять чему то новому, и может бояться того, что не сможет выжить в процессе изменений, которые еще больше повлияют на изменения в отношениях.

Пациент может предпочесть спасение тонущего короля, например, избегая лечения — полет в «здоровье». Тут остается надеяться, что к этому моменту лечения будет накоплено уже достаточно опыта по преодолению беспокойных состояний, и пациент сможет все же довериться процессу. Роль аналитика критична в тот момент, когда пациенту необходимо воплотить новые этапы своего развития в жизнь. Она может исходить из той части качества присуствия аналитика в этом процесе, которое само по себе есть способ существования, отличный такового у пациента.

Корона молодого короля имеет три яруса: железный, серебряный и золотой. Дуальный принцип мужского и женского, в том виде как представлен на Картине I-4 образами короля и королевы, здесь становится тринитарным символом.

В «Философском дереве» Юнг связывает число три и coniunctio triplativa, что есть соединение земли, луны и солнца. .100 Юнг также цитирует из ‘Scala Philosophorum’:101 Трехчастное coniunctio: это союз Троицы, созданный из тела духа и души, и следоватьльно само существо Троицы есть союз, в котором они равно вечны и едино равны. ’.Дух, душа и тело также появляются в алхимии, символизируются лесом (тело), в котором живут олень(душа) и единорог (дух). (Рисунок 19).Этот единорог может рассматриваться также как символ творческого анимуса.

Согласно мифу, единорог, преследуемый охотниками, искал убежища у Девы Марии, что говорит нам о том, что женщина должна защищать свой внутренний дух от тех мужчин, которые хотят обладать им и использовать для своих целей. Юнгианская концепция Самости является цельным образом: дух, душа и тело- раздельные и неотделимые.

Нижний ярус короны молодого короля выполнен из железа. Как и свинец,102 железо означает

prima materia, которая нуждается в трансформации. Железо частично ассоциировалось с Землей и было связано с Греко-Римским Аресом/Марсом, с кровью, страстью, с насильственной инстинктивной природой человека. Этот аспект человеческой жизни представлен в барельефах рам предыдущих картин образами Ахиллеса и Гектора (Рисунок 12), Александра (Рисунок 13) и людьми, рвущимися в битву (Рисунок 16)

Юнг цитирует современника Парацельса:

Этот человек [Марс] есть человек, имеющий холерическую комплекцию.

Этот горячий грубоватый мужчина — железо. Он зовется человеком потому, что у него есть душа, тело и дух…Этот метал, хоть и рожденный в земле, но по воле самой могущественной и высокой Полярной Звезды, называют Большим Медведем. ….

Он ходит в самых глубоких недрах земли, и там же сокрыт ’103

Символизм трехъярусной короны указывает нам на то, что страсти не наказуемы (и более не подавляются), а скорее трансформированы. .

Без них нет любви к жизни, нет жизненной силы, нет базиса, на котором может начаться любое развитие.

Рисунок 19 Олень и Единорог в Лесу : Символы Тела, Духа и Души.

Lambspringk, ‘Figurae

et emblemata,’ in Musaeum hermeticum, 1625 edition.

(С разрешения Нью-Йоркской Публичной Библиотеки)

Следующий ярус серебряный, он связан с Луной и Женским началом. А верхний золотой ярус символизирует Солнце и Мужское начало. Этот символизм противоречит более точному цветовому символизму рыцарского креста на Картине I-3, которая отсылает нас смене цветов, выражающих алхимические процессы в экспериментах алхимиков.

Металлы относятся к инстинктивной prima materia и к Женскому и Мужскому принципам, к Луне и Солнцу, которые проступают наружу тогда, когда prima materia очищена до той стадии, чтобы явить свой дух и свою душу. Здесь мы видим, что начинается попытка изменить материю изнутри, и это есть процесс внутренней трансформации. Трехъярусная корона означает эволюцию осознанности от железа к серебру, и затем в золото.

Эта трансформация представлена в виде короны потому, что на этой стадии это всего лишь озарение или некое предчувствие природы этих изменений и их ценности.

Этот процесс ожидаем, и человек чувствует потенциал для развития, подлинное изменение в сознании, которое пока не достигнуто. Подобно облаченному в красное алхимику с первой картины, которому дано лишь слегка заметить отблеск золота в конце пути, но которые не знает наверняка, что именно принесет ему это путешествие.

Железо, серебро и золото короны и объединены, и раразъединены дновременно. И это дает нам понять, что не только золото будет получено нами в качестве конечного результата.104

Молодой король держит золотое яблоко. Возможно, это отсылка к Греческому Мифу о золотых яблоках Гесперид, который пережил пре-патриархальные времена. (Рисунок 20).

Джозеф Кэмбелл описал сад, в котором росло дерево:

Огромный рогатый змей обвивает ствол дерева, и из пещеры в земле, находящейся у корней дерева, течет вода из источника с двойным выходом,а прекрасные Геспериды, семья нимф, известных в античности, как дочери, рожденные без отца космической богиней Ночью- собрались вокруг. …

и комментировал:

Сейчас абсолютно очевидно, что до насильственного вторжения позднего Бронзового и Раннего Железного Веков кочевых арийских скотоводов с севера и семитских овцеводов с юга в старый культовые окрестности античного мира, там доминировал преимущественно органический, растительный, не героический подход к природе и потребностям жизни. И это было полностью чуждо тем, чьи Львиные сердца жаждали не спокойного возделывания земли, а битв, а также веселью и обогащению путем грабежей.

В старых ранних материнских мифах и обрядах свет и темные аспекты присутствовали в сущности любой вещи, и являлись теми частями жизни, которые почитаются равно и совместно, а в поздних мужских, патриархальных мифах все, что считалось хорошим и благородным, было отнесено к новым, героическим правящим богам. Силам природы же отводилась роль тьмы, к которым добавились негативные моральные оценки. 105

Разумеется, в поздних версиях мифа, Геркулес, с его огромной мужской силой, настойчивостью и хитростью, становится обладателем яблок Гесперид. По некоторым версиям он дает змею снотворное, по другим он убивает его. 106

Сад Гесперид был в западной части земли :

Небо зеленое, желтое и красное, как если бы яблоня была в полном цветении. Солнце, разрезанное горизонтом напополам, как малиновое яблоко, встречает свою смерть в западных волнах.Когда Солнце умерло, появляется Венера.Эта звезда была пожертвована Богине Любви Афродите. И яблоко было даром, с помощью которого ее жрицы заманили короля, представителя Солнца, на погибель с помощью любовных песен. Если яблоко разрезать пополам поперек, пятиконечная звезда появляется в центре каждой из частей. 107

Рисунок 20 Геркулес противостоит Змею Ладону, охраняющему Золотые Яблоки Гесперид.

(From a Greek vase, 340 BCE, red figure calyx crater; Louvre N3157. By permission of Reunion des Mus?es Nationaux,

France/Art Resource, NY)

Рисунок 21 Изображения Мужчин, атакующих Женщин.

С основания рамы, Картина I-7.(Harley 3469, by

permission of the British Library)

Таким образом, золотые яблоки не были получены смертным, и они были символом бессмертия.

Белая птица, спускающая с золотого яблока, является символом обновления духа и тела.

Другая мифологическая ассоциация с яблоками предлагает точку зрения,в которой просматривается развитие. Джоан Ходоров полагает, что яблоко и мяч есть древние игрушки Божественного Дитя, и они были использованы в ходе инициации в мистерии Диониса. ‘Игры с мячом, катание мяча, подбрасывание мяча вверх и последующая ловля его .. моделируют опыт потери. Всякий раз, когда красивый круглый объект покидает руки, возникает моментальный образ потери. Но игра радостная, и мяч возвращается назад…,’108

Золотая рама, изображение которой, по подобию первых трех картин, двухмерное, слева шире, чем справа. На ней находятся прекрасные бабочки, клубника, птицы и цветы. В нижней части рамы расположен розоватый прямоугольник, который слегка темнее фриза, находящегося за купающимися женщинами с предыдущей картины.

С каждой стороны мы видим маленькую, квадратную сине-голубую инталию.(Рисунок 21)

Одна из них, та, что слева, изображает обнаженную женщину, сидящую рядом с сатиром на земле. Сатир опирается спиной на дерево, они поднимают свои руки в попытка защититься от удара дубинкой, который пытается нанести обнаженный мужчина. Инталия справа похожа, за исключением четвертой фигуры. Это мужчина, который пытается остановить того мужчину с дубинкой от нанесения удара двоим сидящим. .

Изменение во взглядах, показанное на правой инталии, демонстрирует удаление обоюдной мужской враждебности по отношению к женскому началу, и чувство вины мужчины из за его собственных инстинктивных желаний, выраженных образом сатира.

Искупление женского начала в этом контексте есть также искупление тела и избавление от стыда за него, который был очень пропагандируем Европейской культурой и религиями.

Дискуссия между телом и душой была популярной темой средневековых текстов.

В одном хорошо известном примере сказано следующее, ‘Душа описывала себя как благородное создание, очерненное плотью, которую необходимо победить с помощью голода, жажды и избиения. .’110

Символизм этой картины помогает нам понять сон работающей женщины 30 лет

Я нахожусь одна в огромном торговом центре, хочу определить свою цель и смотрю на все цвета

Вдруг я оказываюсь в огромном общественном здании из стекла и мрамора. Оно очень импозантно, настоящий бастион мужской власти. Там произошла какая то ужасная катастрофа, и люди разбегаются, кто куда. Я пошла вниз по какой то лестнице, затем поднялась на лифте. Это то, чего бы я обычно не стала делать в условиях реальной катастрофы.

Я хотела искать свою мать, и хотя разум говорил мне, чот я не смогу найти ее в таком месте, она вдруг появилась слева от меня. Она была молода, подтянута и уверена, то есть такая, которой я не видела ее в реальной жизни. И она легко и естественно принимала решения, ведя меня к лифтам. Я заглянула в один, а там тонул мужчина.Вода поднималась из глубин, и было понятно, что туда нельзя было идти.

Это была женщина, чей ум и решительность помогли ей достигнуть значимых высот в академической и профессиональной сферах. Однако она часто находилась в деперсонализированных состояниях, и ей было трудно расставлять приоритеты и определять ценности. (интроветрное чувство).

Когда это чувство начало все больше утверждаться, и она стала задаваться вопросом истинной ценности ее «успеха», она испытала новую форму кризиса. Каждый из аспектов, который давал ей ощущение принадлежности, находился под угрозой.

Лифт во сне мог представлять собой иерархическую структуру, которая позволяла ей легко подниматься, так, как она это делала в свой профессиональной жизни.

Эволюционное изменение орудий труда, включая машиностроение различного рода, которое позволяет нам даже преодолеть гравитацию, завышает нашу собственную уверенность в силе мужских принципов по отношению к законам природы. Для пациентки, та легкость, с которой ее анимус принял патриархальные взгляды, привела ее к завышенной оценке своей способности делать выводы и способности своего эго контролировать природу, включая человеческую.

Вода, поднимающаяся в лифте показывает, что бессознательное собирается проявить себя, опора на иерархию и постановка рациональности над всем остальным теперь стала опасной.

Ее беспокойство по поводу обилия цветов, которое предшествовало изменению сцены сна, символизирует потенциал для множества разнообразных эмоций, и для получения реляционного опыта (противоположного структурированному, иерархическому и ориентированному на логос.)

Цвета также символизируют богиню во всем разнообразии ее форм.

Появление во сне ее матери в виде молодой и полной жизни женщины, да еще и слева, похоже на персонификацию божественной спасительной благодати.

(Образ искупления Женским принципом мы рассмотрим в следующей картине этой серии) Однако выход из ее дилеммы (то есть, из здания) так и не просматривается в конце сна.

Перевод Елизавета Котаева