Эдвард Эдингер
Комментарии к Mysterium Coniunctionis Юнга
Глава 23
Параграфы 624-680
1. Текст Элеазара: Песнь Песней (продолжение)
Перед тем, как мы приступим к материалу сегодняшней лекции, нам необходимо закончить изучение текста Элеазара. Мы остановились на завершении второй версии описания процесса, и в параграфе 624 мы можем найти вот что:
Хотя я ядовита, черна и отвратительна снаружи, очистившись, я стану пищей героев; так из убитого Самсоном льва тек мед.
Это отсылает нас к истории Самсона в Книге Судей, 14 глава. Вы, наверное, помните, что Самсон убил льва, а потом на обратном пути он увидел в трупе льва рой пчел и мед (Книга Судей 14:5-8). И тогда мы говорим о том, что «Из сильного вышло сладкое» (Книга Судей 14:14).245 Превращение льва в мед – это символический образ тайны трансформации – трансформации силы в сладость.
Как говорит нам Юнг в параграфе 639, трансформация льва в мед подходит также и к образу Христа: через его страсти и смерть он превратил свое тело в пищу бессмертия, вечную пищу Святых Даров, cibus immortalis, подаваемую в мессе.246 Символически это эквивалентно меду, в который превратился лев. Это тот же самый процесс, что и происходит с Суламифью – она становится пищей героев.
Очень интересно рассматривать значение этих образов, когда они подкреплены настоящим психологическим опытом. Я думаю, что это имеет отношение к трансформации, происходящей в черноте психэ – в тени, когда она тщательно анализируется и приходит в сознание.
Из нашего собственного опыта и нашей работы с пациентами мы можем видеть, как тень, по большей части непроанализированная, как правило, настраивает бессознательное против сознания в негативном, агрессивном и критическом ключе. В сознание постоянно вбрасываются примеры отвергнутой тени, и тогда эго начинает придираться и критиковать себя. Но если продолжать тщательный анализ тени, природа бессознательного трансформируется, оно становится щедрым и поддерживающим. Вот другой пример психологического правила, сформулированного Юнгом: бессознательное относится к эго так же, как эго относится к бессознательному.
Заключительные слова текста Элеазара (параграф 624) таковы:
Так Иов 28:7 говорит:… [Стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна]. Ибо этот камень принадлежит только испытанным и избранным Богом.
Эти финальные слова говорят нам о Камне. Тут в первый раз было использовано слово «камень». Философский Камень был создан. Трансформация черной Суламифь завершена, и теперь она – Философский Камень.
Одновременно сообщается, что был создан путь, который теперь известен. Цитата из Иова касается пути, стези, которой «не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна». Это невидимый путь, его нельзя увидеть глазом хищной птицы, смотрящей сверху вниз. Это совсем иной путь. Это один из образов Философского Камня: путь индивидуации. То, что мелькает в поле зрения на определенной стадии процесса индивидуации. Человек начинает понимать, что есть путь, что эго не принимает решения само по себе, что есть объективный внутренний путь, которому нужно следовать.
Последнее предложение сообщает, что Камень и его путь принадлежат только «испытанным и избранным Богом». Это заставляет нас обратиться к символизму слова «избирать», которое имеет двойной смысл: пассивный и активный.
С пассивной точки зрения идея видится в том, что Бог избирает элиту, и статус избранного достается человеку пассивно. Активная точка зрения подразумевает выбор и усилие со стороны эго: эго должно выбрать путь поиска Философского Камня и служить ему, чтобы привнести его в жизнь. С одной стороны, это дар, а с другой, — что-то, для чего нужно много труда, и что наступает только после сознательного усилия.
На этом мы завершаем текст Элеазара и главу V. Теперь мы переходим к завершающей главе «Соединение», которая начинается с параграфа 654.
2. Соединение
Большая часть этой главы посвящена изучению различных текстов Герхарда Дорна, касающихся тройного coniunctio. Но перед этим для подготовки Юнг цитирует текст из Hermetic Museum. Он в параграфе 655, но чтобы сделать его немного понятнее, я прочту вам его более развернутый вариант. Вот оно, символическое описание тройного процесса, открывающее эту главу:
Три принципа вещей происходят из четырех элементов таким образом: Природа, чья сила находится в подчинении Божьей Воле, предопределяет с самого начала, что четыре элемента должны непрерывно воздействовать друг на друга. И, подчиняясь ее приказу, огонь принялся трудиться над воздухом и создал Серу. Затем воздух принялся трудиться над водой и создал Ртуть. Вода принялась трудиться над землей и создала Соль. Но земле было не над чем трудиться и поэтому она ничего не создала, но стала кормилицей, чревом для всех трех Принципов [т,е. Серы, Ртути и Соли]…
Кем бы ни был ученик этого священной науки, он должен знать признаки, по каким можно распознать эти три Принципа, а также процессы, с помощью которых они создаются. Так как три Принципа происходят от четырех, они, в свою очередь, должны быть источником двух, мужского и женского. А эти два должны образовывать нетленного одного, в котором содержатся четыре (элемента) в их чистейшем и выдержанном состоянии, где они в своей бесконечной борьбе успокаиваются в вечном мире и доброй воле.247
Я приготовил схему, чтобы показать то, о чем здесь говорится (рис. 23-1): четыре элемента, огонь, воздух, вода и земля, одно над другим. Огонь работает над воздухом и создает Серу, воздух работает над водой и создает Ртуть, вода работает над землей и создает Соль.
Это, в основном, числовые символы, и этот текст – ссылка на Аксиому Марии, в которой говорится о вопросе трех и четырех. Есть несколько версий Аксиомы Марии. Одна из них такова:
Одно становится двумя, а два — тремя, и [благодаря] третьему одно — четвёртое.
Другая версия такая:
Один, и это два; два, и это три; три, и это четыре; четыре, и это три; три, и это два; два, и это один.249
Так они идут: один, два, три, четыре; четыре, три, два, один.
Рисунок 23-2. Мария Пророчица
Символизм первых четырех чисел арифметического ряда имеет древние корни. Он восходит к пифагорейскому тетрактису, священный символ которого представлен таким образом: четыре ряда камней, четыре, три, два, один.
Вот что говорит Вальтер Буркерт (Walter Burkert) о древнем тетрактисе:
Зерно пифагорейской мудрости – это «тетрактис» или «четыре группы», состоящие из чисел 1,2,3,4, которые дают в сумме 10. Их представляли в виде фигуры из камней в форме «совершенного треугольника»… эти четыре числа содержат не только основные интервалы – четвертые, пятые, октаву и двойную октаву, но также… точку, прямую, плоскость и тело…
…Тетрактис, «tetrad», составленная из неравных частей, — таинственная формула, понятная только посвященным. Само слово сильно напоминает нам о trictus, «триаде» разных жертвенных животных. Неужели искусство жертвоприношения с его кровопролитием было заменено «более высокой» бескровной тайной?… [Здесь, возможно, намек на объяснение в тексте:] «Что такое Дельфийский Оракул?» «Тетрактис, как он есть, гармония, в которой поют Сирены». Более поздняя традиция описывала его яснее: «Тетрада» чисел 1, 2, 3 и 4, которые составляют в сумме 10 («совершенный треугольник»), в то же время содержат в себе гармонические пропорции четвертых, пятых и октаву. Сирены производят музыку сфер, вся вселенная – это гармония и число….Тетрактис содержит в себе тайну мира; и именно так мы можем понять связь с Дельфами, троном высшей и тайной мудрости… Поздние источники говорят о… загадочном звоне [бронзового треножника Аполлона]…
Смысл тайного пароля или symbolon «тетрактиса» может быть объяснен только условно. Вместо того, чтобы связывать его с самого начала с верой или опытом, поздние источники снабжают нас все большим количеством рационализаций. Так или иначе в числе сокрыта тайна мира.250
Этот текст даст вам немного представления о сакральной нуминозности, которые древние вкладывали в символ тетрактиса.
А теперь я хотел бы рассмотреть этот образ детальнее в отношении «четырех элементов» и «трех Принципов». И также связать это с обсуждением, проходящим через всю финальную главу, о тройственном coniunctio. Перед тем, как я начну говорить о некоторых психологических значениях тетрактиса, позвольте мне сказать пару слов о том, что такое тройственное coniunctio, и что это значит. Юнг не разъясняет этот вопрос, он не заинтересован в упрощении того, что он представляет, но оставляет это для других, заставляя нас немного поработать.
Три стадии coniunctio освещены с тексте Дорна, который Юнг цитирует в параграфе 663:
Мы заключаем, что медитативная философия состоит, по большей части, из преодоления тела ментальным единством [unio mentalis]. Это первое единство еще не делает человека мудрецом, а делает его только разумным учеником мудрости. Второе единство разума и тела является признаком мудрого человека, с надеждой ожидающего этого благословенного третьего единения с третьим единством [то есть unus mundus, скрытое единство всего мира]. Да сделает Всемогущий Бог всех людей такими и да будет Он один во Всем.
Как вы видите, тут нет полной ясности, но суть трех стадий coniunctio следующая.
Первая стадия называется unio mentalis, что означает «ментальное единство». Это относится к единству души и духа, который отделен от тела. Идея в том, что организм состоит из трех сущностей: тела, души и духа, и в начале они все смешаны друг с другом. Первая стадия coniunctio, unio mentalis, приводит к единению души и духа над и против тела. Они становятся союзниками и идут против тела.
На второй стадии объединенные дух и душа, которые ранее отделились от тела, теперь воссоединяются с телом. Говорят: на самом деле мы все-таки любим тебя, возвращайся и присоединяйся к нам. Тогда unio mentalis соединяется с телом.
Третья стадия, unus mundus, относится к еще одному союзу: объединенные дух-душа-тело, соединившиеся на прошлой стадии, теперь соединяются с миром. Этот союз приводит к unus mundus.
Мы поговорим об этих трех стадиях более подробно в ходе лекции, но так как тот же символизм заключен в образном ряду тетрактиса, я хотел бы его разобрать, чтобы продемонстрировать вам основную идею, как и что к чему относится.
Так как образ тетрактиса имел такой сакральный смысл для древних, нам стоит рассмотреть его важный психологический символизм. Я хочу поделиться с вами своими размышлениями по этому поводу. Вот мои пробные наброски к тому, что лежит за символом тетрактиса, но они, конечно, не исчерпывают всего его смысла. Используйте свои творческие способности и посмотрите, что вам подкинет ваше бессознательное.
Помимо всего прочего, тетрактис – это образец процесса психологического развития и аналогия трех стадий coniunctio. Как показано на моем рисунке (рис. 23-4), я полагаю психологическое развитие двойственным процессом: первое – движение вниз по последовательности чисел, и второе – движение вверх по этой последовательности.
В этой последовательности мы можем видеть четыре стадии и три переходных шага. Изначальное состояние, стадия 1, представлена одиноким маленьким камешком на вершине, который обозначает состояние изначальной целостности перед тем, как появится сознание.
Когда это случается, переходный шаг а, то происходит расщепление, что-то вроде деления клетки. Изначальная Самость раздваивается, представляя собой разделение Мировых Родителей.251
Это переносит нас на стадию 2, началу развития эго, характеризующегося разделением на субъект и объект. Здесь эго начинает осознавать себя отдельным от мира, но по-прежнему заключенным в противоположности Природы (Матери) и Духа (Отца).
Следующий переход, шаг b, это полное отделение от Матери (Природы).
Это ведет нас к стадии 3, автономному, независимому мышлению.
Переходный шаг с приводит к отделению от Отца (Духа).
Мы переходим на стадию 4, которая характеризуется независимым, автономным бытием, состоянием, в котором изначальное единство разделилось на четверичную множественность, а человек живет полной жизнью в мире.
В конечном счете эта четвертая стадия – жизнь с мире – начинает надоедать, и, как отмечает Юнг в параграфе 657:
[Четыре элемента] постоянно готовы разломиться на индивидуальные эмоциональные процессы — так сказать, разлететься на четыре стороны. Поскольку четыре элемента представляют весь физический мир и распад означает растворение в составляющих элементах мира, то есть в исключительно неорганическом и, соответственно, бессознательном состоянии. И наоборот, соединение элементов и окончательный синтез мужского и женского являются достижением искусства и продуктом дерзающего сознания. Поэтому результат синтеза воспринимался адептом как самопознание, которое, как и познание Бога, необходимо для приготовления Философского Камня. Для работы необходимо благочестие, а оно есть не что иное, как знание самого себя.
Итак, в определенный момент, когда человек достиг полной жизни в мире, и, в определенном смысле, полной психической дифференциации, неадекватность этого состояния бытия все более проявляется. Тогда четыре элемента начинают разлетаться, а особая задача индивидуации вступает в действие. Она выглядит как обратное восхождение через арифметический ряд тетрактиса.
Чтобы подняться с уровня 4 на уровень 3, должна произойти первая стадия coniunctio, то есть unio mentalis. Это соответствует редуцированному анализу тени, mortificatio.252
Вот что Юнг говорит в параграфах 671 и 672 о процессе unio mentalis, первой стадии coniunctio, которая соответствует обратному движению с уровня 4 на уровень 3:
Но для того, чтобы их воссоединение произошло, разум… должен быть отделен от тела, что является эквивалентом «добровольной смерти», поскольку соединиться могут только разобщенные вещи. Но под этой разобщенностью… Дорн, очевидно, понимал разделение и растворение «композита», сложносоставного состояния, в котором эмоциональность тела оказывает отрицательное воздействие на рациональность разума. Целью этого разобщения было освобождение разума от воздействия «плотских аппетитов и сердечных эмоций» и достижение духовного состояния, не свойственного беспокойной плотской сфере. Поначалу это ведет к разделению личности и насилию над простым естественным человеком.
Этот предварительный шаг, который является чистой смесью стоической философии и христианской психологии, обязателен для дифференциации сознания. Современная психотерапия применяет ту же самую процедуру, когда она объективизирует эмоции и инстинкты, и сталкивает с ними сознание.
Тут все выражено достаточно ёмко, и если вы столкнетесь с трудностью в понимании, что же есть unio mentalis, я предлагаю вам перечитать эти два параграфа и поразмышлять над ними.
Итак, unio mentalis приводит к состоянию, когда эго отделено от бессознательного и вырабатывает объективное и критическое отношение к аффектам и желаниям – дух и душа соединены и отделены от тела. Когда это происходит, то достигается подъем на уровень 3.
Затем, с помощью второй стадии coniunctio, совершается следующий шаг. На этой стадии прежде достигнутое unio mentalis снова соединяется с телом. Юнг описывает это действие в параграфах 679 и 680:
Вторая стадия соединения, воссоединение unio mentalis с телом имеет особенно большое значение, поскольку только из нее можно отправиться к полному соединению — единству с unus mundus. Воссоединение духовной позиции с телом явно означает то, что обретенное просветление должно быть перенесено в реальность. Озарение вполне может не принести никакой пользы, если оно не используется. Стало быть, вторая стадия соединения заключается в создании подлинности человека, который приобрел некоторые познания о своей парадоксальной целостности.
Однако, здесь большая трудность заключается в том, что никто не знает, каким образом можно реализовать парадоксальную целостность человека. Это и есть загвоздка индивидуации, хотя она становится проблемой только в том случае, когда не используется лазейка «научного» или какого-либо иного цинизма. Поскольку реализация осознанной целостности представляется неразрешимой задачей и ставит перед психологом вопросы, на которые он может дать только уклончивые ответы, то чрезвычайно интересно увидеть, каким образом более свободное символическое мышление средневекового «философа» справилось с этой проблемой.
И вот мы уже на уровне 2, а на этом уровне эго может принимать противоположности и выдерживать парадокс двусторонности психэ. Становятся возможными инсайты, которые Юнг описал в процитированном мною отрывке.
Тут место для третьей стадии coniunctio, так называемом союзе unus mundus. Он приводит нас на уровень 1, где царствует вселенское единение. Он представляет союз эго с Самостью и с миром. Здесь создается Философский Камень – спаситель макрокосма – большого мира. На этом уровне время и вечность объединяются, и торжествует синхрония. Совершенно очевидно, что это пограничное состояние, куда человек может заглянуть издалека: как только вы туда попадаете, вы сразу оказываетесь вне эго, мира, которого мы знаем. И, само собой разумеется, что заключительный переход в это единство достигается только со смертью. В лучшем случае. Потому что смерть не приводит к этому автоматически.
Вот некоторые мои мысли о символическом значении тетрактиса и о том, как три стадии coniunctio могут происходить в движении вверх и вниз по первым четырем числам.253
Есть и другая точка зрения (рис. 23-5). Позвольте мне представить ее вам, чтобы обозначить некоторые мои размышления. Я снова думаю о первоначальном нисхождении по четырем числам, за которым следует восхождение.
Стадия 1 начинается с изначального состояния единства: мир, тело, душа и дух тождественны друг другу, между ними нет разделения. Они вместе создают изначальное единство и не существуют отдельно друг от друга.
На стадии 2 мир отделяется, тело, душа и дух остаются вместе – существуют две сущности.
На стадии 3 существуют уже три сущности: мир и тело отделяются, душа и дух остаются едины.
На стадии 4 они все дифференцируются, но не полностью осознанны.
Более полная дифференциация требует другого уровня разделения, которое происходит на восходящей последовательности. Дух и душа объединяются, чтобы отделиться от тела и мира более полно. Это первая стадия coniunctio, unio mentalis. С одной стороны, здесь более высокий уровень разделения, но, с другой, это – первый шаг к сознательному синтезу. Четыре превращается в три.
Затем происходит другой синтез – вторая стадия coniunctio, в которой три сущности: мир, тело и душа-дух, превращаются в две.
Наконец, эта пара – мир и тело-душа-дух, синтезируются. Результатом становится unus mundus.. Это третья стадия coniunctio.
Я понимаю, что это сложно. Дайте себе время, не обязательно это понять прямо сейчас!
Unio mentalis, первый шаг на восходящем пути, — это одновременно и союз, и разделение. Это можно выразить как разделение тела и духа, в таком состоянии душа по-прежнему прикреплена к телу.
Второе разделение происходит между телом и душой, где душа меняет свою пару – отделяется от тела и прикрепляется к духу. Юнг пробует описать эту ситуацию в параграфе 673:
Поскольку душа оживляет тело, точно так же как сама душа оживляется духом, она склонна отдавать предпочтение телу и всему плотскому, чувственному и эмоциональному. Она запуталась в «цепях» Physis, и ее желания «выходят за рамки физической необходимости». Ее, заблудшую в материи и мире, должен вызволить «совет духа». Это является облегчением и для тела тоже, поскольку оно не только наслаждается преимуществом быть оживленным душой, но и страдает от печальной необходимости служить инструментом, с помощью которого душа удовлетворяет свои аппетиты и желания. Ее желания-фантазии понукают тело к действиям, на которые без этого «подстрекательства» оно бы никогда не решилось, поскольку инерция материи присуща ему изначально и, вероятно, является его единственным интересом, за исключением удовлетворения физиологических инстинктов. Поэтому разделение означает извлечение души и ее проекций из плотской сферы и из всех условий окружающей тело среды. Если выражаться современным языком, это означает уход от чувственной реальности, изъятие фантазий-проекций, которые придают «десяти тысячам вещей» их притягательный и обманчивый блеск. Иными словами, это означает интроверсию, интроспекцию, медитацию и тщательное исследование желаний и их мотивов.
Как часто мы оказывались захвачены разными материальными желаниями – пара обуви, новая хай-фай система, телевизор, новая машина – любой из этих «десяти тысяч вещей». Человек может быть захвачен желанием, и если он бездумно ему следует, то может однажды обнаружить, что когда он получает то, что хотел, желание рассеивается, и вся эта ситуация становится глупой. Человека захватывает иллюзия, проекция, и получение объекта не несет с собой удовлетворения, потому что он, на самом деле, не настолько желанен. Вот пример бремени тела. Тело знает, какие материальные вещи оно хочет и что ему нужно, и, когда оно это получает, оно будет удовлетворено.
Но цели души символичны, и если душа ошибается и заставляет тело служить достижению своих целей – буквально отыгрывать их – тогда неизбежно разочарование. Такой опыт заставляет человека размышлять о «десяти тысяче вещей» в их «притягательном и обманчивом блеске». Затем это приводит, по мысли Юнга, к «интроверсии, интроспекции, медитации и тщательному исследованию желаний и их мотивов».
Я должен сказать, что такой опыт случается не только в случае новой обуви, машины или телевизора, но также и в отношениях! Кто-то может так жениться, знаете ли. «Жениться на скорую руку да на долгую муку».
Я хочу завершить наше занятие важными замечаниями Юнга из параграфа 667:
Но нас не должна отпугивать физическая невозможность догмы или coniunctio, ибо они представляют собой символы, по отношению к которым обманчивая прелесть рационализма представляется совершенно неуместной. Если символы вообще хоть что-нибудь значат, то они являются тенденциями, которые ведут к определенной, но пока еще непонятной цели, и, соответственно, могут выразить себя только в аналогиях. В этой неопределенной ситуации человек должен оставить вещи такими, какие они есть, и удовлетвориться этим, отказавшись от попыток узнать, что скрывается за символом. В случае с догмой, подобный отказ подкрепляется страхом нарушить святость религиозной идеи, а что касается алхимии, то вплоть до самого недавнего времени считалось, что не стоит тратить время и умственные силы на средневековые глупости. Сегодня, вооруженные психологическим пониманием, мы можем проникнуть в смысл даже самых невразумительных алхимических символов, и нет никаких оснований для того, чтобы мы не могли применить подобный метод к догме. В конце концов, никто не может отрицать, что она состоит из идей, которые рождены мышлением и воображением человека. Психологическое исследование нисколько не повредит (не говоря уже о том, чтобы оказать на него решающее влияние) вопросу о том, до какой степени это самое мышление было вдохновлено Святым Духом; не отрицается и возможность его метафизической основы. Психология не может высказываться ни за, ни против объективной ценности любой метафизической точки зрения. Я повторял это заявление во многих местах, для того, чтобы развеять упрямое и смешное представление, будто психологическое объяснение должно обязательно быть либо психологизмом, либо его противоположностью, а именно, метафизическим утверждением.
А вот и кульминация:
Психика сама по себе является феноменальным миром, который нельзя свести ни к мозгу, ни к метафизике.
Это означает, с одной стороны, что психэ не может быть объяснена биохимией, а, с другой, что она не может быть описана метафизическими, религиозными и догматическими формулировками какого бы то ни было направления. Это отдельный мир бытия, и единственная причина, по которой предпринимаются попытки объяснить его в терминах биохимии или метафизики – это потому, что те, кто объясняют, не в курсе реальности психэ как отдельного мира бытия. Сама попытка объяснить ее таким образом показывает, что психэ как реальность невидима для этих псевдо-описателей.
245 см.также Эдингер, Библия и психэ, стр. 72 и далее
246 см.выше, лекция 16
247 Waite, Hermetic Museum, том 2, стр. 142 и далее
248 Психология и алхимия, CW 12, пар. 209
249 там же, пар. 210, сноска 86
250 Lore and Science in Ancient Pythagoreanism, стр. 72 и стр. 187 и далее
251 см. Эдингер, Анатомия, глава 7, “Separatio”, особенно стр. 183 и далее, также Neumann, Origins and History of Consciousness, глава 3, стр. 102 и далее
252 см. Эдингер, Анатомия, глава 6
253 Интересно заметить, что немного в другой форме та же последовательность повторяется в Древе Сефирот (см. выше, рис.2-3)
\\