Эдвард Эдингер
Священная психэ. Психологическое исследование псалмов.
Глава 13 Псалом 138.
Всеведение Бога.
Это довольно длинный псалом, тем не менее, я бы хотел прочитать вам оба его варианта перевода.
1. ГОСПОДИ, испытал Ты меня, Ты всё обо мне знаешь.
2. Когда сажусь, когда встаю — Ты знаешь, и мои мысли узнаёшь издалека.
3. Когда ложусь я, знаешь Ты, когда я ухожу. Тебе пути мои известны.
4. Ещё я уст не разомкнул, как Ты всё уже знаешь, что хочу сказать я.
5. Ты, ГОСПОДИ, везде вокруг меня — и впереди, и сзади, и на мне Твоя рука.
6. Всё удивительно, что знаешь Ты, постичь я этого не в состоянии.
7. От Духа Твоего куда могу уйти? Куда от Твоего присутствия укрыться?
8. Я в небеса пойду — Ты в небесах, спущусь под землю — там с Тобою встречусь.
9. Взлечу ли на крылах зари, иль поселюсь за дальними морями;
10. Ты даже там ведёшь меня Своей рукой, рукою Своею правою поддерживаешь.
11. Скажу: «Меня сокроет темнота, дневной свет превратится в полночь».
12. Но для Тебя и темень не темна, ночь для Тебя, ГОСПОДЬ, светла, как день.
13. Господь, Ты создал всё, что есть во мне, соткал меня в утробе материнской.
14. Я славлю, ГОСПОДИ, Тебя за то, что я сотворён прекрасным и боязненным, и знаю, что все Твои творения прекрасны.
15. Не сокрыта была от Тебя суть моя, когда я созидаем был в тайне, образуем был в глубинах земли.
16. Меня недовершённого Ты видел, все дни мои еще до их начала были записаны в книге Твоей.
17. Господь, мне Твои мысли все важны, как много знаешь Ты!
18. Когда бы стал я их считать, число песчинок они собою превышали бы, и, даже закончив счёт, я оставался бы с Тобой.
19. Хотел бы я, чтобы Ты уничтожил беззаконных и кровожадных от меня забрал.
20. Так убери же всех Тебя хулящих и имя унижающих Твоё.
21. Всех ненавижу, ГОСПОДИ, кто против Тебя, кто носит ненависть к Тебе.
22. Полною ненавистью ненавижу их, всех их считаю личными врагами.
23. Взгляни же, ГОСПОДИ, и, испытав меня, узнай моё сердце, узнай мои мысли.
24. Взгляни, коль нету злобы в мыслях у меня, веди меня дорогой бесконечной.
Вы, наверное, поняли, что здесь имеются разные уровни экспрессии. Теперь же рассмотрим версию из Иерусалимской Библии:
Яхве, Ты испытал меня и знаешь меня.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты разумеешь помышления мои издали.
Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня,
и все пути мои известны Тебе.
Еще нет слова на языке моем, — Ты, Яхве, уже знаешь его совершенно.
Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!
Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо — Ты там; буду ли лежать в Шеоле — и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —
и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»;
но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.
О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!
Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.
Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Яхве, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.
Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Это великолепное описание вездесущности Самости. Согласно стиху 16, она присутствует даже прежде того, как организм сформируется: «Меня недовершённого Ты видел, все дни мои еще до их начала были записаны в книге Твоей». Это как если бы то, что выражается в этих словах, было бы психологическим эквивалентом генетического кода! У нас есть эмпирические основания утверждать, что нечто подобное существует. (В самом раннем детстве зародыш эго представлен как потенциальность; и очень постепенно оно появляется из Самости.) [118] Самость являет собой психэ в ее тотальности – включая эго – и, одновременно, является ее центром. Будучи больше и всеобъемлющей, чем эго, она охватывает его со всех сторон, видя его и относясь к нему с точки зрения большего, чем эго способно понять. Это то, о чем говорится в данном Псалме.
Куда бы он ни пошел, псалмопевец оказывается под испытующим взглядом Божьего Ока. Это главный аспект столкновения с Самостью, переживание самого себя в качестве объекта для внимательного наблюдения. Я касаюсь этой проблемы в «Творении Сознания», [119] но я хотел бы повторить некоторые основные моменты здесь, поскольку они имеют непосредственное отношение к данному Псалму.
Состояние, в котором эго находится под взором Ока Бога связано с последствиями изначального разделения противоположностей – в особенности, разделение на субъект и объект. Юнг считал, что именно эта антитеза обладает первостепенной важностью. Она является, на самом деле, фундаментальной для всей его теории типов: различие между экстравертом и интровертом в своем базисе имеет концептуальный образ разделения субъекта и объекта. [120] По моему мнению, психологическое значение и последствия этого разделения трудно переоценить.
Сознание рождается вместе с разделением на субъект и объект. Мифологически, согласно теории развитой Эрихом Нойманном, это соответствует разделению родителей мира, [121] что является основанием для существования сознания и эго. Но это лишь часть феноменолигии, когда речь идет о человеческой психологии. Субъект и объект не разделены в бессознательном, и не являются в нем противоположностями друг для друга. Противоположности разъединены только тогда, когда они сталкиваются с сознанием эго. И не имеет значения то, насколько сознателен может быть любой из нас, наше сознание все равно ограничено – всегда будут обширные области бессознательного в которых нет места разделению. И так, на протяжении всей жизни индивида, этот процесс может повторяться и повторяться. Каждый раз, когда эго впадает в неосознанность, оно может быть возвращено к сознательности только путем разделения, что позволяет ему увидеть проявления психических содержаний и таким образом перестать отождествляться с ними.
Изначально, появление индивидуального эго было потрясающим событием. Субъект, индивидуальный мерцающий свет сознательного бытия, признавал себя как нечто отличное от того, на что был обращен его взор. Я есть Я, и то есть то. Я смотрю на то! Когда это произошло – когда это происходит и теперь – в психике наступает великий раскол. Эго отделяется от бессознательного и происходит диссоциация. Сознание основано на психологической диссоциации – субъектно-объектной диссоциации.
Тогда, по мере развития, эго все более явно позиционирует себя в качестве субъекта, арбитром всего. Все остальное является для него объектом – даже собственное тело и собственные психологические процессы являются объектами. И этот процесс восприятия и познания есть выражение суверенности эго. Эго это око, смотрящий. Все остальные всё остальное для него объекты созерцания и познания. Эго является полновластным царем знаний. Таково положение вещей до тех пор, пока не произойдет потрясающей силы событие тем или иным образом, — вы видите глаз, смотрящий на вас. И это вселяет страх. Внезапно, субъектно-объектная антитеза оборачивается своей противоположностью. Вы больше не контролируете процесс наблюдения и познания. Скорее, вы становитесь тем объектом, который находится под пристальным наблюдением. Чувствуете себя как бабочка приколотая булавкой. Это последствие столкновения с Самостью. Самость является иным источником сознания, наблюдающим за эго.
Вы можете изучать ваши сны на протяжении долгого времени, прежде чем эта реальность настигнет вас. У вас может быть множество инсайтов, разного рода осознаний, и вы скажете: «Насколько мудры эти сновидения! Я бы о таком никогда бы и не подумал!» Но затем, рано или поздно встают вопросы: откуда приходят эти сновидения? Чье знание в них выражено? И – если вы последуете за этими мыслями – вы придете к такому аспекту Самости как Око Бога. Юнг называет это «моментом смертельной угрозы!» [122] В этот момент эго свергается с независимой позиции, перестает быть субъектом, познающим объект, напротив, становится объектом – познаваемым – исследуемой сущностью, наблюдаемой другим субъектом. Другим субъектом является Самость. Это и есть то, о чем говорится в Псалме 138.
Позвольте дать вам представление о том, что говорит мифология об этом переживании. Вот, что мы можем почерпнуть из египетской мифологии:
Оком Верховного Бога является Великая Богиня вселенной в своем устрашающем аспекте. Первоначально она была послана Богом на поиски затерявшихся в Первозданном Океане Шу и Тефнут, чтобы возвратить их к отцу, Верховному Богу. Око выступает в роли дочери Верховного Бога. Вернувшись, Око обнаружило, что его место на лбу Верховного Бога занято другим оком – суррогатным глазом, — который можно интерпретировать как солнце или луну. Это явилось причиной гнева Ока и поворотной точкой в развитии вселенной, ибо навсегда укротить гнев Ока с тех пор невозможно. Верховный Бог… превратил Око во вздыбленную кобру и обвил ею свой лоб, чтобы она испепеляла своими лучами всех его врагов. [123]
А вот другой аспект Ока Бога:
Ра, бог, создавший себя самого, первоначально царствовал над богами и людьми, но люди замыслили недоброе против своего владыки, ибо он начал стареть… Когда он узнал, что люди замышляют против него мятеж, он сказал своей свите: «Пойдите, призовите сюда мое Око, призовите также Шу, Тефнут, Геба и Нут и всех отцов и матерей, которые были со мной в Первозданном Океане…» И вот эти боги были приведены к нему… и сказали: «Говори нам то, что нам можно слышать». Тогда обратился Ра к Нуну (персонификации Первозданного Океана): «О старейший Бог, из которого я сам произошел! И вы, о древние Боги! Смотрите, люди, созданные из моего Ока, замыслили злые дела против меня. Скажите мне, что бы вы сделали на моем месте»…
Тогда Нун сказал: «О Ра, мой сын! О Бог более великий, чем создавший его, и более могущественный, чем сотворившие его! О ты, прочно восседающий на своем престоле! Если бы твое Око было направлено против тех, кто замышляет против тебя, разве не был бы велик их страх?»… Тогда и остальные боги, бывшие там, сказали ему: «Отправь свое Око, да поразит оно тех, кто замышляет злое против тебя… Пусть оно сойдет на них в образе Хатхор». И тогда пришла богиня и поразила людей в пустыне. [124]
Подобные образы должны обеспечить понимание того, на что похоже чувство столкновения с Оком Бога.
В стихе 14 содержится прекрасный отрывок: «Я славлю, ГОСПОДИ, Тебя за то, что я сотворён прекрасным и боязненным». Это выражение нуминозности всего человеческого организма – тела и психики. Как вы знаете, до шестнадцатого столетия вскрытие человеческих трупов было абсолютным табу. Этому была причина, хорошая психологическая причина, принимая во внимание то, что выражено в этом стихе. Такова была нуминозность человеческого тела, что считалось кощунством вскрывать это тело острым аналитическим скальпелем сознательного эго. В этом гордыня современного сознания – оно препарирует не только тело, но и разум, и все остальное, что находится в поле видимости. Это было необходимо для развития эго, но в то же время, это действительно кощунство, так что с ним связано реальное чувство вины.
То же самое применимо и к психике — даже в большей степени. Глубинная психология не получила каким бы то ни было образом всеобщего признания. Многие считают её в действительности кощунством. Я не знаю точно, стали бы эти люди использовать именно это слово, но таково отношение в целом. И так оно и есть. Она действительно является кощунством! Потому что мы «сотворены прекрасными и боязненными».
Когда я читаю стих 15 – «Не сокрыта была от Тебя суть моя, когда я созидаем был в тайне, образуем был в глубинах земли» — в моей памяти всплывает алхимический девиз, который описывает по окружности центр диаграммы, изображающей цель всего опуса. Если вы будете делать то, что говорит вам девиз, вы разгадаете алхимический секрет; вы создадите Камень. В переводе с латыни, девиз говорит: «Посети нутро земли, исправляя (rectificando), ты найдешь сокрытый Камень». Здесь явная параллель со стихом 15. Другими словами, псалмопевец был создан в том же месте, что и Философский Камень – «в глубинах земли».
Идея заключается в том, что чтобы создать Философский Камень вы должны посетить самые нижние слои земли – глубочайшие уровни бессознательного – и вещество, которое вы там найдете должно стать предметом «ректификации». Оно должно быть исправлено; оно должно претерпеть трансформацию. В результате этого процесса раскрывается секрет, появляется Философский Камень. Это, сопоставляя со стихом 15 Псалма, указывает на то, что создание Философского Камня равноценно изначальному сотворению индивида. Оба они происходят на самом глубоком уровне. Это приводит нас к потрясающему заключению о том, что алхимик, создавая алхимический Камень – lapis – повторяет работу Творца.
Вопрос: Говоря психологически, в отношении к Самости, кто эти враги, о которых говорится в Псалме?
Эдингер: Что ж, я не затронул этой темы, так что сделаю это теперь. Это нечто вроде извержения, не так ли? Псалмопевец занят чем-то возвышенным и затем происходит резкое беспокойство в стихе 19: «Хотел бы я, чтобы Ты уничтожил беззаконных и кровожадных от меня забрал». Что же это значит?
Вот как я понимаю это: это как если бы его переживание Самости не было полностью интегрировано. Это значит, что здесь имеет место некая грандиозность и инфляция. Как следствие проявляет себя нечто от феноменологии параноидальной психологии. Око Бога это ключевая особенность параноидальной психологии, как видите. Параноик переживает самого себя, как того, за кем наблюдают, и это происходит в различных случаях бреда – почти всегда критических. Но идея того, что за тобой наблюдают, подразумевает определенную степень самомнения – этот человек стоит того, чтобы за ним наблюдали! Это идентификация с Самостью и с центром вселенной. Все остальное направленно на него, смотрит на него. Как компенсация этого грандиозного заблуждения, бессознательное начинает атаковать. И это нападение проецируется, как видите, на «беззаконных», «личных врагов» во внешнем мире.
Примечания.
118 See Edinger, Ego and Archetype, pp. 5ff.
119 [See especially chap. 2, “The Meaning of Consciousness.”—Ed.]
120 [“Extraversion is characterized by interest in the external object.”
(Psychological Types, CW 6, par. 972) “Introversion, on the other hand, [is] directed not to the object but to the subject.” (Ibid., par. 976)—Ed.]
121 See Neumann, The Origins and History of Consciousness, chap. 3.
122 “Concerning Rebirth,” The Archetypes and the Collective Unconscious, CW 9i,
par. 217.
123 Rundle Clark, Myth and Symbol, pp. 220f.
124 Ibid., pp. 181f.