Frater IAO 131
Психология Liber All
Об инстинктах Жизни и смерти
«Я тайный Змей, свернувшийся кольцами, изготовясь к броску: в моем скручивании — радость. Если поднимаю голову свою, я и моя Нюит — одно. Если опускаю голову свою и выплёвываю яд, тогда ликование Земли, тогда я и Земля — одно».
В этом стихе мы видим Хадита, сравнивающего себя со змеем, который свернулся кольцами и готовится к прыжку. Данный символ демонстрирует огромный потенциал, хранящийся внутри Самости, аналогичный непознанной силе, спрятанной в глубинах бессознательного каждого человека.
Скручиваясь, Хадит поднимает свою голову, соединяясь с Нюит, или опускает ее, становясь единым с Землей. В своем комментарии к этому стиху Кроули пишет: «Мистическое соединение должно быть осуществлено как на уровне духа, так и на уровне материи», что представляет собой «два основных типа Магической Оргии» (вызов Изменений в соответствии с Волей). Соответственно, есть два основных направления для курса Воли: возвращение к духу и погружение в материю.
Кроули не раз раз повторяет, что «Магия = Воля к Жизни», а «Мистицизм — Воля к Смерти». Это может напомнить нам теории об инстинкте жизни (Эрос) и инстинкте смерти (Танатос), разработанные знаменитым психоаналитиком Зигмундом Фрейдом. Он определяет инстинкт смерти как желание органических форм жизни вернуться в предшествующее им, неорганическое состояние, что может быть расценено как соединение с Нюит, а инстинкт жизни Эрос можно сравнить с «восторгом Земли» у Кроули.
Юнг также высказывает подобные идеи в его мистическом трактате «Семь наставлений мертвым».
«Мир богов проявляется в духовном и плотском. Небесные боги являют себя в духовном, земные же в плотском. Духовное воспринимает и внимает. Оно женственно, и потому мы именуем его mater coelestis, матерь небесная. Плотское порождает и зиждет. Оно мужественно, и потому мы именуем его phallos, отец естества. Плотское мужа более от естества, плотское жены более от духа. Духовное мужа от небес, оно направлено к высшему. У мужа плотское направлено к естеству, у жены плотское направлено к духовному».
Эти две автономные психические функции, которые в отношении индивида названы «небесной матерью» — что напоминает поднятие головы Хадитом и его соединение с Нюит, звездной богиней — и «земным отцом», что аналогично опусканию головы Хадита к земле. В юнгианской психологии это также понимается как двуполость человеческой психики, содержащей одновременно маскулинные и феминные черты. Юнг продолжает:
«Человек отличает себя от духовного и от плотского. Он именует духовное Матерью и помещает его между небесами и землей. Он именует плотское Фаллосом и помещает его меж собою и землей, ибо и Матерь, и Фаллос суть сверхчеловеческие демоны и проявления мира богов».
В Семи наставлениях мертвым мы видим почти тот же язык, который используется в Книге Закона. И снова мы должны вспомнить, что «психология считает все метафизические заявления и высказывания ментальными явлениями и рассматривает их как утверждения о сознании и его структуре, которые, в конечном счете, происходят из определенных бессознательных предпосылок». Поэтому мы можем рассматривать эти строки о Хадите из Книги Закона как указание на два аспекта Воли, два ее фундаментальных направления.
Мы подчеркнули, что эти два инстинкта представляют собой автономные функции, поэтому Юнг пишет, что человек должен уметь отличать себя от каждой из них. Затем он провозглашает следующие слова:
«Духовное и плотское не суть ваши свойства, не вещи, коими вы обладаете, напротив, они обладают вами и объемлют вас. Они – могучие демоны, в облике коих являют себя, а потому суть вещи, достигающие того, что над вами, вовне, – вещи, существующие сами по себе. Нет никого, кто владеет духовным как таким или плотским как таким, но он пребывает под властью закона духовного или плотского. Посему никто не избегнет тех демонов».
Это принципиально важный момент. Эти влечения нельзя отнести к нашим качествам, о которых мы бы могли думать, что те являются частью нас, нашей личности или ментальной структуры, они должны пониматься как силы, влияющие на нашу психику. Наше нормальное восприятие себя подразумевает наличие Эго, которое подвергается влияниям этих двух инстинктов, двух аспектов Воли, и — как мы подчеркнули в прошлых статьях — той Воли личности, которая руководит ее жизнью. И нет иного закона, кроме того, что повелевает творить ее.
Также мы должны заметить, что бы ни делал Хадит (скручивание, поднятие или опускание головы) — в этом есть радость и восторг. И снова подчеркивается мысль о том, что во всех своих аспектах «Бытие — это чистый восторг».