Frater IAO131,
Алистер Кроули о Фридрихе Ницше
«Читайте Ницше!»
Алистер Кроули
Жизнь Фридриха Ницше, Пророка Телемы
Фридрих Ницше – Немецкий философ, поэт и филолог, который жил с 1844 года по 1900 год. Сначала я дам краткую биографию этого великого мыслителя, а затем будет рассмотрено его влияние на Алистера Кроули и Телему.
Фридрих Ницше родился 15 октября, 1844 года, в деревне Рёккен, города Лютцен, вблизи Лейпцинга, Германия. Когда Ницше было около 6 лет, его отец и брат умерли в течение 6 месяцев друг за другом. Ницше родился в линии Лютеранских служителей, включая его отца и деда, и его погружение в христианство продолжалось, когда он был зачислен в школу при Цистерианском монастыре, с 14 по 19 лет. Примерно в это же время, Ницше узнал о романтической поэзии Гёльдерлина и музыке Ричарда Вагнера, оба из которых значительно повлияют на его внутреннее развитие.
Когда Ницше было 20 лет, он поступил в университет Ниццы в качестве студента теологии и филологии (изучение древних и классических текстов), хотя он перешёл в Лейпцигский университет для более пристального изучения филологии. Именно здесь, в книжном магазине, Ницше случайно наткнулся на «Мир как Воля и Представление» Шопенгауэра, книгу, которая, возможно, повлияла на его мышление больше, чем что-либо другое.
Когда Ницше исполнилось 23 года, он поступил на военную службу, но получил травму, которая позволила ему вернуться в Лейпцигский университет, где он встретил Ричарда Вагнера. Первоначально Ницше сильно дружил с Вагнером, называя взаимоотношения с ним «величайшим достижением», и, несмотря на это, он, однако, будет позднее писать о Вагнере (в «Случае Вагнера» и «Ницше против Вагнера»), и в итоге у них получился некоторый разлад, плюс к тому, Ницше критиковал сентиментализм музыки Вагнера. В возрасте 24 лет, Ницше была предложена должность профессора классической филологии в Базельском университете. В возрасте 25 лет, он служил медицинским помощником во время Франко-Прусской Войны, где заразился дифтерией и дизентерией и увидел с близкой дистанции травматические воздействия, вызванные сражением.
Ницше опубликовал свою первую крупную работу в возрасте 27 лет (в 1871 году), озаглавленную «Рождение Трагедии», которая была высоко оценена Вагнером, но жестко критиковалась различными учёными. В 1878 году, в возрасте 33 лет, Ницше опубликовал «Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных духом», переработанное издание, которое, по сути дела, положило конец его дружбе с Вагнером, из-за некоторых его характеристик (именование «художником» в книге). В 1879 году, Ницше оставил своё профессорство в Базеле из-за проблем со здоровьем.
После этого Ницше путешествовал по Европе, включая Ниццу, Сильс-Марию, Лейпциг, Турин, Генуя, Рекоаро, Мессину, Рапалло, Флоренцию, Венецию и Рим. За это время он написал много книг, включая «Утреннюю Зарю» (1881), «Весёлая Наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1883 — 1885), «За пределами добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (Dover Thrift Editions, 1887), и несколько книг в 1888 году, включая «Казус Вагнера», «Сумерки идолов», «Антихрист», «Ecce Homo» и «Ницше против Вагнера».
В 1889 году Ницше заимел психическое расстройство, когда был свидетелем избиваемой лошади, бросил свои руки на лошадь и рухнул. В это время он считался невменяемым, хотя его письма раскрывают удивительное мистическое прозрение, к примеру: «Спой мне новую песнь: мир преображён и все небеса радостны. [подписано] Единый Распятый» и «Я хочу повсюду в моём студенческом пальто, временами шлёпая кого-нибудь по спине и говоря: siamo contenti? Son dio, ho fatto questa caricatura [‘Всё в порядке? Я – Бог, этот фарс – моё творение’]… [подписано] Дионис»…
Фридрих Ницше в писаниях Алистера Кроули
Фридрих Ницше упоминается как Гностический Святой в Liber XV: Манифест ОТО, что, по крайней мере, показывает, что он оказал глубокое влияние на мышление Алистера Кроули. «Ассортимент» ссылок Кроули на Ницше иллюстрирует, что он достаточно хорошо читал Ницшеанскую мысль, тем более, что переводы определённых текстов не всегда непременно выходили в тот промежуток времени.
Во-первых, мы можем видеть, что Алистер Кроули очень высоко думал о Ницше: он не только включил его как Гностического Святого в Liber XV, но и считал его пророком Эона Гора. Кроули говорил о нём:
«Ницше можно считать одним из наших пророков»
Магия без слёз, глава 48
«Ницше был для меня почти аватаром Тота, бога мудрости…»
Исповедь, глава 76
«Читайте Ницше!»
“The Ordeal of Ida Pendragon” из The Equinox I:6
В общем, Кроули благожелательно относился к мнению Ницше о Христианстве, как о «рабской морали». Он писал, «Я полностью согласен с Ницше в том, что Христианство – это формула рабского государства; истинная аристократия и подлинная демократия в равной степени ей враждебны. В моём идеальном государстве каждый уважаем за то, что он есть. Всегда будут рабы, и раб определяется как тот, кто соглашается быть рабом» (Исповедь, глава 60). Также он пишет:
«Книга [Закона] провозглашает новую дихотомию в человеческом обществе; есть хозяин и есть раб, дворянин и крепостной, одинокий волк и стадо.[Эпитет «хозяин» грубо обозначает способных, деятельных, ответственных. «Раб» — его лозунг «вначале безопасность» со всеми вытекающими последствиями. Национальность, происхождение и тому подобные вещи важны, но абсолютно ничего не решают.] (Ницше можно считать одним из наших пророков…)»
Магия без слёз, глава 48
«Область [или Общность] Морали: Это код ‘Рабских Богов’, очень основательно проанализирован, измельчен и разминирован Ницше в ‘Антихристе’. Он состоит из всех подлых пороков, особенно зависти, малодушия, жестокости и жадности…»
Магия без слёз, глава 70
«Христианство пало, и поэтому Христос уже становится ‘дьяволом’ для таких мыслителей, как Ницше и Кроули. – О.М.»
Примечание в переводе Кроули «Ключа к мистериям» Элифаса Леви
«… доброжелательность, совестливость и альтруизм – это действительно недостатки для прогресса человечества. Как сказал Ницше, и я с ним согласен, больше сказать нечего»
Liber 888
Из знаний Кроули о Ницше, мы можем догадаться, что он читал, по крайней мере, «Весёлую Науку», «За пределами добра и зла» и «Антихриста». Он упоминал Антихриста по имени в вышеупомянутой цитате, и, по существу, упоминает «За пределами добра и зла» в следующем комментарии к Liber LXV V:37, «О вы, которые Ормузд и Ариман! Благословенны вы на века». Он комментирует: «В Персидской теологии, принципы Добра и Зла. Сравните с Ницше; и в нашей собственной доктрине, выраженной множественными путями во многих местах».
Кроули упоминает Ницше, когда пишет об этике Телемы и выходит за пределы добра и зла:
«[В 1919 году] моей главной идеей было отыскание сообщества на принципах Книги Закона, для формирования архетипа нового общества. Главный этический принцип состоит в том, что каждое человеческое существо имеет свою собственную определённую цель в жизни. Человек имеет полное право на достижение этой цели, и на то, чтобы не делать что-либо другое. Дело общества – помочь каждому своему члену достичь этой цели; в результате, все правила должны быть исполнены, и все вопросы политики разрешены, посредством применения данного принципа к обстоятельствам. Таким образом, мы произвели чистую проверку всех грубых и готовых кодов конвенции, которые характеризовали прошлые цивилизации. Такие коды, помимо несправедливости по отношению к личности, терпят неудачу, основываясь на произвольных предположениях, которые не только ложны, но оскорбляют и повреждают нравственное чувство. Их авторитет опирался на несостоятельных определениях правильного и неправильного. Как только Ницше и другие продемонстрировали этот факт, они потеряли свою обоснованность»
Исповедь, глава 87
Далее, Кроули пишет:
«Ницше обратил особое внимание на то, что лучшие мысли приходят во время ходьбы. То же самое неоднократно наблюдал и я: действительно важные соответствия приходили, как озарение, во время моих скитаний»
Магия без слёз, глава 4
Это исходит или из «Весёлой Науки» («Мы не принадлежим к тем, кто обладает идеями только среди книг, когда стимулируется книгами. Это наше обыкновение, думать на открытом воздухе – прогулки, прыжки, альпинизм, танцы, преимущественно на уединённые горы или около моря, где даже тропы становятся задумчивыми. Наши первые вопросы о ценности книги, человеческого существа или музыкального сочинения: Могут ли они ходить? Даже больше, могут ли они танцевать?») или «Ecce Homo» («Сидите как можно меньше; отказывайтесь доверять любой мысли, которая была рождена не на открытом воздухе, в то время как кто-то свободно передвигался – в которых мускулы к тому же не празднуют пиршество. Все предрассудки исходят из кишечника… Сидячая жизнь – как я уже говорил – это подлинный грех против святого духа»).
Ницшеанская точка зрения в Телемитских Писаниях
В эссе «Магия без слёз» Кроули описывает три Школы Магии. По сути, он определяет Белую Школу, цитируя Книгу Закона и затем цитирует Ницше, в связи с двумя другими:
«Чистое учение Белой Школы можно описать очень простыми понятиями.
Бытие есть чистая радость. Неспособность осознать это порождает страдания, но это не беда. Это не имеет особого значения, ведь мы сами изобрели страдание, дабы получать огромное удовольствие от его избавления. Таким образом, бытие есть таинство.
Адепты Белой Школы относятся к своим братьям Черной Школы подобно тому, как английский сахиб-аристократ (в те времена, когда англичане были нацией) относился к невежественному индусу. Ницше выражал философию этой Школы со значительной точностью и энергией. Человек, обвиняющий жизнь, просто признает себя непригодным к ней. Смелый человек наслаждается, отдавая и принимая тяжелые удары, и смелый человек радостен»
Магия без слёз, глава 7
Кроули также пишет: «Но я закликаю тебя всеми силами: живи рискованно. Не в этом ли заключается Слово твоего дядюшки Фридриха Ницше?» (Liber Aleph, глава 47). Упоминание «живи рискованно», скорее всего, представляет собой отсылку к «Весёлой Науке» («секрет добычи из существования величайшей плодовитости и величайшего наслаждения – живи рискованно…»), хотя сходные строки появляются в «Так говорил Заратустра». Кроули повторяет идеи Ницше об эволюции и воли-к-власти, когда пишет:
«В этом стихе – немало от ницшеанства. Это естественный эволюционный подход. Что толку продлевать страдания больных туберкулёзом и прочими неизлечимыми болезнями, как делают в наши дни? Избавляться от слабых – закон Природы. И это – милосерднее всего. Без этого сильные не могут развиваться как должно; без этого они склоняются под мёртвым грузом слабых и отсечённых, больных и атрофированных конечностей. Христиан – Львам!»
Комментарий к Книге Закона II:21
Наконец, Кроули также пишет о знании Ницше о выходе за пределы противоположностей:
«Для всякого высокого духовного видения характерно, что формулировка любой идеи немедленно уничтожается или отменяется возникающим противоречием. Гегель и Ницше проблесками понимали это, но очень полно и просто это описано в ‘Книге Мудрости или Глупости’»
Книга Тота
Из этих цитат видно, что Кроули не только достаточно хорошо для того времени знал произведения Ницше, но и значительно был под их влиянием. Он приветствовал Ницше не только как Гностического Святого E.G.C., но также пророка Закона Телемы (титул, которым Кроули не разбрасывался легко вокруг).
Любовь есть Закон, Любовь в соответствии с Волей.