06.05.2018
0

Поделиться

Часть 3. Этика

Frater IAO131,

«Философия Телемы»

Часть 3. Этика.

Провозглашение «Твори свою волю: таков да будет весь Закон» из Liber Al vel Legis (1:40) обладает особенно глубокими смыслами в сфере нравственности. Существует огромное количество материала по этой теме во всех работах Кроули.

Поскольку «Нет закона, кроме ‘Твори свою волю’» (Liber Al vel Legis, 3:60), единственное «правильное» действие – это то, которое исполняет Волю, а единственное «неправильное»  действие – это то, которое мешает исполнению Воли.  Как говорит Liber Al vel Legis (I:41), «Слово греха — Ограничение». Кроули объясняет, что «[Эта] первая фраза – это общее определение Греха, или Заблуждения. Все, что ограничивает волю, всё, что ставит препятствия на её пути или вынуждает её отклониться от курса, есть Грех» (Закон для Всех). По существу, любая форма нравственности, действующая как абсолютная, полагая любое качество априори «правильным» или «неправильным» (или «злым») – это проклятье для Телемы. «Для нас ‘зло’ – это относительный термин; это то, что препятствует исполнению Истинной Воли» (Закон для Всех).

Отношение к себе и другим – это вынужденное следствие «Делай то, что ты изволишь». Поскольку «нет у тебя иного права, кроме как творить волю твою» Liber Al vel Legis (I:42), достоинство самодисциплины помогает человеку однонаправленно творить свою Волю. Как поясняет Кроули, «То, что истинно в каждой Школе, также истинно и для каждого индивидуума. Успех в жизни, построенной на Законе Телемы, подразумевает суровую самодисциплину» (Магия без слёз, глава 8). Кроме того, поскольку «Каждый мужчина и каждая женщина — Звезда» (Liber Al vel Legis, I:3), и каждая звезда имеет свой собственный уникальный путь, каждая «звезда» должна следовать своей собственной Воле и избегать вмешательства в дела других. Короче говоря, занимайся своим собственным делом. «Необходимо, чтобы мы, раз и навсегда, прекратили это невежественное вмешательство в чужое дело. Каждый человек должен быть свободен следовать своему собственному пути» (Закон для Всех). Это впоследствии подразумевает существование полной нравственной свободы, включая сексуальную свободу. «Также досыта вкушайте любовь по воле своей, когда, где и с кем пожелаете!» (Liber AL vel Legis I:51). Речь не о «необузданном индивидуализме», т.е. это не значит, что нет возможности для правительства. Понимание Телемы состоит в том, что у каждый звезды есть своя особая функция в схеме вещей и что ей следует исполнять эту функцию однонаправленно, и чья-либо функция может быть включена в государственные дела.  «Ибо каждый индивидуум должен в совершенстве выполнять свою функцию и довольствоваться этим, считая свои обязанности необходимыми и священными, и не завидовать другим. Ибо Свободную Страну можно создать только тогда, когда Воля направляется исключительно на благо всех» (Liber Aleph).

Помимо перемещения локуса нравственности к личности, делая Волю  мерилом того, что «правильно», а что «неправильно», Телема выделяет определенные нравственные черты над другими и рассматривает определенные переживания как «благие».

Одно из направлений действий, поддерживаемое Телемой – это достижение Знания и Собеседования со Святым Ангелом-Хранителем, Союз с Богом, растворение эго или любая другая метафора, используемая в мистицизме. Кроули объясняет: «Человек должен думать о себе как о ЛОГОСЕ, как о движущейся, а не фиксированной идее. ‘Делай то, что ты изволишь’ – такова его формула. Он становится Собой только когда добивается потери Эгоистичности, чувства отделенности. Он становится Всем, PAN, когда он становится Нулем» (Антецеденты Телемы). Кроули говорит это прямо, когда пишет:  «В Книге много предписаний революционного характера, но все они – это частный случай общего наставления осознать свое собственное абсолютное Божество и действовать с благородством, возникающим из этого знания» (Исповедь, глава 49). Эти достижения понимаются как доступные каждому и помогают человеку понять мир, себя и свою волю более полно.

Общая нравственная тема в Телеме – сила над слабостью. «Красота и сила, переливный смех и сладостная истома, мощь и пламя — от нас» (Liber AL vel Legis II:20)». «Ученики мои прекрасны и горделивы; сильны они и быстры; каждый правит своим путем, как могучий завоеватель. Те, кто слабы и робки, несовершенны, трусливы, грустны и несчастны, — это мои враги; я пришел, чтобы их уничтожить» (Liber Tzaddi, 24-25).

Следовательно, Телема придерживается иного мнения о «сострадании»: «Это и милосердье: конец недугу земли! Выпалывать сорняки; и поливать цветы» (Liber Tzaddi, 26). «Нет нам дела до изгоев и непригодных: пусть умирают в нищете своей. Ибо они ничего не чувствуют. Состраданье — порок царей; попирай ничтожного и слабого: таков закон сильных; это наш закон и радость мира» (Liber AL vel Legis II:21). Т.е. «сострадание» не понимаются как поддержка слабых, а скорее противоположное: «уничтожение сорняков» или уничтожение слабых и «поливка цветов» или продвижение сильных. Это сострадание, поскольку это «конец болезни земли».

Другой взгляд на жалость также проявляется в свете Телемитской точки зрения, что «Каждый мужчина и каждая женщина – это звезда» (Liber AL vel Legis I:3). Кроули пишет: «Жалость подразумевает две очень серьезные ошибки – ошибки, которые абсолютно несовместимы с взглядами с точками зрения о вселенной, кратко обозначенными выше. Первая ошибка в этом отношении заключается в неявном предположении о том, что что-то не так с Вселенной… Вторая ошибка еще большая, поскольку она включает в себя комплекс Эго. Жалость к другому человеку подразумевает, что вы превосходите его, и что вы отказываетесь признать его абсолютное право на существование таким, какой он есть. Вы утверждаете себя превосходящим в отношении его, и это концепция, абсолютно противоположная этике Телемы: ‘Каждый мужчина и женщина – это звезда’ и каждое существо являет собой Суверенную Душу. Поэтому минутного размышления достаточно, чтобы показать сколь совершенно абсурдно любое такое отношение, в применении лежащих в основе метафизических фактов» (Метод Телемы). Также «Книга Закона рассматривает жалость как презренную… жалость к другому человеку оскорбляет его. Он также является душой, ‘единой, индивидуальной и вечной’». Книга не осуждает боевые действия: «Если он Царь, ты не можешь повредить ему» (Исповедь, глава 49).

Это приводит к другой точке зрения, которая заключается в том, что Телема заключает в себе конфликт. «Презирайте также всех трусов; наемников, что смеют лишь играть, но не сражаться; всех глупцов презирайте! Но ревностные и гордые, царственные и благородные, вы — братья! Сражайтесь как братья!» (Liber AL vel Legis III: 57-59). «Смотри же! в «Книге Закона» немало сказано о Любви, но в ней не найдется ни слова о Сентиментальности. Сама Ненависть почти неотличима от Любви! ‘Сражайтесь как братья!’ Это понимают все мужественные племена Земли. Та Любовь, о которой говорится в «Книге Закона», всегда дерзновенна, сильна и даже неистова. В ней есть и утонченность, но это — утонченность силы» (Liber II. Послание Мастера Териона).

Телема также предписывает человеку радоваться жизни. Общая тема объятия и видения радости во всех аспектах пронизывает Телему. «Помните все, что бытие есть чистая радость; что все скорби — лишь тени; они пройдут, и не станет их; но есть то, что остаётся… Будет радость им, нашим избранным; кто скорбит — не от нас… Вы же, о люди мои, восстаньте и пробудитесь! Да исполняются ритуалы, как подобает, с радостью и красотой… празднество жизни и большее празднество смерти. Празднество каждый день в ваших сердцах, упоенных моим восторгом!… Пиши и обретай экстаз в письме! Работай, и в работе будь нам ложем! Трепещи восторгом жизни и смерти!» (Liber AL vel Legis II: 9, 19, 34-35, 41-44, 66). «Радостен первый шаг; радостен путь; радостна цель» (Liber Tzaddi, строка 22). Данный взгляд на мир проистекает из метафизических идей, поддерживаемых Телемой. Короче говоря, «[Нуит] – это бесконечность, в которой все мы живем, движемся и существуем. Хадит — это вечная энергия, Бесконечное Движение Объекта, ядро и средоточие всего бытия. Проявленная Вселенная рождается от брака Нуит и Хадита; без этого союза не существовало бы ничего. Таким образом, их вечный, нескончаемый брачный пир есть сама природа вещей; и потому все сущее — это кристаллизация божественного экстаза» (Закон Свободы).

В конце концов, нужно помнить: «Нет закона, кроме ‘Твори свою волю’» (Liber AL vel Legis III:60). Все эти идеи подчиняются центральному закону «Делай то, что ты изволишь». Это красота слова Телемы, подразумевающего такой краткий и величественный ответ на проблемы нравственности, но в то же время имеющего сложные и замысловатые следствия.